Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Власть как социальный феномен. Политическая власть: сущность, основные черты и функцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Власть возникла задолго до появления государства и первоначально не выполняла чисто политических функций. Так, в первобытно-родовом обществе не существовало политических отношений. Около 40 тыс. лет процессы взаимодействия людей и их общностей поддерживались в основном механизмами общественной саморегуляции. Они проявлялись в виде локальных родственных связей, управления вождей, шаманов и других лидеров первобытных обществ. Их ведущими звеньями выступали обычаи, традиции, нравы, религиозные догмы и другие неписаные простейшие нормы и способы общежития. Общество обходилось властью авторитета, общественного мнения. Властные отношения определялись добровольным подчинением, основанном на вере в справедливость и разумность, рациональность заповедей, этико-нравственных правилах, входящих в так называемое естественное право. Повиновение, согласие членов общества обеспечивалось без внешнего принуждения. Вследствие же усложнения и интенсификации общественных взаимосвязей, нарастания демографической, территориальной, религиозной, социальной и иных форм дифференциации населения прежние «домашние» методы и формы управления исчерпали свои ресурсы и оказались неспособными регулировать совместную жизнь людей. Это привело к появлению новых специализированных общественных институтов и механизмов, увеличению числа людей, занимающихся управлением на профессиональной основе, а также к рационализации самой власти. Власть начала обретать и развивать свои функции. Возник особый вид управления — государственное, оказавшееся способным в том числе и за счет использования средств принуждения обеспечить необходимые общеобязательные формы социального поведения всех слоев населения. Власть и сила авторитета, основанные на разумности и рациональности, дополняются авторитетом и силой власти, основанной на ее правовой законности. С момента образования государства, т.е. в течение последних 5 тыс. лет, власть существует в своей политической, публичной форме. Таковы природа, происхождение политической власти, ее трансформация из неполитической в политическую. Политическая власть - особый вид властных отношений, в орбиту которых вовлекаются все члены общества. Политическая власть существует только в обществе. Это не вид и не тип власти, а особенность многих видов власти. Политическая власть − это реальная возможность и способность социальных субъектов проводить свою волю в политике и правовых нормах, оказывать решающее воздействие на деятельность и поведение людей посредством авторитета, права, насилия. Политическая власть принадлежит народу. Разновидностью политической является государственная власть право и возможность государства и его органов направлять, контролировать жизнедеятельность общества и подчинять действия и поведение людей своей воле. Государственная власть — основной, высший тип власти. Она требует наличия высокоразвитых политических институтов и их воплощения в нормах права. Ее источником является народное волеизъявление. Сущностными чертами политической власти являются: · суверенитет (независимость) и неделимость. Суверенитет означает, что политическая власть вправе самостоятельно повелевать, принимать решения, осуществлять свои функции независимо от каких-либо сил, обстоятельств и лиц. Неделимость власти означает, что все ветви власти реализуют единые цели, проводят согласованную стратегическую линию внутренней и внешней политики. Принцип разделения властей отрицает единовластие, но не единство власти при решении одних и тех лее проблем. Президент, правительство и парламент не могут рассматриваться как некие институты политического противостояния; · авторитет, т.е. обозначение особого качества власти и способа ее осуществления. Авторитетная власть основана на ее признании, вере в ее законность, справедливость и добровольном, осознанном ей подчинении. Авторитет есть соответствие деятельности власти ценностным представлениям большинства граждан, степень их удовлетворения ее действиями; · волевой характер. Означает наличие у власти цели, программы, готовности добиваться их реализации. Бесцельная власть есть ее кризис либо паралич; · принуждение. Основано на использовании силы и всех других средств, которыми располагает власть, чтобы обеспечить повиновение, согласие с ней. Власть — это всегда принуждение, но чем выше ее авторитет, тем ниже степень принуждения. Власть должна быть авторитетной, а не авторитарной. Власть имеет определенную структуру, включающую функции, субъекты, объекты, ресурсы. Политическая власть выполняет в обществе функции: организации (формирование политической системы общества); управления (руководство органами власти, политическими и неполитическими процессами); регуляции (распределение и перераспределение общественных благ, статусов, ресурсов с учетом групповых приоритетов); координации (согласование действий субъектов политики); мобилизации (сосредоточение средств, ресурсов на достижение политических целей); контроля; политической социализации (включение личности в жизнь государства и общества); созидания действительности (проективная функция «Куда идешь, Беларусь?»).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.92.247 (0.009 с.) |