Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая система: понятие, структура, функции, типыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В современной науке сложились два подхода к анализу политической системы: системный и институциональный. Классический институционализм рассматривает политическую систему как реальный сложный механизм формирования и реализации власти в обществе. Дает структурно-функциональное описание политической системы, рассматривая ее как совокупность формальных государственных и общественных институтов и организаций, формально-юридических актов. Акцентирует внимание на статичном состоянии политической системы. Процессы ее трансформации, динамики в социальном пространстве целенаправленно не исследуются. Авторами системного исследования политической системы являются американские ученые Толкотт Парсонс (1902-1979), Габриэль Алмонд (1911-2002), Карл Дойч (1912-1992), Дэвид Истон (1917). Системный подход позволяет концептуально осмыслить содержание и принципы функционирования политической системы, выявить ее внутреннюю структуру и функции, взаимодействие с внешней средой и другими социальными подсистемами (экономическими, социокультурными, правовыми). Системный подход позволяет исследовать развитие политической системы, механизмы ее воспроизводства, «регулирующие» и «саморегулирующие» потенциалы, способные корректировать внутренние процессы и структуры с целью предотвращения саморазрушения системы, обеспечения ее динамики в социальном пространстве (Д. Истон). Для комплексного исследования политической системы важно изучить как статическое, так и динамическое ее состояние. Политическая система — целостная и динамичная совокупность взаимосвязанных и дополняющих друг друга политических институтов, политических отношений, политических и правовых норм, политического сознания, на основе которых формируется политическая власть и осуществляется ее реализация в обществе. Политическая система имеет определенную структуру, основные элементы которой (политические институты, политические отношения, политические и правовые нормы, политическое сознание) характеризуют различные стороны ее жизнедеятельности. Политическими институтами и учреждениями являются государство, политические партии, общественные организации и движения, СМИ, другие социально и политически активные формальные и неформальные объединения, союзы, группы, комитеты, комиссии и т.д. Все они связаны между собой и взаимодействуют в политической жизни общества и его управлении. Политическая система есть универсальная управляющая система общества, элементы которой связаны политическими отношениями. Политические отношения есть устойчивый характер взаимосвязей и взаимодействий субъектов политики, основанных на борьбе—сотрудничестве—соперничестве, господстве—подчинении по поводу распределения властных полномочий в обществе. Пределы властных полномочий институтов, органов управления, политические отношения, нрава и обязанности граждан, их действия и поведение регулируются в обществе специальными правовыми и политическими нормами. Политические и правовые нормы — совокупность узаконенных в обществе обязательных для исполнения государственных правил, принципов, регулируемых процессы и отношения в той или иной области политики. К политическим нормам относятся также программы, уставы и иные документы политических партий и общественных объединений, которые могут носить как обязательный, так и рекомендательный характер для их членов. К ним можно отнести и сложившиеся в обществе традиции, обычаи, нормы и ценности политической морали. Большое влияние на функционирование политической системы оказывает политическое сознание совокупность политических знаний, ценностей, убеждений, эмоционально-чувственных представлений, которые выражают отношение граждан к политической действительности, определяют и объясняют их политическое поведение. Восприятие и осознание политических процессов и идей в известной степени находят выражение в политической культуре и политической идеологии, которые также можно отнести к элементам политической системы. Все структурные элементы тесно связаны между собой, взаимодействуют, обусловливаются и этим делают политическую систему единым целостным управляемым механизмом. Политическая система обладает верховенством и относительной автономией по отношению к другим общественным системам, отличается от них также преобладанием властных механизмов и методов воздействия на общество. Практическая значимость политической системы очень многогранна. Политическая система выполняет следующие функции: формообразования (организация в обществе политической власти и ее обеспечение); легитимационную (подтверждение законности права политических институтов на управление обществом); политического целеполагания (определение целей социально-политического развития общества); мобилизационную (деятельность по максимальному использованию ресурсов для достижения намеченных целей); суверенизационную (обеспечение целостного, независимого управленческого воздействия на общественные процессы); регуляционную (регулирование общественных отношений, режима социально-политической деятельности); интеграционную (сохранение целостности и устойчивости социальной системы, обеспечение общественного согласия и стабильности); политической социализации. Схема функционирования политической системы представлена на рис. 1.2.
Окружающая среда Окружающая среда Рис. 1.2. Функционирование политической системы по Д. Истону Окружающая среда — совокупность оказывающих воздействие на человека факторов социального и пространственного окружения (социальных, политических, культурных, экономических, географических, экологических), потенциально значимых для политической жизни общества и политической системы. Ввод — воздействие окружающей среды на политическую систему. Факт того, что политическая система имеет вход (поступающие извне импульсы) и выход (политические решения и политические действия), впервые отметил Д. Истон. Г. Алмонд одним из первых описал четыре функции входа: политическая социализация, привлечение граждан к участию, артикуляция и агрегирование их интересов. Роль входящих факторов выполняют политические партии, общественные организации и движения, группы по интересам, группы давления, складывающиеся отношения с иностранными государствами, отдельные индивидуумы. Главными вводами, производящими наибольший эффект на политическую систему, являются требования и поддержка. Требования выполняют роль сигналов о необходимости тех или иных изменений в политической системе. Поддержка, напротив, свидетельствует об удовлетворенности окружающей среды действиями системы и способствует ее стабилизации. Вывод — обратное воздействие политической системы на среду. Г. Алмонд описывает три функции выхода — разработка норм, их применение, контроль за их соблюдением. Выводами могут быть законы, указы, постановления, распоряжения, решения суда, а также другие политические действия институтов, регулирующих процесс общения общества и государства. Обратная связь выступает как результат реакции общества в ответ на вывод, принятое политическое решение. Данные связи могут либо усиливать, либо ослаблять поддержку, оказываемую обществом политической системе. Обратная связь может воздействовать на выбор и содержание новых вводов. Информация о воздействии выводов на общество вновь поступает во властные структуры, что делает их работу более эффективной, дает возможность им корректировать свои выводы. Процесс дробления изучаемого объекта по определенному признаку на группы, называемыми типами, составляет его типологию. Типология политической системы определяется по целому ряду признаков. Так, конкретные политические системы классифицируются в зависимости от типа общества: политическая система феодального, капиталистического, социалистического общества (различие идет по признаку принадлежности к той или иной общественно-экономической формации); политическая система традиционного, индустриального, постиндустриального, информационного общества (различие идет по стадиям роста); политическая система западной, латиноамериканской, мусульманской, славяно-православной, китайской, японской и других цивилизаций (различие идет по цивилизациям как совокупности характерных черт, присущих группе стран и народов). Политические системы классифицируются: по формам правления (демократические, недемократические); по месту сосредоточения исполнительной власти (президентские, парламентские или смешанные); по политическому режиму (тоталитарные, авторитарные, демократические); по характеру социально-политических отношений (стабильные или нестабильные, умеренно- или остроконфликтные либо консенсусные); в зависимости от взаимодействия с окружающей средой (открытые, закрытые), типа государства (политическая система монархии или республики); политико-правового статуса государства (конституционные и неконституционные, с развитыми и неразвитыми правовыми структурами); по политической культуре (патриархальные, подданнические, активистские) и по другим признакам. Политическая система гарантирует элементарный порядок в стихии человеческого общежития и позволяет индивидам удовлетворять их потребности и интересы.
Политический режим как
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.223.136 (0.007 с.) |