Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Партийная система в Республике БеларусьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Максимальное число зарегистрированных партий – 43. Сейчас зарегистрировано 17 партий. Некоторые партии находятся на уровне протопартий. № 48. Общественные организации и движения. Группа интереса и лоббизм Общественное объединение – это добровольное формирование граждан, объединившихся на основе общности интересов. 1. Партии; 2. Общественные организации; 3. Общественные движения; Общественная организация – это добровольное устойчивое объединение граждан на основе общности интересов, которое имеет организационную структуру, фиксированное членство (индивидуальное или коллективное), устав, управленческий аппарат, участие членов организации в ее финансировании (через членские взносы), со стабильным составом. Различные союзы женщин, композиторов, писателей и т. д. Общественное движение – это совместная деятельность граждан, преследующих общие интересы, но не имеющих четкой организованной структуры и фиксированного членства. Отличаются массовостью, широкой социальной базой, аморфностью, стихийностью, спонтанностью действий, слабоорганизованностью. Стадии развития общественных движений: 1. Возникает беспокойство по проблеме; 2. Артикуляция (выражение) стремлений, формирование целей, задач; 3. Агитация за разрешение проблемы; 4. Осуществление программы; 5. Затухание движения. Типология общественных движений: по целям и сферам деятельности: ü антивоенные; ü экологические; ü правозащитные; ü в защиту потребителей; ü религиозные. по методам действий: ü насильственные (террор, партизанская борьба); ü ненасильственные (демонстрации, забастовки). от постановки целей: ü политические (в защиту прав человека); ü неполитические (за возрождение памятников культуры). по долговременности ориентации: ü консервативные; ü протеста (часто деструктивные, выступают за перемены); ü реформаторские (за реформы сверху, постепенно). по полу и возрасту: ü молодежные; ü женские. По профессии. Функции общественных организаций и движений: 1. Выявляют интересы и потребности населения; 2. Социальная интеграция и мобилизация; 3. Социализация; 4. Репрезентативная (представляет интересы своих членов). Формы воздействия на власть:
1. Выдвижение своих кандидатов; 2. Поддержка на выборах близких партий и их кандидатов; 3. Участие в подготовке и разработке нормативных актов; 4. Участие в работе парламентских комиссий; 5. Развертывание пропагандистских кампаний. Группы интересов – это объединения, которые формируются на основе выдвижения отдельных граждан, которым даются дополнительные права на выражение и отстаивание общих интересов и требований. Теория групп интересов была сформулирована Бентли. Основная функция – артикуляция и агрегирование интересов, коммуникация и формирование политической элиты. Типология групп интересов: по степени организации: ü аномические (плохо организованные, спонтанные, недолговременные, занимаются митингами, демонстрациями); ü институциональные (есть кадровый аппарат, функции, хорошо организованы, на долгий срок). по характеру внутригрупповых связей: ü ассоциативные (добровольные); ü неассоциативные (недобровольные, трудовые коллективы, этнические общества, кланы). по обычаю: ü общины; ü касты; ü кланы. по сфере деятельности извне: ü специальные (занимаются только политической деятельностью); ü частичные. По характеру деятельности ü одноцелевые (решают одну проблему); ü многоцелевые. Группы давления (press groups) – это относительно узкие общественные объединения индивидов, которые активно представляют определенные интересы и активно добиваются их реализации. Способы давления: ü законные (взаимодействия с лидерами, выступление в СМИ, возбуждение дела в суде); ü незаконные (личные семейные связи, коррупция, сбор компромата на политиков). Лоббизм – это целенаправленное воздействие групп интересов на власть, чтобы защитить свои интересы. Это группа давления. Часто сравнивается с коррупцией. Типология лоббизма: ü легальный; ü нелегальный (прямое вознаграждение за решение проблемы). по отношению к политической системы: ü внешний (субъекты сами приходят извне, юридические фирмы, агентства); ü внутренний (сами депутаты лоббируют вопрос). Виды вопросов: ü экономические; ü социальные и т. д. № 49. Сущность выборов. Основные принципы избирательного права
Статья 1 Конституции определяет Беларусь в качестве демократического государства. Одним из важнейших проявлений демократии служит народное голосование. К ним относятся выборы, отзыв, референдумы. Выборы – формирование государственного органа народом путем голосования. Выборы выгодны с экономической точки зрения. Если их нет, то альтернатива одна – содержание огромного репрессивного аппарата. Воля народа должна изъявляться путем периодичных нефальсифицированных выборов. Свободные и честные выборы – обязательное условие и элемент демократии. Если общество признает результаты выборов, то это демократичное общество. Функции выборов: 1. Передача власти мирным путем через волеизъявление граждан; 2. Участие граждан в управлении страной (путем формирования представительных органов власти); 3. Контроль населения за властью (перед выборами власть часто меняет политику, чтобы стать ближе к народу. Трудно править без легитимности); 4. Обществополучает реальную возможность выбрать и сменить тот или иной политический курс (выборы – это политический рынок. Нам претенденты предлагают свои качества, программы, опыт, в обмен наших голосов они получат властные полномочия). Принципы избирательного права: Принципы избирательного права – это наиболее важные положения института избирательного права, которые определяют сущностные стороны выборов. 1. Всеобщность выборов. Принцип означает, что большинство населения должно иметь возможность участвовать в выборах. Всеобщность выборов противостоит так называемому цензовому избирательному праву. Оно было очень распространено в 19-нач. 20 вв. и предполагало установление ограничений (ценз) на участие в выборах значительных групп населения. Особенно часто применялись имущественный и половой ценз. Принцип всеобщности не означает участия в выборах абсолютно всех. Согласно Конституции Республики Беларусь избирательным правом обладают граждане Беларуси, достигшие не менее 18 лет. Данного возраста необходимо достичь не позднее дня голосования. Принцип всеобщности выборов применяется и в отношении активного избирательного права (права голосовать) и пассивного избирательного права (право быть избранным в государственные органы). Однако во втором случае имеются некоторые особенности: Ø Президент – 35 лет; Ø Член Совета Республики – 30 лет; Ø Депутат Палаты представителей – 21 год; Ø Депутат местного Совета депутатов – 18 лет. Принципу всеобщности выборов не противоречит установление определенных ограничений для некоторых категорий лиц. Так по Конституции Беларуси не могут участвовать в выборах (избирать и быть избранными): v недееспособные; v лица, находящиеся по приговору суда в местах лишения свободы (это лица, которым назначено наказание в виде лишения свободы, пожизненного заключения, смертной казни, административного ареста), кроме того они лишены активного избирательного права (права избирать/голосовать); v лица, в отношении которых избрана уголовно-процессуальная мера пресечения содержания под стражей. На сегодня в Беларуси фактически 7 млн. избирателей.
2. Свобода выборов. Данный принцип включает 2 аспекта: 1. Избиратель вправе, но не обязан участвовать в выборах, поэтому мы и используем термин «избирательное право». 2. Избиратель сам решает за кого голосовать.
Что касается первого аспекта рассматриваемого принципа, то он противоположен принципу так называемого обязательного вотума (vote – голосовать). Обязательный вотум используется на сегодня в Италии, Аргентине. За неявку предусмотрена административная ответственность.
3. Гласность. Государство должно принимать все меры для максимально полного информирования населения о подготовке и проведении выборов, а также не препятствовать гражданам, политическим партиям, другим общественным объединениям в получении интересующих их сведений о ходе избирательной кампании.
4. Равные выборы. Принцип равных выборов включает два аспекта: 1. Каждый избиратель имеет один голос; 2. Кандидаты на государственные должности обладают одинаковыми правами и обязанностями. Данный аспект довольно сложно реализовать на практике, поскольку фактические возможности кандидатов всегда различаются.
5. Прямые выборы. Принцип прямых выборов означает избрание государственных органов непосредственно народом. С внесением в белорусскую Конституцию изменений на референдуме 1996 года принцип прямых выборов дополнен косвенными выборами Совета Республики. Косвенные выборы означают формирование государственного органа не народом непосредственно, а лицами, которые в свою очередь, избраны народом. Так членов Совета Республики избирают депутаты местных Советов депутатов базового уровня.
6. Тайна голосования. Избиратели должны иметь возможность голосовать в условиях, исключающих контроль за их волеизъявлением. Рассмотренный ранее принцип гласности не распространяется на голосование конкретного избирателя. О выборах должно быть известно все, кроме того, за кого проголосовал конкретный избиратель. № 50. Понятие избирательной системы. Мажоритарная избирательная система, ее разновидности Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов, норм, приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты. Избирательное право – совокупность норм, которые определяют процедуру выборов. В мире существует 3 основных вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.
В Беларуси на выборах Президента и на выборах в Парламент используется мажоритарная система абсолютного большинства. Однако на выборы в местные Советы депутатов несколько лет тому назад введена мажоритарная система относительного большинства.
Мажоритарная избирательная система предусмотрена законодательством большинства стран мира (США, Великобритания, Франция). Мажоритарная система имеет свои недостатки:
Закон Дюверже – избирательная система, при которой «победитель получает все», как правило, приводит к установлению двухпартийной политической системы. Система мажоритарного представительства ведёт к тому, что шансы новых мелких партий попасть в парламент весьма незначительны. Как правило, в парламенте оказываются с одной стороны представители какой-либо традиционной народной партии, часто социал-демократического направления, а с другой – либерально-консервативной партии. Типичными примерами являются двухпартийные системы США, Великобритании, Мальты и т. д.
№ 51. Пропорциональная избирательная система Пропорциональная избирательная система. Она применяется только в отношении политических партий. Избранными в данном случае могут быть несколько политических партий, число мест которых в представительном органе (Парламенте) будет зависеть (являться пропорциональным) от количества поданных за них голосов избирателей. Мандаты распределяются между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов.
(избирательная квота: сколько стоит одно место)
Иногда устанавливается избирательный порог. Чем больше избирательный порог, тем меньше будет партий в Парламенте. Порогом можно регулировать их количество.
Пропорциональная избирательная система сегодня введена примерно в 60 странах мира, включая Россию, Израиль, Данию, Туркменистан. Политический результат – появление и развитие мелких партий. Эта система стимулирует многопартийность. № 52. Смешанные избирательные системы. М. Дюверже о связи партийных и избирательных систем Смешанная избирательная система – в ряде стран – избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Ее суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть – в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учету голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране. При подобной системе у избирателей есть 2 голоса. Подобная система существует в ряде стран: Грузии, России, Австралии, Египте и др. На основе смешанной избирательной системы в России до 2007 года проходило формирование Государственной Думы: 225 депутатов избираются по мажоритарной системе относительного большинства, 225 – по пропорциональной избирательной системе. Сейчас используется пропорциональная избирательная система. В Австралии смешанная система проявляется по-иному: одна палата парламента избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства, а другая – по пропорциональной системе. В Египте смешанная система представляет собой сочетание голосования по партийным спискам и индивидуального баллотирования: в каждом округе избирается один депутат, выдвинувший свою кандидатуру индивидуально, а остальные мандаты распределяются среди тех, кто включен в партийные списки. В Мексиканских Соединенных Штатах Палата депутатов Федерального Конгресса состоит из 300 депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинства, и из 100 депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства. Таким образом, смешанная избирательная система, построенная на едином принципе – сочетании элементов мажоритарной и пропорциональной систем, имеет самые различные вариации, отличаясь большей или меньшей степенью демократизма, приспосабливаемости к конкретным условиям каждой страны. Система подсчета голосов избирателей на выборах, являясь на первый взгляд чисто организационно-технической процедурой, оказывает обратное воздействие на политические процессы в обществе и влияет на партийно-политическую систему каждой страны. Французский политолог М. Дюверже сформулировал «три социологических закона» взаимосвязи партийной и избирательной систем. Их основные положения таковы: 1. пропорциональная избирательная система обусловливает возникновение и существование многопартийной системы, характеризующейся автономностью партий и их жесткой структурой; 2. абсолютная мажоритарная система способствует формированию многопартийной системы, в которой партии занимают гибкие позиции и стремятся к поиску консенсуса и компромисса; 3. относительная мажоритарная система порождает двухпартийную систему. По М. Дюверже:
Эта взаимосвязь обусловливает воздействие избирательной системы не только на форму демократии, но и на ее судьбу. Многие авторы утверждают, что введение пропорциональной избирательной системы (в чистом виде или смешанной) на ранней фазе развития демократии, в отсутствие устоявшихся сильных партий, дробит партийную систему. Фрагментарность же партийной системы, по мнению Х. Х. Линца, служит фактором, способствующим крушению молодых демократий. В связи с этим предметом не только теоретического, но и практического интереса является изучение современной российской избирательной системы. Ряд исследователей считают, что в Государственной Думе благодаря смешанной избирательной системе формируется политическая структура неустойчивого равновесия, при которой разные политические фланги не имеют решающего большинства, а центр ослаблен и не в состоянии влиять на итоги важнейших голосований. Эта ситуация особенно ярко проявилась в результате выборов в Думу в 1993 г., повторилась она и на следующих выборах. Таким образом, избирательные системы являются чувствительными индикаторами реальных политических процессов, поэтому избирательное законодательство каждой страны совершенствуется и развивается. №53. Сущность, структура, типы политического сознания Политическое сознание - восприятие субъектом той части окружающей его действительности, которая связана с политикой и в которую включен он сам, а также связанные с ней действия и состояния. В самом общем виде сознание означает высший уровень духовной активности человека. С социологической точки зрения сознание есть отображение в духовной жизни людей их общественного бытия. Соответственно и политическое сознание является отражением в духовной жизни людей всего разнообразия политической жизни, ее явлений и процессов. Одновременно политическое сознания выступает атрибутом политического действия. Будучи имманентным свойством каждого социального субъекта, оно выступает в качестве активного начала в политике, может прогнозировать общественную практику. Вместе с тем, если оно в искаженном виде отражает социальную действительность, это может приводить к волюнтаризму в политике. Социальными носителями политического сознания являются субъекты политических отношений. Соответственно различают политическое сознание индивида, социальной группы, класса, нации, всего общества. Каждый субъект вырабатывает свои собственные политические представления. В политическом сознании наряду с результатами собственно познавательной деятельности, т.е. объективным знанием, присутствует и аксиологический, субъективно-оценочный аспект. Каждый субъект во главу угла ставит свои оценки различным явлениям социально-политической действительности. Но наиболее существенное влияние на политическое сознание общества оказывают экономически господствующие социальные силы. Вместе с тем политическое сознание имеет и общенациональное содержание, т.е. присущее всем социальным сообществам и индивидам. Личностные, групповые и общенациональные элементы политического сознания находятся во взаимодействии и взаимовлиянии. Политическое сознание имеет многоуровневую структуру. Выделяют обыденный, эмпирический и теоретический уровни. Обыденный – это совокупность политических взглядов и идей, оформившихся на непосредственном, будничном восприятии общественной жизни. Оно характеризуется отрывочностью, несистематизированностью, размытостью. Эмпирический уровень – складывается на основе более или менее систематизированных знаний и представлений о политической жизни. Теоретический уровень представляет собой наиболее высокую ступень в познании политической реальности. Он предполагает научное осмысление фактов и явлений, закрепляется в виде научных понятий и категорий, а также теорий, учений, концепций. Все многообразие политических взглядов и позиций классифицируется по различным основаниям. В советской обществоведческой традиции выделялось буржуазное, мелкобуржуазное и пролетарское политическое сознание. В нынешних условиях коренных изменений в социальной структуре такая классификация уже не отражает всего многообразия его типов. В зависимости от исповедуемых субъектами идеалов и ценностей сейчас выделяют либеральное, консервативное, социалистическое, интернационалистское (сотрудничество между нациями), националистическое (ценность нации) политическое сознание. В связи с отношением социальных субъектов к государству выделяются этатистский (подчинение интересам государства) и анархистский типы. В зависимости от приверженности к формам политического устройства общества можно выделить демократический, авторитарный и тоталитарный типы политического сознания. В зависимости от характера социальных действий – консервативный, радикальный, реформистский и революционный. Однако следует иметь в виду, что тот или иной тип политического сознания в чистом виде встречается редко. Типы находятся в сложном диалектическом взаимодействии, что предопределяется как уровнем сознания, так и жизненным опытом. № 54. Сущность, функции, структура политической идеологии Политическая идеология – социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев общества и которая служит закреплению либо изменению общественных отношений. Идеология – это объединяющий способ социально-группового мышления. Понятие «идеология» ведено в научный оборот в 1796 г. французским мыслителем Дестютом де Траси в докладе «Проект идеологии». Де Траси стремился разработать методологию систематизации идей выдающихся мыслителей своего времени. К. Маркс в ранних работах рассматривал идеологию как обозначение идей, коренящихся в классовых интересах. В. И. Ленин признавал значение социалистической идеологии как фактора мобилизации массового пролетарского движения, но сохранил отрицательный смысл в понимании буржуазной идеологии. Пролетарскую идеологию Ленин считал подлинно научной. К. Мангейм в работе «Идеология и утопия» писал, что идеология – это разновидность «ложного сознания», но которое играет по отношению к действительности роль стабилизирующего фактора. Идеология консервативна, а утопия – революционна. Т. Парсонс под идеологией понимал систему ценностей данного общества. Э. Шиле считал, что идеология – это система убеждений такого типа, которые выдвигаются во время серьезных общественных кризисов. Итальянский марксист А. Грамши считал, что идеологии отличны от философии тем, что они ориентированы на действие, соединение с практикой. В традиционных обществах место идеологии занимала религия. Водоразделом для становления политических идеологий стали грандиозные социальные сдвиги 16-17 вв., вызванные Реформацией, промышленным переворотом и буржуазными революциями. Произошел духовный переворот, который изменил основополагающие представления о времени, пространстве, материи, причинности. Идеология ориентировала людей на политическое действие, значит возникла в эпоху Нового времени, стала движущей силой буржуазных революций. Современные идеологии: Ø либерализм; Ø консерватизм; Ø социализм (коммунизм и социал-демократия); Ø национализм; Ø анархизм; Ø фашизм. Выделим три уровня функционирования идеологии: 1. теоретико-концептуальный (элитарный); 2. программно-политический (пропагандистски-просветительский); 3. актуализированный (житейский).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.186 (0.027 с.) |