Национальные и этнические проблемы в современном мире и способы их решений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальные и этнические проблемы в современном мире и способы их решений



Человечество многообразно не только в социальных, но и в национальных и религиозных отношениях. У каждого на­рода свои религия, язык, культура, привязанность к родной земле, история, традиции, которые естественны для челове­ка и которыми он дорожит. Одно из специфических проявле­ний многообразия человечества в национальных отношени­ях представляют этносы или этнические общности.

Этнос (от гр. ethos --- группа, племя, народ) историче­ски сложившееся сообщество людей, объединенное длитель­ным совместным проживанием на определенной террито­рии, обладающее общими языком, хозяйственными связя­ми, культурой и самосознанием.

Под этносом принято подразумевать все разнообразие на­родов мира: племена, народности, нации, национальные и этнические группы.

Народность исторически сложившаяся территори­альная, языковая, экономическая и культурная социаль­но-этническая общность людей, предшествующая нации. Исторически народность формируется в результате смеше­ния и консолидации племенных общностей по мере развития между ними хозяйственных и других связей. Для нее харак­терно недостаточная степень зрелости социальных и нацио­нальных связей, этнического самосознания, лежащих в ос­нове ее признаков.

Нация (от лат. natio — народ) — исторически сложивша­яся устойчивая общность людей, возникшая на базе общно­сти языка, территории, государственной принадлежности, экономической жизни, культуры, менталитета и националь­ного самосознания. Нация формируется в границах госу­дарств на базе одной или нескольких народностей. Становле­ние наций было длительным процессом. В Европе оно про­должалось более 300 лет.

На базе нации формируются еще две этнические общно­сти — национальные и этнические группы. Национальны­ми группами называются более или менее значительные по численности представители других наций, оторванные от ее основной массы и проживающие в инонациональной среде (например, русские, украинцы, поляки и другие в Белару­си). Этническими группами называются родственные по языку и близкие по культуре общности людей внутри одной нации, отличающиеся от ее основной массы некоторыми осо­бенностями (менталитета, культуры, быта, традиций, диа­лектами). К этническим группам в Беларуси относятся жи­тели юго-западного Полесья — полешуки, ииячане.

Этнические общности, проживающие в составе опреде­ленной страны, но по количеству меньше, чем основная, ко­ренная, титульная нация, составляют ее национальное мень­шинство. Принадлежность человека к тому или иному этно­су свидетельствует о его национальности.

Термин «нация» может означать и этническую общность, и все население государства. Во втором случае это так назы­ваемая политическая, гражданская соционация. Граждан­ская нация есть политическая общность, единое согражданство, совокупность граждан суверенного государства вне за­висимости от их этнической принадлежности.

Если этнонация органически и объективно едина, моноэтнична, то гражданская нация является результатом слия­ния нескольких этносов. Для нее наличие у каждого этноса своей государственности, территории, языка, культуры не играет решающей роли. Существование единой гражданской нации предполагает высокую степень ее внутренней унифи­кации, идентичности.

Гражданская нация в отличие от этнической не создает государство, а сама является продуктом государства и граж­данского общества. Государство здесь существует для вос­производства единой нации, которая является ни чем иным, как нацией-государством.

Нация-государство — это объективно сложившееся по­литическое образование, возникшее на основе исторического опыта и условий жизни народа разной этничности, объеди­нившегося в единую гражданскую нацию в границах суве­ренного государства и отождествляющего себя с ним. В рам­ках единого государства представители разных этносов столь тесно взаимодействуют друг с другом, что превращаются в единую нацию, а само государство становится нацией-госу­дарством, государством-нацией.

Таким образом, как институт нация-государство объеди­няет людей не столько по общности этнического происхож­дения, сколько но гражданству, по их неразрывной связи со своим государством. Нации и государства выступают глав­ным образом как территориальные понятия. В Западной Ев­ропе феномен гражданской нации формируется с конца XVIII в. после совершившихся там революций, в США в ходе борьбы за независимость. В XIX в. завершается истори­ческое слияние понятий «нация» и «государство» в единое национальное государство.

В современных условиях нации-государства подвергают­ся воздействию объективных процессов глобализации. Сво­бодное перемещение людей, товаров, введение общей валю­ты, создание единой нормативно-правовой базы, неконтро­лируемые информационные и финансовые потоки, образова­ние межгосударственной, транснациональной собственности приводят к снижению и ослаблению суверенитета госу­дарств, «размыванию» национальных и государственных границ. Роль государств как главных субъектов междуна­родного права и международных отношений перераспре­деляется в пользу межнациональных и наднациональных структур.

Глобализация оказывает воздействие и на культурную однородность нации, этническую идентичность. Массовое распространение единых общечеловеческих ценностей, сход­ных черт, стандартов, норм быта, образа жизни, мышления и поведения способствует нивелировке национальных тради­ций и культур, утверждению глобального политического и культурного менталитета, гиперидентичности. Граждане от­дельных стран чувствуют себя причастными скорее не к на­циональным, а к общепланетарным ценностям, идентифицируют себя с ними и тем самым утрачивают прежнюю наци­ональную идентификацию, теряют связь с национальным государством. Их уже нельзя отождествлять с этносами, на­циями, государством.

Утверждается, что в отдаленной перспективе в процессе глобализации государства неизбежно утратят все свои тради­ционные признаки: территорию, население, суверенитет, ко­торые делают их атрибутами государственности. Нации и го­сударства имели начало, будут иметь и конец. На смену им придут европейская, азиатская, американская и другие фе­дерации или конфедерации, а затем и сверхобщество, кото­рое охватит все государства и будет руководимо из единого центра. Исчезнут границы между государствами, станут не­нужными внешняя политика, армии, войны и т.д. Тезис о за­кате наций-государств и будущем глобальном обществе в последние годы приобрел большую популярность в науке и публицистике.

Отношения между различными этносами, нациями в раз­ных сферах жизнедеятельности (экономической, политиче­ской, культурной, языковой, психологической, нравствен­ной) и на разных уровнях (от национально-личностных до государственных) называются национальными. Как и любой вид общественных отношений, они требуют регулирования. Целенаправленная деятельность по регулированию нацио­нальных взаимоотношений, закрепленная в соответствую­щих политических и правовых нормах, составляет суть на­циональной политики.

Национальная политика есть сложная общественная сфера деятельности по совершенствованию национальных отношений, учету, сочетанию и реализации национальных интересов различных этнических общностей в целях обеспе­чения их дальнейшего всестороннего развития и сближения.

С того момента, когда человечество стало идентифициро­вать, осознавать себя по этническому признаку, возник так называемый национальный вопрос. Он был порожден угнете­нием и неравенством, дискриминацией людей в различных формах (экономической, социальной, административной, по­литической, языковой и др.) по причине их этнической при­надлежности. Национальный вопрос породил целый ряд проб­лем и конфликтов. Чаще всего в качестве главных причин этнических конфликтов выступают территориальные споры, миграции и перемещения, историческая память, стремление к самоопределению, борьба за материальные ресурсы или их перераспределение, претензии на власть национальных элит, конкуренция между этносами в сфере разделения труда, вмешательство во внутренние дела других стран и др.

Движение от этнически-племенной к национальной иден­тичности было крайне сложным, противоречивым и кон­фликтным. Нации рождались в конфликте. В течение мно­гих веков процессы государственно-национальной и нацио­нально-территориальной консолидации человечества про­исходили одновременно и взаимозависимо. В настоящее вре­мя в мире насчитывается несколько тысяч этносов, которые проживают в границах более 200 государств. Конечно, поли­тические творчества далеко не всех наций увенчались обре­тением государственного суверенитета. На создание самостоя­тельной государственности ныне претендуют свыше 200 на­циональных меньшинств и народностей. В ответ на это мно­гие государства стремятся во что бы то ни стало сохранить суверенитет над своими государственными границами. Еще больше народностей ставят вопрос о сохранении и развитии присущих им социокультурных особенностей в границах не государственной, а территориальной автономии. В ряде стран до сих пор игнорируется право национальных групп для выражения своей идентичности на культурно-нацио­нальную автономию.

Рождение и становление многих национальных госу­дарств после распада СССР, Югославии, Чехословакии соп­ровождалось серьезным обострением этнонациональных и региональных конфликтов, гибелью тысяч людей, новым всплеском национализма и шовинизма.

Шовинизм идеология, политика и социальная практи­ка, основанные на непризнании государствообразующей на­цией этнической принадлежности других людей, подчине­нии национального самосознания других этносов ведущей, коренной, титульной нации, признании управления государ­ством представителями только титульной нации. С распадом СССР и мировой системы социализма начались этнические чистки, ограничение статуса граждан другой национально­сти, их принудительное вытеснение из органов государственного и хозяйственного управления, сферы просвещения, на­уки. При распределении материальных и иных благ преиму­щество отдавалось представителям коренной нации. Появи­лись этнобеженцы.

Рождение многих национальных государств в Африке, Латинской Америке, Азии также протекает болезненно, со­провождается конфликтами, в том числе вооруженными. Многие из этих государств немощны в экономическом, поли­тическом и военном отношениях и неспособны самостоя­тельно справиться со своими внутренними проблемами. Это делает их порой источником серьезной опасности. Так, быс­трый рост народонаселения в этих странах не сопровождает­ся соответствующим увеличением производства продуктов питания и обеспечением необходимых условий существова­ния больших масс людей. Это нарушило демографическое равновесие планеты и породило проблему водообеспечения (по предупреждению ЮНЕСКО к 2030 г. 47 % населения планеты столкнется с угрозой дефицита воды) и массового голода (по данным ООН в мире почти 1 млрд. людей голода­ют). Возникла проблема оптимизации расселения человечес­тва, вызванная интенсивной легальной и нелегальной миг­рацией населения. Увеличение доли «цветного» населения развитых европейских стран (через 10 лет афроевропейцев будет уже численно больше, чем коренных европейцев), его явное нежелание считаться с обычаями и законами приняв­шего государства, бытовая несовместимость, с одной сторо­ны, пополняет «новую бедность» и создает проблему совмест­ного проживания различных народов, а с другой — проблему социального и правового статуса иммигрантов «второго» и «третьего» поколений.

Появление гражданских наций, наций-государств также явилось источником и важнейшим ресурсом межэтнических конфликтов. Политизированная этничность оказалась кон­фликтной этничностыо. Она вызвала к жизни новый всплеск национализма.

Национализм - идеология, политика и социальная прак­тика, основанные на этноэгоизме, этнофобии, дискредита­ции иных этнических групп, решении экономических, поли­тических и культурных проблем за счет интересов других эт­носов.

Антагонистический характер приобрела этнофобия прямая враждебность, непримиримость по отношению к иным, «не своим», чужим народам. Между человеческими общностями устанавливается деление на «мы» и «они», про­исходят вспышки сепаратизма, реэтнизации, этноцентризма. Наметилась устойчивая ориентированность отдельных стран на принцип «одна нация одно государство».

Политика отрицания полиэтнической государственности, искусственного насаждения национального самосознания, унификации и стандартизации образа жизни индивидов вызвали волну протеста со стороны этнических меньшинств. Если каждый гражданин страны независимо от этнического происхождения считается французом, то это означает лише­ние конституционного права граждан сохранять свою нацио­нальную принадлежность, их принуждение к определению и указанию другой национальной принадлежности или при­знанию, что они безнациональны. Это спровоцировало ги­пертрофированное стремление национальных меньшинств к сохранению своей идентичности, привело к усилению их борьбы за отстаивание своей культурной особенности, само­бытности. Межэтническая напряженность стала защитной реакцией на сохранение этнической идентичности, вызвала рост националистических настроений, нередко перерастав­ших в агрессивный национализм.

Есть много оснований полагать, что превращение мира в единое целое тоже процесс дисгармоничный и конфликт­ный. Уже сейчас развернулось противостояние сторонников и противников глобализации в ее нынешнем варианте. Ин­тенсивное сопротивление процессам глобализации часто со­провождается обращением к крайним формам религиозного фундаментализма и терроризму под флагом борьбы за само­бытность и этническую идентичность.

Национальные проблемы и пути их решения интерна­циональны по своей сущности. Снижение межэтнической напряженности связано с реализацией права народов на са­моопределение. Если нация отождествляется с государствен­ным суверенитетом, государственным самоопределением, то остальные этнические общности реализуют право на нацио­нальное самоопределение: культурно-национальную или на­ционально-территориальную автономию, не нарушая государственной целостности. Такие народы, как франкоканад­цы в Канаде, каталонцы, баски в Испании, ирландцы и шот­ландцы в Великобритании и другие, уже не так активно стремятся к автономии путем создания собственной государ­ственности, необязательно связывают свое самоопределение с отделением. Они существуют под покровительством едино­го государства, в рамках которого составляют одну граждан­скую нацию (канадскую, британскую, испанскую). Чувство принадлежности к государству у них становится намного сильнее, чем к этнической группе, для них «зов земли силь­нее голоса крови».

Некоторые автономистские движения имеют цель оформ­ления не культурно-национального или национально-терри­ториального самоопределения, а государственности для всех этнокультурных общностей. Такая политика привела бы к возникновению множества нежизнеспособных государств, обернулась очередным переделом политической карты мира, всегда сопровождаемым массовым кровопролитием.

Возращение этносов к собственным корням в составе еди­ного государства не должно сопровождаться абсолютизацией этничности, их отчуждением от общенациональной культу­ры, овладение которой диктуется объективными причинами и сулит экономические выгоды. Возможность получить ра­боту и найти социальное признание зависит, например, от качественной и доступной системы государственного образо­вания, которую не в состоянии предоставить этническая группа. Право па самоопределение есть и форма националь­ной интеграции. Она означает и право этносов по своему же­ланию утратить национальные черты, добровольно ассими­лироваться, отказаться от права на культурную, языковую, религиозную, территориальную автономию. Все народы ока­зываются перед необходимостью переосмысления своих ос­нов и границ, «права на отличие», корреляции между этно­культурными, национальными и гражданско-государственными аспектами единства.

Право на самоопределение строится на правовом статусе. Законы (о языке, гражданстве, иностранцах, школе, мест­ном самоуправлении и др.) не должны быть направлены на национальное унижение, поражение в гражданских, эконо­мических правах чужих этносов. Они должны стимулировать межэтнический диалог, выстраивать культуру межна­циональных отношений. Необходима передача части власт­ных полномочий центра этническим регионам, создание условий для ускоренного роста благосостояния неблагопо­лучных меньшинств, социально-экономического выравнива­ния условий жизни всех этнических групп. Титульные на­ции не вправе обладать в таком государстве монополий на власть, как и автономии.

Ни одна этническая общность не может завладеть преимущественным правом на контроль территорий, институтами власти и природными ресурсами. Этнокультурное право у каждого этноса свое, но политиче­ские права для всех граждан страны должны быть одинако­выми и соблюдаться независимо от их этнической принад­лежности. Что касается миграции, то она должна быть регу­лируемой. Коренное население не может быть заражено ксе­нофобией (от гр. xenos — чужой и phobos страх) — навяз­чивым страхом перед народами других стран, враждебнос­тью ко всему чужому, иностранному, не должно оскорблять национальные меньшинства («понаехали тут всякие»), но и меньшинство не имеет на это право. В каждом регионе и «приезжие», и «местные» должны вести себя в рамках зако­на и приличия.

Появление гражданской нации не свидетельствует о гибе­ли нации этнической. Этничность по-прежнему является ос­новой нации. Если люди говорят о себе как о русских, бело­русах, французах и т.д., то они указывают на этнос, но когда называют себя россиянами, американцами, европейцами, гражданами Республики Беларусь, то включают в определе­ние политический компонент — гражданство. Стычки на на­циональной почве происходят вовсе не от избытка нацио­нального чувства, а наоборот, из-за его подавления и дегра­дации. Народ, который ценит и любит свою историю, язык, культуру, способен с уважением относиться к таким же чув­ствам других.

Глобализация, меняя и значительно усложняя условия и формы существования национальных государств, едва ли ве­дет к их уничтожению. Государства по-прежнему являются важным источником власти на данной территории, имеют возможность проводить независимую внутреннюю и внеш­нюю политику. Власть остается национально-государственной, нет институтов, которые могли заменить государство, выполнять его функции. Создание некоего подобия мирового правительства, способного консолидировать на общепланетарном уровне все человечество, есть опасное забегание вперед, игнорирование объективной реальности.

Глобализация также не устраняет этническую идентичность. Объективный процесс глобализации нельзя считать подавлением и уничтожением национального начала. Так, создание Европейского союза не сделало немцев похожими на французов, а французов – на итальянцев.

В глобализирующейся мировой системе институт нации и национальных государств будет трансформироваться, обретая адекватные XXI в. формы и функции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.023 с.)