Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая деятельность и участиеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Политическая деятельность: понятие, Способы, формы, виды Политическая деятельность есть динамичное воздействие человека на политическую реальность. Это активное начало любого политического процесса. Политическая деятельность непосредственно связана с преобразованием интересов и требований субъектов политики в управленческие решения власти и их реализацией. Содержание этих решений и способы их осуществления зависят от силы влияния на Наиболее влиятельными субъектами политической деятельности являются всевозможные властные структуры и органы (глава государства, парламент, правительство и др.), правящие и оппозиционные политические партии, общественные движения и объединения, различные общности людей, население (особенно при проведении референдумов и выборных кампаний), индивиды (государственные должностные лица, политические деятели, рядовые граждане). В практике политической деятельности для достижения намеченных политических интересов и целей применяется целый набор специальных способов: компромисс, консенсус, конформизм, политический экстремизм. Компромисс (от лат. compromissum — соглашение, достигнутое ценой взаимных уступок) есть способ реализации общественно значимых целей путем взаимных уступок, отказ от части собственных требований в целях достижения соглашения, смягчения обострившихся отношений. Компромисс включает такие признаки, как собирание, объеди нение, сотрудничество взаимодействующих сторон. Он ориентирован на исключение насилия, признание справедливости чужих позиций, интересов, целей. Компромисс позволяет реализовать цели, разделяемые большинством, воплощает в себе наилучшее из всех предложений. Компромиссы бесплодны и неэффективны, если не ведут к политическому консенсусу. Консенсус (от лат. consensus — согласие, единодушие) — это совместное решение существующих проблем на основе принципа учета мнения как большинства, так и меньшинства, признания конфликтующими сторонами интересов друг друга. Общее согласие достигается без проведения формального голосования. Консенсус невозможен иначе, как в результате согласования позиций, интересов и поиска взаимоприемлемых решений. Здесь практически нет проигравших. Консенсус способствует формированию в обществе стабильной политической системы гражданского согласия. Конформизм (от лат. conformis — подобный, сообразный, сходный) — приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, отсутствие собственной позиции. Характеризуется неспособностью граждан к политической самоидентификации, осознанию своих групповых интересов, их безразличным отношением к интересам и потребностям других людей, отсутствием побуждений к любому действию. Конформисты покорно следуют за любым политическим курсом. Соглашательский тип поведения — тоже способ политической деятельности, особенно в условиях тоталитарных режимов. Политический экстремизм (от лат. extremus — крайний) — способ политической деятельности, основанный на выражении крайних взглядов, нелегитимном использовании насилия и нелегальных форм политического участия для достижения политических целей. Объектами его воздействия могут быть политическая система общества, существующий в обществе правопорядок, государство, его политика, противостоящие партии, движения, общественные объединения, политические противники и т.д. Разновидностью политического экстремизма является терроризм. Политический процесс складывается из бесконечной суммы политически значимых действий всех включенных в него участников. Политическое действие осознанная (или неосознанная) готовность субъекта к определенному поведению в фиксированной политической ситуации. Обычно выделяют две формы политического действия — мирную (ненасильственную) и насильственную. Важнейшим мирным видом политической деятельности является реформа, под которой понимается изменение, преобразование, переустройство общественной жизни при сохранении основ существующего строя. Реформы являются эффективным средством совершенствования общественных отношений, способствуют экономическому и социальному прогрессу. К мирным видам политической деятельности относятся также переговоры, соглашения, коллективные договоры, выборы, референдумы, обращения в государственные органы, собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, манифестации, пикетирования, забастовки и другие институализированные способы и средства, закрепленные в конституции и других нормативных актах. Мирные, ненасильственные виды политической деятельности предполагают постепенное, качественное изменение политических отношений, соблюдение конституционных, правовых норм, законности и правопорядка, опору на убеждения, общественное мнение, голоса избирателей, экономическое принуждение. Наиболее характерными насильственными видами политической деятельности являются война, революция, контрреволюция, восстание, заговор, путч, переворот, террор и др. Насильственные виды политической деятельности предполагают ниспровержение существующих институтов власти, отмену сложившихся правовых норм, проведение радикальных преобразований, ломку жизненного уклада, перераспределение собственности и изменение ее форм. Война есть вооруженная борьба между государствами, классами, этническими и другими общностями. Война, как отмечал немецкий военный теоретик Карл Клаузевиц (1780- 1831), есть продолжение политики только другими, насильственными средствами. Революция — это качественное изменение в развитии природы, общества и познания. Социальная революция предполагает изменение существующего государственного строя, коренной переворот во всех сферах жизни общества. Главный вопрос любой революции — завоевание власти. Она может совершаться в мирных и немирных формах. Контрреволюция представляет собой реакцию свергаемого или свергнутого класса на социальную революцию, борьбу за подавление новой власти и реставрацию старого строя. Поскольку господствующие (или господствовавшие) классы добровольно не отдают власть, контрреволюционное сопротивление в той или иной форме сопровождает всякую революцию. Иногда контрреволюция берет верх, и революция временно терпит поражение. В целом же реставрация нежизнеспособна. Как говорят в народе, что упало, то пропало. Вооруженное восстание — крайний вид политической деятельности. Это форма открытой борьбы субъектов политики с оружием в руках за утверждение власти, один из способов насильственного завоевания государственной власти. Заговор — тайное соглашение нескольких лиц о совместных действиях против кого-либо для достижения определенных политических целей. Путч — сговор небольшой группы представителей власти в целях изменения государственного курса. Государственный переворот — вооруженное выступление группы заговорщиков, в котором не участвуют широкие слои общества, с целью завоевания государственной власти. Одним из экстремистских (крайних) способов политического действия является террор (от лат. terror — страх, ужас) — использование насилия или угрозы его применения (шантаж) для достижения политических целей. Особую опасность представляет международный терроризм. Заговоры, путчи, перевороты, террор, бунты, мятежи и другие являются неинституционализированными видами политического действия. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь любые действия по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами наказываются согласно закону.
Политическое участие
Совокупность поступков личности, мотивированных политическими целями и интересами, составляет ее политическое поведение. Мотивы политического поведения обусловливаются политическим сознанием, уровнем политического развития, политическим опытом. Политическое поведение — это качественная характеристика политической деятельности и политического участия. Политическое участие есть восприятие, осмысление и оценивание гражданами политической жизни общества, их реагирование на политические события, их вовлеченность в политический процесс. Основная цель политического участия — оказать влияние на процесс принятия и реализации политических решений, осуществление государственной политики, избрания власти. Существуют различные типы политического участия. По степени организации различают организованное и неорганизованное политическое участие; по степени интенсивности — постоянное (систематическое) и эпизодическое (периодическое); но отношению к действующим в государстве законам выделяют легитимное (легальное, законное) и нелегитимное участие; по степени эффективности — эффективное и неэффективное; в зависимости от мотивации действий — автономное (самостоятельное, сознательное вовлечение в политику) и мобилизованное (вынужденное участие под давлением государства, воздействием страха, подкупа, долга и иных неполитических стимулов, характерных для авторитарных и тоталитарных политических режимов). До 80-х гг. XX в. основными формами политического участия являлись участие в выборах и государственном управлении. В настоящее время легитимными формами политического участия являются выборы (голосование); партийно - ориентированное участие (участие в работе партий и других политических организаций и проводимых ими кампаниях); проблемно - ориентированное участие (участие в политической жизни общества, контакты с официальными лицами на разных уровнях, денежные пожертвования и т.п.). Нелегитимными формами политического участия являются гражданское непослушание (участие в несанкционированных или с нарушением закона публичных уличных демонстрациях, митингах и других акциях протеста, закононепослушание, протест против безнравственных действий властей в виде голодовки, сожжений и другие нетрадиционные формы участия) и акции политического насилия в отношении личности, собственности и др. Различают четыре основных уровня политического участия: активный (руководство государственными и партийными учреждениями, занятие выборных государственных должностей); промежуточный (участие в выборах, референдумах, деятельности политических партий и других общественно-политических объединений, митингах, демонстрациях, политических собраниях, дискуссиях и др.); наблюдательный (чтение политической литературы и периодики, прослушивание и просмотр политических радио- и телепередач, ношение транспарантов); апатичный (пассивный). Политическое участие для граждан является средством реализации физиологических, социальных, индивидуальных, психологических и других потребностей в самовыражении и самоутверждении. Мотивы политического участия определяют такие факторы, как желание жизненного успеха и общественного признания, стремление к получению выгоды, дохода, высокого социального статуса, понимание общественного долга, изменившаяся ситуация в стране, сложившаяся в обществе социально-психологическая атмосфера («Родина-мать зовет!», «Вставай, страна огромная...»), защита своих интересов, удовлетворение властных потребностей, стремление повелевать другими. Основная проблема, с которой сталкиваются современные общества, состоит в том, что граждане, проявляющие активность и особый интерес к политике, обычно составляют меньшинство по отношению к их общему числу. Политическая апатия и безразличие, политическое бездействие (иммобильность) являются характерным признаком многих государств. Вместе с тем без активного политического участия граждан немыслимо функционирование демократии. Эффективность участия граждан в общественной жизни зависит от политического режима, типа политической культуры, национальных традиций, структурных, мобилизирующих и других факторов. Активное политическое участие граждан обеспечивается определенными государственно-правовыми институтами, нормами и процедурами, которые в своей совокупности должны соответствовать принципам правового государства, гражданского общества. Другим необходимым условием эффективного демократического участия является недопущение политического неравенства, относительно равномерное распределение среди различных слоев общества таких ресурсов участия, как деньги, образование, знания, свободное время, доступ к СМИ. Немаловажную роль играют и такие факторы, как социально-экономический статус, возраст, пол, место жительства, профессия граждан, духовный климат в обществе, способность власти обеспечить прогресс народа. В современных условиях имеются веские предпосылки для дальнейшего расширения политического участия и повышения его эффективности. Таким образом, в зависимости от воздействия тех или иных факторов складываются определенный тип политического участия гражданина, та или иная форма вовлеченности человека в политику.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.73.233 (0.009 с.) |