Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Организация социологического исследованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социологическое исследование — это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы для приращения научного знания или в практике управления общественной жизнью. Любое социологическое исследование имеет четыре основных этапа: 1) подготовка исследования (30-40% времени); 2) сбор первичной информации (10-15% времени); 3) обработка информации (5-10% времени); 4) анализ полученной информации, подведение итогов исследования, Можно выделить три основных типа социологических исследований: разведывательное или пилотажное; описательное и аналитическое. Разведывательное охватывает небольшие совокупности, основывается на упрощенной программе и сжатом по объёму инструментарии. Разведывательное исследование иногда бывает пилотажным, когда в нём уточняются исследовательские гипотезы, обрабатывается инструментарий, выявляются трудности, с которыми могут столкнуться социологи. Разновидностью разведывательного исследования являются экспресс-опросы. С их помощью определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам (социально-экономическим или политическим мероприятиям). Описательное исследование позволяет получить относительно целостное представление об изучаемом явлении. Оно проводится по достаточно глубоко разработанной программе и на базе методически обработанного инструментария. Аналитическое исследование ставит целью углубленное изучение явления, всесторонний анализ его структуры и характеристик, и чаще всего заканчивается монофафическими работами. По своему характеру носит комплексный характер, в нём применяются самые разные методы сбора и анализа информации. Разновидностью аналитического исследования является социальный эксперимент. Исследование может повторяться неоднократно, чтобы представить поведение изучаемого объекта в динамике - панельное исследование. Повторные когортные исследования - особая разновидность панельных исследований, в которых выборочный объект - возрастная фуппа, изучаемая на протяжении длительного времени. Термин «когорта» заимствован из демографии, им обозначаются люди одного поколения, более строго - одного года рождения. Любое социологическое исследование начинается с профаммы. Построение профаммы - это изложение и обоснование логики и методов исследования объекта соответственно решаемым задачам. Программа — научный документ, отвечающий ряду необходимых требований, все части которого связаны в единое целое. Профамма социологического исследования обычно включает в себя следующие разделы: 1) методологический (цели, задачи, объект и предмет исследования, оп 2) методический (обоснование выборки, обоснование метода сбора дан Требования к программе исследования. 1. Эксплицитность. Все её положения должны быть чёткими, все эле 2. Логичность. 3. Гибкость программы. Отдельные положения её могут уточняться по Методологический раздел, (пример методологического раздела в прил. 4) Проблема исследования может быть задана каким-либо заказчиком или обусловлена познавательным интересом. Проблема -- это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему - значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении. Заказ социологу чаще всего формулируется в виде обозначения некоторой проблемной ситуации, указание на какое-то социальное противоречие, либо просто указания на неудовлетворительное состояние дел в той или иной сфере производства, управления и т.д. Социологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. В социологии имеются пять подходов при классификации социальных проблем. Их группируют в зависимости от цели исследования, носителя проблемы, масштабов ее распространенности, времени действия противоречия, его глубины. В соответствии с целью исследования различают проблемы гносеологического (то есть логико-познавательного) и предметного характера. Гносеологические - проблемы, вызванные недостатком информации о состоянии, тенденциях изменения важных социальных явлений и процессов. Здесь проблемы порождены недостатком знаний. Предметными проблемами принято называть противоречия, вызванные столкновением интересов той или иной группы насе- ления, социальных институтов, побуждающие их к действиям, дестабилизирующие их жизнедеятельность. По своему носителю проблема может представлять собой противоречие, затрагивающее интересы отдельных социально-демографических, национальных, профессиональных, политических и иных групп, социальных институтов и т.д. По масштабам проблемы могут носить общероссийский, региональный, мировой характер. По времени действия проблемы могут быть краткосрочными, среднесрочными и длительными. По глубине противоречия делятся на: ^ одноплановые (затрагивают какую-либо из сторон социального явления или процеса), ^ системные (отражают дисбаланс всей системы элементов целостного явления или процесса), ^ порожденные противоречиями функционального характера, т.е. нарушением ранее сложившихся причинно-следственных связей социального процесса или явления. Главной задачей первого этапа социологического исследования является выработка теоретико-методологических представлений ученого-исследователя об объекте и предмете социологического анализа. При этом социолог представляет или описывает некоторый идеализированный (целостный) объект познания, находящийся в системе взаимосвязей (например, личность в социальной среде). Объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы. Четкое выделение объекта способствует правильному определению предмета исследования. Предмет включает те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследовательскую проблему и подлежат изучению. Предмет социологического исследования предстает как концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования. Под задачами исследования подразумевается тот круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный целевой вопрос исследования. Т.о., задачи исследования - это звенья, помогающие объединить в целостность явления или процессы, подлежащие изучению. Например, если целью изучения является влияние семейного воспитания на формирование преступного поведения подростков, то среди задач исследования мы можем назвать такие: ^ изучение ценностных ориентации семей, дети которых стали преступниками; > определение роли отца и матери в формировании личности подростка; > изучение влияния внутрисемейных отношений на формирование устано > изучение зависимости между противоправным поведением родителей и Следующим этапом разработки программы является интерпретация основных понятий. Все понятия, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, дают нам возможность ориентироваться в социальной реальности. Но такие понятия не всегда или не полностью тождественны реальности. Поэтому наука должна использовать какие-то другие понятия, которые в большей степени (чем обыденные) учитывают многообразие социальной среды и поведение человека. К таким понятиям относится научная терминология. На этапе интерпретации понятий следует сначала выделить все встречающиеся в теоретической части программы понятия, дать им четкое определение на основе научной, справочной информации. Сущность интерпретации основных понятий состоит в том, что исследователь «расчленяет» предмет изучения на отдельные понятия. Применение этих понятий позволяет дать описание основных сторон предмета исследования. Но для того чтобы это стало возможным, необходимо дать определение, или трак- товку, самих понятий. При этом можно использовать общепринятые научные определения понятий, содержащиеся в учебниках или справочной литературе, либо дать определение, опирающееся на логику или жизненный опыт исследователя. В свою очередь, основные понятия исследования также требуют своего углубленного объяснения, в ходе которого основные понятия «раскладываются» на частные составляющие, имеющие менее высокий уровень научной абстракции. На следующей стадии - операционализации - переходят к дальнейшему уточнению тех понятий, которые были выделены в качестве менее общих. Такое уточнение позволяет выделить конкретные элементарные показатели, с помощью которых исследователь сможет охарактеризовать и измерить изучаемые понятия. При этом чем сложнее и объемнее исследование, тем более разветвленной оказывается структура теоретических и операциональных понятий. Таким образом, процесс логического анализа состоит из двух этапов: ^ определение предмета исследования путем интерпретации таких ключевых понятий, которые в наибольшей степени отражают его сущность; >• формирование совокупности операциональных понятий, на которые «раскладывается» основное понятие. Образно говоря, процесс логического анализа напоминает движение вниз по ступеням, поскольку при этом происходит углубление в суть изучаемых понятий, «расчленение» их на элементарные операциональные элементы. Формирование гипотезы -- заключительная часть теоретической подготовки эмпирического социологического исследования. Гипотеза исследования -это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого социального явления или о характере связей между его компонентами. Гипотезы вырабатываются на основе имеющихся фактов. Эмпирические данные служат для их проверки, подтверждения или опровержения. Если гипотезы не выдвигались, то падает научный уровень социологического исследования, а результаты сводятся к рекомендациям. С точки зрения задач исследования гипотезы классифицируются как основные и дополнительные. По степени разработанности и обоснованности различаются первичные и вторичные гипотезы. По содержанию предположений относительно изучаемого объекта различают гипотезы описательные, объяснительные и прогностические. Описательные гипотезы — предположения о фактическом состоянии (структуре) объекта, его функциях. Объяснительные гипотезы относятся к уровню аналитических исследований, представляют собой предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте. Прогностические гипотезы позволяют отразить множество явлений, выявить некоторые тенденции или закономерности в развитии микро- и макросистем. Есть некоторые общие правила, которым должна удовлетворять гипотеза. 1. Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпири 2. Гипотеза не должна противоречить ранее установленным научным 3. Гипотеза должна быть простой, без допущений и ограничений. 4. Гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне Наряду с теоретическим, большое значение имеет методический раздел программы, который включает в себя описание методики и организации исследования. Определение источников информации. Проверка выдвинутых гипотез исследования осуществляется на основе анализа собранной информации, полученной из различных источников. В качестве последних могут выступать: ^ документальные источники (информация, которая собирается регулярно о различных сторонах жизнедеятельности общества и хранится в архивах различного профиля; данные переписи населения; архивы предприятий; данные специальных исследований об условиях жизни); > данные, полученные с помощью анкет «простой» структуры (мар ^ данные, полученные посредством анкет «сложной» структуры; > данные об использовании бюджета времени; > текстовые данные (ответы на открытые вопросы анкеты; результа Выбор источников информации определяется задачами исследования, содержанием гипотез, а также материальными и временными возможностями проведения исследования. Наряду с источниками информации во второй части программы рассматриваются методы и техника получения информации. Как правило, в исследовании используется комплекс разнообразных методов и технических приёмов сбора информации. Наиболее распространёнными в социологических исследованиях являются такие методы, как опрос, изучение документов, наблюдение. Правила методических исследований: 1. Ни один метод не является универсальным, но имеет свои чётко очер 2. Не существует плохих и хороших методов, есть лишь адекватные и не 3. Надёжность метода обеспечивается соблюдением правил его примене 4. Адекватность и надёжность метода проверяется в пилотажном иссле С учётом того, что социологические исследования в большинстве случаев не предполагают сплошное изучение всех единиц объекта, центральное значение в этом разделе занимает обоснование выборки. В программе должно быть четко указано: 1). Каков объект эмпирического исследования? 2). Является исследование сплошным или выборочным? 3). Если оно является выборочным, то претендует ли оно на репрезентативность? Важной с методической точки зрения является разработка инструментария исследования. Инструментарий - методические документы, с помощью которых осуществляется сбор социологической информации. В качестве таковых выступают анкеты, листы интервью, листы наблюдений, бланки и т.д., заполняемые как самим респондентом, так и социологом. Разработка формы и содержания инструментария тесно увязывается с гипотезами исследования. Вопросы, поставленные в анкетах и листах интервью, представляют собой операционализированную форму гипотез, причём каждой выдвинутой гипотезе соответствует свой блок вопросов, с помощью которых она проверяется. Анализ ответов респондентов по этим вопросам даёт возможность установить в определенной степени истинность или ложность гипотетических предположений. Описание способов обработки и анализа собранной информации. Методически грамотное исследование всегда предусматривает перспективу дальнейшей обработки и анализа полученной информации. Это означает, что процедурная часть программного документа обязательно должна содержать программу работы с добытой информацией. Моменты, которые должны найти отражение в программе обработки и анализа социологической информации: ^ определение способа кодировки информации; ^ составление методики первичной обработки информации (проверка информации на полноту и точность заполнения); > рассмотрение вопросов, связанных с вторичной обработкой информации. Вторичная обработка информации предполагает широкое применение методов статистики: группировку, подсчёт средних величин и мер отклонения, расчёт коэффициентов корреляции, индексов и т.д. Цель вторичной обработки - получение информации, пригодной для теоретического анализа, выработки выводов и практических рекомендаций. Программа обработки и анализа информации предусматривает наряду с выбором адекватного математического аппарата также определение технических средств и места обработки. И, наконец, завершает разработку программы рабочий план исследования, представляющий собой документ, содержащий весь комплекс организационно-технических работ, выполняемых социологом с момента получения социального заказа на проведение исследования и кончая этапами оформления полученных результатов и передачи их заказчику. К числу основных этапов исследования следует отнести: составление и заключение договора с заказчиком; предварительный сбор информации об изучаемом явлении; разработку самой программы исследования; апробирование и тиражирование инструментария; проведение организационной работы на объекте; инструктаж тех, кто будет заниматься сбором информации (подготовка анкетёров, интервьюеров); сбор информации, первичная и вторичная её обработка; анализ информации; осуществление контроля за ходом исследования и качеством информации; оформление полученных результатов, подготовка итогового документа. Виды работ, предусмотренных рабочим планом, не обязательно должны осуществляться в указанной последовательности. Многие из них могут и должны выполняться параллельно. Рабочий план также включает временной график осуществления различных видов работ с указанием ответственных лиц на каждом этапе исследования. > План практического занятия 1. Исследовательские стратегии. 2. Программа социологического исследования. ^ Вопросы для обсуждения 1. Что понимается под программой исследования? 2. Осуществляется ли расчёт ошибок выборки, если последняя является 3. В чём принципиальное отличие рабочего плана от календарного? 4. В каких случаях потребность в подробной разработке программы от 5. В чём отличие методов сбора информации от техники сбора? > Задания 1. Ниже перечислены основные шаги разработки программы социологического исследования. Постарайтесь упорядочить их от первого до тринадцатого в соответствии с характером и логикой выполняемых работ. Укажите какой из этапов социологического исследования полностью пропущен в данной последовательности? В каких случаях потребность в подробной разработке программы отпадает? > Интерпретация понятий. >• Построение выборки. > Определение объекта. ^ Составление программы обработки. ^ Составление сметы расходов. > Формулировка цели и задач. > Разработка инструментария. > «Пилотаж» анкеты. > Выдвижение гипотез. ^ Первичная обработка информации. > Обсуждение итогового документа. > Анкетный опрос. 2. Используя знания о программе социологического исследования, раз 3. Проанализируйте примеры программ социологических исследований > Рекомендуемая литература: \. Кабыща А.В. Некоторые методологические вопросы операционализа-ции понятий в социологии / А.В. Кабыща // Вопросы философии. 1978. № 2. С. 79-88. 2. Лекции по методике конкретных социальных исследований / под ред. 3. Рабочая книга социолога / под общ. ред. и с предисл. Г.В. Осипова. 4. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, Библиографический список 1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. 2. Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии / Э. Но 3. Рабочая книга социолога / под общ. Ред. И с предисл. Г.В. Осипова. 4. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии / Г.Г. Тата 5. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии / Ю.Н. Толстова. М., 1998. 6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования / В.А. Ядов. М., 7. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, НАПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Рефераты (обзоры) Имеется в виду сравнительный анализ работ по тем проблемам, которые содержательно входят в курс, но не затрагиваются в лекциях по причине недостатка времени. Реферат призван стимулировать студентов более глубоко задуматься о познавательных возможностях различных методов сбора и анализа данных, о необходимости комплексного использования разных подходов, а также о роли математики в социологии. Реферат представляет собой индивидуальное задание. Выполнение реферативных обзоров предполагает широкое использование периодических изданий, а также аналитических статей, опубликованных на интернет-сайтах. В процессе выполнения реферативного обзора раскрываются способности студентов осуществлять самостоятельный поиск, анализировать и обобщать периодические издания, делать аргументированные выводы, вносить свои предложения по разрабатываемой теме. В процессе работы студент должен проявить умение пользоваться периодическими источниками, анализировать результаты, обобщать и систематизировать материалы, применяя их к конкретному излагаемому вопросу. Тема реферируемого материала должна быть раскрыта полно. Выбор темы реферативного обзора. Кафедра рекомендует студентам примерный перечень тем рефератов. Руководствуясь соответствующим изучаемому курсу перечнем, студент выбирает тему. При выборе темы следует проконсультироваться у научного руководителя. Студент может предложить для реферата свою тему с необходимым обоснованием ее разработки. При выборе темы реферативного обзора необходимо исходить прежде всего из возможности собрать необходимый для ее написания конкретный материал в периодической печати. Выбранная студентом тема согласовывается с преподавателем, ведущим практические занятия по предмету. Структура и содержание реферата. Реферативный обзор на выбранную тему выполняется, как правило, по периодическим изданиям, например, по журналам «Социологические исследования», «Социологический журнал», «Вопросы социологии», «Социология: методология, методика, математическое моделирование», «Маркетинг и маркетинговые исследования в России», «Реклама» за последние 2-3 года, а также с использованием аналитической информации, публикуемой на специализированных интернет-сайтах. По каждой статье оформляется реферативная справка по следующему плану: 1. Проблема, которую рассмотрел автор в статье. 2. Актуальность и содержание проблемы. 3. Какое решение проблемы предлагает автор. Объем справки по одной статье с точным указанием названия статьи и источника составляет 1-2 страницы. В заключительной части обзора студент дает короткое (0,5-1 страница) резюме обо всех отреферированных статьях. Примерные темы рефератов: 1. Проблемы пропущенных данных в массовых опросах. 2. Проблемы разбиения диапазона изменения признака на интервалы. 3. Построение выборочной совокупности. 4. Прогноз социальных явлений и прогнозов. 5. Методы экспертных оценок. 6. Эксперимент в социологии. 7. Изучение малых групп. 8. Системный анализ в социологии. 9. Принцип синергетики в социологии. 10. Теория принятия решений. И. Многомерный анализ данных: логлинейный, регрессионный, причинный, кластерный. 12. Логические принципы рассуждений в социологии. 13. Математические методы в качественной социологии. 14. Поиск взаимодействий признаков и других логических закономерно 15. Многомерное шкалирование в социологии. 16. Методы оптимального шкалирования. 17. Теория нечётких множеств. 18. Социология и математическая статистика: история «взаимодейст 19. Психосемантические методы в социологии. 20. Методы контент-анализа. 21. «Содержательные» подходы к анализу текстов: герменевтика, струк 22. Методы, помогающие построить анкету. 23. Решение проблемы надёжности результатов изучения общественного 24. Эксперимент в рекламной деятельности. 25. Многомерное шкалирование в маркетинге. 26. Моделирование установки. 27. Моделирование стратификации в обществе. 28. Моделирование электорального поведения. 29. Математические методы в политологии. 30. Роль эмпирических исследований в творчестве великих социологов. 31. Логика Милля и эксперимент в социологии.
32. Система в творчестве Спенсера, Парсонса, Гидденса, Данилевского и 33. Элементы формализма в творчестве социологов - сторонников «по 34. История эмпирической социологии: от Кетле к Лазарсфельду. 35. Роль Лазарсфельда в социологии. 36. Методы изучения города в чикагской социологической школе в срав 37. Социометрия и марксизм (взгляды Морено и советских философов). Проведение собственного исследования на любую интересующую студента тему. Исследование может носить модельный характер, может быть опрошено всего 20 человек, но должны быть выполнены следующие требования: > наличие грамотно составленной программы исследования, в частности чёткого плана того, с помощью каких методов (с использованием каких признаков, шкал) буду проверяться гипотезы; ^ использование методов из числа пройденных в рамках курса. Примерные темы социологических исследований: 1. Лекция глазами студента. 2. Преподавание общественных наук - проблемы и перспективы. 3. Студент: духовный мир и условия жизни. 4. Студенчество на этапе реформ. 5. Высшая школа: испытание рынком. 6. Первокурсник УГТУ-УПИ. 7. О состоянии учебного процесса на факультетах УГТУ-УПИ. 8. Стереотипы сознания студенческой молодежи. 9. Ценностные ориентации университетского студенчества.
10. Социально-политическая активность студентов. 11. Выбор пути России в представлениях студентов. 12. Молодежь России. 13. Портрет студента факультета гуманитарного образования. 14. Студент и работа. 15. Студент - работа - выпускник. 16. Отношение студентов к наркотикам. 17. Качество подготовки специалистов в системе профессионального об 18. Студент и компьютер. 19. Семейно-брачные установки мужчин (женщин). 20. Социальное самочувствие населения города (мужчин, женщин, без 21. Социальные проблемы города глазами горожан. 22. Образ политического лидера в сознании населения. 23. Гражданские суеверия. 24. Образ семьи глазами молодых. 25. Анализ телерекламы. 26. Образ деловой женщины (мужчины, руководителя, предпринимателя 27. Мнение граждан о высшем образовании (срочной службе в армии; 28. Деньги как социальная ценность. 29. Взаимоотношения между работниками и работодателем. 30. Общественное мнение о «сильной» государственной власти. 31. Профессиональная карьера женщины. 32. Образ «успешного» человека. 33. Портрет идеального мэра. 34. Престиж профессии. 35. Контент-анализ наружной рекламы города. 36. Портрет политической партии. 37. Высшее образование в системе ценностей молодых. 38. Общественное мнение о войне в Чечне (любой другой актуальной Самостоятельное решение задачи, поставленной руководителем Если студент совмещает учёбу с работой, его самостоятельная работа может заключаться в грамотном решении той задачи, которая поставлена перед ним его руководством. Требования к оформлению самостоятельной работы Работа должна быть напечатана на компьютере. Дискету необходимо сдать преподавателю. Текст должен иметь титульный лист, в котором указаны курс, предмет, ФИО автора, название работы. Работа должна иметь оглавление. В конце обязательно должен иметься пронумерованный список использованной литературы. Критерии оценки самостоятельной работы Приём работы должен производиться на базе обязательной беседы преподавателя с каждым студентом. Последний должен быть готов ответить на вопросы преподавателя по поводу текста работы, продемонстрировав тем самым определенную степень владения отраженным в тексте материалом, понимание того, что он написал. При оценке учитывается логичность изложения в письменном варианте текста и степень самостоятельности студента, новизна и оригинальность его рассуждений, обоснованность даваемых в работе выводов и рекомендаций (если они есть). Приложение 1 Пример конструирования индекса1 Значения ИНДЕКСОВ ГРАЖДАНСКОЙ И ПЕРСОНАЛЬНОЙ ОБЕСПОКОЕННОСТИ, ПЕРСОНАЛЬНОЙ НЕЗАЩИЩЕННОСТИ, июль 2004 г. - январь 2005 г.
-ГРАЖДАНСКОЙ ОБШЮКОЕННССТИ Обеспокоенности персоналной е-защищенности: /•• * s * / * ^ Значения индекса ПРОИЗВОЛА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, июль 2004 - январь 2005 г. IS Июль tar Оент окт нояб янв Описание Индекс произвола правоохранительных органов (ИППО) является обобщенным показателем динамики массовых настроений общества, отражающим ощущение незащищенности от произвольных, несанкционированных законом действий милиции, прокуратуры и судебных органов. ИППО строится на основе регулярных опросов взрослого населения России по стандартной репрезен- ' http://control.hro.org/okno/mvd/2004/09/what.htm тативной выборке 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 128 населенных пунктах страны. Методика построения ИППО Все используемые для построения индекса вопросы нацелены на выявление тревожных или, напротив, благополучных оценок деятельности правоохранительных органов. При построении ИППО внимание уделяется трем моментам - составляющим индекса: > тому, насколько люди обеспокоены проблемой беззакония и произвола правоохранительных органов в отношении событий, происходящих в стране (индекс гражданской обеспокоенности); >• тому, насколько люди опасаются сами стать жертвой беззакония и произвола правоохранительных органов (индекс персональной обеспокоенности); ^ тому, насколько люди чувствуют себя защищенными от беззакония и произвола правоохранительных органов (индекс персональной незащищенности). По каждому вопросу/показателю строится его обобщенное значение как разность долей тревожных и благополучных ответов, при этом крайне тревож-ные/"благополучные" ответы берутся с весом 1, а относительно тревожные/благополучные ответы берутся с весом 0,5. Составляющие индекса ИППО рассчитываются как арифметические средние обобщенных значений показателей, принадлежащих данной составляющей (два-три показателя для каждой составляющей). Совокупный индекс ИППО рассчитывается как арифметическая средняя обобщенных значений семи показателей. Таким образом, и совокупный индекс ИППО, и его составляющие изменяются в интервале от -100 до +100, при этом значения индекса больше 0 означают преобладание в общественном мнении тревожных, а значения индекса меньше 0 - преобладание в общественном мнении "благополучных" оценок в плане защищенности граждан от произвольных, несанкционированных законом действий милиции, прокуратуры и судебных органов.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.104 (0.015 с.) |