Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа социологического исследования Обоснование проблемы исследования.

Поиск

Главное содержание современного этапа социально-экономического и политического реформирования Кыргызстана определяется объективными по­требностями принятия новой модели общественного устройства. С уяснением целей грядущего обустройства Кыргызстана тесно связана другая проблема -выбор путей и средств их достижения.

Осуществленные за последние годы меры по радикальному преобразова­нию кыргызстанского общества обусловили важные экономические и социаль­но-политические изменения. Началось становление рыночных отношений. Трансформируются институты законодательной, исполнительной и судебной властей. Идет процесс утверждения многопартийности. Создаются правовые и социальные условия для духовного, идеологического, религиозного плюрализ­ма в обществе. Большинством населения осознана необходимость перехода к смешанной экономике. Однако переходный период характеризуется, особенно на первых порах, большими трудностями в экономике, социальной сфере, по­литике, духовной жизни и т.д.

Особенностью развития этнополитической ситуации является не только сосуществование различных этнических образований, не только взаимодейст­вие формальных и неформальных общественно-политических структур, но и совокупность геополитических, экономических, внешнеполитических, соци­ально-демографических и т.п. факторов объективного и субъективного харак­тера.

Регион Центральной Азии, включающий в себя такие республики, как Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан и Казахстан, - считается од­ним из самых взрывоопасных на территории бывшего СССР. Для этого регио­на, находящегося на стыке Европы и Азии, на стыке христианства, мусульман-

' http://www.assamblea.kg/i_general_sotsiolog7.htm


ства и буддизма, характерной чертой является многонациональный состав его населения.

В Центральной Азии в целом в тесном клубке переплелись следующие группы противоречий:

> цивилизационные (известное этнокультурное и этнопсихологиче­
ское различие в образе жизни азиатских и европейских народов, в
то же время цивилизационные противоречия могут быть прослеже­
ны и по различиям в образе жизни оседлой, земледельческой и ко­
чевой, скотоводческой цивилизаций в рамках, например, родствен­
ных тюркоязычных народов);

> конфессиональные (борьба за сферы влияния между мусульман­
ским духовенством и другими религиями, в последнее время ос­
новные традиционно распространенные в республике религии - му­
сульманство и православие - ведут позиционную борьбу с новыми
религиозными течениями, такими как, например, секта Мука,
кришнаиты и т.д.);

> межэтнические (конфликты между родственными тюркоязычными
нациями: кыргызами и узбеками в Ошской области, узбеками и
турками-месхетинцами в Фергане);

> внутринациональные (борьба за власть между различными полити­
ческими и территориальными кланами, как, например, в Таджики­
стане, либо искусственное подразделение кыргызов на северных и
южных, разделение казахов по происхождению и т.д.);

> территориальные (проблемы, связанные с пограничными районами,
например, между Кыргызстаном и Таджикистаном, Кыргызстаном
и Китаем);

^ можно выделить также в особую группу периодические конфликты, связанные с распределением водно-земельных ресурсов, которые всегда обостряются с наступлением весенних полевых работ, осо­бенно в Ферганской долине;


>• и другие противоречия.

Практически все перечисленные группы противоречий в той или иной мере присутствуют в общественной жизни Кыргызстана, и сегодня в связи с необходимостью общественного развития ставится вопрос об интеграции всего общества; только совместными усилиями всех граждан республики возможно с честью и достоинством выйти из любого трудного положения. Суть интеграци­онного процесса состоит в том, чтобы объединить людей различных социаль­ных, национальных и территориальных общностей на основе взаимной выгоды, выработки общих интересов, целей и ценностей.

Первой важнейшей составляющей частью этого процесса является социо­культурная интеграция кыргызстанского общества, предусматривающая разви­тие и взаимопроникновение национальных культур и традиций, религий, свое­образия и самобытности различных этнических общностей. Огромная роль в решении этой задачи принадлежит формированию государственной нацио­нальной политики и привлечению к ней представителей национальных мень­шинств.

Важным фактором либерализации этнополитической ситуации в значи­тельной степени является проводимая руководством республики национальная политика, главным принципом деятельности которой является утверждение гражданского мира и межнационального согласия.

Важное значение в процессе управления национальными отношениями имеет использование инструментария регулирования этих отношений, позво­ляющего обнаружить узлы межэтнических противоречий и разработать вариан­ты их разрешения в интересах оптимального развития нации, межнационально­го сотрудничества. Моделирование, ситуационный анализ и другие инструмен­ты позволяют определить средства обеспечения стабильности, прочности и дальнейшего совершенствования структурно-функционального единства сис­темы межнациональных отношений, ее способности к саморегулированию и освобождению от негативных явлений.


Механизм управления национальными отношениями имеет сложную структуру, включающую объект управления (национальные отношения); субъ­ект управления (высшие государственные органы, государственные органы субъектов республики, общественно-политические организации); комплекс принципов, рычагов, методов, средств, приемов управления, нормативов дея­тельности управляющей системы, необходимых для взаимодействия между управляющей и управляемой системами.

Обычно выделяют три уровня управления национальными отношениями.

Первый - теоретико-концептуальный. На нем формируются концепция национальной политики, программы этнического развития. Это прерогатива научно-исследовательских институтов, вузовских научных подразделений, ис­следовательских центров, экспертных групп.

Второй - законотворческий. Здесь принимают законоположения, реше­ния, акты и установления, определяющие конкретные механизмы, пути и сред­ства решения поставленных задач. Это ответственность высших органов госу­дарственной власти. Концепция национальной политики также определяется этими органами - в ее главных, существенных чертах.

Третий - практико-политический. Это компетенция органов республики, регионов, административно-территориальных единиц. Здесь воплощаются про­граммы с учетом специфики регионов.

В Кыргызстане широкое применение социологических исследований не­обходимо было на всех этапах изучения современного состояния межнацио­нальных отношений и особенно на момент прогнозирования динамики их раз­вития и принятия превентивных мер по их урегулированию. Однако первооче­редной задачей в социологическом исследовании межнациональных отношений является изучение уровня существующей напряженности в межнациональных отношениях.

Изучение уровня межнациональной напряженности относится к одному из важнейших, центральных направлений социологического исследования в сфере межнациональных отношений. Следует отметить, что само понятие "уро-


вень межнациональной напряженности " отражает сложное и многомерное яв­ление, определяемое целой системой координат, дающих полную и детальную характеристику всей многонациональной жизни общества.

В соответствии с такой трактовкой понятия "уровень межнациональной напряженности", в основу системы показателей его состояния и развития были положены такие факторы (блоки вопросов), оценка современного политическо­го состояния как одного из важнейших факторов внутринационального единст­ва; оценка современного состояния межнациональных отношений; оценка си­туации и деятельности религиозных организаций; прогнозирование возможно­сти противостояния и конфликтов на религиозной и межнациональной почве; выявление факторов стабилизации межнациональных отношений в республике.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.112.210 (0.006 с.)