Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Организация социологического исследования

Поиск

Социологическое исследование — это система логически последователь­ных методологических, методических и организационно-технических проце­дур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы для приращения научного знания или в практике управления общественной жизнью.

Любое социологическое исследование имеет четыре основных этапа:

1) подготовка исследования (30-40% времени);

2) сбор первичной информации (10-15% времени);

3) обработка информации (5-10% времени);

4) анализ полученной информации, подведение итогов исследования,
подготовка выводов и рекомендаций (30-40% времени). Пример итогового от­
чёта можно посмотреть в Прил. 5.

Можно выделить три основных типа социологических исследований: раз­ведывательное или пилотажное; описательное и аналитическое.

Разведывательное охватывает небольшие совокупности, основывается на упрощенной программе и сжатом по объёму инструментарии. Разведыватель­ное исследование иногда бывает пилотажным, когда в нём уточняются иссле­довательские гипотезы, обрабатывается инструментарий, выявляются трудно­сти, с которыми могут столкнуться социологи.

Разновидностью разведывательного исследования являются экспресс-опросы. С их помощью определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам (социально-экономическим или политическим мероприятиям).


Описательное исследование позволяет получить относительно целостное представление об изучаемом явлении. Оно проводится по достаточно глубоко разработанной программе и на базе методически обработанного инструмента­рия.

Аналитическое исследование ставит целью углубленное изучение явле­ния, всесторонний анализ его структуры и характеристик, и чаще всего закан­чивается монофафическими работами. По своему характеру носит комплекс­ный характер, в нём применяются самые разные методы сбора и анализа ин­формации. Разновидностью аналитического исследования является социальный эксперимент.

Исследование может повторяться неоднократно, чтобы представить по­ведение изучаемого объекта в динамике - панельное исследование. Повторные когортные исследования - особая разновидность панельных исследований, в которых выборочный объект - возрастная фуппа, изучаемая на протяжении длительного времени. Термин «когорта» заимствован из демографии, им обо­значаются люди одного поколения, более строго - одного года рождения.

Любое социологическое исследование начинается с профаммы.

Построение профаммы - это изложение и обоснование логики и методов исследования объекта соответственно решаемым задачам.

Программа — научный документ, отвечающий ряду необходимых требо­ваний, все части которого связаны в единое целое.

Профамма социологического исследования обычно включает в себя сле­дующие разделы:

1) методологический (цели, задачи, объект и предмет исследования, оп­
ределение понятий);

2) методический (обоснование выборки, обоснование метода сбора дан­
ных, методы обработки и анализа данных, план исследования, распределение
ресурсов).

Требования к программе исследования.


1. Эксплицитность. Все её положения должны быть чёткими, все эле­
менты - продуманными в соответствии с логикой исследования и ясно сформу­
лированными.

2. Логичность.

3. Гибкость программы. Отдельные положения её могут уточняться по
мере обнаружения ошибок.

Методологический раздел, (пример методологического раздела в прил. 4) Проблема исследования может быть задана каким-либо заказчиком или обу­словлена познавательным интересом.

Проблема -- это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему - значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.

Заказ социологу чаще всего формулируется в виде обозначения некото­рой проблемной ситуации, указание на какое-то социальное противоречие, ли­бо просто указания на неудовлетворительное состояние дел в той или иной сфере производства, управления и т.д. Социологу предстоит перевести про­блемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать.

В социологии имеются пять подходов при классификации социальных проблем. Их группируют в зависимости от цели исследования, носителя про­блемы, масштабов ее распространенности, времени действия противоречия, его глубины.

В соответствии с целью исследования различают проблемы гносеологиче­ского (то есть логико-познавательного) и предметного характера. Гносеологи­ческие - проблемы, вызванные недостатком информации о состоянии, тенден­циях изменения важных социальных явлений и процессов. Здесь проблемы по­рождены недостатком знаний. Предметными проблемами принято называть противоречия, вызванные столкновением интересов той или иной группы насе-


ления, социальных институтов, побуждающие их к действиям, дестабилизи­рующие их жизнедеятельность.

По своему носителю проблема может представлять собой противоречие, затрагивающее интересы отдельных социально-демографических, националь­ных, профессиональных, политических и иных групп, социальных институтов и т.д.

По масштабам проблемы могут носить общероссийский, региональный, мировой характер.

По времени действия проблемы могут быть краткосрочными, средне­срочными и длительными.

По глубине противоречия делятся на: ^ одноплановые (затрагивают какую-либо из сторон социального явления

или процеса),

^ системные (отражают дисбаланс всей системы элементов целостного яв­ления или процесса),

^ порожденные противоречиями функционального характера, т.е. наруше­нием ранее сложившихся причинно-следственных связей социального процесса или явления.

Главной задачей первого этапа социологического исследования является выработка теоретико-методологических представлений ученого-исследователя об объекте и предмете социологического анализа. При этом социолог представ­ляет или описывает некоторый идеализированный (целостный) объект позна­ния, находящийся в системе взаимосвязей (например, личность в социальной среде).

Объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы. Четкое выделение объекта спо­собствует правильному определению предмета исследования. Предмет вклю­чает те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследовательскую проблему и подлежат изучению. Предмет социологического


исследования предстает как концентрированное выражение взаимосвязи про­блемы и объекта исследования.

Под задачами исследования подразумевается тот круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный целевой вопрос ис­следования. Т.о., задачи исследования - это звенья, помогающие объединить в целостность явления или процессы, подлежащие изучению. Например, если це­лью изучения является влияние семейного воспитания на формирование пре­ступного поведения подростков, то среди задач исследования мы можем на­звать такие:

^ изучение ценностных ориентации семей, дети которых стали преступни­ками;

> определение роли отца и матери в формировании личности подростка;

> изучение влияния внутрисемейных отношений на формирование устано­
вок и ориентации несовершеннолетних преступников;

> изучение зависимости между противоправным поведением родителей и
подростков и т.д.

Следующим этапом разработки программы является интерпретация ос­новных понятий. Все понятия, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, дают нам возможность ориентироваться в социальной реальности. Но такие понятия не всегда или не полностью тождественны реальности. Поэтому наука должна использовать какие-то другие понятия, которые в большей степе­ни (чем обыденные) учитывают многообразие социальной среды и поведение человека. К таким понятиям относится научная терминология. На этапе интер­претации понятий следует сначала выделить все встречающиеся в теоретиче­ской части программы понятия, дать им четкое определение на основе научной, справочной информации.

Сущность интерпретации основных понятий состоит в том, что исследо­ватель «расчленяет» предмет изучения на отдельные понятия. Применение этих понятий позволяет дать описание основных сторон предмета исследования. Но для того чтобы это стало возможным, необходимо дать определение, или трак-


товку, самих понятий. При этом можно использовать общепринятые научные определения понятий, содержащиеся в учебниках или справочной литературе, либо дать определение, опирающееся на логику или жизненный опыт исследо­вателя.

В свою очередь, основные понятия исследования также требуют своего углубленного объяснения, в ходе которого основные понятия «раскладывают­ся» на частные составляющие, имеющие менее высокий уровень научной абст­ракции.

На следующей стадии - операционализации - переходят к дальнейшему уточнению тех понятий, которые были выделены в качестве менее общих. Та­кое уточнение позволяет выделить конкретные элементарные показатели, с по­мощью которых исследователь сможет охарактеризовать и измерить изучаемые понятия. При этом чем сложнее и объемнее исследование, тем более разветв­ленной оказывается структура теоретических и операциональных понятий.

Таким образом, процесс логического анализа состоит из двух этапов: ^ определение предмета исследования путем интерпретации таких ключевых понятий, которые в наибольшей степени отражают его сущность;

>• формирование совокупности операциональных понятий, на кото­рые «раскладывается» основное понятие.

Образно говоря, процесс логического анализа напоминает движение вниз по ступеням, поскольку при этом происходит углубление в суть изучаемых по­нятий, «расчленение» их на элементарные операциональные элементы.

Формирование гипотезы -- заключительная часть теоретической подго­товки эмпирического социологического исследования. Гипотеза исследования -это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого социального явления или о характере связей между его компонентами. Гипотезы вырабаты­ваются на основе имеющихся фактов. Эмпирические данные служат для их проверки, подтверждения или опровержения. Если гипотезы не выдвигались, то


падает научный уровень социологического исследования, а результаты сводят­ся к рекомендациям.

С точки зрения задач исследования гипотезы классифицируются как ос­новные и дополнительные. По степени разработанности и обоснованности раз­личаются первичные и вторичные гипотезы. По содержанию предположений относительно изучаемого объекта различают гипотезы описательные, объясни­тельные и прогностические. Описательные гипотезы — предположения о факти­ческом состоянии (структуре) объекта, его функциях. Объяснительные гипоте­зы относятся к уровню аналитических исследований, представляют собой предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте. Прогно­стические гипотезы позволяют отразить множество явлений, выявить некото­рые тенденции или закономерности в развитии микро- и макросистем.

Есть некоторые общие правила, которым должна удовлетворять гипотеза.

1. Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпири­
ческой интерпретации, иначе она непроверяема.

2. Гипотеза не должна противоречить ранее установленным научным
фактам.

3. Гипотеза должна быть простой, без допущений и ограничений.

4. Гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне
теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможно­
стях исследователя.

Наряду с теоретическим, большое значение имеет методический раздел программы, который включает в себя описание методики и организации иссле­дования.

Определение источников информации. Проверка выдвинутых гипотез ис­следования осуществляется на основе анализа собранной информации, полу­ченной из различных источников. В качестве последних могут выступать:

^ документальные источники (информация, которая собирается ре­гулярно о различных сторонах жизнедеятельности общества и хра­нится в архивах различного профиля; данные переписи населения;


архивы предприятий; данные специальных исследований об усло­виях жизни);

> данные, полученные с помощью анкет «простой» структуры (мар­
кетинговые исследования, мониторинги разного вида);

^ данные, полученные посредством анкет «сложной» структуры;

> данные об использовании бюджета времени;

> текстовые данные (ответы на открытые вопросы анкеты; результа­
ты интервью).

Выбор источников информации определяется задачами исследования, со­держанием гипотез, а также материальными и временными возможностями проведения исследования.

Наряду с источниками информации во второй части программы рассмат­риваются методы и техника получения информации. Как правило, в исследова­нии используется комплекс разнообразных методов и технических приёмов сбора информации. Наиболее распространёнными в социологических исследо­ваниях являются такие методы, как опрос, изучение документов, наблюдение.

Правила методических исследований:

1. Ни один метод не является универсальным, но имеет свои чётко очер­
ченные возможности.

2. Не существует плохих и хороших методов, есть лишь адекватные и не­
адекватные исследовательским задачам.

3. Надёжность метода обеспечивается соблюдением правил его примене­
ния.

4. Адекватность и надёжность метода проверяется в пилотажном иссле­
довании.

С учётом того, что социологические исследования в большинстве случаев не предполагают сплошное изучение всех единиц объекта, центральное значе­ние в этом разделе занимает обоснование выборки.


В программе должно быть четко указано: 1). Каков объект эмпирического исследования? 2). Является исследование сплошным или выборочным? 3). Если оно является выборочным, то претендует ли оно на репрезентативность?

Важной с методической точки зрения является разработка инструмента­рия исследования. Инструментарий - методические документы, с помощью которых осуществляется сбор социологической информации. В качестве тако­вых выступают анкеты, листы интервью, листы наблюдений, бланки и т.д., за­полняемые как самим респондентом, так и социологом.

Разработка формы и содержания инструментария тесно увязывается с ги­потезами исследования. Вопросы, поставленные в анкетах и листах интервью, представляют собой операционализированную форму гипотез, причём каждой выдвинутой гипотезе соответствует свой блок вопросов, с помощью которых она проверяется. Анализ ответов респондентов по этим вопросам даёт возмож­ность установить в определенной степени истинность или ложность гипотети­ческих предположений.

Описание способов обработки и анализа собранной информации. Мето­дически грамотное исследование всегда предусматривает перспективу даль­нейшей обработки и анализа полученной информации. Это означает, что про­цедурная часть программного документа обязательно должна содержать про­грамму работы с добытой информацией. Моменты, которые должны найти от­ражение в программе обработки и анализа социологической информации: ^ определение способа кодировки информации; ^ составление методики первичной обработки информации (проверка

информации на полноту и точность заполнения); > рассмотрение вопросов, связанных с вторичной обработкой инфор­мации.

Вторичная обработка информации предполагает широкое применение методов статистики: группировку, подсчёт средних величин и мер отклонения, расчёт коэффициентов корреляции, индексов и т.д.


Цель вторичной обработки - получение информации, пригодной для тео­ретического анализа, выработки выводов и практических рекомендаций.

Программа обработки и анализа информации предусматривает наряду с выбором адекватного математического аппарата также определение техниче­ских средств и места обработки.

И, наконец, завершает разработку программы рабочий план исследова­ния, представляющий собой документ, содержащий весь комплекс организаци­онно-технических работ, выполняемых социологом с момента получения соци­ального заказа на проведение исследования и кончая этапами оформления по­лученных результатов и передачи их заказчику.

К числу основных этапов исследования следует отнести: составление и заключение договора с заказчиком; предварительный сбор информации об изу­чаемом явлении; разработку самой программы исследования; апробирование и тиражирование инструментария; проведение организационной работы на объ­екте; инструктаж тех, кто будет заниматься сбором информации (подготовка анкетёров, интервьюеров); сбор информации, первичная и вторичная её обра­ботка; анализ информации; осуществление контроля за ходом исследования и качеством информации; оформление полученных результатов, подготовка ито­гового документа.

Виды работ, предусмотренных рабочим планом, не обязательно должны осуществляться в указанной последовательности. Многие из них могут и долж­ны выполняться параллельно.

Рабочий план также включает временной график осуществления различ­ных видов работ с указанием ответственных лиц на каждом этапе исследова­ния.

> План практического занятия

1. Исследовательские стратегии.

2. Программа социологического исследования.


^ Вопросы для обсуждения

1. Что понимается под программой исследования?

2. Осуществляется ли расчёт ошибок выборки, если последняя является
квотной?

3. В чём принципиальное отличие рабочего плана от календарного?

4. В каких случаях потребность в подробной разработке программы от­
падает?

5. В чём отличие методов сбора информации от техники сбора?

> Задания

1. Ниже перечислены основные шаги разработки программы социологи­ческого исследования. Постарайтесь упорядочить их от первого до тринадцато­го в соответствии с характером и логикой выполняемых работ. Укажите какой из этапов социологического исследования полностью пропущен в данной по­следовательности? В каких случаях потребность в подробной разработке про­граммы отпадает?

> Интерпретация понятий.
>• Календарный план.

>• Построение выборки.

> Определение объекта.

^ Составление программы обработки.

^ Составление сметы расходов.

> Формулировка цели и задач.

> Разработка инструментария.

> «Пилотаж» анкеты.

> Выдвижение гипотез.

^ Первичная обработка информации.

> Обсуждение итогового документа.

> Анкетный опрос.


2. Используя знания о программе социологического исследования, раз­
работайте свой программный документ.

3. Проанализируйте примеры программ социологических исследований
(прил. 6 - 11) с целью выявления их соответствия основным требованиям.

> Рекомендуемая литература:

\. Кабыща А.В. Некоторые методологические вопросы операционализа-ции понятий в социологии / А.В. Кабыща // Вопросы философии. 1978. № 2. С. 79-88.

2. Лекции по методике конкретных социальных исследований / под ред.
Г.М. Андреевой. М: МГУ, 1972. 202 с.

3. Рабочая книга социолога / под общ. ред. и с предисл. Г.В. Осипова.
3-е изд. М.: Едиториал УРСС, 2003. 480 с.

4. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа,
методы / В.А. Ядов. М.: Наука, 1972. 240 с.

Библиографический список

1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко.
Екатеринбург, 1998.

2. Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии / Э. Но­
эль. М., 1993.

3. Рабочая книга социолога / под общ. Ред. И с предисл. Г.В. Осипова.
3-е изд. М.: Едиториал УРСС, 2003.

4. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии / Г.Г. Тата­
рова. М., 1999.

5. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии / Ю.Н. Толстова. М., 1998.

6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования / В.А. Ядов. М.,
2000.

7. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа,
методы / В.А. Ядов. М., 1978.


НАПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Рефераты (обзоры)

Имеется в виду сравнительный анализ работ по тем проблемам, которые содержательно входят в курс, но не затрагиваются в лекциях по причине недос­татка времени.

Реферат призван стимулировать студентов более глубоко задуматься о познавательных возможностях различных методов сбора и анализа данных, о необходимости комплексного использования разных подходов, а также о роли математики в социологии.

Реферат представляет собой индивидуальное задание. Выполнение рефе­ративных обзоров предполагает широкое использование периодических изда­ний, а также аналитических статей, опубликованных на интернет-сайтах. В процессе выполнения реферативного обзора раскрываются способности сту­дентов осуществлять самостоятельный поиск, анализировать и обобщать пе­риодические издания, делать аргументированные выводы, вносить свои пред­ложения по разрабатываемой теме. В процессе работы студент должен про­явить умение пользоваться периодическими источниками, анализировать ре­зультаты, обобщать и систематизировать материалы, применяя их к конкретно­му излагаемому вопросу. Тема реферируемого материала должна быть раскры­та полно.

Выбор темы реферативного обзора. Кафедра рекомендует студентам примерный перечень тем рефератов. Руководствуясь соответствующим изу­чаемому курсу перечнем, студент выбирает тему. При выборе темы следует проконсультироваться у научного руководителя. Студент может предложить для реферата свою тему с необходимым обоснованием ее разработки. При выборе темы реферативного обзора необходимо исходить прежде всего из возможности собрать необходимый для ее написания конкретный материал в периодической печати. Выбранная студентом тема согласовывается с препода­вателем, ведущим практические занятия по предмету.


Структура и содержание реферата. Реферативный обзор на выбранную тему выполняется, как правило, по периодическим изданиям, например, по журналам «Социологические исследования», «Социологический журнал», «Во­просы социологии», «Социология: методология, методика, математическое мо­делирование», «Маркетинг и маркетинговые исследования в России», «Рекла­ма» за последние 2-3 года, а также с использованием аналитической информа­ции, публикуемой на специализированных интернет-сайтах. По каждой статье оформляется реферативная справка по следующему плану:

1. Проблема, которую рассмотрел автор в статье.

2. Актуальность и содержание проблемы.

3. Какое решение проблемы предлагает автор.

Объем справки по одной статье с точным указанием названия статьи и источника составляет 1-2 страницы.

В заключительной части обзора студент дает короткое (0,5-1 страница) резюме обо всех отреферированных статьях.

Примерные темы рефератов:

1. Проблемы пропущенных данных в массовых опросах.

2. Проблемы разбиения диапазона изменения признака на интервалы.

3. Построение выборочной совокупности.

4. Прогноз социальных явлений и прогнозов.

5. Методы экспертных оценок.

6. Эксперимент в социологии.

7. Изучение малых групп.

8. Системный анализ в социологии.

9. Принцип синергетики в социологии.

10. Теория принятия решений.

И. Многомерный анализ данных: логлинейный, регрессионный, при­чинный, кластерный.

12. Логические принципы рассуждений в социологии.

13. Математические методы в качественной социологии.


14. Поиск взаимодействий признаков и других логических закономерно­
стей.

15. Многомерное шкалирование в социологии.

16. Методы оптимального шкалирования.

17. Теория нечётких множеств.

18. Социология и математическая статистика: история «взаимодейст­
вия».

19. Психосемантические методы в социологии.

20. Методы контент-анализа.

21. «Содержательные» подходы к анализу текстов: герменевтика, струк­
турное изучение текстов, конверсационный анализ, дискурс-анализ.

22. Методы, помогающие построить анкету.

23. Решение проблемы надёжности результатов изучения общественного
мнения.

24. Эксперимент в рекламной деятельности.

25. Многомерное шкалирование в маркетинге.

26. Моделирование установки.

27. Моделирование стратификации в обществе.

28. Моделирование электорального поведения.

29. Математические методы в политологии.

30. Роль эмпирических исследований в творчестве великих социологов.

31. Логика Милля и эксперимент в социологии.

 

32. Система в творчестве Спенсера, Парсонса, Гидденса, Данилевского и
современный системный анализ.

33. Элементы формализма в творчестве социологов - сторонников «по­
нимающей» социологии.

34. История эмпирической социологии: от Кетле к Лазарсфельду.

35. Роль Лазарсфельда в социологии.

36. Методы изучения города в чикагской социологической школе в срав­
нении с современными подходами.


37. Социометрия и марксизм (взгляды Морено и советских философов).

Проведение собственного исследования на любую интересующую сту­дента тему.

Исследование может носить модельный характер, может быть опрошено всего 20 человек, но должны быть выполнены следующие требования:

> наличие грамотно составленной программы исследования, в част­ности чёткого плана того, с помощью каких методов (с использова­нием каких признаков, шкал) буду проверяться гипотезы; ^ использование методов из числа пройденных в рамках курса. Примерные темы социологических исследований:

1. Лекция глазами студента.

2. Преподавание общественных наук - проблемы и перспективы.

3. Студент: духовный мир и условия жизни.

4. Студенчество на этапе реформ.

5. Высшая школа: испытание рынком.

6. Первокурсник УГТУ-УПИ.

7. О состоянии учебного процесса на факультетах УГТУ-УПИ.

8. Стереотипы сознания студенческой молодежи.

9. Ценностные ориентации университетского студенчества.

 

10. Социально-политическая активность студентов.

11. Выбор пути России в представлениях студентов.

12. Молодежь России.

13. Портрет студента факультета гуманитарного образования.

14. Студент и работа.

15. Студент - работа - выпускник.

16. Отношение студентов к наркотикам.

17. Качество подготовки специалистов в системе профессионального об­
разования.

18. Студент и компьютер.


19. Семейно-брачные установки мужчин (женщин).

20. Социальное самочувствие населения города (мужчин, женщин, без­
работных, работающих в материальном производстве и пр.).

21. Социальные проблемы города глазами горожан.

22. Образ политического лидера в сознании населения.

23. Гражданские суеверия.

24. Образ семьи глазами молодых.

25. Анализ телерекламы.

26. Образ деловой женщины (мужчины, руководителя, предпринимателя
и пр.)

27. Мнение граждан о высшем образовании (срочной службе в армии;
обязательном автостраховании; отдыхе за границей и пр.)

28. Деньги как социальная ценность.

29. Взаимоотношения между работниками и работодателем.

30. Общественное мнение о «сильной» государственной власти.

31. Профессиональная карьера женщины.

32. Образ «успешного» человека.

33. Портрет идеального мэра.

34. Престиж профессии.

35. Контент-анализ наружной рекламы города.

36. Портрет политической партии.

37. Высшее образование в системе ценностей молодых.

38. Общественное мнение о войне в Чечне (любой другой актуальной
политической проблеме).

Самостоятельное решение задачи, поставленной руководителем

Если студент совмещает учёбу с работой, его самостоятельная работа

может заключаться в грамотном решении той задачи, которая поставлена перед

ним его руководством.


Требования к оформлению самостоятельной работы

Работа должна быть напечатана на компьютере. Дискету необходимо сдать преподавателю.

Текст должен иметь титульный лист, в котором указаны курс, предмет, ФИО автора, название работы.

Работа должна иметь оглавление.

В конце обязательно должен иметься пронумерованный список использо­ванной литературы.

Критерии оценки самостоятельной работы

Приём работы должен производиться на базе обязательной беседы пре­подавателя с каждым студентом. Последний должен быть готов ответить на во­просы преподавателя по поводу текста работы, продемонстрировав тем самым определенную степень владения отраженным в тексте материалом, понимание того, что он написал.

При оценке учитывается логичность изложения в письменном варианте текста и степень самостоятельности студента, новизна и оригинальность его рассуждений, обоснованность даваемых в работе выводов и рекомендаций (ес­ли они есть).


Приложение 1

Пример конструирования индекса1

Значения ИНДЕКСОВ ГРАЖДАНСКОЙ И ПЕРСОНАЛЬНОЙ ОБЕСПОКОЕННОСТИ, ПЕРСОНАЛЬНОЙ НЕЗАЩИЩЕННОСТИ, июль 2004 г. - январь 2005 г.


30- 25- IS

-ГРАЖДАНСКОЙ ОБШЮКОЕННССТИ

Обеспокоенности

персоналной е-защищенности:

/•• * s * / * ^

Значения индекса ПРОИЗВОЛА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ,

июль 2004 - январь 2005 г.

IS


Июль


tar


Оент


окт


нояб


янв


Описание

Индекс произвола правоохранительных органов (ИППО) является обоб­щенным показателем динамики массовых настроений общества, отражающим ощущение незащищенности от произвольных, несанкционированных законом действий милиции, прокуратуры и судебных органов. ИППО строится на осно­ве регулярных опросов взрослого населения России по стандартной репрезен-

' http://control.hro.org/okno/mvd/2004/09/what.htm


тативной выборке 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 128 населенных пунктах страны.

Методика построения ИППО

Все используемые для построения индекса вопросы нацелены на выявле­ние тревожных или, напротив, благополучных оценок деятельности правоохра­нительных органов. При построении ИППО внимание уделяется трем момен­там - составляющим индекса:

> тому, насколько люди обеспокоены проблемой беззакония и произ­вола правоохранительных органов в отношении событий, происходящих в стра­не (индекс гражданской обеспокоенности);

>• тому, насколько люди опасаются сами стать жертвой беззакония и произвола правоохранительных органов (индекс персональной обеспокоенно­сти);

^ тому, насколько люди чувствуют себя защищенными от беззакония и произвола правоохранительных органов (индекс персональной незащищен­ности).

По каждому вопросу/показателю строится его обобщенное значение как разность долей тревожных и благополучных ответов, при этом крайне тревож-ные/"благополучные" ответы берутся с весом 1, а относительно тревож­ные/благополучные ответы берутся с весом 0,5.

Составляющие индекса ИППО рассчитываются как арифметические средние обобщенных значений показателей, принадлежащих данной состав­ляющей (два-три показателя для каждой составляющей). Совокупный индекс ИППО рассчитывается как арифметическая средняя обобщенных значений се­ми показателей. Таким образом, и совокупный индекс ИППО, и его состав­ляющие изменяются в интервале от -100 до +100, при этом значения индекса больше 0 означают преобладание в общественном мнении тревожных, а значе­ния индекса меньше 0 - преобладание в общественном мнении "благополуч­ных" оценок в плане защищенности граждан от произвольных, несанкциониро­ванных законом действий милиции, прокуратуры и судебных органов.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.104 (0.015 с.)