Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура и виды международных отношений↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Структура: · Субъекты ü Государства; ü Государственные, межгосударственные организации, учреждения. Формирование вызывает процесс институализации международных отношений; ü Союзы и блоки; ü Транснациональные компании; ü Туристические фирмы; ü СМИ; ü Террористические группировки; ü Отдельные личности.
· Глобальный уровень; · Региональные отношения; · Ситуативные отношения; · Многосторонние и двухсторонние отношения. Основные международные организации: Ø Всемирный почтовый Союз (1875 год, в Брюсселе); Ø ООН (24 октября 1945 года, принимает членов Генассамблея по рекомендации Совета Безопасности): § Генеральная ассамблея (совещательный орган, решения не имеют обязательной юридической силы); § Совет Безопасности (поддержание международного мира, 15 членов, 5 членов постоянны – США, Китай, Россия, Великобритания, Франция у них есть право вето); § Секретариат ООН. § Экономический и Социалный Совет (54 члена, избираемые на 3 года, консультируется как правило с неправительственными организациями НПО). § Совет по опеке (5 постоянных членов Совета Безопасности). § Международный Суд. В Гааге в Нидерландах. Частные лица обращаться не могут. Состоит из 15 судей. Избираются на 9 лет. Двух граждан из одной страны быть не может; § ВОЗ; § МОТ; § ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры); § МВФ; § МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии); § ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию). № 65. Эволюция системы международных отношений
Первый этап международных отношений начался с незапамятных времен и характеризовался разобщенностью народов и государств. Руководящей идеей тогда была убежденность в господстве физической силы, чтобы обеспечить мир и спокойствие, возможно только лишь военной мощью. В этих условиях и родилось знаменитое изречение: Если хочешь мира – готовься к войне. Второй этап международных отношений начался после окончания 30-летней войны в Европе. Вестфальский мирный договор 1648 года зафиксировал как ценность права на суверенитет, который признавался даже за маленькими королевствами раздробленной Германии. Этому этапу характерно было то, что европейские страны придерживались идеи политического равновесия, которые стремились обеспечить дипломатическими и силовыми мерами. Третий этап, наступивший после разгрома революционной Франции. Венский конгресс победителей утвердил принцип «легитимизма», т.е. законности, но с точки зрения интересов монархов европейских стран. Национальные интересы монархических авторитарных режимов стали основной «руководящей идеей» международных отношений, которая со временем перекочевала и во все буржуазные страны Европы. На этом этапе наблюдается стремление субъектов международной системы максимально обезопасить себя путем получения больших возможностей, лучших позиций. С этой целью образуются мощные союзы: «Священный союз», «Антанта», «Тройственный союз», «Антикоминтерновский пакт» и др. Между союзами возникают войны, в том числе и две мировые. Современные политологи выделяют еще и четвертый этап международных отношений, который стал постепенно формироваться после 1945 года. Его еще называют современным этапом международных отношений, в котором призвана господствовать «руководящая идея» в виде международного права, мирового законодательства. Дело в том, что на этом этапе международной жизни активными ее участниками, наряду с государствами, выступают и негосударственные институты, т.е. суверенные и несуверенные субъекты: организации, ТНК, Лиги, союзы, движения и др. Очень важной тенденцией современного этапа развития является интернационализация всех сторон жизни мирового сообщества. Сюда входит практика международных инвестиций, кооперирование производства и кредитно-финансовых связей между странами. А если учесть еще и то, что в наше время появились и катастрофически растут глобальные, общечеловеческие проблемы, грозящие жизни на земле, то, очевидно, что во всей остроте возникла необходимость регулирования международных отношений или другими словами институализация международных отношений. Под институализацией здесь понимается создание во всех сферах мирового сообщества различных институтов в виде организаций, взаимоприемлемых норм и принципов, статусов и процедур, предназначенных играть роль мировых инструментов для стабилизации международных отношений и их успешного функционирования. Современная институализация международной жизни проявляется через две формы правовых отношений: посредством универсальных организаций и на основе норм и принципов международного права. Рассмотрим подробнее эти формы. Универсальные организации субъектов международных отношений. Наиболее универсальной и авторитетной мировой организацией является Организация Объединенных Наций (ООН), созданная в 1945 году. Среди государств учредительниц этой выдающейся организации была БССР, как страна, особенно сильно пострадавшая во в торой мировой войне. Государства, члены ООН, а это 187 стран, приняли на себя обязательства соблюдать принципы взаимоотношений, определенных уставом этой организации. В случае же нарушения принятых обязательств ООН может ради мира и справедливости принять к агрессору санкции, вплоть до вооруженной силы. № 66. Институционализация международных отношений. Международные организации Институционализация чаще всего понимается как процесс упорядочения и формализации социальных связей и отношений. На практике это предполагает определение и закрепление социальных норм, правил, статусов и ролей и приведение их в систему, способную удовлетворять социально значимые потребности. Иными словами, речь идет о создании социального института как устойчивой, нормативно закрепленной формы социального взаимодействия людей. Современная институализация международной жизни проявляется через две формы правовых отношений: посредством универсальных организаций и на основе норм и принципов международного права. Рассмотрим подробнее эти формы. Универсальные организации субъектов международных отношений. Наиболее универсальной и авторитетной мировой организацией является Организация Объединенных Наций (ООН), созданная в 1945 году. Среди государств учредительниц этой выдающейся организации была БССР, как страна, особенно сильно пострадавшая во второй мировой войне. Государства, члены ООН, а это 187 стран, приняли на себя обязательства соблюдать принципы взаимоотношений, определенных уставом этой организации. В случае же нарушения принятых обязательств ООН может ради мира и справедливости принять к агрессору санкции, вплоть до вооруженной силы. Объединенные во всемирную организацию нации преследуют основные цели: а) поддерживать мир и безопасность, улаживать возникшие конфликты между странами; б) развивать дружественные отношения и сотрудничество между странами в экономической, социальной, культурной и др. областях; в) поощрять и развивать уважение к правам человека и основным свободам для всех людей без различия расы. Главными органами в структуре ООН являются следующие учреждения: 1. Генеральная Ассамблея, состоящая из всех членов организации, каждый член которой имеет один голос. Ассамблея уполномочена обсуждать любые вопросы в пределах Устава ООН и выносить по ним рекомендации. 2. Совет Безопасности ООН. Он состоит из 5 постоянных (России вместо СССР, Франции, США, Англии и КНР) и 10 непостоянных членов, избираемых на два года. На Совет Безопасности возложена главная ответственность по поддержанию международного мира и безопасности. Поэтому его решения являются обязательными для всех государств организации, и он функционирует непрерывно. 3. Очень важными органами ООН являются такие учреждения, как секретариат во главе с Генеральным секретарем, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на 5 лет; Международный Суд; Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС); Совет по Опеке. В системе ООН действует также около 20 специализированных институтов, таких как МОТ (Международная организация труда), ЮНЕСКО (ведает вопросами образования, науки и культуры), МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии), ВОЗ (всемирная организация здравоохранения), ЮНИСЕФ (детский фонд), Международная метеорологическая организация и др. Второй формой институализации международных отношений являются нормы и принципы, впервые сформулированные в Уставе ООН (ст.2). Более целостная их кодификация была сделана в Декларации принципов международного права. Эта декларация фактически является вроде конституции всех государств. Затем развитие этого документа произошло на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки 1975 года. Итоговый документ этого Совещания руководителей европейских стран содержит свод международных обязательств по обеспечению прочного мира. Государства обязались строго соблюдать следующие принципы: - уважение и равноправие суверенитетов стран; - неприменение силы или угрозы силой; - нерушимость границ государств, территориальная целостность; - мирное урегулирование споров; - невмешательство во внутренние дела; - уважение прав человека и основных свободы, в т.ч. свободы мысли, слова, религии и убеждений. Кроме вышеперечисленных принципов и норм взаимоотношений субъектов международной жизни, существуют еще и правовые кодексы, которые регулируют специфические отрасли международных отношений. Это «договорное право», «дипломатическое право», морское право, арбитраж, международный суд, охрана прав человека и другие юридические международные правовые документы. Следует учесть, что в международном праве не существует элементов власти, наподобие внутригосударственных, когда с помощью силы применяются соответствующие наказания. Здесь принудительные санкции отсутствуют, за исключением только санкции со стороны Совета Безопасности ООН. Главной гарантией эффективности соблюдения норм международного права является понимание необходимости уважения интересов каждого из участников международной жизни. Таким образом, к началу ХХI века международные отношения подготовили в процессе своего развития значительную основу для обуздания стихийности и неуправляемости международной жизни и положили начало к признанию общечеловеческих ценностей и установлению равноправных и демократических отношений между странами и народами. № 67. Сущность, цели, функции, средства внешней политики Внешняя политика – деятельность институтов государств за пределами своей суверенной территории. Моргентаун ввел понятие «национальные интересы». В политику его ввел Рузвельт в послании конгрессу 1904 года. Национальная безопасность – способ контролировать внутренние и внешние условия, необходимые для существования и процветания государства. Сущность внешней политики определяется целями, которые она ставит перед собой, и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств: социально-политического устройства государства, формы правления, политического режима, уровня социально-экономического развития, участия в международных организациях и прежде всего военно-политических блоках, политической динамики государства, уровня политической культуры и т.д. Традиционными целями внешней политики государства можно назвать: · повышение материального и духовного уровня жизни населения, укрепление экономического и политического могущества государства; · обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности; · недопустимость вмешательства во внутренние дела извне; · повышение престижа и роли государства в международных отношениях; · защита определенных политических и экономических позиций во внешнем мире. Все перечисленные цели тесно взаимосвязаны между собой. Успешная реализация каждой из них способствует благоприятным условиям реализации всех остальных. Цели внешней политики весьма разнообразны. В современных условиях их формулирование и разработка обусловлены различными обстоятельствами: социально-политическим устройством страны, формами правления, уровнем развития экономики, союзами с другими государствами. В зависимости от этих факторов можно выделить несколько групп целей внешнеполитической деятельности современных государств. Это обеспечение национальной безопасности; возрастание экономического и политического могущества государства; укрепление его международных позиций. Укрепление национальной безопасности – одна из важнейших задач государства. Функции внешней политики: Ø Охранительная. Обеспечить безопасность, предотвращать угрозы; Ø Информационно-представительская. Создать положительный имидж государства в мировом сообществе; Ø Регулирующая. Создавать благоприятные условия для деятельности государства; Ø Организаторская. Инициативные организаторские действия, направленные на поиски выгодных контактов и создание благоприятных внешнеполитических условий для деятельности государства. Средства, используемые во внешней политике: Ø Информационно-пропагандистские; Ø Экономические; Ø Военные; Ø Устойчивые (территория, климат, природные ископаемые, геополитическое положение); Ø Переменные (направления и концепции внешней политики, политические лидеры, политическая культура, политическая система и др.). № 68. Возникновение геополитики, ее сущность. Классические геополитические концепции Геополитика (geopolitics) – междисциплинарное научное направление, изучающее зависимость внешней политики государств и характера международных отношений от системы политических, экономических и военных стратегий, обусловленных географическим положением страны (региона) и рядом природно-географических факторов (климатом, природными ресурсами, расселением и т. д.). Цель геополитики – разработка геостратегии государства, т. е. обоснование направлений и механизмов его внешнеполитической деятельности. Геополитика как наука установила, что преимущества получает то государство, которое контролирует геостратегически ключевые точки пространства. Было показано, что потеря контроля над пространством одним геополитическим субъектом всегда означает его приобретение другими. Среди отцов-основателей геополитики следует назвать Ф. Ратцеля, Р. Челлена, А. Мэхена, X. Маккиндера, К. Хаусхофера, Н. Спайкмена. Термин ввел Рудольф Челлен. Р. Челлен изучал пути создания сильного государства, а также его географические основы. Геополитику Р. Челлен называл наукой, которая рассматривает государство в качестве географического организма, феномена пространства. Хотя Р. Челлен ввел слово «геополитика» в научный оборот, отцом геополитики называют немецкого ученого Фридриха Ратцеля (1844-1904). Ф. Ратцель в своих трудах использовал термин «политическая география».
№ 69. Постклассические геополитические концепции. С. Хантингтон «Столкновение цивилизаций»
№ 70. Теория глобализации. Тенденции и факторы международных отношений в условиях глобализации Глобализация (от лат. globus – шар, фр. global – всеобщий) – это процесс возрастающего воздействия различных факторов международного значения (экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах. Глобализация – это процесс, в результате которого более прозрачными становятся границы национальных государств в различных областях – экономике, социальном взаимодействии и т.д. Термин «глобализация» вошел в широкий научный оборот в начале 1990-х гг. Еще в конце 1980-х гг. слово «глобализация» почти не встречалось в лексике. Американский социолог Р. Робертсон одним из первых обратился к исследованию проблем глобализации, использовав термин «глобальность» в названии своей работы «Обсуждая глобальность». Хотя в области экологии и технических дисциплин о глобальности заговорили еще в 1960-х гг., но используя иную терминологию. Основные факторы, которые обусловливают процесс глобализации: 1) экономический – организационные формы экономической деятельности выходят за национальные границы, приобретают международный характер, способствуя формированию единого экономического пространства; 2) политический – ослабление жесткости государственных границ, облегчение свободы передвижения граждан, товаров и услуг, капиталов; 3) производственно-технический означает резкое возрастание масштабов производства, международных форм его осуществления (ТНК), качественно новый уровень средств транспорта и связи, обеспечивающий быстрое распространение товаров и услуг, ресурсов и идей; 4) информационный – радикальное изменение средств общения, обмена экономической, финансовой информацией; 5) социологический фактор, проявляющийся в ослаблении роли традиционных социальных связей и обычаев, повышении мобильности людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, международной миграции; 6) экологический фактор, проявляющийся в осознании людьми опасностей обострения глобальной экологической, энергетической и других проблем, что обусловливает объединение усилий мирового сообщества, консолидацию ресурсов, координацию действий в различных сферах. Следует отметить, что понимание глобализации рознится в зависимости от теоретических и идеологических позиций авторов.
Есть опасения, что безудержный процесс глобализации, основанный на групповых интересах богатейших стран мира (так называемого «золотого миллиарда»), подорвет миропорядок, усилит противостояние по линиям Север-Юг, Запад-Восток. Эти тенденции обсуждались на состоявшейся в сентябре 2000 года юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В ходе встречи было заключено свыше 300 соглашений. В заключении сессии подписана Всеобщая декларация, которая определила дух процесса глобализации как основанный на принципах свободы, равенства, солидарности, терпимости, уважения к природе, взаимной ответственности. Предлагаемый ниже вариант типологии глобальных проблем основывается на концепции Л.Н.Самойлова:
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.195.180 (0.018 с.) |