Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Легитимность политической власти. Типы легитимного господстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На политическую судьбу представителей власти неизбежно решающее влияние оказывало то, каким путем они пришли к власти — законным или нет. Для обозначения законности и признания политической власти используются понятия «легальность» и «легитимность». Легитимность (от лат. legitimus — законный, правомерный) — общественное признание законности власти, доверие к ней граждан, их согласие ей подчиняться. Немецкий политолог Макс Вебер ( 1864 - 1920 ) полагал, что повиновение легитимной власти основывается на «вере в законность» данной власти, на «признаваемости» подвластными господства над ними и осознании правящими верхами своего права на власть. Власть, располагающая к доверию, превращается по Веберу в авторитет, во власть авторитета. В зависимости от мотивов подчинения М. Вебер выделил три основных типа легитимности власти: традиционный, харизматический и рационально-легальный. При традиционной легитимности повиновение власти, общественное признание ее законности обусловлено неписаными нормами вековых традиций, обычаев, нравов, предрассудков, которые не подвергаются сомнению. Известна, например, такая традиция, как передача власти по наследству («Король умер, да здравствует король!» — так во Франции официально оповещали народ о смерти короля и вступлении на престол его наследника). Традиционная власть характерна для монархии. При харизматической легитимности власть основана на вере в признаваемые или действительные особо выдающиеся качества, т.е. харизму (от гр. charisma — божий дар) руководителя. Этими особыми качествами могли быть редкостная, исключительная одаренность, мудрость, необыкновенная военная отвага, героизм, дар пророчества, откровений, магические способности, личное обаяние, притягательность человека и т.п. Это не столько приобретенные, сколько дарованные качества. Термин впервые определен Вебером. Согласно ему, харизмой обладают герои, великие полководцы, выдающиеся политики. В настоящее время харизматическая легитимность власти характерна для развивающихся стран. При рационально - легальной легитимности легальность (от лат. legalis — законный) — это юридическое бытие власти, ее правомерность, воплощение в нормах права. Власть является легальной, если она базируется на законе, уважает закон. Прежде всего это авторитет власти, а не власть авторитета. Рациональность власти означает веру в ее законность и добровольное согласие с ней и принимаемыми ею решениями. Правовая аргументация законности власти соответствует ценностным представлениям большинства граждан. Все, например, согласны, что единственным средством достижения власти являются всеобщие выборы, проведенные в строгом соответствии с законом. Принимаемые властью решения рациональны, разумны, а потому одобряются гражданами. Подчинение власти превращается в осмысленное действие, не обусловлено чувством, что за исполнение или неисполнение властных решений могут последовать поощрительные или репрессивные меры. В данном случае авторитет власти (легальность) дополняется властью авторитета (легитимность). Подобная власть и легитимна, и легальна
Субъекты, ресурсы и способы реализации политической Власти. Критерии эффективности функционирования Политической власти Власть — важнейший элемент коммуникации и гармонизации современного общества. Она постоянно находится под влиянием различных социальных субъектов. Субъекты политической власти — это все те, кто принимает реальное участие во властном взаимодействии с государством и друг с другом. Первичными субъектами власти являются различные общности людей (народ, социальные группы и слои) и индивиды (государственные должностные лица, политические деятели и рядовые граждане), вторичными — политические институты и организации (государство, политические партии, общественные организации и движения, бюрократия, институты мирового сообщества и т.д.). Основным субъектам политической власти будут посвящены отдельные главы учебного пособия. Как мы уже отмечали, власть есть способность субъекта в соответствии со своими намерениями обеспечить подчинение объектов. Объекты власти — те, на кого направлено властное воздействие: индивиды, общества, отдельные государственные органы, все сферы их жизнедеятельности. В целях обеспечения своего влияния носители политической власти обладают уникальной системой ресурсов. На ресурсах строится, держится и реализуется властвование. Ресурсы власти — это совокупность средств и возможностей, которыми располагают и пользуются властвующие субъекты для реализации своих целей. Ресурсы политической власти многообразны и (можно предположить) безграничны. По сферам проявления они делятся на ресурсы, возникающие в сфере политики; общественные ресурсы; собственно политические ресурсы власти. К ресурсам, возникающим в сфере самой политики, относятся знания, компетентность, профессионализм, интеллект политика, его речь со всеми ее характерными признаками; политические технологии (особенно избирательные); политическая символика, другие внешние атрибуты власти (здания, церемониал, ритуалы собраний, встреч, приемов, парады, салюты и т.д.). Наличие и умелое использование этих ресурсов формируют мнение о власти, ее политиках и политике. К общественным ресурсам власти относятся устоявшиеся в обществе национальные, конфессиональные традиции, идеологические течения, общественные настроения. Всякая новая власть не может не опираться па идеологию, политическую культуру, мощь и структуру производительных сил, науку, образование, творческий потенциал народа, уровень жизни, которые сложились в обществе до ее появления, а теперь достаются ей в наследство. Общественные ресурсы по сферам жизнедеятельности делятся на экономические, социальные, культурно-информационные, силовые (принудительные). Экономические ресурсы — природные богатства (полезные ископаемые, плодородные земли и т.п.), материальные ценности, финансы, производительные силы, население как создатель материальных благ (численность, трудоспособность, квалификация, мобильность, дисциплина). Решение экономических проблем, как правило, подчинено главной и основной задаче сохранению и упрочению политической власти. Наличие и умелое, целесообразное использование властью экономических ресурсов, несомненно, повышает ее авторитет, доверие и поддержку народа. Социальные ресурсы — это степень удовлетворения властью материальных и духовных потребностей своих граждан, условий их жизни и труда. Опора власти на данные ресурсы зависит от ее способности повышать или понижать социальный статус объекта. Социальная политика является предметом острой политической борьбы. При ее проведении власть и оппозиция часто обвиняют друг друга в популизме. Культурно-информационные ресурсы есть создаваемые и применяемые властью средства управления сознанием людей, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека. К ним относятся в первую очередь СМИ (пресса, радио, телевидение), средства искусства (театр, кинематограф, изобразительное искусство). Данные ресурсы — мощное оружие власти, они оттеснили на второй план другие ресурсы. Принудительные (силовые) ресурсы власти — это государство с его аппаратом, армией, органами внутренних дел, правоохранительными структурами (суд, прокуратура), тюрьмами, службой безопасности и другими институтами физического и морального принуждения и специально подготовленными для этого людьми. Принудительные ресурсы — наиболее эффективный источник власти. Угроза наказания, страх перед наказанием заставляют человека повиноваться. С помощью данных ресурсов можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых является человеческая жизнь. Собственно политическими ресурсами власти служат репутация власти, ее этические (моральные и нравственные) качества. Речь идет о тех ресурсах, при которых власть опирается только на себя. Социальная безнравственность власти, ее необязательность, недобросовестность, коррумпированность, преступность, самоуправство, злоупотребление полномочиями особенно опасны и неизбежно ведут к ее кризису. У населения исчезнет доверие к власти как таковой, к ее носителям. «Когда люди не имеют доверия к власти, государство погибнет», — утверждал древнекитайский философ Конфуций (551-479 до н.э.). Субъекты власти используют различные ресурсы обычно в комплексе, хотя каждый их тип имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия. Власть реализуется различными способами. Способы реализации политической власти — система, определяющая место, функции и отношения друг с другом институтов власти и управления в политическом процессе по реализации целей политики и власти. Способами реализации власти являются господство, руководство, управление, организация, контроль (рис. 1.1). Начальным этапом реализации власти является господство. Оно заключается в исследовании ситуации, анализе задач политики и власти, выборе важнейших из них и принятии необходимого решения по их выполнению и проектированию соответствующих политических процессов, которые должны завершиться достижением намеченных целей.
Господство Выбор целей деятельности
Рис. 1.1. Способы функционирования и реализации политической власти
Цели могут быть социальными, экономическими, политическими, экологическими и т.д. (например, формирование правительства, обновление общества, выход из кризиса). В господстве всегда присутствует приказ, содержащий сущность волепредъявления, и его цели — для чего делать. По определению французского социолога Рэймона Арона (1905-1983), «Господство — подчинение, основанное на признании приказов теми, кто им подчиняется». Господство (полномочия волепредъявителя) обычно получает законодательное закрепление в государственно-правовых актах, определяет в целом тип власти, ее объем и режим. Руководство вторая составляющая способа реализации власти, является первым шагом при материализации намеченных целей. Оно определяет стратегию (методы, способы, пути, средства, участников, финансирование, нормативно-правовую базу, сроки) достижения намеченных целей. На стадии руководства устанавливается, что делать для того, чтобы поставленные цели были достигнуты в полном объеме. Руководство осуществляется через особую группу политических руководителей, представляющих наиболее влиятельную и авторитетную часть субъектов политики. Управление — важнейший способ любой успешной деятельности. Это целенаправленная, систематическая работа организующего характера административно-распорядительного аппарата по конкретизации и координации цепочки начальных, промежуточных и конечных дел, их очередности, значения по достижению установленных целей. Управление занимается оперативным планированием, выполняет функции синхронизации деятельности всех участников процесса по реализации намеченных целей. Оно определяет, как делать то, что надо делать: кому, когда, для кого, где и т.п. На этом этапе осуществляется выбор адекватной социально-экономической мотивации, которая в наибольшей степени необходима для реализации поставленных целей. Элементами мотивации могут быть зарплата, налогово-бюджетная политика, здравоохранение, питание, обеспечение безопасности труда и т.д. Особое место здесь принадлежит СМИ, которые способны активно воздействовать на сознание и трудовую активность граждан. Организация — способ оперативной практической деятельности по реализации принятых решений и сформированных целей. Есть те, кто говорит, и те, кто выполняет. Организация предполагает согласование, упорядочение, обеспечение взаимосвязи, мобилизации действий отдельных людей, групп, рядовых исполнителей. В прежних условиях участники данного звена реализации власти выступали исключительно в роли исполнителей. Сейчас им предоставлены большие возможности для самостоятельной, творческой, высокопрофессиональной и эффективной деятельности. Организация протекает в горизонтальной плоскости и является заключительным звеном по обеспечению регулирования, функционирования, субординации и координации исполнителей. Контроль как способ реализации власти отслеживает результаты, реальные показатели, проверяет и корректирует деятельность людей. Кроме того, контроль воздействует на корректировку политики власти, выполняет функцию обратной связи, устанавливает, что должно было дать и дало, к каким последствиям (предсказуемым или непредсказуемым) привело достижение носителями власти намеченной цели. Эффективная власть — это ее результативность, степень выполнения ею своих функций, оценивание ее с точки зрения того, что она дает и может дать людям. Политическая власть может функционировать эффективно, когда она организована, институализирована (опирается на институты) и институционализирована (опирается на право, рационально-легальную легитимность). Такое инструментальное построение власти предполагает наличие ее соответствующих институтов (учреждений, организаций, политических и общественных формирований, субъектов хозяйствования, органов государственного управления) и их функциональной специализации. Процесс создания эффективных институтов политической власти сопровождается их институционализацией: выработкой норм права, регламентирующих круг полномочий власти, ее прав и обязанностей, ответственности, правила взаимодействия ее институтов. Масштабы, объемы, границы политической власти или властвующего лица должны быть соизмеримы с реальными потребностями и здравым смыслом. В современных условиях легитимность и эффективность власти два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.
Тест
1. Власть существует в политической, публичной форме с а) гражданского общества; б) государства; в) политических партий; г) этнических общностей. 2. Сущностными чертами политической власти не являются: а) суверенитет и неделимость; б) авторитет; в) волевой характер; д) единовластие; г) принуждение; е) наследование. 3. Типологию легитимности власти разработал: а) К. Маркс; в) И. Кант; б) М. Вебер; г) Дж. Локк. 4. Под лигитимностыо власти понимается: а) приобретение власти на основе узаконенных процедур б) общественное признание законности власти; в) осознание правящими верхами своего права на власть; г) согласие граждан подчиняться власти. 5. Тип легитимности власти по формуле «Король умер, да а) харизматический; в) рационально-легальный; б) традиционный; г) номенклатурный. 6. Легальность власти - это: а) юридическое бытие власти; б) правовая аргументация законности власти; в) авторитет власти; г) власть авторитета. 7. Способами реализации власти являются: а) господство, руководство, управление, организация, контроль; б) избрание, назначение, связь с массами, публичность, 8. Ресурсы власти — это: а) опорные ценности, на которых строится, держится и б) совокупность методов и средств, использование которых обеспечивает и поддерживает власть. 9. По сферам жизнедеятельности общественные ресурсы власти делятся: а) на экономические, социальные, информационные, силовые; б) легальные, легитимные, традиционные, правовые. 10. Вставьте пропущенное: Политическая ______________ − это реальная способность и возможность социальных субъектов проводить свою
Вопросы для повторения
1. Дайте определение сущности политической власти. 2. Почему не всякая политическая власть является государственной? 3. Как вы понимаете утверждение «Принцип разделения властей не отрицает единства власти, но отрицает единовластие»? 4. Что означают понятия «легитимность» и «легальность» власти? 5. Назовите способы реализации политической власти. 6. Назовите ресурсы политической власти и дайте их краткую характеристику. 7. Дайте определение субъектов политической власти. Охарактеризуйте их. 8. Назовите критерии эффективности функционирования политической власти.
Литература
1. Власть. Политика. Государство и государственная служба: аналит. слов.-справ. / В.Ф. Халипов [и др.]. — М., 2006. 2. Халипов, В.Ф. Энциклопедия власти / В.Ф. Халипов. — М.,2005.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.171 (0.015 с.) |