Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-политические идеи Беларуси в контексте западноевропейского политологического дискурса

Поиск

Белорусская политическая мысль имеет богатую историю. Она давала содержательные ответы на злободневные проблемы развития Беларуси в период ее вхождения в древнерусское государство (IX – XI вв.), Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское или ВКЛ (XIII – XVI вв.), Речь Посполитую (XVI – XVIII вв.), Российскую империю (с конца XVIII в.).

Генезис белорусской политической мысли принято связывать с возникновением и развитием Полоцкого, Витебского, Минского, Туровского и Пинского княжеств, которые входили в состав Киевской Руси. В то время наиболее актуально звучали идеи, призывающие князей к политическому единству и укреплению христианской веры, осуждающие злоупотребления политической властью, междоусобицы. В частности, это было характерно для произведений таких древнебелорусских мыслителей и просветителей, как Евфросиния Полоцкая и Кирилл Туровский.

Игуменья Евфросиния Полоцкая (около 1101 – 1167) была приверженцем введения христианских принципов в государственную жизнь. Она выступала за мягкое княжеское законодательство, расширение социальных функций государства. В частности, поддерживала введение в Киевской Руси (впервые в христианском мире) государственной помощи обездоленным слоям (бедным, больным, старым и т.д.), отстаивала культурно-воспитательную функцию государства, выдвинула идею расширения, демократизации образования, создания обширной сети школ и библиотек. Евфросиния Полоцкая, проповедуя христианские идеи мира, проявила себя тонким политиком и дипломатом в предотвращении междоусобиц полоцких князей. Наша знаменитая землячка стала первой женщиной, которая была канонизирована церковью, и одной из самых образованных женщин XII в.

Большинство произведений епископа Кирилла Туров­ского (около ИЗО — после 1190) было направлено против раскольнических и вероломных действий отдельных князей. Он внес существенный вклад в формирование главной идеи — единение восточнославянских земель. При этом епископ утверждал, что до тех пор, пока люди будут нарушать мо­ральные и правовые нормы, они никогда не достигнут спра­ведливого общественного строя, не наладят гуманных отно­шений. Его произведения были проникнуты идеями гума­низма, патриотизма, сильной централизованной власти.

Без преувеличения можно сказать, что именно Евфросиния Полоцкая и Кирилл Туровский заложили основы бело­русского самосознания, национальной этической и полити­ческой мысли.

Особое место в сокровищнице белорусской политической мысли занимает эпоха Возрождения и Реформации — свое­образный золотой век в истории ВКЛ. Для этого периода ха­рактерен поиск решения таких проблем, как ломка феодаль­ных и зарождение раннекапиталистических отношений, уси­ление авторитета буржуазных прослоек общества, пересмотр (в отдельных случаях отрицание) религиозных учений, секу­ляризация (освобождение от церковного влияния), «обмир­щение» общественного сознания.

У истоков гуманистического движения в Беларуси стоял выдающийся белорусский просветитель и первопечатник Франциск Скорина (около 1490 1551). Свои политические суждения мыслитель излагал в предисловиях, послеслови­ях, комментариях к опубликованным при его участии рели­гиозным книгам. Прежде всего, следует отметить его понима­ние принципов правового государства. К ним он относил власть закона, культ права. По мнению мыслителя, законопослушание является нормой, и каждый должен придержи­ваться ее в своей деятельности. При выработке законов, утверждает Скорина, необходимо руководствоваться как ес­тественным правом, так и местными традициями и особенно­стями исторической эпохи. При этом должны соблюдаться справедливость и равенство всех перед законом, ибо «закон прирожений есть в сердце каждого человека». С учетом норм естественного права он подходил к урегулированию и таких общественных явлений, как свобода, равенство, справедли­вость, благотворительность.

Много внимания уделял ученый и соотношению полити­ки и морали, положив в его основание евангельское требова­ние: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали лю­ди, так поступайте и вы с ними». Его религиозность сочета­лась с представлениями о земном происхождении власти, по­литических институтов и права. Мыслитель считал, что мо­нархическая власть, приверженцем которой он являлся, должна быть просвещенной, сильной и гуманной, основана на строгом законодательстве, нацелена на повышение благо­состояния граждан и защиту народа.

Патриотизм Ф. Скорины выражался в любви и служении Родине, родному языку. Он, сторонник идей «вечного ми­ра», страстно желал, чтобы «понеже был мир и покой во все времена». Излагая свои суждения, просветитель впервые ввел в белорусский язык ряд важных политических понятий и тем самым заложил основы белорусской политической лексики.

К видным белорусским гуманистам эпохи Возрождения относится и Микола Гусовский (1.470—1480-е гг. — после 1533), автор произведения «Песнь о зубре». Созданный в по­эме величественный образ зубра есть аллегорический символ Отчизны, любовь к которой выражена в заботе о судьбе Роди­ны, патриотических призывах к преданности родной земле, заботливому отношению к природе. Свое политическое кре­до М. Гусовский излагает в размышлениях о государствен­ном устройстве ВКЛ, его внутренней и внешней политике. М. Гусовский одним из первых увидел начало кризиса соци­ально-политического строя ВКЛ, с возмущением писал о бед­ствиях простого народа, разбое и волюнтаризме угнетателей, защищал зарождавшиеся буржуазные идеалы. В поэме ярко отражена жизнь простых людей, их труд, бытовые традиции. Задолго до Вольтера важную роль в улучшении народных нравов отводил просвещению, морали, искусству и науке.

В поэме сформулирована также идея единения и дружбы европейских народов, создания союза европейских держав с целью защитить христианские ценности и славянские на­роды.

Значительный вклад в белорусскую политическую науку внес мыслитель-гуманист эпохи Возрождения Сымон Будный (около 1530 1593). В сочинениях «О светской власти», «Катехизис» Будный выступил с резкой критикой существу­ющего государственного строя, потребовал ограничения по­мещичьего своенравия, равенства всех перед законом и спра­ведливости правосудия. Он высказывался за мирное сущест­вование всех сословий феодального общества. Будный осуж­дал авторитаризм и догматизм в мышлении, интеллектуаль­ную нетерпимость и религиозный фанатизм. Как и Т. Гоббс, отстаивая право государства на принуждение и наказание вплоть до смертного (правительство с мечом — хорошая и нужная вещь), он вместе с тем, как затем и Вольтер, отдавал предпочтение не государственному насилию, а воспитанию у граждан достоинства и высокой морали.

Будный сформулировал основные функции политиче­ской власти: руководство общественной жизнью, поддержа­ние спокойствия и порядка в обществе, защита христиан (граждан). Его политический идеал просвещенная монар­хия, ограниченная сословным представительством и зако­ном. Цель правления — достижение общественного блага. Размышляя о проблемах войны и мира, мыслитель делил войны на справедливые (ведущиеся ради обороны Родины) и несправедливые (завоевательные). С. Будный стоял на одном уровне со знаменитыми европейскими мыслителями.

Особое место в истории белорусской политической мысли занимает государственный деятель и дипломат Лев Сапега (1557 1633). Под его редакцией в 1588 г. вышел в свет, зна­чительно доработанный и усовершенствованный, первона­чально изданный в 1529 г., «Статут Великого княжества Ли­товского». Это был юридический документ конституционно­го характера, равного которому не имела ни одна европей­ская держава. В 14 разделах и 487 статьях Статута излага­лись все ветви нрава, регулировались все общественные от­ношения, в том числе и имущественные, содержались нор­мы, которые закрепляли верховенство права, равенство всех перед законом, право каждого человека на жизнь, достоин­ство, собственность, судебную защиту. Задолго до европей­ских мыслителей в Статуте была изложена концепция разде­ления властей и принципы ее реализации на практике.

Л. Сапега в своих воззрениях часто цитировал Аристотеля и Цицерона.

Статут ВКЛ оказал большое влияние на развитие госу­дарства и права в Европе и был основным источником права в Беларуси вплоть до 1840 г.

М. Гусовский, С. Будный, С. Сапега выступали за рефор­маторский (эволюционный) путь развития феодального об­щества.

Сторонниками радикальных взглядов изменения фео­дальных порядков в первой четверти XVI в. были Петр из Ганендза, Якуб из Калиновки, Павел из Визны, Мартин Чехович. Они выступали за ликвидацию барщины, частной собственности, феодальных привилегий, проповедовали идеи социального, национального и религиозного равенства.

Выразителем интересов радикальных слоев горожан и прогрессивной интеллигенции был Казимир Лыщинский (1634-1689). В трактате «О несуществовании бога» (написан от руки на латинском языке на 530 страницах) К. Лыщин­ский утверждал, что мир существует вечно, не сотворен бо­гом, а развивается по собственным законам. Его политиче­ский идеал — сильное государство с просвещенным монар­хом. Просвещение в таком государстве призвано совершен­ствовать нравы и искоренять пороки людей и социальные бе­ды. Как один из первых представителей утопического социа­лизма в Беларуси, он мечтал об имущественном равенстве, всеобщности труда, справедливом разделе материальных благ. Хотел видеть «мир без власти, города без начальников, народы без хозяев». Обосновал необходимость справедливо­го законодательства, равного суда для всех.

Доминирующее место в общественно-политической мыс­ли XVII—XVIII вв. занимала проблема соединения белорус­ских земель с Россией. Так, Афанасий Филиппович (1597-1648), являясь сторонником абсолютной монархии, привер­женцем идеи единства славянских народов, в сборнике ста­тей «Дневник» подверг резкой критике политику Речи Посполитой, католическую и униатскую церковь. Выступал за союз с Россией. В 1637 1638 гг. ездил в Москву, где обратил­ся к русскому царю с просьбой о защите православного насе­ления Беларуси.

Социально-политическим идеалом Симеона Полоцкого (1629-1680) было сильное государство во главе с «просвещенным монархом», цель которого – установление в обще­стве «вечного мира», достижение всеобщего благосостояния, прекращение расколов и мятежей, поощрение торговли, раз­витие просвещения. Мыслитель мечтал о «хорошем» законо­дательстве, осуждал деспотизм, невежество. В просвещении видел универсальное средство спасения от всех болезней. В центре внимания мыслителя всегда стоял Человек как гар­монично развитая личность с высокими моральными качест­вами.

Следующий период в истории политической мысли Бела­руси (с XVIII в. до 1917 г.) характеризуется проникновением в Беларусь трудов Вольтера, Монтескье, Руссо, других за­падноевропейских просветителей. Под влиянием просвети­тельной идеологии росла численность сторонников пере­устройства белорусского общества. В Виленском университе­те, где политические науки изучались весьма широко и глу­боко, профессора Михаил Бобровский и Иван Данилович занимались поиском национальной идеи, явились зачинате­лями белорусского национального возрождения. Они высту­пали против полонизации и русификации белорусского этно­са. В национальной идее подчеркивалась толерантность (тер­пимость), доброжелательность белорусов, отсутствие у них агрессивности, стремления обеспечить свое благосостояние за счет других народов, претензии на некую ведущую месси­анскую роль.

Члены тайных студенческих обществ Виленского универ­ситета - филоматы (любители знаний) и филареты (любите­ли добродетели) — в своих программах выдвигали требова­ния национальной независимости, отмены крепостного пра­ва, регулирования общественных отношений на естествен­но-правовой основе. Главной действующей силой в создании будущего общества они считали народ, который необходимо готовить для этой роли.

Особое место в истории белорусской политической мысли занимает революционно-демократический этап, который на­чал проявляться в 30-е гг. XIX в. Революционно-демократи­ческая идеология присуща всем пародам. Это движение — не случайность в истории. Его ярким представителем в Белару­си был руководитель и идеолог Виленского тайного Демок­ратического общества Франц Савич (около 1815-1845). Бу­дучи убежденным революционером-демократом, он выступал за уничтожение крепостного права посредством воору­женного восстания, освобождение народов от деспотизма. Отстаивал право каждого народа на национальную самостоя­тельность. Выдвинул идею революционного союза славян­ских народов в борьбе против самодержавия. Суть предстоя­щих преобразований Ф. Савич выразил в демократическом принципе «Все для народа, все посредством народа».

Наиболее ярким и известным представителем революци­онно-демократического движения в Беларуси был Кастусь (Константин) Калиновский (1838-1864). Известность он приобрел не только как революционер-демократ, но и как политический мыслитель, создавший полную и основатель­ную программу преобразования общества. Она характеризу­ется соединением идей революционного демократизма и уто­пического социализма. Свои взгляды Калиновский изложил на страницах газеты «Мужыцкая праўда», где изобличил сущность крепостничества, показал паразитизм помещиков, исключительно тяжелое положение крестьян Беларуси, кри­тиковал самодержавие, царский суд и армию, огромный и продажный бюрократический аппарат, сравнивая его с са­ранчой. Освобождение крестьян и всех трудящихся он свя­зывал с победой демократической революции и переходом государственной власти в руки народа.

Рассматривая предназначение демократической власти в новом обществе, Калиновский отмечал, что не народ суще­ствует для правительства, а правительство для народа. Он сторонник конституционного государства и парламентариз­ма. Политическим идеалом Калиновского являлась демокра­тическая парламентская республика, в которой отменены сословные ограничения и привилегии, а человек оценивает­ся по реальным делам и заслугам. Его мечта − раздать всю поземельную собственность крестьянам. Признавая право всех народов на самоопределение, он однозначно высказался за создание литовско-белорусского государства, независимо­го от Польши и России. Калиновский настойчиво пропаган­дировал идею дружбы народов. Он разделял идею Герцена о создании федерации свободных славянских народов после завоевания государственной независимости.

Революционно-демократические идеи продолжали зву­чать в творчестве Франтишка Богушевича (1840-1900) пос­ле отмены крепостного права. В сборнике «Дудка белорусская» он нарисовал портрет крестьянина, которого обделили землей, обдирает казна, обижают суд и царские чиновники. Ф. Богушевич изложил суть национальной идеи, обосновал права и свободы белорусского народа, его стремление к нацио­нальному возрождению, сохранению «бацькавай спрадвечнай, ад Бога данай мовы». Он призывал: «Не покидайте же языка нашего белорусского, чтобы не умерли».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.87.113 (0.015 с.)