Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и виды международных отношений

Поиск

Структура:

· Субъекты

ü Государства;

ü Государственные, межгосударственные организации, учреждения. Формирование вызывает процесс институализации международных отношений;

ü Союзы и блоки;

ü Транснациональные компании;

ü Туристические фирмы;

ü СМИ;

ü Террористические группировки;

ü Отдельные личности.

 

· Глобальный уровень;

· Региональные отношения;

· Ситуативные отношения;

· Многосторонние и двухсторонние отношения.

Основные международные организации:

Ø Всемирный почтовый Союз (1875 год, в Брюсселе);

Ø ООН (24 октября 1945 года, принимает членов Генассамблея по рекомендации Совета Безопасности):

§ Генеральная ассамблея (совещательный орган, решения не имеют обязательной юридической силы);

§ Совет Безопасности (поддержание международного мира, 15 членов, 5 членов постоянны – США, Китай, Россия, Великобритания, Франция у них есть право вето);

§ Секретариат ООН.

§ Экономический и Социалный Совет (54 члена, избираемые на 3 года, консультируется как правило с неправительственными организациями НПО).

§ Совет по опеке (5 постоянных членов Совета Безопасности).

§ Международный Суд. В Гааге в Нидерландах. Частные лица обращаться не могут. Состоит из 15 судей. Избираются на 9 лет. Двух граждан из одной страны быть не может;

§ ВОЗ;

§ МОТ;

§ ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры);

§ МВФ;

§ МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии);

§ ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию).

№ 65. Эволюция системы международных отношений

Первая система международных отношений – Вестфальская. Создана в 1648 году. Ее называют государственно-центристской. По этой системе главное в государстве территория, народ и власть.
В конце 18 века в Англии произошла промышленная революция. Соперником Великобритании была Франция.
Затем прошла французская революция, войны Наполеона. После складывается Венская система в 1815 году.
Потом идет Первая Мировая война. По Версальскому мирному договору интересы побежденных стран были проигнорированы. Вашингтонская конференция закрепила новую расстановку сил. Система мира называлась Версальско-Вашингтонская.
В 1919 году создали Лигу Наций для сохранения мира.
Прекратила существование в 1939 с началом Второй Мировой войны. После создана Ялтинско-Потсдамская система в 1945 году.
24 октября 1945 года создана ООН.
В 1955 году создана ОВД (Организация стран Варшавского договора).
В 1962 году произошел Карибский кризис.
В 1975 году принят акт ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе). Начинается разрядка международной напряженности.
В 60-е годы разрушилась колониальная система империализма.
В 90-е годы распад СССР.

Первый этап международных отношений начался с незапамятных времен и характеризовался разобщенностью народов и государств. Руководящей идеей тогда была убежденность в господстве физической силы, чтобы обеспечить мир и спокойствие, возможно только лишь военной мощью. В этих условиях и родилось знаменитое изречение: Если хочешь мира – готовься к войне.

Второй этап международных отношений начался после окончания 30-летней войны в Европе. Вестфальский мирный договор 1648 года зафиксировал как ценность права на суверенитет, который признавался даже за маленькими королевствами раздробленной Германии. Этому этапу характерно было то, что европейские страны придерживались идеи политического равновесия, которые стремились обеспечить дипломатическими и силовыми мерами.

Третий этап, наступивший после разгрома революционной Франции. Венский конгресс победителей утвердил принцип «легитимизма», т.е. законности, но с точки зрения интересов монархов европейских стран. Национальные интересы монархических авторитарных режимов стали основной «руководящей идеей» международных отношений, которая со временем перекочевала и во все буржуазные страны Европы. На этом этапе наблюдается стремление субъектов международной системы максимально обезопасить себя путем получения больших возможностей, лучших позиций. С этой целью образуются мощные союзы: «Священный союз», «Антанта», «Тройственный союз», «Антикоминтерновский пакт» и др. Между союзами возникают войны, в том числе и две мировые.

Современные политологи выделяют еще и четвертый этап международных отношений, который стал постепенно формироваться после 1945 года. Его еще называют современным этапом международных отношений, в котором призвана господствовать «руководящая идея» в виде международного права, мирового законодательства. Дело в том, что на этом этапе международной жизни активными ее участниками, наряду с государствами, выступают и негосударственные институты, т.е. суверенные и несуверенные субъекты: организации, ТНК, Лиги, союзы, движения и др. Очень важной тенденцией современного этапа развития является интернационализация всех сторон жизни мирового сообщества. Сюда входит практика международных инвестиций, кооперирование производства и кредитно-финансовых связей между странами. А если учесть еще и то, что в наше время появились и катастрофически растут глобальные, общечеловеческие проблемы, грозящие жизни на земле, то, очевидно, что во всей остроте возникла необходимость регулирования международных отношений или другими словами институализация международных отношений. Под институализацией здесь понимается создание во всех сферах мирового сообщества различных институтов в виде организаций, взаимоприемлемых норм и принципов, статусов и процедур, предназначенных играть роль мировых инструментов для стабилизации международных отношений и их успешного функционирования. Современная институализация международной жизни проявляется через две формы правовых отношений: посредством универсальных организаций и на основе норм и принципов международного права. Рассмотрим подробнее эти формы.

Универсальные организации субъектов международных отношений. Наиболее универсальной и авторитетной мировой организацией является Организация Объединенных Наций (ООН), созданная в 1945 году. Среди государств учредительниц этой выдающейся организации была БССР, как страна, особенно сильно пострадавшая во в торой мировой войне. Государства, члены ООН, а это 187 стран, приняли на себя обязательства соблюдать принципы взаимоотношений, определенных уставом этой организации. В случае же нарушения принятых обязательств ООН может ради мира и справедливости принять к агрессору санкции, вплоть до вооруженной силы.

№ 66. Институционализация международных отношений. Международные организации

Институционализация чаще всего понимается как процесс упорядочения и формализации социальных связей и отношений. На практике это предполагает определение и закрепление социальных норм, правил, статусов и ролей и приведение их в систему, способную удовлетворять социально значимые потребности. Иными словами, речь идет о создании социального института как устойчивой, нормативно закрепленной формы социального взаимодействия людей.

Современная институализация международной жизни проявляется через две формы правовых отношений: посредством универсальных организаций и на основе норм и принципов международного права. Рассмотрим подробнее эти формы.

Универсальные организации субъектов международных отношений. Наиболее универсальной и авторитетной мировой организацией является Организация Объединенных Наций (ООН), созданная в 1945 году. Среди государств учредительниц этой выдающейся организации была БССР, как страна, особенно сильно пострадавшая во второй мировой войне. Государства, члены ООН, а это 187 стран, приняли на себя обязательства соблюдать принципы взаимоотношений, определенных уставом этой организации. В случае же нарушения принятых обязательств ООН может ради мира и справедливости принять к агрессору санкции, вплоть до вооруженной силы.

Объединенные во всемирную организацию нации преследуют основные цели:

а) поддерживать мир и безопасность, улаживать возникшие конфликты между странами;

б) развивать дружественные отношения и сотрудничество между странами в экономической, социальной, культурной и др. областях;

в) поощрять и развивать уважение к правам человека и основным свободам для всех людей без различия расы.

Главными органами в структуре ООН являются следующие учреждения:

1. Генеральная Ассамблея, состоящая из всех членов организации, каждый член которой имеет один голос. Ассамблея уполномочена обсуждать любые вопросы в пределах Устава ООН и выносить по ним рекомендации.

2. Совет Безопасности ООН. Он состоит из 5 постоянных (России вместо СССР, Франции, США, Англии и КНР) и 10 непостоянных членов, избираемых на два года. На Совет Безопасности возложена главная ответственность по поддержанию международного мира и безопасности. Поэтому его решения являются обязательными для всех государств организации, и он функционирует непрерывно.

3. Очень важными органами ООН являются такие учреждения, как секретариат во главе с Генеральным секретарем, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на 5 лет; Международный Суд; Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС); Совет по Опеке.

В системе ООН действует также около 20 специализированных институтов, таких как МОТ (Международная организация труда), ЮНЕСКО (ведает вопросами образования, науки и культуры), МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии), ВОЗ (всемирная организация здравоохранения), ЮНИСЕФ (детский фонд), Международная метеорологическая организация и др.

Второй формой институализации международных отношений являются нормы и принципы, впервые сформулированные в Уставе ООН (ст.2). Более целостная их кодификация была сделана в Декларации принципов международного права. Эта декларация фактически является вроде конституции всех государств. Затем развитие этого документа произошло на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки 1975 года. Итоговый документ этого Совещания руководителей европейских стран содержит свод международных обязательств по обеспечению прочного мира. Государства обязались строго соблюдать следующие принципы:

- уважение и равноправие суверенитетов стран;

- неприменение силы или угрозы силой;

- нерушимость границ государств, территориальная целостность;

- мирное урегулирование споров;

- невмешательство во внутренние дела;

- уважение прав человека и основных свободы, в т.ч. свободы мысли, слова, религии и убеждений.

Кроме вышеперечисленных принципов и норм взаимоотношений субъектов международной жизни, существуют еще и правовые кодексы, которые регулируют специфические отрасли международных отношений. Это «договорное право», «дипломатическое право», морское право, арбитраж, международный суд, охрана прав человека и другие юридические международные правовые документы. Следует учесть, что в международном праве не существует элементов власти, наподобие внутригосударственных, когда с помощью силы применяются соответствующие наказания. Здесь принудительные санкции отсутствуют, за исключением только санкции со стороны Совета Безопасности ООН. Главной гарантией эффективности соблюдения норм международного права является понимание необходимости уважения интересов каждого из участников международной жизни.

Таким образом, к началу ХХI века международные отношения подготовили в процессе своего развития значительную основу для обуздания стихийности и неуправляемости международной жизни и положили начало к признанию общечеловеческих ценностей и установлению равноправных и демократических отношений между странами и народами.

№ 67. Сущность, цели, функции, средства внешней политики

Внешняя политика – деятельность институтов государств за пределами своей суверенной территории.

Моргентаун ввел понятие «национальные интересы». В политику его ввел Рузвельт в послании конгрессу 1904 года.

Национальная безопасность – способ контролировать внутренние и внешние условия, необходимые для существования и процветания государства.

Сущность внешней политики определяется целями, которые она ставит перед собой, и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств: социально-политического устройства государства, формы правления, политического режима, уровня социально-экономического развития, участия в международных организациях и прежде всего военно-политических блоках, политической динамики государства, уровня политической культуры и т.д.

Традиционными целями внешней политики государства можно назвать:

· повышение материального и духовного уровня жизни населения, укрепление экономического и политического могущества государства;

· обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности;

· недопустимость вмешательства во внутренние дела извне;

· повышение престижа и роли государства в международных отношениях;

· защита определенных политических и экономических позиций во внешнем мире.

Все перечисленные цели тесно взаимосвязаны между собой. Успешная реализация каждой из них способствует благоприятным условиям реализации всех остальных.

Цели внешней политики весьма разнообразны.

В современных условиях их формулирование и разработка обусловлены различными обстоятельствами: социально-политическим устройством страны, формами правления, уровнем развития экономики, союзами с другими государствами. В зависимости от этих факторов можно выделить несколько групп целей внешнеполитической деятельности современных государств. Это обеспечение национальной безопасности; возрастание экономического и политического могущества государства; укрепление его международных позиций.

Укрепление национальной безопасности – одна из важнейших задач государства.

Функции внешней политики:

Ø Охранительная. Обеспечить безопасность, предотвращать угрозы;

Ø Информационно-представительская. Создать положительный имидж государства в мировом сообществе;

Ø Регулирующая. Создавать благоприятные условия для деятельности государства;

Ø Организаторская. Инициативные организаторские действия, направленные на поиски выгодных контактов и создание благоприятных внешнеполитических условий для деятельности государства.

Средства, используемые во внешней политике:

Ø Информационно-пропагандистские;

Ø Экономические;

Ø Военные;

Ø Устойчивые (территория, климат, природные ископаемые, геополитическое положение);

Ø Переменные (направления и концепции внешней политики, политические лидеры, политическая культура, политическая система и др.).

№ 68. Возникновение геополитики, ее сущность. Классические геополитические концепции

Геополитика (geopolitics) – междисциплинарное научное направление, изучающее зависимость внешней политики государств и характера международных отношений от системы политических, экономических и военных стратегий, обусловленных географическим положением страны (региона) и рядом природно-географических факторов (климатом, природными ресурсами, расселением и т. д.).

Цель геополитики – разработка геостратегии государства, т. е. обоснование направлений и механизмов его внешнеполитической деятельности.

Геополитика как наука установила, что преимущества получает то государство, которое контролирует геостратегически ключевые точки пространства. Было показано, что потеря контроля над пространством одним геополитическим субъектом всегда означает его приобретение другими.

Среди отцов-основателей геополитики следует назвать Ф. Ратцеля, Р. Челлена, А. Мэхена, X. Маккиндера, К. Хаусхофера, Н. Спайкмена.

Термин ввел Рудольф Челлен.

Р. Челлен изучал пути создания сильного государства, а также его географические основы. Геополитику Р. Челлен называл наукой, которая рассматривает государство в качестве географического организма, феномена пространства.

Хотя Р. Челлен ввел слово «геополитика» в научный оборот, отцом геополитики называют немецкого ученого Фридриха Ратцеля (1844-1904). Ф. Ратцель в своих трудах использовал термин «политическая география».

Ф. Ратцель рассматривал земной шар как единое целое, неотъемлемой частью которого является человек. Человек должен приспосабливаться к окружающей среде. Сущностные характеристики государства определяются территорией и местонахождением государства, его благополучие зависит от приспособления к среде. Государство – это живой, пространственно укорененный организм. Оно, подобно живому существу, рождается, растет и умирает. Ф. Ратцель предложил определение «мировой державы»: у больших стран есть тенденция к максимальной географической экспансии, постепенно выходящей на планетарный уровень; море – источник могущества народов. Закон экспансии государства: протяженность государства уваливается по мере развития его культуры. Государство пытается захватить территории, поглощая мелкие единицы. Предложил идею мировой державы. Море – источник могущества народов.
Английский ученый Хэлфорд Маккиндер в работе «Географическая ось истории» изложил новое видение истории и географии. С планетарной точки зрения самое выгодное положение занимает Евразийский континент – «сердце мира». Евразию окружает окраинный полумесяц или пояс, совпадающий с береговыми пространствами евразийского континента. Это зона наиболее интенсивного развития цивилизации. Внешний круг или «островной полумесяц» составляют Америка, Африка, Австралия. Формула X. Маккиндера: тот, кто контролирует Восточную Европу, тот доминирует над Евразией. Маккиндер разделил всю геополитическую историю мира на три этапа: 1) Доколумбова эпоха: народы, принадлежащие «внутреннему полумесяцу», живут под угрозой завоевания со стороны «сердца мира»; 2) Колумбова эпоха: береговые зоны («внутренний полумесяц») отправляются на завоевание неизвестных территорий; 3) Постколумбова эпоха: незавоеванных земель не существует.
Альфред Мэхен – адмирал американского флота – утверждал, что морская мощь во многом определяет исторические судьбы народов. Основные критерии геополитического статуса государства: географическое положение страны; протяженность сухопутных и морских границ; конфигурация морских побережий; способность контролировать стратегически важные регионы; национальный характер как способность торговать; политический характер правления. Мэхен предложил формулу морского могущества: военный флот + морской флот + военно-морские базы. Мэхен также обосновал пути превращения США в мировую державу, указывая, что главная опасность для морской цивилизации – континентальные государства (Россия, Китай, Германия). Мэхена называют интеллектуальным отцом современного атлантизма.
Карл Хаусхофер – немецкий геополитик, профессиональный военный, а затем профессор Мюнхенского университета. Ключевым для Хаусхофера был вопрос о положении Германии в системе европейских и мировых держав. Он вывел картину «планетарного дуализма»: «морские силы против континентальных сил». Хаусхофер разграничивал «власть посредством моря» и «власть посредством суши». Хаусхофер был сторонником национальной идеи и стремился определить место Германии в системе планетарного дуализма «сухопутных» и «морских» сил. Он считал, что географическое положение Германии в центре Европы делает ее естественным противником морских держав – Англии, франции, США. Хаусхофер предлагал создать Евразийский альянс (континентальный геополитический блок) по оси Берлин – Москва – Токио.
Николас Спайкмен – рассматривал геополитику как инструмент конкретной внешней политики государства, как аналитический метод, позволяющий выработать эффективную стратегию государства. Форму X. Маккиндера «кто контролирует Восточную Европу, тот доминирует на Мировым островом (Евразией)» Спайкмен меняет: «кто доминирует над внешним полумесяцем Евразии, тот доминирует над Европой, кто доминирует над Европой – тот держит судьбу мира в своих руках». Спайкмен выделял три центра мировой мощи: 1.побережье Северной Америки; 2.Европейское побережье; 3.Дальний Восток Евразии. Для США особое значение имеют европейские регионы с выходом на Атлантику. Спайкмен предвосхитил создание НАТО.

№ 69. Постклассические геополитические концепции. С. Хантингтон «Столкновение цивилизаций»

Концепция системного анализа мира И. Валлерстайна отталкивается от того, что в 16 в. борьба мировых империй, основанных на политическом властвовании, и мировых экономик, основанных на торговле, завершилась становлением современной мировой капиталистической системы. Произошло поэтапное перемещение центров силы из Испании в Голландию, далее в Великобританию и, наконец, в США. Анализ 500-летней динамики позволил Валлерстайну выявить ряд закономерностей: страна-гегемон обеспечивает свою геополитическую и идеологическую защиту под лозунгами свободной торговли и идей либерализма; развитие начинается с агропромышленной сферы; наибольший подъем приходится на этап торговли; переход к этапу банковско-финансовых операций означает утрату гегемонии. Валлерстайн прогнозирует перемещение мирового центра силы в 21 веке в азиатско-тихоокеанский регион.
Концепция американского исследователя С. Хантингтона основана на том, что мир после конца «холодной войны» и развала Советского Союза определяется уже не идеологическим противостоянием, а взаимодействием (конкуренцией и борьбой) различных цивилизаций: индо-буддистской, китайско-конфуцианской, арабо-мусульманской, западно-христианской, славяно-православной, японской, латиноамериканской и африканской. Хантингтон подчеркивает важную роль религиозных идей и национальных политических культур в современном мире. Между Западом и остальным миром будет проходить главная ось международных отношений, западные страны при этом будут играть все меньшую роль. Америка вскоре может погибнуть!!!

 

С. Хантингтон «Столкновение цивилизаций»
Почему неизбежно столкновение цивилизаций? Идентичность на уровне цивилизации будет становиться все более важной, и облик мира будет в значительной мере формироваться в ходе взаимодействия семи-восьми крупных цивилизаций. К ним относятся: 1. Западная; 2. Конфуцианская; 3. Японская; 4. Исламская; 5. Индуистская; 6. Православно-славянская; 7. латиноамериканская; 8. Африканская цивилизации. Самые значительные конфликты будущего развернутся вдоль линий разлома между цивилизациями. Почему? Во-первых, различия между цивилизациями не просто реальны. Они – наиболее существенны. Цивилизации несхожи по своей истории, языку, культуре, традициям и, что самое важное, – религии. Люди разных цивилизаций по-разному смотрят на отношения между Богом и человеком, индивидом и группой, гражданином и государством, родителями и детьми, мужем и женой, имеют разные представления о соотносительной значимости прав и обязанностей, свободы и принуждения, равенства и иерархии. Эти различия складывались столетиями. Они не исчезнут в обозримом будущем. Они более фундаментальны, чем различия между политическими идеологиями и политическими режимами. Конечно, различия не обязательно предполагают конфликт, а конфликт не обязательно означает насилие. Однако в течение столетий самые затяжные и кровопролитные конфликты порождались именно различиями между цивилизациями. Во-вторых, мир становится более тесным. Взаимодействие между народами разных цивилизаций усиливается. Это ведет к росту цивилизационного самосознания, к углублению понимания различий между цивилизациями и общности в рамках цивилизации. Североафриканская иммиграция во Францию вызвала у французов враждебное отношение, и в то же время укрепила доброжелательность к другим иммигрантам – «добропорядочным католикам и европейцам из Польши». Американцы гораздо болезненнее реагируют на японские капиталовложения, чем на куда более крупные инвестиции из Канады и европейских стран. […] Взаимодействие между представителями разных цивилизаций укрепляет их цивилизационное самосознание, а это, в свою очередь, обостряет уходящие в глубь истории или, по крайней мере, воспринимаемые таким образом разногласия и враждебность. В-третьих, процессы экономической модернизации и социальных изменений во всем мире размывают традиционную идентификацию людей с местом жительства, одновременно ослабевает и роль нации-государства как источника идентификации. Образовавшиеся в результате лакуны по большей части заполняются религией, нередко в форме фундаменталистских движений. Подобные движения сложились не только в исламе, но и в западном христианстве, иудаизме, буддизме, индуизме. […] В-четвертых, рост цивилизационного самосознания диктуется раздвоением роли Запада. С одной стороны, Запад находится на вершине своего могущества, а с другой, и возможно как раз поэтому, среди незападных цивилизаций происходит возврат к собственным корням. Все чаще приходится слышать о «возврате в Азию» Японии, о конце влияния идей Неру и «индуизации» Индии, о провале западных идей социализма и национализма к «реисламизации» Ближнего Востока, а в последнее время и споры о вестернизации или же русификации страны Бориса Ельцина. На вершине своего могущества Запад сталкивается с незападными странами, у которых достаточно стремления, воли и ресурсов, чтобы придать миру незападный облик. В прошлом элиты незападных стран обычно состояли из людей, в наибольшей степени связанных с Западом, получивших образование в Оксфорде, Сорбонне или Сандхерсте, и усвоивших западные ценности и стиль жизни. Население же этих стран, как правило, сохраняло неразрывную связь со своей исконной культурой. Но сейчас все переменилось. Во многих незападных странах идет интенсивный процесс девестернизации элит и их возврата к собственным культурным корням. И одновременно с этим западные, главным образом американские обычаи, стиль жизни и культура приобретают популярность среди широких слоев населения. В-пятых, культурные особенности и различия менее подвержены изменениям, чем экономические и политические, и вследствие этого их сложнее разрешить либо свести к компромиссу. В бывшем Советском Союзе коммунисты могут стать демократами, богатые превратиться в бедных, а бедняки – в богачей, но русские при всем желании не смогут стать эстонцами, а азербайджанцы – армянами. […] И, наконец, усиливается экономический регионализм. Доля внутрирегионального торгового оборота возросла за период с 1980 по 1989 г. с 51 до 59% в Европе, с 33 до 37 % в Юго-Восточной Азии, и с 32 до 36 % – в Северной Америке. Судя по всему, роль региональных экономических связей будет усиливаться. С одной стороны, успех экономического регионализма укрепляет сознание принадлежности к одной цивилизации. А с другой – экономический регионализм может быть успешным, только если он коренится в общности цивилизации. Европейское Сообщество покоится на общих основаниях европейской культуры и западного христианства. Успех «НАФТА (североамериканской зоны свободной торговли) зависит от продолжающегося сближения культур Мексики, Канады и Америки. А Япония, напротив, испытывает затруднения с созданием такого же экономического сообщества в Юго-Восточной Азии, т. к. Япония – это единственное в своем роде общество и цивилизация. Какими бы мощными ни были торговые и финансовые связи Японии с остальными странами Юго-Восточной Азии, культурные различия между ними мешают продвижению по пути региональной экономической интеграции по образцу Западной Европы или Северной Америки. Общность культуры, напротив, явно способствует стремительному росту экономических связей между Китайской Народной Республикой, с одной стороны, и Гонконгом, Тайванем, Сингапуром и заморскими китайскими общинами в других странах Азии – с другой. С окончанием холодной войны общность культуры быстро вытесняет идеологические различия. Материковый Китай и Тайвань все больше сближаются. Если общность культуры – это предпосылка экономической интеграции, то центр будущего восточноазиатского экономического блока скорее всего будет в Китае. По сути дела этот блок уже складывается. […] Определяя собственную идентичность в этнических или религиозных терминах, люди склонны рассматривать отношения между собой и людьми другой этнической принадлежности и конфессии как отношения «мы» и «они». Конец идеологизированных государств в Восточной Европе и на территории бывшего СССР позволил выдвинуться на передний план традиционным формам этнической идентичности и противоречий. Различия в культуре и религии порождают разногласия по широкому кругу политических вопросов, будь то права человека или эмиграция, коммерция или экология. Географическая близость стимулирует взаимные территориальные претензии от Боснии до Минданао. Но что наиболее важно – попытки Запада распространить свои ценности: демократию и либерализм – как общечеловеческие, сохранить военное превосходство и утвердить свои экономические интересы наталкиваются на сопротивление других цивилизаций. Правительствам и политическим группировкам все реже удается мобилизовать население и сформировать коалиции на базе идеологий, и они все чаще пытаются добиться поддержки, апеллируя к общности религии и цивилизации. Таким образом, конфликт цивилизаций разворачивается на двух уровнях: Ø На микроуровне группы, обитающие вдоль линий разлома между цивилизациями, ведут борьбу, зачастую кровопролитную, за земли и власть друг над другом; Ø На макроуровне страны, относящиеся к разным цивилизациям, соперничают из-за влияния в военной и экономической сфере, борются за контроль над международными организациями и третьими странами, стараясь утвердить собственные политические и религиозные ценности.

№ 70. Теория глобализации. Тенденции и факторы международных отношений в условиях глобализации

Глобализация (от лат. globus – шар, фр. global – всеобщий) – это процесс возрастающего воздействия различных факторов международного значения (экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах.

Глобализация – это процесс, в результате которого более прозрачными становятся границы национальных государств в различных областях – экономике, социальном взаимодействии и т.д. Термин «глобализация» вошел в широкий научный оборот в начале 1990-х гг. Еще в конце 1980-х гг. слово «глобализация» почти не встречалось в лексике. Американский социолог Р. Робертсон одним из первых обратился к исследованию проблем глобализации, использовав термин «глобальность» в названии своей работы «Обсуждая глобальность». Хотя в области экологии и технических дисциплин о глобальности заговорили еще в 1960-х гг., но используя иную терминологию.

Основные факторы, которые обусловливают процесс глобализации:

1) экономический – организационные формы экономической деятельности выходят за национальные границы, приобретают международный характер, способствуя формированию единого экономического пространства;

2) политический – ослабление жесткости государственных границ, облегчение свободы передвижения граждан, товаров и услуг, капиталов;

3) производственно-технический означает резкое возрастание масштабов производства, международных форм его осуществления (ТНК), качественно новый уровень средств транспорта и связи, обеспечивающий быстрое распространение товаров и услуг, ресурсов и идей;

4) информационный – радикальное изменение средств общения, обмена экономической, финансовой информацией;

5) социологический фактор, проявляющийся в ослаблении роли традиционных социальных связей и обычаев, повышении мобильности людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, международной миграции;

6) экологический фактор, проявляющийся в осознании людьми опасностей обострения глобальной экологической, энергетической и других проблем, что обусловливает объединение усилий мирового сообщества, консолидацию ресурсов, координацию действий в различных сферах.

Следует отметить, что понимание глобализации рознится в зависимости от теоретических и идеологических позиций авторов.

Наиболее оптимистичны сторонники неолиберальной традиции, для которых глобализация выступает как качественно новый этап развития политической структуры мира, а также человеческой цивилизации в целом. В рамках неолиберальной традиции делаются выводы о размывании границ (как географических, так и культурных), о размывании суверенитета и патриотических ценностей. Глобализация ведет к универсализации мира (формированию единого экономического пространства, единого информационного пространства, развитию общих стандартов качества жизни).
Реалисты рассматривают глобализацию как процесс эволюционного развития мира, а не как качественный скачок в его преобразовании. Глобализация – явление отнюдь не новое: как интернационализация хозяйственных связей и как форма межнационального общения она активно развивалась в конце XIX – начале XX вв. Реалисты признают также, что основным субъектом международного права и международных отношений по-прежнему остается государство в традиционном смысле.
Неомарксисты видят в современных мировых процессах заключительную стадию развития капитализма, порождающую все большую поляризацию мира по экономическим параметрам, проявление эксплуатации «глобализуемых» стран странами-«глобализаторами», что приводит к политической нестабильности. Глобализация диалектически связана с процессами регионализации. Процессы унификации и интеграции рано или поздно вызывают в качестве ответной реакции стремление к возрождению локального культурного партикуляризма, этнической или субэтнической идентичности.

Есть опасения, что безудержный процесс глобализации, основанный на групповых интересах богатейших стран мира (так называемого «золотого миллиарда»), подорвет миропорядок, усилит противостояние по линиям Север-Юг, Запад-Восток. Эти тенденции обсуждались на состоявшейся в сентябре 2000 года юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В ходе встречи было заключено свыше 300 соглашений. В заключении сессии подписана Всеобщая декларация, которая определила дух процесса глобализации как основанный на принципах свободы, равенства, солидарности, терпимости, уважения к природе, взаимной ответственности.

Предлагаемый ниже вариант типологии глобальных проблем основывается на концепции Л.Н.Самойлова:

I класс. Суперглобальные (общемировые глобальные) проблемы современности. Они связаны с перестройкой международных отношений сообразно требованиям дальнейшего прогресса человечества. Сюда включаются: · проблема предотвра


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.195.180 (0.018 с.)