Партийная система в Республике Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Партийная система в Республике Беларусь

Поиск

Максимальное число зарегистрированных партий – 43.

Сейчас зарегистрировано 17 партий. Некоторые партии находятся на уровне протопартий.

№ 48. Общественные организации и движения. Группа интереса и лоббизм

Общественное объединение – это добровольное формирование граждан, объединившихся на основе общности интересов.

1. Партии;

2. Общественные организации;

3. Общественные движения;

Общественная организация – это добровольное устойчивое объединение граждан на основе общности интересов, которое имеет организационную структуру, фиксированное членство (индивидуальное или коллективное), устав, управленческий аппарат, участие членов организации в ее финансировании (через членские взносы), со стабильным составом.

Различные союзы женщин, композиторов, писателей и т. д.

Общественное движение – это совместная деятельность граждан, преследующих общие интересы, но не имеющих четкой организованной структуры и фиксированного членства.

Отличаются массовостью, широкой социальной базой, аморфностью, стихийностью, спонтанностью действий, слабоорганизованностью.

Стадии развития общественных движений:

1. Возникает беспокойство по проблеме;

2. Артикуляция (выражение) стремлений, формирование целей, задач;

3. Агитация за разрешение проблемы;

4. Осуществление программы;

5. Затухание движения.

Типология общественных движений:

по целям и сферам деятельности:

ü антивоенные;

ü экологические;

ü правозащитные;

ü в защиту потребителей;

ü религиозные.

по методам действий:

ü насильственные (террор, партизанская борьба);

ü ненасильственные (демонстрации, забастовки).

от постановки целей:

ü политические (в защиту прав человека);

ü неполитические (за возрождение памятников культуры).

по долговременности ориентации:

ü консервативные;

ü протеста (часто деструктивные, выступают за перемены);

ü реформаторские (за реформы сверху, постепенно).

по полу и возрасту:

ü молодежные;

ü женские.

По профессии.

Функции общественных организаций и движений:

1. Выявляют интересы и потребности населения;

2. Социальная интеграция и мобилизация;

3. Социализация;

4. Репрезентативная (представляет интересы своих членов).

Формы воздействия на власть:

1. Выдвижение своих кандидатов;

2. Поддержка на выборах близких партий и их кандидатов;

3. Участие в подготовке и разработке нормативных актов;

4. Участие в работе парламентских комиссий;

5. Развертывание пропагандистских кампаний.

Группы интересов – это объединения, которые формируются на основе выдвижения отдельных граждан, которым даются дополнительные права на выражение и отстаивание общих интересов и требований.

Теория групп интересов была сформулирована Бентли.

Основная функция – артикуляция и агрегирование интересов, коммуникация и формирование политической элиты.

Типология групп интересов:

по степени организации:

ü аномические (плохо организованные, спонтанные, недолговременные, занимаются митингами, демонстрациями);

ü институциональные (есть кадровый аппарат, функции, хорошо организованы, на долгий срок).

по характеру внутригрупповых связей:

ü ассоциативные (добровольные);

ü неассоциативные (недобровольные, трудовые коллективы, этнические общества, кланы).

по обычаю:

ü общины;

ü касты;

ü кланы.

по сфере деятельности извне:

ü специальные (занимаются только политической деятельностью);

ü частичные.

По характеру деятельности

ü одноцелевые (решают одну проблему);

ü многоцелевые.

Группы давления (press groups) – это относительно узкие общественные объединения индивидов, которые активно представляют определенные интересы и активно добиваются их реализации.

Способы давления:

ü законные (взаимодействия с лидерами, выступление в СМИ, возбуждение дела в суде);

ü незаконные (личные семейные связи, коррупция, сбор компромата на политиков).

Лоббизм – это целенаправленное воздействие групп интересов на власть, чтобы защитить свои интересы.

Это группа давления. Часто сравнивается с коррупцией.

Типология лоббизма:

ü легальный;

ü нелегальный (прямое вознаграждение за решение проблемы).

по отношению к политической системы:

ü внешний (субъекты сами приходят извне, юридические фирмы, агентства);

ü внутренний (сами депутаты лоббируют вопрос).

Виды вопросов:

ü экономические;

ü социальные и т. д.

№ 49. Сущность выборов. Основные принципы избирательного права

Статья 1 Конституции определяет Беларусь в качестве демократического государства. Одним из важнейших проявлений демократии служит народное голосование. К ним относятся выборы, отзыв, референдумы.

Выборы – формирование государственного органа народом путем голосования.

Выборы выгодны с экономической точки зрения. Если их нет, то альтернатива одна – содержание огромного репрессивного аппарата.

Воля народа должна изъявляться путем периодичных нефальсифицированных выборов. Свободные и честные выборы – обязательное условие и элемент демократии. Если общество признает результаты выборов, то это демократичное общество.

Функции выборов:

1. Передача власти мирным путем через волеизъявление граждан;

2. Участие граждан в управлении страной (путем формирования представительных органов власти);

3. Контроль населения за властью (перед выборами власть часто меняет политику, чтобы стать ближе к народу. Трудно править без легитимности);

4. Обществополучает реальную возможность выбрать и сменить тот или иной политический курс (выборы – это политический рынок. Нам претенденты предлагают свои качества, программы, опыт, в обмен наших голосов они получат властные полномочия).

Принципы избирательного права:

Принципы избирательного права – это наиболее важные положения института избирательного права, которые определяют сущностные стороны выборов.

1. Всеобщность выборов. Принцип означает, что большинство населения должно иметь возможность участвовать в выборах. Всеобщность выборов противостоит так называемому цензовому избирательному праву. Оно было очень распространено в 19-нач. 20 вв. и предполагало установление ограничений (ценз) на участие в выборах значительных групп населения. Особенно часто применялись имущественный и половой ценз. Принцип всеобщности не означает участия в выборах абсолютно всех. Согласно Конституции Республики Беларусь избирательным правом обладают граждане Беларуси, достигшие не менее 18 лет. Данного возраста необходимо достичь не позднее дня голосования. Принцип всеобщности выборов применяется и в отношении активного избирательного права (права голосовать) и пассивного избирательного права (право быть избранным в государственные органы).

Однако во втором случае имеются некоторые особенности:

Ø Президент – 35 лет;

Ø Член Совета Республики – 30 лет;

Ø Депутат Палаты представителей – 21 год;

Ø Депутат местного Совета депутатов – 18 лет.

Принципу всеобщности выборов не противоречит установление определенных ограничений для некоторых категорий лиц.

Так по Конституции Беларуси не могут участвовать в выборах (избирать и быть избранными):

v недееспособные;

v лица, находящиеся по приговору суда в местах лишения свободы (это лица, которым назначено наказание в виде лишения свободы, пожизненного заключения, смертной казни, административного ареста), кроме того они лишены активного избирательного права (права избирать/голосовать);

v лица, в отношении которых избрана уголовно-процессуальная мера пресечения содержания под стражей.

На сегодня в Беларуси фактически 7 млн. избирателей.

 

2. Свобода выборов. Данный принцип включает 2 аспекта:

1. Избиратель вправе, но не обязан участвовать в выборах, поэтому мы и используем термин «избирательное право».

2. Избиратель сам решает за кого голосовать.

Что касается первого аспекта рассматриваемого принципа, то он противоположен принципу так называемого обязательного вотума (vote – голосовать). Обязательный вотум используется на сегодня в Италии, Аргентине. За неявку предусмотрена административная ответственность.

 

3. Гласность. Государство должно принимать все меры для максимально полного информирования населения о подготовке и проведении выборов, а также не препятствовать гражданам, политическим партиям, другим общественным объединениям в получении интересующих их сведений о ходе избирательной кампании.

 

4. Равные выборы. Принцип равных выборов включает два аспекта:

1. Каждый избиратель имеет один голос;

2. Кандидаты на государственные должности обладают одинаковыми правами и обязанностями. Данный аспект довольно сложно реализовать на практике, поскольку фактические возможности кандидатов всегда различаются.

 

5. Прямые выборы. Принцип прямых выборов означает избрание государственных органов непосредственно народом. С внесением в белорусскую Конституцию изменений на референдуме 1996 года принцип прямых выборов дополнен косвенными выборами Совета Республики. Косвенные выборы означают формирование государственного органа не народом непосредственно, а лицами, которые в свою очередь, избраны народом. Так членов Совета Республики избирают депутаты местных Советов депутатов базового уровня.

 

6. Тайна голосования. Избиратели должны иметь возможность голосовать в условиях, исключающих контроль за их волеизъявлением. Рассмотренный ранее принцип гласности не распространяется на голосование конкретного избирателя. О выборах должно быть известно все, кроме того, за кого проголосовал конкретный избиратель.

№ 50. Понятие избирательной системы. Мажоритарная избирательная система, ее разновидности

Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов, норм, приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.

Избирательное право – совокупность норм, которые определяют процедуру выборов.

В мире существует 3 основных вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Мажоритарная(система (принцип) большинства). Она применяется по отношению к отдельным кандидатам на государственные должности, а также к политическим партиям, которые желают избраться в состав представительного органа. При мажоритарной системе избранным на государственную должность считается субъект, который набрал большинство голосов избирателей. В условиях мажоритарной системы победителем может быть только один субъект. В Беларуси используется именно мажоритарная система, но она применяется только в отношении отдельных кандидатов, но не политических партий. Существует несколько разновидностей мажоритарной системы: a) Система абсолютного большинства: избранным считается лицо, которое получило более половины голосов избирателей (50% +1) от явившихся избирателей. Избирательные округа являются одномандатными. Второй тур проводится через 2 недели; Они способствуют формированию стабильных партийных блоков. b) Система относительного большинства: избранным считается лицо, которое получило большее число голосов, чем любой из его конкурентов (40% и 30% и 20%); избирательные округа являются одномандатными. Используется в Великобритании и ее бывших колониях, в США. Эта система более результативна, экономна, дает результат уже в первом туре. Если кандидаты набрали одинаковое количество голосов, то используется жребий, смотрят на возраст кандидата. Эта система формирует двухпартийность. c) Система квалифицированного большинства: в данном случае для избрания необходимо набрать еще большее число голосов, чем при системе абсолютного большинства, например 2/3 голосов или иной процент. До внесения изменений в Конституцию Казахстана, она гласила, что избранным считается кандидат в Президенты, который набрал более 60% голосов.

В Беларуси на выборах Президента и на выборах в Парламент используется мажоритарная система абсолютного большинства. Однако на выборы в местные Советы депутатов несколько лет тому назад введена мажоритарная система относительного большинства.

Мажоритарная избирательная система предусмотрена законодательством большинства стран мира (США, Великобритания, Франция).

Мажоритарная система имеет свои недостатки:

Кандидат Набрал голосов Получил мест в Парламенте
А 50,1 % 100 %
В 49,9 % 0 %

 

Достоинства Недостатки
Ø учет мнения большинства; Ø формирование стабильного Правительства; Ø такая система персонифицирует выборы, избиратели голосуют не только за партию, но и за личность; Ø позволяет участвовать на выборах независимым кандидатам; Ø стимулирует укрупнение партий; Ø достаточно просто подсчитать голоса избирателей; Ø легче контролировать процесс. Ø не полностью выражает политическую волю населения; Ø проигравшие не получают мест вообще; Ø нарушается принцип всеобщности; Ø не обеспечивает соотношение между количеством голосов, которые получит партия в стране в целом и числом ее представителей в Парламенте.

Закон Дюверже – избирательная система, при которой «победитель получает все», как правило, приводит к установлению двухпартийной политической системы.

Система мажоритарного представительства ведёт к тому, что шансы новых мелких партий попасть в парламент весьма незначительны. Как правило, в парламенте оказываются с одной стороны представители какой-либо традиционной народной партии, часто социал-демократического направления, а с другой – либерально-консервативной партии. Типичными примерами являются двухпартийные системы США, Великобритании, Мальты и т. д.

№ 51. Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система. Она применяется только в отношении политических партий. Избранными в данном случае могут быть несколько политических партий, число мест которых в представительном органе (Парламенте) будет зависеть (являться пропорциональным) от количества поданных за них голосов избирателей. Мандаты распределяются между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов.

 

(избирательная квота: сколько стоит одно место)

 

Иногда устанавливается избирательный порог. Чем больше избирательный порог, тем меньше будет партий в Парламенте. Порогом можно регулировать их количество.

Кандидат Набрал голосов Получил мест в Парламенте
А 50,1% 50,1%
В 49,9% 49,9%
Достоинства Недостатки
Ø учитывает различные интересы избирателей; Ø отражает реальную расстановку сил; Ø повышает политическую культуру избирателей; Ø стимулирует интерес населения к деятельности партий. Ø при множестве партий может наступить несогласованность; Ø способствует росту числа партий, которые, как правило, нестабильны (его можно регулировать через избирательный порог); Ø возрастает роль мелких партий; Ø партии начинают перерождаться; Ø не оцениваются личные качества кандидатов.

 

Закрытый партийных список У избирателей есть право голосовать только за партию. Избиратели не могут его менять
Открытый список Избиратели могут изменить преференцию (нумерацию) кандидатов
Полужесткий список Первое место всегда отдается лидеру партии, а остальные места назначаются народом (Нидерланды, Дания, Австрия);
Панаширование Блокирование кандидатов от разных партий (Швейцария, Люксембург). У избирателей несколько голосов (например, 5).

Пропорциональная избирательная система сегодня введена примерно в 60 странах мира, включая Россию, Израиль, Данию, Туркменистан.

Политический результат – появление и развитие мелких партий. Эта система стимулирует многопартийность.

№ 52. Смешанные избирательные системы. М. Дюверже о связи партийных и избирательных систем

Смешанная избирательная система – в ряде стран – избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной.

Ее суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть – в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учету голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране. При подобной системе у избирателей есть 2 голоса. Подобная система существует в ряде стран: Грузии, России, Австралии, Египте и др.

На основе смешанной избирательной системы в России до 2007 года проходило формирование Государственной Думы: 225 депутатов избираются по мажоритарной системе относительного большинства, 225 – по пропорциональной избирательной системе. Сейчас используется пропорциональная избирательная система.

В Австралии смешанная система проявляется по-иному: одна палата парламента избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства, а другая – по пропорциональной системе.

В Египте смешанная система представляет собой сочетание голосования по партийным спискам и индивидуального баллотирования: в каждом округе избирается один депутат, выдвинувший свою кандидатуру индивидуально, а остальные мандаты распределяются среди тех, кто включен в партийные списки.

В Мексиканских Соединенных Штатах Палата депутатов Федерального Конгресса состоит из 300 депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинства, и из 100 депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства.

Таким образом, смешанная избирательная система, построенная на едином принципе – сочетании элементов мажоритарной и пропорциональной систем, имеет самые различные вариации, отличаясь большей или меньшей степенью демократизма, приспосабливаемости к конкретным условиям каждой страны.

Система подсчета голосов избирателей на выборах, являясь на первый взгляд чисто организационно-технической процедурой, оказывает обратное воздействие на политические процессы в обществе и влияет на партийно-политическую систему каждой страны.

Французский политолог М. Дюверже сформулировал «три социологических закона» взаимосвязи партийной и избирательной систем. Их основные положения таковы:

1. пропорциональная избирательная система обусловливает возникновение и существование многопартийной системы, характеризующейся автономностью партий и их жесткой структурой;

2. абсолютная мажоритарная система способствует формированию многопартийной системы, в которой партии занимают гибкие позиции и стремятся к поиску консенсуса и компромисса;

3. относительная мажоритарная система порождает двухпартийную систему.

По М. Дюверже:

Мажоритарная система Пропорциональная система Смешанная система
1-ый тур – образуется дуалистическая система с чередованием у власти Образуются жесткие, независимые, постоянные партии Можно сделать вывод о том, что при смешанной системе будет образовываться достаточно устойчивый орган власти, обладающий относительной независимостью и самостоятельностью
2-ой тур – образуется политическая система с мягкой структурой и относительной стабильностью

Эта взаимосвязь обусловливает воздействие избирательной системы не только на форму демократии, но и на ее судьбу. Многие авторы утверждают, что введение пропорциональной избирательной системы (в чистом виде или смешанной) на ранней фазе развития демократии, в отсутствие устоявшихся сильных партий, дробит партийную систему. Фрагментарность же партийной системы, по мнению Х. Х. Линца, служит фактором, способствующим крушению молодых демократий. В связи с этим предметом не только теоретического, но и практического интереса является изучение современной российской избирательной системы. Ряд исследователей считают, что в Государственной Думе благодаря смешанной избирательной системе формируется политическая структура неустойчивого равновесия, при которой разные политические фланги не имеют решающего большинства, а центр ослаблен и не в состоянии влиять на итоги важнейших голосований. Эта ситуация особенно ярко проявилась в результате выборов в Думу в 1993 г., повторилась она и на следующих выборах.

Таким образом, избирательные системы являются чувствительными индикаторами реальных политических процессов, поэтому избирательное законодательство каждой страны совершенствуется и развивается.

№53. Сущность, структура, типы политического сознания

Политическое сознание - восприятие субъектом той части окружающей его действительности, которая связана с политикой и в которую включен он сам, а также связанные с ней действия и состояния.

В самом общем виде сознание означает высший уровень духовной активности человека. С социологической точки зрения сознание есть отображение в духовной жизни людей их общественного бытия. Соответственно и политическое сознание является отражением в духовной жизни людей всего разнообразия политической жизни, ее явлений и процессов. Одновременно политическое сознания выступает атрибутом политического действия. Будучи имманентным свойством каждого социального субъекта, оно выступает в качестве активного начала в политике, может прогнозировать общественную практику. Вместе с тем, если оно в искаженном виде отражает социальную действительность, это может приводить к волюнтаризму в политике.

Социальными носителями политического сознания являются субъекты политических отношений. Соответственно различают политическое сознание индивида, социальной группы, класса, нации, всего общества. Каждый субъект вырабатывает свои собственные политические представления.

В политическом сознании наряду с результатами собственно познавательной деятельности, т.е. объективным знанием, присутствует и аксиологический, субъективно-оценочный аспект. Каждый субъект во главу угла ставит свои оценки различным явлениям социально-политической действительности. Но наиболее существенное влияние на политическое сознание общества оказывают экономически господствующие социальные силы. Вместе с тем политическое сознание имеет и общенациональное содержание, т.е. присущее всем социальным сообществам и индивидам. Личностные, групповые и общенациональные элементы политического сознания находятся во взаимодействии и взаимовлиянии.

Политическое сознание имеет многоуровневую структуру. Выделяют обыденный, эмпирический и теоретический уровни. Обыденный – это совокупность политических взглядов и идей, оформившихся на непосредственном, будничном восприятии общественной жизни. Оно характеризуется отрывочностью, несистематизированностью, размытостью. Эмпирический уровень – складывается на основе более или менее систематизированных знаний и представлений о политической жизни. Теоретический уровень представляет собой наиболее высокую ступень в познании политической реальности. Он предполагает научное осмысление фактов и явлений, закрепляется в виде научных понятий и категорий, а также теорий, учений, концепций.

Все многообразие политических взглядов и позиций классифицируется по различным основаниям. В советской обществоведческой традиции выделялось буржуазное, мелкобуржуазное и пролетарское политическое сознание. В нынешних условиях коренных изменений в социальной структуре такая классификация уже не отражает всего многообразия его типов. В зависимости от исповедуемых субъектами идеалов и ценностей сейчас выделяют либеральное, консервативное, социалистическое, интернационалистское (сотрудничество между нациями), националистическое (ценность нации) политическое сознание. В связи с отношением социальных субъектов к государству выделяются этатистский (подчинение интересам государства) и анархистский типы. В зависимости от приверженности к формам политического устройства общества можно выделить демократический, авторитарный и тоталитарный типы политического сознания. В зависимости от характера социальных действий – консервативный, радикальный, реформистский и революционный.

Однако следует иметь в виду, что тот или иной тип политического сознания в чистом виде встречается редко. Типы находятся в сложном диалектическом взаимодействии, что предопределяется как уровнем сознания, так и жизненным опытом.

№ 54. Сущность, функции, структура политической идеологии

Политическая идеология – социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев общества и которая служит закреплению либо изменению общественных отношений.

Идеология – это объединяющий способ социально-группового мышления.

Понятие «идеология» ведено в научный оборот в 1796 г. французским мыслителем Дестютом де Траси в докладе «Проект идеологии». Де Траси стремился разработать методологию систематизации идей выдающихся мыслителей своего времени.

К. Маркс в ранних работах рассматривал идеологию как обозначение идей, коренящихся в классовых интересах.

В. И. Ленин признавал значение социалистической идеологии как фактора мобилизации массового пролетарского движения, но сохранил отрицательный смысл в понимании буржуазной идеологии. Пролетарскую идеологию Ленин считал подлинно научной.

К. Мангейм в работе «Идеология и утопия» писал, что идеология – это разновидность «ложного сознания», но которое играет по отношению к действительности роль стабилизирующего фактора. Идеология консервативна, а утопия – революционна.

Т. Парсонс под идеологией понимал систему ценностей данного общества.

Э. Шиле считал, что идеология – это система убеждений такого типа, которые выдвигаются во время серьезных общественных кризисов.

Итальянский марксист А. Грамши считал, что идеологии отличны от философии тем, что они ориентированы на действие, соединение с практикой.

В традиционных обществах место идеологии занимала религия. Водоразделом для становления политических идеологий стали грандиозные социальные сдвиги 16-17 вв., вызванные Реформацией, промышленным переворотом и буржуазными революциями. Произошел духовный переворот, который изменил основополагающие представления о времени, пространстве, материи, причинности. Идеология ориентировала людей на политическое действие, значит возникла в эпоху Нового времени, стала движущей силой буржуазных революций.

Современные идеологии:

Ø либерализм;

Ø консерватизм;

Ø социализм (коммунизм и социал-демократия);

Ø национализм;

Ø анархизм;

Ø фашизм.

Выделим три уровня функционирования идеологии:

1. теоретико-концептуальный (элитарный);

2. программно-политический (пропагандистски-просветительский);

3. актуализированный (житейский).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.186 (0.027 с.)