Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические партии: возникновение, развитие, типология, функции

Поиск

 

Во всех странах выбор целей и задач общественного про­гресса, выражение и защита интересов различных общно­стей осуществляет та или иная политическая партия. Без них невозможно представить себе формирование и функцио­нирование представительной демократии.

История развития партий продемонстрировала богатство форм и путей их возникновения. Многие авторы вслед за не­мецким ученым М. Вебером выделяют три этапа в эволюции политических партий. В 60—80-х гг. XVII в. зародились аристократические группы, к 30-м гг. XIX в. они перерос­ли в политические клубы, со второй половины XIX в. нача­лось формирование массовых политических партий.

Политические клубы отличались от аристократических групп сложной социальной и организационной структурой, плюрализмом и конкуренцией мнений, наличием идеологи­ческих доктрин, широким радиусом политической деятель­ности.

Появление массовых политических партий было вызва­но развитием парламентских, конституционных основ госу­дарственности, введением всеобщего избирательного права, дальнейшей дифференциацией и поляризацией социальной структуры общества, организационным развитием рабочего класса и пробуждением его классового сознания, ростом кор­поративных связей, необходимостью регулирования и разре­шения социальных противоречий.

Политическая партия (от лат. partio — делю, разде­ляю) - это основанная на идеологических и политических ценностях добровольная организация, представляющая ин­тересы той или иной общности людей и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Роль и статус поли­тических партий регулируется законодательством каждой страны.

Отличительными чертами политической партии являет­ся ее постоянная нацеленность на власть, наличие социаль­ной базы, общность цели, идеологии, постоянство состава, устойчивость организации, политическое поведение, нормы партийной жизни, наличие лидера.

Существует множество критериев, по которым можно классифицировать политические партии. Одним из критери­ев является деление партий по месту в политической системе на властвующие, правящие и оппозиционные. Властвующие партии постоянно находятся у власти, господствуют безраз­дельно. Они вне конкуренции, каждый раз побеждают на выборах. Правящим партиям власть принадлежит на опре­деленный срок. Оппозиционные - это те, которые проигра­ли на выборах или находятся в оппозиции.

По правовому статусу партии можно разделить на легальные, полулегальные и нелегальные. Первые официально раз­решены. Вторые - не зарегистрированы, но и не запреще­ны. По своим целям и деятельности они не представляют угрозы общественной и государственной безопасности. На­конец, третьи — запрещены. К ним относятся те партии, ко­торые имеют целью насильственное изменение существующего строя, ведут пропаганду войны, социальной, нацио­нальной, религиозной и расовой вражды.

По характеру идеологических доктрин партии можно разделить пореволюционные, реформистские, консерватив­ные и реакционные. Первые выступают за радикальные и глубокие изменения в обществе. Реформистские партии, не отвергая необходимости определенных перемен в обществе, предлагают делать это осторожно, не допуская радикальных изменений в политической системе. Консервативные партии предпочитают стабильность общества любым переменам. Они выступают за сохранение существующего порядка, так как это проверено временем и привычно. Наконец, реакци­онные партии являются сторонниками старых (зачастую ушедших в далекое прошлое) порядков. По их мнению, золо­той век общества позади и возвращение к нему (пусть даже с помощью силы) является избавлением общества от всех его бед.

По степени централизации и характеру внутрипартий­ных отношений партии делятся на децентрализованные (к ним можно отнести так называемые партии «новой вол­ны», в которых свободное членство, местные организации автономны от центра, осуществляют жесткий контроль сни­зу), централизованные (социал-демократические партии, имеющие устав, программу) и строго централизованные (коммунистические, отличающиеся жесткой партийной дис­циплиной, соблюдением партийных решений, высокой орга­низованностью действий).

По стратегии и тактике реализации целей принято выде­лять партии парламентские (построенные по территориаль­ному признаку, не имеющие производственных образова­ний — партийных организаций в трудовых коллективах) и авангардные (построенные на принципах территориально-производственного объединения своих членов и демократи­ческого централизма). Парламентские партии активизиру­ют свою деятельность во время выборов органов власти всех уровней. После этого их активность снижается до следую­щих выборов. Авангардные постоянно ведут активную рабо­ту с массами, возглавляя их борьбу за повседневные нужды.

По организационной структуре партии можно разделить на кадровые, массовые и партии избирателей. Кадровые партии формируются, как правило, сверху, отличаются не­многочисленностью и объединяют, прежде всего, профессио­нальных политиков, парламентариев, партийную бюрокра­тию, а также финансовую элиту, которая способна обеспе­чить им материальную поддержку. В них отсутствуют систе­ма членства, партийная дисциплина, регулярная уплата взносов и другие организационные элементы. Примерами кадровой партии являются демократическая и республикан­ская партии США, консервативная партия Англии.

Массовые партии чаще всего формируются снизу. Они до­казали свою нужность, способность повести за собой массы, главная их опора — это членство и членские взносы. Массо­вые партии чаще всего имеют ярко выраженную идеологи­ческую направленность, занимаются пропагандой и воспита­нием масс. Они организованны и дисциплинированны. Воз­главляют их профессиональные политики.

Партии избирателей — это универсальные партии, идей­ные предпочтения которых не классовые, материальные, а общечеловеческие, духовные ценности, не поляризация ин­тересов и конфронтация, а обеспечение социального и нацио­нального согласия. Они прагматичны в плане идеологии, не идеологизированы. Эти партии функционируют только в пе­риод избирательных кампаний. Во время выборов в органы власти обращаются сразу ко всем избирателям и отражают их интересы. Это партии «хватай всех» (О. Кирхаймер). Для них не существует различия между членами и не членами партии.

В настоящее время популярным стало деление партий по положению в спектре политических партий на правые, ле­вые, центр. В современной политике левыми принято счи­тать партии, которые ведут борьбу за реализацию коммунис­тических, социалистических идеалов. Правые партии тради­ционно отстаивают либеральные и консервативные ценно­сти, сложившуюся социальную систему. Промежуточное место между левыми и правыми занимают партии центра, стоящие на позициях социал-демократизма.

Градация партий на определенные группы по характерно­му признаку достаточна условна. Одни и те же партии вопло­щают в себе признаки разных классификаций. Сами признаки очень подвижны, относительны, не имеют четких границ.

Политические партии выполняют следующие функции: выражение и защита интересов, политической воли граждан или всего народа; руководство массовыми акциями граждан по реализации их интересов и потребностей; содействие осу­ществлению политических прав граждан; разработка идео­логии и политических доктрин, определение цели, направ­ления и стратегии развития общества; борьба за власть, орга­низация политического давления на власть, контроля за нею; участие в формировании и осуществлении государ­ственной власти; подготовка и выдвижение политической элиты и лидеров; формирование общественного мнения; по­литическое образование общества либо его части; политичес­кая социализация граждан.

 

Партийные системы

 

Взаимодействуя в борьбе за завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении, политические пар­тии образуют партийные системы.

Партийная система есть совокупность относительно стабильных межпартийных отношений и взаимосвязей пар­тий друг с другом, а также с государством и иными полити­ческими институтами в процессе воспроизводства власти и ее осуществления.

Взаимодействие партий друг с другом, государством и об­ществом создает основу для формирования и функциониро­вания государственных органов власти. Если государствен­ные органы и должностные лица избираются, то в действие вступают партийные силы. Партии стремятся во власть и способны взять на себя управление государством.

Партийная система предполагает существование в стране нескольких партий с учетом их численности, организацион­ного построения, наличия устава, программ, признанных лидеров, активности, боевитости.

Наряду с многопартийностью наличие партийной систе­мы означает, что в стране имеет место участие партий в осу­ществлении политической власти. В демократических стра­нах государство политически занято партиями и руководимо ими. Президент, парламент и правительство формируются на партийной основе.

Партийная система, кроме того, характеризуется такими признаками, как существование легальной оппозиции, опо­ра партий на постоянный электорат, наличие противобор­ства или сотрудничества между партиями в предвыборной борьбе за государственные посты и депутатские мандаты. Победившие на выборах партии отправляют власть. Про­игравшие (поражение партий на выборах не является ни со­циальным позором, ни преступлением) не теряют права бо­роться на следующих выборах, вновь вести агитацию в свою пользу, оказывать влияние на власть или искать справедли­вость в судах. Смена партий у власти — один из важных принципов демократии.

На характеристику партийной системы большое влияние оказывают также социально-политические и правовые усло­вия деятельности партий, тип избирательной системы, пар­ламентская или президентская модель демократии, вид по­литического режима, степень демократизации общества и зрелости общественных отношений, исторические и религи­озные традиции и др. Все это определяет реальные возмож­ности доступа партий к власти. Стабильная конкурентная партийная система является основополагающим принципом гражданского общества, неотъемлемым элементом его политической культуры.

В практике политической жизни наибольшее распростра­нение получила типология партийной системы, основанная на чисто количественном критерии — числе партий, борю­щихся за власть. Согласно такому подходу, все партийные системы делятся на одно-, двух-, многопартийные, а также на их разновидности.

В однопартийных системах различают деспотические и демократические разновидности. В первом случае однопар­тийная система характеризуется монополией одной партии на власть. Правящая партия законодательно или фактиче­ски обладает значительными преимуществами, которых ли­шены ее оппоненты. Выборы являются безальтернативны­ми, несостязательными. Соперничающие партии лишаются возможности участвовать в выборах, которые часто вообще не проводятся. До конца XX в. однопартийные системы по­добного типа преобладали в странах Африки.

Разновидностью однопартийной системы является пар­тийная система с доминирующей партией (система неконкурирующих партий). При наличии многопартийности и регу­лярных альтернативных выборов (в этом заключается отли­чие данной системы от предыдущей), в тот или иной период власть принадлежит только одной из партий. Она находится вне конкуренции. Например, социал-демократическая пар­тия Швеции находилась у власти 44 года подряд, либераль­но-демократическая партия Японии почти 50 лет. Аналогич­ная ситуация сложилась в Индии в 50-80-х гг. XX в. и дру­гих странах (Сирии, Испании).

Различают также полуторапартийные системы, в кото­рых действует коалиция, состоящая из доминирующей и близкой ей но взглядам, но менее.популярной партии.

Двухпартийная система в условиях многопартийности характеризуется наличием двух доминирующих, равноцен­ных по популярности, конкурирующих только друг с другом партий, способных в одиночку прийти к власти и запустить механизм властвования. Эти две партии, как правило, не идеологизированы, не содержат противоположных полити­ческих интересов и целей, не нуждаются в союзе с кем-либо для достижения власти, чередуются у власти. Другие партии ощутимого влияния на политическую Жизнь не оказывают (США, Англия, Канада, Польша, Словения, Чехия, Болга­рия, Румыния). Разновидностью этой системы является од­новременное нахождение у власти двух партий, так называе­мое разделенное правление, когда законодательная и испол­нительная власти контролируются разными партиями, пре­зидент представляет одну партию, а парламент — другую, одна из партий господствует в нижней палате парламента, другая — в верхней (например, в 2008 г. в США республи­канцы — в палате представителей, демократы — в Сенате).

Различают партийные системы, при которых каждая из двух основных партий (обе не получили на выборах более по­ловины голосов в парламенте) вынуждена идти на блок с партией, позволяющей иметь в нем 50 % плюс один голос.

Многопартийная система предполагает наличие и че­редование у власти нескольких партий, когда ни одна из них не может победить в одиночку и не в состоянии править са­мостоятельно. Партиям необходим союз друг с другом для реализации власти. В результате создаются коалиции в пар­ламенте и коалиционные правительства. Многопартийная система характерна для Франции, Нидерландов, Дании, Бельгии, Австрии.

Ученые и практики расходятся в оценках, какая кон­кретно система предпочтительнее: с большим числом партий или бипартийная, с доминантной партией или же без нее. Единого стандарта в оценках эффективности тех или иных партийных систем не существует.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.108 (0.009 с.)