Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политические партии и общественные объединенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Политическая партия: понятие, функции и типы. Цель любой партии – приход к власти для проведения в жизнь своей политической программы, устройства общества и государства в соответствии со своими политическими взглядами. Таким образом, партию можно определить как объединение людей с общими политическими взглядами, цель которого – завоевание и осуществление государственной власти. Партии – наиболее активное звено политической системы. Они создаются специально для участия в политике и являются неотъемлемой частью демократической организации общественной жизни. Формирование политических партий было длительным. Современные политические партии, для которых обычно характерны оформление партийных билетов, членские взносы, партийная дисциплина, возникли в XIX в., с началом массового организованного рабочего движения. Партии обеспечивают связь общества и государства, стимулируют активное участие граждан в политической жизни, оказывают влияние на формирование государственной политики. В зависимости от идеологической направленности в современном мире выделяют левые (социал-демократы, социалисты, коммунисты), правые (либералы, консерваторы, а также фашисты, которых иногда называют ультраправыми) и центристские партии (отчасти поддерживают взгляды левых, отчасти правых, но в смягченной форме, без радикализма). Консервативные партии, как правило, выступают за стабильность общества, преемственность политики, за постепенность преобразований в обществе, являются сторонниками традиций. Либеральные партии выступают за приоритет личных интересов над общественными, отстаивают свободу личности, в том числе и в экономической сфере. Они являются противниками популизма (от итальянского popolo - народ) левых, но вместе с тем выступают за разумные и прогрессивные, на их взгляд, изменения в обществе. Социал-демократические партии провозглашают идеи социализма, равенства, защищают интересы трудового человека. В основе идеологии коммунистических партий лежит идея классовой борьбы. Целью их является уничтожение классов, построение общества без эксплуатации человека человеком, уничтожение частной собственности. Религиозные партии создаются на основе какого-либо религиозного течения и активно используют политические средства для укрепления позиций своей религии. Национал-патриотические или фашистские партии основываются на идеологии превосходства какой-либо расы или нации над другими, подавления и уничтожения своих идейных противников. Во всех современных партиях есть партийный аппарат — группа людей, для которых партийная политическая деятельность является профессией. Те слои общества, среди которых партия пользуется наибольшим влиянием, составляют ее социальную базу. Традиционно социальной базой социал-демократических партий в Европе был рабочий класс; либерально-демократических – средние слои населения (служащие, интеллигенция, мелкие собственники и т.п.); аграрные партии опирались на крестьянство, консервативные партии преимущественно выражали интересы крупных собственников. В последнее время социально-классовая база партий значительно изменилась, стала менее однозначной. Партии теперь выражают интересы различных социальных групп, которые разделяют их политическую программу. Основные функции партии: – выявление и выражение интересов тех или иных социальных групп; – участие в избирательном процессе, выдвижение политических лидеров; – объединение и мобилизация сторонников, привлечение внимания к острым общественным проблемам и путям их разрешения, получение общественной поддержки; – формирование у людей активной жизненной позиции, привлечение граждан к участию в управлении государственными и общественными делами; – борьба за политическую власть. Партийная система и ее виды. Обычно выделяют беспартийные, однопартийные, двухпартийные и многопартийные политические системы. Первые две разновидности возможны лишь в условиях авторитарных (от франц. аutoritaire – властный), диктаторских, недемократичных режимов. Беспартийные системы в мире встречаются редко. По форме правления это, как правило, абсолютные монархии: Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Иордания, до недавнего времени — Бутан. В этих странах существует либо прямой запрет на политические партии (Иордания), либо отсутствуют предпосылки их создания (Бутан, Оман, Кувейт). При однопартийной системе разрешена только одна политическая партия, ее влияние закреплено законодательно и не может быть оспорен. Партия здесь может быть более влиятельным элементом в управлении обществом, чем государственный аппарат. Пример страны с однопартийной системой – бывший СССР. Под партийной системой понимается совокупность всех политических партий, действующих в стране, а также характер их взаимоотношений, их роль в государстве и обществе. Возникновение многопартийности – один из важнейших признаков становления в стране гражданского общества. Появление и развитие различных политических партий является существенным фактором укрепления демократического характера государства, обеспечения политических прав его граждан. Различение двухпартийной и многопартийной систем является условным. Например, в Великобритании, которая является классическим образцом страны с двухпартийной системой, количество партий весьма велико. Власть в ней всё же осуществляется попеременно двумя крупными партиями. Двухпартийная система характерна и для США, где тоже есть две доминирующие партии. При многопартийной системе существует несколько партий, которые имеют реальные шансы на широкую поддержку населения. В Финляндии, например, есть три одинаково влиятельные партии, каждая из которых имеет шанс сформировать самостоятельное правительство. В Республике Беларусь действует много политических партий, однако широкой общественной поддержки они не получили. С точки зрения избирателя, несомненное достоинство двухпартийной системы – то, что она облегчает выбор при голосовании. Не нужно читать десятки партийных программ: партий всего две, и соотнести собственные интересы с их программами не так уж сложно. Если одна из партии находится у власти, то другая в оппозиции. Если избиратели недовольны работой правительства, они используют выборы для того, чтобы отправить его в отставку. В условиях многопартийности политическое руководство носит, как правило, коалиционный (совместный) характер. Это делает возможной ситуацию, когда потерпевшая поражение на выборах партия остается в правительстве лишь потому, что является удобным партнером по коалиции. В наши дни политические партии, по общему мнению политологов и политиков, переживают период упадка. Уменьшается значение низовых партийных организации, а также партийных средств массовой информации. Влияние партий на результаты выборов также заметно уменьшились. Часто люди голосуют не за партию, а за имидж того или иного кандидата, созданный главным образом средствами массовой информации. Тем не менее нет политического института, который успешнее, чем партии, справлялся бы с тремя важнейшими функциями – передачи власти, политической мобилизации масс и обеспечения законности существующих политических режимов. Общественные объединения. Общественное объединение – это добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование равноправных граждан, объединившихся для реализации своих целей и интересов. Важную роль в политической системе общества играют такие формы общественных объединений, как общественные организации и общественные движения. Общественные движения обычно действуют, ориентируясь на ближайшую перспективу. Они возникают как добровольные объединения людей, которые основываются на общем понимании каких-то конкретных задач, в целях защиты общих интересов, прав и свобод. Это может быть движение за здоровый образ жизни или, например, экологическое движение, направленное против сооружения объектов, угрожающих окружающей среде. В ряде стран Западной Европы возникают общественные движения за ограничение въезда в их страну иммигрантов, создающих острую конкуренцию на рынке труда. Обычно общественные движения не имеют четкой организационной структуры. Они могут различаться по количественному составу и политической направленности. Некоторые из таких движений исчезают или распадаются после того, как стоявшая перед ними конкретная задача была решена. Бывает и так, что общественные движения постепенно превращаются в общественные организации, для которых характерно наличие перспективной цели и более устойчивой структуры. Примерами общественных организаций являются общества книголюбов, охотников, спортивные общества. Некоторые из общественных организаций активно участвуют в политической жизни страны. Это прежде всего такие массовые и влиятельные организации, как профессиональные союзы, а также некоторые молодежные общественные объединения. Молодежные общественные организации и движения. Молодежные общественные объединения – важная форма проявления социальной активности молодежи. Согласно законодательству нашей страны молодежным признается общественное объединение граждан в возрасте до тридцати одного года (не менее двух третей от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы и деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития молодежи. Детским признается общественное объединение, участники которого имеют возраст до восемнадцати лет (не менее двух третей от общего числа членов). В нашей стране функционируют более 160 молодежных общественных объединения, среди них – 23 детские общественные организации. Самые крупные – Белорусский республиканский союз молодежи, Белорусская республиканская пионерская организация. Для налаживания сотрудничества молодежных объединений в выполнении социально значимых программ и проектов был создан Белорусский комитет молодежных организаций. В его состав входят около 40 молодежных и детских общественных объединений. Молодежные общественные объединения реализуют программы по патриотическому и гражданскому воспитанию, организации временного трудоустройства молодежи, развитию детского и молодежного спорта, творчества, летнего отдыха и оздоровления, содействуют предупреждению противоправного поведения молодежи, профилактике вредных привычек. В свое время в СССР действовал комсомол (Коммунистический союз молодежи), объединявший наиболее активную часть молодежи огромного государства. Преодолевая различные трудности, неустроенность быта, миллионы юношей и девушек ударно трудились, успешно учились, интересно жили, активно участвовали в управлении делами общества и государства. Героизм комсомольцев в годы Великой Отечественной войны золотой страницей вписан в нашу историю. Общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи» является преемником комсомола Беларуси. Решение о его создании было принято 6 сентября 2002 г. на объединительном съезде Белорусского патриотического союза молодежи и Белорусского союза молодежи. Конструктивная и целеустремленная деятельность этой организации помогла вернуть в молодежную среду чувство коллективизма, высокой гражданской ответственности. Вопросы и задания: 1. Охарактеризуйте роль политических партий в политической системе общества. 2. Назовите основные признаки политической партии. 3. Как соотносятся понятия: «политическая партия», «общественная организация», «общественное движение»? 4. Какие типы политических партий вам известны? 5. Как функционируют двухпартийная и многопартийная политические системы? 6. Деятельность каких общественных движений хорошо знакома вам? Как вы ее оцениваете? Правовые основы общества Право и его основные функции. Право является главным средством государственного управления общественной жизнью. С помощью права государство упорядочивает общественные отношения в самых различных сферах жизни. Право – это систематизированная совокупность норм, правил, установленных государством. Создавая правовые нормы в соответствии с условиями, сложившимися в обществе, государство само должно строго выполнять эти нормы. Соблюдение правовых норм обязательно для всех граждан, в том числе и законодателей. Правовые нормы устанавливаются осознанно и целенаправленно. Они выражают реально сложившиеся в обществе отношения между людьми – экономические, политические, социально-культурные. Все эти отношения имеют много конкретных разновидностей, поэтому правовые нормы объединяются в отрасли и подотрасли права. Различные правовые нормы должны быть согласованы между собой. Поэтому огромное значение имеет систематизация законодательства, выражающего правовые нормы, в кодексах, сборниках законов и т.д. Каждый нормативно-правовой акт имеет общеобязательный характер. Правовым предписаниям должны подчиняться все лица, на которых распространяются эти предписания. Общеобязательность правовых норм дополняется важным правовым принципом: «Разрешено все, что не запрещено законом». Это означает, что право не только ограничивает свободу людей, но и устанавливает, что в определенных пределах люди свободны в своем выборе, т.е. могут самостоятельно принимать решения по соответствующим вопросам. В этом смысле право есть мера человеческой свободы. Функции права – это его общественные предназначения. Право предназначено для того, чтобы воздействовать на поведение людей. Основные функции права – регулятивная, охранительная и воспитательная. Регулятивная функция права состоит в четком закреплении в законах тех общественных отношений, которые составляют основу общественной жизни. Их регулирование законом обеспечивает социальную стабильность, служат поддержанию правопорядка, а также упорядочивает и направляет в должное русло происходящие в обществе изменения, преобразования. Регулируются прежде всего отношения и права собственности, основные права и свободы граждан, разделение властей и организация деятельности органов власти. Сюда же относятся борьба с правонарушениями, поощрение людей за строгое выполнение правовых норм и т.д. С регулятивной функцией права тесно связана его охранительная функция, связанная с защитой предусмотренных правом политических, экономических и других отношений, с пресечением действий, враждебных сложившемуся общественному строю. Данная функция права является продолжением и формой реализации правоохранительной функции государства. Общая задача здесь – обеспечить выполнение всеми людьми Конституции страны, законов и подзаконных нормативно-правовых актов. Воспитательная функция права связана с необходимостью убедить людей в справедливости действующих правовых норм, важности укрепления правопорядка и законности. Люди должны четко осознавать высокую жизненную ценность права, пренебрежение которым ввергло бы общество в хаос, лишило бы человека защиты от посягательств на его законные интересы. Право препятствует произволу и беззаконию. Вместе с тем оно открывает простор для свободной деятельности людей в рамках закона. Право и мораль. И мораль, и право регулируют общественные отношения с помощью норм. Они ставят перед собой одну и ту же цель – упорядочить отношения людей, выработать у них приемлемые для общественного развития нормативно-ценностные установки, закрепить наиболее эффективные формы социального поведения. Вместе с тем право и мораль существенно различаются между собой. Моральные нормы возникают вместе с обществом, на самом раннем этапе истории, а право – значительно позже, вместе с возникновением государства. В современном мире нормы морали складываются, исходя из установившихся представлений о добре и зле, и приобретают влияние, регулятивную силу по мере осознания, признания и соблюдения этих норм большинством людей. Нормы права становятся обязательными сразу после принятия их официальными государственными органами в установленном порядке. Их обязательность не зависит от того, одобряет ли их отдельный человек или группа людей. Как правило, нормы права закреплены в официальных документах в письменной форме. Мораль же содержится в общественном сознании, в привычках и традициях общества. Сила моральных норм — в их воздействии на сознание людей. Влияние этих норм проявляется при внутреннем выборе человека, его решении руководствоваться тем или иным правилом, совершая поступки. Мораль и право разграничивают также по степени конкретности. Мораль в общей форме определяет, какое явление является злом, а правые нормы и критерии устанавливают «меру» этого зла. Тем самым преступление можно назвать «измеренным злом». При этом мораль регулирует практически все отношения в обществе с позиции различения добра и зла, хорошего и плохого, а право регулирует только те общественно значимые отношения, которые поддаются внешнему контролю. Главное же отличие права от морали состоит в том, что выполнение норм права обеспечивается, гарантируется государством, мерами государственного принуждения. В случае нарушения правовых норм весь карательный механизм государства направляется на восстановление нарушенного права и наказание виновных. Для морали же характерна негативная оценка людьми предосудительного поступка, общественное порицание, другие воздействия на человека через общественное мнение. Право и мораль, будучи важнейшими общественными регуляторами, существуют в обществе совместно, влияют друг на друга. Их требования чаще всего совпадают. При этом надо учитывать, что нормы права и морали большинством людей соблюдаются добровольно, на основе личных убеждений, представлений о справедливости. Тем самым нормы морали и права дополняют друг друга. Правовая норма, подкрепленная моралью, действует эффективнее. Многие правоведы сходятся на том, что «все правовое должно быть моральным». Право, считают они, должно быть моральным потому, что основная категория права – справедливость – носит нравственный характер. Право, которое не опирается на нравственные традиции, существующие в обществе, не может быть эффективным. Совместное действие морали и права, их взаимопроникновение и взаимовлияние придает устойчивость социальному регулированию. Основные источники права. Право всегда выражается в определенных формах. Эти формы называются в юриспруденции (науке о праве) источниками права. Выделяют следующие источники (формы) права. Во-первых, это правовой обычай – санкционированное государством правило поведения, которое сложилось исторически в результате длительного повторения, закрепилось в поведении людей как устойчивая норма. Санкционированные обычаи приобретают характер общеобязательных правил поведения. Таковы, например, Законы XII таблиц в Древнем Риме (V в. до н. э.). Во-вторых, это юридический прецедент (судебная практика) — судебное решение по конкретному юридическому делу, которое имеет силу общеобязательной правовой нормы при последующем разрешении подобных дел. Именно таков основной источник права в англосаксонской системе права (Англия, США, Канада и др.). В странах романо-германской системы права роль судебной практики сведена к применению, разъяснению или толкованию закона. В-третьих, это нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа с соблюдением установленной законодательством процедуры. Именно нормативно-правовые акты занимают в наши дни ведущее место среди источников права. Юридическая сила нормативно-правового акта зависит от того, какое место в системе государственной власти занимает издавший его орган. Ведущее место среди нормативно-правовых актов занимают законы. Они принимаются высшим представительным органом или референдумом и обладают высшей юридической силой. Источником права считаются такие договоры, которые порождают правовые отношения (обязательства). Данные отношения исчезают после выполнения условий договора. Правовая культура личности. Применительно к отдельной личности правовая культура выступает как показатель степени усвоения и активного использования ею правовых норм. Зрелая правовая культура личности включает: а) глубокие правовые знания, б) уважение к закону и правопорядку, в) поведение, соответствующее нормам права. Не имея правовых знаний, относящихся к действующим правовым нормам и процедурам, человек оказывается беспомощным во многих жизненно важных ситуациях (оформление права собственности, защита своих гражданских прав и т.д.). Но сами по себе знания еще не гарантируют правомерной деятельности личности. Многие преступники досконально изучают закон – для того, чтобы более изощренно его нарушать. Поэтому правовые знания должны стать личными убеждениями. Человек должен четко осознавать, что отступление от норм права не только преступно, но и позорно, недостойно уважающей себя и ответственной личности. Прочность правовых убеждений выражается в практических действиях, в поступках человека, в стойкой привычке следовать требованиям закона. Правовая культура личности неотделима от нравственной зрелости человека, его общей образованности, от умения и желания учиться, самосовершенствоваться. Вопросы и задания: 1. Назовите основные функции права. 2. Объясните в чем сходство и отличие норм морали и права? 3. Охарактеризуйте основные источники права. 4. Каковы характерные черты правовой культуры личности? 5. Изменяются ли в ходе истории представления людей о справедливости? Личность и политика Политический статус личности. Место человека в системе политической жизни определяется прежде всего тем, что он – гражданин своей страны. Обычно каждый человек является гражданином какого-либо государства, однако в праве существует понятие «лицо без гражданства». Гражданство выражает политическую и правовую связь лица с государством и не зависит от национальной принадлежности этого лица. Связь гражданина и государства не определяется нахождением на территории этого государства. Так, Конституция Республики Беларусь гарантирует защиту и покровительство гражданам Республики Беларусь как на территории Беларуси, так и за ее пределами. Гражданство приобретается человеком в момент рождения, но впоследствии может изменяться. Человек порой становится гражданином другого государства, может быть лишен гражданства и др. Правовой статус личности в современном государстве. Правовой статус личности – совокупность прав и свобод, обязанностей и ответственности личности, устанавливающих ее правовое положение в обществе. Правовой статус личности определяется нормами Конституции, законами и подзаконными актами. Судья, военнослужащий, студент, почетный гражданин – все это примеры конкретного правового статуса, от которого зависит правовое положение того или иного лица. Это правовое положение характеризуется определенным набором прав и обязанностей. Составными элементами правового статуса являются: – права и свободы человека, т.е. потенциальные возможности человека пользоваться определенными жизненными благами; – гражданство (ведь права и свободы в первую очередь являются правами и свободами гражданина); – правосубъектность, понимаемая как признанная законом способность лица иметь и осуществлять свои права и нести обязанности. Некоторые люди, например, малолетние дети, не имеют права заключать договора купли – продажи и т.д.; – гарантии государства (политические, социальные, экономические, правовые) как условия и средства обеспечения прав и свобод личности. Обязанности и гражданский долг человека. Обязанности человека являются оборотной стороной прав, которые принадлежат ему как человеку и как гражданину. Конституционной обязанностью каждого, кто находится на территории Республики Беларусь, является соблюдение Конституции, законов и уважение национальных традиций. Невыполнение обязанностей может повлечь юридическую ответственность для лица. Обязанности, так же как и права, можно разделить на обязанности человека и обязанности гражданина. Обязанность уважать достоинство, права и свободы других лиц, беречь историко-культурное, духовное наследие, охранять природу является человеческой обязанностью. К гражданским обязанностям Конституция нашей страны относит участие в финансировании государственных расходов (посредством уплаты налогов, пошлин и т.д.) и защиту Республики Беларусь (прохождение воинской службы). Честь и достоинство личности. Честь и достоинство личности – это фундаментальные понятия права, подчеркивающие особое значение интересов человека в соотношении с интересами государства и общества. Защита чести и достоинства личности является первоочередной обязанностью правового государства. Согласно Конституции Республики Беларусь наше государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Человеческое достоинство – это универсальная характеристика всех людей, оно неотделимо от личности и не зависит ни от гражданства, ни от национальности, ни от цвета кожи, пола или возраста человека. Человеческое достоинство едино для всех, и каждый обладает им в полной мере. Политическая культура личности. Важнейшие составляющие политической культуры личности – это, во-первых, ее знания о мире политики, во-вторых, ее политические убеждения, ценностные ориентиры, в-третьих, характерные для данного человека способы практического участия в политической деятельности. Политические знания могут ограничиваться обыденными представлениями, в которых нередким является искажение сути политических событий, процессов, неверное толкование ключевых политических понятий (например, истолкование демократии как вседозволенности). Изучая учебные предметы социально-гуманитарного цикла, работая с достоверными источниками информации о политической жизни общества, можно качественно повысить уровень своей политической образованности. Это поможет выбрать самостоятельную и обоснованную позицию в отношении политических заявлений тех или иных деятелей, предлагаемых политических решений, а также распространенных в обществе предубеждений, предрассудков. Отсутствие достоверной информации – одна из главных причин появления искаженных, предвзятых политических оценок. Вместе с тем политическая культура личности проявляется не только в словах, но и прежде всего в делах. Она связана с активной жизненной позицией человека, ответственным исполнением человеком своего гражданского долга. Это предполагает сознательное участие в выборах, обсуждении ключевых вопросов жизни своего города или села, своей страны в целом. Политическая культура обнаруживается и в уважительном отношении к государственным символам, к политическим традициям своего народа. Политическая культура людей, облеченных властью, сказывается на том, как они принимают решения и как они его осуществляют. Политический деятель должен очень ответственно относиться к данным им обещаниям, учитывать мнение не только специалистов, но и рядовых граждан. Очень важен также стиль его взаимоотношений с другими политическими институтами – политическими партиями, органами законодательной, исполнительной и судебной власти, со средствами массовой информации, а также со своими политическими противниками. Неотъемлемой стороной зрелой политической культуры личности является – глубокое чувство любви к родине, готовность служить ей, защищать ее. Патриот подчиняет свою жизнь интересам своего отечества. В основе патриотизма лежит присущее практически каждому человеку почитания места своего рождения, места постоянного проживания как своей родины, преданность ей до конца своей жизни, любовь и забота об этой земле, уважение местных традиций. В зависимости от уровня развития гражданского сознания человека, его родина – это либо его дом, улица, поселок, город либо все его отечество, вся страна, в которой он родился и вырос. Истинный патриот выступает за тех, кто укрепляет и развивает его родину и против тех, кто наносит ей ущерб. В этой связи очень легко понять, насколько непатриотичными являются те, кто сеет вражду к своим соотечественникам, раскалывает общество. Настоящий патриот уважает также патриотов любой другой страны. Политическое лидерство. В жизни общества нетрудно выявить различия между основной массой людей и политическими лидерами. Политические лидеры выделяются прежде всего степенью их влияния на происходящие в обществе политические процессы, их ведущей ролью в борьбе определенных социальных сил за власть или в осуществлении власти. Лидер есть в каждой организации. Любая совместная деятельность людей требует организующего воздействия, руководства со стороны людей, имеющих авторитет и способных влиять на других. Политический лидер в наши дни не действует в одиночку; у него обязательно есть помощники, которые согласуют с ним свои действия и обеспечивают связь лидера с массами людей. Обычно политический лидер возглавляет какую-то организацию или выполняет ответственные управленческие функции. Влияние политического лидера на большие массы людей связано, однако, прежде всего с тем, что он пользуется их доверием, уважением и поддержкой. Он хорошо чувствует настроение людей, знает их проблемы и заботы и выдвигает в качестве первоочередных такие задачи, решение которых способно сплотить людей и ведет к улучшению их жизни, укреплению положения страны на мировой арене. В новейшей истории Франции таким политическим лидером был генерал Шарль де Голль. Такими качествами обладает и первый Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Политический лидер стремится укрепить связь государства с народом. Он добивается дебюрократизации управленческой деятельности, защищая интересы простых сограждан. Одна из основных функций лидера – поддерживать единство общества, оберегать его от расколов, предотвращать социальные конфликты в обществе. Политического лидера отличает способность видеть перспективы развития, соединять глубокие знания об обществе с интуицией, которая помогает находить необычные творческие решения возникающих проблем. Качества политического лидера сродни высокому таланту. Таланты людей не даются в готовом виде от рождения. Лидеров нужно растить, им нужно помогать развивать способности, преодолевать недостатки. Вопросы и задания: 1. Чем определяется и в чем состоит правовой статус личности в государстве? 2. Как вы понимаете патриотизм? 3. Какими личностными качествами, с вашей точки зрения, должен обладать политический лидер? 4. Что такое политическая культура? 5. Л.Д. Троцкий 25 марта 1935г. записал в дневнике: «Если бы в Петрограде не было ни Ленина, ни меня, не было бы и Октябрьской революции». Согласны ли вы с этим утверждением? 6. Проведите дискуссию на тему: «Современный политический лидер – кто он?» Учебные задания по теме 3 1. Как вы понимаете следующие утверждения: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все.» (Перикл. Древняя Греция). «Сегодня политика – это как футбол: все болеют, дают друг другу советы, но не умеют играть» (Колесников А. Интеллигенция без Живаго// Диалог,1991, №2, С.12). «Политика – есть отношения между классами» (В.И. Ленин). Какое из приведенных ниже суждений, на ваш взгляд, наиболее точно выражает суть политики? Поясните свое мнение примерами. 2. Объясните мнение английского премьер-министра У.Черчилля (1874–1965) о том, что «демократия – самая плохая форма правления, если не считать все остальные». Следует ли из данной цитаты, что У.Черчилль негативно оценивает демократию? 3. В условиях Советской власти в бюллетени для голосования всегда включалась одна кандидатура («выборы без выбора»). С конца 1980-х гг. выборы стали проводиться на альтернативной основе, в борьбу включились представители разных партий и течений. Почему же в советское время явка на избирательные участки была почти 100%, а в демократических обществах явка бывает очень низкой? 4. В России конституцию принимали трижды: в 1936 г., 1977 г., 1993 г. Каждая из них претендовала на название «самой демократичной». Так ли это? 5. Создайте схему «Компоненты политической культуры». Дайте оценку политической культуре современной молодежи. 6. Американский социолог Р. Миллс выяснил такой исторический парадокс: новый класс пробирается к власти благодаря открытости и плюрализму, но закрепляется на достигнутых позициях благодаря закрытости и монополизму. Объясните, почему так происходит. 7. Типологию видов власти, как мы знаем, создал в начале XX в. немецкий политолог М. Вебер (1864-1920). Власть может основываться на: а) личных качествах, б) традиции и обычаях, в) формальном законе. Во всех трех случаях власть является социально одобренной, т. е. легитимной. Какие три типа власти выделял М. Вебер? Назовите и охарактеризуйте их. 8. С точки зрения территориального устройства все государства подразделяются на: – унитарные (единое государственное образование); – федерации (союз юридически относительно самостоятельных государственных образований: штатов, кантонов, земель, союзных республик и т. п.); – конфедерации. К какому из этих типов относят следующие страны: США, Канаду, Бразилию, Украину, Португалию, Россию, Казахстан, Бельгию, Беларусь, Уругвай, Индию, Германию, Мексику, Италию, Китай. 9. Сравните два типа конфедерации – Европейский Союз и СНГ. Найдите между ними сходства и различия. Перечислите государства, входящие в первый и во второй союзы. В связи с этим скажите: что такое единое европейское гражданство и почему его нет в СНГ? 10. В какие моменты истории сильная исполнительная власть бывает необходима? Приоритет какой власти был во времена правления де Голля, И. Сталина, М. Горбачева, Б. Ельцина? Чем это объясняется? 11. Почему тоталитаризм порождает культ личности? Каковы взаимоотношения вождя (диктатора) и народа (массы) в условиях тоталитаризма? 12. Охарактеризуйте политическую партию как институт общества, раскройте ее роль в современном мире. Что такое электорат и как он разбивается по своим политическим предпочтениям? 13. Что такое многопартийность и как она проявляется в современной Беларуси? Почему в странах с молодой демократией политических партий больше, чем в странах со зрелой демократией? 14. Проанализируйте следующие афоризмы и покажите, как они раскрывают проблему власти. «Растущая потребность в сильном человеке – неопровержимый признак слабости!». (Г. Честертон) «Самая жестокая тирания – та, которая выступает под сенью законности и под флагом справедливости». (Ш. Монтескье) «Когда мы говорим о власти, мы имеем в виду осуществляемый человеком контроль за сознанием и действиями других людей». (Г.Моргентау) 15. Как вы понимаете следующие выражения? Средний класс является социальной базой центристски ориентированных партий. «В правительстве нужны иные качества, чем в оппозиции, и даже иные достоинства: практическая этика ответственности вместо чистой этики убеждений». (Р. Дарендорф) «Когда гражданское общество не развито, на первый план выступает схватка элит». (В. Рукавишников) 16. Этакратизм (от гр. и фр. – власть государства) – особый строй, при котором государство обобществляет все средства производства и монопольно управляет социальной, политической и экономической жизнью общества. Такой строй характеризуется высокой степенью огосуда<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 5496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.162.166 (0.017 с.) |