Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-политические идеи Беларуси в контексте западноевропейского политологического дискурсаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Белорусская политическая мысль имеет богатую историю. Она давала содержательные ответы на злободневные проблемы развития Беларуси в период ее вхождения в древнерусское государство (IX – XI вв.), Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское или ВКЛ (XIII – XVI вв.), Речь Посполитую (XVI – XVIII вв.), Российскую империю (с конца XVIII в.). Генезис белорусской политической мысли принято связывать с возникновением и развитием Полоцкого, Витебского, Минского, Туровского и Пинского княжеств, которые входили в состав Киевской Руси. В то время наиболее актуально звучали идеи, призывающие князей к политическому единству и укреплению христианской веры, осуждающие злоупотребления политической властью, междоусобицы. В частности, это было характерно для произведений таких древнебелорусских мыслителей и просветителей, как Евфросиния Полоцкая и Кирилл Туровский. Игуменья Евфросиния Полоцкая (около 1101 – 1167) была приверженцем введения христианских принципов в государственную жизнь. Она выступала за мягкое княжеское законодательство, расширение социальных функций государства. В частности, поддерживала введение в Киевской Руси (впервые в христианском мире) государственной помощи обездоленным слоям (бедным, больным, старым и т.д.), отстаивала культурно-воспитательную функцию государства, выдвинула идею расширения, демократизации образования, создания обширной сети школ и библиотек. Евфросиния Полоцкая, проповедуя христианские идеи мира, проявила себя тонким политиком и дипломатом в предотвращении междоусобиц полоцких князей. Наша знаменитая землячка стала первой женщиной, которая была канонизирована церковью, и одной из самых образованных женщин XII в. Большинство произведений епископа Кирилла Туровского (около ИЗО — после 1190) было направлено против раскольнических и вероломных действий отдельных князей. Он внес существенный вклад в формирование главной идеи — единение восточнославянских земель. При этом епископ утверждал, что до тех пор, пока люди будут нарушать моральные и правовые нормы, они никогда не достигнут справедливого общественного строя, не наладят гуманных отношений. Его произведения были проникнуты идеями гуманизма, патриотизма, сильной централизованной власти. Без преувеличения можно сказать, что именно Евфросиния Полоцкая и Кирилл Туровский заложили основы белорусского самосознания, национальной этической и политической мысли. Особое место в сокровищнице белорусской политической мысли занимает эпоха Возрождения и Реформации — своеобразный золотой век в истории ВКЛ. Для этого периода характерен поиск решения таких проблем, как ломка феодальных и зарождение раннекапиталистических отношений, усиление авторитета буржуазных прослоек общества, пересмотр (в отдельных случаях отрицание) религиозных учений, секуляризация (освобождение от церковного влияния), «обмирщение» общественного сознания. У истоков гуманистического движения в Беларуси стоял выдающийся белорусский просветитель и первопечатник Франциск Скорина (около 1490 1551). Свои политические суждения мыслитель излагал в предисловиях, послесловиях, комментариях к опубликованным при его участии религиозным книгам. Прежде всего, следует отметить его понимание принципов правового государства. К ним он относил власть закона, культ права. По мнению мыслителя, законопослушание является нормой, и каждый должен придерживаться ее в своей деятельности. При выработке законов, утверждает Скорина, необходимо руководствоваться как естественным правом, так и местными традициями и особенностями исторической эпохи. При этом должны соблюдаться справедливость и равенство всех перед законом, ибо «закон прирожений есть в сердце каждого человека». С учетом норм естественного права он подходил к урегулированию и таких общественных явлений, как свобода, равенство, справедливость, благотворительность. Много внимания уделял ученый и соотношению политики и морали, положив в его основание евангельское требование: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Его религиозность сочеталась с представлениями о земном происхождении власти, политических институтов и права. Мыслитель считал, что монархическая власть, приверженцем которой он являлся, должна быть просвещенной, сильной и гуманной, основана на строгом законодательстве, нацелена на повышение благосостояния граждан и защиту народа. Патриотизм Ф. Скорины выражался в любви и служении Родине, родному языку. Он, сторонник идей «вечного мира», страстно желал, чтобы «понеже был мир и покой во все времена». Излагая свои суждения, просветитель впервые ввел в белорусский язык ряд важных политических понятий и тем самым заложил основы белорусской политической лексики. К видным белорусским гуманистам эпохи Возрождения относится и Микола Гусовский (1.470—1480-е гг. — после 1533), автор произведения «Песнь о зубре». Созданный в поэме величественный образ зубра есть аллегорический символ Отчизны, любовь к которой выражена в заботе о судьбе Родины, патриотических призывах к преданности родной земле, заботливому отношению к природе. Свое политическое кредо М. Гусовский излагает в размышлениях о государственном устройстве ВКЛ, его внутренней и внешней политике. М. Гусовский одним из первых увидел начало кризиса социально-политического строя ВКЛ, с возмущением писал о бедствиях простого народа, разбое и волюнтаризме угнетателей, защищал зарождавшиеся буржуазные идеалы. В поэме ярко отражена жизнь простых людей, их труд, бытовые традиции. Задолго до Вольтера важную роль в улучшении народных нравов отводил просвещению, морали, искусству и науке. В поэме сформулирована также идея единения и дружбы европейских народов, создания союза европейских держав с целью защитить христианские ценности и славянские народы. Значительный вклад в белорусскую политическую науку внес мыслитель-гуманист эпохи Возрождения Сымон Будный (около 1530 1593). В сочинениях «О светской власти», «Катехизис» Будный выступил с резкой критикой существующего государственного строя, потребовал ограничения помещичьего своенравия, равенства всех перед законом и справедливости правосудия. Он высказывался за мирное существование всех сословий феодального общества. Будный осуждал авторитаризм и догматизм в мышлении, интеллектуальную нетерпимость и религиозный фанатизм. Как и Т. Гоббс, отстаивая право государства на принуждение и наказание вплоть до смертного (правительство с мечом — хорошая и нужная вещь), он вместе с тем, как затем и Вольтер, отдавал предпочтение не государственному насилию, а воспитанию у граждан достоинства и высокой морали. Будный сформулировал основные функции политической власти: руководство общественной жизнью, поддержание спокойствия и порядка в обществе, защита христиан (граждан). Его политический идеал просвещенная монархия, ограниченная сословным представительством и законом. Цель правления — достижение общественного блага. Размышляя о проблемах войны и мира, мыслитель делил войны на справедливые (ведущиеся ради обороны Родины) и несправедливые (завоевательные). С. Будный стоял на одном уровне со знаменитыми европейскими мыслителями. Особое место в истории белорусской политической мысли занимает государственный деятель и дипломат Лев Сапега (1557 1633). Под его редакцией в 1588 г. вышел в свет, значительно доработанный и усовершенствованный, первоначально изданный в 1529 г., «Статут Великого княжества Литовского». Это был юридический документ конституционного характера, равного которому не имела ни одна европейская держава. В 14 разделах и 487 статьях Статута излагались все ветви нрава, регулировались все общественные отношения, в том числе и имущественные, содержались нормы, которые закрепляли верховенство права, равенство всех перед законом, право каждого человека на жизнь, достоинство, собственность, судебную защиту. Задолго до европейских мыслителей в Статуте была изложена концепция разделения властей и принципы ее реализации на практике. Л. Сапега в своих воззрениях часто цитировал Аристотеля и Цицерона. Статут ВКЛ оказал большое влияние на развитие государства и права в Европе и был основным источником права в Беларуси вплоть до 1840 г. М. Гусовский, С. Будный, С. Сапега выступали за реформаторский (эволюционный) путь развития феодального общества. Сторонниками радикальных взглядов изменения феодальных порядков в первой четверти XVI в. были Петр из Ганендза, Якуб из Калиновки, Павел из Визны, Мартин Чехович. Они выступали за ликвидацию барщины, частной собственности, феодальных привилегий, проповедовали идеи социального, национального и религиозного равенства. Выразителем интересов радикальных слоев горожан и прогрессивной интеллигенции был Казимир Лыщинский (1634-1689). В трактате «О несуществовании бога» (написан от руки на латинском языке на 530 страницах) К. Лыщинский утверждал, что мир существует вечно, не сотворен богом, а развивается по собственным законам. Его политический идеал — сильное государство с просвещенным монархом. Просвещение в таком государстве призвано совершенствовать нравы и искоренять пороки людей и социальные беды. Как один из первых представителей утопического социализма в Беларуси, он мечтал об имущественном равенстве, всеобщности труда, справедливом разделе материальных благ. Хотел видеть «мир без власти, города без начальников, народы без хозяев». Обосновал необходимость справедливого законодательства, равного суда для всех. Доминирующее место в общественно-политической мысли XVII—XVIII вв. занимала проблема соединения белорусских земель с Россией. Так, Афанасий Филиппович (1597-1648), являясь сторонником абсолютной монархии, приверженцем идеи единства славянских народов, в сборнике статей «Дневник» подверг резкой критике политику Речи Посполитой, католическую и униатскую церковь. Выступал за союз с Россией. В 1637 1638 гг. ездил в Москву, где обратился к русскому царю с просьбой о защите православного населения Беларуси. Социально-политическим идеалом Симеона Полоцкого (1629-1680) было сильное государство во главе с «просвещенным монархом», цель которого – установление в обществе «вечного мира», достижение всеобщего благосостояния, прекращение расколов и мятежей, поощрение торговли, развитие просвещения. Мыслитель мечтал о «хорошем» законодательстве, осуждал деспотизм, невежество. В просвещении видел универсальное средство спасения от всех болезней. В центре внимания мыслителя всегда стоял Человек как гармонично развитая личность с высокими моральными качествами. Следующий период в истории политической мысли Беларуси (с XVIII в. до 1917 г.) характеризуется проникновением в Беларусь трудов Вольтера, Монтескье, Руссо, других западноевропейских просветителей. Под влиянием просветительной идеологии росла численность сторонников переустройства белорусского общества. В Виленском университете, где политические науки изучались весьма широко и глубоко, профессора Михаил Бобровский и Иван Данилович занимались поиском национальной идеи, явились зачинателями белорусского национального возрождения. Они выступали против полонизации и русификации белорусского этноса. В национальной идее подчеркивалась толерантность (терпимость), доброжелательность белорусов, отсутствие у них агрессивности, стремления обеспечить свое благосостояние за счет других народов, претензии на некую ведущую мессианскую роль. Члены тайных студенческих обществ Виленского университета - филоматы (любители знаний) и филареты (любители добродетели) — в своих программах выдвигали требования национальной независимости, отмены крепостного права, регулирования общественных отношений на естественно-правовой основе. Главной действующей силой в создании будущего общества они считали народ, который необходимо готовить для этой роли. Особое место в истории белорусской политической мысли занимает революционно-демократический этап, который начал проявляться в 30-е гг. XIX в. Революционно-демократическая идеология присуща всем пародам. Это движение — не случайность в истории. Его ярким представителем в Беларуси был руководитель и идеолог Виленского тайного Демократического общества Франц Савич (около 1815-1845). Будучи убежденным революционером-демократом, он выступал за уничтожение крепостного права посредством вооруженного восстания, освобождение народов от деспотизма. Отстаивал право каждого народа на национальную самостоятельность. Выдвинул идею революционного союза славянских народов в борьбе против самодержавия. Суть предстоящих преобразований Ф. Савич выразил в демократическом принципе «Все для народа, все посредством народа». Наиболее ярким и известным представителем революционно-демократического движения в Беларуси был Кастусь (Константин) Калиновский (1838-1864). Известность он приобрел не только как революционер-демократ, но и как политический мыслитель, создавший полную и основательную программу преобразования общества. Она характеризуется соединением идей революционного демократизма и утопического социализма. Свои взгляды Калиновский изложил на страницах газеты «Мужыцкая праўда», где изобличил сущность крепостничества, показал паразитизм помещиков, исключительно тяжелое положение крестьян Беларуси, критиковал самодержавие, царский суд и армию, огромный и продажный бюрократический аппарат, сравнивая его с саранчой. Освобождение крестьян и всех трудящихся он связывал с победой демократической революции и переходом государственной власти в руки народа. Рассматривая предназначение демократической власти в новом обществе, Калиновский отмечал, что не народ существует для правительства, а правительство для народа. Он сторонник конституционного государства и парламентаризма. Политическим идеалом Калиновского являлась демократическая парламентская республика, в которой отменены сословные ограничения и привилегии, а человек оценивается по реальным делам и заслугам. Его мечта − раздать всю поземельную собственность крестьянам. Признавая право всех народов на самоопределение, он однозначно высказался за создание литовско-белорусского государства, независимого от Польши и России. Калиновский настойчиво пропагандировал идею дружбы народов. Он разделял идею Герцена о создании федерации свободных славянских народов после завоевания государственной независимости. Революционно-демократические идеи продолжали звучать в творчестве Франтишка Богушевича (1840-1900) после отмены крепостного права. В сборнике «Дудка белорусская» он нарисовал портрет крестьянина, которого обделили землей, обдирает казна, обижают суд и царские чиновники. Ф. Богушевич изложил суть национальной идеи, обосновал права и свободы белорусского народа, его стремление к национальному возрождению, сохранению «бацькавай спрадвечнай, ад Бога данай мовы». Он призывал: «Не покидайте же языка нашего белорусского, чтобы не умерли».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.87.113 (0.015 с.) |