Стадии эволюции идеологических систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадии эволюции идеологических систем



1) XVII-XVIII вв. – появление идеологий как выражение классовых интересов;

2) XIX-XX вв. – конфронтация между идеологиями;

3) 60-е гг. XX в. – либерально-консервативный консенсус в западных странах;

4) 1970-80-е гг. – консервативная волна;

5) фрагментация идеологических концепций и доктрин;

6) рубеж XX-XXI вв. – реидеологизация; интерес к идеологии государства.

Опыт второй половины XX в. подтвердил то, что идеологии в различных цивилизациях подчиняются общим закономерностям: периоды формирования суперидеологий сменяются периодами их фрагментации, раскола на ряд сложных систем, внутри которых происходит напряженная борьба многочисленных идеологических течений. Вечны ли идеологии? О «конце идеологии» писали Д. Белл (концепция деидеологизации) и Ф. Фукуяма («конец истории»). На сегодняшний день конца идеологий не наступило, однако происходит дробление макроидеологий. С другой стороны, набирают силу идеологии, отражающие интересы государства в целом (национально-государственные идеологии).

Функции идеологии:

1. Когнитивная (познавательная). Способствует политическому просвещению граждан и их политической идентификации.

2. Нормативная. Очерчивает критерии оценки политических явлений.

3. Конструктивная. Служит постановке целей и задач, являющихся ориентирами для политических действий.

4. Прогностическая. Способствует выработке прогнозов политического развития.

5. Мобилизационная. Приводит социальные силы в движение, превращает идеи в действия.

6. Интегративная. Объединяет людей в группы, консолидирует общество.

7. Коммуникационная. Организует общение, взаимопонимание внутри социальных групп и между ними.

8. Легитимизационная. Оправдывает власть или притязания на власть.

9. Компенсаторная. Создает социальный комфорт, компенсирует неудовлетворенность жизнью.

№ 55. Политическая доктрина классического либерализма.

Либерализм (от лат. liberalis – свободный) возникает в 17-18 вв. как идеология буржуазии, но принципы либерализма были привлекательными для всех, кто выступал против феодальных порядков (все третье сословие). Основным принципом либерализма является признание индивидуальной свободы. Основоположники – Дж. Локк, А. Смит, Ш. Л. Монтескье.

Классический либерализм защищал естественные права и свободы человека, равенство всех перед законом, невмешательство государства в сферу экономики. Один из основоположников либерализма Дж. Локк считал, что индивидуальные права человека выше прав общества и государства. Главные права по Локку – право на жизнь, свободу, собственность. В политике либералы защищали правовое государство: верховенство закона, представительное правление, разделение властей (Монтескье). Либералы были последовательными защитниками свободы слова.

Идеи об изменении классического либерализма высказывай Дж. Ст. Милль. Он показал, что существуют пределы свободы личности, которые устанавливаются не только государством, но и деятельностью самих индивидов, т. е. обществом. Государство и общественный сектор экономики могут стать средством реализации свободы.

№56. Развитие и основные идеи либерального реформизма

В конце 19 – начале 20 вв. либерализм видоизменяется и превращается в либеральный реформизм. Его обосновал экономист Дж. Кейнс. На практике либеральный реформизм был реализован президентом США Ф. Рузвельтом, который пришел к власти в 1934 г. Его политика получила название «нового курса». Благодаря этому курсу США вышли из мирового экономического кризиса 1929-33 гг. После Второй мировой войны либеральный реформизм утвердился не только в Америке, но и в Европе.

Либеральный реформизм отличался от классического либерализма тем, что защищал вмешательство государства в экономику, социальную сферу, т. е. его сторонники считали, что государство должно регулировать рынок и придавать экономике социальную направленность.

Принципы либерализма закреплены во Всеобщей декларации прав человека ООН в 1948 г. Главное достоинство либерализма в защите прав и свобод человека.

В 70-е годы XX в. возникает либертаризм как попытка защиты классических либеральных ценностей. Представители: Ф. Хайек, Л. фон Мизес, Р. Нозик. Либертаризм выдвигает следующие принципы: любое экономическое планирование ведет к диктатуре, конкуренция – символ свободы; основа развития общества – принцип индивидуализма, частной собственности и свободного рынка, а значит – «нулевого государства» или «ультраминималистского государства».

В 70-е годы XX в. развитие либераризма происходило также благодаря идеям Джона Ролза, высказанным в работе «Теория справедливости». Ролз поставил задачу теоретически обосновать возможность совместимости принципов свободы и равенства.

№ 57. Становление классического консерватизма, его основные идеи

Термин «консерватизм» происходит от лат. conservare – сохранять. Впервые его употребил французский писатель Ф. Р. де Шатобриан в журнале «Консерватор», издавшемся в 1818-1820 годах и выражавшем реакцию французской аристократии на Великую французскую революцию. Основоположниками консерватизма являются Э. Берк, Ж. де Местр, Л. де Бональд.

По мнению С. Хантингтона, консерватизм – это система идей, которая служит сохранению существующего порядка, каким бы этот порядок не был. Консерватизм возникает тогда, когда социальные институты сталкиваются с угрозой коренных преобразований. Поэтому идейное содержание консерватизма противоположно той доктрине, от которой исходит угроза перемен. Собственного же содержания он не имеет. Тем не менее, сам тезис о защите существующего порядка выступает в роли основы идеологии консерватизма, которая остается неизменной на протяжении всего существования консерватизма.

Общие установки консерватизма:

1. Нравственный абсолютизм. Человек, в понимании консерваторов, существо несовершенное и греховное, нуждающееся в опеке нравственных и религиозных ориентиров (заповедей, моральных принципов).

2. Традиционализм. Общественная жизнь должна опираться на традиции, обычаи, ценности прошлого.

3. Недоверие к демократии, которая, по мнению консерваторов, ведет к разрушению моральных ценностей и к торжеству посредственностей.

4. Антипрогрессизм. Скептицизм относительно перемен, недоверие к реформам, неприятие революций.

5. Политический реализм. Любые социальные абстракции и проекты лучшего общества должны быть отвергнуты, поскольку таят в себе неизвестность.

6. Антиэгалитаризм. Недоверие к социальному равенству и обоснование иерархической структуры общества, предполагающей наделение преимуществами тех, кто этого достоин.

7. Идеал сильного правительства. Властные функции должны принадлежать людям, способным нести ответственность за принятие и реализацию политических решений.

8. Осуждение вовлечения масс в политику. Политика, по мнению консерваторов, дело профессионалов, а не народа.

9. Приоритет местных ценностей. Консерваторы отдают предпочтение периферии, поскольку провинция сохраняет традиции и ценности прошлого.

На международной арене консерваторы осуществляют свою деятельность в рамках Международного демократического союза, более известного как Консервативный интернационал, учрежденного в 1983 году.

№58. Неоконсерватизм как форма политической идеологии

Неоконсерватизм как идеологическая доктрина окончательно оформился в 70-80-х годах XX века. После экономического кризиса в 1973-1974 годов именно эта идеология оказалась наиболее действенной альтернативой либерализму и социал-демократизму. Это ознаменовалось приходом к власти консерваторов в США (Республиканская партии во главе с Р. Рейганом) и в Великобритании (Консервативная партия во главе с М. Тэтчер). Представителями неоконсерватизма являются Д. Белл, И. Кристолл, М. Новак (США), Э. Юнгер (ФРГ), Р. Арон, А. де Бенуа, Ж.-Ф. Равель (Франция) и др.

Основные установки неоконсерватизма:

1. Идеологический детерминизм, заключающийся в пересмотре отношения к идейным доктринам, так как для победы на выборах нужно иметь программу действий и участвовать в идеологических дискуссиях.

2. Признание демократии как «необходимого зла», поскольку человечество в современных условиях не имеет лучшего способа правления.

3. Агностицизм. Признание амбивалентности (двойственности) природы человека, т. е. человек может быть и хорош и плох одновременно.

4. Преимущество культурных форм (морали, нравственности) над экономическими, политическими, социальными.

5. Минимизация функций государства в экономической и социальной сфере. Государство не должно оказывать социальную помощь тем, кто может заработать сам.

Среди консервативных идеологий можно выделить реформистский консерватизм, возникший во второй половине XIX века, и ориентировавшийся на интересы не только дворянства, но и буржуазии, а также рыночный консерватизм, отстаивающий либеральные ценности – свободу частного предпринимательства и невмешательство государства в экономику.

В Беларуси консерватизм как идеология не имел условий для развития ввиду отсутствия социальной базы, тем не менее, определенная доля консервативных идей присутствует в идеологии белорусского государства.

№ 59. Коммунистическая идеология. Марксизм как идеология пролетариата

Коммунистические идеи зародились в древности. Слово «коммунизм» происходит от лат. communis – общий, т. е. социальный. Теоретическое обоснование коммунистической идеи имеется в трудах Платона. В его работе «Государство» отстаивалась мысль об управлении государством философами, которые не имеют частной собственности.

Далее коммунистическая идеология была характерна для раннего христианства, рассматривающего частную собственность как свидетельство антихристианского образа жизни.

Термин «коммунизм» впервые использован Этьеном Кабе (1788-1856). В работе «Путешествие в Икарию» (1840) он описывает общество, в котором все люди трудятся в соответствии со своими способностями, а общество обеспечивает удовлетворение их потребностей.

Принципы классической коммунистической идеологии были сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте коммунистической партии» (1848). Марксизм возник на основе осмысления стихийного рабочего движения первой половины XIX века. Отсутствие собственности у рабочих позволяло им придерживаться радикальных суждений, а сосредоточение их в огромных коллективах открывало огромные возможности для массовой агитации и организации. В этих особенностях рабочего класса К. Маркс и Ф. Энгельс увидели мощный революционный потенциал.

Основные положения марксизма, зафиксированные в «Манифесте коммунистической партии», включают:

Ø диалектический материализм;

Ø теорию общественных формаций;

Ø обоснование экономических законов развития капиталистического общества (теория прибавочной стоимости и др.);

Ø теорию классов и классовой борьбы;

Ø теорию пролетарской революции и перехода к коммунистическому обществу.

№60. Социал-демократическая идеология

Социал-демократизм как идейно-политическое течение возник в конце 70-х годов XIX века на почве рабочего движения, взявшего за основу своей идеологии марксизм. В начале XX века социал-демократизм распространился в Австро-Венгрии, Франции, России и др. странах Европы. Основателями идеологии социал-демократизма считаются Э. Бернштейн и К. Каутский. Они пересмотрели важнейшие установки марксизма, не отвечавшие, с их точки зрения, новым условиям борьбы пролетариата за свои права.

Отличительные черты социал-демократизма:

Ø Отказ от классовой борьбы;

Ø Расширение социальной базы, представленной не только рабочим классом, но и интеллигенцией, представителями мелкого и среднего бизнеса;

Ø Признание политического плюрализма, рыночной экономики и парламентской демократии, при ориентации на «третий путь» развития, находящийся между капитализмом и государственным социализмом.

Основные идеологические ориентиры социал-демократов сформулированы в Годесбергской программе СДПГ (1959) и Декларации принципов Социалистического интернационала (Стокгольмская декларация 1989).

Принципы социал-демократизма:

Политическая сфера Экономическая сфера Социальная сфера
· свобода и равенство; · надклассовый характер демократии; · «двойная стратегия» между правительственными реформами и решительными действиями со стороны граждан. · общественная собственность в рамках смешанной экономики; · участие трудящихся в управлении фирмами; · самоуправление – передача средств производства в собственность персонала предприятий. · повышение качества жизни; · гуманизация условий труда; · восстановление экологического равновесия и охрана окружающей среды.

В настоящее время социалистические ценности продолжают развиваться в ходе реализации политики социал-демократических партий. К концу 80-х годов XX столетия в социал-демократии выявились два направления:

Традиционалистское Модернистское
Представлено социал-демократами Германии, Швеции, Финляндии, лейбористами Англии Относятся социал-демократы Италии, Испании, Франции
За основу своей социальной базы продолжает считать промышленных рабочих Опирается на более пестрый контингент, куда помимо рабочих входят интеллигенция, чиновничество, представители мелкого и среднего бизнеса

№ 61. Понятие, структура, функции политической культуры

Термин «политическая культура» введен в 50-е годы 20 века Алмондом (или Гердером в 18 веке). Разработка политической культуры принадлежит Алмонду, Вербе. Это было связано с освобождением колоний от метрополий.

В 1963 году вышла книга Алмонда и Вербы «Гражданская культура». В ней была изложена концепция политической культуры. Они исследовали отношение людей к своей системе: США, Мексика, Германия, Италия, Англия. Алмонд выделил 2 уровня политической системы:

1. Институциональный. Есть институты: Парламент, Правительство;

2. Ориентационный. Ориентации населения:

a. Познавательные чувства;

b. Эмоциональные чувства. Чувства людей к тем, кто осуществляет власть: доверие, презрение;

c. Оценочные чувства. Опираются на ценности и стандарты.

Эти три компонента = политическая культура по Алмонду.

Политическая культура – это совокупность типичных для конкретных стран форм поведения людей в публичной сфере.

Отношение к государству:

Ø Патерналистское. Государство рассматривается людьми как отец. У нас патерналистское отношение к государству;

Ø Партнерское.

Функции политической культуры:

1. Идентификация. У нас есть потребность в принадлежности к группе, обществу. Через культуру мы себя идентифицируем;

2. Ориентация. Понимание собственных возможностей при реализации прав и свобод;

3. Адаптация. Приспособление к меняющейся среде;

4. Социализация. Становление человека как гражданина;

5. Интеграция. Мы интегрируемся с другими;

6. Коммуникация. Взаимодействие людей на базе общепринятых норм.

Общая политическая культура – это нормы, которые разделяются большинством людей.

Политические субкультуры:

Молодежные;

Элитарные;

Религиозные и т. д.

Классификация политической культуры:

В зависимости от количества субъектов: В зависимости от качественного уровня, глубины знания права:
ü индивидуальная ü групповая ü общественная ü обыденная ü профессиональная ü научно-теоритическая

№ 62. Типология политической культуры. Гражданская культура (по Г. Алмонду)

Алмонд и Верба выделили 4 «чистых» типа политической культуры:

1. Патриархальный тип. Отсутствие всякого интереса и знаний граждан к политике. Отсутствие ожиданий от политической системы. Граждане нацелены на внутреннюю структуру: семья, группа. В основном он в Африке.
2. Подданнический. У граждан сильная ориентация на государство и невысокий уровень активности. Человек имеет ожидания от политической системы, но опасается санкций со стороны государства. Граждане участвуют, когда им приказывают. Например, он в Беларуси. Это больше восточный тип. Этот тип есть сейчас и на Востоке.
3. Активистский (партисипаторный). Участие граждан в политике, они включены в общественные интересы через выборы, партии, группы интересов. Граждане законопослушны, они не нарушают закон. Этот тип характерен для западных стран.
4. Культура гражданственности. Это смесь подданнической и активисткой культур. Гражданин должен оказывать давление на власть, но не быть слишком активным и не заниматься политикой постоянно. Легитимность и компетентность власти, прочная основа демократического режима.

Типы политической культуры:

1. Официальная. Поддерживается государством;

2. Реальная.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 621; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.053 с.)