ТОП 10:

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ



Социальный институт–это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей и их социальных отношений; комплекс, представляющий собой, с одной стороны, совокупность норм – ценностно - обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, с другой – устойчивое социальное образование, реализацию данных потребностей.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

· Выделение определенного круга субъектов, вступающих в процесс деятельности в отношения, приобретающий устойчивый характер.

· Определенная (более или менее формализованная) организация.

· Наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института.

· Наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в процессе интеграции последней.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ:

· Закрепление и воспроизводство общественных отношений.

· Регулирование отношений между членами общества.

· Интегративная. Сплочение и мобилизация социальных норм.

· Транслирующая. Передача социального опыта.

· Коммуникативная. Распространение информации.

 

ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ:

1. Возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организационных действий.

2. Формирование общих целей.

3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок.

4. Проявление процедур, связанных с нормами и правилами.

5. Институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение.

6. Установление системы санкции для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях.

7. Создание систем статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

СЕМЬЯ –

БАЗОВЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВА

Семья – основанная на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью и обязательствами.

Брак – это исторически определенная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их совместную жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

 

ФУНКЦИИ СЕМЬИ:

· Воспитательная. Социализация молодого поколения.

· Хозяйственно – бытовая. Удовлетворение потребностей индивидов.организация производства силами семейной группы.

· Экономическая. Получение материальных средств к жизни,

· Первичный социальный контроль. Регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизни и в различных обстоятельствах.

· Духовное общение. Получение и передача членами семьи духовных ценностей.

· Социально – статусная. Предоставление определенного социального статуса членам семьи.

· Досуговая. Организация рационального и полноценного опыта.

· Эмоциональная. Предоставление членами семьи психологической защиты и эмоциональной поддержки.

· Сексуальная. Удовлетворение сексуальных потребностей.

Тема 8. Социальный контроль и девиация.

Социальные конфликты (2 часа)

8.1 План семинара

1.Социальный контроль как механизм регуляции поведения. Элементы социального контроля: нормы и санкции.

2. Девиантное поведение: понятие, теории, формы.

3. Массовое сознание и массовые действия.

4. Социальные конфликты.

5. Социологический практикум.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое социальный контроль, дайте определение.

2. Каковы элементы и механизмы социального контроля?

3. Какие Вам известны виды социальных санкций?

4. Что называют социальной нормой?

5. Какие виды социальных норм существуют в обществе?

6. Какое поведение называют девиантным?

7. Какие причины и факторы влияют на девиацию?

8. Охарактеризуйте известные Вам теории девиантного поведения.

9. Дайте определение социального движения.

10. Каковы причины, вызывающие конфликты?

11. Кто из социологов внес наиболее значительный вклад в изучение проблемы социальных конфликтов?

 

Социологический практикум

(логические задания, проблемные вопросы, упражнения, тесты)

1 Задание Выучите основные понятия темы: «социальный контроль», «социальные нормы», «санкции», «типология санкций», «законы», «табу», «девиантное и делинквентное поведение», «аномия», «конформность», «инновация», «ритуализм», «ретритизм», «бунт», «мятеж», «стигматизации», «массовое сознание», «массовое поведение», «паника», «погром», «слухи», «протест», «социальные движения», «социальная депривация», «социальный конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент», «типы конфликтов», «стратегии разрешения конфликта», «рефлексивное управление», «уклонение», приспособление», «компромисс», «противоборство», «сотрудничество».

2 Как Вы думаете, возможно ли общество, в котором вообще отсутствовал бы социальный контроль? Как Вы думаете, почему в современной России наблюдается рост интенсивности всех форм девиантного поведения? Обоснуйте свое мнение.

3 Задание Покажите на примерах относительность девиаций. Как, по-вашему мнению, какое поведение считалось бы девиантным для студента? Преподавателя? Аргументируйте свой ответ.

4Задание Анатоль Франс пишет в одном из своих романов, что высшая мудрость нашего правосудия состоит в том, что оно равным образом запрещает спать под мостами и богатым, и бедным. Что он хотел этим сказать?

5 Задание Подумайте и решите, могут ли выступать средствами социального контроля: домашнее задание, медицинская справка, паспорт, проездной билет, ученая степень, заседание правительства, телефон, часы, компьютер, телевизор, ценники на товары.

6Задание Опишите стадии развития конфликта. Подумайте и ответьте, на какой стадии разгорание конфликта можно предупредить? На какой стадии его можно локализовать?

7Задание

7.1 Подумайте и ответьте, почему конфликт возникает там и только там, где две группы, стремящиеся к одной и той же цели, не могут ее достичь до тех пор, пока каждая группа стремится делать одно и тоже?

7.2 Почему в ситуации конфликта члены группы способны проявлять только враждебные действия?

8Задание Приведите примеры: а) личностного конфликта;

б) межличностного конфликта; в) межгруппового конфликта;

г) конфликта с внешней средой. Каковы, на Ваш взгляд, основные различия в протекании конфликтов этих типов?

9Задание Какие социальные и психологические причины, по вашему мнению, вызывают к жизни новые социальные движения? Охарактеризуйте понятие социальной депривации. Что должно произойти с индивидом, чтобы у него возникло ощущение депривации?

10Задание Подумайте и ответьте, какого типа личности наиболее подвержены участию в социальных движениях? Какие психологические качества для этого нужны?

11 Выполните тесты:

1 Девиантное поведение – это не что иное, как:

а) типичное поведение правонарушителя (делинквента);

б) преступное поведение;

в) отклонение от формального закона;

г) любое поведение, отклоняющееся от общепринятых норм.

2 Девиация чаще всего наблюдается:

а) у пожилых людей;

б) у людей, озабоченных прежде всего личными интересами;

в) у женщин;

г) у молодых.

3 Социальные предписания – это:

а) средства наказания;

б) средства поощрения;

в) запрет или разрешение сделать что-либо;

г) формальные негативные санкции.

4 К числу социологических теорий девиантного поведения относится:

а) психоаналитическая теория (3. Фрейд);

б) теория врожденной предрасположенности к криминалу

(Ч. Ломброзо);

в) теория органической предрасположенности к криминалу

(У. Шелдон и др.);

г) теория навешивания ярлыков (Г. Беккер и др.).

5 Единственным типом недевиантного поведения в типологии

Р. Мертона является:

а) конформность;

б) инновация;

в) ритуализм;

г) ретритизм.

6 Социальным конформистом можно назвать:

а) законопослушного человека;

б) хитрого приспособленца;

в) человека, не имеющего собственного мнения;

г) того, кто одевается модно и элегантно.

7 Какой из типов девиантного поведения, по Р. Мертону, представляет собой «оставление или понижение слишком высоких культурных целей большого денежного успеха и быструю социальную мобильность там, где эти устремления не могут быть удовлетворены»:

а) инновация;

б) ритуализм;

в) ретритизм;

г) мятеж.

8Поведение, отклоняющееся от социальных норм:

а) конформное;

б) революционное;

в) эволюционное;

г) девиантное.

9 Усвоение и соблюдение социальным актором определенных групповых и социальных норм, ценностей и привычек; необходимый элемент социализации и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы:

а) инновация;

б) конформность;

в) ритуализм;

г) ретритизм.

10 Предписание, выступающее в качестве общей руководящей линии социального действия:

а) приказ;

б) социальная норма;

в) закон;

г) санкция.

11 Создателем теории социального конфликта считают:

а) Огюста Конта;

б) Макса Вебера;

в) Карла Маркса;

г) Питирима Сорокина.

12Система процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом, называется:

а) физическим контактом;

б) групповым взаимодействием;

в) социальной системой;

г) социальным контролем.

13 Ролевые конфликты бывают:

а) относительные и абсолютные;

б) внутри ролевые и межролевые;

в) индивидуальные и групповые;

г) региональные и локальные.

14 Под институционализацией конфликта в социологии понимают:

а) научное изучение классовых конфликтов в обществе с целью их предотвращения;

б) развитие особых социальных институтов для урегулирования конфликтов между работодателями и наемными работниками;

в) создание специальных судебных и арбитражных учреждений для рассмотрения трудовых и гражданских споров;

г) разработку правил гражданского противостояния.

15Самопожертвование ради справедливой победы является:

а) аномией;

б) позитивной девиацией;

в) нормальным поведением;

г) не является девиантным поведением, поскольку девиация всегда отрицательна.

16 Тип массового поведения, определяемый как широкий массовый союз людей, объединенных стремлением осуществить или блокировать аспект социального изменения внутри общества, – это:

а) бунт;

б) мятеж;

в) социальное движение;

г) революция.

17Этнические движения 90-х годов XX века являлись (и являются) массовыми социальными движениями, так как:

а) в них участвуют исключительно женщины;

б) пользуются террористическими методами;

в) носят протестный характер и связаны с неинституциональными средствам достижения целей;

г) в них участвуют исключительно мужчины.

18К позитивным функциям конфликтов в обществе Л.Козер относит:

а) большие эмоциональные и материальные затраты;

б) прявление психологического и физического насилия;

в) уменьшение сотрудничества;

г) сплочение и интеграцию.

19К числу революционных относят движение _________:

а) антиглобалистское;

б) коммунистическое;

в) за ограничение скорости на автострадах;

г) антивоенное.

20Массовому сознанию менее всего свойственна ________ функция:

а) идеологическая;

б) гносеологическая;

в) коммуникативная;

г) воспитательная.

 

Библиография

1. Волков Ю. Г. Социология. – М., 2010. – С.383 –390.

2. Игебаева Ф.А. Социология.– Уфа, Изд-во БашГАУ, 2011.– С.159 – 181.

3.Кильмашкина Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты. – М.,

2004. – С. 5 – 123.

4.Социология. Общий курс: Учебник. /Авторский коллектив. – М., 2006. – С. 143 –159.

5.Козырев Г.И. Социология. – М., 2010. – С. 45 –54; 264 – 287.

6.Кравченко А.И.Социология. – М., 2008. – С. 220 –271.

7.Фролов С.С. Социология. – М., 2010. – С. 312 –331; 347 – 366.

 

8.5 СТРУКТУРНО – ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.167.166 (0.02 с.)