Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Избирательные системы: особенности и типология. Абсентеизм и его причины

Поиск

Успешное проведение выборов и признание обществом их 1 результатов достигаются на основе избирательной системы — совокупности установленных законом норм и процедур, с помощью которых определяются порядок организации и проведения выборов и результаты голосования.

Существующее разнообразие избирательных систем может быть сведено к следующим трем: мажоритарной, пропорциональной, смешанной.

При мажоритарной системе право выдвижения кандидатов в представительные органы власти принадлежит политическим партиям, другим общественным объединения трудовым коллективам, гражданам по месту жительства, дельным лицам (самовыдвижение путем сбора подписей).

Применяется мажоритарная система абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины граждан, включенных в список избирателей. В случае, когда выборы не состоялись, назначаются новые. Если состоялись, избранным считается тот, за кого проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, проводится второй тур (повторное голосова­ние) по двум кандидатам, получившим наибольшее количе­ство голосов избирателей. Избранным считается кандидат, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Ре­зультаты второго тура могут определяться и по мажоритар­ной системе относительного большинства.

При мажоритарной системе относительного большинства выборы проводятся в "один тур, и избранным считается кан­дидат, получивший наибольшее число голосов избирателей. При мажоритарной системе квалифицированного большин­ства победителем на выборах считается кандидат, набрав­ший 2/3, реже 3/4 от общего числа поданных голосов изби­рателей. Мажоритарная избирательная система применяет­ся в США, Великобритании, Канаде, Индии, Франции, Япо­нии, в основном в странах с двухпартийной системой.

Основной недостаток мажоритарной системы наличие округов с одним депутатом (одномандатных округов). Значи­тельное число голосов (до 49 %), поданных за потерпевших поражение кандидатов, пропадает, не учитывается, что на­ущает принцип равного избирательного права. Избранным сможет быть кандидат, за которого проголосовала только чет­вертая часть (25 % + 1 голос) всех избирателей. Парламент, розданный в результате выборов по мажоритарной системе, как правило, не отражает действительного соотношения по­литических сил страны, что приводит к искажению воли из­бирателей. При данной системе нередко большинство мест в парламенте получает партия, не располагающая поддерж­кой большинства населения. Глава государства президент — также может не представлять абсолютного большинства избирателей. Такая система дает неверное представление о легитимности представительства кандидата-победителя (табл. 3.1).

При пропорциональной избирательной системе право движения кандидатов принадлежат только политическим партиям, учитываются все голоса избирателей. Распределение мандатов между партиями, участвующими в выборах, производится в соответствии с количеством полученных ими голосов. Для определения цены одного депутатского мандата устанавливается так называемая избирательная квота, т.е. минимум голосов, необходимых для избрания депутата, получения одного депутатского места. Если за партии проголо­совало 4 млн. избирателей (40 % всех проголосовавших), а избирательная квота составляет 80 тыс. голосов, то партия получает 50 мест (40 % всех мест) в парламенте.

 

Таблица 3.1

Мажоритарная система

 

 

Округ Голоса, поданные за партии Количество мест в Парламен­те, полученных партиями
    «белых» «зеленых» «красных» «белых» «зеленых» «красных»
1-й 90 000          
2-й 31 500 35 000 33 500      
3-й 29 500 36 000 34 500      
             
Итого 151 000 72 000 77 000      

Примечание. Число избирателей в избирательном округе __ 125 тыс. Явка избирателей на выборы в среднем по округу — 100 тыс. (80 %).

 

Для того чтобы определить, кто войдет в парламент в пер­вую, во вторую и т.д. очередь, до выборов составляйся соот­ветствующие списки. При так называемых связанных, жест­ких партийных списках приоритет отдается тем кандида­там, которые перечислены в начале списка. Таким образом, избиратель голосует не за человека, а за партию, за ее спи­сок, и сама партия определяет, кто избран.

Указанный недостаток в какой-то мере устраняется при применении свободных списков, когда допускается измене­ние голосующими порядка очередности кандидатов в спис­ке, или при преференциальном голосовании, когда избира­тель проставляет в бюллетене свои преференции (предпочте­ния), указывая цифрами 1, 2, 3 и т.д., кого он желает видеть избранным в первую очередь, кого — во вторую и т.д.

Пропорциональная избирательная система способствует росту числа политических партий, повышению роли партий в обществе, консолидации политических партий, партийно­му строительству-

Пропорциональное представительство в ряде случаев де­лает невозможным эффективное управление государством. Чрезмерное представительство малых партий затрудняет работу парламента и правительства, особенно если ни одна из них не занимает в данных органах более половины мест, а ре­шения принимаются простым большинством голосов. Это порождает политические раздоры и расколы, парламентские и правительственные кризисы. Для того чтобы в какой-то мере преодолеть данный недостаток, в некоторых странах (Германии) партии, не набравшие 5 % голосов от числа про­голосовавших, не получают мест в парламенте. Это гаранти­рует некоторую политическую стабильность.

Пропорциональная система применяется на Украине, в Австрии, Австралии, Израиле, Бельгии, Нидерландах, Да­нии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Португалии, Греции, Италии и других странах.

При смешанной избирательной системе одновременно используется принцип двух систем. Закон предусматривает, что одна половина депутатов избирается по мажоритарной системе (одномандатным округам), а вторая — по пропорцио­нальной системе (партийным спискам). Данная система при­меняется в 25 странах мира (Германия, Венгрия, Литва, Венгрия, Литва, Венесуэла, Новая Зеландия).

Выборы показатель дисциплинированности общества, степени его Политической культуры. Результаты выборов являются ценным руководством в определении политического курса, поэтому, чем больше избирателей примут участие в голосовании, тем законнее результаты выборов. Однако от­дельные граждане, владеющие избирательным правом, не участвуют в голосовании. Неголосование называется абсен­теизмом (от лат. absentias — отсутствующий). Естественно, возникает вопрос, кто не голосует и почему?

Неголосование зависит от многих факторов: националь­ности, возраста, пола, социального статуса, уровня образова­ния, социальной апатии, протестного неголосования, кото­рые тесно связаны с числом избирателей, участвующих в вы-

Ряд стран борется с абсентеизмом путем введения обяза­тельного голосования. Выборы — и право, и долг, и обязан­ность в Австрии, Бельгии, Голландии, Италии, Греции, госу­дарствах Латинской Америки и др. Другие страны не уста­навливают никакой планки явки на выборы (США, Великоб­ритания, Индия, Австралия), вводят методы поощрения и наказания для участвующих и не участвующих в выборах.

Одним из средств снижения абсентеизма является исполь­зование в процессе избирательной кампании политического маркетинга, метода «политических продаж». Продавцами по­литических товаров (в данном случае кандидатов, их про­грамм, платформ, лозунгов) выступают доверенные лица, группы поддержки, политические партии, стремящиеся со­здать интерес к этому товару, найти на него массового покупа­теля (избирателя) и прибегающие для этого к услугам специ­альной массовой рекламы. Политический маркетинг является эффективным способом проведения самих выборов.

Сегодня предвыборные кампании в ряде стран становятся все более дорогостоящими, а их пропагандистская часть — навязчивой и агрессивной. При организации и проведении выборов используются как «чистые», так и «грязные» техно­логии. Избирательные кампании в отдельных странах на­глядно демонстрируют тенденцию к постепенному превра­щению выборов, результат которых определяется заранее, в административно регулируемую и контролируемую процедур. Девальвируется представительный характер власти.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.195 (0.008 с.)