Роль семьи в формировании экономического поведения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль семьи в формировании экономического поведения



Расскажите немного о вашей семье, о том, где вы родились и выросли (город, село, поселок). Работали ли ваши родители (оба или только один)? Дай­те оценку доходов вашей семьи.

Как сложились ваши первые понятия о деньгах, их силе? Когда в первый раз вы получили деньги на карманные расходы и как вы их потратили?

Как вы использовали деньги на школьные завтраки?

Приведите пример или забавный случай из вашей жизни, связанный с деньгами, в то время когда вы были маленьким (-ой), и расскажите, какой отпе­чаток на вас наложил этот случай.

Каковы были денежные отношения у вас и родителей? Поощрялись ли родителями ваши успехи (в школе и дома) вещами, деньгами или в какой-либо другой форме? Например, некоторые семьи практиковали оплату помощи по хозяйству (например, вынос мусора, мытье посуды). Было ли такое в вашей се­мье?

Как менялся стиль потребления в вашей семье с течением времени? Что именно влияло на эти изменения? Как атмосфера в семье в целом повлияла на Вас и на ваше отношение к деньгам, покупкам, взглядам на жизнь? Как семья

1 Реклама, потребление и стиль жизни студентов: учебное исследование / Автор С. Малини-на.-СПб., 1999.


повлияла на Ваше экономическое поведение, кто из членов семьи оказал на вас большее влияние - отец или мать?

Школа

Теперь хотелось бы задать вам несколько вопросов о школе. В какой школе вы учились? Что относилось у вас в классе к предметам потребления, которые играли роль «символов» высокого или низкого уровня потребления? Какие значение имели эти предметы для статуса среди одноклассников? Как вы чувствовали себя на фоне одноклассников в денежном плане и в плане стиля потребления? Как повлиял класс, школа на ваше отношение к потреблению? Что особенно повлияло на него? Кто именно повлиял на это из одноклассников и учителей?

Неформальные группы сверстников

Каковы были ваши отношения со сверстниками в школьные годы? Вхо­дили ли вы в неформальные группы сверстников? Какие предметы потребления имели среди ваших сверстников большое значение, что они символизировали?

Какие финансовые отношения там были? Бывало ли, что вы одалживали деньги у своих друзей и знакомых или кто-либо из них брал в долг у вас? Все­гда ли возвращались такие долги? Как сказались эти отношения на ваше отно­шение к деньгам?

Как вы проводили свое свободное время, какова при этом была роль де­нег, стиль потребления? Какое значение имели престижные вещи и пр. для ав­торитета в компании, у сверстников? Ваших друзей и знакомых? Приведите не­сколько примеров.

Как ваши друзья и знакомые повлияли на ваше потребительское поведе­ние? Покупаете ли вы вещи, которые, как вам кажется, помогут вам ощутить причастность к той или иной группе?


4. Вуз

Как изменилось ваше потребительское поведение после поступления в вуз? Как влияет на него студенческая группа?

Работаете ли вы (временно или постоянно)? Есть ли у вас опыт на рынке труда? Что вас привлекает на рынке труда?

Как на вас повлияли события, произошедшие в 1998 году? Как на вас от­разилось падение рубля?

Общественные события

Человек и общество тесно связаны между собой. Важные общественные события оставляют в человеке глубокий след, формируют облик поколения. В этой связи нам хотелось бы узнать ваши впечатления от важнейших событий в экономической жизни общества.

Как вы почувствовали 17 августа 1998 года, когда произошла резкая де­вальвация рубля? Что изменилось в вашем экономическом поведении?

Какой след в вашем поведении оставил «черный вторник» 1994 года, ко­гда произошла первая внезапная девальвация рубля?

Как повлияла на вас жизнь в условиях быстрой инфляции в 1992-1995 го­дах? К каким «правилам потребления» она вас приучила?

Помните ли вы 1992 год, когда были отпущены цены? Что произвело на вас наиболее сильное впечатление?

Отношение к богатым и бедным

В нашем обществе появились богатые и бедные.

Как вы относитесь к социальному расслоению в обществе? Кто такие, на ваш взгляд, новые русские? Как вы к ним относитесь?

Как вы относитесь к «новым бедным»?

Подаете ли вы милостыню нищим (где: на улице, в метро,) и почему? Ес­ли да, то кому именно вы подаете больше (инвалидам, детям, старушкам, мате­рям с детьми, подросткам, преимущественно мужчинам или женщинам) и чем


вы при этом руководствуетесь? (религиозными нормами, милосердием, своей совестью?) Каких нищих вам жалко больше всего?

Когда вы в первый раз дали милостыню? Общаетесь ли вы с нищими? Есть ли у вас определенные темы, на которые вы с ними разговариваете? Как вы относитесь к слухам о том, что существуют "богатые нищие", организован­ные в мафиозные структуры?

Как вы считаете, есть ли у русских стереотип по отношению к деньгам? Как он проявляется?

Реклама и ее влияние на общество и личность

Реклама играет все большую роль в нашей жизни. Каково ваше отношение к рекламе, нравится ли вам реклама, или нет? Что именно нравится вам в рекла­ме, а что - нет? Как она влияет на ваше потребление. Если вы покупаете какую - либо вещь, то смотрите ли вы на ее марку? Важна ли она для вас? Влияет ли марка на ваш выбор предметов потребления (например?)? Приобретаете ли вы товары для того, чтобы обозначить свою причастность к той или иной социаль­ной группе?

Заключительная фаза интервью

Подведите итог: какой стиль потребления вы предпочитаете, какими крите­риями вы руководствуетесь на рынке товаров и услуг? Например:

> Оптимальное соотношение цены и качества; предмет потребления
должен нравиться (рациональное потребление)

> Низкая цена; отечественные товары (экономное потребление)

^ Мода; высокое качество; особенные товары; известная фирма, произ­вести впечатление на знакомых и друзей (демонстративное потребление)

> Снять стресс, развлечься, расслабиться (компенсаторное потребление).
Например, случается ли вам покупать вещи, которые вам не очень нужны или
не нужны вообще?


Кто и что особенно сильно повлияло на ваше потребление: семья, школа, вуз, друзья и знакомые, отдельные случаи с вами, общественные события, рек­лама?


Приложение 4

Пример обоснования методологического раздела программы исследования на тему «Удовлетворенность студентов организацией

Учебного процесса в вузе»

Обоснование проблемы исследования. Организация учебного процесса в вузе определяет качество подготовки студентов и является решающим факто­ром формирования будущих специалистов. Изучение удовлетворенности сту­дентов организацией учебного процесса в конкретном вузе позволит выявить его сильные и слабые стороны и, следовательно, сформировать комплекс мер для их решения.

Объект исследования- студенты вуза, которые должны высказать свое мнение о различных сторонах организации учебного процесса.

Предмет исследования - учебный процесс в целом, отдельные его эле­менты, а также факторы и условия, оказывающие воздействие на организацию учебного процесса, уровень удовлетворенности студентов отдельными элемен­тами учебного процесса.

Цель исследования - на основе результатов социологического исследова­ния разработать практические рекомендации для руководства вузом, направ­ленные на улучшение организации учебного процесса в соответствии с требо­ваниями повышения качества подготовки выпускаемых специалистов.

Гипотезы исследования

Основная гипотеза: анализ современного положения, сложившегося во многих российских вузах, позволяет предположить, что в наибольшей степени на организацию учебного процесса оказывают влияние факторы, связанные с его материальным обеспечением.

Из основной гипотезы вытекает гипотеза - следствие: уровень квалифи­кации преподавательского состава не является самостоятельным фактором, оказывающим влияние на качество учебного процесса, поскольку уровень ква-


лификации становится производным от уровня оплаты труда преподавателей (т.е. их материального обеспечения).

Поскольку процесс обучения в вузе проходит в рамках студенческих кол­лективов (групп), то возникает необходимость проверки дополнительной гипо­тезы: социально-психологический климат в студенческих группах оказывает влияние на учебный процесс.

Задачи исследования

Для проверки основной гипотезы и гипотезы-следствия необходимо ре­шить следующую задачу: определить, какие факторы и условия в вузе оказы­вают наибольшее влияние на организацию учебного процесса, среди которых выделяются:

> обеспеченность площадями для аудиторных занятий;

> обеспеченность библиотечной литературой;
^ обеспеченность компьютерами;

^ квалификация преподавателей;

^ бытовые условия (организация питания, условия проживания в об­щежитиях).

Для проверки дополнительной гипотезы ставится задача оценки социаль­но-психологического климата в студенческих группах и влияния, которое он может оказать на учебный процесс.


Приложение 5

Пример отчёта о социологическом исследовании'



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.008 с.)