Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социологического исследования»↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
По горизонтали: 3. Этот метод рассчитан на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников и основан на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов. 4. Один из видов повторного исследования, который осуществляется на аналогичных выборках или в рамках единой генеральной совокупности с интервалом во времени с целью изучения изменений на уровне определенной группы. 6. Один из видов повторного исследования, когда моменты повторного исследования выбираются с учетом генезиса самой изучаемой совокупности, по мере достижения определенной стадии своего развития. 10. Пробное исследование, предваряющее основное и предназначенное для проверки качества подготовки основного исследования. 12. Вид социологического наблюдения, которое проводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации. 13. Целостная система отслеживания происходящих в обществе процессов на основе сбора, хранения и обработки информации через определенные промежутки времени. 15. Научно обоснованное предположение о структуре изучаемого социального явления или о характере связей между его компонентами. 16. Вопросы анкеты, которые предлагают респонденту варианты ответов, из которых он должен выбрать один или несколько из них. 20. Определенная возрастная группа. 21. Разовое эмпирическое исследование. 22. Те или иные источники, фиксирующие информацию в любом виде (рукописном, печатном тексте, на магнитной ленте, фото- или кинопленке) о социальных фактах, явлениях общественной жизни, тех или иных социальных субъектах. По вертикали: 1. Свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительные элементы генеральной совокупности. 2. Метод сбора социологической информации, основанный на визуальном или слуховом восприятии сведений, касающихся изучаемого объекта. 5. Группировка изучаемых единиц совокупности в зависимости от возрастания или убывания изучаемого признака. 7. Тот, кого опрашивают исследователь. 8. Самый углубленный вид социологического исследования, целью которого является не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обусловливают его характер и специфику. 9. Печатный орган, через который респонденту может предлагаться анкета. 11. Вид социологического исследования, по своим целям и задачам предполагавший получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. 14. Вопросы анкеты, которые дают респонденту возможность подробно изложить свое мнение, но создают трудности в обработке, так как плохо поддаются формализации. 17. Система вопросов, направленных на получение информации от респондентов о социальных фактах, явлениях и процессах. 18. Метод сбора социологической информации, который реализуется в системе «вопрос-ответ», с последующей обработкой полученных ответов. 19. Вопрос анкеты, который может звучать так: «Доставляет ли вам работа моральное удовлетворение или вы трудитесь «ради денег?»
КРОССВОРД № 5 ПО ТЕМЕ: «Общая социология»
По горизонтали: 1. Самый распространенный метод сбора первичной социологической информации. 4. Сфера повседневной жизни, рассматриваемая как отличная от профессиональной, производственной, официальной деятельности людей. 5. Форма социальной регуляции, вызывающая периодическую смену образцов массового поведения. 8. Документ, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам. 11. Побуждение к активности и деятельности субъекта (личности, социальной группы, общности людей), связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. 13. Центральное понятие индивида (группы) в обществе. 14. Основоположник социологии как самостоятельной науки. 16. Процесс становления личности, обучения, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности или группе. 19. Показатель положения индивида (группы) в обществе, в системе социальных связей и отношений. 22. Крупнейший французский социолог – основатель теории девиантного поведения и социального контроля. 24. Социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений. 25. Исторически конкретная социально-пространственная форма существования общества, возникшая вследствие общественного разделения труда. 26. Известный советский социолог, внесший большой вклад в развитие прикладной социологии. По вертикали: 2. Сравнительная оценка обществом или группой и ее членами социальной значимости объектов и явлений – их позиции и положения в обществе. 3. Промежуточная или переходная общественная группа, не обладающая всеми признаками класса, но рассматриваемая, как элемент социально-классовой структуры общества. 4. Социальный институт, представляющий собой совокупность социальных норм, санкционирующих взаимоотношения мужчины и женщины, а также систему их взаимных обязанностей и прав, существенны для функционирования семьи. 5. Способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. 6. Орган власти и управления в СССР, упраздненный в постсоветской России. 7. Теоретическая ориентация в социологии, согласно которой все социальные явления получают реальность только как реализация целей, намерений, установок индивида. 9. Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов субъектов социального взаимодействия. 10. Нарушения в ценностно-нормативной системе общества, приводящей к отрицанию наиболее значимых норм доминирующей культуры и социальным отклонениям. 12. Рассуждение, в ходе которого из каких-либо исходных суждений, посылок и предпосылок получается заключение – суждение, логически вытекающее из посылок. 15. Знаменитый немецкий философ, основатель классической немецкой философии. 17. Совокупность действий, установленных обычаем, которые воспроизводят связь индивидов, социальных групп, общества с наиболее значимыми для них явлениями. 18. Средство социальной регуляции поведения индивидов и групп. 20. Социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей. 21. Исторически конкретная социально-пространственная форма существования общества. 23. Крупнейший социолог и социальный психолог, разработавший теорию интровертивности и экстровертивности личности.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ 1. Классификация наук О.Конта и место социологии в ней. 2. Социологическое наследие Г.Спенсера. 3. Макс Вебер как социолог: общая характеристика. 4. «Социологизм» Эмиля Дюркгейма. 5. Питирим Сорокин и его место в развитии мировой социологической мысли. 6. Социология марксизма. 7. Современная западная социология. 8. Особенности формирования и развития социологии в России. 9. Социологические методы изучения общества. 10. Социальные потребности и интересы личности. 11. Современные модели достижения личностью успеха. 12. Ролевые конфликты в профессиональной сфере. 13. Трансформация гендерных ролей в современном обществе. 14. Проблемы формирования среднего класса в России. 15. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. 16. Теория стратификации в западной социологии. 17. Основные проблемы межэтнических отношений в постсоветской России. 18. Глобализация и проекты будущего мирового порядка. 19. Эволюция социальных институтов в современном обществе. 20. Социальные проблемы студенческой семьи. 21. Образование как социальный институт. 22. Социология общественного мнения. 23. Религия как объект социологического анализа. 24. Современные модели достижения личностью успеха. 25. Молодежь на рынке труда: проблемы безработицы и профессиональной самореализации. 26. Участие Интернета в современных формах труда. 27. Проблемы роста преступности и криминализации в России. 28. Алкоголизм и молодежь. 29. Наркомания и наркоманы. 30. Социальные конфликты в современной России. 31. Административная реформа в России: цели, задачи и критерии эффективности. 32. Трансформация российского общества: основные проблемы и перспективы развития. ГЛОССАРИЙ Агрегация социальная – некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий. Амальгамизация – биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом Анкета – объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на получение информации от респондентов о социальных фактах, явлениях и процессах. Андеркласс – слой общества, образуемый деклассированными элементами (пьяницы, наркоманы и др.), потерявшими человеческий облик; «социальное дно» общества; слой общества, находящий ниже всех классов в социальной иерархии. Аномия – ситуация, когда одна или более личностей не могут интегрироваться со стабильными основными институтами общества, что приводит к отрицанию наиболее значимых норм доминирующей культуры и социальным отклонениям. Артефакт (от лат. artefaktum – искусственно сделанное) – изготовленный, сделанный человеком. Ассимиляция – процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Аудитория – социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором (индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности). Аутгруппа – группа людей, по отношению к которой индивид не ощущает чувства идентичности или принадлежности. Члены такой группы видятся индивиду как «не мы», или «чужие». Брак – санкционированная обществом совокупность норм и предписаний, регулирующих взаимные права и обязанности супругов, их отношения друг к другу, детям, совместному имуществу и др. Бедность – экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти и престижа. «Белые воротнички» – работники, занятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере информации. Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – одно из направлений в психологии и социологии, имеющее своим предметом поведение людей, понимаемое как воздействие внешней среды. Бюджетники – лица, находящиеся в трудовых отношениях с государством или принадлежащими ему предприятиями. Бюрократия – организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность. Валидность – основной показатель в социологическом исследовании, отражающий степень надежности полученных результатов. Взаимодействие социальное – система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного социального субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий. Включенное наблюдение – метод сбора первичной информации, предполагающий включение исследователя в изучаемый социальный объект. Власть – любая закрепленная социальными отношениями возможность настаивать на своем даже при наличии сопротивления независимо от того, в чем эта возможность выражается. Выборочная совокупность (выборка) – часть совокупности элементов объекта социологического исследования, подлежащая непосредственному изучению. Гендер – совокупность социальных характеристик пола. Генеральная совокупность – все население или та его часть, которую социолог намерен изучить, опираясь на выборочную совокупность. Геноцид – политика и практика массового уничтожения представителей определенной расы или национальности. Гипотеза – предположение о взаимосвязи явлений, требующее подтверждения эмпирическим или логическим путем. Глобализм – понимание мира как целостной экономической, политической и социокультурной системы. Глобальные проблемы современности – совокупность наиболее острых, жизненно важных общечеловеческих проблем, решение которых требует объединения усилий всех стран мирового сообщества. Государство – важнейший социально-политический институт, осуществляющий политическую власть и управление обществом. Группа вторичная – группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением определенной цели носит формально-деловой характер. Группа малая – небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, осуществляющих совместную деятельность. Группа первичная – группа, взаимодействие в которой носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку. Группа референтная – реальная или условная группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы и ценности которой ориентируется в своем поведении. Группа социальная – совокупность взаимодействующих людей, объединившихся ради реализации общих интересов и целей. Девиантное поведение (девиация) (от позднелат. deviatio – отклонение) – отклонение поведения человека от общепринятых норм. Делинквентность (от лат. delinquens – совершающий проступок) в социологии и юриспруденции обозначение противоправных действий трудновоспитуемых подростков, стоящих на учете в отделе профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН) или замеченных в склонности к противоправным действиям, способным повлечь за собой уголовное наказание. Деперсонализация – разрушение личности человека. Депривация – лишение или недостаточность условий, необходимых для нормальной жизни. Десоциализация – процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Диада – состоящая из двух человек малая группа. Диспозиция – предрасположенность человека к восприятию социальной ситуации, условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Дистанция социальная – величина, характеризующая степень близости или отчуждения между социальными группами. Дифференциация социальная – процесс подразделения общества, специализация его составных частей, появления в них новых структур, их статусов и функций. Документальный метод – метод сбора социологической информации, при котором главным его источником являются документы (статистические данные, архивные материалы, публикации, протоколы собраний и т.д.). Единица выборки – единица отбора и анализа данных при выборочном социологическом исследовании. Закон социальный – относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между социальными объектами. Зеркальное Я – человеческое Я, открывающееся через реакцию других людей. Идентификация – в социологии процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образом. Измерение социальное – процесс получения и изучения социологической информации о социальных явлениях и процессах на основе количественных данных и оценок. Ингруппа – группа или социальная категория, по отношению к которой индивид испытывает чувство идентичности и принадлежности. Индивид видит членов этой группы как «мы». Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов. Индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей. Институт социальный – устойчивый комплекс норм, правил, принципов, регулирующих наиболее важные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему статусов и ролей. Институционализация – процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, способную действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Интеграция социальная – совокупность процессов, благодаря которым происходит соединение взаимодействующих элементов целостную социальную систему. Интенсивность мобильности – одна из характеристик социальной мобильности, обозначающая число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Интеракционизм – одно из главных направлений в зарубежной социологии, сводящее сущность общества к межличностному взаимодействию. Интеракция (англ. interaction) – взаимодействие людей в группе, обществе. Интервью социологическое –целенаправленная беседа с целью получения ответов на вопросы, предусмотренные программой социологического исследования. Категория социальная – социальная общность, объединяющая индивидов с одной или несколькими схожими характеристиками. Квазигруппа – появляющаяся непреднамеренно социальная группа, в которой отсутствуют устойчивые ожидания, а взаимодействия между членами, как правило, односторонние. Отличается спонтанностью возникновения и неустойчивостью. Конкуренция – попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Контент-анализ (от лат. content – содержание) – в социологии количественный анализ текстов газет или книг. Конформизм – поведение, контролируемое посредством группового давления. Группа с помощью вводимых ею норм поведения заставляет индивида следовать им для поддержания интеграции членов группы. Конформность (от позднелат. conformis – подобный, сообразный) – приспособленность, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующего мнения. Кооперация – процесс, в ходе которого представители одной или нескольких социальных групп действуют совместно и скоординировано ради достижения единой цели. Основой кооперации является взаимная выгода. Корреляция – функциональная зависимость между двумя переменными величинами, при которой каждому значению одной из них соответствует вполне определенное значение другой. Круг социальный – социальные общности, созданные с целью обмена информацией между их членами. Культурасоциальная – система социально значимых знаний, ценностей, норм, традиций, организующих жизнедеятельность людей в обществе. Лидерство – проявление индивидом его способности, качеств в поведении, соответствующем роли группового лидера. Личность – устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих индивиду как члену общества. Личность модальная – человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов общества. Люмпены – деклассированные элементы, находящиеся «на дне» общества и утратившие общепринятые ценности, нормы, правила поведения (нищие, бродяги, уголовники т.п.). Макросоциология – социологическое исследование на уровне всего общества, его крупных структурных элементов. Маргинальность (от лат. merginelis – находящийся на краю, на границе) – феномен нахождения индивида или социальной группы на грани двух общностей, как бы между двумя культурами, связанной с социальными перемещениями. Миграция – территориальное перемещение каких-либо групп. Микросоциология – социологическое исследование на уровне малых групп, межличностных взаимодействий людей. Мобильность вертикальная – совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Мобильность горизонтальная – переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне. Мобильность социальная – любой переход индивида или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря человеческой деятельности, от одной социальной позиции к другой. Модернизация – совокупность технологических, экономических, социальных, политических, культурных перемен, направленных на совершенствование общества, его адаптации к требованиям современности. Моногамия (от греч. monos – один и games – брак) – единобрачие, историческая форма брака и семьи, возникшая из парного брака в эпоху распада первобытнообщинного строя. Неравенство социальное – социальное положение, при котором люди не имеют равного доступа к общественным благам. Нуклеарная семья (от лат. nucleus – ядро) – семья, состоящая из родителей и детей, т.е. социального и биологического ядра, достаточного для воспроизводства потомства и общественных связей. «Обобщенный другой» – всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Образование – социальный институт, посредством которого осуществляется передача культурного наследия (профессиональных знаний и умений, нравственных ценностей и др.) от одного поколения к другому, осуществляется социализация индивида и подготовка его к овладению различными социальными ролями. Общественное мнение – совокупность суждений, представлений, оценок, отражающих отношение общества или его части к событиям, фактам, явлениям общественной жизни. Общество – социокультурная система, представляющая собой результат взаимодействия двух подсистем – культуры и социальной системы. От других социальных образований – групп, общностей, организаций – общество отличается длительностью существования и самодостаточностью. Общество современное (индустриальное) – тип социокультурной системы, которая характеризуется дифференциацией и специализацией социальных институтов, высоким уровнем развития промышленности, науки и техники, открытой системой социальной мобильности, демократической политической системой, высоким уровнем урбанизации, рыночной экономикой и т.п. Общество традиционное (доиндустриальное) – тип социокультурной системы, которая характеризуется слабой дифференциацией социальных институтов. Системы социальной стратификации и социальной мобильности либо вовсе отсутствуют (первобытное общество), либо носят сословно-кастовый характер. Господство религиозных ценностей обеспечивает высокую социальную сплоченность. Общность социальная – реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального развития. Обычай – воспринятая из прошлого форма социальной регуляции поведения людей, которая постоянно воспроизводится в обществе или социальной группе. Организация социальная – объединение людей, совместно реализующих общие цели и действующих на основе определенных правил и процедур. Парадигма в социологии – система наиболее важных принципов и основ теории, определяющая ее концептуально-методологический подход к постановке и решению социальных проблем. Пилотажные исследования – предварительные, пробные исследования, преимущественно методической направленности, имеющие целью проверку качества социологического инструментария. Поведение ролевое – фактическое поведение индивида, играющего определенную социальную роль, в отличие от простого исполнения роли, являющегося ожидаемым поведением. Полиандрия (от греч. poli – много и andros – муж) – многомужество, редкая пережиточная форма группового брака, при которой женщина имеет нескольких мужей, обычно братьев мужа. Приспособление – принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Разделение труда – дифференциация видов трудовой деятельности, складывающаяся в обществе и служащая одним из источников общественного развития. Религия – социокультурный институт, представляющий совокупность верований, символов, образцов действий, посредством которых регулируется отношение людей к экзистенциальным проблемам человеческого существования – жизни, смерти, страданиям, добру, злу и т.п. Релятивизм культурный – подход к другим культурам, согласно которому члены одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп, если они анализируют эти мотивы и ценности в свете собственной культуры. Репрезентативность – способность выборочного исследования (выборки) отражать, представлять основные параметры и характеристики генеральной совокупности, т.е. совокупности всех изучаемых социальных объектов. Ресоциализация – повторная социализация взрослых с целью овладения новыми социальными ролями – профессиональными знаниями и умениями. Респондент – тот, кого опрашивает социолог. Рефлексивное управление – способ управления, при котором основания для принятия решения передаются одним субъектом другому. Реформа социальная – проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни; изменение отдельных частей и структурных элементов социальной системы общества. Ролевой конфликт – переживаемые индивидом противоречивые требования, связанные с одновременным выполнением нескольких ролей, что приводит к стрессам и социальной напряженности. Ролевые требования – совокупность предписаний и требований, необходимых для выполнения социальной роли. В случае невыполнения индивидом ролевых требований начинает действовать механизм социального контроля. Санкция (от лат. sanctio – строжайшее постановление) – мера положительного или отрицательного воздействия. Секуляризация – процесс вытеснения религиозной картины мира научно-рациональной. Секуляризация означает ослабление роли религии в общественной жизни, уменьшение влияния ее на другие социальные институты – экономику, политику, образование и др. Семья – группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности. Система кастовая – одна из форм социальной стратификации, которая предст
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 899; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.101.151 (0.014 с.) |