![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Национальные и этнические проблемы в современном мире и способы их решенийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Человечество многообразно не только в социальных, но и в национальных и религиозных отношениях. У каждого народа свои религия, язык, культура, привязанность к родной земле, история, традиции, которые естественны для человека и которыми он дорожит. Одно из специфических проявлений многообразия человечества в национальных отношениях представляют этносы или этнические общности. Этнос (от гр. ethos --- группа, племя, народ) исторически сложившееся сообщество людей, объединенное длительным совместным проживанием на определенной территории, обладающее общими языком, хозяйственными связями, культурой и самосознанием. Под этносом принято подразумевать все разнообразие народов мира: племена, народности, нации, национальные и этнические группы. Народность − исторически сложившаяся территориальная, языковая, экономическая и культурная социально-этническая общность людей, предшествующая нации. Исторически народность формируется в результате смешения и консолидации племенных общностей по мере развития между ними хозяйственных и других связей. Для нее характерно недостаточная степень зрелости социальных и национальных связей, этнического самосознания, лежащих в основе ее признаков. Нация (от лат. natio — народ) — исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, государственной принадлежности, экономической жизни, культуры, менталитета и национального самосознания. Нация формируется в границах государств на базе одной или нескольких народностей. Становление наций было длительным процессом. В Европе оно продолжалось более 300 лет. На базе нации формируются еще две этнические общности — национальные и этнические группы. Национальными группами называются более или менее значительные по численности представители других наций, оторванные от ее основной массы и проживающие в инонациональной среде (например, русские, украинцы, поляки и другие в Беларуси). Этническими группами называются родственные по языку и близкие по культуре общности людей внутри одной нации, отличающиеся от ее основной массы некоторыми особенностями (менталитета, культуры, быта, традиций, диалектами). К этническим группам в Беларуси относятся жители юго-западного Полесья — полешуки, ииячане. Этнические общности, проживающие в составе определенной страны, но по количеству меньше, чем основная, коренная, титульная нация, составляют ее национальное меньшинство. Принадлежность человека к тому или иному этносу свидетельствует о его национальности. Термин «нация» может означать и этническую общность, и все население государства. Во втором случае это так называемая политическая, гражданская соционация. Гражданская нация есть политическая общность, единое согражданство, совокупность граждан суверенного государства вне зависимости от их этнической принадлежности. Если этнонация органически и объективно едина, моноэтнична, то гражданская нация является результатом слияния нескольких этносов. Для нее наличие у каждого этноса своей государственности, территории, языка, культуры не играет решающей роли. Существование единой гражданской нации предполагает высокую степень ее внутренней унификации, идентичности. Гражданская нация в отличие от этнической не создает государство, а сама является продуктом государства и гражданского общества. Государство здесь существует для воспроизводства единой нации, которая является ни чем иным, как нацией-государством. Нация-государство — это объективно сложившееся политическое образование, возникшее на основе исторического опыта и условий жизни народа разной этничности, объединившегося в единую гражданскую нацию в границах суверенного государства и отождествляющего себя с ним. В рамках единого государства представители разных этносов столь тесно взаимодействуют друг с другом, что превращаются в единую нацию, а само государство становится нацией-государством, государством-нацией. Таким образом, как институт нация-государство объединяет людей не столько по общности этнического происхождения, сколько но гражданству, по их неразрывной связи со своим государством. Нации и государства выступают главным образом как территориальные понятия. В Западной Европе феномен гражданской нации формируется с конца XVIII в. после совершившихся там революций, в США в ходе борьбы за независимость. В XIX в. завершается историческое слияние понятий «нация» и «государство» в единое национальное государство. В современных условиях нации-государства подвергаются воздействию объективных процессов глобализации. Свободное перемещение людей, товаров, введение общей валюты, создание единой нормативно-правовой базы, неконтролируемые информационные и финансовые потоки, образование межгосударственной, транснациональной собственности приводят к снижению и ослаблению суверенитета государств, «размыванию» национальных и государственных границ. Роль государств как главных субъектов международного права и международных отношений перераспределяется в пользу межнациональных и наднациональных структур. Глобализация оказывает воздействие и на культурную однородность нации, этническую идентичность. Массовое распространение единых общечеловеческих ценностей, сходных черт, стандартов, норм быта, образа жизни, мышления и поведения способствует нивелировке национальных традиций и культур, утверждению глобального политического и культурного менталитета, гиперидентичности. Граждане отдельных стран чувствуют себя причастными скорее не к национальным, а к общепланетарным ценностям, идентифицируют себя с ними и тем самым утрачивают прежнюю национальную идентификацию, теряют связь с национальным государством. Их уже нельзя отождествлять с этносами, нациями, государством. Утверждается, что в отдаленной перспективе в процессе глобализации государства неизбежно утратят все свои традиционные признаки: территорию, население, суверенитет, которые делают их атрибутами государственности. Нации и государства имели начало, будут иметь и конец. На смену им придут европейская, азиатская, американская и другие федерации или конфедерации, а затем и сверхобщество, которое охватит все государства и будет руководимо из единого центра. Исчезнут границы между государствами, станут ненужными внешняя политика, армии, войны и т.д. Тезис о закате наций-государств и будущем глобальном обществе в последние годы приобрел большую популярность в науке и публицистике. Отношения между различными этносами, нациями в разных сферах жизнедеятельности (экономической, политической, культурной, языковой, психологической, нравственной) и на разных уровнях (от национально-личностных до государственных) называются национальными. Как и любой вид общественных отношений, они требуют регулирования. Целенаправленная деятельность по регулированию национальных взаимоотношений, закрепленная в соответствующих политических и правовых нормах, составляет суть национальной политики. Национальная политика есть сложная общественная сфера деятельности по совершенствованию национальных отношений, учету, сочетанию и реализации национальных интересов различных этнических общностей в целях обеспечения их дальнейшего всестороннего развития и сближения. С того момента, когда человечество стало идентифицировать, осознавать себя по этническому признаку, возник так называемый национальный вопрос. Он был порожден угнетением и неравенством, дискриминацией людей в различных формах (экономической, социальной, административной, политической, языковой и др.) по причине их этнической принадлежности. Национальный вопрос породил целый ряд проблем и конфликтов. Чаще всего в качестве главных причин этнических конфликтов выступают территориальные споры, миграции и перемещения, историческая память, стремление к самоопределению, борьба за материальные ресурсы или их перераспределение, претензии на власть национальных элит, конкуренция между этносами в сфере разделения труда, вмешательство во внутренние дела других стран и др. Движение от этнически-племенной к национальной идентичности было крайне сложным, противоречивым и конфликтным. Нации рождались в конфликте. В течение многих веков процессы государственно-национальной и национально-территориальной консолидации человечества происходили одновременно и взаимозависимо. В настоящее время в мире насчитывается несколько тысяч этносов, которые проживают в границах более 200 государств. Конечно, политические творчества далеко не всех наций увенчались обретением государственного суверенитета. На создание самостоятельной государственности ныне претендуют свыше 200 национальных меньшинств и народностей. В ответ на это многие государства стремятся во что бы то ни стало сохранить суверенитет над своими государственными границами. Еще больше народностей ставят вопрос о сохранении и развитии присущих им социокультурных особенностей в границах не государственной, а территориальной автономии. В ряде стран до сих пор игнорируется право национальных групп для выражения своей идентичности на культурно-национальную автономию. Рождение и становление многих национальных государств после распада СССР, Югославии, Чехословакии сопровождалось серьезным обострением этнонациональных и региональных конфликтов, гибелью тысяч людей, новым всплеском национализма и шовинизма. Шовинизм идеология, политика и социальная практика, основанные на непризнании государствообразующей нацией этнической принадлежности других людей, подчинении национального самосознания других этносов ведущей, коренной, титульной нации, признании управления государством представителями только титульной нации. С распадом СССР и мировой системы социализма начались этнические чистки, ограничение статуса граждан другой национальности, их принудительное вытеснение из органов государственного и хозяйственного управления, сферы просвещения, науки. При распределении материальных и иных благ преимущество отдавалось представителям коренной нации. Появились этнобеженцы. Рождение многих национальных государств в Африке, Латинской Америке, Азии также протекает болезненно, сопровождается конфликтами, в том числе вооруженными. Многие из этих государств немощны в экономическом, политическом и военном отношениях и неспособны самостоятельно справиться со своими внутренними проблемами. Это делает их порой источником серьезной опасности. Так, быстрый рост народонаселения в этих странах не сопровождается соответствующим увеличением производства продуктов питания и обеспечением необходимых условий существования больших масс людей. Это нарушило демографическое равновесие планеты и породило проблему водообеспечения (по предупреждению ЮНЕСКО к 2030 г. 47 % населения планеты столкнется с угрозой дефицита воды) и массового голода (по данным ООН в мире почти 1 млрд. людей голодают). Возникла проблема оптимизации расселения человечества, вызванная интенсивной легальной и нелегальной миграцией населения. Увеличение доли «цветного» населения развитых европейских стран (через 10 лет афроевропейцев будет уже численно больше, чем коренных европейцев), его явное нежелание считаться с обычаями и законами принявшего государства, бытовая несовместимость, с одной стороны, пополняет «новую бедность» и создает проблему совместного проживания различных народов, а с другой — проблему социального и правового статуса иммигрантов «второго» и «третьего» поколений. Появление гражданских наций, наций-государств также явилось источником и важнейшим ресурсом межэтнических конфликтов. Политизированная этничность оказалась конфликтной этничностыо. Она вызвала к жизни новый всплеск национализма. Национализм - идеология, политика и социальная практика, основанные на этноэгоизме, этнофобии, дискредитации иных этнических групп, решении экономических, политических и культурных проблем за счет интересов других этносов. Антагонистический характер приобрела этнофобия − прямая враждебность, непримиримость по отношению к иным, «не своим», чужим народам. Между человеческими общностями устанавливается деление на «мы» и «они», происходят вспышки сепаратизма, реэтнизации, этноцентризма. Наметилась устойчивая ориентированность отдельных стран на принцип «одна нация одно государство». Политика отрицания полиэтнической государственности, искусственного насаждения национального самосознания, унификации и стандартизации образа жизни индивидов вызвали волну протеста со стороны этнических меньшинств. Если каждый гражданин страны независимо от этнического происхождения считается французом, то это означает лишение конституционного права граждан сохранять свою национальную принадлежность, их принуждение к определению и указанию другой национальной принадлежности или признанию, что они безнациональны. Это спровоцировало гипертрофированное стремление национальных меньшинств к сохранению своей идентичности, привело к усилению их борьбы за отстаивание своей культурной особенности, самобытности. Межэтническая напряженность стала защитной реакцией на сохранение этнической идентичности, вызвала рост националистических настроений, нередко перераставших в агрессивный национализм. Есть много оснований полагать, что превращение мира в единое целое тоже процесс дисгармоничный и конфликтный. Уже сейчас развернулось противостояние сторонников и противников глобализации в ее нынешнем варианте. Интенсивное сопротивление процессам глобализации часто сопровождается обращением к крайним формам религиозного фундаментализма и терроризму под флагом борьбы за самобытность и этническую идентичность. Национальные проблемы и пути их решения интернациональны по своей сущности. Снижение межэтнической напряженности связано с реализацией права народов на самоопределение. Если нация отождествляется с государственным суверенитетом, государственным самоопределением, то остальные этнические общности реализуют право на национальное самоопределение: культурно-национальную или национально-территориальную автономию, не нарушая государственной целостности. Такие народы, как франкоканадцы в Канаде, каталонцы, баски в Испании, ирландцы и шотландцы в Великобритании и другие, уже не так активно стремятся к автономии путем создания собственной государственности, необязательно связывают свое самоопределение с отделением. Они существуют под покровительством единого государства, в рамках которого составляют одну гражданскую нацию (канадскую, британскую, испанскую). Чувство принадлежности к государству у них становится намного сильнее, чем к этнической группе, для них «зов земли сильнее голоса крови». Некоторые автономистские движения имеют цель оформления не культурно-национального или национально-территориального самоопределения, а государственности для всех этнокультурных общностей. Такая политика привела бы к возникновению множества нежизнеспособных государств, обернулась очередным переделом политической карты мира, всегда сопровождаемым массовым кровопролитием. Возращение этносов к собственным корням в составе единого государства не должно сопровождаться абсолютизацией этничности, их отчуждением от общенациональной культуры, овладение которой диктуется объективными причинами и сулит экономические выгоды. Возможность получить работу и найти социальное признание зависит, например, от качественной и доступной системы государственного образования, которую не в состоянии предоставить этническая группа. Право па самоопределение есть и форма национальной интеграции. Она означает и право этносов по своему желанию утратить национальные черты, добровольно ассимилироваться, отказаться от права на культурную, языковую, религиозную, территориальную автономию. Все народы оказываются перед необходимостью переосмысления своих основ и границ, «права на отличие», корреляции между этнокультурными, национальными и гражданско-государственными аспектами единства. Право на самоопределение строится на правовом статусе. Законы (о языке, гражданстве, иностранцах, школе, местном самоуправлении и др.) не должны быть направлены на национальное унижение, поражение в гражданских, экономических правах чужих этносов. Они должны стимулировать межэтнический диалог, выстраивать культуру межнациональных отношений. Необходима передача части властных полномочий центра этническим регионам, создание условий для ускоренного роста благосостояния неблагополучных меньшинств, социально-экономического выравнивания условий жизни всех этнических групп. Титульные нации не вправе обладать в таком государстве монополий на власть, как и автономии. Ни одна этническая общность не может завладеть преимущественным правом на контроль территорий, институтами власти и природными ресурсами. Этнокультурное право у каждого этноса свое, но политические права для всех граждан страны должны быть одинаковыми и соблюдаться независимо от их этнической принадлежности. Что касается миграции, то она должна быть регулируемой. Коренное население не может быть заражено ксенофобией (от гр. xenos — чужой и phobos страх) — навязчивым страхом перед народами других стран, враждебностью ко всему чужому, иностранному, не должно оскорблять национальные меньшинства («понаехали тут всякие»), но и меньшинство не имеет на это право. В каждом регионе и «приезжие», и «местные» должны вести себя в рамках закона и приличия. Появление гражданской нации не свидетельствует о гибели нации этнической. Этничность по-прежнему является основой нации. Если люди говорят о себе как о русских, белорусах, французах и т.д., то они указывают на этнос, но когда называют себя россиянами, американцами, европейцами, гражданами Республики Беларусь, то включают в определение политический компонент — гражданство. Стычки на национальной почве происходят вовсе не от избытка национального чувства, а наоборот, из-за его подавления и деградации. Народ, который ценит и любит свою историю, язык, культуру, способен с уважением относиться к таким же чувствам других. Глобализация, меняя и значительно усложняя условия и формы существования национальных государств, едва ли ведет к их уничтожению. Государства по-прежнему являются важным источником власти на данной территории, имеют возможность проводить независимую внутреннюю и внешнюю политику. Власть остается национально-государственной, нет институтов, которые могли заменить государство, выполнять его функции. Создание некоего подобия мирового правительства, способного консолидировать на общепланетарном уровне все человечество, есть опасное забегание вперед, игнорирование объективной реальности. Глобализация также не устраняет этническую идентичность. Объективный процесс глобализации нельзя считать подавлением и уничтожением национального начала. Так, создание Европейского союза не сделало немцев похожими на французов, а французов – на итальянцев. В глобализирующейся мировой системе институт нации и национальных государств будет трансформироваться, обретая адекватные XXI в. формы и функции.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.6.179 (0.015 с.) |