Модуль 1. Теория и методология политиче- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1. Теория и методология политиче-



ПОЛИТОЛОГИЯ

 

 

Учебно-методическое пособие

 

 

МИНСК 2009


УДК 32(075.8)

ББК 66.0я73

 

Р е ц е н з е н т ы: кафедра политологии, социологии и социального управления Белорусского национального технического университета; профессор кафедры политологии и гуманитарных дисциплин Института парламентаризма и предпринимательства, доктор исторических наук В.А. Божанов

Р е к о м е н д о в а н о кафедрой политологии БГЭУ

 

У т в е р ж д е н о Редакционно-издательским советом БГЭУ

 

 

Егоров, А.Н.

Е30 Политология: учеб.-метод. пособие / А.Н. Егоров. – Минск: БГЭУ,

2009. – 267 с.

 

ISBN 978-985- 484 I

 

Рассматриваются проблемы теории и методологии политической науки. Особое внимание уделяется политическим институтам и процессам, государственной политике и управлению в Республике Беларусь и современном мире, международным отношениям и геополитике.

Для студентов высших учебных заведений, аспирантов, магистрантов, преподавателей, лиц, самостоятельно изучающих курс политологии.

 

 

УДК 32(075.8)

ББК 66.0я73

 

 

© Егоров А.Н., 2009

© УО «Белорусский государственный

ISBN 978-985- 484 I экономический университет», 2009


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

От автора............................................................................................................. 7

ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ...................................................................... 9

Политическая наука в системе социогуманитарного

знания. Объект и предмет политической науки............ ……………………. 9

Политика как общественное явление. Роль политиче­ских знаний в формировании личностных и социаль­но-профессиональных качеств выпускников вуза............................................................................................... 11

Становление и эволюция политологии как науки

и учебной дисциплины....................................................................................... 12

Связь политологии с другими социальными пауками................................... 14

Методы и функции политологии...................................................................... 15

 

Модуль 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕ-

­СКОЙ НАУКИ............................................... ………………………………. 20

 

1.1. Этапы становления и развития политической науки в Республике Беларусь и за рубежом......... ……………………………… 21

1.1.1.Становление и основные этапы развития западноевропейской политической мысли..... ……………………………………………... 21

1.1.2.Социально-политические идеи Беларуси в контексте западноевропейского полито­логического дискурса.......................... 45

1.1.3. Основные направления и тенденции разви­тия современной политологии и их отраже­ние в белорусской политической науке... 51

 

1.2. Политическая власть.......................................................................... 60

1.2.1. Власть как социальный феномен. Полити­ческая власть: сущность, основные черты и функции................................................. 60

1.2.2. Легитимность политической власти. Типы легитимного господства............................................................................................... 62

1.2.3. Субъекты, ресурсы и способы реализации политической власти. Критерии эффективности функционирования

 

 

политической власти ………………………………………………..…63

 

1.3. Политическая система и политический режим............................. 70

1.3.1. Политическая система: понятие, структура,

функции, типы........................................................................................ 70

1.3.2. Политический режим как характеристика

политической системы.......................................................................... 74

1.3.3. Тоталитарный и авторитарный политические режимы......... 75

1.3.4. Демократический режим ……………………………………... 77

1.3.5. Политическая система и политический режим Республики Беларусь…………………………………………………………………78

Модуль 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ В РЕСПУБЛИКЕ

БЕЛАРУСЬ …………………………………………………………………….84

Место и роль средств массовой информации

в современном политическом процессе……………………................ 184

Модуль 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И УП­РАВЛЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»...................................................................... 189

4.1. Государственная политика и управление как ка­тегории политической науки................................................................................. 189

4.1.1. Понятие государственной ПОЛИТИКИ и государственного управления ……………………………………….............................. 189

4.1.2. Понятие социального государства. Социальная политика и социальное партнерство …………………………………….……….190

4.1.3. Основные направления социальной политики Республики Беларусь..................................................................................................195

4.1.4. Государственная молодежная политика: цели, задачи, программы ……………………………………………………….……197

 

4.2. Этническая и религиозная политика в Беларуси…………….. 201

4.2.1. Национальные и этнические проблемы в современном мире и способы их решений......................................................................... 201

4.2.2. Этническая политика в Республике Беларусь…………………………......................................................... 209

4.2.3. Государственно-конфессиональные отношения в Республике Беларусь …………………………………………………………….…210

 

Модуль 5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ГЕОПОЛИТИКА..................................................................................... 216

Международные отношения и внешняя политика

государств………………………………………………………………… 216

5.2. Теоретические основы геополитики............................................. 222

5.3. Основные направления внешней политики Республики Беларусь в контексте глобализирующегося мира ……......................227

ОТ АВТОРА

 

 

Предлагаемое учебно-методическое пособие соответству­ет типовой учебной программе 2008 г. по политологии для высших учебных заведений, учитывает модульную структу­ру содержания учебного курса и компетентностный подход к процессу обучения.

Цель пособия — предоставить систематизированные зна­ния о политике как общественном явлении, объяснить ее ос­новные понятия и категории и научить студентов использо­вать полученные знания и умения для решения и исполне­ния гражданских, социально-профессиональных, личнос­тных задач и функций.

Задача пособия — помочь студентам овладеть

знаниями:

· основных политических понятий и категорий, совре­менных теоретико-методологических проблем политологии;

· ключевых подходов к анализу политических явлений, методов политических исследований;

· специфики формирования и функционирования поли­тической системы Республики Беларусь;

· природы и сущности государства, политической влас­ти, ее субъектов и объектов, взаимоотношений политики с другими сферами общественной жизни;

· сущности, структуры политических процессов в совре­менном мире и Республике Беларусь;

· сущности политического сознания, специфики полити­ческой культуры Республики Беларусь;

· основ теории государственного управления, основных направлений государственной политики Республики Бела­русь;

· системы современных международных отношений, внеш­ней политики и геополитики Республики Беларусь;

умениями:

· анализировать конкретные политические ситуации и процессы в современном мире и Республике Беларусь;

· оценивать перспективы развития современных политических процессов, предлагать пути решения возникающих проблем;

· участвовать в функционировании политической системы общества как гражданин, проявлять культуру политического участия;

· применять политические знания в решении социально-профессиональных проблем;

· взаимодействовать с государственными структурами, формулировать общественные интересы и выражать их через структуры гражданского общества;

· воспитывать в себе лидерские качества, стремиться к достойному выполнению гражданского и профессионального долга;

· формировать и аргументировать свою политическую позицию;

· осуществлять поиск и анализ необходимой информации, оценивать ее значимость, использовать в процессе принятия решений.

Выражаю признательность и глубокую благодарность уважаемым рецензентам: доктору исторических наук, профессору кафедры политологии и гуманитарных дисциплин Института парламентаризма и предпринимательства В.А. Божанову и кафедре политологии, социологии и социального управления Белорусского национального технического университета (заведующий кафедрой – кандидат социологических наук, доцент С.В. Потапенко) за ценные замечания и предложения.

Искренне благодарен коллегам: доцентам кафедры политологии БГЭУ – кандидату политических наук Д.В. Белявцевой и кандидату исторических наук Л.В. Вонсович за конструктивную критику и полезные советы.

 

ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ

 

Тест

1. Объектом исследования политологии являются:

а) политические институты;

б) политические теории;

в) политические идеологии;

г) политическая действительность.

 

2. Предметом исследования политологии являются законо­мерности функционирования и развития;

а) политического процесса;

б) политической системы;

в) политической власти;

г) политической идеологии.

 

3. В качестве самостоятельного направления в XVI в. поли­тические исследования выделил:

а) Платон; в) Аристотель;

б) Н. Макиавелли; г) Цицерон.

 

4. Объективную картину состояния общества определяет функция политологии:

а) объяснительная; в) инструментальная;

б) прогностическая; г) описательная.

 

5. Определяет облик будущего функция политологии:

а) описательная; в) мировоззренческая;

б) инструментальная; г) прогностическая.

 

6. При оценке реального выполнения принятых политиче­ских решений необходимо использовать функцию полито­логии:

а) описательную; в) прогностическую;

б) объяснительную; г) инструментальную.

 

7. Знания о политике формирует функция политологии:

а) прогностическая; в) мировоззренческая;

б) инструментальная; г) идеологическая.

 

Вопросы для повторения

1. Что изучает политология, каковы ее объект и предмет исследования?

2. Что такое политика, каковы причины ее возникнове­ния и основные виды проявления?

3. Кратко охарактеризуйте основные этапы становления и развития политологии как науки и учебной дисциплины.

4. Каково соотношение политологии с другими дисцип­линами и науками о политике?

5. Определите общий и специальные методы политиче­ского анализа.

6. Раскройте содержание функций политологии.

 

Литература

 

1. Алексеева, ТА. Современные политические теории / Т.А. Алексеева. — М., 2000.

2. Антанович, НА. Методология политической науки: посо­бие для студентов / Н.А. Антанович. — Минск, 2001.

3. Божанов, ВА. Политология: мир современной политики: учеб. пособие / В.А. Божанов. — Минск, 2008.

4. Бондарь, П.И. Политология: наука о политике: учеб.-метод. комплекс / П.И. Бондарь, Ю.П. Бондарь. — Минск, 008.

5. Боришполец, К.П. Методы политических исследований: еб. пособие для студентов вузов / К.П. Боришполец. — М., 2005.

6. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 996 г. и 17 октября 2004 г. — 2-е изд. — Минск, 2007.

7. Мельник, ВА. Политология: учебник / В.А. Мельник. — 6-е изд., испр. — Минск, 2008.

8. Мельник, В А. Современный словарь по политологии / •А. Мельник. — Минск, 2004.

9. Политология: практикум / Н.П. Денисюк [и др.]; под общ. ред. СВ. Решетникова. — Минск, 2008.

10. Политическая энциклопедия: в 2 т. / Нац. обществ.-на­уч. фонд; рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин. -- М., 1999.

11. Политология: учеб. для студентов вузов / СВ. Решетни­ков [и др.]; под ред. СВ. Решетникова. — 5-е изд. — Минск, 2005.

12. Соловьев, А.И. Политология: политическая теория, по­литические технологии / А.И. Соловьев. − М., 2005.

 

 

Тест

 

1. Политическая мысль античности была направлена:

а) на поиски путей построения совершенной (идеальной) модели государства;

б) осмысление государства как результат человеческой деятельности;

в) осмысление политики как социального явления;

г) объяснение природы и общества с позиции разума;

д) разрешение политических кризисов.

2. Первым указал на взаимосвязь политики с социальной сферой жизни общества:

а) Аристотель; в) Цицерон;

б) Платон; г) Ф. Аквинский.

3. «Правильные» формы правления по Аристотелю:

а) монархия; г) аристократия;

б) тирания; д) полития;

в) олигархия; е) демократия.

4. Первым проследил переход человечества от естественного права к государственному, дал определение естественного права:

а) Иолибий; в) Платон;

б) Цицерон; г) Аристотель.

5. Вопросами разделения властей на светскую и духовную, происхождения светской и духовной власти, их взаимоотно­шений, соподчинения и компетенции первыми занимались политические мыслители:

а) античности; в) эпохи Возрождения;

б) средневековья; г) Нового времени.

6. «Град Земной — мир зла и сатаны, Град Божий — мир Добра и Бога», — так рассуждал:

а) А. Августин; в) Платон;

б) Ф. Аквинский; г) Т. Гоббс.

7. «Светской власти принадлежат лишь тела людей, но не их души. Над душами властвует церковь», — утверждал:

а) Ф. Аквинский; в) Платон;

б) А. Августин; г) Аристотель.

8. «Без суверенитета нет и не может быть государства», — утверждал:

а) Цицерон; в) Аристотель;

б) Платон; г) Ж. Боден.

9. Советы, рекомендации Н. Макиавелли властителю:

а) честь превыше всего;

б) малодушных — использовать, честолюбивых - опа­саться;

в) следует быть мудрым, хитрым и сильным;

г) не должен быть верным данному слову.

10. Впервые историю человечества на естественную (догосударственную) и общественную (государственно-правовую) раз­делил:

а) Н. Макиавелли; в) Дж. Локк;

б) Т. Гоббс; г) Ж.Ж. Руссо.

11. По мнению Т. Гоббса, порядок в государстве может обес­печить только сильная власть в лице:

а) абсолютной монархии;

б) ограниченной монархии;

в) дуалистической монархии;

г) парламентской монархии.

12. Впервые поставил личность выше общества и государ­ства:

а) Цицерон; в) Ш. Монтескье;

б) Аристотель; г) Дж. Локк.

13. Родоначальником классической концепции разделения властей является:

а) Цицерон; в) Ш. Монтескье;

б) Аристотель; г) Дж. Локк.

14. Какое из двух суждений о границах свободы является, на ваш взгляд, верным:

а) «Разрешено все, что не запрещено» (Т. Гоббс);

б) «Все, что не воспрещено законом, то дозволено» (III. Монтескье)?

15. В преобразовании общественных отношений большую роль нравственности, гуманизму, просветительству отводил:

а) Ш. Монтескье; в) Ж.Ж. Руссо;

б) Дж. Локк; г) Вольтер.

16. «Появление имущественного неравенства привело к ста­новлению политического неравенства», — утверждал:

а) Дж. Локк; в) Ж.Ж. Руссо;

б) Вольтер; г) Ж. Боден.

17. Первым, кто перешел от количественных характеристик государства к качественным, к выводу о необходимости по­строения правового государства, был:

а) Ж. Воден; в) И. Кант;

б) Ж.Ж. Руссо; г) III. Монтескье.

18. Определите, какое из приведенных суждений является неверным. По Г. Гегелю в гражданском обществе существует:

а) частная собственность;

б) общность интересов и формальное равенство граждан;

в) имущественное и социальное неравенство;

г) функционирование общества наряду с государством;

д) зависимость общества от государства.

19. Впервые термин «утопия» используется:

а) Т. Мором; в) Т. Кампанеллой;

б) Д. Уинстэнли; г) Т. Мабли.

20. «Наивысшее счастье наибольшего числа людей», — это мораль теоретиков:

а) коммунизма; в) консерватизма;

б) либерализма; г) утилитаризма.

21. «Лишите мир этой непостижимой силы — в одно мгновение порядок обратится в хаос, троны рухнут и общест­во исчезнет» (Ж. де Местр). О какой силе идет речь:

а) монархе; в) полководце;

б) диктаторе; г) палаче?

22. Статут ВКЛ:

а) содержал идею правового государства;

б) предусматривал осуществление на практике разделе­ние властей;

в) регламентировал вопросы собственности;

г) был основным источником права в Беларуси до 1917 г.

23. Политическими идеалами Ф. Скорины были:

а) ограниченная монархия во главе с просвещенным мо­нархом;

б) верховенство закона;

в) установление «вечного мира»;

г) утверждение в общественном сознании идеалов аске­тизма и уравнительности.

24. Сторонниками реформаторского (эволюционного) пу­ти развития белорусского феодального общества являлись:

а) М. Гусовский; в) М. Чехович;

б) С. Будный; г) Л. Сапега.

25. Сторонниками радикальных взглядов на изменение феодальных порядков являлись:

а) Петр из Ганендза; в) Мартин Чехович;

б) Якуб из Калиновки; г) Павел из Визны.

26. К. Калиновский выступал против:

а) царского самодержавия; в) сословного неравенства;

б) национального гнета; г) парламентаризма.

 

Вопросы для повторения

 

1. Назовите основные этапы развития политической мыс­ли Запада, Беларуси и их специфику.

2. Охарактеризуйте содержание античной и римской по­литической мысли.

3. Назовите основные проблемы политической мысли в эпоху средневековья.

4. Расскажите о вкладе Н. Макиавелли в проблему соот­ношения политики и морали.

5. Перечислите особенности трактовки причин заключе­ния общественного договора Т. Гоббсом, Дж. Локком и Ж.Ж. Руссо.

6. Раскройте основное содержание либеральных взгля­дов Дж. Локка и III. Монтескье.

7. Раскройте основные положения, которыми обогатили теорию правового государства и гражданского общества И. Кант и Г. Гегель.

8. Охарактеризуйте сущность политического учения И. Бентама, Дж.С. Милля, А. де Токвиля.

9. Раскройте основные положения теории утопического социализма.

10. Раскройте основные положения теории консерватиз­ма Э. Берка, Ж. Местра, Л. Бональда.

11. Определите круг новых теоретических проблем и концептуальных подходов, которыми занимается полити­ческая наука в начале XXI в.

 

 

Литература

 

1. Ад таго, наколькі абароненыя иашыя людзі, залежыць далейшае ўстойлівае развіццё Беларусі. Выступленне Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р. Лукашэнка на заключным пасяджэнні Савета Рэспублікі i Палаты прадстаўнікоў Нацыянальнага сходу Беларусі трэцяга склікання // Звязда. — 2008. — 24 кастр.

2. Марченко, М.Н. История политических и правовых уче­ний: учеб. пособие / М.Н. Марченко, И.Ф. Магин. — М.,2007.

3. Платон. Государство. Законы. Полития / Платон. — М., 1998.

4. Политические мыслители: учеб. пособие / В.А. Бобков, И.Н. Браим, В.Л. Ефременко |и др.]; под ред. В.А. Бобкова, Э.А. Корниловича. •— Минск, 1997.

5. Сокал, С.Ф. Гісторыя палітычнай i прававой думкі Беларуci: вучэб.-метад. дапамож. / С.Ф. Сокал, А.Ф. Туміловіч. — Мінск,2004.


 

Политическая власть

Политической власти

Власть — важнейший элемент коммуникации и гармони­зации современного общества. Она постоянно находится под влиянием различных социальных субъектов. Субъекты по­литической власти — это все те, кто принимает реальное участие во властном взаимодействии с государством и друг с другом. Первичными субъектами власти являются различ­ные общности людей (народ, социальные группы и слои) и индивиды (государственные должностные лица, политиче­ские деятели и рядовые граждане), вторичными — полити­ческие институты и организации (государство, политиче­ские партии, общественные организации и движения, бюро­кратия, институты мирового сообщества и т.д.). Основным субъектам политической власти будут посвящены отдельные главы учебного пособия.

Как мы уже отмечали, власть есть способность субъекта в соответствии со своими намерениями обеспечить подчине­ние объектов. Объекты власти — те, на кого направлено властное воздействие: индивиды, общества, отдельные госу­дарственные органы, все сферы их жизнедеятельности. В це­лях обеспечения своего влияния носители политической власти обладают уникальной системой ресурсов. На ресур­сах строится, держится и реализуется властвование. Ресур­сы власти — это совокупность средств и возможностей, ко­торыми располагают и пользуются властвующие субъекты для реализации своих целей. Ресурсы политической власти многообразны и (можно предположить) безграничны. По сфе­рам проявления они делятся на ресурсы, возникающие в сфе­ре политики; общественные ресурсы; собственно политиче­ские ресурсы власти.

К ресурсам, возникающим в сфере самой политики, от­носятся знания, компетентность, профессионализм, интел­лект политика, его речь со всеми ее характерными признаками; политические технологии (особенно избирательные); по­литическая символика, другие внешние атрибуты власти (здания, церемониал, ритуалы собраний, встреч, приемов, парады, салюты и т.д.). Наличие и умелое использование этих ресурсов формируют мнение о власти, ее политиках и политике.

К общественным ресурсам власти относятся устоявши­еся в обществе национальные, конфессиональные традиции, идеологические течения, общественные настроения. Всякая новая власть не может не опираться па идеологию, полити­ческую культуру, мощь и структуру производительных сил, науку, образование, творческий потенциал народа, уровень жизни, которые сложились в обществе до ее появления, а те­перь достаются ей в наследство.

Общественные ресурсы по сферам жизнедеятельности де­лятся на экономические, социальные, культурно-информа­ционные, силовые (принудительные).

Экономические ресурсы — природные богатства (полез­ные ископаемые, плодородные земли и т.п.), материальные ценности, финансы, производительные силы, население как создатель материальных благ (численность, трудоспособ­ность, квалификация, мобильность, дисциплина). Решение экономических проблем, как правило, подчинено главной и основной задаче сохранению и упрочению политической власти. Наличие и умелое, целесообразное использование властью экономических ресурсов, несомненно, повышает ее авторитет, доверие и поддержку народа.

Социальные ресурсы — это степень удовлетворения властью материальных и духовных потребностей своих граж­дан, условий их жизни и труда. Опора власти на данные ре­сурсы зависит от ее способности повышать или понижать со­циальный статус объекта. Социальная политика является предметом острой политической борьбы. При ее проведении власть и оппозиция часто обвиняют друг друга в популизме.

Культурно-информационные ресурсы есть создаваемые и применяемые властью средства управления сознанием лю­дей, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию че­ловека. К ним относятся в первую очередь СМИ (пресса, ра­дио, телевидение), средства искусства (театр, кинематограф, изобразительное искусство). Данные ресурсы — мощное ору­жие власти, они оттеснили на второй план другие ресурсы.

Принудительные (силовые) ресурсы власти — это го­сударство с его аппаратом, армией, органами внутренних дел, правоохранительными структурами (суд, прокуратура), тюрьмами, службой безопасности и другими институтами физического и морального принуждения и специально под­готовленными для этого людьми. Принудительные ресур­сы — наиболее эффективный источник власти. Угроза нака­зания, страх перед наказанием заставляют человека повино­ваться. С помощью данных ресурсов можно лишить челове­ка тех или иных ценностей, высшей из которых является че­ловеческая жизнь.

Собственно политическими ресурсами власти служат репутация власти, ее этические (моральные и нравственные) качества. Речь идет о тех ресурсах, при которых власть опи­рается только на себя. Социальная безнравственность влас­ти, ее необязательность, недобросовестность, коррумпиро­ванность, преступность, самоуправство, злоупотребление пол­номочиями особенно опасны и неизбежно ведут к ее кризису. У населения исчезнет доверие к власти как таковой, к ее но­сителям. «Когда люди не имеют доверия к власти, государ­ство погибнет», — утверждал древнекитайский философ Конфуций (551-479 до н.э.).

Субъекты власти используют различные ресурсы обычно в комплексе, хотя каждый их тип имеет свои условия реали­зации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия.

Власть реализуется различными способами. Способы ре­ализации политической власти — система, определяющая место, функции и отношения друг с другом институтов влас­ти и управления в политическом процессе по реализации це­лей политики и власти.

Способами реализации власти являются господство, ру­ководство, управление, организация, контроль (рис. 1.1). Начальным этапом реализации власти является господство. Оно заключается в исследовании ситуации, анализе задач политики и власти, выборе важнейших из них и принятии необходимого решения по их выполнению и проектирова­нию соответствующих политических процессов, которые должны завершиться достижением намеченных целей.

 

Господство

Выбор целей деятельности

 


Рис. 1.1. Способы функционирования и реализации политической власти

 

Цели могут быть социальными, экономическими, поли­тическими, экологическими и т.д. (например, формирова­ние правительства, обновление общества, выход из кризиса). В господстве всегда присутствует приказ, содержащий сущ­ность волепредъявления, и его цели — для чего делать. По определению французского социолога Рэймона Арона (1905-1983), «Господство — подчинение, основанное на при­знании приказов теми, кто им подчиняется». Господство (полномочия волепредъявителя) обычно получает законода­тельное закрепление в государственно-правовых актах, опре­деляет в целом тип власти, ее объем и режим.

Руководство вторая составляющая способа реализа­ции власти, является первым шагом при материализации намеченных целей. Оно определяет стратегию (методы, спо­собы, пути, средства, участников, финансирование, нормативно-правовую базу, сроки) достижения намеченных це­лей. На стадии руководства устанавливается, что делать для того, чтобы поставленные цели были достигнуты в полном объеме. Руководство осуществляется через особую группу по­литических руководителей, представляющих наиболее влия­тельную и авторитетную часть субъектов политики.

Управление — важнейший способ любой успешной дея­тельности. Это целенаправленная, систематическая работа организующего характера административно-распорядитель­ного аппарата по конкретизации и координации цепочки на­чальных, промежуточных и конечных дел, их очередности, значения по достижению установленных целей. Управление занимается оперативным планированием, выполняет функ­ции синхронизации деятельности всех участников процесса по реализации намеченных целей. Оно определяет, как де­лать то, что надо делать: кому, когда, для кого, где и т.п. На этом этапе осуществляется выбор адекватной социально-эко­номической мотивации, которая в наибольшей степени необ­ходима для реализации поставленных целей. Элементами мотивации могут быть зарплата, налогово-бюджетная поли­тика, здравоохранение, питание, обеспечение безопасности труда и т.д. Особое место здесь принадлежит СМИ, которые способны активно воздействовать на сознание и трудовую ак­тивность граждан.

Организация — способ оперативной практической дея­тельности по реализации принятых решений и сформиро­ванных целей. Есть те, кто говорит, и те, кто выполняет. Организация предполагает согласование, упорядочение, обес­печение взаимосвязи, мобилизации действий отдельных лю­дей, групп, рядовых исполнителей. В прежних условиях участники данного звена реализации власти выступали ис­ключительно в роли исполнителей. Сейчас им предоставле­ны большие возможности для самостоятельной, творческой, высокопрофессиональной и эффективной деятельности. Орга­низация протекает в горизонтальной плоскости и является заключительным звеном по обеспечению регулирования, функционирования, субординации и координации исполни­телей.

Контроль как способ реализации власти отслеживает ре­зультаты, реальные показатели, проверяет и корректирует деятельность людей. Кроме того, контроль воздействует на корректировку политики власти, выполняет функцию об­ратной связи, устанавливает, что должно было дать и дало, к каким последствиям (предсказуемым или непредсказуемым) привело достижение носителями власти намеченной цели.

Эффективная власть — это ее результативность, степень выполнения ею своих функций, оценивание ее с точки зре­ния того, что она дает и может дать людям.

Политическая власть может функционировать эффектив­но, когда она организована, институализирована (опирается на институты) и институционализирована (опирается на право, рационально-легальную легитимность).

Такое инструментальное построение власти предполага­ет наличие ее соответствующих институтов (учреждений, организаций, политических и общественных формирований, субъектов хозяйствования, органов государственного управ­ления) и их функциональной специализации.

Процесс создания эффективных институтов политической власти сопровождается их институционализацией: выработ­кой норм права, регламентирующих круг полномочий власти, ее прав и обязанностей, ответственности, правила взаимодей­ствия ее институтов. Масштабы, объемы, границы политиче­ской власти или властвующего лица должны быть соизмери­мы с реальными потребностями и здравым смыслом.

В современных условиях легитимность и эффективность власти два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.

 

Тест

 

1. Власть существует в политической, публичной форме с
момента образования:

а) гражданского общества;

б) государства;

в) политических партий;

г) этнических общностей.

2. Сущностными чертами политической власти не явля­ются:

а) суверенитет и неделимость; б) авторитет;

в) волевой характер; д) единовластие;

г) принуждение; е) наследование.

3. Типологию легитимности власти разработал:

а) К. Маркс; в) И. Кант;

б) М. Вебер; г) Дж. Локк.

4. Под лигитимностыо власти понимается:

а) приобретение власти на основе узаконенных процедур
и правил;

б) общественное признание законности власти;

в) осознание правящими верхами своего права на власть;

г) согласие граждан подчиняться власти.

5. Тип легитимности власти по формуле «Король умер, да
здравствует король!»:

а) харизматический; в) рационально-легальный;

б) традиционный; г) номенклатурный.

6. Легальность власти - это:

а) юридическое бытие власти;

б) правовая аргументация законности власти;

в) авторитет власти;

г) власть авторитета.

7. Способами реализации власти являются:

а) господство, руководство, управление, организация, кон­троль;

б) избрание, назначение, связь с массами, публичность,
правовые и политические нормы.

8. Ресурсы власти — это:

а) опорные ценности, на которых строится, держится и
реализуется властвование;

б) совокупность методов и средств, использование кото­рых обеспечивает и поддерживает власть.

9. По сферам жизнедеятельности общественные ресурсы влас­ти делятся:

а) на экономические, социальные, информационные, си­ловые;

б) легальные, легитимные, традиционные, правовые.

10. Вставьте пропущенное:

Политическая ______________ − это реальная способ­ность и возможность социальных субъектов проводить свою
волю в политике и правовых нормах, оказывать решающее
воздействие на деятельность и поведение людей посредством
авторитета, права, насилия.

 

Вопросы для повторения

 

1. Дайте определение сущности политической власти.

2. Почему не всякая политическая власть является госу­дарственной?

3. Как вы понимаете утверждение «Принцип разделения властей не отрицает единства власти, но отрицает единовлас­тие»?

4. Что означают понятия «легитимность» и «легаль­ность» власти?

5. Назовите способы реализации политической власти.

6. Назовите ресурсы политической власти и дайте их краткую характеристику.

7. Дайте определение субъектов политической власти. Охарактеризуйте их.

8. Назовите критерии эффективности функционирова­ния политической власти.

 

Литература

 

1. Власть. Политика. Государство и государственная служба: аналит. слов.-справ. / В.Ф. Халипов [и др.]. — М., 2006.

2. Халипов, В.Ф. Энциклопедия власти / В.Ф. Халипов. — М.,2005.

 

 

Политический режим как

Тоталитарный и авторитарный

Политические режимы

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, полный, це­лый) — политический режим, характеризующийся огосу­дарствлением всех сторон общественной жизни, всеобщим (тотальным) вмешательством государства во все сферы жиз­ни общества и личности. Термин «тоталитаризм» был введен фашистским диктатором Бенито Муссолини (1883 1945), который XX в. назвал веком Государства.

Имея многовековую историю, тоталитарные идеи получа­ют возможность практической реализации лишь в XX в. Объясняется это целым рядом причин. Вступление общества в индустриальную стадию развития привело к созданию си­стемы массовых коммуникаций, усложнению общественных связей и организаций, сделало технически возможным и то­тальное «промывание мозгов», и всеобъемлющий контроль над личностью. Тоталитаризм становится возможным и дей­ствительным в тех странах, которые в ходе своего развития но тем или иным причинам объективно переживают затянув­шийся острый социально-экономический кризис или оказы­ваются перед исключительными, экстремальными задача­ми, для решения которых необходима чрезвычайная моби­лизация энергии и усилий всего населения (именно так было в Италии в 20-е гг., в СССР —- в 30-е гг., в Германии - - в 40-е it. XX в.). Под влиянием и воздействием подобных обстоя­тельств в обществе происходит маргинализация (от лат. marginalis ----- находящийся на краю) - резкая ломка устояв­шихся социальных структур, существенное снижение их статуса (жизненного уровня, образа жизни, социального оп­тимизма и т.п.). Маргинализация дополняется люмпениза­цией (от нем. lumpen — лохмотья) — потерей определенны­ми слоями населения своего социального статуса, выталки­ванием их на дно общества. Ломка социальной структуры усиливается кризисом политических институтов, параличом власти, не способной преодолеть кризисные явления, разре­шить экстремальную ситуацию. Кризис политической систе­мы, в свою очередь, сопровождается кризисом массового со­знания. Массы теряют веру во власть и готовы пойти за лю­бым харизматическим лидером, обещающим им националь­ное возрождение за счет свертывания гражданских прав и свобод.

Описывая модель тоталитарного режима, необходимо вы­делить некоторые основополагающие его черты. В духовной сфере — это господство единой, официальной идеологии и принудительное навязывание ее всем членам общества. Вся­кое инакомыслие вредно и запрещено.

В политической сфере — это диктатура одной партии, слившейся с государством. Государственный аппарат стано­вится инструментом в руках партии и ее лидера-во



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.176 с.)