Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конституционные основы национальной политики в Российской ФедерацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мощный поток своей крови и силы влили в Русь и тюрко-монгольские народы, Великая степь - хазары, торки, печенеги, половцы, позднее монголы. И не только кровь, но и обычаи, обряды, одежду, слова языка. Мы уже трудно представляем себе, что были времена, когда русская женщина не носила сарафана, а только рубаху. От истоков своих Русь складывается как полиэтничная государственность. С течением времени изменяется сам облик россиян, черты лица, цвет волос, глаз. Шире становятся скулы, темнее и жестче волосы, глаза привыкают смотреть в лицо степному ветру. Интересен в этой связи скульптурный портрет - реконструкция князя Владимиро-Суздальской земли Андрея Юрьевича Боголюбского. Его облик схож скорее всего с обликом матери - половецкой княжны. Многое, многое в нас от них, пришельцев из Азии, детей степи. Послушайте музыку «Половецких плясок» из оперы Бородина «Князь Игорь». В ней безбрежность и вольность степи, ее удаль, необузданный порыв, только мечется пламя костров. Мог ли написать композитор такую могучую музыку, если бы не текла в жилах многих из нас кровь степняков? «Да, скифы мы, да, азиаты мы, с раскосыми и жадными очами.»(А.Блок). Недаром прошли на Руси века ига. Князь Николай Трубецкой отмечал: «Иго есть не только несчастье, но и школа.» Русь - держава, царство, империя ломала этнические перегородки, взрывала замкнутость народов. У А.С. Пушкина находим строки о том, что «только в империи россиянин может быть свободным». От кого и от чего? От этнической изоляции, замкнутости в своем узком мирке. И сегодня огромное евроазиатское пространство населяет целый конгломерат народов. Но все они - россияне. Вдумайтесь в различие смысловых аспектов слов - русский и российский. Чем они отличаются? Об использовании этих понятий разгорелась целая дискуссия при принятии, к примеру, Выборгского воззвания депутатов разогнанной царем 8 июля 1906 года 1 Государственной Думы. Сначала первые парламентарии обратились к народу таким образом - «К русским гражданам!», затем после дискуссии формулировка изменилась - «Ко всем гражданам России!», и наконец, в окончательном виде, документ начинался словами - «Народу от народных представителей!». Расширяя землю, присоединяет Русь все новые и новые народы. Каждое столетие делает палитру народов нашей страны все более и более многоцветной. Современная Российская Федерация является многонациональным государством. В ее состав в настоящее время входят более 100 этносов, в том числе около 30 крупных этнических общностей. Сегодня мы пытаемся решить проблемы, которые существовали в царской России, были при советской власти и необычайно активизировались в последнее время. В целом их можно назвать национальным вопросом. Под национальным вопросом понимается проблема равенства народов, их самоопределения, экономического развития, сохранения культурных особенностей и традиций, создания условий для всестороннего развития любой этнической группы, в том числе и в составе многонационального государства. Распад СССР и образование суверенной России не сняли остроты национального вопроса в стране. В ряде республик в начале 1990-х годов появились националистические силы, провозглашающие курс на отделение от России и образование самостоятельных государств. Самым серьезным проявлением межнациональной проблемы на территории России был кризис в Чеченской республике. После затяжного противостояния, сегодня в республике налаживается мирная жизнь, строятся новые школы, поликлиники, жилые дома, восстанавливаются промышленные предприятия. Восстановлено воздушное сообщение между столицей России – Москвой и столицей Чеченской республики – Грозным. Восстановлен аэропорт, уже принявший первые пассажирские авиалайнеры. Восстановлено железнодорожное сообщение. Постепенно восстанавливаются и иные нити и связи между республикой и всей страной, разорванные во время конфликта. Другой проблемой современной России является сохранение так называемых малых народов, в первую очередь северных. Экономические рыночные преобразования осложнили их положение — традиционные занятия (оленеводство, рыболовство и резьба по кости) окончательно пришли в упадок. В районах Крайнего Севера царят безработица, бедность, высокая смертность и низкая рождаемость. Необходимы согласованные действия как центральных, так и местных властей по сохранению этнической самобытности этих народов, их уникального древнего языка и культуры. В ряде регионов подобные проблемы уже успешно решаются. Например, в Якутии. Интересен опыт по сохранению своего национального языка и культуры в Туве, Хакассии, Бурятии, Калмыкии. В школах преподается наряду с русским языком национальный язык, бережно поддерживаются традиции, изучается народное искусство, песенное творчество, танцы. Дети вместе с родителями и учителями участвуют в подготовке и проведении народных праздников. Важно при этом, чтобы данные культурные традиции изучались разными детьми, обучающимися в классе. Чем больше языков ты знаешь – тем больше раз ты человек. Так звучит мудрость древних. Национализм не пользуется повсеместной поддержкой в нашей стране, где в течение многих лет народы дружно жили между собой, совместно боролись против фашистской агрессии. Однако в период резких перемен в обществе, снижения уровня жизни населения повышается число людей, недовольных своим положением. На этом фоне можно успешно пропагандировать ненависть к врагам и все неудачи списывать на заговор отдельных стран и наций. Поэтому нужно внимательно относится ко всем проявлениям ксенофобии в окружающем нас мире, выступать против малейшего проявления национальной нетерпимости, розни, оскорбления людей за то, что они говорят на другом языке, придерживаются иной веры. Общность нации, народа выражается в особой национальной культуре. Национальная культура — это ценности, нормы и образцы поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. К символам относятся: государственный флаг и герб, одежда, священные предметы и места, общие праздники и ритуалы; к верованиям: Бог или божества, священные книги, мифология, легендарные герои, заповеди и запреты, особые культовые действия и священнослужители; к ценностям: моральные установки, представления о добре и зле, отношение к дружбе и любви; к нормам: законы и традиции; к образцам поведения: мода, правила, устойчивые обороты речи, игры. В большинстве стран мира взаимодействуют разные национальные культуры. При этом существуют различные модели совместного проживания. В одних государствах приезжие люди отказываются от прежних представлений и взглядов, принимая установки, господствующие в данной стране (ассимиляция); в других — этнические группы смешиваются между собой и создают новый тип общей культуры; в третьих — каждая группа сохраняет собственную культуру, и они соседствуют друг с другом. Тот или иной вариант выбирается с учетом исторических особенностей, и невозможно сказать, какой из них лучше, а какой — хуже. Важной частью национальной культуры является национальное самосознание — совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов общности о своей истории, современном состоянии, перспективах развития. Кроме того, у каждой нации или народа есть свой фольклор, песни и танцы, художественные промыслы. Сознательно или бессознательно они опираются на народное творчество, выражают национальные ценности и идеалы. Можно говорить и об особом национальном менталитете — складе ума, стереотипах и установках мышления. Национальная культура является важнейшим наследием наших предков, поэтому ее сохранение и развитие — не только долг государства, но и дело каждого члена общества.
Познакомимся с основными положениями нормативных документов, принятых в РФ в рамках государственной национальной политики.
Концепция государственной национальной политики Российской Федерации представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются — органы государственной власти) в сфере национальных отношений. Концепция учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности, согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развитии национальных языков и культур. Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного права и находит свое выражение в системе федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Концепция призвана стать ориентиром для органов государственной власти при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав человека и гражданина. Российская Федерация — одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов. В условиях переходного этапа в жизни страны непосредственное влияние на межнациональные отношения оказывает ряд взаимосвязанных тенденций общественного развития: — стремление народов к самоопределению и объективный процесс интеграции российского общества; — возрастающая самостоятельность субъектов Российской Федерации и воля граждан к упрочению общероссийской государственности; — потребность в проведении общего курса экономических и политических реформ и разные социально-экономические возможности регионов, обусловленные пх исторической и хозяйственно-культурной спецификой; — стремление сохранить и развивать национально-культурную самобытность и приверженность духовной общности народов России, На развитие межнациональных отношений оказывает существенное влияние наследие прошлого. Тяжелый удар по всем народам страны, включая русский, был нанесен тоталитарной системой, массовыми депортациями и репрессиями, разрушением многих национальных культурных ценностей. Наряду с достижениями в развитии и сотрудничестве народов, которые имелись в советский период, проводился курс на унификацию, заложивший основу нынешних противоречий. После распада СССР начался новый этап в развитии государства на основе традиций российской государственности, принципах федерализма и гражданского общества. Однако отсутствие концепции государственной национальной политики затрудняло процесс становления Российского федеративного государства, осуществления реформ и достижения межнационального согласия. Наследие прошлого, геополитические и психологические последствия распада СССР, социально-экономические и политические трудности переходного периода обусловили ряд кризисных ситуаций и сложных проблем в области межнациональных отношений. Наиболее остро они проявляются в местностях, соседствующих с зонами открытых конфликтов, местах сосредоточения беженцев и вынужденных переселенцев, в регионах с проблемами разделенных народов, на территориях со сложной социально-экономической, экологической и криминогенной обстановкой, в местностях, где ощущается резкая нехватка ресурсов жизнеобеспечения. На межнациональные отношения серьезное негативное воздействие оказывают также безработица; особенно в районах, располагающих избыточными трудовыми ресурсами, правовая неурегулированность земельных и других отношений, наличие территориальных споров, проявление этнократических устремлений. Каждый из перечисленных факторов находит свое специфическое проявление в жизни населения различных регионов, что требует, помимо общей концепции, разработки специальных региональных и местных программ. Узловыми проблемами, требующими решения, являются: — развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства; — развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян; — обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств; — достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе; — поддержка соотечественников, проживающих в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, а также в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, содействие развитию их связей с Россией. Принятие Конституции Российской Федерации, подписание Федеративного договора и ряда договоров и соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации снизили остроту нерешенных проблем. В то же время сохраняются факторы, ослабляющие государственность России и порождающие межнациональную напряженность. Об этом свидетельствуют как сепаратистские, так и унитаристские тенденции, факты дискриминации и нарушений конституционных прав граждан по национальному признаку. На государственном уровне еще не утвердился системный, взвешенный взгляд на национальный вопрос. Не стали нормой при разработке и проведении государственной национальной политики опора на научный анализ и прогноз, учет общественного мнения и оценка последствий принимаемых решении. Дает о себе знать отсутствие эффективных программ национальной политики, а также необходимых нормативных правовых актов, призванных регулировать различные стороны федеративные и национальных отношений. В государственной национальной политике нужны новые концептуальные подходы, прежде всего осознание того, что национальный вопрос не может занимать второстепенное место или быть предметом спекуляций в политической борьбе. В ходе его разрешения перед обществом встают все новые задачи. Действия в этой сфере должны учитывать реальное состояние и перспективы национальных отношений в Российском государстве. Национальная политика может стать консолидирующим фактором лишь в том случае, если она будет отражать все многообразие интересов народов России, иметь в своем арсенале четкие механизмы их согласования. В этой связи особое значение приобретает общность позиций органов государственной власти, различных политических и общественных сил в национальном вопросе, основанных на конституционных принципах, научно обоснованных выводах и рекомендациях. Основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерации являются: — равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям; — запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; — сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации; — равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; — гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации: — право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения; — содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации; — своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов; — запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды; — защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.88.130 (0.009 с.) |