Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические партии и общ. объединения РБ

Поиск

Сущность геополитики. Становление геополитики как науки и ее основоположники

Геополитика – это область научного знания, раскрывающая зависимость внешней политики государства от географического положения. Геополитика как наука установила, что иногда преимущественно получает то государство, которое контролирует геостратегически ключевые точки пространства. Потеря контроля над пространством одним геополитическим субъектом всегда означает его приобретение другими. Введение в научный оборот термина «геополитика» связывают с именем шведского исследователя Рудольфа Челлена, который изучал пути создания сильного государства, а также его географические основы. Геополитику он называл наукой, которая рассматривает государство в качестве географического организма, феномена пространства. Отцом геополитики называют немецкого ученого Ф. Ратцеля, который обосновал тезис о естественной необходимости расширения жизненного пространства государства посредством территориальной экспансии. Английский ученый X.Маккиндер сформулировал концепцию «Хартленда». Как он считал, часть суши, искусственно разделенная на Азию, Африку и Европу, представляет собой «мировой остров». Евразийский континент – сердцевина земли. Именно здесь проходит «ось мировой политики». Тот, кто контролирует «мировой остров» – тот контролирует мир, обладает реальным могуществом, имеет преимущество в мировом балансе сил. Концепция X.Маккиндера – обоснование геополитических преимуществ «сухопутных» государств Евразийского пространства перед «морскими». К середине XX в., в условиях территориально поделенного мира, акценты в теории геополитики постепенно смещались на обеспечение безопасности национальных государств и мирового сообщества. В 1970-80-е гг. предпринимались попытки переосмысления традиционных геополитических концепций международных отношений. Однако это не изменяло их сущности. Внешнеполитические исследования по-прежнему несли на себе печать «холодной войны».

 

59. Характер геополитических изменений на рубеже ХХI века В ХХ столетии произошли события в международной практике, которые привели к существенному изменению геополитической структуры современного мира, расстановки в нем силовых центров. 1 центр – атлантическо-трехсторонняя система военного и экономического союза (США, НАТО, ЕС), сконцентрированная вокруг США и лидирующая в современном мире. США выступают в этом центре в роли сверхдержавы. США вместе со своими партнерами по блоку НАТО усиливают свои экспансионистские устремления, пытаются диктовать свою волю другим государствам мира. 2 центр – страны СНГ во главе с РФ. Это объединение возникло 8 декабря 1991 г. как реакция на начавшийся распад СССР. На первый план в этом объединении выходят вопросы экономического сотрудничества стран. В СНГ лидирует Россия. 3 центр – КНР, политика реформ и открытости, объявленная ЦК КПК в конце 1978 г., превратила Китай в развивающуюся страну, занимающую по валовым показателям 7-е место в мире. Планируется к середине 21 в. осуществить модернизацию экономики и превратить Китай в могучую, демократическую страну. 4 центр – Япония, которая за послевоенный период своего развития превратилась в супердержаву. По многим вопросам Япония стремиться проводить независимую внутреннюю и внешнюю политику, активно отстаивая свои национальные интересы. 5 центр – Исламские государства Ближнего и Среднего Востока (46 государств). Они представляют огромную потенциальную силу на мировой арене.

 

60. Беларусь в геополитической структуре современного мира Известно, что для полноценного развития любой нации, страны чрезвычайно важны ее выгодное положение и политическая свобода. Сегодня Беларусь – независимое государство, имеет свою юридическую, экономическую и политическую самостоятельность, закрепленную в Конституции. Она обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Причины, обусловившие развитие геополитики в РБ: 1. Беларусь, став суверенным государством, субъектом международного права, превратилась в геополитическую реальность. Ей нужны геополитические знания о проблемах собственного существования и межстрановых отношениях, перспективах устойчивого развития. 2. На планете нарушился баланс сил, возникла новая система европейской и региональной безопасности, усложнились межгосударственные связи. В силу того, что наша республика не приемлет расширения НАТО на Восток, ей необходимо учиться согласованию интересов с разными странами, видеть реальную угрозу и возможности зашиты своего народа и своего государства. 3. Как известно, земля – стержневой вопрос геополитики, а наша земля – основное богатство республики. Ей нужна постоянная помощь государства и ученых всех направлений, прежде всего геополитиков, кадры которых необходимо подготовить, применительно к условиям Беларуси и приобщить их к государственному аппарату. 4. Некоторые хозяйственные, экологические, демографические и другие процессы в республике серьезно угрожают жизнедеятельности и безопасности нашего государства. Геополитика как интеграционная наука позволит объединить усилия ученых и руководителей, выразить целостный взгляд на противоречивые процессы, нацелить граждан на своевременнее разрешение жизненно важных проблем. 5. Поскольку ныне белорусский народ переживает немало житейских «неурядиц», его деятели вынуждены целеустремленно искать, разрабатывать новые геополитические концепции.

 

Глоболизация

Термин «глобализация» вошел в научный оборот в начале 1990-х г. Американский социолог Р. Робертсон одним из первых обратился к исследованию проблем глобализации, использовав термин «глобальность» в названии своей работы «Обсуждая глобальность». Основные факторы, которые обуславливают процесс глобализации: экономический, политический, производственно-технический, информационный, социологический, экологический. В структуре глобалистики выделяют 3 основных направления: 1. Включает изучение политических причин происхождения глобальных проблем; 2. Исследования, связанные с поиском политических путей решения глобальных проблем; 3. Нацелено на прогнозирование вероятных изменений в ходе разрешения общемировых проблем. Глобализация ведет к усилению конкуренции, нарастанию разрыва между богатыми и бедными странами, угрожает природной среде. Реакцией на противоречивый характер глобализации выступает движение антиглобализм. Антиглобалисты выступают против нынешней модели глобализации, которая приносит прибыль транснациональным корпорациям, основывается на лидировании США. Антиглобалистсие структуры развиваются на почве существующей структуры неправительственных организаций. Антиглобалисты используют тактику прямого политического давления, привлекают к себе внимание СМИ, рассчитывают на поддержку общества. Лозунг антиглобалистов: мыслить глобально, действовать локально.

Геополитика – это область научного знания, раскрывающая зависимость внешней политики государства от географического положения. Геополитика как наука установила, что иногда преимущественно получает то государство, которое контролирует геостратегически ключевые точки пространства. Известно, что для полноценного развития любой нации, страны чрезвычайно важны ее выгодное положение и политическая свобода. Сегодня Беларусь – независимое государство, имеет свою юридическую, экономическую и политическую самостоятельность, закрепленную в Конституции. Она обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Причины, обусловившие развитие геополитики в РБ: 1. Беларусь, став суверенным государством, субъектом международного права, превратилась в геополитическую реальность. Ей нужны геополитические знания о проблемах собственного существования и межстрановых отношениях, перспективах устойчивого развития. 2. На планете нарушился баланс сил, возникла новая система европейской и региональной безопасности, усложнились межгосударственные связи. В силу того, что наша республика не приемлет расширения НАТО на Восток, ей необходимо учиться согласованию интересов с разными странами, видеть реальную угрозу и возможности зашиты своего народа и своего государства. 3. Как известно, земля – стержневой вопрос геополитики, а наша земля – основное богатство республики. Ей нужна постоянная помощь государства и ученых всех направлений, прежде всего геополитиков, кадры которых необходимо подготовить, применительно к условиям Беларуси и приобщить их к государственному аппарату. 4. Некоторые хозяйственные, экологические, демографические и другие процессы в республике серьезно угрожают жизнедеятельности и безопасности нашего государства. Геополитика как интеграционная наука позволит объединить усилия ученых и руководителей, выразить целостный взгляд на противоречивые процессы, нацелить граждан на своевременнее разрешение жизненно важных проблем. 5. Поскольку ныне белорусский народ переживает немало житейских «неурядиц», его деятели вынуждены целеустремленно искать, разрабатывать новые геополитические концепции.

47 .История возникновения геополитики.

Геополитика – это область научного знания, раскрывающая зависимость внешней политики государства от географического положения. Геополитика как наука установила, что иногда преимущественно получает то государство, которое контролирует геостратегически ключевые точки пространства. Потеря контроля над пространством одним геополитическим субъектом всегда означает его приобретение другими. Введение в научный оборот термина «геополитика» связывают с именем шведского исследователя Рудольфа Челлена, который изучал пути создания сильного государства, а также его географические основы. Геополитику он называл наукой, которая рассматривает государство в качестве географического организма, феномена пространства. Отцом геополитики называют немецкого ученого Ф. Ратцеля, который обосновал тезис о естественной необходимости расширения жизненного пространства государства посредством территориальной экспансии. Английский ученый X.Маккиндер сформулировал концепцию «Хартленда». Как он считал, часть суши, искусственно разделенная на Азию, Африку и Европу, представляет собой «мировой остров». Евразийский континент – сердцевина земли. Именно здесь проходит «ось мировой политики». Тот, кто контролирует «мировой остров» – тот контролирует мир, обладает реальным могуществом, имеет преимущество в мировом балансе сил. Концепция X.Маккиндера – обоснование геополитических преимуществ «сухопутных» государств Евразийского пространства перед «морскими». К середине XX в., в условиях территориально поделенного мира, акценты в теории геополитики постепенно смещались на обеспечение безопасности национальных государств и мирового сообщества. В 1970-80-е гг. предпринимались попытки переосмысления традиционных геополитических концепций международных отношений. Однако это не изменяло их сущности. Внешнеполитические исследования по-прежнему несли на себе печать «холодной войны».

 

 

Лебер иконсер идеология.

Либерализм – политическая идеология, сформировавшаяся и получившая широкое распространение в мире в ХIХ – ХХ вв. Основным принципом либерализма является признание индивидуальной свободы. Идея индивидуальной свободы нашла свое отражение в трудах Д. Локка, во взглядах просветителей – Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье. Автономия личности и ее первичность по отношению к обществу и государству являлись определяющими для их учений. Д. Локк обосновал идею частной собственности как неотъемлемого атрибута самого человека и выдвинул концепцию разделения властей. Ж.Ж. Руссо предложил идею социального контракта, в который добровольно и сознательно вступают члены социальных групп. А. Смит к главным условиям процветания государства относил: 1) господство частной собственности; 2) невмешательство государства в экономику; 3) простор для личной инициативы. Консерватизм – политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни. Основоположниками консерватизма конца ХVIII – начала ХIХ в. были Э. Берк, Ж. де Местр, Л. Бональд и др. Важнейшими принципами консерватизма являются: традиционализм; отрицательное отношение к идее равенства; вера в естественную иерархию; пессимистический взгляд на природу человека; подчинение мироздания всеобщему моральному порядку, предопределенному богом; приверженность медленным, осторожным социальным изменениям; общество есть форма защиты человека от самого себя, и потому оно должно цениться выше прав индивида и т.д.

Политич идеология

Политическая идеология – совокупность теоретически выраженных идей, взглядов и представлений о путях развития общества и государства, выражающая интересы определенных социальных групп. Идеология – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Понятие «идеология» ведено в научный оборот в 1796 г. Философом Дестютом де Траси. Идеология формирует нормативно-ценностную основу общества. К основным функциям идеологии относятся: 1)функция легитимации власти; 2) интеграционная функция; 3) мобилизирующая функция; 4) критическая функция; 5)когнитивная функция (искажение действительности в соответствии с определенными социальными интересами); 6) нормативная функция; 7) компенсаторская функция. Пока существует глубоко социально-стратифицированное общество, сохранятся и политические идеологии как систематизированный, теоретически оформленный способ социально-группового мышления.

Политическая социализация

Политическая социализация – процесс постепенного усвоения индивидом стандартов сложившейся политической культуры общества, ведущий к формированию у человека свойств и умений, позволяющих ему адаптироваться в конкретной политической системе и выполнять там определенные функции. Характер и уровень политической социализации не остаются неизменными на протяжении всей жизни человека. Принято выделять ее первичный и вторичный этапы. Первичная означает усвоение политического опыта (обычно с 3-5 лет), восприятие политических категорий, формирование личностного отношения к явлениям политической жизни. Вторичная характеризуется тем, что человек, освоивший нормы культуры, способен противостоять групповому давлению, переоценивать культурные нормы и традиции. Более подробно процесс политической социализации включает следующие этапы: – этап политизации, когда у детей под влиянием родителей формируются первые представления о мире политики; – персонализация, когда восприятие власти персонифицируется;–идеализация,когда формируются устойчивые эмоциональные отношения к политической системе; – институциональный этап, когда закладываются представления об институтах власти, происходит переход от персонифицированного восприятия политики к абстрактному.

Политические партии и общ. объединения РБ

Партийное строительство на Беларуси началось в конце 80-х-начале 90-х годов. К середине 80-х в Беларуси, входившей в состав СССР, существовало примерно 100 всесоюзных, более 200 республиканских и около 800 традиционных общественных объединений. Их роль определялась руководящей ролью КПСС и его структурного звена – КПБ. Беларусь прошла путь формирования и развития общественных движений, характерный для союзной системы. Условно это можно представить следующим образом: кружки друзей единомышленников – неформальное движение – народный фронт – политические партии. Во-первых, экономика республики развивалась десятилетиями на экстенсивной основе, были достигнуты в большей степени количественные результаты, нежели качественные. Во-вторых, авария 1986 года на Чернобыльской АЭС, находящейся на территории Украины, привела к выпадению радиоактивных осадков на 70% территории Белоруссии. В-третьих, Белоруссию не миновал процесс подъема национального самосознания, который имел как внутренние, так и внешние причины. В-четвертых, КПБ так и не смогла преодолеть «синдром центра». В-пятых, свою роль сыграл развал СССР и прекращение деятельности КПСС. В-шестых, важное значение имело провозглашение суверенитета Республики Беларусь и др. Первой была зарегистрирована Объединенная демократическая партия Беларуси, ее создали представители демократических партий Минска, Бреста, Витебска. В г. Бресте действовала Брестская рада Белорусского народного фронта «Возрождение», клуб «Демократическое движение», «Движение за создание экологической партии Белоруссии», и др. На 1 января 1995 года было зарегистрировано 29 партий. Процесс создания политических партий в Республике Беларусь проходил сложно и противоречиво. К концу 1997 года было зарегистрировано 43 политических партии. В дальнейшем начинается процесс количественного уменьшения партий, происходящий по ряду причин. Во-первых, многие партии не имели социальной базы и, соответственно, организационных звеньев на местах и были признаны недействующими. Во-вторых, некоторые мелкие партии слились в крупные. В-третьих, некоторые партии были закрыты в результате административного давления. В 2002 году зарегистрировано 18 политических партий. Политическое влияние партий и других общественных объединений Беларуси минимально, что свидетельствует о незрелости гражданского общества. Это подтверждают опросы общественного мнения в стране. Абсолютное большинство граждан не симпатизирует ни одной политической партии.

 

30. Понятие «политический процесс» Политический процесс – это последовательная и продолжительная во времени смена состояний политической системы и ее подсистем либо изменение в них отдельных элементов, которые совершаются под влиянием внутренних и внешних условий жизни общества. Он характеризуется, как правило, конкретным порядком взаимодействия его компонентов и разными темпами на каждой из своих стадий. Структура политического процесса: – субъект, носитель власти; – объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса; – средства, методы, ресурсы, исполнители процесса. Стадии (фазы политического процесса): – формирование (вызревание) политических приоритетов; – выдвижение политических приоритетов на повестку дня политического процесса; – формирование политических проблем, требующих правительственных решений и принятия политических решений; – приведение в действие механизма реализации принятых решений; – оценка результатов политических решений. Процесс бывает открытый и скрытый: Процесс политический открытый – в нем интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в согласовании на выборах, через обсуждение проблем в СМИ, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. Процесс политический скрытый (теневой) – где скрытые политические структуры располагаются на высших и средних уровнях власти. Речь идет о скрытых действиях государственных учреждений, секретных документах, приказах, существовании органов с секретными функциями (органы безопасности и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.п.)).

 

31. Политическая элита: сущность, типы и основные системы Политическая элита – социальная группа, занимающая наиболее высокие позиции в обществе, обладающая максимальной властью и возможностями влияния на общество. Типы элит: В. Парето различал элиты «лисы» и элиты «львы». Лисы – гибкие лидеры, используют переговоры, интриги, уступки. Львы – сильные и решительные, опираются на силу. Г. Моска выделял открытые и закрытые элиты. Открытые включают в свой состав представителей из различных слоев по компетентности и профессионализму. Закрытые элиты формируются из ограниченного, замкнутого круга лиц по критерию преданности системе, вождю. По типам рекрутирования выделяют: антрепренерскую систему рекрутирования (отбор из различных социальных групп в конкурентной борьбе, где важны личные качества); систему гильдий (отбор в элиту на основе принадлежности группе); систему кооптации (назначение руководителей); систему ротации (постоянная семена и перестановка кадров, которые «перетекают» из одной структуры в другую). Основные системы формирования элит: система гильдий и антрепренерская. Для системы гильдий характерны: Закрытость. Отбор на более высокие посты осуществляется из нижестоящих слоев самой элиты. Медленный, постепенный путь наверх. Высокая степень процесса отбора, наличие многочисленных фильтров формальных требований для занятия должностей (партийность, возраст, стаж, образование, характеристики и т.п.). Небольшой, относительно закрытый круг селектората, т. е. тех, кто проводит отбор. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего органа или даже один первый руководитель. Тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства. Антрепренерскую систему рекрутирования элит отличают: Открытость. Претендентом на занятие руководящей должности может быть представитель любой общественной группы. Небольшое число формальных требований, институциональных фильтров. Широкий круг селектората. Им могут выступать даже все избиратели. Высокая конкурентность отбора, острое соперничество за занятие руководящих позиций. Первостепенное значение индивидуальности (яркая личность, значимые личные качества, умение найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее, наличие интересных предложений и программ). Таким образом, элитарность политической жизни общества - реальность сегодняшнего дня. В центре внимания должны быть проблемы повышения качества и эффективности работы политической элиты. Во многом положительное решение этой проблемы зависит от руководителя, лидера.

 

32. Политические лидерство: концепции, сущность, типология Политическое лидерство – постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу. Выделяют традиционное, легально-правовое и харизматическое лидерство. Современные концепции лидерства: Натуралистическая теория – лидерство есть и в животной среде. Вожак физически сильная особь и на него ориентируются другие. Генетическая теория – лидерство передается по наследству. «Теория черт» – Лидерство - феномен, порождаемый особыми чертами лидера (ум, волевые качества, энергия и т.д.). Ситуативная теория – Лидерство - функция ситуации, сложившейся обстановки. Не отрицая значения черт, отдается предпочтение условиям, принижается активность личности. Психологическая теория ориентирована на изучение мотивов, побуждающих стремиться к лидерству, к власти, а также анализ роли бессознательных факторов, влияющих на лидера. Теория конституентов. – Лидерство - функция от ожидания ведомых, принимающих или отвергающих лидера последователей. Интегративная теория – попытка осуществить комплексное исследование лидерства, используя все его компоненты. Существуют разнообразные классификации лидерства. Рассмотрим некоторые из них. По отношению руководителя к подчиненным: авторитарное - единоличное направляющее воздействие лидера на нижестоящих. Оно основано на угрозе санкций, применении силы; демократическое - предполагает учет руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, участие масс в управлении. По способу легитимации власти (М. Вебер): традиционное - вожди племен, монархи - их авторитет основан на обычае, вере в святость и неизменность традиций; рационально-легальное. Здесь лидеры избираются демократическим путем; харизматическое. Феномен харизмы основан исключительно на личности лидера, которому приписываются божественные способности. От масс требуется полная личная преданность вождю, который выполняет "историческую миссию". По «масштабам» лидерства: общенациональные; лидеры региональные; лидеры социальных групп, слоев. По отношению к существующей политической системе: функциональный; дисфункциональный; конформист (приспособленец); неконформист. Собирательные образы лидера выделил М. Дж. Херманн: Знаменосец, или великий человек. Его отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, "мечта", способная увлечь массы. Служитель. Лидер этого типа всегда стремится выступить в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Торговец. Лидер этого типа способен настолько привлекательно преподнести массам свои идеи и планы, что заставляет "купить" эти идеи и привлекает массы к их исполнению. Пожарный тип лидера. Ориентируется на самые актуальные общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией.

 

33. Функции выборов. Избирательное право, его принципы Выборы – способ формирования органов власти и управления. Функции выборов: 1. обеспечивают участие граждан в управлении страной, реализацию политических прав; 2. являются механизмом формирования представительных органов власти; 3. обеспечивают смену власти мирным путем; 4. посредством выборов население контролирует власть. Избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов. Избирательное право регламентирует вопрос о том, кто может избирать и быть избранным, а также определяет порядок проведения выборов и подведение итогов голосования. Круг лиц, пользующихся избирательными правами в данном государстве, составляет его электорат. Основные принципы избирательного права: Всеобщее избирательное право; Свободное волеизъявление; Равенство голосов избирателей; Прямое избирательное право; Тайное голосование; Открытость и гласность.

 

34. Понятие и типы избир. систем. Их особенности, достоинства и недостатки Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, посредством которых определяются результаты голосования. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Мажоритарная система – вид избирательной системы, в основе которой лежит принцип большинства при определении результатов голосования. Избранным считается депутат, получивший установленное большинство голосов избирателей. Используется в Беларуси, Франции, Великобритании, США и др. Существует две разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства и относительного большинства. Особенности: 1. Выборы проводятся по одномандатным округам; действует принцип «один мандат в одном округе»; 2. Избиратели голосуют за конкретного кандидата в депутаты, а не за партийный список. Достоинства: 1. Позволяет избирателю оценить личные качества кандидата; 2. Гарантирует устойчивость взаимосвязей депутатов с избирателями; 3. Обеспечивает большую стабильность парламента и правительства. Недостатки: 1. Интересы значительной части избирателей, проголосовавших против кандидатов, остается не представленным в органах власти; 2. Сужает возможности небольших общественных объединений провести своих представителей в государственные органы. Пропорциональная система – вид избирательной системы, которая предполагает пропорциональное распределение депутатских мандатов между политическими партиями в соответствии с числом поданных за них голосов в избирательных округах. Избиратель голосует не за конкретных избирателей, а за партийные списки. Достоинства:1. Стимулирует многопартийность; 2. Более адекватно отражает политическую волю избирателей и расстановку политических сил в стране. Недостатки: 1. Система выгодна партийной верхушке; 2. Депутаты зависят от своих партий, а не от избирателей; 3. Практически невозможно установить для каждого округа такое количество мандатов, которое действительно обеспечивало бы действительную пропорциональность; 4. Менее стабильная. Смешанные избирательные системы – сочетание элементов пропорциональной и мажоритарной систем с целью минимизации их недостатков.

 

35. Особенности избирательной системы РБ. Референдум В Республике Беларусь действует мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Избирательное право в РБ основывается на принципах всеобщности, равенства, прямого и тайного голосования. Принцип всеобщего избир. права означает, что все совершеннолетние и психически здоровые граждане имеют право голоса и могут быть избраны в представительные органы. Принцип равных выборов основывается на трех условиях: 1. каждый избиратель должен иметь равное число голосов; 2. голоса избирателей должны быть равны, т.е. избирательные округа должны быть равными по численности избирателей; 3. создание государством равных условий для зарегистрированных кандидатов. Принцип прямых выборов означает, что избиратели прямо избирают членов представительных органов. Принцип тайного голосования предполагает исключение контроля за волеизъявлением избирателя. Этим гарантируется гражданам свобода выбора и защита их от возможного давления со стороны политических сил. Президентские выборы считаются состоявшимися, если в них участвовало более 50 % граждан, включенных в список избирателей. Победителем считается кандидат, за которого проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Выборы в Палату представителей и местные Советы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25 % граждан, включенных в списки избирателей. Выборы Президента назначает Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь. Референдум по Конституции Республики Беларусь проводится по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Это элемент прямой демократии. Впервые референдум был проведен в Швейцарии. В Республике Беларусь могут проводиться республиканские и местные референдумы. Республиканский референдум назначается Президентом, при этом он принимает решение либо по собственной инициативе, либо по предложению двух палат Парламента, либо по предложению не менее 450 тыс. граждан. Но если граждане собирают подписи, то от каждой области и от г. Минска должно быть не менее 30 тыс. подписей. Местные референдумы назначаются уполномоченным на то местным Советом. Решения, принятые на референдуме, могут быть отменены только референдумом.

 

 

36. Понятие, структура и функции политической коммуникации Политическая коммуникация представляет собой процессы выработки, передачи и обмена политической информацией, которая структурирует политическую деятельность и придает ей новое значение. Политическая коммуникация охватывает информационные процессы в сфере политики и связана с передачей политически значимых сообщений. Структура политической коммуникации – это связи и отношения, что формируются вокруг источника информа-ции. Различают официальные и неофициальные СМИ: Официальные источники информации: 1. Государственные институты (учреждения) - представлены руково-дителями, президентом, руководителями ВУЗов, или информацион-ные отдепы со связи с общественностью. 2. Государственные национальные СМИ: радио, печать, телевидение, издательство, кино. 3. Незавичимые и оппозиционные партии и общественные движения, СМИ от этих движений или самостоятельно существующие, русское радио 4. Корпоративные структуры: общественые группы, корпоративные структуры, органы центристских партий, рекламные и профессиональные агентства. 5. Зарубежные СМИ: радио ВВС, голос Америки, ТАСС, Белта. Неофициальные источники информации: 1. Межличностные или формальные контакты действующим по поли-тическим вопросам. Они происходят в: студенческих группах, митингах, дисскусии в общественном транспорте, собрания, споры. 2. Изобразительное искусство, театр, музыка. Они приносили большие дивиденты. Присуждение Нобелевских премий. Спорт. Основные функции политической коммуникации: • распространение идейно-политических ценностей, знаний о политике, политическое информирование; • интеграция и регулирование политических отношений; • формирование общественного (политического) мнения; • распространение политической культуры, ее развитие у индивидуумов; • политико-культурный обмен; • подготовка общественности к участию в политике.

 

37. СМИ, их структура и проблемы функционирования Средства массовой информации (СМИ) – система передачи населению самой различной информации посредством большого количества печатных, технических, изобразительных и иных средств. В современном обществе СМИ приобретают принципиальное политическое значение. Они служат для сбора, распространения информации; формирования общественного мнения, легитимности политических структур; выступают важным атрибутом оппозиционной политической деятельности; служат источником стабильности и нестабильности общества. Все это превращает СМИ в «четвертую» ветвь власти в обществе наряду с законодательной, исполнительной и судебной. Структура и особенности массовой коммуникации были проанализированы Г. Лассуэллом. Выделяют печатные, электронные и интернет-СМИ. Виды СМИ: пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. Пресса: совокупность технических средств изготовления и распространения информации (СМИ), а также лиц и групп, участвующих в этой деятельности. Печать: печатные СМИ (газеты, журналы, бюллетени). Отличительные черты СМИ: публичность, неограниченный и надперсональный круг потребителей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры для передачи информации; непрямое, разделенное в пространстве и времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный характер аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания.

 

38. Политический конфликт: сущность, типы, функции Политический конфликт– острые противоречия и противоборство между субъектами политики, оспаривающими распределение властных полномочий или ресурсов. Выделяют различные типы политических конфликтов: по области их проявления различаются внешне- и внутриполитические конфликты; по характеру регуляции – институциализированные и неинституциализированные; по степени интенсивности выделяют конфликты высокой и низкой интенсивности; с точки зрения публичности говорят об открытых, выраженных в явных формах, и закрытых, в которых преобладают теневые способы принятия решения; по времени протекания различают долговременные и кратковременные конфликты. По содержанию можно также выделить несколько типов конфликтов: 1. конфликты ценностей – характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем; 2. конфликты интересов – этот тип легко поддается урегулированию; 3. конфликты идентификации возникают, когда люди отождествляют себя с группой, а не с обществом, государством в целом; 4. конфликты неуправляемых эмоций – бунты, погромы; 5. конфликты институтов – споры о взаимоотношениях органов власти, споры о государственных границах, споры о соподчиненности правовых норм. Функции политических конфликтов: 1.положительные – стимулирование динамики политических процессов; объединение, интеграция социальных общностей; 2. отрицательные – дестабилизация общества; стимулирование кризисных явлений в политико-властных отношениях.

 

39. Полити



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.231 (0.017 с.)