Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Демократизация политической системы

Поиск

Изменения в государственном управлении сопро­вождались демократизацией всей политической сис­темы. Наиболее конкретно она проявилась в обнов­лении избирательной системы. В октябре 1989 г. Вер­ховный Совет БССР принял законы о выборах на­родных депутатов Белорусской ССР и о выборах на­родных депутатов местных Советов. В них определя­лись демократические основы выборов, возможность баллотироваться нескольким кандидатам в депутаты в одном и том же округе. Однако это была еще не до конца демократизированная избирательная система, так как существовали различного рода ограничения, определенные нормы и квоты. Это привело к тому, что 4 марта 1990 г., в день выборов в Верховный Совет, только 98 депутатов было избрано в первом туре. Даже 6 последующих голосований, проведенных в 1991 г. и позволивших довести число депутатов до 327, не дали результатов в 11 округах.

В работе Верховного Совета XII созыва преобла­дали демократические формы рассмотрения вопросов. Работали депутатские фракции, в том числе и оппо­зиционная, состоявшая из сторонников Белорусского народного фронта (БНФ). В мае 1990 г. Председателем Верховного Совета БССР был избран депутат Н. Де-ментей. В сентябре 1991 г.- Н. Дементея по его просьбе освободили от должности. Вместо него избрали С. Шуш-кевича. После того как 26 января 1994 г. депутаты ото­звали его с этой должности, Председателем Верхов­ного Совета был избран М. Гриб.

До мая 1992 г. Верховный Совет принял 153 новых закона, в том числе такие принципиально важные, как «О государственном суверенитете», «О собственнос­ти», «О Национальном банке», «О земле», «О при­оритетном социально-культурном и экономическом развитии села и агропромышленного комплекса», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», а также ряд законов по вопросам общественной безопасности.

Большая работа проводилась комиссией Верхов­ного Совета по разработке Основного Закона — Кон­ституции Республики Беларусь. 15 марта 1994 г. проект Конституции был утвержден. Беларусь стала жить по новому Основному Закону.

С развитием демократии в обществе сложились ус­ловия для многопартийности. В результате в короткий срок в Беларуси было создано и официально зарегис­трировано 12 партий и 7 общественно-политических движений. Большинство из них выступили против мо­нополизма коммунистической партии в общественно-политической жизни, за департизацию государствен­ных предприятий и организаций. В июне 1991 г. этот вопрос был рассмотрен Верховным Советом, однако идея департизации не получила поддержки у большин­ства депутатов.

Только после августовских событий этого же года в Москве Верховный Совет запретил создание новых и деятельность существовавших структур Компартии Беларуси, других общественных объединений, доби­вавшихся политических целей, в органах государствен­ной власти и управления, на государственных пред­приятиях, в учреждениях и организациях: 25 августа 1991 г. Верховный Совет временно приостановил де­ятельность Компартии на территории Республики Бе­ларусь. В декабре 1991 г. ее собственность была кон­фискована. 3 июля 1993 г. Верховный Совет отменил запрет на деятельность Компартии.

В 1993— 1994 гг. в Беларуси сложился широкий спектр политических течений: от последователей со­циализма на одном его фланге до сторонников капи­тализма — на другом. Активную политическую дея­тельность развернул Белорусский народный фронт, уч­редительный съезд которого состоялся в июне 1989 г. в г. Вильнюсе. В июне 1990 г. были образованы На­ционально-демократическая партия Беларуси (НДПБ), в сентябре 1990 г.— Объединенная демократическая партия Беларуси (ОДПБ), в феврале 1991 г.— Бело­русская социал-демократическая партия (БСДП), в марте — Белорусская социал-демократическая грома­да (БСДГ), в апреле 1992 г.— Партия народного со­гласия (ПНС). Появились партии и организации, ко­торые ориентировались на верующих. 1 июня 1991 г. конференция белорусских христианских демократов объявила о возобновлении деятельности созданного еще в 1917 г. Белорусского христианско-демократического единения (БХДЕ). С декабря 1991 г. стала дей­ствовать партия коммунистов Беларуси (ПКБ), кото­рая в 1993 г. ненадолго объединилась с Компартией Беларуси (в декабре этого же года они вновь разме­жевались). В июне 1992 г. создана Аграрно-демократическая партия Беларуси (АДПБ). В это же время состоялся учредительный съезд партии Славянский Собор «Белая Русь» (СС «Белая Русь»), цель кото­рой— возрождение славянской духовности, защита славянских интересов во всех сферах общественной жизни, развитие в самосознании славянских народов чувства принадлежности к единому этносу, создание в Беларуси конституционным путем правового, гар­моничного социального строя, основанного на собор­ности и самоуправлении.

Таким образом, в первой половине 90-х гг. в Бе­ларуси шел процесс активного становления многопар­тийной системы. Количество партий продолжало рас­ти. В конце 1995 г. в Минюсте Республики Беларусь было зарегистрировано 34 политические партии, это свидетельствовало о дальнейшем расширении и углуб­лении процесса демократизации в стране.

Обновилось и профсоюзное движение. В октябре 1990 г. состоялся первый съезд Федерации профсоюзов Беларуси — самого крупного общественного объеди­нения в стране. На волне забастовочного движения образовалась Конфедерация труда Беларуси (КГБ). В Солигорске возник Независимый профсоюз горняков Беларуси (НСГБ). В ноябре 1991 г. состоялся учре­дительный съезд Свободных профсоюзов Беларуси (СПБ), которые объявили себя конкурентами Феде­рации профсоюзов Беларуси.

В 1994 г. состоялись выборы Президента Респуб­лики Беларусь, пост которого был предусмотрен новой Конституцией: На него претендовали 6 кандидатов. В результате всенародного волеизъявления первым в белорусской истории президентом 10 июля 1994 г. стал Александр Григорьевич Лукашенко. За него проголо­совало 4,2 млн человек, или 81% участвовавших в выборах граждан. Предвыборная программа А. Лу­кашенко предусматривала такие важные положения, как обеспечение суверенитета страны, ее экономичес­кой и политической стабильности, проведение курса на реформирование общества, улучшение материаль­ного положения трудящихся, борьба с коррупцией и преступностью. Став Президентом, он приступил к ее реализации.

14 мая 1995 г. состоялся республиканский референ­дум по вопросам внутренней и внешней политики. В нем приняло участие 64,8% избирателей, имевших пра­во голоса. Итоги голосования по каждому вопросу, вынесенному Президентом Республики Беларусь на республиканский референдум, свидетельствовали о полной поддержке народом его курса. С приданием русскому языку равного статуса с белорусским согла­сились 83% избирателей, принявших участие в рефе­рендуме. 75,1% избирателей поддержали предложение Президента об установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь: за одобрение действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией проголосовало 83,3% избирателей. 77,7%, принявших участие в референдуме, согласились с необходимостью внесения изменений в Конституцию Республики Бела­русь, предусматривавших возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Прези­дентом Республики Беларусь в случае систематичес­кого или грубого нарушения им Конституции.

В состоявшихся в день референдума выборах в Вер­ховный Совет Республики Беларусь приняли участие 64,7% избирателей. Однако в первом туре были из­браны только 18 депутатов. Для того чтобы новый парламент приступил к работе, требовалось, чтобы в него было избрано не менее 174 депутатов. Достичь кворума оказалось возможным только 10 декабря 1995 г., после трех дополнительных туров голосова­ния. Это позволило начать работу Верховного Совета XIII созыва, хотя 62 депутатских мандата осталось ва­кантными, т. е. почти 1,5 млн избирателей оказались без «своих» депутатов в высшем законодательном ор­гане страны.

В состав Верховного Совета было избрано 95 бес­партийных (45%), 42 коммуниста (21,1%), 33 члена Аг­рарной партии (16,7%), 9 представителей Объединен­ной гражданской партии (4,5%), 8 представителей Пар­тии народного согласия (4%), по два депутата от Пар­тии всебелорусского единства и согласия и Белорус­ской социал-демократической Громады, по одному — от Белорусского патриотического движения, Белорус­ской партии зеленых, Республиканской партии труда и справедливости, Белорусской крестьянской партии, Белорусской народной партии, Белорусской социаль­но-спортивной партии и Экологической партии. При­мечательно, что от Белорусского народного фронта в Верховный Совет не прошел ни один кандидат.

В соответствии с волеизъявлением народа сразу же после референдума была введена новая государствен­ная символика. Постепенно сняты искусственные огра­ничения в использовании русского языка, более интен­сивным стало белорусско-российское сотрудничество.

2 апреля 1996 г. Президент Республики Беларусь А. Лукашенко и Президент Российской Федерации Б. Ельцин подписали в Москве договор об образова­нии Сообщества Беларуси и России. Это стало собы­тием, к которому, как отметил А. Лукашенко, наши народы стремились все эти годы. Договором преду­сматривались согласование сторонами своей внешней политики и выработка общих позиций по основным международным вопросам; взаимодействие в обеспе­чении безопасности, охране границ и борьбе с пре­ступностью; разработка общих принципов военного строительства с совместным использованием элемен­тов инфраструктуры обоих государств в соответствии с национальным законодательством и ряд других ин­теграционных мероприятий.

Процесс сближения двух государств последователь­но осуществляется усилиями законодательных и ис­полнительных органов власти. В день памяти о начале Великой Отечественной войны 22 июня 1996 г. в Бресте состоялось заседание Высшего Совета Сообщества, а 25 июня в Смоленске прошла первая сессия Парла­ментского Собрания Сообщества России и Беларуси. Усилия Парламентского Собрания были направлены на то, чтобы создать надежный «правовой коридор» для действий исполнительных властей, хотя к этому времени уже имелась серьезная договорно-правовая база (было подписано около ста межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений, около 30 проектов документов находилось в стадии проработки).

В соответствии с курсом на дальнейшую интегра­цию президентами А. Лукашенко и Б. Ельциным 2 ап­реля 1997 г. был подписан Договор о Союзе Беларуси и России. В мае- -июне 1997 г. он был ратифицирован как Национальным собранием Республики Беларусь, так и Федеральным собранием Российской Федерации. 8 декабря 1999 г. в Москве был подписан Договор о создании Союзного государства Беларуси и России, что создало новые благоприятные условия для даль­нейшей интеграции обоих народов.

Летом—осенью 1996 г. обострился конфликт из-за раздела властных полномочий между Президентом и Верховным Советом республики. Вскоре он приобрел характер конфронтации. Каждая из сторон предложи­ла вынести на референдум свой проект Конституции, точнее, свой вариант поправок к действовавшему с 1994 г. Основному Закону. Согласно президентскому проекту, многих властных полномочий лишался Вер­ховный Совет, а согласно парламентскому — упразд­нялся даже президентский пост.

Определились два противоположных подхода к ре­шению основных задач развития белорусской государ­ственности. Курс Президента Республики Беларусь был нацелен на создание социально ориентированной экономики и связан с дальнейшим развитием демо­кратических процессов, а также улучшением благо­состояния народа, углублением интеграции с Россией, другими странами СНГ, развитием образования, на­уки и культуры. Этому курсу противостоял второй путь, на который стремились столкнуть республику оппозиционные силы.

Главным политическим событием этого време­ни стало Всебелорусское народное собрание, состояв­шееся 19—20 октября 1996 г. На это Своеобразное вече, какого еще не знала история суверенной Беларуси, в Минск приехали около 5 тыс. делегатов. Они были избраны с полным соблюдением демократических принципов в трудовых коллективах, учебных заведе­ниях, воинских частях и по месту жительства. На соб­рании были широко представлены все социальные слои, различные возрастные группы населения. Почти половину делегатов составляли люди среднего возрас­та (41—50 лет), 21,4% — 30—40-летние, 20,6% — 50— 60-летние, 6,8% — пенсионеры и 4,5% — молодежь до 30 лет. 3622 делегата (77%) имели высшее и неполное высшее образование, 1047 человек (22%) — среднее и среднее специальное. Среди делегатов было 1211 жен­щин. В работе собрания участвовали 110 депутатов Верховного Совета Республики Беларусь.

Собрание обсудило основные положения Програм­мы социально-экономического развития республики до 2000 года, проект новой редакции Конституции Рес­публики Беларусь, а также вопросы, предложенные Президентом А. Лукашенко на республиканский ре­ферендум. Оно продемонстрировало образец граждан­ственности и ответственности за будущее страны, вы­сокой результативности в работе. В принятой резо­люции была высказана поддержка политического и экономического курса главы государства. Форум осу­дил действия оппозиционных сил, направленные на раскол общества и дестабилизацию обстановки в стране, высказал надежду на конструктивное сотруд­ничество всех ветвей власти.

Оппозиционные силы провели в Минске 18—19 ок­тября Национальный конгресс, в котором участвовали около полутора тысяч человек. Участники конгресса обратились к гражданам Республики Беларусь с при­зывом сделать правильный выбор на предстоящем ре­ферендуме. 19 октября на площади Парижской ком­муны состоялся митинг представителей оппозицион­ных сил из Минска и других регионов страны.

Накануне референдума Президентом была пред­принята еще одна попытка достижения согласия с Вер­ховным Советом. 22 ноября в Минске состоялась встреча Председателя Высшего Совета Сообщества Беларуси и России Президента Республики Беларусь А. Лукашенко, Председателя Верховного Совета С. Шарецкого и Председателя Конституционного суда Республики Беларусь В. Тихини с Премьер-ми­нистром Российской Федерации В. Черномырдиным, Председателем Совета Федерации Е. Строевым и Председателем Государственной Думы Российской Федерации Г. Селезневым. На встрече были обсужде­ны общественно-политическая ситуация и ход консти­туционной реформы в Республике Беларусь.

По итогам встречи было подписано соглашение, позволявшее выйти из кризисной ситуации. Однако Верховный Совет и Конституционный суд не выпол­нили своих обязательств: принятое соглашение не было утверждено народными депутатами, а Консти­туционный суд не прекратил дело об импичменте Пре­зиденту. В ответ Президент А. Лукашенко объявил об обязательном характере референдума по вопросам поправок к Конституции и переноса Дня независимос­ти республики на 3 июля. Таким образом, подписанное руководителями исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти соглашение не выполнялось, конституционный кризис продолжался.

Черту под дискуссиями подвел референдум 24 но­ября 1996 г. В нем участвовали 6,18 млн избиратеяей-или 84,14% белорусских граждан, имевших право го­лоса. За то, чтобы перенести День независимости Рес­публики Беларусь (День Республики) с 27 июля на 3 июля — День освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной войне, прого­лосовали 88,18% избирателей. За принятие Конститу­ции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и до­полнениями, предложенными Президентом, высказа­лись 70,45% граждан (по вопросам о Конституции про­центы учитывают общее количество избирателей, по всем другим -- число пришедших на выборы). Против купли и продажи земли высказались 82,88%. Отмену смертной казни поддержали лишь 17,93% избирателей.

По вопросам, вынесенным на референдум депута­тами Верховного Совета, результаты голосования были следующие: за принятие Конституции Респуб­лики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, предложенными депутатами фракций коммунистов и аграриев, проголосовали 7,93% граждан; за выборы руководителей местных органов исполнительной влас­ти высказались 28,14% участников референдума, за то, чтобы финансирование всех ветвей власти осуществля­лось публично и только из государственного бюджета, проголосовали 32,18% избирателей.

Указом Президента А. Лукашенко 27 ноября был одобрен список депутатов Верховного Совета, вклю­ченных в состав Палаты представителей Националь­ного собрания Республики Беларусь, в количестве 110 человек. В связи с вступлением в силу новой редакции Конституции, принятой на референдуме 24 ноября, и завершением формирования Палаты представителей в этот же день был принят Закон «О прекращении полномочий Верховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва».

Началась плодотворная совместная деятельность законодательной и исполнительной ветвей власти, что во многом способствовало развитию всех сфер обще­ственной жизни. Во второй половине 90-х гг. был пре­одолен спад производства, обеспечены рост валового внутреннего продукта, положительная динамика вы­пуска продукции в большинстве отраслей народного хозяйства. В 1998 г. прирост ВВП к уровню 1997 г. составил 8%, промышленного производства — 11, то­варов народного потребления — 17,4%. Розничный товарооборот в сопоставимых ценах возрос на 20,6%. Ввод жилья в 1998 г. по сравнению с 1995 г. возрос в 1,9 раза. Осуществлялись значительные преобразо­вания в сфере различных форм собственности и хо­зяйствования, обеспечивалась государственная под­держка малого и среднего бизнеса при соблюдении интересов государства и прав граждан. Удельный вес выпуска продукции негосударственной формы соб­ственности в общем объеме промышленного произ­водства составил 43%. Оживление производства и оз­доровление в финансово-экономической сфере приве­ли к позитивным изменениям на рынке труда: за 1998 г. численность безработных уменьшилась на 16,1%.

В 2000 г. была закреплена положительная динами­ка развития в экономической и социальной сферах. Был превышен уровень докризисного 1990 г. (самого эффективного в плане экономических показателей со­ветской эпохи) по объему производства промышлен­ной продукции, потребительских товаров, реальных денежных доходов населения и других показателей. Мировой финансовый кризис и кризис 1998 г. в Рос­сии, повышение цен на нефть в 2 раза отрицательно сказались на темпах развития и Республики Беларусь. В целом за 1996—2000 гг. валовый внутренний про­дукт увеличился на 36%, продукция промышленно­сти — на 65, инвестиции в основной капитал — на 26%. Была обеспечена продовольственная безопасность го­сударства.

На новые рубежи вышла Республика Беларусь по экспорту и строительству жилья. Принятые систем­ные меры позволили увеличить экспорт с 5 млрд дол­ларов в 1995 г. до 8 млрд долларов в 2000 г. Ежегодно в строй вводится более 3,5 млн м2 жилья, в том числе и социального. В 2000 г. по сравнению с 1994 г. почти в 1,5 раза увеличилось число молодых семей. В по­следние годы прошедшего XX столетия Беларусь окон­чательно оформила свою государственность и приоб­рела реальный суверенитет. Она стала сильным госу­дарством, способным успешно решать сложные задачи экономического и социального развития, повышения благосостояния. Успешно функционируют исполни­тельная вертикальная власти и судебная система. От­ношения центра и органов управления строятся на правовой основе, взаимно дополняя и поддерживая друг друга. Это отчетливо продемонстрировал Съезд Советов депутатов, который стал новым явлением в государственном строительстве, характеризующим демократизацию общества, повышение ответствен­ности всех его институтов.

В 2000 г. на демократической основе прошли вы­боры депутатов Национального собрания Республики Беларусь. Председателем палаты представителей из­бран В. Попов, заместителем — В. Коноплёв. Пред­седателем Совета Республики стал А. Войтович, за­местителем — М. Авласевич.

В соответствии с законодательством в стране дей­ствуют свыше тысячи общественных объединений, в том числе 18 политических партий, около 4 профес­сиональных союзов, 35 ветеранских, 37 молодежных, 18 женских организаций. Все они работают в соответ­ствии со своими уставами, охватывая практически весь мировоззренческий спектр белорусского общества. В XXI столетие Беларусь вошла с твердым наме­рением жить в мире и согласии, без социальных по­трясений и революционных экспериментов обеспечить мощь и процветание страны и благополучие народа.

Второе Всебелорусское народное собрание состо­ялось 18 мая 2001 г. В нем отразилось сочетание ис­торического опыта и современных принципов наро­довластия. В Минск прибыли 2,5 тыс. делегатов со всей Беларуси. Среди них были представители всех социальных и профессиональных групп населения.

Народное собрание приняло Программу социаль­но-экономического развития на 2001—2005 гг., что включает в себя стратегию социально-экономического развития, а также проблемы совершенствования внеш­ней политики, повышения национальной безопасно­сти и формирования гражданского общества. Важней­шей целью является повышение уровня благосостоя­ния белорусского народа (в 1,8 раза). Предполагается увеличить внутренний валовый продукт на 40%, при­чем весь его прирост должен быть обеспечен за счет роста производительности труда, внедрения прогрес­сивных ресурсосберегающих технологий. Доля ручно­го труда должна сократиться в 2 раза.

Знаменательным событием в общественно-полити­ческой жизни Беларуси стали выборы ее президента, состоявшиеся 9 сентября 2001 г. В голосовании при­няли участие 6 169 087 избирателей, или 83,86% от включенных в списки. За Александра Лукашенко было подано 4 666 680 голосов, или 75,65% от принявших участие в голосовании, за Владимира Гончарика — 965 261 голос, или 15,65%, за Сергея Гайдукевича — 153 199 голосов, или 2,48%.

Итоги выборов говорят о социально-политичес­ком оптимизме белорусского народа, его стремлении к экономической и политической стабильности, вере в последовательность и обязательность власти.

 

 

35. Беларусь у міжваенны перыяд. Пераўтварэнні ў эканоміцы, палітыцы, культуры.

Нэп. Становішча, што склалася ў краіне, патрабавала кардынальных перамен. Выйсце, на думку Леніна, было ў замене палітыкі «ваеннага камунізму» новай эканамічнай палітыкай (нэпам). Яна была прынята на X з'ездзе РКП(б) у сакавіку 1921 г. Мэтай нэпа з'яўлялася ўмацаванне на эканамічнай аснове палітычнага саюза рабочага класа і сялянства дзеля захавання савецкай улады. Для ліквідацыі таварнага голаду дапускалася ў пэўных межах пад кантролем дзяржавы развіццё капіталізму. Нэп — гэта ў першую чаргу пераход ад харчразвёрсткі да харчпадатку, памер якога быў на 30—50 % ніжэйшым. Памер харчпадатку вылічваўся з плошчы пасеваў і аб'яўляўся сялянам яшчэ да пачатку сельскагаспадарчых работ. Акрамя збожжавых, натуральным падаткам абкладалася прадукцыя жывёлагадоўлі: мяса, масла, воўна і г. д. Усіх падаткаў у 1921 г. было Устаноўлена 13. Пазней яны былі заменены адзіным грашовым падаткам. Увядзенне нэпа дало сялянам права свабодна распараджацца той прадукцыяй, якая заставалася ў іх пасля выплаты падатку, прадаваць яе на рынку. Нэп — гэта пераход прамысловасці на гаспадарчы разлік, самафінансаванне вытворчасці. Многія прадпрыемствы здымаліся з зяржаўнага забеспячэння. Нэп — гэта развіццё дзяржаўнага і прыватнага гандлю асноўных форм эканамічных сувязей паміж горадам і вёскай. Прамы прадуктаабмен спыняўся, рабіўся пераход да таварна-грашовых адносін. Нэп — гэта карэнная перабудова сацыяльнай сферы, адмова ад ваенна-камуністычных прынцыпаў размеркавання. Адмяняліся ўсеагульная працоўная павіннасць, працоўныя мабілізацыі, працоўныя арміі і ўраўняльная аплата працы. Асаблівасцю для Беларусі было тое, што ў выніку існаваўшай тут у дарэвалюцыйныя часы яўрэйскай «мяжы аседласці» нэпманамі з'яўляліся пераважна яўрэі. Гэта служыла асновай для ўзмацнення антысемітызму. Утварэнне СССР. 16 студзеня 1921 г. быў заключаны дагавор аб ваенным і гаспадарчым саюзе паміж РСФСР і БССР. У адпаведнасці з дагаворам аб'ядноўваліся народныя камісарыяты ваенных і марскіх спраў, знешняга гандлю, фінансаў, працы, шляхоў зносін, пошты і тэлеграфа, вышэйшыя саветы народнай гаспадаркі. У выніку ўсебаковага супрацоўніцтва да сярэдзіны 1922 г. усе савецкія рэспублікі прыйшлі да ідэі дзяржаўнага саюза памі імі 14—18 снежня 1922 г. адбыўся IV Усебеларускі з'езд Савеаў. Ён прыняў рашэнне аб неабходнасці ўтварэння Саюза ССР. І з'езд Саветаў СССР адкрыўся ў Маскве 30 снежня 1922 г. Ён вырашыў утварыць Саюз Савецкіх Сацыялістычных Рэспублік. Дагавор аб утварэнні СССР заключылі паміж сабой 4 незалежныя савецкія рэспублікі: БССР, РСФСР, УССР і ЗСФСР. Саюз ССР утвараўся як дабравольнае аб'яднанне раўнапраўных рэспублік, як адзіная саюзная дзяржава. 3 сакавіка 1924 г. Прэзідыумам ЦВК СССР і Усерасійскім ЦВК была прынята пастанова аб перадачы Беларускай ССР 15 паветаў і асобных воласцей Віцебскай, Гомельскай і Смаленскай губерняў, дзе большасць насельніцтва складалі беларусы. У 1926 г. да БССР былі далучаны Гомельскі і Рэчыцкі паветы, дзе большасць насельніцтва таксама складалі беларусы. Пад маркай рэгулявання землекарыстання, ліквідацыі цераспалосіцы і далёказямелля, павышэння эфектыўнасці сельскагаспадарчай вытворчасці ў 20-я гг. праводзілася перасяленне сялян з вёсак на хутары ідробныя пасёлкі. Ламаўся традыцыйны ўклад сельскага жыцця, які сфарміраваўся на працягу стагоддзяў. Хутарызацыя — шлях умацавання капіталістычных адносін у аграрным сектары эканомікі. Яна супярэчыла палітыцы бальшавікоў, якія стваралі на вёсцы сацыялістычныя калектыўныя гаспадаркі — калгасы, саўгасы, камуны, таварыствы па сумеснай апрацоўцы зямлі, іншыя кааператыўныя аб'яднанні і вырашалі больш паспяхова задачу ліквідацыі цераспалосіцы і далё казямелля.

Не маючы патрэбных сродкаў і жадання рушыць традыцыйны лад жыцця, большасць сялян з асцярогай адносілася да хутарызацыі. У поўнай адпаведнасці з палітыка-ідэалагічнай дактрынай Камуністычнай партыі ў другой палове 20-х гг. новая эканамічная палітыка была паступова заменена палітыкай сацыялістычнай індустрыялізацыі краіны, калектывізацыі сельскай гаспадаркі і культурнай рэвалюцыі. У 30-я гг. палітыка Савецкай дзяржавы атрымала афіцыйную назву палітыкі разгорнутага наступлення сацыялізму па ўсяму фронту. Курс на сацыялістычную індустрыялізацыю і асаблівасці яе правядзення ў Беларусі. Курс на правядзенне сацыялістычнай індустрыялізацыі ў СССР прыняў у снежні 1925 г. XIV з'езд ВКП(б). Як сцвярджалася ў партыйных і дзяржаўных дакументах, сацыялістычная індустрыялізацыя была неабходнай: а) для стварэння матэрыяльна-тэхнічнай базы сацыялізму; б) для пераўтварэння СССР з краіны, якая завозіла машыны і абсталяванне з-за мяжы, у краіну, якая іх вырабляе, і забеспячэння на гэтай снове тэхніка-эканамічнай незалежнасці СССР ад капіталістычных дзяржаў; в) для ўмацавання абараназдольнасці СССР і забеспячэння Чырвонай Арміі новай тэхнікай і ўзбраеннем; г)для абсталявання ўсіх галін народнай гаспадаркі, у тым ліку і сельскагаспадарчай вытворчасці новай высокапрадукцыйнай тэхнікай; д) для павышэння матэрыяльнага дабрабыту і культурнага ўзроўню народа. Паколькі краіны Захаду адмовілі СССР у прадастаўленні займаў і крэдытаў, фінансавыя сродкі для індустрыялізацыі прыходзілася шукаць унутры краіны. Гэта — прыбытак ад нацыяналізаваных фабрык, заводаў, прадпрыемстваў сувязі, іншых галін гаспадаркі, продаж зерня, лесу і нафтапрадуктаў за мяжу, а таксама карцін, скульптур і іншых мастацкіх каштоўнасцей, скарачэнне сродкаў на ўтрыманне кіруючага апарату, усталяванне жорсткага рэжыму эканоміі. Былі выкарыстаны золата і серабро, прададзены за мяжу званы, іконы і іншыя каштоўнасці, нарабаваныя ў царквы ў 20—30-я гг. Уведзена Дзяржаўная манаполія на гарэлку, а таксама валютная манаполія, у выніку якой чырвонец стаў унутранай валютай і пазбавіўся канверціравання. Формамі перакачвання сродкаў насельніцтва на патрэбы індустрыялізацыі былі недаплата за работу рабочым і служачым, звышпадатак для сялян «у выглядзе пераплат за прамысловыя тавары і недапалучак па лініі цэн на сельскагаспадарчыя прадукты», прамыя і ўскосныя падаткі (падатак са звароту), эмісія грошай, подпіс на дзяржаўныя пазыкі, канфіскацыя маёмасці і зберажэнняў у заможных сялян, кампаніі ў гарадах па забіранні ў насельніцтва золата і каштоўнасцей. Індустрыялізацыя ў БССР з'яўлялася часткай адзінага працэсу індустрыялізацыі СССР. Яна мела свае асаблівасці правядзення. Па-першае, улічваючы дастатковыя запасы мясцовай сыравіны, патрэбу ў таварах народнага спажывання, зручныя шляхі зносін і вытворчыя традыцыі, асноўная ўвага ў БССР аддавалася паліўнай, дрэваапрацоўчай, папяровай, гарбарнай, швейнай, абутковай і харчовай прамысловасці. У рэспубліцы былі пабудаваны торфапрадпрыемства «Асінторф» каля Оршы, Бабруйскі і Гомельскі дрэваапрацоўчыя камбінаты, Аршанскі льнокамбінат, гарбарны завод «Бальшавік» і скураная галантарэйная фабрыка ў Мінску, фабрыка штучнага валакна ў Магілёве, швейная фабрыка «Знамя індустрыялізацыі» і панчошна-трыкатажная фабрыка «КІМ» у Віцебску, панчошна-трыкатажная фабрыка імя 8 Сакавіка ў Гомелі, запалкавая фабрыка ў Рэчыцы. Паспяхова працавалі Добрушская папяровая фабрыка «Герой працы», Мазырскі фанерны завод «Чырвоны Кастрычнік», барысаўскія запалкавыя фабрыкі «Чырвоная Бярэзіна» і «Пралетарская перамога». Па-другое, прыгранічнае становішча БССР, неразведанасць яе прыродных багаццяў, недахоп сыравіны, інжынерна-тэхнічных і рабочых кадраў не дазвалялі разгарнуць буйнамаштабнае будаўніцтва аб'ектаў цяжкай прамысловасці, як гэта рабілася ў іншых рэгіёнах СССР. Тым не менш частка капіталаўкла данняў накіроўвалася на развіццё энергетыкі, машынабудавання і прамысловасці будаўнічых матэрыялаў. У гады першай (1928—1932 гг.), другой (1933—1937 гг.) і трэцяй (1938 — чэрвень 1941 гг.) пяцігодак уступілі ў строй Беларуская дзяржаўная раённая электрастанцыя (БелДРЭС), Мінская ТЭЦ-2, Барысаўская, Мазырская, Полацкая, Слуцкая і іншыя электрастанцыі, Гомельскі завод сельскагаспадарчага машынабудавання («Гомсельмаш»), магілёўскія трубаліцейны і аўтарамонтны заводы, Гомельскі шкляны і Крычаўскі цэментны заводы. На базе невялікіх заводаў у Мінску быў створаны металаапрацоўчы завод «Камунар», які пазней стаў базай станкабудаўнічага завода імя С. М. Кірава. У Віцебску былі створаны станкабудаўнічыя заводы імя Камінтэрна і імя С. М. Кірава, у Гомелі — станкабудаўнічы завод імя С. М. Кірава. Па-трэцяе, з-за недахопу ў рэспубліцы ўласных фінансавых рэсурсаў частку сродкаў на патрэбы індустрыялізацыі выдзяляў урад СССР. З рэспублік Савецкага Саюза ў Беларусь завозілася прамысловае абсталяванне, чорныя і каляровыя металы, каменны вугаль, нафтапрадукты. На новабудоўлях рэспублікі працавалі спецыялісты і рабочыя з Масквы, Ленінграда, Кіева, Харкава, прамысловых цэнтраў Урала. У той жа час тэхнічнае абсталяванне, станкі, зробленыя ў БССР, паступалі на фабрыкі і заводы Масквы, Украіны, Урала. Па-чацвёртае, у БССР былі створаны новыя галіны прамысловасці — паліўная, машынабудаўнічая, хімічная, наладзілася вытворчасць штучнага валакна і трыкатажу. Сфарміраваліся інжынерна-тэхнічныя кадры, выраслі кадры рабочага класа. Курс на правядзенне палітыкі калектывізацыі сельскай гаспадаркі. Калектывізацыя сельскай гаспадаркі — палітыка Камуністычнай партыі і Савецкай дзяржавы, накіраваная на вытворчае каапераванне сялянскіх гаспадарак, масавы перавод з індывідуальнай сістэмы гаспадарання на калектыўную. Стварэнне калектыўных гаспадарак пачалося з першых гадоў савецкай улады. Курс на правядзенне палітыкі калектывізацыі сельскай гаспадаркі распрацаваў у снежні 1927 г. XV з'езд ВКП(б). Пераход да суцэльнай калектывізацыі і фарсіраванне яе тэмпаў. Без натрэбных матэрыяльна-тэхнічных і духоўна-псіхалагічных умоў у другой палове 1929 — пачатку 1930 г. пачалася суцэльная калектывізацыя і звязанае з ёй фарсіраванне тэмпаў. На гэта арыентавала пастанова ЦК ВКП(б) ад 5 студзеня 1930 г. «Аб тэмпе калектывізацыі і мерах дапамогі калгаснаму будаўніцтву», а таксама рашэнні студзеньскага (1930 г.) пленума ЦК КП(б)Б аб завяршэнні калектывізацыі ўсіх бядняцка-серадняцкіх гаспадарак да канца 1931 г. Гэтыя і іншыя рашэнні абумовілі выкарыстанне адміністрацыйна-камандных метадаў у правядзенні калектывізацыі. Сялян часта прымушалі запісвацца ў калгасы, што прывяло да нарошчвання колькасных паказчыкаў. Рэакцыяй сялянства на фарсіраванне тэмпаў калектывізацыі і абагуленне рабочай, а нярэдка прадукцыйнай жывёлы і свойскай птушкі сталі масавы зарэз і продаж свойскай жывёлы. Ліквідацыя кулацтва як класа. Улічваючы палітычную пазіцыю і шкодніцкую дзейнасць кулацтва,а таксама факт суцэльнай калектывізацыі, якая пачалася ў краіне, была распрацавана новая палітыка ў адносінах да заможнай часткі сялянства. Гэта палітыка ліквідацыі кулацтва як класа на аснове суцэльнай калектывізацыі. Раскулачванне валадароў асноўных сродкаў вытворчасці і сельскагаспадарчага вопыту праводзілася жорсткай форме. У многіх месцах яно набыло характар прамога рабавання і глумлення над асобай селяніна, распальвання нізкіх страсцей люмпен-пралетарскіх пластоў, якім даставалася частка маёмасці раскулачаных заможных жыхароў вёскі. Непазбежным вынікам паспешнасці, фарсіравання тэмпаў калектывізацыі сталі перагібы і памылкі ў калгасным руху. 14 сакавіка 1930 г. з'явілася пастанова ЦК ВКП(б) «Аб барацьбе са скрыўленнямі партлініі ў калгасным руху». 17 красавіка гэтага ж года ЦК КП(б)Б прыняў рэзалюцыю «Аб барацьбе з перагібамі ў калгасным руху». Сярод перагібаў і памылак былі парушэнні прынцыпу добраахвотнасці пры ўступленні сялян у калгасы, празмернае падаткаабкладанне індывідуальных сялянскіх гаспадарак, што губляла ўсялякі сэнс іх вядзення, забарона самастойнага перасялення і продажу сялянскай маёмасці пад пагрозай поўнай яе канфіскацыі. У шэрагу выпадкаў раскулачванне праводзілася не на аснове суцэльнай калектывізацыі і закранала серадняка. Замест сельскагаспадарчых арцеляў як асноўнай формы калгаснага будаўніцтва нярэдка ствараліся камуны. Масіраваная палітыка-ідэалагічная работа, жорсткая падатковая палітыка і іншыя меры спрыялі пашырэнню калектывізацыі. У 1935 г. яе працэнт склаў 85,6 %, у 1939 г.— больш за 90 %. Разам з тым у 20—30 гг. большую частку фінансавых і матэрыяльных рэсурсаў, лепшыя кадры дзяржава выкарыстоўвала ў інтарэсах правядзення палітыкі сацыялістычнай індустрыялізацыі і ўмацавання абараназдольнасці СССР. Сельская гаспадарка фінансавалася па рэшткаваму прынцыпу, развівалася галоўным чынам за кошт мізэрных уласных сродкаў калгасаў. Гэта, а таксама недахопы ў арганізацыі вытворчасці прывялі да таго, што ўраджайнасць сельскагаспадарчых культур, іх валавыя зборы, прадукцыйнасць жывёлагадоўлі заставаліся ў канцы 30-х гг. на ўзроўні дакалгаснай вёскі. Палітыка беларусізацыі. Культурнае жыцце ў 1920-я гг. Беларусізацыяй завецца палітыка афіцыйных улад, якая садзейнічала нацыянальна-культурнаму будаўніцтву на Беларусі ў перыяд 1924—1929 гг. Яна была ажыццяўленнем той лініі, якую адстойвалі з самага пачатку нацыянальна-дэмакратычныя сілы ў КП(б)Б. Да яе разгортван-ня вялі працэс узбуйнення тэрыторыі, хуткае развіццё гаспа-даркі на аснове нэпа, палітычная амністыя і інш. Нельга было не лічыцца і з тымі нацыянальнымі плынямі, якія абаранялі прынцыпы суверэнітэту, з патрэбнасцю ўмацавання даверу насельніцтва. Беларусізацыя прадугледжвала цэлы комплекс мерапрыемстваў па адраджэнню беларускай нацыі, культуры, школы, мовы. Асноўныя дасягненні палітыкі беларусізацыі: 1. Перавод навучання ў школах пераважна на беларускую мову (К 1928 г. каля 80 % агульнаадукацыйных школ было пераведзена на беларускую мову навучання). 2. Перавод дзяржаўнага апарату на беларускую мову (У 1927 г. каля 80 % служачых у цэнтральных установах улады валодалі беларускай мовай). 3. Перавод часцей Чырвонай Арміі на беларускую мову і ўк



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.37.82 (0.017 с.)