Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общества в процессе политической модернизацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
История развития общества представляет непрерывную цепь социальных изменений. Данный процесс протекает неравномерно. С середины XX в. планетарное сообщество разделилось на три мира: страны так называемого первого мира, или золотого миллиарда, страны второго эшелона, второго мира и страны третьего мира, бывшие ранее колониями и полуколониями. Каждая историческая эпоха имела свои особенности и, Теория модернизации сформировалась в 50 – 60-е гг. XX в. как одно из направлений общественного развития, для которого характерен эволюционный переход от менее современного, так называемого традиционного (аграрного) и индустриального, к более современному постиндустриальному обществу. Политическая модернизация ( отфр. modernization - новейший, современный) – это комплексный общественно-политический процесс, в ходе которого традиционные и индустриальные общества реализуют инновационные модели общественного устройства развитых государств в целях преодоления своей отсталости и перехода в постиндустриальные общества. Выделяют два типа модернизации: спонтанную (органическую) и вторичную (отраженную). Страны, достигшие высокого (постиндустриального) уровня развития естественным путем, в процессе постепенного самореформирования и самосовершенствования (Западная Европа, США, Канада, Япония) рассматриваются как носители спонтанной модернизации, а те, которым еще предстоит пройти этот путь, — как государства вторичной (отраженной) модернизации. К ним относили государства Восточной Европы, Россию и другие страны СНГ (которые, как считают теоретики модернизации, в силу ряда причин задержались на индустриальной фазе развития), страны афро-азиатские и латиноамериканские (которые проходят стадию традиционного, аграрного общества). Существуют единые критерии развития, определяющие качественное состояние общества, его переход от одной ступени зрелости к другой, его соответствие определенной модели прогресса. Основным содержанием модернизации являются преодоление, а также замена традиционных, архаичных ценностей, препятствующих социальному изменению и экономическому росту, на ценности, мотивирующие политических субъектов иа инновационную деятельность — разработку, создание и использование современной экономической системы, и генерирование новых социально-политических и социокультурных отношений. Американский политолог Самюэль Хантингтон (1927-2008) определяет модернизацию как процесс, ведущий к «однородности», порождающий «тенденцию к сходству» современных обществ из-за появления у них «одинакового набора основных качеств...» [6, с. 403]. Формируется сообщество народов, живущее по близким социально-политическим, экономическим и духовным принципам. Универсальными нормами и качествами современной модернизации являются: · в политической области — создание новых высокоразвитых и эффективно функционирующих политических институтов, демократизация и обновление политических функций сохранившихся органов управления, плюралистическая организация власти, консенсусная технология принятия и реализации управленческих решений, рассредоточение от ветственности, соблюдение прав человека, высокая степень вовлеченности рядовых граждан в политический процесс, формирование новых образцов политического поведения и политической активности правящей элиты и масс, рост политических коммуникаций, унификация подходов к проблемам безопасности; · в социально-экономической области — либерализация и открытость экономики, высокий уровень индустриального и экономического развития в целом, дифференциация труда и услуг, образование новых специализированных занятий и профессий, наличие товарно-денежных регуляторов производства, возрастание роли науки в рационализации экономических отношений, формирование среднего класса и открытой разнородной социальной структуры общества с неограниченной мобильностью населения, высокая степень урбанизации, развитость массовых коммуникаций; · в духовной области — обновление и обогащение интеллектуального и творческого потенциала людей, их всестороннее и гармоническое развитие, способность к самореализации, расширение государственных услуг по повышению уровня грамотности, образованности, компетентности населения, его приверженности к праву, демократии. В качестве внешнего фактора называется интенсивная иностранная помощь. Пути модернизации общества и политической системы, обновление и трансформация ее внутренней структуры и функций, определение последовательности преобразований, соблюдение известных правил при их осуществлении содержат в себе многие теоретические концепции, в том числе либерального и консервативного направлений. Сторонники либеральной ориентации (Р. Даль, Г. Алмонд) преодоление отсталости традиционных государств связывали с последовательной эволюцией их политических систем и режимов в направлении демократизации. Они были противниками централизованных форм регулирования социальных процессов. Целостность и функциональная эффективность модернизированных обществ у них базировались на открытой конкуренции свободных элит и высокой степени образованности, политической активности, вовлеченности рядовых граждан в политический процесс. Они были сторонниками правления элитного меньшинства, избираемого народом на конкурентных выборах, выступали за установление сильной исполнительной власти. Теоретики же консервативного направления (С. Хантингтон и др.) утверждали, что если социально-экономическая и политическая модернизация запаздывает и в обществе отсутствуют демократические институты и механизмы, приверженность населения к праву, традициям, идее компромисса, то быстрое и активное включение неподготовленных к управлению масс в политическую жизнь, их неумение использовать институты власти будет способствовать дестабилизации режима правления, вызовет «не политическое развитие, а политический упадок», политическую нестабильность. Нельзя пользоваться свободами без порядка, поэтому для модернизированных государств необходим «крен-кий» (С. Хантингтон) политический режим, базирующийся на компетентном политическом руководстве, сильной государственной бюрократии, организованности, порядке, авторитарных методах правления, легитимной правящей партии, способной сдерживать тенденцию к дестабилизации. Именно эти средства приспособления политического режима к изменяющейся обстановке и приведут, по мнению консерваторов, к позитивным результатам модернизации, проводимой сверху.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.243 (0.006 с.) |