П. Сорокин о причинах социальных революций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

П. Сорокин о причинах социальных революций



Непосредственной предпосылкой всякой революции всегда было увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения.

1. Пищеварительный рефлекс «подавляется» голодом.

2. Инстинкт самосохранения «подавляется» деспотическими экзекуциями, массовыми убийствами, кровными зверствами.

3. Рефлекс коллективного самосохранения (семьи, религиозные секты, партии) – оскверняются святыни, совершаются измывательства над членами в виде арестов.

4. Неудовлетворение потребности в жилище, одежде.

5. «Подавление» полового рефлекса во всех его проявлениях, отсутствие условий его удовлетворения, распространены похищения, насилие жен и дочерей, принудительное замужество или разводы.

6. «Подавление» собственнического инстинкта масс – бедность и лишения, в особенности, если это делается на фоне благоденствия других.

7. «Подавление» инстинкта самовыражения (по Э. Россу) или индивидуальности (по Н. Михайловскому) – столкновение, с одной стороны, с оскорблениями, пренебрежением, перманентным и несправедливым игнорированием их достоинств и достижений, а с другой стороны – с преувеличением достоинств людей, не заслуживающих того.

Почему рост репрессий базовых инстинктов масс приводит к революционным всеобщим отклонениям в поведении людей? Да потому, что подавление основных импульсов неизбежно вынуждает людей искать пути выхода. Старые формы поведения нетерпимы, следовательно, необходим поиск новых форм.

№ 34. Политическое участие, его типы. Причины неучастия в политической жизни

1. Политическое участие:

Это вовлеченность членов определенной общности на разной основе (на индивидуальной или классовой, этнической, религиозной) в процесс политико-властных отношений. Участие осуществляется по-разному (идет на митинг). Если он нечаянно оказался там, это не участие. Это всегда сознательная деятельность. Разработали бихевиористы. Главным является определенный человек.

ü прямая/непосредственная форма;

ü представительная.

Типы по Маршу:

1. Ортодоксальное политическое участие (обеспечивает стабильность и устойчивость политической системы: разрешенные властями мероприятия);

2. Неортодоксальное политическое участие (несанкционированное поведения, протесты);

3. Политические преступления (деятельность с использование нелегитимного насилия: захват заложников, политические убийства, революции).

Также выделяют:

Ø автономное политическое участие (добровольность действий);

Ø мобилизационное политическое участие (квазиучастие) (имеет принудительный характер: стимулы страх и принуждение – потеря работы. Направлен на демонстрацию всенародного одобрения. Как в СССР).

Протестные формы – негативное проявление к политической системе (в целом или на конкретные действия властей).

ü митинги;

ü демонстрации;

ü шествия.

Протесты начинаются не тогда, когда люди живут плохо, а когда люди начинают жить лучше и хотят быстрее (революция ожиданий).

Две формы политического протеста:

1. конвенциональная (разрешенная властями);

2. неконвенциональная (запрещенные действия). Крайняя форма – политический терроризм (ужас). Ядро террористический организаций – лица от 20 до 30 лет.

Система, основанная на участии – где активистский тип участия народа, а элита ценит, что ее выбрали, и действует на благо народа.

Политическое действие – это вмешательство отдельного человека или группы в отношения власти в данной системе с целью приспособить ее к своим интересам, целям, идеалам, ценностям.

Понятие формировалась в рамках марксистской политологии, где главным является не определенный человек, а классы. Их действия зависят от идеологии участников. В каждой системе есть правила игры. Основное Правило – Конституция. Правила игры обязаны все соблюдать. В нестабильных обществах часто меняются правила игры.

Политическое действие:

ü позитивное (делать что-то);

ü негативное (прекратить что-то);

ü рациональное (обдумываем способы);

ü иррациональное;

ü стихийное (импульсивное, действия масс);

ü организованное (действия элит).

2. Политический абстенционизм

Абстенционизм – непрепятствование событиям идти своим чередом, апатия, пофигизм.

Если вы не занимаетесь политикой, то политика занимается вами. На практике укрепляет определенную линию политики.

Он может быть:

Ø изнутри (внутренний) политической системы (люди отказываются от участия: моя хата с краю);

Ø извне (внешний) политической системы (поддержание нейтралитета).

Абсентеизм – отказ от участия в выборах.

№ 35. Политические изменения. Теория модернизации. Противоречия политической модернизации

Модернизация – это переход общества от традиционного (аграрного) к современному индустриальному, а затем к постиндустриальному обществу.

Теория модернизации начала развиваться в 50-60-е годы 20 века в связи с тем, что многие колониальные страны (страны 3-го мира) освободились от власти метрополий и получили независимость. Стал вопрос: как развиваться? Этот вопрос рассматривали Хантингтон, Айзенштат, Верба, Даль и др.

Теория модернизации сложилась в рамках философии Нового времени.

Развились новые теории развития. Они связаны с социологией развития (работы Вебера, Парсонса).

С точки зрения модернизации выделяется 2 типа обществ:

1. Традиционные;

Современные.

Теоретики не рассматривают общество с позиции «–изма». Они признают факт неравномерного общественного развития. Необходимо преобразовывать отставшие страны. Критерием, образцом и показателем выступают западные страны.

В начале 20 века западное общество воспринималось многими как антигуманное (человек человеку волк), оно исторически изжило себя.

Со второй половины 20 века на западе возникла социально ориентированная рыночная экономика и укрепилась либеральная демократия. Многие страны хотели достичь такого развития. Процесс в западных странах шел стихийно, страны сами породили эти процессы (спонтанная, органичная, первичная модернизация). Государства, которые пошли по примеру – (отраженная, неорганичная, вторичная модернизация).

В социальной сфере:

Ø Формируется социальная структура индустриального общества (люди живут в одном месте, работают в другом – спальные районы), место жительства и место работы отделены друг от друга;

Ø Отношения личной зависимости исчезают;

Ø Появляется личная автономия.

В экономике:

Ø Индустриализация (новая техника, знания);

Ø Формирование рыночной экономики.

В политике:

Ø Образование наций и централизованного государства;

Ø Широкие массы включаются в политический процесс;

Ø Становление и развитие гражданского общества и правового государства.

В духовной сфере:

Ø Современное образование;

Ø Знание иностранного языка;

Ø Идеологический плюрализм;

Ø Приобщение крупных групп населения к достижению мировой культуры;

Ø Развитие СМИ;

Ø Секуляризация (освобождение различных сфер жизни от влияния церкви и религии; раньше была, сейчас закончилась) сознания;

Ø Свобода совести;

Ø Отделение церкви от государства.

Главный элемент успеха модернизации – социокультурный фактор. Если не будут изменены ценности людей, широких масс, то модернизация будет порождать кризисы и массовое недовольство. Должны быть изменены ценности.

Этапы развития модернизации:

1. 50-60-е годы 20 века. Модернизация – вестернизация. Копирование западных образцов во всех сферах. Люди могли возвращаться к сожительству в семье, кланах. Успешно прошла в Индии, Японии.

2. 70-90-е годы 20 века. Пересмотрена связь между модернизацией и развитием. Модернизация стала рассматриваться не как условие развития, а как его функция. Целью стали изменения социально-экономические, политические, которые могли проводиться вне западной модели.

Типология модернизации:

1. Первичная. Западная Европа, США, Канада (от промышленной революции и по сей день). Вначале идут перемены в духовной и идеологических сферах (Возрождение, Реформация). Люди получили разрешение на богатство. Потом пошло просвещение. Затем пошла реформация в экономической сфере.

2. Вторичная. Россия, Бразилия, Турция, Япония. Начиналась, как правило, с экономики. Часто сравнивают с квадратным колесом: смешаны и традиции и новаторство.

По технологическому способу производства:

1. Доиндустриальная индустриализация. Олицетворяет мануфактура;

2. Ранняя индустриализация. Переход от мануфактуры к фабрикам и заводам;

3. Поздняя индустриализация. Переход от фабрично-заводского к конвейерному производству;

4. Постиндустриализация. Переход к компьютерным технологиям.

Политическая модернизация

Политическая модернизация – это изменение политической системы, которое предполагает повышение участия граждан в политическом процессе.

ü Разделение властей;

ü Многопартийность;

ü Формирование новых политических институтов;

ü Демократизация политического сознания, системы и общества.

Процесс должен контролироваться элитой.

Типы модернизационных элит:

1. Традиционная;

2. Авторитарная;

3. Леворадикальная;

4. Либеральная.

№36. Либеральный и консервативный подходы к оценке политической модернизации

Два подхода к преобразованиям:

1. Либеральный (Даль, Алмонд). Главное насколько население участвует в представительной демократии, насколько открыты элиты. Отрицательно относятся к авторитаризму.

a. Может быть демократизация общества;

b. При росте конкуренции элит и низкой активности людей складываются предпосылки к авторитарному режиму, замедление преобразований;

c. Если массы очень активны, а соревнование элит небольшое, то это ведет к замедлению преобразованиям, провоцирует диктатуру. Массам нужен поводырь!

2. Консервативный (Хантингтон). Конфликт между участием населения и тем насколько есть структуры для выражения их интересов. Нет нужных институтов. Модернизированность общества связана не столько с уровнем демократизации, сколько с организованностью институтов. Авторитарный режим может обеспечить переход к рынку и национальному единству. Они видят потенциальный режим.

a. Компетенция;

b. Выделение этапов реформ;

c. Точный выбор применения реформ.

Надо укрепить стабильность и авторитарный режим возможен, если он обеспечивает экономический рост. Переход к демократии должен идти постепенно. Главное для элиты – обеспечить равновесие между изменениями.

№ 37. Конфликт и согласие в политике. Сущность, причины, стадии, источники политических конфликтов

Конфликт – это столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов, разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой враждующих сторон различного уровня и состава участников; испытание сил противоборствующих сторон.

М. Вебер связал конфликты с проблемой власти (конфликт возникает из отношений господства и подчинения).

В истории общественной мысли существовали идеальные модели бесконфликтного гармоничного общества (оно наступит в «граде Божием» или в будущем коммунистическом обществе). В современной социальной науке созданы реалистические концепции, в которых конфликт – это неустранимый, постоянный элемент социальной жизни. Он может быть как глубоким, непримиримым, так и проявляться в «слабых» формах (в виде соревнования, состязательности, конкуренции). Конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.

Политический конфликт – это противоборство двух или нескольких субъектов (групп, государств, лидеров), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий и ресурсов.

При объяснении причин социальных конфликтов сформировались два подхода:

· ресурсный подход – конфликты возникают из-за ресурсов (богатство, собственность, власть и авторитет, обеспечивающие доступ к многообразным ресурсам);

· ценностный подход – конфликты возникают на основе различных идеологических, нравственных убеждений, ценностей. В реальных ситуациях политического конфликта переплетаются мотивы как ресурсного, так и ценностного характера.

Специалисты-конфликтологи выделяют основные элементы конфликта:

Ø источник (предмет) конфликта, по поводу которого возникают разногласия;

Ø стороны, участники конфликта;

Ø повод – события, послужившие началом активных действий сторон;

Ø средства, используемые сторонами конфликта во взаимодействии друг с другом;

Ø цели сторон.

Выделяются три основные стадии конфликта:

1. Предконфликтная ситуация – это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы.

2. Непосредственно конфликт – инцидент, то есть действия, направленные на изменение поведения соперников. Они могут иметь открытый или скрытый характер. Конфликт достигает критической точки (кульминации), затем противостояние ослабевает и конфликт идет по нисходящей к разрешению или к новому всплеску противодействия.

3. Разрешение конфликта – его внешним признаком является завершение инцидента. Разрешение конфликта возможно при изменении конфликтной ситуации, устранении его причины. Возможно изменение требований одной из сторон, уступки, истощение ресурсов, вмешательство третьей силы, полное устранение соперника.

№38. Типы политических конфликтов и способы их разрешения

Выделяют различные типы политических конфликтов:

ü по области их проявления различаются внешне- и внутриполитические конфликты;

ü по характеру регуляцииинституциализированные и неинституциализированные. Речь идет о способности или неспособности людей подчиняться действующим правилам политической игры, создавать институты для регулирования конфликтов;

ü по степени интенсивности выделяют конфликты высокой и низкой интенсивности. Первые характеризуются применением вооруженной силы, стремлением «играть на выигрыш», вторые – затяжным и менее выраженным противостоянием сторон;

ü с точки зрения публичности говорят об открытых, выраженных в явных формах, и закрытых (латентных) конфликтах, в которых преобладают теневые способы принятия решений;

ü по времени протекания различают долговременные и кратковременные конфликты.

По содержанию можно также выделить несколько типов конфликтов:

¨ конфликты ценностей, которые в основном характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем; к ним примыкают конфликты идеологических доктрин;

¨ конфликты интересов преобладают в развитых странах, где политической нормой является «торг» по поводу дележа экономического пирога (борьба вокруг налогов, социального обеспечения и т.д.). Этот тип конфликтов легко поддается урегулированию;

¨ конфликты идентификации возникают, когда люди отождествляют себя с группой (этнической, религиозной), а не с обществом, государством в целом;

¨ конфликты неуправляемых эмоций – бунты, погромы;

¨ конфликты институтов – споры о взаимоотношениях органов власти, споры о государственных границах и т.д.

Для характеристики конфликтов, затрагивающих государство как основной институт политической системы, используется понятие «политический кризис» (греч. krisis – поворотный пункт, исход).

Политический кризис – это состояние политической системы, выражающееся в углублении и обострении конфликтов, усилении политической напряженности.

В то же время, политические конфликты выполняют определенные функции:

1) содействуют интеграции общества, установлению равновесных отношений между различными группами;

2) способствуют социальным изменениям, являясь источником развития и обновления социальных отношений через вскрытие разноплановых, противоположных интересов социальных субъектов и их осознание;

3) объединяют социальные общности и группы, в частности:

a. содействуют появлению инноваций, переоценке ценностей и норм, а также выработке новых;

b. способствуют агрегированию групповых интересов, более четкой социальной дифференциации;

c. усиливают коммуникационные возможности социальной системы на уровне внутри- и межгруппового взаимодействия, повышают адаптивность институтов общественным изменениям.

И. Галтунг определил критерии разрешения конфликта:

1) решить, кто является победителем и побежденным, каким будут будущее распределение ценностей;

2) осуществить распределение ценностей;

3) принять заключение, что конфликт завершен. Если конфликт не удается разрешить окончательно, то говорят об управлении конфликтом.

К основным стратегиям управления конфликтами относятся:

¨ урегулирование конфликта – ориентация на то, чтобы снять остроту противоборства, избежать наиболее тяжелых последствий для себя, государства, общества;

¨ разрешение конфликта означает либо устранение его причин, исчерпание предмета спора, либо изменение ситуации и обстоятельств, исключающих новое противостояние;

¨ вытеснение конфликта предполагает перенесение ответственности на иной уровень политической системы (с регионального на центральный или наоборот).

Рассмотрим формы разрешения конфликтов:

Ø «избегание», откладывание разрешения конфликта;

Ø отрицание или подмена – конфликт тлеет, его перемещают в другую область;

Ø метод конфронтации – на авансцену политики выдвигается явно неразрешимый антагонизм. Конфронтация часто ведет к кризису и поражению определенных политических сил (Октябрьская революция 1917 года и финал перестройки в 1991 году);

Ø примирение сторон на основе сближения их позиций и интересов через посредника. В роли посредника могут выступать согласительные комиссии, менеджеры по конфликтам, отдельные политические деятели или страны в межгосударственных конфликтах. Переговоры, как средство разрешения конфликтов, зафиксированы в Гаагской конвенции (1907 г.);

Ø третейское разбирательство, или арбитраж – стороны добровольно передают свой спор для разбирательства третьей стороне, решение которой является обязательным для обеих сторон. Арбитры при разборе руководствуются общепризнанными нормами международного права, конституцией страны, нормами договоров, в которых участвуют обе стороны;

Ø переговоры конфликтующих сторон на основе поиска баланса интересов. Переговоры необходимы, чтобы избежать применения насилия, и они возможны, когда между сторонами имеется хотя бы минимальная сфера совпадающих интересов. Переговоры на международном уровне подчиняются особым правилам, потому что на них сходятся такие субъекты права, которые не имеют между собой обязательных отношений и друг другу не подчиняются.

№ 39. Понятие политической элиты, ее функции и системы рекрутирования

Власть не бывает безликой, она кому-то принадлежит, в основном элитам и лидерам.

Элита в переводе с французского – лучшие, отборные. Использовалось для обозначения высоких качеств предметов и продуктов, а затем стало использоваться для обозначения лучших, избранных людей.

Политическая элита – это социальная группа, которая занимает наиболее высокие позиции в обществе, обладающая максимальными полномочиями, чтобы влиять на общество, те, кто обладает ресурсами влияния.

Элита – это всегда сплоченное меньшинство. Реальная власть находится в руках элиты. Роль элиты во все времена была определяющей. Элита ведет за собой большинство. Народы живут плохо, если они плохо управляемы, если элита некачественна. Такие общества могут служить источником хаоса, беспорядка. Но может быть и наоборот.

Теория элит сложилась на рубеже 19-20 веков, хотя истоки были в древности. Считается, что классиками были итальянские мыслители В. Парето и Г. Моска. Также можно выделить Р. Михельса, М. Вебера.

Функции политической элиты:

Ø Представительство групповых интересов;

Ø Выражение и защита интересов определенного класса или слоя;

Ø Выработка и реализация государственной политики в важнейших сферах жизни общества;

Ø Продуцирование политических ценностей;

Ø Достижение консенсуса на основе принятия и утверждения общих ценностей и принципов функционирования политической системы.

№ 40. Теории политических элит

Классические теории элит:

С точки зрения марксизма роль элит ничтожна. Для марксизма главный субъект истории – народные массы.
В. Парето. Ввел само понятие «элита» и сформулировал концепцию циркуляции элит. Есть работа «Подъем и падение элит». Он развивал ценностный (меритократический meritos – заслуга) подход. Он считал, что то, как развивается общество, зависит от правящего меньшинства. Дело не в народе, дело в элите. Выделил две тенденции в пополнении элит: 1. Открытая циркуляция элит; 2. Закрытая циркуляция элит. Считал, что люди, обладающие элитарными качествами, получают их по наследству («остатки», резидуи – остаточные качества). Лучший успех у людей со знаниями и психологией. Не все люди с элитарными качествами добиваются руководствующих мест. Элитарные люди, которые не попали в элиту, создают контрэлиту. Процесс замыкания элиты приводит к ее свержению. Это явление получило название закона циркуляции элит. Причина: противоречия психики людей и социальной структуры общества, нет доступа к должностям. Поделил лидеров на лис и львов.
Г. Моска. Написал работу «Основы политической науки». Правящее меньшинство Моска называет политическим классом. Критерии отбора в правящий класс: ü организаторские способности; ü знание национального характера, ментальности; ü интеллектуальное и моральное превосходство. Этот подход называют организационным. Элита – это меньшинство, которое может управлять и имеет превосходство. 2 тенденции рекрутирования: 8. Аристократическая. Элита пополняется из своего круга. 9. Демократическая. В элиту входят представители разных социальных групп. Каждая элита имеет тенденцию превращаться в закрытую группу. Это путь вырождения элиты. Демократическая тенденция предпочтительней, когда люди с элитарными качествами приходят из разных слоев общества.
Р. Михельс. Обосновал железный закон олигархии. Он писал, что любая человеческая организация порождает элитарность. Элита отдаляется от народа. У него был организационный подход.
М. Вебер. Предложил модель демократического элитизма. Не признавал широкого демократического участия. Должен быть баланс между руководством, элитой и обществом. На этот баланс надо пойти без уступки народу.

Современные теории элит:

Современные теории основаны на классических теориях.

1. Меритократический подход. Ортего-и-Гассет, Карл Мангейм. Элита – это наиболее сильные, энергичные, способные. Это личные способности человека. Элита – это лучший человеческий материал.
2. Организационный (институциональный, властный) подход. Лассуэл, Михельс, Моска. Элита – это меньшинство, которое лучше организовано. Источники власти: военная сила, богатство. Внес большой вклад Р. Мильс. Написал работу «Властвующая элита». Говорит, что элита – это группа важных статусов и ролей. Элита получает места через власть, богатство, известность. Элиту надо изучать в качестве экономической и социальной структуры. Чтобы войти в элиту, необязательны интеллект и моральные качества, достаточно занять место.
3. Технократический подход. Развивали также Бернхем, Дж. Гелбрейт. Власть переходит из рук собственников в руки профессионалов-менеджеров. Формируется структура – анонимные группы экспертов. Они обрабатывают информацию внутри, оглашая общественности конечный результат.
4. Плюралистическая теория элит. Во власти несколько элитарных группировок и у каждой своя сфера влияния, каждая выражает интересы определенной группы, каждая страта начинает формировать свою элиту. Элита называется стратархией.

Вывод: Для элиты характерна высокая степень сплоченности, у нее есть общая воля, у нее есть мнение, что она незаменима, исключительна. Главное в этом убедить других. Политическая элита – это властная доминанта, центральное звено государственного управления.

Бердяев вывел коэффициент элиты:

Показатель > 5% свидетельствует о высоком потенциале развития страны;

Показатель < 1 % свидетельствует о застое и возможных потрясениях.

№41. Элиты и массы в концепции Х. Ортега-и-Гассета

Человек массы никогда не признает над собой чужого авторитета, пока обстоятельства его не принудят. Поскольку обстоятельства не принуждают, этот упорный человек, верный своей натуре, не ищет постороннего авторитета и чувствует себя полным хозяином положения. Наоборот, человек элиты, т.е. человек выдающийся, всегда чувствует внутреннюю потребность обращаться вверх, к авторитету или принципу, которому он свободно и добровольно служит. Напомним, что в начале этой книги мы так установили различие между человеком элиты и человеком массы: первый предъявляет к себе строгие требования; второй – всегда доволен собой, более того, восхищен [К массе духовно принадлежит тот, кто в каждом вопросе довольствуется готовой мыслью, уже сидящей в его голове. Наоборот, человек элиты не ценит готовых мнений, взятых без проверки, без труда, он ценит лишь то, что до сих пор было недоступно, что приходится добывать усилием. – Прим. автора]. Вопреки обычному мнению, именно человек элиты, а вовсе не человек массы, проводит жизнь в служении. Жизнь не имеет для него интереса, если он не может посвятить ее чему-то высшему. Его служение – не внешнее принуждение, не гнет, а внутренняя потребность. Когда возможность служения исчезает, он ощущает беспокойство, ищет нового задания, более трудного, более сурового и ответственного. Это жизнь, подчиненная самодисциплине – достойная, благородная жизнь. Отличительная черта благородства – не права, не привилегии, а обязанности, требования к самому себе. Noblesse oblige. "Жить в свое удовольствие – удел плебея; благородный стремится к порядку и закону" (Гете). Дворянские привилегии по происхождению были не пожалованиями, не милостями, а завоеваниями. Их признавали, ибо данное лицо всегда могло собственной силой отстоять их от покушений. Частные права или привилегии – не косная собственность, но результат усилий владельца. И наоборот, общие права, например, "права человека и гражданина", бесплатны, это щедрый дар судьбы, который каждый получает без усилий владельца. Поэтому я сказал бы, что личные права требуют личной поддержки, а безличные могут существовать и без нее.

К сожалению, богатое по смыслу слово "благородство" подверглось в обычной речи безжалостному искажению. Большинство стало понимать его как наследственную, кровную аристократию; и оно превратилось в нечто пассивное, безличное, подобное "всеобщим правам", которые не требуют личных усилий и заслуг, их получают автоматически.

Пусть читатель не удивляется этому отступлению. Чтобы дать определение нового человека массы, который, оставаясь массой, хочет занять место элиты, необходимо было показать в чистом виде оба типа, в нем смешанные, – нормального человека массы и подлинного человека элиты, или человека энергии.

Теперь мы можем быстрее продвигаться вперед; ключ к решению – психологическая формула господствующего в наши дни человека – у нас в руках. Все дальнейшее логически вытекает из основного положения, которое можно резюмировать так: XIX век автоматически создал новый вид "простого человека", в котором заложены огромные вожделения и которому сейчас предоставлен богатый набор средств, чтобы удовлетворить их во всех областях, – экономика, медицина, право, техника и т.д. – словом, огромное количество прикладных наук и всяких возможностей, какие прежде среднему человеку не были доступны. Снабдив человека массы всеми этими возможностями, XIX век предоставил его самому себе, и он, верный своей природной косности, замкнулся в себе самом. Таким образом, теперь у нас массы более сильные, чем когда-либо прежде, но отличающиеся от обычных тем, что они герметически замкнуты в самих себе, самодовольны, самонадеянно, не желают никому и ничему подчиняться, одним словом – непокорны. Если так пойдет и дальше, то в скором времени не только в Европе, но и во всем мире окажется, что массами больше нельзя управлять ни в одной области. Правда, в бурные и тяжелые времена, стоящие перед нашим поколением, может случиться, что под суровыми ударами бедствий массы внезапно пойдут на уступки и подчинятся квалифицированной элите. Но это будет попыткой с негодными средствами, ибо основные черты психики масс – это инертность, замкнутость в себе и упрямая неподатливость; массы от природы лишены способности постигать то, что находится вне их узкого круга – и людей, и события. Они захотят иметь вождя – и не смогут идти за ним; они захотят слушать, и убедятся, что глухи.

С другой стороны, нельзя тешить себя иллюзиями, что человек массы окажется способным – как ни поднялся его уровень в наше время – управлять ходом всей нашей цивилизации (не говоря уже о прогрессе ее). Самое поддержание современной цивилизации чрезвычайно сложно, требует бесчисленных знаний и опыта. Человек массы научился владеть ее механизмом, но абсолютно незнаком с ее основными принципами.

Человек массы считает себя совершенным. Человек элиты ощущает что-то подобное, только если он исключительно тщеславен, да и то вера в свое совершенство не соприродна ему, не истина, она порождена суетой, и даже сам он в ней не уверен. Поэтому тщеславный нуждается в других, чтобы они подтвердили мнение, какое он хочет иметь. Даже и в таком патологическом случае, даже ослепленный тщеславием, человек элиты не уверен в своем совершенстве. Наоборот, современный человек массы, этот новый Адам, никогда не сомневается в своем совершенстве; его вера в себя поистине подобна райской вере. Замкнутость души лишает его возможности познать свое несовершенство, так как единственный путь к этому познанию – сравнение себя с другими; но тогда он должен хоть на миг выйти за свои пределы, переселиться в своего ближнего. Душа заурядного человека неспособна к таким упражнениям.

Мы стоим здесь перед тем самым различием, которое испокон веков отделяет глупцов от мудрецов. Умный знает, как легко сделать глупость, он всегда настороже, и в этом его ум. Глупый не сомневается в себе; он считает себя хитрейшим из людей, отсюда завидное спокойствие, с каким он пребывает в глупости. Подобно насекомым, которых никак не выкурить из щелей, глупца нельзя освободить от глупости, вывести хоть на минуту из ослепления, сделать так, чтобы он сравнил свои убогие шаблоны со взглядами других людей. Глупость пожизненна и неизлечима. Вот почему Анатоль Франс сказал, что глупец гораздо хуже мерзавца. Мерзавец иногда отдыхает, глупец – никогда [Я часто спрашивал себя вот о чем: несомненно, многим людям труднее и горше всего общаться, сталкиваться с глупостью ближних. Как же случилось, что никто не попытался изучить ее, написать "Опыт о глупости"? (Мне кажется, что не пытались).

Человек массы совсем неглуп. Наоборот, сегодня он гораздо умнее, гораздо способнее, чем все его предки. Но эти способности ему не впрок: сознавая, что он обладает ими, он еще больше замкнулся в себе и не пользуется ими. Он раз и навсегда усвоил набор общих мест, предрассудков, обрывков мыслей и пустых слов, случайно нагроможденных в памяти, и с развязностью, которую можно оправдать только наивностью, пользуется этим мусором всегда и везде. Это я и назвал в первой главе "знамением нашего времени": не в том беда, что заурядный человек считает себя незаурядным и даже выше других, а в том, что он провозглашает и утверждает право на заурядность и самое заурядность возводит в право.

№ 42. Понятие, функции, типология политического лидерства.

Политическое лидерство – это тип властных отношений, характеризующийся продолжительным влиянием на группу.

Лидерство есть там, где власть.

Габриэль Тард – основоположник теории социализации. В основе социализации лежит подражание лидеру. Источник прогресса – это те открытия, которые делаются великими людьми. Масса не способна на воображение. Люди в массе испытывают острую необходимость подчиниться авторитету.

Лидер – это статус, должность, влияние на других людей.

Политический лидер продолжительно влияет на людей и люди признают его. Выделяют формальное и неформальное лидерство.

Лидерство Руководство
Лидер неформален, он выдвигается стихийно. Он опирается на авторитет, за ним идут до тех пор, пока у него есть авторитет. Полномочия его четко не определены. Лидерство носит длительный характер. Основано на личных качествах человека. Руководитель формален. Опирается на должность. Он может уволить кого-то. Полномочия определяются законами, должностными инструкциями.  

2 тенденции в развитии лидерства:

1. Профессионализация;

2. Институционализация. Лидер становится формальным, его функции четко очерчены рамками права.

Функции лидерства
Диагностическая Четко определить характер ситуации
Директивная Принятие решений
Интегративная Объединить вокруг себя последователей
Мобилизационная Мобилизовать ресурсы для исполнения принятых решений

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.156.156 (0.086 с.)