Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Социологического исследования
ЮДИНА Т.Н.
ФОМИЧЕВА Т.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Направление подготовки
040100.62 – Социология (бакалавр)
Степень выпускника
Бакалавр
Форма обучения:
Очная,
Заочная
Москва – 2012
УДК 316.334.56
ББК 60.506
Ю-16
Рабочая программа учебной дисциплины «Методология и методика социологического исследования» подготовлена доктором социологических наук, профессором кафедры истории, теории и методологии социологии, Юдиной Татьяной Николаевной, кандидатом социологических наук, доцентом кафедры истории, теории и методологии социологии Фомичевой Татьяной Владимировной
Рецензенты:
Танатова Д.К., доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной антропологии и социологии социальной сферы, декан факультета социологии РГСУ
Табатадзе И.А., кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии культуры, воспитания и безопасности социологического факультета МГУ
Рабочая программа учебной дисциплины «Методология и методика социологического исследования» утверждена на заседании кафедры истории, теории и методологии социологии Протокол N 1 от «30» августа 2012 г.
Юдина Т.Н., Фомичева Т.В.
Рабочая программа учебной дисциплины «Методология и методика социологического исследования». - М.: Изд-во РГСУ, 2012. – 76с.
ББК 60.506
© Издательство РГСУ, 2012
© Юдина Т.Н., Фомичева Т.В., 2012
1. Цели освоения дисциплины
Целями учебной дисциплины «Методология и методика социологического исследования» являются получение студентами теоретических знаний о социологической науке, соотнесенных с общими целями ООП ВПО, с последующим применением навыков социолога на практике, в профессиональной сфере, а также для возможности решать значимые социальные задачи.
Задачи изучения дисциплины:
-усвоить знания о структуре социологического исследования; социологическом подходе к изучению общества и его структурных образований; принципах комплексного применения методического аппарата и технологиях социологического исследования при анализе собственной профессиональной деятельности; основных понятиях социологии, источниках социальных проблем и возможных путях их разрешения;
- научить осуществлять системный социологический подход к анализу социальных явлений и процессов; выявлять массовые закономерности; составлять программу социологических исследований, применять конкретные социологические методы в профессиональной деятельности;
-формировать представления о содержании, особенностях дисциплины «методология и методика социологического исследования»;
-развить те или иные навыки, необходимые в сфере социологии;
-углубить представления о работе с людьми в сфере социологии;
-овладеть навыками формирования программы социологического исследования, организации сбора и анализа социологических данных;
-обучить навыкам взаимодействия с различными группами и слоями населения, в трудовых коллективах, а также при возникновении проблемных и критических ситуаций на разных уровнях управления социальными процессами; комплексного использования теоретических и методических знаний для социологического анализа конкретных проблем и ситуаций профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина «Методология и методика социологического исследования» относится к базовой части профессионального гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин основной образовательной программы бакалавриата (Б.3. Б.3) для направления подготовки 040100.62 – Социология, степень выпускника бакалавр.
Дисциплина «Методология и методика социологического исследования» находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с дисциплинами «Правоведение», «Иностранный язык» базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла, «Математика», «Методы прикладной статистики для социологов» базовой части математического и естественнонаучного цикла, а также с разделом учебной и производственной практики.
Дисциплина предназначена для студентов, имеющих базовые знания и умения, соответствующие требованиям стандартов основного общего образования по философии, логике, культурологи, информатике, математике, необходимые для освоения данной дисциплины. В частности, предъявляются следующие требования к «входным» данным:
- знать теорию, методологию, методы и методики социологического исследования и анализа данных, правила организации и проведения социологического исследования, а также правила представления основных научных результатов;
- уметь использовать современные методы сбора и анализа социологической информации;
- владеть навыками организации и проведения социологического исследования, представления и защиты полученных результатов.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):
Способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);
Способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);
Способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);
Способностью и готовностью участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК-3);
Способностью составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-7);
Умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8);
Способностью и готовностью к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-9).
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
ЗНАТЬ
| Какое место занимает социологическое исследование в структуре социологического знания и какую информацию с помощью его можно получить.
| ОК-9
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-7
ПК-8
ПК-9
| УМЕТЬ
| Сформировать творческий научно-исследовательский коллектив, составить программу и провести социологическое исследование.
| ОК-9
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-7
ПК-8
ПК-9
| ВЛАДЕТЬ
НАВЫКАМИ
| Организации и проведения процедур, технических приемов, обработки и последующей интерпретации результатов социологического исследования.
| ОК-9
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-7
ПК-8
ПК-9
| 4. Объём дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц,
360 часов.
Количество часов по учебному плану
(очная форма обучения)
Всего 360 часов
Аудиторные занятия 144 часа, в том числе интерактивные занятия- 30 часов
Самостоятельная работа - 180 часов
№
п/п
| Раздел, тема
| Виды учебной работы, трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации
| | Всего
| Самос-
тоят. работа
| Аудиторные занятия
| | Всего
| Лекционные
| Групповые (семинары, практические)
| Лабораторные
| Конт. раб.
| Рефераты / эссе
| Коллоквиум
| Расчетно-графическая работа
| Контр. точки
по мод.-рейтинг.
системе
| Зачет
| Экзамен
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| Название темы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| Социологическое исследование как отрасль социологической науки
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
| |
| Виды социологического исследования
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
| |
| Методологическая роль теории в социологическом исследовании
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
| |
| Программа социологического исследования
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| Концептуальная и операциональная модели объекта и предмета социологического исследования. Переменные в социологическом исследовании
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
| |
| Гипотезы социологического исследования
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
| |
| Измерение в социологическом исследовании. Шкалы и индексы
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
|
| +
|
|
| |
| Выборка в социологическом исследовании
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
| |
| Методика, техника и процедура в социологическом исследовании
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| Количественные и качественные методы в социологическом исследовании
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
| |
| Анализ документов
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
| |
| Метод наблюдения
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
|
| +
|
|
| |
| Метод опроса
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| Метод анкетирования
|
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
| |
| Метод интервью
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
| |
| Метод экспертных оценок
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
|
| +
|
|
| |
| Социометрия
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
| |
| Социальный эксперимент
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
| |
| Метод фокус-групп
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
| |
| Метод исследования случая (case study)
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
|
| +
|
|
| |
| Биографический метод
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
| |
| Анализ и
обработка данных
в социологии.
Многомерные
методы
анализа
данных.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| Обобщение
данных и
представление
результатов.
Подготовка и
представление
научного отчета.
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
| | Общая трудоемкость
| часы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Часы вм. с экз.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| з.е.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3,4с
| 5с
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 4. Объём дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц,
360 часов.
Количество часов по учебному плану
(заочная форма обучения)
Всего 360 часов
Аудиторные занятия 36 часов
Самостоятельная работа - 307 часов
№
п/п
| Раздел, тема
| Виды учебной работы, трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации
| Всего
| Самос-
тоят. работа
| Аудиторные занятия
| Всего
| Лекционные
| Групповые (семинары, практические)
| Лабораторные
| Конт. раб.
| Рефераты / эссе
| Коллоквиум
| Расчетно-графическая работа
| Контр. точки
по мод.-рейтинг.
| Зачет
| Экзамен
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Название темы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Социологическое исследование как отрасль социологической науки.
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
|
| Виды социологического исследования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Методологическая роль теории в социологическом исследовании
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
|
| Программа социологического исследования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Концептуальная и операциональная модели объекта и предмета социологического исследования. Переменные в социологическом исследовании
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
|
| Гипотезы социологического исследования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Измерение в социологическом исследовании. Шкалы и индексы
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
|
| Выборка в социологическом исследовании
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Методика, техника и процедура в социологическом исследовании
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
|
| Количественные и качественные методы в социологическом исследовании
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Анализ документов
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
|
| Метод наблюдения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Метод опроса
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Метод анкетирования
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
|
| Метод интервью
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Метод экспертных оценок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Социометрия
|
|
|
|
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
|
| Социальный эксперимент
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Метод фокус-групп
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Метод исследования случая (case study)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Биографический метод
|
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
| Анализ и
обработка данных
в социологии.
Многомерные
методы анализа
данных.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Обобщение
данных и
представление
результатов.
Подготовка и
представление
научного отчета.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость
| часы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Часы вм. с экз.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | з.е.
|
|
|
|
|
|
| 3с
|
|
|
|
| 2,3с
| 3с
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 5. Содержание дисциплины
№
п/п
| Наименование разделов и
тем дисциплины
| Содержание темы
| Тема 1
| Социологическое исследование как отрасль социологической науки.
| Структура социологического знания и место в ней социологического исследования. Направленность социологического исследования на описание и анализ социальных систем как социальных организмов в единстве экономических, политических, культурных и других сторон социальной деятельности людей, возникающих в процессе этой деятельности социальных отношений во взаимосвязи и взаимодействии объективных и субъективных, материальных и духовных факторов.
Метод социологического исследования как познавательные ориентации, конкретные подходы, приемы, способы и инструменты, применяемые в социологическом исследовании: микро- или макроподход, изучение частного случая или массовое обследование, свободное интервью или формализованный опрос, традиционный метод анализа документов или контент-анализ и т.д.
Социологическое исследование как вид коллективной систематической познавательной профессиональной деятельности, один из основных способов развития социологического знания, направленный на получение новой информации, на изучение определенных проблем на основе специальных методов - наблюдения, опроса, анализа документов, эксперимента и т.д.
| Тема 2
| Виды
социологического исследования
| Выбор вида социологического исследования как методологическая и методическая проблема. Теоретико-социологические и прикладные социологические исследования. Классификация прикладных социологических исследований по глубине проникновения в проблему (разведывательные, описательные, аналитические), характеру получаемой информации (социально-статистические, социально-квалиметрические, социоинженерные, экспериментальные), использованному методу (наблюдения, опросы, контент-анализы и др.), частоте обращения к объекту исследования (точечные и повторные: мониторинговые, рейтинговые, панельные, трендовые, когортные, лонгитюдные и т.п.), охвату генеральной совокупности (сплошные и выборочные), другим основаниям (пилотажные и основные, оперативные и академические).
| Тема 3
| Методологическая роль теории в социологическом исследовании
| Теория как наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о существенных связях определенной области действительности. Предварительная оценка предстоящего исследования с точки зрения того, в предметном поле какой социологической теории будет осуществляться его теоретико-методологическое обоснование.
Теоретико-методологическое обоснование социологического исследования как основа подготовки социологического научного поиска. Понятие - инструмент исследования и теоретический показатель. Диалектика теоретического и эмпирического в социологическом исследовании.
| Тема 4
| Программа социологического исследования
| Понятие программы социологического исследования. Программа как документ, содержащий концепцию исследовательского проекта, его методологические, методические, технические и организационные решения. Значение программы в социологическом исследовании. Необходимость, экспилицитность (ясность, четкость), гибкость, логическая последовательность и другие требования к программе. Виды программ и их структура. Последовательность действий социолога при разработке программы.
Методологический раздел программы. Анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования, цели и задач. Интерпретация понятий концепции исследования. Системный анализ объекта исследования. Выдвижение и формулировка гипотез.
Процедурный (методический или процедурно-методический) раздел программы. Обоснование методов сбора эмпирической социологической информации, единиц инструментария и сценария их использования. Определение обследуемой совокупности единиц исследования. Обоснование характера и форм обработки и анализа полученной информации.
Рабочий план исследования. Определение порядка сбора, обработки и анализа первичной социологической информации. Сетевой график исследовательских мероприятий с расчетами временных, финансовых, людских и других затрат.
Пилотаж и проверка программных установок. Учет результатов пилотажного исследования при доработке программы.
| Тема 5
| Концептуальная и операциональная модели объекта и предмета социологического исследования. Переменные в социологическом исследовании
| Разработка концептуальной модели объекта и предмета социологического исследования как предпосылка построения системы показателей. Переход от концептуальной модели к операциональной с помощью представления ее в виде системы переменных. Переменные и понятия. Интерпретация понятий и формирование эмпирических показателей.
| Тема 6
| Гипотезы социологического исследоания
| Сущность гипотезы и ее инструментальная роль в социологическом исследовании. Особенности выдвижения гипотез. Требования к выдвижению гипотез. Взаимосвязь гипотез и задач исследования.
Типы и виды гипотез: основные и неосновные, первичные и вторичные, гипотезы-основания и гипотезы-следствия, гипотезы о фактах, причинно-следственных зависимостях и тенденциях. Пути и средства проверки гипотез.
| Тема 7
| Измерение в социологическом исследовании. Шкалы и индексы
| Измерение как процедура, при помощи которой свойства явления или процесса, рассматриваемые в ходе исследования как носители определенных отношений между ними и как таковые составляющие эмпирическую систему, отображаются в некоторую математическую систему с соответствующими отношениями между ее элементами. Понятие шкалы, или алгоритма, с помощью которого осуществляется измерение, и шкальных значений. Виды шкал: шкала наименований (номинальная шкала, шкала-меню), порядковая (ранговая) шкала, интервальная (метрическая) шкала и другие.
Индекс и этапы его конструирования: перевод понятия в индикаторы, перевод индикаторов в переменные, перевод переменных в индекс, оценка индекса.
Обоснование надежности, обоснованности и точности измерения.
| Тема 8
| Выборка в социологическом исследовании
| Характеристика выборочного метода. Применение выборочного метода в социологических исследованиях. Основные нормативные требования к его использованию. Алгоритм построения выборки. Описание объекта исследования и генеральной совокупности. Основа выборки. Выделение единиц отбора и анализа. Выбор типа выборки. Обоснование объема выборки.
Репрезентативность выборочного исследования. Понятие репрезентативности. Погрешность выборки. Случайные и систематические ошибки. Дисперсия как разброс отдельных значений признаков. Оценка моделирования генеральной совокупности по выборочным данным. Способы оценки: точечная оценка; интервальные оценки; проверка статистических гипотез. Качество оценки: несмещенность, состоятельность, эффективность. Построение выводов об условиях экстраполяции результатов выборочного исследования на генеральную совокупность.
| Тема 9
| Методика, техника и процедура в социологическом исследовании
| Методика как средство адаптации общих методологических принципов социологического исследования к уникальным характеристикам исследовательской ситуации или какому-либо классу таких ситуаций, к специфике решаемых социологом задач, особенностям изучаемого объекта и предмета, к организационно-экономическим и другим возможностям исследовательского коллектива.
Техника как детализация методических решений до совокупности навыков и приемов конкретной социологической деятельности.
Процедура как последовательность отдельных операций, каждая из которых основана на определенной технике.
Необходимость взаимоувязки методологических, методических, технических и организационных сторон социологического исследования для получения объективной и полной информации.
| Тема 10
| Количественные и качественные методы в социологическом исследовании
| Количественные методы и специфика их применения в социологии. Качественные методы и их область применения. Недостатки и преимущества количественных и качественных методов. Необходимость комплексного применения качественных и количественных методов при изучении социальной реальности – «триангуляция подходов».
Специфика эмпирических «количественных» данных. Специфика эмпирических «качественных» данных. Этапы социологического исследования, на которых применимы те или иные количественные и качественные методы
| Тема 11
| Анализ документов
| Понятие документов в социологии. Документ как средство закрепления различным способом на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека. Классификация документов по содержанию, форме, целевому назначению, степени персонификации, источникам информации и т.д. Оценка документов с точки зрения их адекватности, надежности, достоверности. Методы анализа документов: неформализованный (традиционный, классический) анализ документов и формализованный (контент-анализ).
Традиционный анализ документов, основанный на понимающем восприятии текста, звука, изображения, на выделении смысловых блоков идей, утверждений, мнений в соответствии с целями исследования. Достоинства и недостатки традиционного анализа. «Внешний» и «внутренний» анализ документов.
Сущность контент-анализа как метода, состоящего в нахождении в документах, подлежащих счету признаков, черт или свойств, которые отражают их определенные существенные стороны, в привлечении к анализу группы аналитиков, работающих по единым (стандартизированным) правилам. Проблема квантификации (расчленения) документа на элементарные единицы. Собственно социологический и лингвосоциологический подходы.
Технология контент-анализа: обоснование документальных источников для получения первичной социологической информации и отбор документов, формирование системы категорий анализа, единиц анализа и единиц счета, разработка бланка контент-анализа и инструкции для кодировщиков, формирование группы аналитиков (кодировщиков) и проведение с ними инструктивных занятий по программе исследования, анализ документов, получение и обработка эмпирической информации, ее теоретическая интерпретация.
Возможности и ограничения контент-анализа. Анализ документов как основной и вспомогательный метод социологического исследования
| Тема 12
| Метод наблюдения
| Наблюдение как прямая регистрация событий исследователем (очевидцем) с помощью кино- и фотоаппарата, других технических средств или ручки и листа бумаги. Отличие научного наблюдения от обыденного. Особенности социологического наблюдения. Соотношение метода наблюдения с другими методами сбора социологической информации. Сфера применения. Наблюдение в социальной практике. Классификация видов наблюдения, их характеристика. Возможности и ограничения разных видов наблюдения.
Планирование социологического наблюдения и разработка его программы. Объект и предмет наблюдения. Условия его проведения. Обоснование целей и задач. Выбор единиц и определение категорий наблюдения. Инструментарий наблюдения. Подготовка наблюдателей. Использование технических средств в наблюдении. Специфика обработки результатов наблюдения. Проблемы надежности и достоверности результатов наблюдения.
| Тема 13
| Метод опроса
| Опрос как метод получения первичной вербальной информации, основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии между исследователем и опрашиваемым (респондентом), форма социальной коммуникации, взаимодействия научного и обыденного сознания, социокультурного и вопросно-ответного общения.
Классификация видов опросов: по форме проведения (анкетирование -интервьюирование), степени охвата генеральной совокупности (сплошные -выборочные), способу коммуникации (устные - письменные, групповые -индивидуальные), месту проведения и др. Вопрос - элементарный технический инструмент получения эмпирической информации. Основные концепции вопроса (традиционная, тестовая, |
| Поделиться:
|
|