Формы государственного правления и территориально-государственного устройства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы государственного правления и территориально-государственного устройства



 

Государство объективно нуждается в организационном оформлении. Форма государства — это способ организации и осуществления государственной власти. Государство пред­ставлено в трех формах: в форме правления, в форме терри­ториально-государственного устройства, в форме политиче­ского режима.

Форма правления — это организация центральных орга­нов государственной власти, порядок их формирования и взаи­модействия друг с другом и гражданами. Все государства мира по форме правления делятся на монархии и республики.

Монархия являлась первой исторической формой правле­ния и была господствующей на протяжении тысячелетий. Монархия (от гр. monorchia — единовластие) — форма пра­вления, при которой верховная государственная власть яв­ляется единой, наследственной и бессрочной (пожизненной). Это безграничная, безусловная, ничем и никем не ограничи­ваемая и неконтролируемая власть. В настоящее время мо­нархиями является 31 страна. Монархии бывают абсолют­ные и конституционные.

Абсолютная монархия предполагает всевластие монар­ха, неограниченность его полномочий. Абсолютными монар­хиями являются Саудовская Аравия, Бруней, Бутан, Вати­кан, Оман.

В конституционной монархии полномочия монарха ог­раничены. В зависимости от степени такого ограничения различают дуалистические (двойственные) и парламентские (парламентарные) монархии.

В дуалистической монархии (Марокко, Иордания) монарх обладает большой исполнительной властью. Он назначает правительство, ответственное перед ним. Его полномочия ограни­чены в законодательной власти. Ограничение вызвано появле­нием новых государственного органа и государственной долж­ности — парламента и главы парламента. В этом и состоит дуа­лизм (двойственность) монархической власти. В парламент­ской монархии (Англия, Швеция, Дания, Испания, Япония и др.) полномочия главы государства (монарха) ограничены и в сфере исполнительной власти. Правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту. Фак­тически монарх обладает только представительскими, церемо­ниальными полномочиями.

В республиках ( 141страна) верховные органы государ­ственной власти либо избираются самим народом, либо фор­мируются парламентом и (или) главой государства. В совре­менном мире существуют три основные разновидности рес­публики: парламентская (парламентарная), президентская и смешанная. Они отличаются друг от друга разным распре­делением функций и полномочий между президентом и пар­ламентом, степенью их влияния на правительство.

В парламентских республиках основные властные пол­номочия сосредоточены в руках парламента. Он формирует правительство на парламентской и партийной основе — как правило из числа депутатов партии(ий), располагающей(их) абсолютным большинством мест в парламенте. Правительст­во ответственно перед парламентом. Парламент контролиру­ет его деятельность, обладает правом его отставки. Членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Наряду с постом президента сохраняется пост пре­мьер-министра, которым становится глава победившей на выборах в парламент партии. Хотя руководитель прави­тельства официально не является главой государства, реаль­но он первое лицо в стране, в его руках сосредоточены чрез­вычайно большие полномочия. Глава государства (прези­дент) избирается парламентом, реже — населением. Он не наделен исполнительной властью и реальным правом рос­пуска парламента, может быть отстранен от должности до­срочно. Политический статус президента схож с положени­ем монарха в конституционной монархии. Парламентскими республиками являются 19 стран, расположенных в основ­ном в Западной Европе (Австрия, Албания, Венгрия, Германия, Греция, Ирландия, Исландия, Италия, Латвия, Молдова, Словакия, Словения, Швейцария, Эстония и др.).

Данная форма правления имеет свои преимущества и не­достатки. К достоинствам можно отнести следующие положения: законы, решения парламента никто не может отме­нить парламент и исполнительная власть взаимосвязаны, контролируются партией(ями). Совмещение должностей пар­ламентария и члена правительства, с одной стороны, ограни­чивает независимость парламента, с другой — позволяет привлекать в правительство наиболее влиятельных депута­тов, лидеров правящих партий, свести к минимуму кон­фликт между ветвями власти. Исполнительная власть явля­ется, по сути, продолжением законодательной. Коллегиаль­ность парламента позволяет не допускать сосредоточения власти в руках одного человека. Кроме того, как показывает мировой опыт, уровень и качество жизни, социальная и пра­вовая защищенность граждан в парламентских республиках выше, чем в президентских.

К недостаткам парламентских республик следует отнести частую смену правительств (особенно коалиционных), их нестабильность. Это следствие непрочности партийного со­става правительства, контролируемого разными партиями.

Президентская республика характеризуется тем, что президент в ней одновременно и глава государства, и глава правительства. Президент избирается внепарламентским ме­тодом — путем прямых или косвенных выборов. По своему желанию он самостоятельно определяет состав и с согласия парламента назначает правительство, руководит его дея­тельностью, обладает правом его роспуска. Отсутствует от­ветственность правительства перед парламентом. Существу­ет жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти. Парламент и правительство являются незави­симыми, дополняющими друг друга органами. Сроки полно­мочий президента и парламента фиксированы. Механизм досрочных выборов отсутствует. Президент не может распус­тить парламент, а парламент — низложить президента и, правительство.

Преимущества президентской модели заключаются в том, что она гарантирует политическую стабильность, поскольку глава государства вместе с правительством избираются нафиксированный срок. Жесткое разделение властей обостря­ет конкуренцию парламента и президента. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и че­рез утверждение бюджета, а президент обладает правом вето на решения парламента. Это создает гарантии против злоу­потреблений властью.

Серьезным недостатком президентской модели является слабость правительства (министры назначаются президен­том, полностью зависят от него, подчинены только ему и почти никогда не идут против его воли). Персонализация по­литики негативно сказывается па развитии партий, партий­ной системы. Сосредоточение власти (причем большой) в ру­ках одного человека чревато ее злоупотреблением. В систе­ме, где президент и парламентское большинство принадле­жат к разным политическим партиям, возрастает вероят­ность конфликта между ветвями власти, что ведет к полити­ческой нестабильности, расколу общества на два лагеря. Данная форма правления во многом зависит от личных ка­честв президента. В мире насчитываются 70 президентских государств. Первой президентской республикой являются США. Неразвитость и слабость политических институтов в странах Латинской Америки, Азии, Африки компенсирует­ся сильной президентской властью, нередко с авторитарны­ми тенденциями.

При смешанной форме правления президент и парла­мент избираются (легитимированы) народом. Оба института участвуют в формировании правительства и его отставке. Состав правительства определяется парламентским боль­шинством и назначается президентом. Правительство воз­главляет премьер-министр. Оно подотчетно и парламенту, и президенту. Последний разделяет исполнительную власть с главой правительства, обладает рядом исполнительных пол­номочий. Предусмотрен механизм досрочных выборов: пре­зидент имеет право роспуска парламента, а парламент может инициировать и отстранить от должности президента. Госу­дарствами со смешанной формой правления (их насчитыва­ется 20) являются Франция, Чехия, Румыния, Болгария, Польша, Украина, Армения и др.

Децентрализация публичной власти обеспечивается ее делением не только на три ветви, но и по территории.

Государственно - территориальное устройство − это политико-территориальная организация государства, харак­теризующаяся правовым статусом центра и регионов в их взаимоотношениях. Оно дает ответ на вопрос, из каких час­тей состоит территория страны (и их правовое положение), каковы соотношения и взаимосвязи центральных и регио­нальных органов власти. Различают две основные формы территориально-государственного устройства: унитарную (простую) и сложную (составную).

Унитарное государство (от лат. unitas — единство) — та­кое государство, которое не имеет внутри себя обособленных территориальных и национальных государственных образо­ваний, пользующихся суверенными правами, политической самостоятельностью. Унитарные государства имеют единую территорию. Они построены по принципу культурно-нацио­нальной автономии, так как, как правило, не состоят из граждан одной национальности. Унитарные государства име­ют единые конституцию, гражданство, систему централь­ных органов государственной власти, состоят из админист­ративно территориальных единиц (районов, областей), кото­рые не имеют статуса национальных и государственных об­разований. Унитарными государствами являются большин­ство современных государств (Великобритания, Франция, Япония, Швеция, Финляндия, Республика Беларусь).

Современные сложные (составные) государства делятся на федерации и конфедерации.

Федерация (от лат. feoderatio — союз, объединение) — юридически единое союзное государство, в состав которого входят на добровольной основе государства или территори­альные и национальные образования с чертами ограничен­ной государственности на принципах разграничения предме­тов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и ее субъектов. Федеративные государ­ственно-правовые институты избираются населением всех субъектов федерации. Акты федеральных органов являются обязательными на всей территории федерации. Они не под­лежат утверждению и отмене со стороны органов государ­ственной власти субъектов федерации. Федерация обладает суверенитетом, единой территорией и обычно двойным граж­данством, участвует во внешних сношениях наряду со своими субъектами. Без согласия входящих в нее субъектов она может расширять или сужать пределы своей компетенции. Федерация юридически нерасторжима, т.е. ее субъекты не обладают суверенитетом в полном объеме и не имеют права выхода из нее.

Всего в мире насчитывается 25 федераций. Они занимают 50 % территории, в них проживает 38 % населения планеты. Федеративные государства могут быть построены по принци­пу национальной автономии (как, например, Эфиопия, Бель­гия, Босния, Югославия), принципу территориальной авто­номии (Германия, США) или на основе национальной и тер­риториальной автономии (Канада, Индия, Россия).

Конфедерация (от лат, confoedaratio — связывать до­говором, соединять) — союз суверенных государств, имею­щих общие органы власти и управления по реализации от­дельных совместных целей (внешнеполитических, военных, таможенных, торговых и т.д.). Государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свой суверенитет, име­ют собственные независимые органы власти и управления. Решения органов конфедеративной власти для них не явля­ются обязательными. Конфедерация не обладает едиными территорией и гражданством. Ее субъекты обладают правом выхода из конфедерации. Эта форма государственного объе­динения обычно либо эволюционирует в федерацию, либо распадается. Конфедерациями в прошлом были США, Швей­цария, Германия. Черты конфедерации имеют место в Евро­пейском союзе, СНГ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.011 с.)