Тема 5. Методы сбора социологических данных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Методы сбора социологических данных



Библиографический список

1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко.
Екатеринбург, 1998.

2. Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии / Э. Но­
эль. М., 1993.

3. Рабочая книга социолога / под общ. Ред. И с предисл. Г.В. Осипова.
3-е изд. М.: Едиториал УРСС, 2003.

4. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии / Г.Г. Тата­
рова. М., 1999.

5. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии / Ю.Н. Толстова. М., 1998.

6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования / В.А. Ядов. М.,
2000.

7. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа,
методы / В.А. Ядов. М., 1978.


НАПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Рефераты (обзоры)

Имеется в виду сравнительный анализ работ по тем проблемам, которые содержательно входят в курс, но не затрагиваются в лекциях по причине недос­татка времени.

Реферат призван стимулировать студентов более глубоко задуматься о познавательных возможностях различных методов сбора и анализа данных, о необходимости комплексного использования разных подходов, а также о роли математики в социологии.

Реферат представляет собой индивидуальное задание. Выполнение рефе­ративных обзоров предполагает широкое использование периодических изда­ний, а также аналитических статей, опубликованных на интернет-сайтах. В процессе выполнения реферативного обзора раскрываются способности сту­дентов осуществлять самостоятельный поиск, анализировать и обобщать пе­риодические издания, делать аргументированные выводы, вносить свои пред­ложения по разрабатываемой теме. В процессе работы студент должен про­явить умение пользоваться периодическими источниками, анализировать ре­зультаты, обобщать и систематизировать материалы, применяя их к конкретно­му излагаемому вопросу. Тема реферируемого материала должна быть раскры­та полно.

Выбор темы реферативного обзора. Кафедра рекомендует студентам примерный перечень тем рефератов. Руководствуясь соответствующим изу­чаемому курсу перечнем, студент выбирает тему. При выборе темы следует проконсультироваться у научного руководителя. Студент может предложить для реферата свою тему с необходимым обоснованием ее разработки. При выборе темы реферативного обзора необходимо исходить прежде всего из возможности собрать необходимый для ее написания конкретный материал в периодической печати. Выбранная студентом тема согласовывается с препода­вателем, ведущим практические занятия по предмету.


Структура и содержание реферата. Реферативный обзор на выбранную тему выполняется, как правило, по периодическим изданиям, например, по журналам «Социологические исследования», «Социологический журнал», «Во­просы социологии», «Социология: методология, методика, математическое мо­делирование», «Маркетинг и маркетинговые исследования в России», «Рекла­ма» за последние 2-3 года, а также с использованием аналитической информа­ции, публикуемой на специализированных интернет-сайтах. По каждой статье оформляется реферативная справка по следующему плану:

1. Проблема, которую рассмотрел автор в статье.

2. Актуальность и содержание проблемы.

3. Какое решение проблемы предлагает автор.

Объем справки по одной статье с точным указанием названия статьи и источника составляет 1-2 страницы.

В заключительной части обзора студент дает короткое (0,5-1 страница) резюме обо всех отреферированных статьях.

Примерные темы рефератов:

1. Проблемы пропущенных данных в массовых опросах.

2. Проблемы разбиения диапазона изменения признака на интервалы.

3. Построение выборочной совокупности.

4. Прогноз социальных явлений и прогнозов.

5. Методы экспертных оценок.

6. Эксперимент в социологии.

7. Изучение малых групп.

8. Системный анализ в социологии.

9. Принцип синергетики в социологии.

10. Теория принятия решений.

И. Многомерный анализ данных: логлинейный, регрессионный, при­чинный, кластерный.

12. Логические принципы рассуждений в социологии.

13. Математические методы в качественной социологии.


14. Поиск взаимодействий признаков и других логических закономерно­
стей.

15. Многомерное шкалирование в социологии.

16. Методы оптимального шкалирования.

17. Теория нечётких множеств.

18. Социология и математическая статистика: история «взаимодейст­
вия».

19. Психосемантические методы в социологии.

20. Методы контент-анализа.

21. «Содержательные» подходы к анализу текстов: герменевтика, струк­
турное изучение текстов, конверсационный анализ, дискурс-анализ.

22. Методы, помогающие построить анкету.

23. Решение проблемы надёжности результатов изучения общественного
мнения.

24. Эксперимент в рекламной деятельности.

25. Многомерное шкалирование в маркетинге.

26. Моделирование установки.

27. Моделирование стратификации в обществе.

28. Моделирование электорального поведения.

29. Математические методы в политологии.

30. Роль эмпирических исследований в творчестве великих социологов.

31. Логика Милля и эксперимент в социологии.

 

32. Система в творчестве Спенсера, Парсонса, Гидденса, Данилевского и
современный системный анализ.

33. Элементы формализма в творчестве социологов - сторонников «по­
нимающей» социологии.

34. История эмпирической социологии: от Кетле к Лазарсфельду.

35. Роль Лазарсфельда в социологии.

36. Методы изучения города в чикагской социологической школе в срав­
нении с современными подходами.


37. Социометрия и марксизм (взгляды Морено и советских философов).

Проведение собственного исследования на любую интересующую сту­дента тему.

Исследование может носить модельный характер, может быть опрошено всего 20 человек, но должны быть выполнены следующие требования:

> наличие грамотно составленной программы исследования, в част­ности чёткого плана того, с помощью каких методов (с использова­нием каких признаков, шкал) буду проверяться гипотезы; ^ использование методов из числа пройденных в рамках курса. Примерные темы социологических исследований:

1. Лекция глазами студента.

2. Преподавание общественных наук - проблемы и перспективы.

3. Студент: духовный мир и условия жизни.

4. Студенчество на этапе реформ.

5. Высшая школа: испытание рынком.

6. Первокурсник УГТУ-УПИ.

7. О состоянии учебного процесса на факультетах УГТУ-УПИ.

8. Стереотипы сознания студенческой молодежи.

9. Ценностные ориентации университетского студенчества.

 

10. Социально-политическая активность студентов.

11. Выбор пути России в представлениях студентов.

12. Молодежь России.

13. Портрет студента факультета гуманитарного образования.

14. Студент и работа.

15. Студент - работа - выпускник.

16. Отношение студентов к наркотикам.

17. Качество подготовки специалистов в системе профессионального об­
разования.

18. Студент и компьютер.


19. Семейно-брачные установки мужчин (женщин).

20. Социальное самочувствие населения города (мужчин, женщин, без­
работных, работающих в материальном производстве и пр.).

21. Социальные проблемы города глазами горожан.

22. Образ политического лидера в сознании населения.

23. Гражданские суеверия.

24. Образ семьи глазами молодых.

25. Анализ телерекламы.

26. Образ деловой женщины (мужчины, руководителя, предпринимателя
и пр.)

27. Мнение граждан о высшем образовании (срочной службе в армии;
обязательном автостраховании; отдыхе за границей и пр.)

28. Деньги как социальная ценность.

29. Взаимоотношения между работниками и работодателем.

30. Общественное мнение о «сильной» государственной власти.

31. Профессиональная карьера женщины.

32. Образ «успешного» человека.

33. Портрет идеального мэра.

34. Престиж профессии.

35. Контент-анализ наружной рекламы города.

36. Портрет политической партии.

37. Высшее образование в системе ценностей молодых.

38. Общественное мнение о войне в Чечне (любой другой актуальной
политической проблеме).

Самостоятельное решение задачи, поставленной руководителем

Если студент совмещает учёбу с работой, его самостоятельная работа

может заключаться в грамотном решении той задачи, которая поставлена перед

ним его руководством.


Требования к оформлению самостоятельной работы

Работа должна быть напечатана на компьютере. Дискету необходимо сдать преподавателю.

Текст должен иметь титульный лист, в котором указаны курс, предмет, ФИО автора, название работы.

Работа должна иметь оглавление.

В конце обязательно должен иметься пронумерованный список использо­ванной литературы.

Критерии оценки самостоятельной работы

Приём работы должен производиться на базе обязательной беседы пре­подавателя с каждым студентом. Последний должен быть готов ответить на во­просы преподавателя по поводу текста работы, продемонстрировав тем самым определенную степень владения отраженным в тексте материалом, понимание того, что он написал.

При оценке учитывается логичность изложения в письменном варианте текста и степень самостоятельности студента, новизна и оригинальность его рассуждений, обоснованность даваемых в работе выводов и рекомендаций (ес­ли они есть).


Приложение 1

Пример конструирования индекса1

Значения ИНДЕКСОВ ГРАЖДАНСКОЙ И ПЕРСОНАЛЬНОЙ ОБЕСПОКОЕННОСТИ, ПЕРСОНАЛЬНОЙ НЕЗАЩИЩЕННОСТИ, июль 2004 г. - январь 2005 г.


30- 25- IS

-ГРАЖДАНСКОЙ ОБШЮКОЕННССТИ

Обеспокоенности

персоналной е-защищенности:

/•• * s * / * ^

Значения индекса ПРОИЗВОЛА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ,

июль 2004 - январь 2005 г.

IS


Июль


tar


Оент


окт


нояб


янв


Описание

Индекс произвола правоохранительных органов (ИППО) является обоб­щенным показателем динамики массовых настроений общества, отражающим ощущение незащищенности от произвольных, несанкционированных законом действий милиции, прокуратуры и судебных органов. ИППО строится на осно­ве регулярных опросов взрослого населения России по стандартной репрезен-

' http://control.hro.org/okno/mvd/2004/09/what.htm


тативной выборке 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 128 населенных пунктах страны.

Методика построения ИППО

Все используемые для построения индекса вопросы нацелены на выявле­ние тревожных или, напротив, благополучных оценок деятельности правоохра­нительных органов. При построении ИППО внимание уделяется трем момен­там - составляющим индекса:

> тому, насколько люди обеспокоены проблемой беззакония и произ­вола правоохранительных органов в отношении событий, происходящих в стра­не (индекс гражданской обеспокоенности);

>• тому, насколько люди опасаются сами стать жертвой беззакония и произвола правоохранительных органов (индекс персональной обеспокоенно­сти);

^ тому, насколько люди чувствуют себя защищенными от беззакония и произвола правоохранительных органов (индекс персональной незащищен­ности).

По каждому вопросу/показателю строится его обобщенное значение как разность долей тревожных и благополучных ответов, при этом крайне тревож-ные/"благополучные" ответы берутся с весом 1, а относительно тревож­ные/благополучные ответы берутся с весом 0,5.

Составляющие индекса ИППО рассчитываются как арифметические средние обобщенных значений показателей, принадлежащих данной состав­ляющей (два-три показателя для каждой составляющей). Совокупный индекс ИППО рассчитывается как арифметическая средняя обобщенных значений се­ми показателей. Таким образом, и совокупный индекс ИППО, и его состав­ляющие изменяются в интервале от -100 до +100, при этом значения индекса больше 0 означают преобладание в общественном мнении тревожных, а значе­ния индекса меньше 0 - преобладание в общественном мнении "благополуч­ных" оценок в плане защищенности граждан от произвольных, несанкциониро­ванных законом действий милиции, прокуратуры и судебных органов.


Школа

Теперь хотелось бы задать вам несколько вопросов о школе. В какой школе вы учились? Что относилось у вас в классе к предметам потребления, которые играли роль «символов» высокого или низкого уровня потребления? Какие значение имели эти предметы для статуса среди одноклассников? Как вы чувствовали себя на фоне одноклассников в денежном плане и в плане стиля потребления? Как повлиял класс, школа на ваше отношение к потреблению? Что особенно повлияло на него? Кто именно повлиял на это из одноклассников и учителей?

Общественные события

Человек и общество тесно связаны между собой. Важные общественные события оставляют в человеке глубокий след, формируют облик поколения. В этой связи нам хотелось бы узнать ваши впечатления от важнейших событий в экономической жизни общества.

Как вы почувствовали 17 августа 1998 года, когда произошла резкая де­вальвация рубля? Что изменилось в вашем экономическом поведении?

Какой след в вашем поведении оставил «черный вторник» 1994 года, ко­гда произошла первая внезапная девальвация рубля?

Как повлияла на вас жизнь в условиях быстрой инфляции в 1992-1995 го­дах? К каким «правилам потребления» она вас приучила?

Помните ли вы 1992 год, когда были отпущены цены? Что произвело на вас наиболее сильное впечатление?

Учебного процесса в вузе»

Обоснование проблемы исследования. Организация учебного процесса в вузе определяет качество подготовки студентов и является решающим факто­ром формирования будущих специалистов. Изучение удовлетворенности сту­дентов организацией учебного процесса в конкретном вузе позволит выявить его сильные и слабые стороны и, следовательно, сформировать комплекс мер для их решения.

Объект исследования - студенты вуза, которые должны высказать свое мнение о различных сторонах организации учебного процесса.

Предмет исследования - учебный процесс в целом, отдельные его эле­менты, а также факторы и условия, оказывающие воздействие на организацию учебного процесса, уровень удовлетворенности студентов отдельными элемен­тами учебного процесса.

Цель исследования - на основе результатов социологического исследова­ния разработать практические рекомендации для руководства вузом, направ­ленные на улучшение организации учебного процесса в соответствии с требо­ваниями повышения качества подготовки выпускаемых специалистов.

Гипотезы исследования

Основная гипотеза: анализ современного положения, сложившегося во многих российских вузах, позволяет предположить, что в наибольшей степени на организацию учебного процесса оказывают влияние факторы, связанные с его материальным обеспечением.

Из основной гипотезы вытекает гипотеза - следствие: уровень квалифи­кации преподавательского состава не является самостоятельным фактором, оказывающим влияние на качество учебного процесса, поскольку уровень ква-


лификации становится производным от уровня оплаты труда преподавателей (т.е. их материального обеспечения).

Поскольку процесс обучения в вузе проходит в рамках студенческих кол­лективов (групп), то возникает необходимость проверки дополнительной гипо­тезы: социально-психологический климат в студенческих группах оказывает влияние на учебный процесс.

Задачи исследования

Для проверки основной гипотезы и гипотезы-следствия необходимо ре­шить следующую задачу: определить, какие факторы и условия в вузе оказы­вают наибольшее влияние на организацию учебного процесса, среди которых выделяются:

> обеспеченность площадями для аудиторных занятий;

> обеспеченность библиотечной литературой;
^ обеспеченность компьютерами;

^ квалификация преподавателей;

^ бытовые условия (организация питания, условия проживания в об­щежитиях).

Для проверки дополнительной гипотезы ставится задача оценки социаль­но-психологического климата в студенческих группах и влияния, которое он может оказать на учебный процесс.


Приложение 5

Пример отчёта о социологическом исследовании'

Цель исследования

Целью данного социологического исследования является выявление об­щественного мнения различных этнических групп населения республики по ак­туальным проблемам общественно-политической жизни, религиозной ситуации и межнациональных отношений в Кыргызстане, а также выработка предложе­ний и рекомендаций по их стабилизации и достижение гражданского и межна­ционального согласия.

Задачи исследования:

> оценка современного политического состояния как одного из важней­ших факторов внутринационального единства;


> характеристика современного состояния межнациональных отноше­
ний;

^ определение религиозной ситуации и степени активизации деятельно­сти религиозных организаций;

V прогнозирование возможности противостояния и конфликтов на рели­гиозной и межнациональной почве;

> выявление факторов стабилизации межнациональных отношений в
республике.

Методы сбора информации

Сбор социологической информации будет осуществляться:

^ методом индивидуального анкетирования;

> методом глубинного интервью (экспертный опрос);

^ анализом официальной документации, прессы, заявлений и обращений общественных организаций и партий.

Выборочная совокупность

В ходе социологического исследования предполагался опрос делегатов II Курултая народа Кыргызстана. Кроме делегатов Курултая предполагается так­же опросить ряд приглашенных - представителей органов управления, различ­ных политических партий и общественных организаций.


Приложение 8

Пример программы социологического исследования1 Факторы, влияющие на выбор формы (платная или бесплатная)

Обучения абитуриентами

Методологическая часть

Гипотеза исследования

Абитуриенты выбирают платную форму обучения, руководствуясь, глав­ным образом:

^ надеждой на более высокий уровень подготовки преподавателей и на лучшее техническое оснащение процесса учебы;

> стремлением минимизировать затрачиваемые усилия в процессе уче­
бы, независимо от уровня и качества получаемых знаний;

> желанием сведения риска непоступления к нулю;

> соображениями престижа.

Задачи исследования

Выявить факторы, в первую очередь влияющие на выбор абитуриентами платного образования.

Методическая часть

Инструментарий

1. Анкета (на каждого абитуриента).

2. Инструкция к заполнению анкеты.
Инструкция к заполнению анкеты

Уважаемые абитуриенты! В каждом вопросе данной анкеты вы можете выбрать не более одного, наиболее подходящего вам, пункта. В вопросе №3 вы можете вписать свой вариант ответа. Если вы затрудняетесь ответить на какой-нибудь вопрос данной анкеты, обращайтесь, пожалуйста, к консультанту, дав­шему вам анкету. В том случае, если вы уже являетесь студентом и вам пред­ложили заполнить эту анкету, то ответьте на вопросы так, как вы думали до по­ступлении в вуз, либо отдайте анкету знакомому абитуриенту.

СПАСИБО.

Вид анкеты

1. Какое вы получили образование?

а) неполное среднее

б) среднее

в) среднее специальное

г) высшее

2. Как, по вашему мнению, полученные знания после окончания учебного
заведения будут определять ваш доход и престиж?

а) будут иметь решающее значение

б) будут оказывать весомое влияние

в) будут оказывать слабое влияние

г) не будут оказывать никакого влияния

3. Вы считаете, что качество подготовки преподавателей определяется?

а) престижем учебного заведения

б) заработной платой преподавателя

в) научной деятельностью преподавателя

г) стажем работы преподавателя

д) другое______________________________________________


4. Вы считаете, что при платной форме обучения техническая оснащен­
ность выше, чем при бесплатном образовании?

а) да

б) нет

5. Вы считаете, что платное обучение более престижно?

а) да

б) нет

6. Вы считаете, что поступить на платную форму обучения легче, чем на
бесплатную?

а) да

б) нет

7. Насколько вам важно поступление в этом году в учебное заведение?

а) жизненно важно

б) не очень важно

в) не важно

8. Как вы считаете, где легче учиться?

а) на бесплатной форме обучения

б) на платной форме обучения

9. Как вы считаете, где выше качество получаемого образования?

а) на бесплатной форме обучения

б) на платной форме обучения


Приложение 9

Пример программы социологического исследования Подверженность молодёжи к вредным привычкам

Проблема исследования

Проблема данного социологического исследования заключается в изуче­нии распространения алкоголя, наркотиков и табакокурения в жизни современ­ной молодёжи.

Цель исследования - выявить состояние этой проблемы на данный мо­мент времени, в нашем городе.

Задача исследования: собрать как можно больше информации по дан­ной проблеме с помощью социологического опроса.

Объект исследования: молодёжь в возрасте 15-23 года.

http://tipovoy.narod.ru/sociol/priv.htm


Предмет исследования: вредные привычки (алкоголь, наркотики, куре­ние).

Гипотеза исследования

Мы считаем, что данные вредные привычки глубоко укоренились среди молодежи. Большинство случаев потребления вредных средств молодыми людьми связано с целью повысить свое настроение, и причиной, по которой они впервые стали их употреблять (спиртные напитки, сигареты, наркотики), является желание попробовать. По нашему мнению, негативные последствия, которые несут эти пороки, оказывают, прежде всего, вред здоровью.

Алкоголь

1. Употребляете ли вы алкоголь?

а) да

б) нет


2. С какой целью вы употребляете спиртные напитки? (возможны не­
сколько вариантов ответов)

а) чтобы снять напряжение (стресс)

б) чтобы повысить своё настроение

в) чтобы поддержать компанию

г) ваш вариант ответа___________________________________

3. Всегда ли вы можете отказаться от предложения выпить?

а) да

б) нет

4. Как часто вы употребляете спиртные напитки?

а) ежедневно

б) не более трех раз в неделю

в) не более двух раз в месяц

Курение

1. Курите ли вы?

а) да

б) нет

2. Количество выкуриваемых вами сигарет?

а) 1-10 сигарет в день

б) 10-20 сигарет в день

в) более пачки в день

3. Вследствие чего вы начали курить? (возможны несколько вариантов
ответов)

а) желание повзрослеть

б) влияние компании

в) хотел попробовать

г) свой ответ__________________________________________


4. С какого возраста вы начали курить?

а) с 8-12 лет

б) с 12-16 лет

в) с 16-20 лет

г) после 20 лет

Наркотики

1. Употребляли ли вы когда-нибудь пусть даже слабый наркотик?

а) да

б) нет

2. Если да, то с какой целью?

а) желание новых ощущений

б) под воздействием других людей

в) ваш вариант ответа__________________________________

По вашему мнению, какие негативные последствия несут в себе эти по-

роки.

Процедурная часть

03.06.05 - составление и размножение образца.

07.06.05 - 10.06.05 - проведение анкетирования.

15.06.05 - оформление программы, анализ анкет и группировка получен­ных данных.

17.06.05 - оформление выводов исследования, подготовка программы и выводов к защите.


Приложение 10

Пример программы социологического исследования1 Отношение российской молодежи к культуризму

Проблемная ситуация

Проблемность ситуации заключается в том, что многие люди вследствие неинформированности имеют ошибочное мнение о культуризме, которое часто выражается в отрицальном к нему отношении.


Так, многие считают, что культуристы не могут называться настоящими спортсменами. Даже если считать, что результат в спорте обязательно должен измеряться метрами, килограммами, секундами, то соревнования по культу­ризму не являются исключением. Другому мнению почти сто лет, и состоит оно в том, что после прекращения тренировок мышцы культуристов превращаются в жир. Некоторые даже считают, что культуристов не интересуют женщины, что они гомосексуалисты. Но самым распространенным мнением о культури­стах является то, что мышцы заменяют им мозги.

Плохая информированность является главной проблемой данной ситуа­ции. Некоторые, услышав дилетантское мнение о вреде культуризма для здоро­вья, бросают свои занятия. Однако здесь следует доверять только авторитетным источникам: общепризнанным книгам и периодическим изданиям, ведущим тренерам и специалистам в данной области.

Многие считают, что существенных результатов можно добиться, только употребляя стероиды и другие специфические препараты. Это также следует отнести к плохой информированности.

Кроме того, нельзя все сводить к результату. Поэтому если не удается быстро достичь ощутимого результата, не следует отчаиваться и прекращать тренировки. Победа не приходит сразу, ее надо добиться упорным трудом и всегда верить в успех и лучшее будущее.

Объект исследования

Объектом исследования является молодежь. Ограничение - возрастные рамки (16-30 лет).

Предмет исследования

Предмет исследования - изучение отношения молодежи к культуризму.

Цель исследования

Целью исследования является изучить отношение российской молодежи к культуризму.

Задачи исследования

1. Основная задача.

Основной задачей является изучение отношения российской молодежи к культуризму, выяснить, что думает молодежь по поводу экономической сторо­ны культуризма, степень ее информированности о культуризме; выяснить, яв­ляются ли культуристы, по мнению российской молодежи, настоящими спорт­сменами; а также их отношение к стероидам. Выяснить отношение к культури­стам.

2. Узнать мнение российской молодежи об экономическом аспекте куль­
туризма.

3. Выяснить, насколько хорошо российская молодежь информирована о
культуризме и спортсменах.

4. Выяснить отношение молодежи к стероидам и другим подобным пре­
паратам.

5. Выяснить предпочтения молодежи в литературе по данному вопросу.

Гипотезы исследования

а) гипотеза-основание (основная)

Эта гипотеза вытекает из основной задачи исследования.


Российская молодежь в целом неплохо относится к культуризму и к са­мим спортсменам-культуристам, при этом не отрицая экономическую сторону культуризма. Молодежь в общем неплохо информирована о культуризме. Культуристы, по мнению российской молодежи, являются настоящими спорт­сменами. Отношение к стероидам и другим подобным препаратам в целом от­рицательное. Предпочтения отдаются в основном иностранной литературе по данному вопросу;

б) гипотезы-следствия (косвенные)

Эти гипотезы вытекают из остальных задач исследования.

1. Отношение к культуристам в целом положительное. Молодежь с по­
ниманием относится к ним равно как и к другим спортсменам.

2. Экономический аспект культуризма неособенно интересует молодежь.
Исключение составляет работающая молодежь (23-30 лет), которая рекламиру­
ет свои товары и услуги.

3. Степень информированности о культуризме и спортсменах неплохая.
Некоторые даже осведомлены о различных методиках тренировок и интересу­
ются проблемами этого вида спорта.

4. Отношение к стероидам и подобным препаратам вполне определенное.
Молодежь считает неприемлемым их использование в связи с вредом, который
они наносят здоровью.

5. В случае заинтересованности этим видом спорта молодежь предпочи­
тает иностранную литературу, как переводную, так и оригинальную. Довольно
большой популярностью пользуются фундаментальные курсы.

Методический раздел

Макет анкеты

«РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ И КУЛЬТУРИЗМ» Уважаемый участник опроса!

Предлагаем вам принять участие в социологическом исследовании, по­священном изучению отношения российской молодежи к культуризму.

Цель проведения нашего исследования - изучить отношение российской молодежи к культуризму и культуристам.

Порядок заполнения анкеты таков: если ваше мнение совпадает с одним из предлагаемых вариантов ответов, то код этой позиции обводится кружком. Если же ни один из вариантов не соответствует вашей точке зрения, изложите ваше собственное мнение на свободных строках.

Наш опрос проводится анонимно, фамилию и имя указывать не обяза­тельно.

Заранее благодарим вас за участие в нашем опросе!

1. Ваш пол:

 

мужской женский
   

2. Ваш возраст:

 

16-18 лет 18-23 года 23-30 лет
     

3. Ваше образование: Высшее

Незаконченное высшее Среднее и средне-специальное Ниже среднего


1 2 3 4



4. Ваше семейное положение:

 

замужем (же­нат) не замужем (не же­нат) в гражданском браке вдовец (вдова)
       

5. Ваше место проживания:

Москва

Московская область

Другие города России (дописать)


1 2 3


6. Работаете ли вы в настоящее время?

 

да нет
   

7. Как вы оцениваете уровень своего материального благосостояния?

 

очень хоро­шее хорошее среднее плохое очень плохое
         

8. Ваш род занятий:

Рабочий

Предприниматель

Госслужащий

Студент

Военнослужащий

Ученый

Руководитель предприятия

Другое (допишите)_____


2 3 4 5 6 7 8



9. Увлекаетесь ли вы культуризмом?

 

Да нет
   

10. Как вы считаете, почему люди занимаются культуризмом?
Завоевать мировые титулы_____________________ 1
Заработать денег 2
Укрепить здоровье 3
Другое (допишите)____________________________ 4

11. Как f на ваш взгляд, должен быть развит настоящий культурист-
профессионал?

Масимальное развитие всех мышц тела 1

Максимальное развитие одной группы мышц 2

Пропорциональность и гармоничность развития 3
Другое (допишите)____________________________ 4

12. Смотрите ли вы по телевидению соревнования культуристов, такие
как «Мистер Вселенная», «Мистер Олимпия» и др.?

регулярно 1

от случая к случаю 2

нет 3

13. Считаете ли вы культуристов настоящими спортсменами?
Да 1

Нет 2

Затрудняюсь ответить 3


14. Считаете ли вы, что все культуристы обладают низким уровнем ин­
теллекта?

Да 1

Нет 2

Затрудняюсь ответить 3

15. Является ли, на ваш взгляд, культуризм однообразным и неинтерес­
ным занятием?

Да 1

Нет 2

Затрудняюсь ответить 3

16. Каково ваше отношение к спортсменам-культуристам?
Положительное 1
Отрицательное 2
Нейтральное 3
Затрудняюсь ответить 4

17. Какова, на ваш взгляд, степень распространенности культуризма в
России?

Хорошо распространен по всей стране 1

Распространен только в крупных городах 2

Не распространен вообще 3

Затрудняюсь ответить 4

18. Как вы относитесь к стероидам и другим подобным препаратам?
Культуристы не должны применять стероиды 1

Без них нельзя достичь существенных результатов 2
Это личное дело каждого спортсмена 3

Затрудняюсь ответить 4


19. Как вы получаете ответы на интересующие вас вопросы о культуриз­
ме?

Консультации с профессиональными тренерами 1

Общение с друзьями-единомышленниками 2

Чтение специализированной литературы
Другое (допишите)__________________________ 4

20. Каковы ваши предпочтения в литературе по культуризму?
Фундаментальные теоретические курсы___________ 1
Иностранные периодические издания 2
Российские периодические издания 3
Другое (допишите)____________________________ 4

21. Как вы считаете, какое влияние оказывают занятия культуризмом на
физическое состояние и здоровье спортсменов?

Положительное 1

Отрицательное 2

Нейтральное 3

Затрудняюсь ответить 4

22. Должны ли в нашей стране появляться ассоциации культуристов-
профессионалов?

Да 1

Нет 2

Затрудняюсь ответить 3

23. Нужно ли в нашей стране проводить соревнования мирового уровня
среди культуристов?

Да 1

Нет 2

Затрудняюсь ответить 3


24. Хотели бы вы сами заниматься культуризмом?
Да 1

Нет 2

Затрудняюсь ответить 3

Благодарим за участие в опросе!


Пример программы социологического исследования

Приложение 11 дов; Твоя информационная культура


Актуальность: особую актуальность формирование информационной культуры личности приобретает в условиях информатизации современного об­щества, открывающей широкие перспективы в эффективном использовании на­копленных человечеством информационных ресурсов. Современный человек с детства погружен в информационную среду, он живет среди телевидения, ви­део, книг, журналов, компьютерных игр и т.п. Большое значение приобретает информационная культура личности при выборе профессии, трудовой деятель­ности, отдыха. Таким образом, информация играет все большую роль в жиз­ненном цикле человека, пронизывает всю его деятельность, формирует инфор­мационный образ жизни. С её помощью складывается представление об ин­формационной инфраструктуре, информационной среде.

Объект: юношество.

Предмет: уровень информационной культуры.

Гипотеза: низкий уровень информационной культуры учащихся старше­го школьного возраста

Цель: изучение информационной культуры

Задачи:

1. Изучение литературы

2. Сбор и анализ информации

3. Вывод

Метод: анкетирование.

http://odub.ukg.kz/archive/script/omo/kulture.doc


Учебно-методическое издание Анна Петровна Коробейникова

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИЗМЕРЕНИИ

Редактор Н.П. Кубыщенко Компьютерная вёрстка А. А. Гольмакова

Подписано в печать 04.08.2005 Формат 60 х 84 1/16
Бумага писчая Плоская печать Усл. печ. л. 8, 49
Уч.-изд.л.7,5_________ Тираж 100 ________ Заказ 317 Цена «С»_______

Редакционно-издательский отдел ГОУ ВПО УГТУ-УПИ

620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19 Ризография НИЧ ГОУ ВПО УГТУ-УПИ

620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19

Тема 5. Методы сбора социологических данных

Все методы сбора информации в социологических исследованиях можно разделить на две большие группы: количественные и качественные.

Количественные исследования предназначены для изучения объектив­ных, количественно измеряемых характеристик поведения людей. Количест­венные исследования являются преимущественно описательными.

Обработка информации в таких исследованиях осуществляется с помо­щью упорядоченных процедур, количественных по своей природе. К выборке в количественных исследованиях предъявляются жесткие требования, базирую­щиеся на теории вероятности и математической статистике. В связи с этим воз­можен перенос выводов, полученных на основе изучения выборочной совокуп­ности, на всю генеральную совокупность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.193.238 (0.297 с.)