Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая деятельность и участие

Поиск

 

Политическая деятельность: понятие,

Способы, формы, виды

Политическая деятельность есть динамичное воздей­ствие человека на политическую реальность. Это активное начало любого политического процесса. Политическая дея­тельность непосредственно связана с преобразованием инте­ресов и требований субъектов политики в управленческие решения власти и их реализацией. Содержание этих реше­ний и способы их осуществления зависят от силы влияния на
власть различных групп населения, от их взаимодействия с
властью. Политическая деятельность это совокупные действия субъектов политики в процессе их участия в управ­лении обществом и государством по реализации общественно значимых целей, потребностей и интересов.

Наиболее влиятельными субъектами политической дея­тельности являются всевозможные властные структуры и органы (глава государства, парламент, правительство и др.), правящие и оппозиционные политические партии, обще­ственные движения и объединения, различные общности людей, население (особенно при проведении референдумов и выборных кампаний), индивиды (государственные долж­ностные лица, политические деятели, рядовые граждане).

В практике политической деятельности для достижения намеченных политических интересов и целей применяется целый набор специальных способов: компромисс, консенсус, конформизм, политический экстремизм.

Компромисс (от лат. compromissum — соглашение, до­стигнутое ценой взаимных уступок) есть способ реализации общественно значимых целей путем взаимных уступок, от­каз от части собственных требований в целях достижения соглашения, смягчения обострившихся отношений. Ком­промисс включает такие признаки, как собирание, объеди нение, сотрудничество взаимодействующих сторон. Он ори­ентирован на исключение насилия, признание справедли­вости чужих позиций, интересов, целей. Компромисс позво­ляет реализовать цели, разделяемые большинством, вопло­щает в себе наилучшее из всех предложений. Компромиссы бесплодны и неэффективны, если не ведут к политическому

консенсусу.

Консенсус (от лат. consensus — согласие, единодушие) — это совместное решение существующих проблем на основе принципа учета мнения как большинства, так и меньшин­ства, признания конфликтующими сторонами интересов друг друга. Общее согласие достигается без проведения фор­мального голосования. Консенсус невозможен иначе, как в результате согласования позиций, интересов и поиска взаи­моприемлемых решений. Здесь практически нет проиграв­ших. Консенсус способствует формированию в обществе ста­бильной политической системы гражданского согласия.

Конформизм (от лат. conformis — подобный, сообраз­ный, сходный) — приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, отсутствие собственной позиции. Характеризуется неспособностью граждан к политической самоидентификации, осознанию своих групповых интере­сов, их безразличным отношением к интересам и потребно­стям других людей, отсутствием побуждений к любому дей­ствию. Конформисты покорно следуют за любым политиче­ским курсом. Соглашательский тип поведения — тоже спо­соб политической деятельности, особенно в условиях тотали­тарных режимов.

Политический экстремизм (от лат. extremus — край­ний) — способ политической деятельности, основанный на выражении крайних взглядов, нелегитимном использова­нии насилия и нелегальных форм политического участия для достижения политических целей. Объектами его воздей­ствия могут быть политическая система общества, существую­щий в обществе правопорядок, государство, его политика, противостоящие партии, движения, общественные объеди­нения, политические противники и т.д. Разновидностью по­литического экстремизма является терроризм.

Политический процесс складывается из бесконечной сум­мы политически значимых действий всех включенных в него участников. Политическое действие осознанная (или неосознанная) готовность субъекта к определенному поведе­нию в фиксированной политической ситуации.

Обычно выделяют две формы политического действия — мирную (ненасильственную) и насильственную.

Важнейшим мирным видом политической деятельности является реформа, под которой понимается изменение, пре­образование, переустройство общественной жизни при со­хранении основ существующего строя. Реформы являются эффективным средством совершенствования общественных отношений, способствуют экономическому и социальному прогрессу.

К мирным видам политической деятельности относятся также переговоры, соглашения, коллективные договоры, выборы, референдумы, обращения в государственные орга­ны, собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, манифестации, пикетирования, забастовки и другие институализированные способы и средства, закрепленные в кон­ституции и других нормативных актах. Мирные, ненасильс­твенные виды политической деятельности предполагают постепенное, качественное изменение политических отноше­ний, соблюдение конституционных, правовых норм, закон­ности и правопорядка, опору на убеждения, общественное мнение, голоса избирателей, экономическое принуждение.

Наиболее характерными насильственными видами поли­тической деятельности являются война, революция, контр­революция, восстание, заговор, путч, переворот, террор и др. Насильственные виды политической деятельности предпо­лагают ниспровержение существующих институтов власти, отмену сложившихся правовых норм, проведение радикаль­ных преобразований, ломку жизненного уклада, перераспре­деление собственности и изменение ее форм.

Война есть вооруженная борьба между государствами, классами, этническими и другими общностями. Война, как отмечал немецкий военный теоретик Карл Клаузевиц (1780- 1831), есть продолжение политики только другими, насиль­ственными средствами.

Революция — это качественное изменение в развитии природы, общества и познания. Социальная революция пред­полагает изменение существующего государственного строя, коренной переворот во всех сферах жизни общества. Глав­ный вопрос любой революции — завоевание власти. Она мо­жет совершаться в мирных и немирных формах.

Контрреволюция представляет собой реакцию свергаемо­го или свергнутого класса на социальную революцию, борьбу за подавление новой власти и реставрацию старого строя. По­скольку господствующие (или господствовавшие) классы доб­ровольно не отдают власть, контрреволюционное сопротивле­ние в той или иной форме сопровождает всякую революцию. Иногда контрреволюция берет верх, и революция временно терпит поражение. В целом же реставрация нежизнеспособна. Как говорят в народе, что упало, то пропало.

Вооруженное восстание — крайний вид политической деятельности. Это форма открытой борьбы субъектов поли­тики с оружием в руках за утверждение власти, один из спо­собов насильственного завоевания государственной власти.

Заговор — тайное соглашение нескольких лиц о совмест­ных действиях против кого-либо для достижения определен­ных политических целей.

Путч — сговор небольшой группы представителей влас­ти в целях изменения государственного курса.

Государственный переворот — вооруженное выступле­ние группы заговорщиков, в котором не участвуют широкие слои общества, с целью завоевания государственной власти.

Одним из экстремистских (крайних) способов политиче­ского действия является террор (от лат. terror — страх, ужас) — использование насилия или угрозы его применения (шантаж) для достижения политических целей. Особую опас­ность представляет международный терроризм.

Заговоры, путчи, перевороты, террор, бунты, мятежи и другие являются неинституционализированными видами по­литического действия. В соответствии с Конституцией Рес­публики Беларусь любые действия по изменению конститу­ционного строя и достижению государственной власти на­сильственными методами наказываются согласно закону.

 

Политическое участие

 

Совокупность поступков личности, мотивированных по­литическими целями и интересами, составляет ее политическое поведение. Мотивы политического поведения обу­словливаются политическим сознанием, уровнем политиче­ского развития, политическим опытом. Политическое пове­дение — это качественная характеристика политической дея­тельности и политического участия.

Политическое участие есть восприятие, осмысление и оценивание гражданами политической жизни общества, их реагирование на политические события, их вовлеченность в политический процесс. Основная цель политического учас­тия — оказать влияние на процесс принятия и реализации политических решений, осуществление государственной по­литики, избрания власти.

Существуют различные типы политического участия. По степени организации различают организованное и неорга­низованное политическое участие; по степени интенсивно­сти — постоянное (систематическое) и эпизодическое (пе­риодическое); но отношению к действующим в государстве законам выделяют легитимное (легальное, законное) и не­легитимное участие; по степени эффективности — эффек­тивное и неэффективное; в зависимости от мотивации дей­ствий — автономное (самостоятельное, сознательное вовле­чение в политику) и мобилизованное (вынужденное участие под давлением государства, воздействием страха, подкупа, долга и иных неполитических стимулов, характерных для авторитарных и тоталитарных политических режимов).

До 80-х гг. XX в. основными формами политического участия являлись участие в выборах и государственном управлении. В настоящее время легитимными формами по­литического участия являются выборы (голосование); партийно - ориентированное участие (участие в работе партий и других политических организаций и проводимых ими кам­паниях); проблемно - ориентированное участие (участие в политической жизни общества, контакты с официальными лицами на разных уровнях, денежные пожертвования и т.п.). Нелегитимными формами политического участия яв­ляются гражданское непослушание (участие в несанкцио­нированных или с нарушением закона публичных уличных демонстрациях, митингах и других акциях протеста, закононепослушание, протест против безнравственных действий властей в виде голодовки, сожжений и другие нетрадиционные формы участия) и акции политического насилия в от­ношении личности, собственности и др.

Различают четыре основных уровня политического учас­тия: активный (руководство государственными и партий­ными учреждениями, занятие выборных государственных должностей); промежуточный (участие в выборах, рефе­рендумах, деятельности политических партий и других об­щественно-политических объединений, митингах, демонстра­циях, политических собраниях, дискуссиях и др.); наблюда­тельный (чтение политической литературы и периодики, прослушивание и просмотр политических радио- и телепере­дач, ношение транспарантов); апатичный (пассивный).

Политическое участие для граждан является средством реализации физиологических, социальных, индивидуаль­ных, психологических и других потребностей в самовыраже­нии и самоутверждении. Мотивы политического участия определяют такие факторы, как желание жизненного успеха и общественного признания, стремление к получению выго­ды, дохода, высокого социального статуса, понимание об­щественного долга, изменившаяся ситуация в стране, сложившаяся в обществе социально-психологическая атмосфе­ра («Родина-мать зовет!», «Вставай, страна огромная...»), защита своих интересов, удовлетворение властных потребно­стей, стремление повелевать другими.

Основная проблема, с которой сталкиваются современ­ные общества, состоит в том, что граждане, проявляющие активность и особый интерес к политике, обычно составляют меньшинство по отношению к их общему числу. Политиче­ская апатия и безразличие, политическое бездействие (иммобильность) являются характерным признаком многих го­сударств. Вместе с тем без активного политического участия граждан немыслимо функционирование демократии.

Эффективность участия граждан в общественной жизни зависит от политического режима, типа политической куль­туры, национальных традиций, структурных, мобилизирующих и других факторов. Активное политическое участие граждан обеспечивается определенными государственно-пра­вовыми институтами, нормами и процедурами, которые в своей совокупности должны соответствовать принципам пра­вового государства, гражданского общества.

Другим необходимым условием эффективного демократи­ческого участия является недопущение политического нера­венства, относительно равномерное распределение среди раз­личных слоев общества таких ресурсов участия, как деньги, образование, знания, свободное время, доступ к СМИ.

Немаловажную роль играют и такие факторы, как соци­ально-экономический статус, возраст, пол, место житель­ства, профессия граждан, духовный климат в обществе, спо­собность власти обеспечить прогресс народа.

В современных условиях имеются веские предпосылки для дальнейшего расширения политического участия и по­вышения его эффективности.

Таким образом, в зависимости от воздействия тех или иных факторов складываются определенный тип политичес­кого участия гражданина, та или иная форма вовлеченности человека в политику.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.73.233 (0.009 с.)