Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологического исследования

Поиск

ЮДИНА Т.Н.

ФОМИЧЕВА Т.В.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

Направление подготовки

040100.62 – Социология (бакалавр)

Степень выпускника

Бакалавр

Форма обучения:

Очная,

Заочная

Москва – 2012

 

УДК 316.334.56

ББК 60.506

Ю-16

Рабочая программа учебной дисциплины «Методология и методика социологического исследования» подготовлена доктором социологических наук, профессором кафедры истории, теории и методологии социологии, Юдиной Татьяной Николаевной, кандидатом социологических наук, доцентом кафедры истории, теории и методологии социологии Фомичевой Татьяной Владимировной

 

Рецензенты:

Танатова Д.К., доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной антропологии и социологии социальной сферы, декан факультета социологии РГСУ

Табатадзе И.А., кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии культуры, воспитания и безопасности социологического факультета МГУ

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Методология и методика социологического исследования» утверждена на заседании кафедры истории, теории и методологии социологии Протокол N 1 от «30» августа 2012 г.

Юдина Т.Н., Фомичева Т.В.

Рабочая программа учебной дисциплины «Методология и методика социологического исследования». - М.: Изд-во РГСУ, 2012. – 76с.

 

ББК 60.506

 

© Издательство РГСУ, 2012

© Юдина Т.Н., Фомичева Т.В., 2012

 

1. Цели освоения дисциплины

Целями учебной дисциплины «Методология и методика социологического исследования» являются получение студентами теоретических знаний о социологической науке, соотнесенных с общими целями ООП ВПО, с последующим применением навыков социолога на практике, в профессиональной сфере, а также для возможности решать значимые социальные задачи.

Задачи изучения дисциплины:

-усвоить знания о структуре социологического исследования; социологическом подходе к изучению общества и его структурных образований; принципах комплексного применения методического аппарата и технологиях социологического исследования при анализе собственной профессиональной деятельности; основных понятиях социологии, источниках социальных проблем и возможных путях их разрешения;

- научить осуществлять системный социологический подход к анализу социальных явлений и процессов; выявлять массовые закономерности; составлять программу социологических исследований, применять конкретные социологические методы в профессиональной деятельности;

-формировать представления о содержании, особенностях дисциплины «методология и методика социологического исследования»;

-развить те или иные навыки, необходимые в сфере социологии;

-углубить представления о работе с людьми в сфере социологии;

-овладеть навыками формирования программы социологического исследования, организации сбора и анализа социологических данных;

-обучить навыкам взаимодействия с различными группами и слоями населения, в трудовых коллективах, а также при возникновении проблемных и критических ситуаций на разных уровнях управления социальными процессами; комплексного использования теоретических и методических знаний для социологического анализа конкретных проблем и ситуаций профессиональной деятельности.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «Методология и методика социологического исследования» относится к базовой части профессионального гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин основной образовательной программы бакалавриата (Б.3. Б.3) для направления подготовки 040100.62 – Социология, степень выпускника бакалавр.

Дисциплина «Методология и методика социологического исследования» находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с дисциплинами «Правоведение», «Иностранный язык» базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла, «Математика», «Методы прикладной статистики для социологов» базовой части математического и естественнонаучного цикла, а также с разделом учебной и производственной практики.

Дисциплина предназначена для студентов, имеющих базовые знания и умения, соответствующие требованиям стандартов основного общего образования по философии, логике, культурологи, информатике, математике, необходимые для освоения данной дисциплины. В частности, предъявляются следующие требования к «входным» данным:

- знать теорию, методологию, методы и методики социологического исследования и анализа данных, правила организации и проведения социологического исследования, а также правила представления основных научных результатов;

- уметь использовать современные методы сбора и анализа социологической информации;

- владеть навыками организации и проведения социологического исследования, представления и защиты полученных результатов.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):

Способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

Способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);

Способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

Способностью и готовностью участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК-3);

Способностью составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-7);

Умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8);

Способностью и готовностью к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-9).

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

ЗНАТЬ Какое место занимает социологическое исследование в структуре социологического знания и какую информацию с помощью его можно получить. ОК-9 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-7 ПК-8 ПК-9
УМЕТЬ Сформировать творческий научно-исследовательский коллектив, составить программу и провести социологическое исследование. ОК-9 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-7 ПК-8 ПК-9
ВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ Организации и проведения процедур, технических приемов, обработки и последующей интерпретации результатов социологического исследования. ОК-9 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-7 ПК-8 ПК-9

4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц,

360 часов.

Количество часов по учебному плану

(очная форма обучения)

Всего 360 часов

Аудиторные занятия 144 часа, в том числе интерактивные занятия- 30 часов

Самостоятельная работа - 180 часов

 

№ п/п Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации  
Всего Самос- тоят. работа Аудиторные занятия  
Всего Лекционные Групповые (семинары, практические) Лабораторные Конт. раб. Рефераты / эссе Коллоквиум Расчетно-графическая работа Контр. точки по мод.-рейтинг. системе Зачет Экзамен  
                               
  Название темы                            
  Социологическое исследование как отрасль социологической науки                   +   +                  
  Виды социологического исследования                     + +                  
  Методологическая роль теории в социологическом исследовании                       +   +                  
  Программа социологического исследования                     +   +                    
                               
  Концептуальная и операциональная модели объекта и предмета социологического исследования. Переменные в социологическом исследовании                       +   +                    
  Гипотезы социологического исследования                   +   +                  
  Измерение в социологическом исследовании. Шкалы и индексы                 +   +       +        
  Выборка в социологическом исследовании                 +   +                  
  Методика, техника и процедура в социологическом исследовании                                          
  Количественные и качественные методы в социологическом исследовании                 +   +                  
  Анализ документов               +   +                  
  Метод наблюдения               +   +       +          
  Метод опроса                 +   +                  
                               
  Метод анкетирования             + +   +                  
  Метод интервью               +   +                  
  Метод экспертных оценок               +   +       +          
  Социометрия               +   +                  
  Социальный эксперимент               +   +                  
  Метод фокус-групп               +   +                  
  Метод исследования случая (case study)               +   +       +          
  Биографический метод               +   +                  
  Анализ и обработка данных в социологии. Многомерные методы анализа данных.                                          
  Обобщение данных и представление результатов. Подготовка и представление научного отчета.               +   +                  
Общая трудоемкость часы                            
Часы вм. с экз.                          
з.е.                       3,4с
                                                         

4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц,

360 часов.

Количество часов по учебному плану

(заочная форма обучения)

Всего 360 часов

Аудиторные занятия 36 часов

Самостоятельная работа - 307 часов

 

№ п/п Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Всего Самос- тоят. работа Аудиторные занятия
Всего Лекционные Групповые (семинары, практические) Лабораторные Конт. раб. Рефераты / эссе Коллоквиум Расчетно-графическая работа Контр. точки по мод.-рейтинг. Зачет Экзамен
                             
  Название темы                          
  Социологическое исследование как отрасль социологической науки.                     +   +                  
  Виды социологического исследования                                          
  Методологическая роль теории в социологическом исследовании                     +   +                  
  Программа социологического исследования                                              
                             
  Концептуальная и операциональная модели объекта и предмета социологического исследования. Переменные в социологическом исследовании                   +   +                  
  Гипотезы социологического исследования                                        
  Измерение в социологическом исследовании. Шкалы и индексы                 +   +                
  Выборка в социологическом исследовании                                      
  Методика, техника и процедура в социологическом исследовании                 +   +                
  Количественные и качественные методы в социологическом исследовании                                      
  Анализ документов               +   +                
  Метод наблюдения                                    
                             
  Метод опроса                                    
  Метод анкетирования               +   +                
  Метод интервью                                    
  Метод экспертных оценок                                    
  Социометрия               +   +                
  Социальный эксперимент                                    
  Метод фокус-групп                                    
  Метод исследования случая (case study)                                    
  Биографический метод             + +   +                
  Анализ и обработка данных в социологии. Многомерные методы анализа данных.                                      
  Обобщение данных и представление результатов. Подготовка и представление научного отчета.                                    
Общая трудоемкость часы                              
Часы вм. с экз.                            
з.е.                     2,3с  
                                     

5. Содержание дисциплины

№ п/п Наименование разделов и тем дисциплины Содержание темы
Тема 1 Социологическое исследование как отрасль социологической науки.   Структура социологического знания и место в ней социологического исследования. Направленность социологического исследования на описание и анализ социальных систем как социальных организмов в единстве экономических, политических, культурных и других сторон социальной деятельности людей, возникающих в процессе этой деятельности социальных отношений во взаимосвязи и взаимодействии объективных и субъективных, материальных и духовных факторов. Метод социологического исследования как познавательные ориентации, конкретные подходы, приемы, способы и инструменты, применяемые в социологическом исследовании: микро- или макроподход, изучение частного случая или массовое обследование, свободное интервью или формализованный опрос, традиционный метод анализа документов или контент-анализ и т.д. Социологическое исследование как вид коллективной систематической познавательной профессиональной деятельности, один из основных способов развития социологического знания, направленный на получение новой информации, на изучение определенных проблем на основе специальных методов - наблюдения, опроса, анализа документов, эксперимента и т.д.
Тема 2 Виды социологического исследования Выбор вида социологического исследования как методологическая и методическая проблема. Теоретико-социологические и прикладные социологические исследования. Классификация прикладных социологических исследований по глубине проникновения в проблему (разведывательные, описательные, аналитические), характеру получаемой информации (социально-статистические, социально-квалиметрические, социоинженерные, экспериментальные), использованному методу (наблюдения, опросы, контент-анализы и др.), частоте обращения к объекту исследования (точечные и повторные: мониторинговые, рейтинговые, панельные, трендовые, когортные, лонгитюдные и т.п.), охвату генеральной совокупности (сплошные и выборочные), другим основаниям (пилотажные и основные, оперативные и академические).
Тема 3 Методологическая роль теории в социологическом исследовании   Теория как наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о существенных связях определенной области действительности. Предварительная оценка предстоящего исследования с точки зрения того, в предметном поле какой социологической теории будет осуществляться его теоретико-методологическое обоснование. Теоретико-методологическое обоснование социологического исследования как основа подготовки социологического научного поиска. Понятие - инструмент исследования и теоретический показатель. Диалектика теоретического и эмпирического в социологическом исследовании.
Тема 4 Программа социологического исследования   Понятие программы социологического исследования. Программа как документ, содержащий концепцию исследовательского проекта, его методологические, методические, технические и организационные решения. Значение программы в социологическом исследовании. Необходимость, экспилицитность (ясность, четкость), гибкость, логическая последовательность и другие требования к программе. Виды программ и их структура. Последовательность действий социолога при разработке программы. Методологический раздел программы. Анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования, цели и задач. Интерпретация понятий концепции исследования. Системный анализ объекта исследования. Выдвижение и формулировка гипотез. Процедурный (методический или процедурно-методический) раздел программы. Обоснование методов сбора эмпирической социологической информации, единиц инструментария и сценария их использования. Определение обследуемой совокупности единиц исследования. Обоснование характера и форм обработки и анализа полученной информации. Рабочий план исследования. Определение порядка сбора, обработки и анализа первичной социологической информации. Сетевой график исследовательских мероприятий с расчетами временных, финансовых, людских и других затрат. Пилотаж и проверка программных установок. Учет результатов пилотажного исследования при доработке программы.
Тема 5 Концептуальная и операциональная модели объекта и предмета социологического исследования. Переменные в социологическом исследовании Разработка концептуальной модели объекта и предмета социологического исследования как предпосылка построения системы показателей. Переход от концептуальной модели к операциональной с помощью представления ее в виде системы переменных. Переменные и понятия. Интерпретация понятий и формирование эмпирических показателей.
Тема 6 Гипотезы социологического исследоания Сущность гипотезы и ее инструментальная роль в социологическом исследовании. Особенности выдвижения гипотез. Требования к выдвижению гипотез. Взаимосвязь гипотез и задач исследования. Типы и виды гипотез: основные и неосновные, первичные и вторичные, гипотезы-основания и гипотезы-следствия, гипотезы о фактах, причинно-следственных зависимостях и тенденциях. Пути и средства проверки гипотез.
Тема 7 Измерение в социологическом исследовании. Шкалы и индексы   Измерение как процедура, при помощи которой свойства явления или процесса, рассматриваемые в ходе исследования как носители определенных отношений между ними и как таковые составляющие эмпирическую систему, отображаются в некоторую математическую систему с соответствующими отношениями между ее элементами. Понятие шкалы, или алгоритма, с помощью которого осуществляется измерение, и шкальных значений. Виды шкал: шкала наименований (номинальная шкала, шкала-меню), порядковая (ранговая) шкала, интервальная (метрическая) шкала и другие. Индекс и этапы его конструирования: перевод понятия в индикаторы, перевод индикаторов в переменные, перевод переменных в индекс, оценка индекса. Обоснование надежности, обоснованности и точности измерения.
Тема 8 Выборка в социологическом исследовании   Характеристика выборочного метода. Применение выборочного метода в социологических исследованиях. Основные нормативные требования к его использованию. Алгоритм построения выборки. Описание объекта исследования и генеральной совокупности. Основа выборки. Выделение единиц отбора и анализа. Выбор типа выборки. Обоснование объема выборки. Репрезентативность выборочного исследования. Понятие репрезентативности. Погрешность выборки. Случайные и систематические ошибки. Дисперсия как разброс отдельных значений признаков. Оценка моделирования генеральной совокупности по выборочным данным. Способы оценки: точечная оценка; интервальные оценки; проверка статистических гипотез. Качество оценки: несмещенность, состоятельность, эффективность. Построение выводов об условиях экстраполяции результатов выборочного исследования на генеральную совокупность.
Тема 9 Методика, техника и процедура в социологическом исследовании Методика как средство адаптации общих методологических принципов социологического исследования к уникальным характеристикам исследовательской ситуации или какому-либо классу таких ситуаций, к специфике решаемых социологом задач, особенностям изучаемого объекта и предмета, к организационно-экономическим и другим возможностям исследовательского коллектива. Техника как детализация методических решений до совокупности навыков и приемов конкретной социологической деятельности. Процедура как последовательность отдельных операций, каждая из которых основана на определенной технике. Необходимость взаимоувязки методологических, методических, технических и организационных сторон социологического исследования для получения объективной и полной информации.
Тема 10 Количественные и качественные методы в социологическом исследовании Количественные методы и специфика их применения в социологии. Качественные методы и их область применения. Недостатки и преимущества количественных и качественных методов. Необходимость комплексного применения качественных и количественных методов при изучении социальной реальности – «триангуляция подходов». Специфика эмпирических «количественных» данных. Специфика эмпирических «качественных» данных. Этапы социологического исследования, на которых применимы те или иные количественные и качественные методы
Тема 11 Анализ документов Понятие документов в социологии. Документ как средство закрепления различным способом на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека. Классификация документов по содержанию, форме, целевому назначению, степени персонификации, источникам информации и т.д. Оценка документов с точки зрения их адекватности, надежности, достоверности. Методы анализа документов: неформализованный (традиционный, классический) анализ документов и формализованный (контент-анализ). Традиционный анализ документов, основанный на понимающем восприятии текста, звука, изображения, на выделении смысловых блоков идей, утверждений, мнений в соответствии с целями исследования. Достоинства и недостатки традиционного анализа. «Внешний» и «внутренний» анализ документов. Сущность контент-анализа как метода, состоящего в нахождении в документах, подлежащих счету признаков, черт или свойств, которые отражают их определенные существенные стороны, в привлечении к анализу группы аналитиков, работающих по единым (стандартизированным) правилам. Проблема квантификации (расчленения) документа на элементарные единицы. Собственно социологический и лингвосоциологический подходы. Технология контент-анализа: обоснование документальных источников для получения первичной социологической информации и отбор документов, формирование системы категорий анализа, единиц анализа и единиц счета, разработка бланка контент-анализа и инструкции для кодировщиков, формирование группы аналитиков (кодировщиков) и проведение с ними инструктивных занятий по программе исследования, анализ документов, получение и обработка эмпирической информации, ее теоретическая интерпретация. Возможности и ограничения контент-анализа. Анализ документов как основной и вспомогательный метод социологического исследования
Тема 12 Метод наблюдения   Наблюдение как прямая регистрация событий исследователем (очевидцем) с помощью кино- и фотоаппарата, других технических средств или ручки и листа бумаги. Отличие научного наблюдения от обыденного. Особенности социологического наблюдения. Соотношение метода наблюдения с другими методами сбора социологической информации. Сфера применения. Наблюдение в социальной практике. Классификация видов наблюдения, их характеристика. Возможности и ограничения разных видов наблюдения. Планирование социологического наблюдения и разработка его программы. Объект и предмет наблюдения. Условия его проведения. Обоснование целей и задач. Выбор единиц и определение категорий наблюдения. Инструментарий наблюдения. Подготовка наблюдателей. Использование технических средств в наблюдении. Специфика обработки результатов наблюдения. Проблемы надежности и достоверности результатов наблюдения.
Тема 13 Метод опроса   Опрос как метод получения первичной вербальной информации, основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии между исследователем и опрашиваемым (респондентом), форма социальной коммуникации, взаимодействия научного и обыденного сознания, социокультурного и вопросно-ответного общения. Классификация видов опросов: по форме проведения (анкетирование -интервьюирование), степени охвата генеральной совокупности (сплошные -выборочные), способу коммуникации (устные - письменные, групповые -индивидуальные), месту проведения и др. Вопрос - элементарный технический инструмент получения эмпирической информации. Основные концепции вопроса (традиционная, тестовая,


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.26.141 (0.01 с.)