Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И исполнительная власть. Суды

Поиск

 

Президент является Главой государства, он гарант Кон­ституции, прав и свобод граждан, олицетворяет единство на­рода, обеспечивает реализацию основных направлений внут­ренней и внешней политики, представляет страну за рубе­жом, является символом единства нации, высшим арбитром в спорах, гарантирует национальную безопасность и терри­ториальную целостность страны.

Институту президентства более 200 лет. Десятого июля 1994 г. был избран и первый президент Республики Бела­русь. В странах с республиканской формой правления, в ко­торых пост президента не предусмотрен, номинально главой государства является глава парламента или правительства. Президент Республики Беларусь избирается на 5 лет не­посредственно народом. Полномочия Президента зависят от формы взаимоотношений Президента и Парламента, Прези­дента и Правительства, Парламента и Правительства.

Президент республики, не являясь главой Правитель­ства, фактически является главой исполнительной власти. Он определяет структуру Правительства, самостоятельно формирует его, согласовывая с Парламентом лишь кандида­туру премьер-министра, отправляет в отставку министров, председательствует на заседаниях Правительства, вправе от­менять акты Правительства, формирует местную исполни­тельную власть.

Президент Республики Беларусь наделен существенными полномочиями в области законодательной власти. Он обла­дает правом законодательной инициативы, правом подписы­вать законы, возвращать их в парламент для повторного рас­смотрения. Уполномочен издавать декреты, имеющие силу закона. К существенным полномочиям Президента относят­ся его неответственность перед Парламентом (за исключени­ем импичмента) и право его роспуска.

Довольно широки полномочия Президента и в судебно правовой сфере, формировании судебной системы. Президент предлагает к избранию либо прямо назначает и освобождает от должности председателей и судей Верховного Су­да, Высшего Хозяйственного Суда, Конституционного Суда, Генерального прокурора, имеет право помилования, осуще­ствляет посредничество (функцию арбитра) между органами государственной власти.

Президенту предоставлены широкие полномочия в осу­ществлении внешней политики. Он ведет переговоры и под­писывает международные договоры, предоставляет граж­данство, политическое убежище, назначает и отзывает дип­ломатов, принимает верительные и отзывные грамоты, явля­ется Главнокомандующим Вооруженными Силами. В случае военной угрозы или при иных чрезвычайных обстоятель­ствах вводит военное или чрезвычайное положение, полную или частичную мобилизацию. За ним закреплено право на объявление референдума, который является важным инстру­ментом политического влияния.

Властные полномочия Президента зависят также от крат­ности его пребывания на этом посту. Президент Беларуси имеет право переизбираться на свой пост неограниченное число раз.

Президент приостанавливает членство в политических партиях на весь срок полномочий.

В республике установлен институт досрочных президент­ских выборов. Президент может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здо­ровья осуществлять свои обязанности и смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления.

Республика Беларусь по форме правления является пре­зидентской республикой, в которой Президент обладает большими полномочиями. «...Основательный анализ статуса Гла­вы государства, Парламента, Правительства, судебной влас­ти убеждает в однозначном выводе: Беларусь президентская республика», — подчеркивает бывший Председатель Кон­ституционного Суда Г.А. Василевич [1, с. 181].

В отношении полномочий Президента Конституцией пре­дусматривается определенный механизм сдержек и проти­вовесов, которыми наделяются судебная и законодательная власть. Парламент может ограничивать действие Президен­та с помощью законов, посредством утверждения представ­ляемых президентом кандидатур на государственные долж­ности, утверждения указов Президента о введении чрезвы­чайного или военного положения в стране, полной или час­тичной мобилизации. Парламент обладает правом преодоле­ния вето Президента на законы, ратификации и денонсации подписанных им международных договоров. Только Парла­мент досрочно освобождает или смещает с должности Прези­дента. Конституционный Суд может признать отдельные нор­мативные акты Президента неконституционными, после чего они утрачивают силу. Деятельность Президента подвергается контролю и со стороны политических партий, общественных движений, СМИ и других общественных институтов.

В отдельных странах, где авторитарные тенденции очень сильны, произошла трансформация президентской респуб­лики в так называемую суперпрезидентскую. В суперпрези­дентских республиках (Боливия, Колумбия, Гондурас) пре­зидент предельно контролирует все высшие полномочия всех ветвей власти и практически единолично решает мно­гие вопросы государственного управления.

Законодательная власть определяется как система прав и возможностей издавать имеющие высшую юридиче­скую силу общеобязательные акты государственного значе­ния и представлять интересы различных общностей людей.

Законодательная власть воплощена, сосредоточена в пар­ламенте. Парламент (от фр. parler — говорить) — законода­тельный и представительный орган. Впервые он был образо­ван в Англии в 1265 г., что дало основание считать первый парламент мира матерью всех парламентов.

Существуют двух- и однопалатная структура парламента. Структурными единицами парламента являются также ко­миссии (постоянные, временные, специализированные), избираемые парламентом из своего состава для ведения законопро­ектной работы, предварительного рассмотрения других вопро­сов; партийные фракции; этнические, территориальные и кор­поративные представительства (территориальные объедине­ния, группы депутатов). Внутренними органами парламента являются председатель, его заместитель, Президиум, Совет, Секретариат, счетная комиссия и др.

Сессии парламента длятся в течение года (с каникулами). Значительное место в деятельности депутатского корпуса от­водится работе в избирательных округах. Депутаты получа­ют заработную плату, т.е. являются профессиональными парламентариями, при осуществлении своих полномочий пользуются неприкосновенностью.

В Республике Беларусь с 1996 г. Парламент — Националь­ное собрание — стал двухпалатным. Избрание депутатов Па­латы представителей (НО человек) осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного пра­ва при тайном голосовании в одномандатных избирательных округах. Вторая палата парламента — Совет Республики — является палатой территориального представительства, состо­ит из 64 членов, 56 из которых (по 8 человек от каждой облас­ти и г. Минска) избираются тайным голосованием на заседани­ях Советов базового уровня; 8 парламентариев назначает Пре­зидент. Срок полномочий парлемента — четыре года.

Законодательная власть в лице Парламента наделена сле­дующими основными полномочиями: законотворчество, экс­пертиза законопроектов, принятие законов; выработка ос­новных направлений развития общества, определение струк­туры и содержания его политической системы; утверждение госбюджета и отчета правительства о его исполнении; осу­ществление внешней политики, ратификация и денонсация международных договоров, объявление войны и заключение мира; амнистирование; участие в процедурах назначения ключевых должностных лиц исполнительной власти, кон­ституционного и судебного надзора; легитимация Президен­та, Правительства или их действий; контроль за ходом вы­полнения законов, деятельностью должностных лиц и орга­нов власти. В целом, как считает А.Г. Лукашенко, «Парла­мент призван быть в авангарде системных преобразований в Беларуси» |2, с. 7].

Право законодательной инициативы принадлежит Пре­зиденту, депутатам Палаты представителей, Совету Респуб­лики, Правительству и гражданам, обладающим избира­тельным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек. Во многих странах мира до 80 % и более всех законопроектов, рассматриваемых парламентами, инициируется исполнитель­ной властью.

Законопроект сначала поступает в соответствующую пос­тоянную комиссию, затем рассматривается в Палате пред­ставителей в двух чтениях и после принятия Палатой пред­ставителей и одобрения Советом Республики становится за­коном. Закон представляется Президенту на подпись и после подписания вступает в силу. В Республике Беларусь до под­писания Президентом закона он поступает в Конституцион­ный Суд, который осуществляет обязательный предвари­тельный контроль конституционности всех законов, приня­тых и одобренных Парламентом. В белорусском Парламенте вырабатывается более 150 законов в год, в британском — около 200, в конгрессе США — около 500.

Совет Республики может отклонить законопроект, а Пре­зидент не согласиться с текстом закона. В этом случае зако­нопроект (закон) отправляется на повторное рассмотрение в Парламент; законодательный процесс повторяется.

Решения Парламента принимаются простым большин­ством голосов. Для принятия ряда законодательных актов (Конституции, законов о внесении в нее изменений и допол­нений, о введении в действие указанных законов, актов о толковании Конституции, законов об основных направлени­ях внутренней и внешней политики, военной доктрине и др.), а также для преодоления приостанавливающего вето на законопроект со стороны Совета Республики или на закон со стороны Президента требуется не менее 2/3 голосов от пол­ного состава палаты (палат) Парламента.

Недостатками представительных органов власти (особен­но двухпалатных парламентов) являются длительные об­суждения, медленная реакция на вопросы, требующие быст­рых решений, незамедлительного реагирования. Политиче­ские дискуссии и критика в парламентах отдельных стран не всегда являются конструктивными и общественно полез­ными, иногда могут вылиться в кулачные бои, оскорбления, обливание водой и т.п. Германский канцлер Бисмарк на это-i счет сказал: «Есть две вещи, приготовление которых наблю­дать не стоит, — это законы и колбаса».

По отношению к парламенту применяются различные механизмы сдержек и противовесов. В Республике Беларусь законодательная власть ограничивается референдумом, президентским правом возвращения закона в Парламент для повторного рассмотрения и голосования, правом Президента на роспуск Парламента, Конституционным Судом. Консти­туционный Суд может дать заключение о несоответствии Конституции принятого Парламентом закона, после чего он утрачивает силу. Внутренними ограничителями законода­тельной власти являются двухпалатное построение Парла­мента и наличие регламента, определяющего строгое соблю­дение процедуры законотворчества.

Исполнительная власть — это аппарат государственно­го управления снизу доверху по руководству и осуществле­нию исполнительной и распорядительной деятельности. Ис­полнительную власть возглавляет и осуществляет прави­тельство —- центральный орган государственного управле­ния. Правительство (Совет, Кабинет, Совет или Кабинет Ми­нистров) возглавляет премьер-министр (канцлер, председа­тель), а в отдельных странах — глава государства.

В Республике Беларусь Правительство формирует Прези­дент, согласовывая с парламентом лишь кандидатуру премь­ер-министра. Президент не руководствуется принципом пар­тийной принадлежности при подборе правительства и его главы.

Правительство Республики Беларусь состоит из премь­ер-министра, четырех его заместителей (один из них — пер­вый), функции которых специализированы по руководству определенными сферами деятельности (социальная сфера, наука, экономика, промышленность, строительство, транс­порт, энергетика, торговля, АПК), 24 министров и 12 предсе­дателей госкомитетов. Министры и председатели госкомите­тов осуществляют организацию всей повседневной работы по управлению конкретными процессами жизнедеятельности общества.

Исполнительная власть обеспечивает исполнение Кон­ституции, законов Парламента и Декретов, Указов, директив и распоряжений Президента. В компетенцию Прави­тельства входят разработка основных направлений внутрен­ней и внешней политики и их реализация, разработка про­екта госбюджета и предоставление отчета об его исполнении, обеспечение проведения единой государственной политики во всех сферах жизнедеятельности (политической, экономи­ческой, финансовой, кредитной, социальной, духовной и др.), принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, защита интересов государства, обеспечение его националь­ной безопасности и обороноспособности. Правительство об­ладает конституционным правом законодательной инициа­тивы, принятия собственных политических решений и под­законных актов, правом на легитимное принуждение.

В механизме сдержек и противовесов исполнительная власть в Республике Беларусь ограничена Парламентом, Президентом, Конституционным Судом. Парламент дает со­гласие или отказывает в его даче на назначение премьер-ми­нистра, одобряет или отклоняет программы деятельности Правительства, выражает доверие или недоверие ему, утверж­дает или не утверждает бюджет и отчет о его исполнении Правительством. Президент назначает Правительство, перед которым оно отчитывается, ответственно и может быть от­правлено в отставку. Конституционный Суд дает заключение о соответствии постановлений Правительства Конституции, законам Парламента, декретам и указам Президента. Испол­нительная власть ограничена также подзаконным характе­ром издаваемых ею нормативных актов (постановлений, рас­поряжений); сохранением внутренней разделенности полно­мочий между центральной и региональной властями.

Суды официальные носители судебной власти, кото­рым она принадлежит, судебная власть — средство, связы­вающее государственную власть в единое целое. Судебная власть призвана следить за строгим соблюдением Конститу­ции и других законов гражданами, физическими и юриди­ческими лицами, самой законодательной и исполнительной властью, Президентом.

Система судов состоит из Конституционного Суда, общих и хозяйственных судов, выполняющих функцию социаль­ной защиты населения.

В компетенцию судебной власти входят охрана и защита прав и свобод граждан от посягательств со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан; осуществле­ние правосудия. Суд рассматривает на основе права и от име­ни государства конкретные уголовные, гражданские, адми­нистративные и иные дела, а также дает заключения о соот­ветствии Конституции и праву законов и действий государ­ственных органов. Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствие с ней иных норма­тивных актов. Судебные постановления являются обязатель­ными для всех граждан и должностных лиц. Судебная власть, как и любая иная, исходит от народа.

Место и роль судебной власти в концепции разделения властей и гражданском обществе были рассмотрены выше.

В Республике Беларусь систему общих судов, которые строятся на принципах территориальности и специализа­ции, составляют Верховный Суд, областные, Минский го­родской, районные (городские) суды, Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды; систему хозяйственных судов — Высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды областей, хозяйственные суды городов и районов, хозяй­ственный суд г. Минска.

Судьи назначаются на должность представительными органами. Все судьи и председатели Верховного Суда, Выс­шего Хозяйственного Суда назначаются Президентом с со­гласия Совета Республики и освобождаются от должности Президентом с уведомлением Совета Республики.

Судьи при осуществлении правосудия независимы, под­чиняются только закону, лично неприкосновенны, должны иметь специальное образование, опыт работы, соответство­вать предъявленным требованиям. В республике насчитыва­ется 1022 судьи.

Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве, творческое толкование конституции, роль ар­битра в отношениях между властями при возникновении по­литических конфликтов, определение пределов правого по-; ля и полномочий, правовой легитимности действий Президента, Парламента и Правительства, других государствен­ных органов осуществляет и устанавливает Конституционный Суд. В этом состоят его место и роль в системе разделе­ния властей, механизме сдержек и противовесов.

Конституционный Суд Республики Беларусь формируется на паритетной основе из 12 судей: 6 из них назначает Президент, 6 избираются Советом Республики. Председатель су­да назначается из числа судей Президентом с согласия Сове­та Республики. Срок полномочий судей — 11 лет.

Особую актуальность на современном этапе приобретает обоснование необходимости рационального сочетания инте­ресов, личности и государства, достижение высокого уровня правосознания общества и личности, воспитание у граждан уважения к действующему законодательству.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.25.249 (0.012 с.)