Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И исполнительная власть. СудыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Президент является Главой государства, он гарант Конституции, прав и свобод граждан, олицетворяет единство народа, обеспечивает реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет страну за рубежом, является символом единства нации, высшим арбитром в спорах, гарантирует национальную безопасность и территориальную целостность страны. Институту президентства более 200 лет. Десятого июля 1994 г. был избран и первый президент Республики Беларусь. В странах с республиканской формой правления, в которых пост президента не предусмотрен, номинально главой государства является глава парламента или правительства. Президент Республики Беларусь избирается на 5 лет непосредственно народом. Полномочия Президента зависят от формы взаимоотношений Президента и Парламента, Президента и Правительства, Парламента и Правительства. Президент республики, не являясь главой Правительства, фактически является главой исполнительной власти. Он определяет структуру Правительства, самостоятельно формирует его, согласовывая с Парламентом лишь кандидатуру премьер-министра, отправляет в отставку министров, председательствует на заседаниях Правительства, вправе отменять акты Правительства, формирует местную исполнительную власть. Президент Республики Беларусь наделен существенными полномочиями в области законодательной власти. Он обладает правом законодательной инициативы, правом подписывать законы, возвращать их в парламент для повторного рассмотрения. Уполномочен издавать декреты, имеющие силу закона. К существенным полномочиям Президента относятся его неответственность перед Парламентом (за исключением импичмента) и право его роспуска. Довольно широки полномочия Президента и в судебно правовой сфере, формировании судебной системы. Президент предлагает к избранию либо прямо назначает и освобождает от должности председателей и судей Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Конституционного Суда, Генерального прокурора, имеет право помилования, осуществляет посредничество (функцию арбитра) между органами государственной власти. Президенту предоставлены широкие полномочия в осуществлении внешней политики. Он ведет переговоры и подписывает международные договоры, предоставляет гражданство, политическое убежище, назначает и отзывает дипломатов, принимает верительные и отзывные грамоты, является Главнокомандующим Вооруженными Силами. В случае военной угрозы или при иных чрезвычайных обстоятельствах вводит военное или чрезвычайное положение, полную или частичную мобилизацию. За ним закреплено право на объявление референдума, который является важным инструментом политического влияния. Властные полномочия Президента зависят также от кратности его пребывания на этом посту. Президент Беларуси имеет право переизбираться на свой пост неограниченное число раз. Президент приостанавливает членство в политических партиях на весь срок полномочий. В республике установлен институт досрочных президентских выборов. Президент может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои обязанности и смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Республика Беларусь по форме правления является президентской республикой, в которой Президент обладает большими полномочиями. «...Основательный анализ статуса Главы государства, Парламента, Правительства, судебной власти убеждает в однозначном выводе: Беларусь президентская республика», — подчеркивает бывший Председатель Конституционного Суда Г.А. Василевич [1, с. 181]. В отношении полномочий Президента Конституцией предусматривается определенный механизм сдержек и противовесов, которыми наделяются судебная и законодательная власть. Парламент может ограничивать действие Президента с помощью законов, посредством утверждения представляемых президентом кандидатур на государственные должности, утверждения указов Президента о введении чрезвычайного или военного положения в стране, полной или частичной мобилизации. Парламент обладает правом преодоления вето Президента на законы, ратификации и денонсации подписанных им международных договоров. Только Парламент досрочно освобождает или смещает с должности Президента. Конституционный Суд может признать отдельные нормативные акты Президента неконституционными, после чего они утрачивают силу. Деятельность Президента подвергается контролю и со стороны политических партий, общественных движений, СМИ и других общественных институтов. В отдельных странах, где авторитарные тенденции очень сильны, произошла трансформация президентской республики в так называемую суперпрезидентскую. В суперпрезидентских республиках (Боливия, Колумбия, Гондурас) президент предельно контролирует все высшие полномочия всех ветвей власти и практически единолично решает многие вопросы государственного управления. Законодательная власть определяется как система прав и возможностей издавать имеющие высшую юридическую силу общеобязательные акты государственного значения и представлять интересы различных общностей людей. Законодательная власть воплощена, сосредоточена в парламенте. Парламент (от фр. parler — говорить) — законодательный и представительный орган. Впервые он был образован в Англии в 1265 г., что дало основание считать первый парламент мира матерью всех парламентов. Существуют двух- и однопалатная структура парламента. Структурными единицами парламента являются также комиссии (постоянные, временные, специализированные), избираемые парламентом из своего состава для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения других вопросов; партийные фракции; этнические, территориальные и корпоративные представительства (территориальные объединения, группы депутатов). Внутренними органами парламента являются председатель, его заместитель, Президиум, Совет, Секретариат, счетная комиссия и др. Сессии парламента длятся в течение года (с каникулами). Значительное место в деятельности депутатского корпуса отводится работе в избирательных округах. Депутаты получают заработную плату, т.е. являются профессиональными парламентариями, при осуществлении своих полномочий пользуются неприкосновенностью. В Республике Беларусь с 1996 г. Парламент — Национальное собрание — стал двухпалатным. Избрание депутатов Палаты представителей (НО человек) осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании в одномандатных избирательных округах. Вторая палата парламента — Совет Республики — является палатой территориального представительства, состоит из 64 членов, 56 из которых (по 8 человек от каждой области и г. Минска) избираются тайным голосованием на заседаниях Советов базового уровня; 8 парламентариев назначает Президент. Срок полномочий парлемента — четыре года. Законодательная власть в лице Парламента наделена следующими основными полномочиями: законотворчество, экспертиза законопроектов, принятие законов; выработка основных направлений развития общества, определение структуры и содержания его политической системы; утверждение госбюджета и отчета правительства о его исполнении; осуществление внешней политики, ратификация и денонсация международных договоров, объявление войны и заключение мира; амнистирование; участие в процедурах назначения ключевых должностных лиц исполнительной власти, конституционного и судебного надзора; легитимация Президента, Правительства или их действий; контроль за ходом выполнения законов, деятельностью должностных лиц и органов власти. В целом, как считает А.Г. Лукашенко, «Парламент призван быть в авангарде системных преобразований в Беларуси» |2, с. 7]. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству и гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек. Во многих странах мира до 80 % и более всех законопроектов, рассматриваемых парламентами, инициируется исполнительной властью. Законопроект сначала поступает в соответствующую постоянную комиссию, затем рассматривается в Палате представителей в двух чтениях и после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики становится законом. Закон представляется Президенту на подпись и после подписания вступает в силу. В Республике Беларусь до подписания Президентом закона он поступает в Конституционный Суд, который осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых и одобренных Парламентом. В белорусском Парламенте вырабатывается более 150 законов в год, в британском — около 200, в конгрессе США — около 500. Совет Республики может отклонить законопроект, а Президент не согласиться с текстом закона. В этом случае законопроект (закон) отправляется на повторное рассмотрение в Парламент; законодательный процесс повторяется. Решения Парламента принимаются простым большинством голосов. Для принятия ряда законодательных актов (Конституции, законов о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие указанных законов, актов о толковании Конституции, законов об основных направлениях внутренней и внешней политики, военной доктрине и др.), а также для преодоления приостанавливающего вето на законопроект со стороны Совета Республики или на закон со стороны Президента требуется не менее 2/3 голосов от полного состава палаты (палат) Парламента. Недостатками представительных органов власти (особенно двухпалатных парламентов) являются длительные обсуждения, медленная реакция на вопросы, требующие быстрых решений, незамедлительного реагирования. Политические дискуссии и критика в парламентах отдельных стран не всегда являются конструктивными и общественно полезными, иногда могут вылиться в кулачные бои, оскорбления, обливание водой и т.п. Германский канцлер Бисмарк на это-i счет сказал: «Есть две вещи, приготовление которых наблюдать не стоит, — это законы и колбаса». По отношению к парламенту применяются различные механизмы сдержек и противовесов. В Республике Беларусь законодательная власть ограничивается референдумом, президентским правом возвращения закона в Парламент для повторного рассмотрения и голосования, правом Президента на роспуск Парламента, Конституционным Судом. Конституционный Суд может дать заключение о несоответствии Конституции принятого Парламентом закона, после чего он утрачивает силу. Внутренними ограничителями законодательной власти являются двухпалатное построение Парламента и наличие регламента, определяющего строгое соблюдение процедуры законотворчества. Исполнительная власть — это аппарат государственного управления снизу доверху по руководству и осуществлению исполнительной и распорядительной деятельности. Исполнительную власть возглавляет и осуществляет правительство —- центральный орган государственного управления. Правительство (Совет, Кабинет, Совет или Кабинет Министров) возглавляет премьер-министр (канцлер, председатель), а в отдельных странах — глава государства. В Республике Беларусь Правительство формирует Президент, согласовывая с парламентом лишь кандидатуру премьер-министра. Президент не руководствуется принципом партийной принадлежности при подборе правительства и его главы. Правительство Республики Беларусь состоит из премьер-министра, четырех его заместителей (один из них — первый), функции которых специализированы по руководству определенными сферами деятельности (социальная сфера, наука, экономика, промышленность, строительство, транспорт, энергетика, торговля, АПК), 24 министров и 12 председателей госкомитетов. Министры и председатели госкомитетов осуществляют организацию всей повседневной работы по управлению конкретными процессами жизнедеятельности общества. Исполнительная власть обеспечивает исполнение Конституции, законов Парламента и Декретов, Указов, директив и распоряжений Президента. В компетенцию Правительства входят разработка основных направлений внутренней и внешней политики и их реализация, разработка проекта госбюджета и предоставление отчета об его исполнении, обеспечение проведения единой государственной политики во всех сферах жизнедеятельности (политической, экономической, финансовой, кредитной, социальной, духовной и др.), принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, защита интересов государства, обеспечение его национальной безопасности и обороноспособности. Правительство обладает конституционным правом законодательной инициативы, принятия собственных политических решений и подзаконных актов, правом на легитимное принуждение. В механизме сдержек и противовесов исполнительная власть в Республике Беларусь ограничена Парламентом, Президентом, Конституционным Судом. Парламент дает согласие или отказывает в его даче на назначение премьер-министра, одобряет или отклоняет программы деятельности Правительства, выражает доверие или недоверие ему, утверждает или не утверждает бюджет и отчет о его исполнении Правительством. Президент назначает Правительство, перед которым оно отчитывается, ответственно и может быть отправлено в отставку. Конституционный Суд дает заключение о соответствии постановлений Правительства Конституции, законам Парламента, декретам и указам Президента. Исполнительная власть ограничена также подзаконным характером издаваемых ею нормативных актов (постановлений, распоряжений); сохранением внутренней разделенности полномочий между центральной и региональной властями. Суды — официальные носители судебной власти, которым она принадлежит, судебная власть — средство, связывающее государственную власть в единое целое. Судебная власть призвана следить за строгим соблюдением Конституции и других законов гражданами, физическими и юридическими лицами, самой законодательной и исполнительной властью, Президентом. Система судов состоит из Конституционного Суда, общих и хозяйственных судов, выполняющих функцию социальной защиты населения. В компетенцию судебной власти входят охрана и защита прав и свобод граждан от посягательств со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан; осуществление правосудия. Суд рассматривает на основе права и от имени государства конкретные уголовные, гражданские, административные и иные дела, а также дает заключения о соответствии Конституции и праву законов и действий государственных органов. Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствие с ней иных нормативных актов. Судебные постановления являются обязательными для всех граждан и должностных лиц. Судебная власть, как и любая иная, исходит от народа. Место и роль судебной власти в концепции разделения властей и гражданском обществе были рассмотрены выше. В Республике Беларусь систему общих судов, которые строятся на принципах территориальности и специализации, составляют Верховный Суд, областные, Минский городской, районные (городские) суды, Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды; систему хозяйственных судов — Высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды областей, хозяйственные суды городов и районов, хозяйственный суд г. Минска. Судьи назначаются на должность представительными органами. Все судьи и председатели Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда назначаются Президентом с согласия Совета Республики и освобождаются от должности Президентом с уведомлением Совета Республики. Судьи при осуществлении правосудия независимы, подчиняются только закону, лично неприкосновенны, должны иметь специальное образование, опыт работы, соответствовать предъявленным требованиям. В республике насчитывается 1022 судьи. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве, творческое толкование конституции, роль арбитра в отношениях между властями при возникновении политических конфликтов, определение пределов правого по-; ля и полномочий, правовой легитимности действий Президента, Парламента и Правительства, других государственных органов осуществляет и устанавливает Конституционный Суд. В этом состоят его место и роль в системе разделения властей, механизме сдержек и противовесов. Конституционный Суд Республики Беларусь формируется на паритетной основе из 12 судей: 6 из них назначает Президент, 6 избираются Советом Республики. Председатель суда назначается из числа судей Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий судей — 11 лет. Особую актуальность на современном этапе приобретает обоснование необходимости рационального сочетания интересов, личности и государства, достижение высокого уровня правосознания общества и личности, воспитание у граждан уважения к действующему законодательству.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.25.249 (0.012 с.) |