Характеристика политической системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика политической системы



 

Политический режим — совокупность наиболее типич­ных приемов, способов и методов, используемых при реали­зации политической власти, которые нормативно регулиру­ют реальный процесс функционирования и взаимодействия государства, общества, личности. Политический режим — это повседневная практика функционирования власти.

Существует целый ряд критериев, с помощью которых можно определить тот или иной политический режим. К их числу относятся: положение личности я обществе, соблюде­ние законности нрав исвобод граждан, возможность выра­жения и реализации ими своих интересов; роль, функции и методы осуществления власти; способ и порядок формирова­ния представительных учреждений, процедура отбора пра­вящих элит; положение, влияние и условия деятельности об­щественных политических институтов, в том числе и оппо­зиционных. С позиций приведенных критериев различают демократические и недемократические режимы. К послед­ним относятся тоталитаризм и авторитаризм.

 

Тоталитарный и авторитарный

Политические режимы

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, полный, це­лый) — политический режим, характеризующийся огосу­дарствлением всех сторон общественной жизни, всеобщим (тотальным) вмешательством государства во все сферы жиз­ни общества и личности. Термин «тоталитаризм» был введен фашистским диктатором Бенито Муссолини (1883 1945), который XX в. назвал веком Государства.

Имея многовековую историю, тоталитарные идеи получа­ют возможность практической реализации лишь в XX в. Объясняется это целым рядом причин. Вступление общества в индустриальную стадию развития привело к созданию си­стемы массовых коммуникаций, усложнению общественных связей и организаций, сделало технически возможным и то­тальное «промывание мозгов», и всеобъемлющий контроль над личностью. Тоталитаризм становится возможным и дей­ствительным в тех странах, которые в ходе своего развития но тем или иным причинам объективно переживают затянув­шийся острый социально-экономический кризис или оказы­ваются перед исключительными, экстремальными задача­ми, для решения которых необходима чрезвычайная моби­лизация энергии и усилий всего населения (именно так было в Италии в 20-е гг., в СССР —- в 30-е гг., в Германии - - в 40-е it. XX в.). Под влиянием и воздействием подобных обстоя­тельств в обществе происходит маргинализация (от лат. marginalis ----- находящийся на краю) - резкая ломка устояв­шихся социальных структур, существенное снижение их статуса (жизненного уровня, образа жизни, социального оп­тимизма и т.п.). Маргинализация дополняется люмпениза­цией (от нем. lumpen — лохмотья) — потерей определенны­ми слоями населения своего социального статуса, выталки­ванием их на дно общества. Ломка социальной структуры усиливается кризисом политических институтов, параличом власти, не способной преодолеть кризисные явления, разре­шить экстремальную ситуацию. Кризис политической систе­мы, в свою очередь, сопровождается кризисом массового со­знания. Массы теряют веру во власть и готовы пойти за лю­бым харизматическим лидером, обещающим им националь­ное возрождение за счет свертывания гражданских прав и свобод.

Описывая модель тоталитарного режима, необходимо вы­делить некоторые основополагающие его черты. В духовной сфере — это господство единой, официальной идеологии и принудительное навязывание ее всем членам общества. Вся­кое инакомыслие вредно и запрещено.

В политической сфере — это диктатура одной партии, слившейся с государством. Государственный аппарат стано­вится инструментом в руках партии и ее лидера-вождя, ко­торые культивируют в массах фанатизм, страх, раболепное отношение к власти, восхваление верховного правителя.

В экономической области тоталитаризм строится на ого­сударствлении хозяйственной деятельности, абсолютизации планирования и командно-административных методов руко­водства иуправления экономикой.

В социальной сфере устанавливается система тотального государственного контроля за поведением каждого гражда­нина с тем, чтобы закрепить его основанную на страхе лояль­ность, тотальную преданность режиму.

Идеология тоталитаризма основана на абсолютизации си­лы, жестких мер принуждения и наказания. Допускается применение войн, террора и репрессий. Идеологически обос­новывается их необходимость, благотворность и справедли­вость.

Названные черты в большей или меньшей степени прису­щи всем тоталитарным режимам. Однако можно выделить несколько разновидностей тоталитаризма: фашистский (в Ита­лии), национал-социалистский (в Германии), сталинский (в СССР), полпотовский (в Камбодже), пиночетовский (в Чи­ли), сомосовский (в Никарагуа) и др.

Крах тоталитарных режимов неизбежен в силу их огра­ниченных возможностей для развития, плохой приспособ­ленности к меняющемуся миру.

Чаще всего на смену тоталитарному приходит авторитар­ный режим. Авторитарные политические режимы — самые распространенные в истории человечества, они господствуют в странах Средней, Центральной Азии, Африки и Латинской Америки. По своим характерным чертам этот режим зани­мает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией, эволюционируя в ту или иную сторону. Так, в Бразилии, Аргентине, Чили, отдельных странах Северной и Южной Америки, Азии и Африки начались процессы дви­жения от авторитаризма к демократии.

Авторитаризм (от лат. autoritas — власть, влияние) — политический режим монопольного властвования одного че­ловека или правящей группы, основанный на беспрекослов­ном подчинении власти, не ограниченной правом и отдаю­щей приоритет силовым методам управления.

Наиболее существенными чертами авторитаризма явля­ются: назначение, а не выборность власти (отчуждение наро­да от власти); чрезмерный централизм в управлении (моно­полизация власти главой государства или правительством, сосредоточение в их руках чрезвычайно больших полномо­чий); придание второстепенной роли парламенту, судеб­ным органам (представительные и судебные органы лишены самостоятельности), фактический отказ от концепции раз­деления властей; ликвидация или существенное ограниче­ние основных демократических прав и свобод граждан; огра­ничение или полное запрещение оппозиционной прессы, по­литических и общественных организаций; отчуждение на­рода от политики, запрещение всех форм политического во­леизъявления граждан (политических дебатов, массовых митингов и демонстраций и т.п.); опора на военную силу, по­лицейский аппарат для поддержания внутренней полити­ческой стабильности.

Интересы государства в значительной степени персони­фицируются. Власть не ответственна перед обществом и не ограничена правом: не закон подчинен праву, а право подчинено закону. Законы противоречат конституции, но и закон в любую минуту может оказаться фикцией. Власть начинает управлять указами, постановлениями и т.д. Правовыми нор­мами могут быть издаваемые правящей партией правила.

Отсутствие у граждан возможностей для политического выражения своих интересов и недовольства в рамках демо­кратических процедур становится наиболее уязвимым мес­том авторитарных режимов. Со временем наступит пора не­избежных демократических преобразований.

 

Демократический режим

 

Термин «демократия» впервые был употреблен древне­греческим историком Фукидидом (460-400 до н.э.). Демо­кратия (от гр. demos — народ, cratos — власть) — полити­ческий режим, обеспечивающий реальное народовластие, широкие права и свободы человека и гражданина, абсолют­ный приоритет правовых методов отправления и смены влас­ти. Основными признаками демократического режима явля­ются: признание народа первичным носителем и первоисточ­ником власти (народ сам осуществляет властные функции или добровольно делегирует их своим представителям в орга­нах власти); осуществление власти в интересах народа; зако­нодательное закрепление и реальная гарантированность соб­людения прав и свобод граждан; наличие демократических институтов и процедур; абсолютный приоритет правовых методов отправления власти (связанность государственной власти правом и подчиненность праву ее органов) и ее смены посредством регулярно проводимых свободных состязатель­ных выборов; реализация принципа разделения властей; контроль общества за властями; господство закона во всех сферах жизни; наличие механизмов (политического, идео­логического, партийного плюрализма, консенсусных техно­логий, системы сдержек и противесов, легальной полити­ческой оппозиции и др.), обеспечивающих относительное преимущество большинства и уважения прав и интересов меньшинства. Таковы основные критерии идеальной демо­кратии.

Исторический опыт и формы перехода от тоталитаризма и авторитаризма к демократии свидетельствуют, что прежде чем механизмы демократии заработают, необходимо создать для них соответствующие экономические, социальные, по­литические, культурные, внешнеполитические предпосыл­ки (условия).

Экономические предпосылки предполагают создание до­статочно развитой рыночной экономики, базирующейся на многообразных формах собственности и конкуренции това­ропроизводителей. В то же время демократия вполне при­емлет государственный сектор, государственное регулирова­ние и социальное обеспечение незащищенных граждан.

Социальные предпосылки — это формирование граждан­ского общества, состоящего из свободных, благополучных, ма­териально обеспеченных, независимых от произвола государ­ства граждан, способных защитить свои права и интересы.

Политические условия — это создание правового госу­дарства.

Предпосылкой демократии в духовной сфере является на­личие гражданской культуры, которая выражается в поли­тической активности населения, органическом сочетании прав и свобод граждан с их ответственностью перед обще­ством и государством.

В современном мире растет влияние и внешних факторов демократизации: политического, экономического, информационного, не исключая и военный. Важна разносторонняя помощь государств, уже воплотивших демократию.

В настоящее время переход общества к демократии осу­ществляется в основном эволюционным путем. Переход к де­мократии достаточно долговременный и сложный про­цесс. По оценкам американского политолога Роберта Даля (1915) демократия сложилась в половине стран мира с числом граждан не более половины жителей Земли. Она пока не одержала окончательной победы.

Безусловно, современные демократические режимы да- I леки от идеала, да и сама демократия имеет недостатки, на которые указывал еще А. Токвиль. Вспомним слова премь­ер-министра Великобритании Уинстона Черчилля (1874-1965) о том, что «демократия — наихудшая форма правления, если не считать все остальные», «демократия — ужасная вещь, но лучше ее человечество пока ничего не при­думало».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.20.123.227 (0.015 с.)