Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальный контроль и девиация.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
СОЦИЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ Социальная норма – правило, предписание того, как себя вести в обществе.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ: · Институциональные (социетальные) нормы – закрепление практики или общественных отношений в виде социальной нормы. Они являются предписанием всему обществу от имени государства. · Правовые нормы (юридические нормы, нормы права) – установленные государством общеобязательные правила общественного поведения. · Моральные нормы – основные фундаментальные принципы идеалы, моральные воззрения, регулирующие общественные устои, строй жизни, формы общения и содержащие в себе понимание сущности смысла и цели общества, истории, человека и его бытия. Имеют социально всеобщее значение и распространяются на всех членов общества. · Религиозные нормы – вид социальных норм в форме религиозных предписаний и санкций, как конкретизация законов божьих, исходящих от божьих, исходящих от бога и его посредников – священнослужителей.
ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ: 1. Регулирование социализации личности и общества. 2. Интеграция социальных индивидов в группы и групп в общество. 3. Контроль отклоняющегося поведения. 4. Является эталоном и моделью поведения людей.
Социальные санкции – действия, способствующие реализации социальных норм (поощрение и наказание).
ПРИЧИНЫ ДЕВИАЦИИ: · Процесс социализации личности. · Конфликты, свойственные внутренней природе личности (Фрейд). · Культурно – историческая среда, в которой существует человек. · Рост аномии общества (Дюркгейм). · Разрыв между целями общества и социально одобренными средствами их достижение (теория аналогии Р. Мертона).
ТИПЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ: · Культурные отклонения. · Психические отклонения. · Индивидуальные и групповые отклонения. · Первичные и вторичные отклонения. · Культурно одобряемые осуждаемые отклонения. · Девиации положительного и девиации отрицательного характера. · Нейтральная девиация. Социальный контроль – механизм саморегуляции в обществе и его группах. Уровни социального контроля: · Межличностные отношения в семье. · Отношения в социальных группах. · Отношения в подсистемах общества. Функции социального контроля: · Регулятивные – обеспечение стабильности функционирования общества через механизмы саморегулирования. Регламентация и консолидация деятельности индивидов. · Конструктивные – обеспечение развития общества. Формирование новых социальных норм, отражающих реальные социальные отношения в обществе. Самоконтроль – внутренняя форма социального контроля. Основа социализации личности.
Социальный конфликт – открытое, достигшее фазы обострение столкновение между противоположно направленными желаниями, потребностями, интересами двух или нескольких социальных субъектов, находящихся в определенной связи и взаимосвязи.
СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА: · Предмет конфликта. · Ближайшие и отдаленные причины конфликта. · Основные субъекты конфликта. · Наблюдатели конфликтной ситуации, оказывающее воздействие на ее развитие. · Внешние социальные детерминанты. · Мотивы конфликтного поведения сторон. · Цели субъектов конфликта. · Возможные альтернативы конфликтного поведения. · Конкретные поведенческие акции сторон. · Конкретные средства, применяемые сторонами – субъектами конфликта в ходе столкновения. · Конфликтная ситуация в целом как динамическая система социального взаимодействия субъектов. · Социальные нормы, моральные и правовые регуляторы, общественные средства контроля за развитием конфликтной ситуации. · Существующие возможности, пути, средства и способы разрешения конфликта. · Возможные, прогнозируемые социальные последствия конфликта. · Действительные, реальные (негативные и позитивные) последствия конфликта.
Вопросы для самоконтроля 1. Что такое международные организации, и каковы их виды? 2. Какими признаками обладают международные организации, и какие из них призваны предупреждать и разрешать межгосударственные конфликты? 3. Дайте определение феномена глобализации. 4. В чем состоят конкретные проявления глобализации? Охарактеризуйте их и попытайтесь дать им оценку. 5. Какую роль сыграл технологический процесс в формировании глобальной системы мирового хозяйства? 6. Как вы считаете, связан ли процесс глобализации с какой-либо идеологией? Если да, то в чем проявляется эта связь? 7. Как, по вашему мнению, можно укрепить положение России на международной арене? 8. Каковы основные причины социально-экономических изменений в России? 9. Охарактеризуйте основные глобальные проблемы современности, и каковы, на ваш взгляд, пути решения каждого их них. Социологический практикум (логические задания, проблемные вопросы, упражнения, тесты) 1Задание Выучите основные понятия темы: «международные организации», «глобализация», «глобальные проблемы современности», «транснациональные корпорации», «интернет», «мегаполисы», «стандартизация», «сертификат», «терроризм», «манипуляция сознанием», «последствия глобализации», «мировая деревня», «мировая система», «теории мировой системы», «новый мировой порядок». 2 Задание Какие экологические проблемы возникли и возникают в связи с модернизацией и индустриализацией общества? Как должно измениться общество, чтобы эти проблемы обрели возможность решения? 3 Задание Подумайте и ответьте, является ли, по вашему мнению, экономическая глобализация позитивным или негативным фактором развития более отсталых стран? Подтвердите свой ответ аргументами. 4 Задание Как Вы думаете, в чем суть глобализации культуры? Каковы ее последствия для культурного развития народов? 5 Задание Какое место в процессе глобализации, на ваш взгляд, занимает распад Советского Союза и блока социалистических стран? Аргументируйте свой ответ. 6 Выполните тесты: 1 Процесс сближения наций и народов, в ходе которого человечество постепенно превращается в единую мировую систему, называется: а) институционализацией; б) глобализацией; в) интериоризацией; г) трансформацией. 2 Термин «глобализация» предложил: а) М.Кастельс; б) Т.Левитт; в) Л.Туроу; г) О.Тоффлер. 3 Концепцию капитализма как глобальной мировой системы разработал: а) М.Вебер; б) И.Гофман; в) И.Валлерстайн; г) П. Блау. 4 Глобализация в политической сфере ведет к: а) усилению влияния национальных государств; б) усилению влияния наднациональных объединений; в) росту числа диктаторских режимов; г) увеличению числа национально-освободительных движений. 5 В сфере экономики глобализация влечет за собой формирование: а) единого общемирового рынка; б) единой мировой корпорации; в) изолированных друг от друга государств; г) нерыночной системы международных экономических отношений. 6 Глобализация в сфере культуры проявляется в: а) расширении «исламского мира»; б) расширении сферы использования английского языка; в) переводе «священных книг на национальные языки»; г) расширении зоны бедности на земле. 7 Глобальная проблема современности, вызванная, по мнению ученых, негативным воздействием человека на окружающую среду, - это: а) расширение зоны пустынь; б) озоновые дыры; в) понижение уровня мирового океана; г) парниковый эффект. 8 Глобализация оказалась возможной за счет: а) деятельности компании Microsoft; б) доброй воли правительств разных стран; в) политики правительства США; г) образования информационных и финансово-промышленных сетей. 9 Во времена холодной войны социалистические страны называли «странами ______ мира»: а) «первого»; б) «второго»; в) «третьего»; г) четвертого». 10 Один из видных теоретиков мирового сообщества И.Валлерстайн, дифференцировал страны мира (мировую систему) натри группы: страны ядра, страны______ и страны периферии: а) окраины; б) полупериферии; в) провинции; г) середины. 11 Товарность информации является характерной чертой общества: а) индустриального; б) традиционного; в) аграрного; г) постиндустриального. 12 Глобализация усиливает: а) развитие национальных культур; б) рост традиционной экономики; в) миграционные процессы; г) влияние национальных государств. 13 Россию может выдвинуть на первый план глобализации: а) наращивание военной мощи; б) подъем экономики; в) возрождение СССР в той или иной форме; г) отказ мира от потребительских ценностей. 14 На ближайшие десятилетия наиболее вероятен __________ сценарий мирового развития: а) однополярный; б) биполярный; в) многополярный; г) апокалиптический. 15 Серьезным препятствием на пути дальнейшего развития объективных глобалистских тенденций в настоящее время является: а) фундаментализм; б) социал-демократизм; в) либерализм; г) демократия. 16 Согласно концепции И.Валлерстайна, к «полупериферии мировой системы» относятся, две страны: а) Польша; б) Франция; в) Германия; г) Литва. 17 Надежды на возрождение России многие отечественные обществоведы связывают с: а) культурой; б) политикой; в) экономикой; г) религией. 18 Примером включения России в глобальные культурные процессы является: а) присоединение России к «Болонскому соглашению» в сфере высшего образования; б) участие России в совместном проекте с компанией «Боинг» по созданию самолета-аэробуса; в) участие России в деятельности МВФ; г) участие России в программе НАТО «Партнерство во имя мира». 19 Из всех региональных проблем для России менее важна: а) отношения с Китаем; б) отношения с Японией; в) отношения внутри СНГ; г) противодействие России и США в зонах «третьего мира». 20 Среди государств СНГ для геополитических перспектив России наиболее важна: а) Армения; б) Белоруссия; в) Казахстан; г) Украина. Библиография 1. Волков Ю. Г. Социология. – М., 2010.– С. 394 – 403. 2. Жуков В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований. – М., 2010.– С. 194 – 357. 3. Игебаева Ф.А. Социология.– Уфа, Изд-во БашГАУ, 2011.– С.181 – 201. 4. Козырев Г.И. Социология. – М., 2010.– С. 236 – 246.
9.5 СТРУКТУРНО – ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.89 (0.007 с.) |