Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В белорусской политической науке

Поиск

К настоящему времени накоплен большой политический опытв становлении и развитии мировой цивилизации. Для него характерна приверженность большинства стран к демо­кратическим ценностям, таким как неотъемлемость граж­данских и политических прав личности, политический плю­рализм, правовое государство, приоритет гражданского об­щества по отношению к государству, многоукладность эко­номики и свободное распоряжение собственностью, приори­тет рыночных отношений, осторожное отношение к рефор­мам, неприязнь к радикализму, стремление к стабильности и порядку, в большей или меньшей степени социальная ори­ентация государства.

Задача современной политической науки заключается в поиске и нахождении современных рациональных методов, механизмов и средств, необходимых для дальнейшего совер­шенствования общества на основе новых и вышеперечислен­ных ценностей. Политическое прогнозирование в настоящее время приобретает исключительно важную роль в управле­нии политическими событиями.

К фундаментальным научным проблемам современности относится проблема устойчивого развития каждой страны в отдельности и вместе взятых. В 2008 г. большинство стран мира в очередной раз охватил глубокий финансово-экономи­ческий кризис, который, естественно, нарушил политиче­скую, социальную и духовную стабильность общества. Каки­ми должны быть современное общество, его политическая и эко­номическая системы, как их следует преобразовывать для то­го, чтобы достичь уровня определенной динамичной устой­чивости? Эти вопросы требуют своего решения. В Республике Беларусь разработана Национальная стратегия устойчиво­го социально-экономического развития на период до 2020 г. Страна выдержала удары мирового кризиса, сохранила тем­пы прироста ВВП и добивается того, чтобы процессы интен­сивного социально-экономического развития стали необра­тимыми, приобрели характер устойчивой тенденции.

Важной фундаментальной проблемой, требующей разре­шения, является вопрос о степени, глубине и форме вме­шательства субъективного фактора в объективный про­цесс движения общества, общественно-политические про­цессы. Будет ли идти дальнейшее развитие общества путем коренной ломки всех общественных отношений (революции) или эволюционным путем? Как оптимизировать пределы вмешательства политических сил, политической деятель­ности людей в объективный процесс общественного разви­тия? Республика Беларусь в числе других стран заявила, что она исчерпала свой лимит на революции, и ее дальнейшее развитие будет идти эволюционным путем. Вместе с тем можно предположить, что мировое развитие человечества не гарантировано от новых резких скачков и радикальных пре­образований всех сторон общественной жизни.

До сих пор не разрешена проблема исключения войны из жизни общества. У некоторых стран, отмечает Президент А.Г. Лукашенко, уже входит в привычку «устанавливать мир и "демократию" на планете с помощью оружия», а «во­енно-политический блок НАТО активизировался так, как будто планета на пороге войны» [1, с. 1]. Все это ставит воп­рос о создании новой глобальной архитектуры безопасности. Необходимо сделать все, чтобы мир стал более справедливым и безопасным.

К XXI в. сложилась качественно новая геополитическая ситуация. Многие политические вопросы, особенно глобаль­ные, не могут быть решены в рамках одного государства. Идет поиск новой подлинно демократической модели международных отношений, оптимальной стратегии раз­вития и мер ответственности каждого государства за поддер­жание жизнеспособности планеты. Беларусь призывает ми­ровое сообщество к построению новой, более справедливой и сбалансированной системы международных отношений, по­иску разумных компромиссов.

К наиболее дискутируемым проблемам принадлежит и проблема глобализации: ее природа, степень новизны, ме­ханизмы воздействия на ее темпы, методы и формы, вызыва­емые ею конфликты и последствия.

Наиболее острой проблемой является современный ши­рокомасштабный духовный кризис. Он проявляется в раз­рушении духовных основ личности, потере смысла жизни и этических ориентиров, пьянстве и наркомании, проститу­ции и сексуальных отклонениях, преступности и насилии, массовых стрессах и психических заболеваниях, социальном эгоизме и нетерпимости, стремлении многих людей исклю­чительно к материальному обогащению и т.д. Предстоит эко­логизировать и гуманизировать сознание и мировоззрение человека, переориентировать его на духовно-нравственные ценности, на их приоритет, иначе человечество, образова­ние, наука, культура придут в упадок.

К фундаментальным проблемам политологии относится также вопрос о диалектике, поиске оптимальной стратегии развития на новом историческом витке. В обществе одновре­менно происходит большое число количественных и каче­ственных изменений, переход количества в качество. Поли­тология должна разработать механизм, позволяющий по возможности давать более точную оценку всех этих процес­сов, чтобы политики могли своевременно и гибко реагиро­вать на меняющуюся среду, адекватно ее отражать в своей деятельности.

На современном этапе особую важность приобретают теоретические исследования содержания законов поли­тического развития. Требуется смена мировоззренче­ских, теоретических, методологических и методических установок, которые сегодня являются своеобразным тор­мозом при разработке и принятии прогрессивных законов, как в масштабах отдельных стран, так и в межгосудар­ственных отношениях. Это положение принципиально важно усвоить прежде всего политологам и политикам. «...Необходимо создавать законы нового поколения, научно обоснованные и глубоко выверенные с точки зрения всесто­роннего прогнозирования последствий их реализации как в ближайшее время, так и в перспективе», — подчеркивает Президент Л.Г. Лукашенко [1, с. 2].

Политология нуждается в разработке методологии ис­следования. Усиливается роль интуиции, политического сознания, политического опыта, оперативного социального эксперимента и психологических факторов в изучении и вы­работке политики.

Важнейшей практической и теоретической проблемой со­временной политологии является также разработка поня­тийного аппарата, овладение и применение нового типа научных категорий и понятий. Это путь к более достовер­ному познанию реальных политических процессов. Разра­ботка понятийного аппарата — длительное и сложное дело.

В каждой стране сложились национальные школы поли­тологии. Наиболее влиятельными в настоящее время явля­ются американская, английская (Англия, Германия, страны Скандинавии и др.), франко-итальянская.

В центре исследований американских политологов стоят проблемы политического поведения, политического учас­тия, разработка поведенческих методик и факторов, влияю­щих на их мотивацию, в том числе приемов политического манипулирования. Изучаются методы использования марке­тинга и рекламы в политике. Ведутся исследования по тео­рии принятия политических решений, в том числе и с ис­пользованием ЭВМ. При анализе политических систем и процессов разрабатываются вопросы применения некоторых методик естественных наук (в том числе кибернетики).

Представители английской школы занимаются пробле­мами устойчивого развития общества по пути социального прогресса и демократии. Объектами исследования являются демократические организации и движения, партии, профсою­зы, мотивы их общественно-политической активности. Глав­ное внимание сосредоточено на проблемах организации влас­ти, усовершенствования деятельности парламента, прави­тельства, местного управления.

Французская и итальянская школы большое внимание уделяют механизмам и методологии выработки политики. В центре их исследований стоят проблемы демократии, по­литической власти, политические институты. Изучаются мотивации и факторы, влияющие на политическую культу­ру и политическую позицию граждан. Достаточно глубоко эти школы изучают партийные системы, внутрипартийные отношения, влияние партий и общественных объединений на общество. Развитой отраслью политологии французской и итальянской школ являются исследования конкретных про­явлений массового недовольства, путей разрешения соци­альных конфликтов, особенно трудовых. В этих целях осу­ществляются прогнозы и вырабатываются практические ре­комендации для правительства.

 

Тест

 

1. Политическая мысль античности была направлена:

а) на поиски путей построения совершенной (идеальной) модели государства;

б) осмысление государства как результат человеческой деятельности;

в) осмысление политики как социального явления;

г) объяснение природы и общества с позиции разума;

д) разрешение политических кризисов.

2. Первым указал на взаимосвязь политики с социальной сферой жизни общества:

а) Аристотель; в) Цицерон;

б) Платон; г) Ф. Аквинский.

3. «Правильные» формы правления по Аристотелю:

а) монархия; г) аристократия;

б) тирания; д) полития;

в) олигархия; е) демократия.

4. Первым проследил переход человечества от естественного права к государственному, дал определение естественного права:

а) Иолибий; в) Платон;

б) Цицерон; г) Аристотель.

5. Вопросами разделения властей на светскую и духовную, происхождения светской и духовной власти, их взаимоотно­шений, соподчинения и компетенции первыми занимались политические мыслители:

а) античности; в) эпохи Возрождения;

б) средневековья; г) Нового времени.

6. «Град Земной — мир зла и сатаны, Град Божий — мир Добра и Бога», — так рассуждал:

а) А. Августин; в) Платон;

б) Ф. Аквинский; г) Т. Гоббс.

7. «Светской власти принадлежат лишь тела людей, но не их души. Над душами властвует церковь», — утверждал:

а) Ф. Аквинский; в) Платон;

б) А. Августин; г) Аристотель.

8. «Без суверенитета нет и не может быть государства», — утверждал:

а) Цицерон; в) Аристотель;

б) Платон; г) Ж. Боден.

9. Советы, рекомендации Н. Макиавелли властителю:

а) честь превыше всего;

б) малодушных — использовать, честолюбивых - опа­саться;

в) следует быть мудрым, хитрым и сильным;

г) не должен быть верным данному слову.

10. Впервые историю человечества на естественную (догосударственную) и общественную (государственно-правовую) раз­делил:

а) Н. Макиавелли; в) Дж. Локк;

б) Т. Гоббс; г) Ж.Ж. Руссо.

11. По мнению Т. Гоббса, порядок в государстве может обес­печить только сильная власть в лице:

а) абсолютной монархии;

б) ограниченной монархии;

в) дуалистической монархии;

г) парламентской монархии.

12. Впервые поставил личность выше общества и государ­ства:

а) Цицерон; в) Ш. Монтескье;

б) Аристотель; г) Дж. Локк.

13. Родоначальником классической концепции разделения властей является:

а) Цицерон; в) Ш. Монтескье;

б) Аристотель; г) Дж. Локк.

14. Какое из двух суждений о границах свободы является, на ваш взгляд, верным:

а) «Разрешено все, что не запрещено» (Т. Гоббс);

б) «Все, что не воспрещено законом, то дозволено» (III. Монтескье)?

15. В преобразовании общественных отношений большую роль нравственности, гуманизму, просветительству отводил:

а) Ш. Монтескье; в) Ж.Ж. Руссо;

б) Дж. Локк; г) Вольтер.

16. «Появление имущественного неравенства привело к ста­новлению политического неравенства», — утверждал:

а) Дж. Локк; в) Ж.Ж. Руссо;

б) Вольтер; г) Ж. Боден.

17. Первым, кто перешел от количественных характеристик государства к качественным, к выводу о необходимости по­строения правового государства, был:

а) Ж. Воден; в) И. Кант;

б) Ж.Ж. Руссо; г) III. Монтескье.

18. Определите, какое из приведенных суждений является неверным. По Г. Гегелю в гражданском обществе существует:

а) частная собственность;

б) общность интересов и формальное равенство граждан;

в) имущественное и социальное неравенство;

г) функционирование общества наряду с государством;

д) зависимость общества от государства.

19. Впервые термин «утопия» используется:

а) Т. Мором; в) Т. Кампанеллой;

б) Д. Уинстэнли; г) Т. Мабли.

20. «Наивысшее счастье наибольшего числа людей», — это мораль теоретиков:

а) коммунизма; в) консерватизма;

б) либерализма; г) утилитаризма.

21. «Лишите мир этой непостижимой силы — в одно мгновение порядок обратится в хаос, троны рухнут и общест­во исчезнет» (Ж. де Местр). О какой силе идет речь:

а) монархе; в) полководце;

б) диктаторе; г) палаче?

22. Статут ВКЛ:

а) содержал идею правового государства;

б) предусматривал осуществление на практике разделе­ние властей;

в) регламентировал вопросы собственности;

г) был основным источником права в Беларуси до 1917 г.

23. Политическими идеалами Ф. Скорины были:

а) ограниченная монархия во главе с просвещенным мо­нархом;

б) верховенство закона;

в) установление «вечного мира»;

г) утверждение в общественном сознании идеалов аске­тизма и уравнительности.

24. Сторонниками реформаторского (эволюционного) пу­ти развития белорусского феодального общества являлись:

а) М. Гусовский; в) М. Чехович;

б) С. Будный; г) Л. Сапега.

25. Сторонниками радикальных взглядов на изменение феодальных порядков являлись:

а) Петр из Ганендза; в) Мартин Чехович;

б) Якуб из Калиновки; г) Павел из Визны.

26. К. Калиновский выступал против:

а) царского самодержавия; в) сословного неравенства;

б) национального гнета; г) парламентаризма.

 

Вопросы для повторения

 

1. Назовите основные этапы развития политической мыс­ли Запада, Беларуси и их специфику.

2. Охарактеризуйте содержание античной и римской по­литической мысли.

3. Назовите основные проблемы политической мысли в эпоху средневековья.

4. Расскажите о вкладе Н. Макиавелли в проблему соот­ношения политики и морали.

5. Перечислите особенности трактовки причин заключе­ния общественного договора Т. Гоббсом, Дж. Локком и Ж.Ж. Руссо.

6. Раскройте основное содержание либеральных взгля­дов Дж. Локка и III. Монтескье.

7. Раскройте основные положения, которыми обогатили теорию правового государства и гражданского общества И. Кант и Г. Гегель.

8. Охарактеризуйте сущность политического учения И. Бентама, Дж.С. Милля, А. де Токвиля.

9. Раскройте основные положения теории утопического социализма.

10. Раскройте основные положения теории консерватиз­ма Э. Берка, Ж. Местра, Л. Бональда.

11. Определите круг новых теоретических проблем и концептуальных подходов, которыми занимается полити­ческая наука в начале XXI в.

 

 

Литература

 

1. Ад таго, наколькі абароненыя иашыя людзі, залежыць далейшае ўстойлівае развіццё Беларусі. Выступленне Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р. Лукашэнка на заключным пасяджэнні Савета Рэспублікі i Палаты прадстаўнікоў Нацыянальнага сходу Беларусі трэцяга склікання // Звязда. — 2008. — 24 кастр.

2. Марченко, М.Н. История политических и правовых уче­ний: учеб. пособие / М.Н. Марченко, И.Ф. Магин. — М.,2007.

3. Платон. Государство. Законы. Полития / Платон. — М., 1998.

4. Политические мыслители: учеб. пособие / В.А. Бобков, И.Н. Браим, В.Л. Ефременко |и др.]; под ред. В.А. Бобкова, Э.А. Корниловича. •— Минск, 1997.

5. Сокал, С.Ф. Гісторыя палітычнай i прававой думкі Беларуci: вучэб.-метад. дапамож. / С.Ф. Сокал, А.Ф. Туміловіч. — Мінск,2004.


 

Политическая власть



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.92.247 (0.011 с.)