Модели в зависимости от форм правления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели в зависимости от форм правления



1. Парламентские республики или парламентские монархии, где Парламент может отправить Правительство в отставку;

2. Президентские республики, где Парламент не может отправить Президента в отставку;

3. В смешанных республиках президент отправляет Правительство в отставку;

4. Консультативный

Функции:

· Представительная – представляет интересы различных социальных групп;

· Властная – формирование народного волеизъявления и создание законодательной основы для жизни общества;

· Законодательная – определяет особенности работы парламента: подготовка, обсуждение и принятие законов, других НПА;

· Финансово-бюджетная – утверждение госбюджета, разработка и утверждение налогового и банковского законодательства;

· Контрольная – отчеты правительства, выражение вотума недоверия и т. д.

Парламент появляется позднее, чем институт главы государства. Становление парламентаризма связано со становлением идей демократии, теории разделения властей, приоритета прав и свобод человека. В этой связи возникновение первых Парламентов было безусловно прогрессивным явлением и проходило в обстановке общественно-политического контроля. Первые Парламенты в мире возникали на том же историческом отрезке, когда принимались первые конституционные акты. Родиной парламентаризма считается Англия. Хотя Исландия считает, что у нее был Альтинг в 930 году.

Сущностное назначение Парламента состояло в том, чтобы отразить (представить) интересы самых широких слоев населения и ограничить власть монарха. С установлением парламентаризма в мире можно выделить несколько этапов:

1. Аристократические органы. Как и Парламент, данные органы были коллегиальными, но состояли из узкого круга приближенных к монарху лиц, который и назначал их (Сенат, Государственный Совет в России).

2. Сословно-представительные органы. Они избирались, но не всем населением страны, а только его определенными группами (слоями). (Сейм Речи Посполитой).

3. Парламенты. Данные органы формировались уже всем населением государства.

Таким образом, Парламент – это представительный, то есть избираемый всем населением страны орган 1), который имеет коллегиальный характер 2) и осуществляет законодательную власть 3).

Из определения видно, что основная функция Парламента предполагает законотворчество, то есть установление наиболее важных правил поведения (норм права) путем принятия законов – актов, обладающих высшей юридической силой. Заметим, что принимать нормативные правовые акты могут и другие государственные органы, но лишь Парламент уполномочен принимать важнейшие из них – законы. В отличие от Президента, Правительства, судов, Парламент не занимается соответственно руководством государственными органами или организациями, текущим управлением страной, не разрешает конкретные юридические споры. Парламент (законодательный орган) принимает законы.

Необходимо имеет в виду, что кроме законодательных полномочий у Парламента, как правило, имеются также контрольные и кадровые полномочия.

Палата Парламента – это его подразделение, обладающее значительной самостоятельностью.

В двухпалатных Парламентах одна палата называется нижней, а вторая верхней. Данные термины не имеют отношения к объему полномочий палат. В частности не означает, что у верхней палаты более важные полномочия. Различие в терминологии связано лишь с особенностями законодательного процесса: проект закона начинают рассматривать в нижней палате, а продолжается его рассмотрение в верхней палате.

Двухпалатный Парламент более слабый, чем однопалатный. Закону намного сложнее пройти две палаты, так как в основном одна из палат не будет поддерживать его. Главы государств делят Парламент на две палаты для его ослабления и укрепления собственных позиций.

Палаты Парламента могут обладать равным объемом полномочий либо нижняя палата находится в привилегированном положении. Последнее обстоятельство обусловлено порядком формирования нижних палат: они всегда формируются путем прямых выборов (вопрос о соотношении полномочий палат касается именно законодательных полномочий).

Верхняя палата зачастую формируется не прямыми выборами, а другим способом.

Существует несколько причин, которые обуславливают создание второй палаты Парламента:

1. Верхняя палата создается для сдерживания нижней палаты. Идеи двухпалатного Парламента получили развитие в рамках теории разделения властей. Разработчики американской Конституции опасались тирании законодательного органа и для предотвращения возможных злоупотреблений с его стороны решили разделить Парламент на несколько палат.

2. Верхняя палата образуется для повышения качества принимаемых законов. Законопроект, чтобы быть принятым, должен пройти обсуждение в каждой из палат, что содействует предотвращению возможных ошибок.

№ 27. Исполнительная власть. Полномочия (компетенция) Правительства

Исполнительная власть

1. Административно-управленческий аппарат;

2. Контрольно-надзорные органы.

Функции:

1. Общереспубликанские;

2. Инструментальные (нормотворчество, управленческое решение, юрисдикционная функция).

Поддерживается ли Парламентом:

ü Правительство большинства (опирается на поддержку партиии, имеющую большинство мест в парламенте);

ü Правительство меньшинства (складывается в кризисной ситуации, когда партии не могут договориться о составе правительства);

Правительство национального согласия (объединить силы в послевоенные годы).

Особенности формирования:

1. Подзаконность;

2. Универсальность. Органы действуют на всех уровнях;

3. Кадровое, материальное, финансовое обеспечение исполнительной деятельности.

Виды правительств:

Ø однопартийные (Англия);

Ø многопартийные коалиционные (Германия, Италия, Бельгия);

беспартийные (там, где монархия или когда коалиции не складываются).

Правительство – это коллегиальный, центральный орган государственного управления, который занимается организацией исполнения законов и других законодательных актов во всех сферах общественной жизни.

Первичной отправной точкой государственной деятельности является принятие законов, то есть работа Парламента. Однако законы не реализуются сами по себе, для их осуществления необходима колоссальная по объему и сложности работа тысяч органов и организаций. В реализации законов участвуют органы всех ветвей власти, кроме законодательной:

· органы исполнительной власти организуют исполнение закона;

· органы судебной власти разрешают правовые споры и другие юридические вопросы, возникающие в ходе реализации закона.

Участвуют в реализации законов и надзорно-контрольные органы. Они выявляют и пресекают нарушение законов.

Важная роль в реализации законов и других законодательных актов принадлежит исполнительной власти. В литературе распространено суждение о том, что исполнительная власть – это власть, которая исполняет законы. Однако такой подход не совсем точен, поскольку исполняют законы все государственные органы, общественные объединения, предприятия, организации, учреждения, индивиды. По своей сущности исполнительная власть организует исполнение законов. Следовательно, исполнительная власть – это организаторская власть.

Организация исполнения законов и других законодательных актов включает несколько видов деятельности, которые осуществляются органами исполнительной власти:

1. Создание условий для реализации законов. Это основной вид деятельности, который наиболее ярко показывает специфику исполнительной власти. Например, если Конституция и законы гарантируют права граждан на охрану здоровья и образование, то органы исполнительной власти создают условия для реализации соответствующих положений Конституции и законов путем организации строительства больниц, поликлиник, школ, университетов, финансирования этих учреждений, комплектования их кадрами и т. п.

2. Решение вопроса о наличии у конкретного субъекта прав, обязанностей, предусмотренных законом. Такая деятельность именуется правоприменением. Например, органы исполнительной власти назначают пособие конкретному лицу, реализуя тем самым Закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», ставят конкретных лиц на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и таким образом обеспечивают реализацию Жилищного кодекса, актов Президента.

Кроме того органы исполнительной власти помогают гражданам с осуществлением их прав, обязанностей, предусмотренных законом.

3. Принятие нормативных правовых актов. Организация исполнения законов предполагает не только фактические (организационные) действия, но и принятие нормативных правовых актов, необходимых для определения порядка реализации законов, конкретизации развития их положения. Однако принимаемые органами исполнительной власти акты носят подзаконный характер – издаются на основе и в соответствии с законом.

Все названные виды деятельности образуют понятие «государственного управления». Исполнительная власть и государственное управление очень тесно связаны между собой, но среди ученых нет единого мнения об их соотношении.

По Веберу, основные характеристики бюрократии сводятся:

Ø Бюрократическая юрисдикция четко регламентирована, то есть зафиксирована нормативным образом;

Ø Иерархическая организация бюрократической структуры основана на базе твердо установленных принципов должностной субординации;

Ø Вся формальная внутриорганизационная деятельность (распространение информации, принятие решений, приказы и директивы и т.п.) осуществляется в форме письменных документов, подлежащих последующему хранению;

Ø Все должностные лица должны быть хорошими специалистами в области администрирования, т.е. быть компетентными не только в сфере своих профессиональных должностных обязанностей (юриста, экономиста, инженера, военного и т.п.), но и в области норм, правил и процедур деятельности бюрократической организации в целом.

В другом случае Вебер определил бюрократию как «организацию с пирамидальной структурой власти, использующую силу действия универсальных и безличных правил, чтобы поддержать эту структуру и уделяющую главное внимание не дискреционным аспектам управления».

Можно выделить 3 «постулата» бюрократии по Веберу:

4. Бюрократия одинаково эффективно служит любому политическому «хозяину», но не вмешивается при этом в политику;

5. Бюрократия – наилучшая из всех возможных организаций;

6. Важнейшее достоинство бюрократии – независимость от воздействия субъективных (человеческих) влияний на принятие решений.

Думается, что с позиции простого гражданина можно было бы горячо поспорить в Максом Вебером.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.021 с.)