Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модуль 1. Теория и методология политиче-↑ Стр 1 из 40Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПОЛИТОЛОГИЯ
Учебно-методическое пособие
МИНСК 2009 УДК 32(075.8) ББК 66.0я73
Р е ц е н з е н т ы: кафедра политологии, социологии и социального управления Белорусского национального технического университета; профессор кафедры политологии и гуманитарных дисциплин Института парламентаризма и предпринимательства, доктор исторических наук В.А. Божанов Р е к о м е н д о в а н о кафедрой политологии БГЭУ
У т в е р ж д е н о Редакционно-издательским советом БГЭУ
Егоров, А.Н. Е30 Политология: учеб.-метод. пособие / А.Н. Егоров. – Минск: БГЭУ, 2009. – 267 с.
ISBN 978-985- 484 I
Рассматриваются проблемы теории и методологии политической науки. Особое внимание уделяется политическим институтам и процессам, государственной политике и управлению в Республике Беларусь и современном мире, международным отношениям и геополитике. Для студентов высших учебных заведений, аспирантов, магистрантов, преподавателей, лиц, самостоятельно изучающих курс политологии.
УДК 32(075.8) ББК 66.0я73
© Егоров А.Н., 2009 © УО «Белорусский государственный ISBN 978-985- 484 I экономический университет», 2009 СОДЕРЖАНИЕ
От автора............................................................................................................. 7 ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ...................................................................... 9 Политическая наука в системе социогуманитарного знания. Объект и предмет политической науки............ ……………………. 9 Политика как общественное явление. Роль политических знаний в формировании личностных и социально-профессиональных качеств выпускников вуза............................................................................................... 11 Становление и эволюция политологии как науки и учебной дисциплины....................................................................................... 12 Связь политологии с другими социальными пауками................................... 14 Методы и функции политологии...................................................................... 15
Модуль 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕ- СКОЙ НАУКИ............................................... ………………………………. 20
1.1. Этапы становления и развития политической науки в Республике Беларусь и за рубежом......... ……………………………… 21 1.1.1.Становление и основные этапы развития западноевропейской политической мысли..... ……………………………………………... 21 1.1.2.Социально-политические идеи Беларуси в контексте западноевропейского политологического дискурса.......................... 45 1.1.3. Основные направления и тенденции развития современной политологии и их отражение в белорусской политической науке... 51
1.2. Политическая власть.......................................................................... 60 1.2.1. Власть как социальный феномен. Политическая власть: сущность, основные черты и функции................................................. 60 1.2.2. Легитимность политической власти. Типы легитимного господства............................................................................................... 62 1.2.3. Субъекты, ресурсы и способы реализации политической власти. Критерии эффективности функционирования
политической власти ………………………………………………..…63
1.3. Политическая система и политический режим............................. 70 1.3.1. Политическая система: понятие, структура, функции, типы........................................................................................ 70 1.3.2. Политический режим как характеристика политической системы.......................................................................... 74 1.3.3. Тоталитарный и авторитарный политические режимы......... 75 1.3.4. Демократический режим ……………………………………... 77 1.3.5. Политическая система и политический режим Республики Беларусь…………………………………………………………………78 Модуль 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………………………………………………………….84 Место и роль средств массовой информации в современном политическом процессе……………………................ 184 Модуль 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»...................................................................... 189 4.1. Государственная политика и управление как категории политической науки................................................................................. 189 4.1.1. Понятие государственной ПОЛИТИКИ и государственного управления ……………………………………….............................. 189 4.1.2. Понятие социального государства. Социальная политика и социальное партнерство …………………………………….……….190 4.1.3. Основные направления социальной политики Республики Беларусь..................................................................................................195 4.1.4. Государственная молодежная политика: цели, задачи, программы ……………………………………………………….……197
4.2. Этническая и религиозная политика в Беларуси…………….. 201 4.2.1. Национальные и этнические проблемы в современном мире и способы их решений......................................................................... 201 4.2.2. Этническая политика в Республике Беларусь…………………………......................................................... 209 4.2.3. Государственно-конфессиональные отношения в Республике Беларусь …………………………………………………………….…210
Модуль 5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ГЕОПОЛИТИКА..................................................................................... 216 Международные отношения и внешняя политика государств………………………………………………………………… 216 5.2. Теоретические основы геополитики............................................. 222 5.3. Основные направления внешней политики Республики Беларусь в контексте глобализирующегося мира ……......................227 ОТ АВТОРА
Предлагаемое учебно-методическое пособие соответствует типовой учебной программе 2008 г. по политологии для высших учебных заведений, учитывает модульную структуру содержания учебного курса и компетентностный подход к процессу обучения. Цель пособия — предоставить систематизированные знания о политике как общественном явлении, объяснить ее основные понятия и категории и научить студентов использовать полученные знания и умения для решения и исполнения гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций. Задача пособия — помочь студентам овладеть знаниями: · основных политических понятий и категорий, современных теоретико-методологических проблем политологии; · ключевых подходов к анализу политических явлений, методов политических исследований; · специфики формирования и функционирования политической системы Республики Беларусь; · природы и сущности государства, политической власти, ее субъектов и объектов, взаимоотношений политики с другими сферами общественной жизни; · сущности, структуры политических процессов в современном мире и Республике Беларусь; · сущности политического сознания, специфики политической культуры Республики Беларусь; · основ теории государственного управления, основных направлений государственной политики Республики Беларусь; · системы современных международных отношений, внешней политики и геополитики Республики Беларусь; умениями: · анализировать конкретные политические ситуации и процессы в современном мире и Республике Беларусь; · оценивать перспективы развития современных политических процессов, предлагать пути решения возникающих проблем; · участвовать в функционировании политической системы общества как гражданин, проявлять культуру политического участия; · применять политические знания в решении социально-профессиональных проблем; · взаимодействовать с государственными структурами, формулировать общественные интересы и выражать их через структуры гражданского общества; · воспитывать в себе лидерские качества, стремиться к достойному выполнению гражданского и профессионального долга; · формировать и аргументировать свою политическую позицию; · осуществлять поиск и анализ необходимой информации, оценивать ее значимость, использовать в процессе принятия решений. Выражаю признательность и глубокую благодарность уважаемым рецензентам: доктору исторических наук, профессору кафедры политологии и гуманитарных дисциплин Института парламентаризма и предпринимательства В.А. Божанову и кафедре политологии, социологии и социального управления Белорусского национального технического университета (заведующий кафедрой – кандидат социологических наук, доцент С.В. Потапенко) за ценные замечания и предложения. Искренне благодарен коллегам: доцентам кафедры политологии БГЭУ – кандидату политических наук Д.В. Белявцевой и кандидату исторических наук Л.В. Вонсович за конструктивную критику и полезные советы.
ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ
Тест 1. Объектом исследования политологии являются: а) политические институты; б) политические теории; в) политические идеологии; г) политическая действительность.
2. Предметом исследования политологии являются закономерности функционирования и развития; а) политического процесса; б) политической системы; в) политической власти; г) политической идеологии.
3. В качестве самостоятельного направления в XVI в. политические исследования выделил: а) Платон; в) Аристотель; б) Н. Макиавелли; г) Цицерон.
4. Объективную картину состояния общества определяет функция политологии: а) объяснительная; в) инструментальная; б) прогностическая; г) описательная.
5. Определяет облик будущего функция политологии: а) описательная; в) мировоззренческая; б) инструментальная; г) прогностическая.
6. При оценке реального выполнения принятых политических решений необходимо использовать функцию политологии: а) описательную; в) прогностическую; б) объяснительную; г) инструментальную.
7. Знания о политике формирует функция политологии: а) прогностическая; в) мировоззренческая; б) инструментальная; г) идеологическая.
Вопросы для повторения 1. Что изучает политология, каковы ее объект и предмет исследования? 2. Что такое политика, каковы причины ее возникновения и основные виды проявления? 3. Кратко охарактеризуйте основные этапы становления и развития политологии как науки и учебной дисциплины. 4. Каково соотношение политологии с другими дисциплинами и науками о политике? 5. Определите общий и специальные методы политического анализа. 6. Раскройте содержание функций политологии.
Литература
1. Алексеева, ТА. Современные политические теории / Т.А. Алексеева. — М., 2000. 2. Антанович, НА. Методология политической науки: пособие для студентов / Н.А. Антанович. — Минск, 2001. 3. Божанов, ВА. Политология: мир современной политики: учеб. пособие / В.А. Божанов. — Минск, 2008. 4. Бондарь, П.И. Политология: наука о политике: учеб.-метод. комплекс / П.И. Бондарь, Ю.П. Бондарь. — Минск, 008. 5. Боришполец, К.П. Методы политических исследований: еб. пособие для студентов вузов / К.П. Боришполец. — М., 2005. 6. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 996 г. и 17 октября 2004 г. — 2-е изд. — Минск, 2007. 7. Мельник, ВА. Политология: учебник / В.А. Мельник. — 6-е изд., испр. — Минск, 2008. 8. Мельник, В А. Современный словарь по политологии / •А. Мельник. — Минск, 2004. 9. Политология: практикум / Н.П. Денисюк [и др.]; под общ. ред. СВ. Решетникова. — Минск, 2008. 10. Политическая энциклопедия: в 2 т. / Нац. обществ.-науч. фонд; рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин. -- М., 1999. 11. Политология: учеб. для студентов вузов / СВ. Решетников [и др.]; под ред. СВ. Решетникова. — 5-е изд. — Минск, 2005. 12. Соловьев, А.И. Политология: политическая теория, политические технологии / А.И. Соловьев. − М., 2005.
Тест
1. Политическая мысль античности была направлена: а) на поиски путей построения совершенной (идеальной) модели государства; б) осмысление государства как результат человеческой деятельности; в) осмысление политики как социального явления; г) объяснение природы и общества с позиции разума; д) разрешение политических кризисов. 2. Первым указал на взаимосвязь политики с социальной сферой жизни общества: а) Аристотель; в) Цицерон; б) Платон; г) Ф. Аквинский. 3. «Правильные» формы правления по Аристотелю: а) монархия; г) аристократия; б) тирания; д) полития; в) олигархия; е) демократия. 4. Первым проследил переход человечества от естественного права к государственному, дал определение естественного права: а) Иолибий; в) Платон; б) Цицерон; г) Аристотель. 5. Вопросами разделения властей на светскую и духовную, происхождения светской и духовной власти, их взаимоотношений, соподчинения и компетенции первыми занимались политические мыслители: а) античности; в) эпохи Возрождения; б) средневековья; г) Нового времени. 6. «Град Земной — мир зла и сатаны, Град Божий — мир Добра и Бога», — так рассуждал: а) А. Августин; в) Платон; б) Ф. Аквинский; г) Т. Гоббс. 7. «Светской власти принадлежат лишь тела людей, но не их души. Над душами властвует церковь», — утверждал: а) Ф. Аквинский; в) Платон; б) А. Августин; г) Аристотель. 8. «Без суверенитета нет и не может быть государства», — утверждал: а) Цицерон; в) Аристотель; б) Платон; г) Ж. Боден. 9. Советы, рекомендации Н. Макиавелли властителю: а) честь превыше всего; б) малодушных — использовать, честолюбивых - опасаться; в) следует быть мудрым, хитрым и сильным; г) не должен быть верным данному слову. 10. Впервые историю человечества на естественную (догосударственную) и общественную (государственно-правовую) разделил: а) Н. Макиавелли; в) Дж. Локк; б) Т. Гоббс; г) Ж.Ж. Руссо. 11. По мнению Т. Гоббса, порядок в государстве может обеспечить только сильная власть в лице: а) абсолютной монархии; б) ограниченной монархии; в) дуалистической монархии; г) парламентской монархии. 12. Впервые поставил личность выше общества и государства: а) Цицерон; в) Ш. Монтескье; б) Аристотель; г) Дж. Локк. 13. Родоначальником классической концепции разделения властей является: а) Цицерон; в) Ш. Монтескье; б) Аристотель; г) Дж. Локк. 14. Какое из двух суждений о границах свободы является, на ваш взгляд, верным: а) «Разрешено все, что не запрещено» (Т. Гоббс); б) «Все, что не воспрещено законом, то дозволено» (III. Монтескье)? 15. В преобразовании общественных отношений большую роль нравственности, гуманизму, просветительству отводил: а) Ш. Монтескье; в) Ж.Ж. Руссо; б) Дж. Локк; г) Вольтер. 16. «Появление имущественного неравенства привело к становлению политического неравенства», — утверждал: а) Дж. Локк; в) Ж.Ж. Руссо; б) Вольтер; г) Ж. Боден. 17. Первым, кто перешел от количественных характеристик государства к качественным, к выводу о необходимости построения правового государства, был: а) Ж. Воден; в) И. Кант; б) Ж.Ж. Руссо; г) III. Монтескье. 18. Определите, какое из приведенных суждений является неверным. По Г. Гегелю в гражданском обществе существует: а) частная собственность; б) общность интересов и формальное равенство граждан; в) имущественное и социальное неравенство; г) функционирование общества наряду с государством; д) зависимость общества от государства. 19. Впервые термин «утопия» используется: а) Т. Мором; в) Т. Кампанеллой; б) Д. Уинстэнли; г) Т. Мабли. 20. «Наивысшее счастье наибольшего числа людей», — это мораль теоретиков: а) коммунизма; в) консерватизма; б) либерализма; г) утилитаризма. 21. «Лишите мир этой непостижимой силы — в одно мгновение порядок обратится в хаос, троны рухнут и общество исчезнет» (Ж. де Местр). О какой силе идет речь: а) монархе; в) полководце; б) диктаторе; г) палаче? 22. Статут ВКЛ: а) содержал идею правового государства; б) предусматривал осуществление на практике разделение властей; в) регламентировал вопросы собственности; г) был основным источником права в Беларуси до 1917 г. 23. Политическими идеалами Ф. Скорины были: а) ограниченная монархия во главе с просвещенным монархом; б) верховенство закона; в) установление «вечного мира»; г) утверждение в общественном сознании идеалов аскетизма и уравнительности. 24. Сторонниками реформаторского (эволюционного) пути развития белорусского феодального общества являлись: а) М. Гусовский; в) М. Чехович; б) С. Будный; г) Л. Сапега. 25. Сторонниками радикальных взглядов на изменение феодальных порядков являлись: а) Петр из Ганендза; в) Мартин Чехович; б) Якуб из Калиновки; г) Павел из Визны. 26. К. Калиновский выступал против: а) царского самодержавия; в) сословного неравенства; б) национального гнета; г) парламентаризма.
Вопросы для повторения
1. Назовите основные этапы развития политической мысли Запада, Беларуси и их специфику. 2. Охарактеризуйте содержание античной и римской политической мысли. 3. Назовите основные проблемы политической мысли в эпоху средневековья. 4. Расскажите о вкладе Н. Макиавелли в проблему соотношения политики и морали. 5. Перечислите особенности трактовки причин заключения общественного договора Т. Гоббсом, Дж. Локком и Ж.Ж. Руссо. 6. Раскройте основное содержание либеральных взглядов Дж. Локка и III. Монтескье. 7. Раскройте основные положения, которыми обогатили теорию правового государства и гражданского общества И. Кант и Г. Гегель. 8. Охарактеризуйте сущность политического учения И. Бентама, Дж.С. Милля, А. де Токвиля. 9. Раскройте основные положения теории утопического социализма. 10. Раскройте основные положения теории консерватизма Э. Берка, Ж. Местра, Л. Бональда. 11. Определите круг новых теоретических проблем и концептуальных подходов, которыми занимается политическая наука в начале XXI в.
Литература
1. Ад таго, наколькі абароненыя иашыя людзі, залежыць далейшае ўстойлівае развіццё Беларусі. Выступленне Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р. Лукашэнка на заключным пасяджэнні Савета Рэспублікі i Палаты прадстаўнікоў Нацыянальнага сходу Беларусі трэцяга склікання // Звязда. — 2008. — 24 кастр. 2. Марченко, М.Н. История политических и правовых учений: учеб. пособие / М.Н. Марченко, И.Ф. Магин. — М.,2007. 3. Платон. Государство. Законы. Полития / Платон. — М., 1998. 4. Политические мыслители: учеб. пособие / В.А. Бобков, И.Н. Браим, В.Л. Ефременко |и др.]; под ред. В.А. Бобкова, Э.А. Корниловича. •— Минск, 1997. 5. Сокал, С.Ф. Гісторыя палітычнай i прававой думкі Беларуci: вучэб.-метад. дапамож. / С.Ф. Сокал, А.Ф. Туміловіч. — Мінск,2004.
Политическая власть Политической власти Власть — важнейший элемент коммуникации и гармонизации современного общества. Она постоянно находится под влиянием различных социальных субъектов. Субъекты политической власти — это все те, кто принимает реальное участие во властном взаимодействии с государством и друг с другом. Первичными субъектами власти являются различные общности людей (народ, социальные группы и слои) и индивиды (государственные должностные лица, политические деятели и рядовые граждане), вторичными — политические институты и организации (государство, политические партии, общественные организации и движения, бюрократия, институты мирового сообщества и т.д.). Основным субъектам политической власти будут посвящены отдельные главы учебного пособия. Как мы уже отмечали, власть есть способность субъекта в соответствии со своими намерениями обеспечить подчинение объектов. Объекты власти — те, на кого направлено властное воздействие: индивиды, общества, отдельные государственные органы, все сферы их жизнедеятельности. В целях обеспечения своего влияния носители политической власти обладают уникальной системой ресурсов. На ресурсах строится, держится и реализуется властвование. Ресурсы власти — это совокупность средств и возможностей, которыми располагают и пользуются властвующие субъекты для реализации своих целей. Ресурсы политической власти многообразны и (можно предположить) безграничны. По сферам проявления они делятся на ресурсы, возникающие в сфере политики; общественные ресурсы; собственно политические ресурсы власти. К ресурсам, возникающим в сфере самой политики, относятся знания, компетентность, профессионализм, интеллект политика, его речь со всеми ее характерными признаками; политические технологии (особенно избирательные); политическая символика, другие внешние атрибуты власти (здания, церемониал, ритуалы собраний, встреч, приемов, парады, салюты и т.д.). Наличие и умелое использование этих ресурсов формируют мнение о власти, ее политиках и политике. К общественным ресурсам власти относятся устоявшиеся в обществе национальные, конфессиональные традиции, идеологические течения, общественные настроения. Всякая новая власть не может не опираться па идеологию, политическую культуру, мощь и структуру производительных сил, науку, образование, творческий потенциал народа, уровень жизни, которые сложились в обществе до ее появления, а теперь достаются ей в наследство. Общественные ресурсы по сферам жизнедеятельности делятся на экономические, социальные, культурно-информационные, силовые (принудительные). Экономические ресурсы — природные богатства (полезные ископаемые, плодородные земли и т.п.), материальные ценности, финансы, производительные силы, население как создатель материальных благ (численность, трудоспособность, квалификация, мобильность, дисциплина). Решение экономических проблем, как правило, подчинено главной и основной задаче сохранению и упрочению политической власти. Наличие и умелое, целесообразное использование властью экономических ресурсов, несомненно, повышает ее авторитет, доверие и поддержку народа. Социальные ресурсы — это степень удовлетворения властью материальных и духовных потребностей своих граждан, условий их жизни и труда. Опора власти на данные ресурсы зависит от ее способности повышать или понижать социальный статус объекта. Социальная политика является предметом острой политической борьбы. При ее проведении власть и оппозиция часто обвиняют друг друга в популизме. Культурно-информационные ресурсы есть создаваемые и применяемые властью средства управления сознанием людей, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека. К ним относятся в первую очередь СМИ (пресса, радио, телевидение), средства искусства (театр, кинематограф, изобразительное искусство). Данные ресурсы — мощное оружие власти, они оттеснили на второй план другие ресурсы. Принудительные (силовые) ресурсы власти — это государство с его аппаратом, армией, органами внутренних дел, правоохранительными структурами (суд, прокуратура), тюрьмами, службой безопасности и другими институтами физического и морального принуждения и специально подготовленными для этого людьми. Принудительные ресурсы — наиболее эффективный источник власти. Угроза наказания, страх перед наказанием заставляют человека повиноваться. С помощью данных ресурсов можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых является человеческая жизнь. Собственно политическими ресурсами власти служат репутация власти, ее этические (моральные и нравственные) качества. Речь идет о тех ресурсах, при которых власть опирается только на себя. Социальная безнравственность власти, ее необязательность, недобросовестность, коррумпированность, преступность, самоуправство, злоупотребление полномочиями особенно опасны и неизбежно ведут к ее кризису. У населения исчезнет доверие к власти как таковой, к ее носителям. «Когда люди не имеют доверия к власти, государство погибнет», — утверждал древнекитайский философ Конфуций (551-479 до н.э.). Субъекты власти используют различные ресурсы обычно в комплексе, хотя каждый их тип имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия. Власть реализуется различными способами. Способы реализации политической власти — система, определяющая место, функции и отношения друг с другом институтов власти и управления в политическом процессе по реализации целей политики и власти. Способами реализации власти являются господство, руководство, управление, организация, контроль (рис. 1.1). Начальным этапом реализации власти является господство. Оно заключается в исследовании ситуации, анализе задач политики и власти, выборе важнейших из них и принятии необходимого решения по их выполнению и проектированию соответствующих политических процессов, которые должны завершиться достижением намеченных целей.
Господство Выбор целей деятельности
Рис. 1.1. Способы функционирования и реализации политической власти
Цели могут быть социальными, экономическими, политическими, экологическими и т.д. (например, формирование правительства, обновление общества, выход из кризиса). В господстве всегда присутствует приказ, содержащий сущность волепредъявления, и его цели — для чего делать. По определению французского социолога Рэймона Арона (1905-1983), «Господство — подчинение, основанное на признании приказов теми, кто им подчиняется». Господство (полномочия волепредъявителя) обычно получает законодательное закрепление в государственно-правовых актах, определяет в целом тип власти, ее объем и режим. Руководство вторая составляющая способа реализации власти, является первым шагом при материализации намеченных целей. Оно определяет стратегию (методы, способы, пути, средства, участников, финансирование, нормативно-правовую базу, сроки) достижения намеченных целей. На стадии руководства устанавливается, что делать для того, чтобы поставленные цели были достигнуты в полном объеме. Руководство осуществляется через особую группу политических руководителей, представляющих наиболее влиятельную и авторитетную часть субъектов политики. Управление — важнейший способ любой успешной деятельности. Это целенаправленная, систематическая работа организующего характера административно-распорядительного аппарата по конкретизации и координации цепочки начальных, промежуточных и конечных дел, их очередности, значения по достижению установленных целей. Управление занимается оперативным планированием, выполняет функции синхронизации деятельности всех участников процесса по реализации намеченных целей. Оно определяет, как делать то, что надо делать: кому, когда, для кого, где и т.п. На этом этапе осуществляется выбор адекватной социально-экономической мотивации, которая в наибольшей степени необходима для реализации поставленных целей. Элементами мотивации могут быть зарплата, налогово-бюджетная политика, здравоохранение, питание, обеспечение безопасности труда и т.д. Особое место здесь принадлежит СМИ, которые способны активно воздействовать на сознание и трудовую активность граждан. Организация — способ оперативной практической деятельности по реализации принятых решений и сформированных целей. Есть те, кто говорит, и те, кто выполняет. Организация предполагает согласование, упорядочение, обеспечение взаимосвязи, мобилизации действий отдельных людей, групп, рядовых исполнителей. В прежних условиях участники данного звена реализации власти выступали исключительно в роли исполнителей. Сейчас им предоставлены большие возможности для самостоятельной, творческой, высокопрофессиональной и эффективной деятельности. Организация протекает в горизонтальной плоскости и является заключительным звеном по обеспечению регулирования, функционирования, субординации и координации исполнителей. Контроль как способ реализации власти отслеживает результаты, реальные показатели, проверяет и корректирует деятельность людей. Кроме того, контроль воздействует на корректировку политики власти, выполняет функцию обратной связи, устанавливает, что должно было дать и дало, к каким последствиям (предсказуемым или непредсказуемым) привело достижение носителями власти намеченной цели. Эффективная власть — это ее результативность, степень выполнения ею своих функций, оценивание ее с точки зрения того, что она дает и может дать людям. Политическая власть может функционировать эффективно, когда она организована, институализирована (опирается на институты) и институционализирована (опирается на право, рационально-легальную легитимность). Такое инструментальное построение власти предполагает наличие ее соответствующих институтов (учреждений, организаций, политических и общественных формирований, субъектов хозяйствования, органов государственного управления) и их функциональной специализации. Процесс создания эффективных институтов политической власти сопровождается их институционализацией: выработкой норм права, регламентирующих круг полномочий власти, ее прав и обязанностей, ответственности, правила взаимодействия ее институтов. Масштабы, объемы, границы политической власти или властвующего лица должны быть соизмеримы с реальными потребностями и здравым смыслом. В современных условиях легитимность и эффективность власти два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.
Тест
1. Власть существует в политической, публичной форме с а) гражданского общества; б) государства; в) политических партий; г) этнических общностей. 2. Сущностными чертами политической власти не являются: а) суверенитет и неделимость; б) авторитет; в) волевой характер; д) единовластие; г) принуждение; е) наследование. 3. Типологию легитимности власти разработал: а) К. Маркс; в) И. Кант; б) М. Вебер; г) Дж. Локк. 4. Под лигитимностыо власти понимается: а) приобретение власти на основе узаконенных процедур б) общественное признание законности власти; в) осознание правящими верхами своего права на власть; г) согласие граждан подчиняться власти. 5. Тип легитимности власти по формуле «Король умер, да а) харизматический; в) рационально-легальный; б) традиционный; г) номенклатурный. 6. Легальность власти - это: а) юридическое бытие власти; б) правовая аргументация законности власти; в) авторитет власти; г) власть авторитета. 7. Способами реализации власти являются: а) господство, руководство, управление, организация, контроль; б) избрание, назначение, связь с массами, публичность, 8. Ресурсы власти — это: а) опорные ценности, на которых строится, держится и б) совокупность методов и средств, использование которых обеспечивает и поддерживает власть. 9. По сферам жизнедеятельности общественные ресурсы власти делятся: а) на экономические, социальные, информационные, силовые; б) легальные, легитимные, традиционные, правовые. 10. Вставьте пропущенное: Политическая ______________ − это реальная способность и возможность социальных субъектов проводить свою
Вопросы для повторения
1. Дайте определение сущности политической власти. 2. Почему не всякая политическая власть является государственной? 3. Как вы понимаете утверждение «Принцип разделения властей не отрицает единства власти, но отрицает единовластие»? 4. Что означают понятия «легитимность» и «легальность» власти? 5. Назовите способы реализации политической власти. 6. Назовите ресурсы политической власти и дайте их краткую характеристику. 7. Дайте определение субъектов политической власти. Охарактеризуйте их. 8. Назовите критерии эффективности функционирования политической власти.
Литература
1. Власть. Политика. Государство и государственная служба: аналит. слов.-справ. / В.Ф. Халипов [и др.]. — М., 2006. 2. Халипов, В.Ф. Энциклопедия власти / В.Ф. Халипов. — М.,2005.
Политический режим как Тоталитарный и авторитарный Политические режимы Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, полный, целый) — политический режим, характеризующийся огосударствлением всех сторон общественной жизни, всеобщим (тотальным) вмешательством государства во все сферы жизни общества и личности. Термин «тоталитаризм» был введен фашистским диктатором Бенито Муссолини (1883 1945), который XX в. назвал веком Государства. Имея многовековую историю, тоталитарные идеи получают возможность практической реализации лишь в XX в. Объясняется это целым рядом причин. Вступление общества в индустриальную стадию развития привело к созданию системы массовых коммуникаций, усложнению общественных связей и организаций, сделало технически возможным и тотальное «промывание мозгов», и всеобъемлющий контроль над личностью. Тоталитаризм становится возможным и действительным в тех странах, которые в ходе своего развития но тем или иным причинам объективно переживают затянувшийся острый социально-экономический кризис или оказываются перед исключительными, экстремальными задачами, для решения которых необходима чрезвычайная мобилизация энергии и усилий всего населения (именно так было в Италии в 20-е гг., в СССР —- в 30-е гг., в Германии - - в 40-е it. XX в.). Под влиянием и воздействием подобных обстоятельств в обществе происходит маргинализация (от лат. marginalis ----- находящийся на краю) - резкая ломка устоявшихся социальных структур, существенное снижение их статуса (жизненного уровня, образа жизни, социального оптимизма и т.п.). Маргинализация дополняется люмпенизацией (от нем. lumpen — лохмотья) — потерей определенными слоями населения своего социального статуса, выталкиванием их на дно общества. Ломка социальной структуры усиливается кризисом политических институтов, параличом власти, не способной преодолеть кризисные явления, разрешить экстремальную ситуацию. Кризис политической системы, в свою очередь, сопровождается кризисом массового сознания. Массы теряют веру во власть и готовы пойти за любым харизматическим лидером, обещающим им национальное возрождение за счет свертывания гражданских прав и свобод. Описывая модель тоталитарного режима, необходимо выделить некоторые основополагающие его черты. В духовной сфере — это господство единой, официальной идеологии и принудительное навязывание ее всем членам общества. Всякое инакомыслие вредно и запрещено. В политической сфере — это диктатура одной партии, слившейся с государством. Государственный аппарат становится инструментом в руках партии и ее лидера-во
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.47 (0.013 с.) |