Понятие социального государства. Социальная политика и социальное партнерство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие социального государства. Социальная политика и социальное партнерство



 

В современном обществе обеспечение прав и свобод граж­дан (права на труд, образование, лечение, жилище, отдых, социальное обеспечение, достойный уровень жизни и др.), постоянное улучшение необходимых для этого условий яв­ляется высшей ценностью и целью государства. Отсюда сло­жилась объективная потребность в социальном государстве (наряду с правовым) и в социальной политике, приоритеты и направление развития которой определяются и реализуются государством в качестве ее главного субъекта.

Социальное государство такое государство, которое берет на себя заботу о малоимущих, создает каждому граж­данину достойные условия существования, равные возмож­ности для активной самореализации. Социальное государ­ство — тип государства, руководствующегося в своей дея­тельности принципами социальной справедливости и соци­альной защиты граждан. Это означает, что все имеют равные права, условия и возможности для обеспечения самому себе достойного уровня жизни, желаемого благосостояния, полу­чать доходы в зависимости от своего вклада в обществен­но-полезную деятельность. Социальная справедливость не означает полного социального равенства, равенства в дохо­дах, права на получение их равной доли. Одновременно госу­дарство должно позаботиться о тех, кто не может на равных конкурировать на рынке труда, обеспечить безбедное суще­ствование, достойную жизнь тех, кто в трудовой деятельно­сти участвовать не может или в силу ряда причин имеет огра­ниченные возможности.

Для реализации своих социальных функций государства проводят соответствующую социальную политику. Социаль­ная политика есть система политических идей, решений, механизмов, действий, нацеленных на обеспечение наиболее гармоничного развития социальной структуры общества, со­циальных отношений, учета и удовлетворения социальных потребностей, интересов и запросов граждан.

В современном обществе социальная политика призвана выполнять две тесно связанные между собой функции — за­щиты (защищенности) и развития.

Как отмечает американский политолог Фридрих Хайек (1899-1992), в первом случае речь идет о защищенности от тяжелых физических лишений, о гарантированном мини­мальном уровне дохода для всех. Данная защищенность яв­ляется не привилегией, а законным требованием каждого члена общества. Это твердо гарантированная защищенность [18, с. 149].

В настоящее время в развитых странах механизмы защи­ты охватывают подавляющую часть населения (а не только его беднейшие слои) и обеспечивают его базовую социаль­но-экономическую безопасность. В этих целях создаются страховые и бюджетно-налоговые механизмы, главный упор делается на более справедливое распределение и перераспре­деление доходов и имущества, предусматриваются высокие расходы на социальные нужды, формирование социального бюджета, образуются специальные социальные страховые системы, институты и фонды, вводятся минимальный раз­мер оплаты труда, адресная помощь нуждающимся, про­является забота о престарелых. В большинстве развитых стран через госбюджет перераспределяется от 1/3 (США, Япония) до 1/2 (Франция, Италия) валового внутреннего продукта. На долю всех социальных расходов государства в западноевропейских странах приходится около 30 % ВВП, в Республике Беларусь — 66 % расходной части бюджета.

Функция развития осуществляется, прежде всего, в дея­тельности государства по обеспечению равенства стартовых возможностей для всех граждан путем предоставления им высококачественных и доступных социальных благ в облас­ти образования, здравоохранения, культуры. Потребление этих благ предоставляет возможность гражданам стать пол­ноправными и дееспособными членами общества, вступить либо возвратиться в трудовую жизнь, включить в общество тех, кто может и должен трудиться. Современное социальное государство есть «государство социальных инвестиций». Ин­вестиции в человеческий фактор являются приоритетными в бюджетной политике развитых стран.

Инвестиции в образование формируют рабочую силу бо­лее высокого качества, дают прямую экономическую отдачу через высокую производительность труда, способствуют адап­тации тружеников к условиям быстрых структурных и технологических изменений в экономике под воздействием НТП.

С социальной точки зрения вложения в здравоохранение создают условия для нормального участия работников в про­изводственном процессе (физически здоровые люди реже бо­леют, могут работать с полной отдачей, дольше не выходят из состава рабочей силы).

Инвестиции в образование, здравоохранение, культуру и науку — это инвестиции в будущее. Они создают благопри­ятные условия для всестороннего развития личности, роста ее творческой инициативы, духовных и эстетических пот­ребностей. Это значительно повышает роль личности как главной движущей силы постиндустриального общества и позволяет ей благополучно войти в новое информационное общество, основанное на знаниях.

Наряду с непосредственной реализацией мер по развитию человеческого потенциала в функцию государства входит формирование социально-экономической среды, благопри­ятствующей активной самореализации каждого члена об­щества. Государство регулирует такие социальные парамет­ры, как законодательная защита работника — наиболее сла­бого партнера трудовых отношений, занятность и заработная плата, создание и улучшение качества рабочих мест, равно­мерное распределение доходов, устранение дискриминации в оплате труда, включение в трудовую деятельность пенсио­неров, инвалидов, студентов, предоставление первого рабо­чего места молодежи, повышение профессиональной и гео­графической мобильности рабочей силы, воспроизводство населения, антимонопольная политика, поддержка мелкого и среднего бизнеса, программы сбалансированного развития территорий, создание благоприятного инвестиционного кли­мата, смягчение социальной напряженности и др.

Таким образом, функции социальной защиты и развития оказываются тесно переплетены.

Социальная политика приносит результаты, если работа­ют все ее звенья: государство, общество, субъекты хозяй­ствования (бизнес), индивиды. Государство, как мы уже от­мечали, создает каждому гражданину достойные условия су­ществования, равные возможности для самореализации. Об­щественные организации и объединения отвечают за сектор взаимопомощи и благотворительности, выражают и отстаи­вают социальные интересы разных групп населения. Субъекты хозяйствования несут ответственность и расходы на социальные нужды, приняли на себя ряд функций, свя­занных с развитием работников (например, расходы амери­канских компаний на внутрифирменное обучение соответ­ствуют совокупным затратам на высшее образование). Инди­вид, каждый человек на своем месте обеспечивает себе жела­емый уровень благосостояния. Материальное благополучие каждого трудоспособного члена общества зависит прежде всего от него самого, его способностей, личного труда, пред­приимчивости.

Одной из главных задач социальной политики является разрешение возникающих социальных противоречий, тру­довых конфликтов без социальных взрывов и потрясений на основе гражданского согласия и социального партнерства.

В Республике Беларусь социальное партнерство является конституционной нормой и осуществляется на основе взаи­мовыгодного сотрудничества и взаимодействия государства, нанимателей и работников в лице их представителей: госу­дарственных органов, объединений нанимателей и профсою­зов работников. Социальное партнерство — институцио­нализированная система взаимоотношений, осуществляе­мая в рамках переговорного процесса между представителя­ми работников, работодателей и государственной власти и направленная на обеспечение согласования интересов работ­ников и работодателей по вопросам регулирования их трудо­вых отношений.

Система социального партнерства в Республике Беларусь включает в себя трехсторонние консультативные органы, процессы ведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров и соглашений, создание и совер­шенствование нормативно-правовой базы, проведение кон­сультаций, семинаров, конференций, а также порядок раз­решения коллективных трудовых споров.

На республиканском уровне субъектами социального парт­нерства являются Совет Министров, республиканские объе­динения нанимателей и профсоюзы работников. Сотрудни­чество осуществляется в рамках Национального совета по трудовым и социальным вопросам. Итогом переговоров является заключение между сторонами Генеральных соглаше­ний. Они направлены, как правило, на усиление социальной защиты трудящихся, повышение их жизненного уровня.

На отраслевом уровне итогом сотрудничества в рамках отраслевых советов по трудовым и социальным вопросам яв­ляется заключение тарифных (отраслевых) соглашений меж­ду профсоюзами работников, объединениями нанимателей и республиканскими органами государственного управления.

На местном уровне функционируют территориальные (областные, городские, районные) Советы по трудовым и со­циальным вопросам. На этом уровне соответствующими проф­союзами работников, нанимателями и исполнительными и распорядительными органами заключаются местные согла­шения.

На уровне предприятия итогом соглашения между участ­никами социального партнерства (администрацией предприятия, профсоюзом работников) является заключение коллек­тивного договора.

В системе социального партнерства в республике огром­ная роль отводится профсоюзам и их центру — Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ). Сотрудничество профсоюзов и власти строится на их общих целях - достижении стабиль­ности в государстве, обеспечении достойной жизни для его граждан. Профсоюзы участвуют в государственном управле­нии по трудовым и социальным вопросам, активно сотрудни­чают при разработке и реализации законодательных актов, базовых государственных программ; получили право осуще­ствлять общественный контроль за функционированием всех форм собственности. В рамках социального партнерства ока­зывают значительную помощь работникам, в том числе и пра­вовую. Способствуют развитию массовой физической куль­туры и спорта, проявляют постоянную заботу о детях, моло­дежи, проводят благотворительные акции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.54.103.76 (0.008 с.)