Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальный контроль и девиация.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте СОЦИЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ Социальная норма – правило, предписание того, как себя вести в обществе.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ: · Институциональные (социетальные) нормы – закрепление практики или общественных отношений в виде социальной нормы. Они являются предписанием всему обществу от имени государства. · Правовые нормы (юридические нормы, нормы права) – установленные государством общеобязательные правила общественного поведения. · Моральные нормы – основные фундаментальные принципы идеалы, моральные воззрения, регулирующие общественные устои, строй жизни, формы общения и содержащие в себе понимание сущности смысла и цели общества, истории, человека и его бытия. Имеют социально всеобщее значение и распространяются на всех членов общества. · Религиозные нормы – вид социальных норм в форме религиозных предписаний и санкций, как конкретизация законов божьих, исходящих от божьих, исходящих от бога и его посредников – священнослужителей.
ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ: 1. Регулирование социализации личности и общества. 2. Интеграция социальных индивидов в группы и групп в общество. 3. Контроль отклоняющегося поведения. 4. Является эталоном и моделью поведения людей.
Социальные санкции – действия, способствующие реализации социальных норм (поощрение и наказание).
ПРИЧИНЫ ДЕВИАЦИИ: · Процесс социализации личности. · Конфликты, свойственные внутренней природе личности (Фрейд). · Культурно – историческая среда, в которой существует человек. · Рост аномии общества (Дюркгейм). · Разрыв между целями общества и социально одобренными средствами их достижение (теория аналогии Р. Мертона).
ТИПЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ: · Культурные отклонения. · Психические отклонения. · Индивидуальные и групповые отклонения. · Первичные и вторичные отклонения. · Культурно одобряемые осуждаемые отклонения. · Девиации положительного и девиации отрицательного характера. · Нейтральная девиация. Социальный контроль – механизм саморегуляции в обществе и его группах. Уровни социального контроля: · Межличностные отношения в семье. · Отношения в социальных группах. · Отношения в подсистемах общества. Функции социального контроля: · Регулятивные – обеспечение стабильности функционирования общества через механизмы саморегулирования. Регламентация и консолидация деятельности индивидов. · Конструктивные – обеспечение развития общества. Формирование новых социальных норм, отражающих реальные социальные отношения в обществе. Самоконтроль – внутренняя форма социального контроля. Основа социализации личности.
Социальный конфликт – открытое, достигшее фазы обострение столкновение между противоположно направленными желаниями, потребностями, интересами двух или нескольких социальных субъектов, находящихся в определенной связи и взаимосвязи.
СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА: · Предмет конфликта. · Ближайшие и отдаленные причины конфликта. · Основные субъекты конфликта. · Наблюдатели конфликтной ситуации, оказывающее воздействие на ее развитие. · Внешние социальные детерминанты. · Мотивы конфликтного поведения сторон. · Цели субъектов конфликта. · Возможные альтернативы конфликтного поведения. · Конкретные поведенческие акции сторон. · Конкретные средства, применяемые сторонами – субъектами конфликта в ходе столкновения. · Конфликтная ситуация в целом как динамическая система социального взаимодействия субъектов. · Социальные нормы, моральные и правовые регуляторы, общественные средства контроля за развитием конфликтной ситуации. · Существующие возможности, пути, средства и способы разрешения конфликта. · Возможные, прогнозируемые социальные последствия конфликта. · Действительные, реальные (негативные и позитивные) последствия конфликта.
Вопросы для самоконтроля 1. Что такое международные организации, и каковы их виды? 2. Какими признаками обладают международные организации, и какие из них призваны предупреждать и разрешать межгосударственные конфликты? 3. Дайте определение феномена глобализации. 4. В чем состоят конкретные проявления глобализации? Охарактеризуйте их и попытайтесь дать им оценку. 5. Какую роль сыграл технологический процесс в формировании глобальной системы мирового хозяйства? 6. Как вы считаете, связан ли процесс глобализации с какой-либо идеологией? Если да, то в чем проявляется эта связь? 7. Как, по вашему мнению, можно укрепить положение России на международной арене? 8. Каковы основные причины социально-экономических изменений в России? 9. Охарактеризуйте основные глобальные проблемы современности, и каковы, на ваш взгляд, пути решения каждого их них. Социологический практикум (логические задания, проблемные вопросы, упражнения, тесты) 1Задание Выучите основные понятия темы: «международные организации», «глобализация», «глобальные проблемы современности», «транснациональные корпорации», «интернет», «мегаполисы», «стандартизация», «сертификат», «терроризм», «манипуляция сознанием», «последствия глобализации», «мировая деревня», «мировая система», «теории мировой системы», «новый мировой порядок». 2 Задание Какие экологические проблемы возникли и возникают в связи с модернизацией и индустриализацией общества? Как должно измениться общество, чтобы эти проблемы обрели возможность решения? 3 Задание Подумайте и ответьте, является ли, по вашему мнению, экономическая глобализация позитивным или негативным фактором развития более отсталых стран? Подтвердите свой ответ аргументами. 4 Задание Как Вы думаете, в чем суть глобализации культуры? Каковы ее последствия для культурного развития народов? 5 Задание Какое место в процессе глобализации, на ваш взгляд, занимает распад Советского Союза и блока социалистических стран? Аргументируйте свой ответ. 6 Выполните тесты: 1 Процесс сближения наций и народов, в ходе которого человечество постепенно превращается в единую мировую систему, называется: а) институционализацией; б) глобализацией; в) интериоризацией; г) трансформацией. 2 Термин «глобализация» предложил: а) М.Кастельс; б) Т.Левитт; в) Л.Туроу; г) О.Тоффлер. 3 Концепцию капитализма как глобальной мировой системы разработал: а) М.Вебер; б) И.Гофман; в) И.Валлерстайн; г) П. Блау. 4 Глобализация в политической сфере ведет к: а) усилению влияния национальных государств; б) усилению влияния наднациональных объединений; в) росту числа диктаторских режимов; г) увеличению числа национально-освободительных движений. 5 В сфере экономики глобализация влечет за собой формирование: а) единого общемирового рынка; б) единой мировой корпорации; в) изолированных друг от друга государств; г) нерыночной системы международных экономических отношений. 6 Глобализация в сфере культуры проявляется в: а) расширении «исламского мира»; б) расширении сферы использования английского языка; в) переводе «священных книг на национальные языки»; г) расширении зоны бедности на земле. 7 Глобальная проблема современности, вызванная, по мнению ученых, негативным воздействием человека на окружающую среду, - это: а) расширение зоны пустынь; б) озоновые дыры; в) понижение уровня мирового океана; г) парниковый эффект. 8 Глобализация оказалась возможной за счет: а) деятельности компании Microsoft; б) доброй воли правительств разных стран; в) политики правительства США; г) образования информационных и финансово-промышленных сетей. 9 Во времена холодной войны социалистические страны называли «странами ______ мира»: а) «первого»; б) «второго»; в) «третьего»; г) четвертого». 10 Один из видных теоретиков мирового сообщества И.Валлерстайн, дифференцировал страны мира (мировую систему) натри группы: страны ядра, страны______ и страны периферии: а) окраины; б) полупериферии; в) провинции; г) середины. 11 Товарность информации является характерной чертой общества: а) индустриального; б) традиционного; в) аграрного; г) постиндустриального. 12 Глобализация усиливает: а) развитие национальных культур; б) рост традиционной экономики; в) миграционные процессы; г) влияние национальных государств. 13 Россию может выдвинуть на первый план глобализации: а) наращивание военной мощи; б) подъем экономики; в) возрождение СССР в той или иной форме; г) отказ мира от потребительских ценностей. 14 На ближайшие десятилетия наиболее вероятен __________ сценарий мирового развития: а) однополярный; б) биполярный; в) многополярный; г) апокалиптический. 15 Серьезным препятствием на пути дальнейшего развития объективных глобалистских тенденций в настоящее время является: а) фундаментализм; б) социал-демократизм; в) либерализм; г) демократия. 16 Согласно концепции И.Валлерстайна, к «полупериферии мировой системы» относятся, две страны: а) Польша; б) Франция; в) Германия; г) Литва. 17 Надежды на возрождение России многие отечественные обществоведы связывают с: а) культурой; б) политикой; в) экономикой; г) религией. 18 Примером включения России в глобальные культурные процессы является: а) присоединение России к «Болонскому соглашению» в сфере высшего образования; б) участие России в совместном проекте с компанией «Боинг» по созданию самолета-аэробуса; в) участие России в деятельности МВФ; г) участие России в программе НАТО «Партнерство во имя мира». 19 Из всех региональных проблем для России менее важна: а) отношения с Китаем; б) отношения с Японией; в) отношения внутри СНГ; г) противодействие России и США в зонах «третьего мира». 20 Среди государств СНГ для геополитических перспектив России наиболее важна: а) Армения; б) Белоруссия; в) Казахстан; г) Украина. Библиография 1. Волков Ю. Г. Социология. – М., 2010.– С. 394 – 403. 2. Жуков В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований. – М., 2010.– С. 194 – 357. 3. Игебаева Ф.А. Социология.– Уфа, Изд-во БашГАУ, 2011.– С.181 – 201. 4. Козырев Г.И. Социология. – М., 2010.– С. 236 – 246.
9.5 СТРУКТУРНО – ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА
|
|||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.008 с.) |