Глава 7. Концептуальная и операциональная модель объекта и предмета исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 7. Концептуальная и операциональная модель объекта и предмета исследования.



Среди основных теоретических процедур программы исследования, важное место занимают вопросы концептуализации, интерпретации и операционализации основных понятий исследования. Одна из задач этого этапа СИ заключается в том, чтобы возможно полно, опираясь наимеющееся, на данный момент, знание (теорию среднего уровня, отчеты, статистика, другие исследования и документы, визуальное ознакомление),а также на предварительный анализ объекта исследования, системно описать объект и предмет СИ. Специфика такого описания состоит в построении близкой к реальности модели объекта и предмета исследования, как совокупности составляющих его проблемных элементов. Эта модель становится своеобразным полигоном для оттачивания концепции исследования, когда социолог мысленно расчленяет объект исследования, выделяет его предметную сторону – структуру, элементы, внешние и внутренние факторы и связи, и выдвигает предположение о механизмах его функционирования и развития, наличия гипотетических зависимостей.

Исходя их сказанного, очевидно, что основным инструментом создания концептуальной модели предмета исследования является социологическое понятие. Понятие - это целостная совокупность суждений, которые раскрываютотличительные признаки и связи исследуемых предметов и явлений. Для социолога принципиально важны наиболее существенные признаки и связи предмета исследования, вычленение которых осуществляется из массы наработанных рядоположенных дефиниций, на основе их анализа и синтеза, используя правила логического умозаключения, установления сходства и различия. Очевидно, что выделение ключевых понятий проблемы исследования, их концептуализация и операционализация опираются на некоторые более или менее систематическое знание о предмете исследования в целом. Например, если изучаются ценностные ориентации в трудовой деятельности, то здесь необходимо выявить различные уровни отношения к труду в целом, отношение к работе по условиям труда на конкретном производстве, субъективные состояния рабочего, например, по его активности в исполнении делегированных полномочий и т.д. Последующие процедуры операционализации и эмпирической интерпретации понятий должны “проявить” предмет, сделать его ясно выраженным (эксплицитным), с помощью соответствующих показателей и индикаторов. Эмпирическая интерпретация означает понижение уровня общности дефиниций понятия до уровня эмпирических признаков и индикаторов с целью сопоставления содержания теоретического понятия с реальной действительностью.

Процедура теоретической интерпретации является продолжением работы над концептуальной моделью исследования, поскольку в ходе этой процедуры очень часто происходит уточнение ранее скрытого содержания исходного понятия. В самом общем смысле, под теоретической интерпретацией понимается раскрытие содержания понятий, выступающих элементами построенной теоретической модели объекта и предмета исследования. Эта модель может существовать как в виде простого набора понятий, так и в виде указанных схем, матриц (заполняемых соответствующими лексическими единицами, являющимися набором показателей модели), уточняемых с помощью процедур сопоставления данного понятия с другими понятиями и его выражения через эти другие.

Таким образом, сложную процедуру концептуализации и интерпретации основных понятий исследования, можно определить, как целостный, всесторонний подход, в котором весь набор выделяемых показателей, индикаторов, элементов и связей между ними раскрывается в ходе уточнения проблемы, постановки целей и задач и гипотез исследования. Подчеркнем еще раз, основная задача проведения предварительного системного анализа объекта - это уточнение знания о предмете исследования, концептуализация его в форме определенной мыслительной модели, выделение основных теоретических понятий ее описывающих, их последующая операционализация и выдвижение рабочих гипотез. Часто системный анализ, концептуализация, теоретическая интерпретация, операционализация понятий и выдвижение рабочих гипотез осуществляются одновременно. Модель может быть простой описательной, либо схематичной или матричной. Например, схематическое представление механизма сельской миграции в город, раскрывает сложное причинно-следственное взаимодействие понятий, влияющих на принятие индивидом того или иного решения. В их набор могут быть включены:

· объективное положение и потенциальные возможности мигранта; личные мотивационные факторы; внешнее воздействие;

· наличие факторов стабилизации на месте проживания;

· социальная, производственная и транспортная инфраструктура;

· информированность индивида;

· миграционное поведение ближнего окружения, других представителей сельского населения;

· структура личности индивида; региональная отраслевая и профессиональная специфика;

· профессиональная квалификация;

· отношение к миграции как средству решения жизненных проблем;

· возможности трудоустройства и обустройства в городе и т.п.

Этот набор может быть расширен, после чего он подвергается проверке на непротиворечивость, повторяемость и т.д. Разработанная теоретическая модель объекта (предмета), позволяет социологу перейти к уточнению методики, процедуры и техники исследования, разработки соответствующего инструментария для фиксирования и измерения изучаемых свойств предмета исследования. В начале работы над этой частью программы, такое описание объекта может быть только предварительным и подлежит дальнейшему уточнению и исправлению по мере накопления информации об объекте, содержание которого определяется качеством рабочих гипотез. Учитывая, что при построении указанной модели используются теоретические социологические понятия, а также то, что сама она имеет определенную категориально-логическую структуру, данная модель и получила называние концептуальной.

Рассматривая вопросконцептуализации и теоретической интерпретации понятий, раскрывающих проблему,необходимо отметить следующее.Поскольку программа СИ является целостным документом, то для составления любой части программы необходим единый понятийный аппарат, или система понятий. Отсюда возникает требование четкости и ясности смысла понятий, терминов, однозначности их толкований и использования. Оно связано с тем, что в процессе социологического исследования необходимо сопоставить теоретические положения с эмпирическими данными, что важно для последующей проверки (подтверждения или опровержения) гипотез. Эти требования выполняются при помощи специальных логических операций над основными понятиями, которые называются опрерационализацией и эмпирической интерпретацией.

Важнейшим продолжением процедуры ТИ является операционализация понятия – (иногда используют термин операциональное определение) процедура раскрывающая содержание модели предмета в точном и исчерпывающим толкование ее понятий, позволяющее эмпирически фиксировать выделенные признаки предмета исследования. Операционализация понятий представляет собой специфическую процедуру установления связи концептуальной модели с исследовательским инструментарием, с помощью логико-технических и методических и измерительных процедур, выступающими средствами фиксации искомых признаков концептуальной схемы. Она связывает в единое целое процесс образования понятий, их лексическое развертывание и выделение индикаторов, технику измерения и типологизацию показателей и индикаторов, описывающих предмет исследования.

Операционализация может рассматриваться как переход от теоретического типа знания, к эмпирическому, от одного средства получения знания к другому. Главное в этой процедуре - переход от концептуального аппарата социологического исследования к его измерительным инструментам и поиску эмпирических референтов теоретических (концептуальных) понятий. Исходя из этого, можно кратко сказать, что операционализация, это логическая процедура поиска эмпирических значений теоретических смыслов понятий.

О том, что понятие интерпретировано, операционализировано (а не просто определено) и эксплицировано, можно говорить лишь в том случае, если процедура завершена разработкой инструментария для измерения обозначаемого и отображаемого им (исходным понятием) свойств объекта. Для лучшего понимания сущности процедуры операционализации, т.е. понимания установления связи концептуального аппарата исследования и его методического инструментария, можно использовать также термин «инструментализация понятий». В ходе этой процедуры, концептуальная модель объекта совмещается с его инструментальной моделью, т.е. той моделью, которая априорно присутствует в любом методе, уже существующем или вновь создаваемом. В противном случае формируемый инструментарий (совокупность методов, процедур, методик и техник измерения) не будет пригодным для изучения именно того объекта, понятие которого подверглось операционализации.

Операционализация понятий работает также и на процесс построения системы социальных показателей - важного для социологов этапа в исследовании, связанного с решением как научных, так и прикладных задач, отражаемых в форме определенной модели. Сформировать систему социальных показателей, значит указать не только эмпирические показатели, функции которых в социологическом исследовании выполняют индикаторы, но и средства их фиксации — индексы и шкалы.

Для построения системы социальных показателей с помощью сложных социологических понятий требуются разработка и введение промежуточной концептуальной модели. При ее построении социолог не обязательно опирается на стандартную концепцию изучаемого объекта, разработанную на основе уже имеющейся теории. Возможна ситуация, когда теория еще не разработана. В этом случае социолог может опираться на построенную им собственную рабочую концепцию, которая в процессе дальнейшего исследования, будет несколько раз дополняться и перестраиваться, прежде чем примет окончательный вид, готовой для использования в методологии социологии. Кроме того, социолог может опираться на свои чисто интуитивные представления, которые выявляются именно при построении концептуальной модели и в дальнейшем могут быть оформлены в рабочую концепцию. Важно иметь в виду, что только в той мере, в какой моделирование сопровождается концептуализацией, т.е. образованием новых понятий и модели, оно вносит соответствующий вклад в развитие уже имеющейся теории или создание новой.

В рамках теоретико-прикладного исследованияпроцесс разработки концептуальной модели состоит, как правило, из нескольких итераций. Они включают в себя промежуточные, абстрактные понятия, связанные не совсем четкой логикой, и образующих не завершенную иерархию и, в силу этого, являющихся опосредующим звеном между исходным понятием и последующей системой эмпирических показателей. Исходное понятие переводится в систему показателей путем преобразования концептуальной модели в операциональную, состоящую из эмпирических показателей. Последние являются уже идеальными объектами оперирования (понятия-индикаторы), воспроизводящие реальные объекты оперирования (явления-индикаторы). То есть являются фрагментами действительности, наделенными функциями инструментов-измерителей и воспроизводящими изучаемый объект в процессе исследования, в том числе и в отношении причинно-следственных связей. В этом плане иногда говорят о “факторной операционализации” различных сторон предмета исследования, когда выявляют группы признаков, характеризующих его деятельностную сторону (для последующего проведения причинно-следственного анализа данных исследования) и структурной операционализации понятий отражающих основное содержание предметной стороны исследования.

Операциональная модель может быть математизирована, когда она воссоздается на основе переменных, выраженных номинальными, порядковыми и метрическими шкалами. Манипулируя в процессе исследования операциональной и математической моделью, социолог получает данные, позволяющие расширить концептуальные представления об изучаемом объекте и тем самым осуществить обратную связь с исходной моделью объекта и предмета исследования.

С точки зрения метода исследования, операционализация может выступать средством разработки новых инструментов фиксации данных - различных шкал и индексов, то, что можно назвать тогда «методическим экспериментом». И тогда задача операционализации — научный поиск эмпирических показателей, а не их использование в описании проблемы. Рассматриваемая процедура состоит из тех же операций, что и процедура построения инструмента (анкеты, интервью) исследования. Так, например, при построении индекса, осуществляются следующие операции: перевод понятий в показатели с использованием, как операциональных, так и неоперациональных определений (например, описательных); перевод показателей в переменные (выбираются тип шкалы или, если возможно, единицы измерения); затем осуществляется перевод переменных в индекс – путем выбора техники конструирования индекса в зависимости от типов шкал; оценка полученного индекса (производится расчет индексов на надежность и обоснованность). Простейшим примером может служить индекс групповой сплоченности в социометрии, представляющий собой отношение числа взаимных выборов, сделанных членами группы, к числу всех возможных выборов. Понятие групповой сплоченности определяется с помощью: а) эмпирически регистрируемого показателя — взаимных выборов и б) средства регистрации — простого подсчета.

Термин операционализация понятий используется, как правило в рамках теоретических, методических и теоретико - прикладных исследований, когда целью исследования является разработка новых знаний, новых методов исследования и тогда понятие наполняется новым теоретическим содержанием, выраженном в соответствующей терминологии новой парадигмы. Наряду с ним, в рамках прикладных исследований, иногда, как мы отмечали, используется термин о перациональное определение, процедура, когда рабочие понятия модели наполняется соответствующими эмпирическими референтами (индикаторами). Различие терминологии и процедур вызвано использованием в первом случае, требованием более высокого уровня теоретической рефлексии и обобщения.

Задача исследователя в процедуре опрерационализации (операционального определения), заключается в том, чтобы раскрыть (разъяснить, растолковать) содержание понятий. Эта процедура о бозначения содержания понятий представляет собой своего рода авторскую интерпретацию того или иного понятия. Однако необходимо знать, что операциональные определения не могут отражать все значения термина социологической теории. Теоретическое понятие имеет всегда некоторое нераскрытое, неоперационализируемое смысловое содержание и невыражаемое значение (смысловой остаток). Более того, не все понятия поддаются такому определению даже частично. В то же время, одно и то же теоретическое понятие может получить несколько эмпирических интерпретаций.

Большинство основных исходных социологических понятий, с которыми имеют дело социологи, как правило, уже имеют традиционные теоретическую интерпретацию и операциональное определения (например, мотивация, нелегальная экономика, качество жизни и т.п.), в силу того, что данное явление уже давно привлекало внимание исследователей. Собственное о перациональное определение социолога дополняет их, давая возможность приступить к конкретному исследованию, в конкретное время, в конкретном месте.

Как и все сущее, операциональное определение ограничено областью данных опроса, наблюдения и эксперимента. В этом их достоинство и недостаток. Достоинство потому, что они дают возможность расширения познания, опираясь на наблюдение и эксперимент как особый вид практики, а недостаток — то, что они не раскрывают всего содержания научных понятий и должны быть дополнены другими определениями.

Операционально определив понятия, мы приступаем к их эмпирической интерпретации. Эмпирическая интерпретация - это специфическая процедура раскрытия конкретных эмпирических значений, показателей, индикаторов теоретических терминов. В процессе формирования объекта и предмета исследования их понятийный образ с помощью операциональных определений расчленяется на множество частей, элементов и связей. В результате этого расчленения социолог должен получить такой их набор, которые можно подвергнуть эмпирической интерпретации или, говоря иначе, перевести в эмпирические показатели. Эмпирические показателиотражают собой наблюдаемые и измеряемые явления, и используются для того, чтобы выявить наличие явления, недоступного для прямого наблюдения и измерения (например, отношение к труду). В этом случае их называют индикаторами, признаками, переменными. Они являются источниками эмпирической информации, «представителями» социальной реальности, недоступной непосредственному наблюдению и измерению, скрытой от наших чувственных ощущений. Эта реальность отображается опосредовано, через наблюдение и измерение. Именно через индикаторы, показатели, признаки и осуществляется переход от теоретических концепций к эмпирическому исследованию и обратно. Их система очерчивает эмпирическую область, которая является предметом исследования. Эмпирические данные, полученные в ходе прикладного исследования, осмысливаются, теоретически и логически интерпретируются и в случае их отнесения к новому знанию, включаются в специальные, отраслевые социологические теории.

Непосредственной эмпирической интерпретации (через операцию обозначения) подвергаются не все элементы теоретической системы, а только те из них, которые выступают в качестве основных показателей, переменных модели объекта. Остальные термины и предложения могут получать прямую или косвенную эмпирическую интерпретацию, осуществляемую при помощи логических связей терминов и понятий. Часто прямые операциональные определения формулируются в виде определенных количественных, статистических показателей или зависимостей. Через систему специально разработанных показателей, индикаторов, признаков и переменных осуществляется эмпирическое наблюдение и измерение,которые позволяют сопоставить концепции исследователя с эмпирическими данными. Такая система разрабатывается в рамках каждого отдельного социологического исследования и непосредственно связана с его целями и задачами. Например, социологическое понятие «отношение к труду» нельзя подвергнуть прямой эмпирической интерпретации. Оно может быть интерпретировано лишь опосредованно. Его можно разложить, например, на три компонента, которые являются промежуточными понятиями на пути к прямой интерпретации: отношение к труду как ценности, отношение к своей профессии, отношение к данной работе на данном предприятии. Последнее из указанных понятий — «отношение к работе» — также можно разложить на ряд характеристик: объективные характеристики отношения к работе (производительность труда, инициативность на рабочем месте, трудовая дисциплина) и субъективные характеристики отношения к работе (ценностные ориентации личности, структура и иерархия мотивов деятельности, состояние удовлетворенности работой). Затем эти понятия можно подвергнуть эмпирической интерпретации через операциональные определения.

Для каждого понятия необходимо не только предложить эмпирические показатели, но и разработать систему исследовательского инструментария для их фиксации. Например, эмпирический показатель ценностных ориентаций фиксируется при помощи опроса (интервью, анкеты), а показатель трудовой инициативности — через число рационализаторских предложений — путем простого подсчета при анализе соответствующей документации. Таким образом, выбор эмпирического показателя зависит как от сути интерпретируемого понятия, его доступности, в конце концов, так и от исследовательских средств («инструментов» – методик, процедур, техник наблюдения и измерения, которыми располагает социолог).

Необходимо отметить, что указанные процедуры не являются жестко предписывающими. Уточнение интерпретации основных понятий может осуществляться на всем протяжении разработки программы СИ, включая проведение пилотажного опроса. Обоснованность научных и практических предположений (гипотез), проверяется путем сопоставления общих суждений с менее общими и, на конечном этапе, на основе их непосредственного соотнесения с описанием элементарных фактов. Чтобы пройти этот сложный путь, необходимо выявить точки соприкосновения понятийного аппарата исследования с реальными предметными проявлениями – качествами, свойствами, явлениями, событиями, содержание которых они отражают. Рассмотрим это на примере гипотезы исследования. Возьмем самую простую гипотезу. Предполагается, что «интерес» к телевидению связан с уровнем образования телезрителей. Это понятие необходимо перевести в операциональные термины: что такое интерес? Какие операции фиксируют его наличие или отсутствие: частота просмотров; оценки содержания программ; систематическое предпочтение (выбор той или иной); запоминание и воспроизводимость увиденного и услышанного? Поиск эмпирических значений этих понятий и является эмпирической интерпретацией. С этой точки зрения операционализация может быть осуществлена как указание на правила построения соответствующих индикаторов и шкал

Предполагается, что эмпирическая интерпретация достигается путем полной редукции (сведения) значения понятий теоретической модели к их эмпирическим признакам. Но содержание научного и вообще достаточно абстрактного термина никогда не переводится в конечное число проявлений его сущности, всегда сохраняется какой-то невыразимый в эмпирических показателях “остаток”. Иногда эти «остатки» являются вредным «шумом» который лишь затрудняет выяснение существа проблемы. Поэтому эмпирическая интерпретация всегда частична, не полна. С эмпирической основной соотносятся лишь отдельные элементы теоретической системы, ее отдельные “точки” т.е. понятия, которые социолог отбирает в соответствии с целями, задачами, гипотезами СИ. Задача заключается в том, чтобы эти понятия выступали как можно более содержательными концептами. Остальные элементы теоретической системы получают, не прямую, а косвенную интерпретацию, через логическую связь терминов теоретической системы с непосредственно интерпретируемым набором эмпирических индикаторов. Таким образом, во-первых, выделяются ключевые понятия, выражающие узловые точки проблемы, для последующей эмпирической интерпретации и проверки гипотез. Во-вторых, эмпирическая интерпретация идет по существующим отношениям, определяемым в свою очередь, проблемой и предметом исследования.

Суммируя сказанное, кратко изложим основные моменты концептуализации и операционализации понятий СИ.

1. Прежде всего, необходима теоретическая подготовительная работа: анализ соответствующей литературы по предмету, выявление сущности понятий, их свойств и взаимосвязей, что с одной стороны, прямо относится к существу проблемы в рамках структурно-функционального, системного подхода, а с другой, позволяет избежать ошибки смешения научного смысла понятий с бытовым пониманием, или «здравым смыслом».

2. На следующем этапе идет создание “образа” понятия из набора поддающихся практическому измерению, учету, конкретных проявлений всего спектра эмпирических свойств.

3. После осмысления всего набора в созданном образе отсекается все “лишнее”.

4. Выбор прямых показателей по каждой группе факторов - характеристик - т.е. использование операционального уточнения, как конкретизации методов и приемов фиксации выделенных свойств.

5. Построение индексов (составных показателей – как правило трехмерных) т.е. разработка плана анализа данных по определенным заранее показателям (например, по правилам логического квадрата). Потом осуществляется обратная проверка переменных - от единичного к общему, т.е. возможность соотнесения конкретных показателей со свойствами и семантическим смыслом сложных понятий.

На первом этапе разработки программы социологического исследования мы должны в первую очередь выделить ключевые понятия, выражающие узловые точки изучаемой проблемы. Именно они и подвергаются эмпирической интерпретации, что позволяет не только сформулировать, но и проверить гипотезы на базе фактических данных. Интерпретация понятий в определенных терминах означает поиск эмпирических признаков, поясняющих их значение в некотором существенном для поставленной задачи отношении. А существенное отношение, в свою очередь определяется проблемой и предметом исследования.

Вопросы для закрепления материала

1. Укажите этап, в программе исследования, когда проводится концептуализация и операционализации основных понятий СИ.

2. В чем состоит специфика предварительного системного анализа объекта и предмета СИ?

3. В чем заключается задача и полученные результаты такого анализа?

4. Дайте определение и раскройте содержание процесса теоретической интерпретации и операционализации понятий СИ.

5. В чем заключается суть математизации операциональной модели и ее методическое значение?

6. Определите роль, особенности и возможности операционального определения и эмпирической интерпретации понятий СИ?

7. В чем состоит значение и особенности фиксации эмпирических индикаторов, показателей, признаков?

8. Раскройте обобщенное понимание основных моментов концептуализации и операционализации понятий СИ.

 

Дополнительная литература:

1. Арсеньев А.С, Библер B.C., Кедров Б.М. Анализ развивающегося понятия. М,

1967.

2. Аутвейт У. Реализм и социальная наука //М.: Социо-Логос. 1991.

3. Горский Д.П. Вопросы абстракции и образования понятий, М., 1961.

4. Давыдов А.А. Модульный анализ и конструирование социума. -М.: Ин-т социологии РАН, 1994. - 198 с.

5. Кац Г.М. Логико-методологический аспект анализа социальных явлений.

Кишинев, 1985.

6. Как провести социологическое исследование / под ред. М.К. Горшкова.

М., 1990.

7. Масионис Дж. Социология. 9-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

8. Практикум по прикладной социологии. – М., 1987.

9. Рабочая книга социолога / Под общ. Ред. И с предисл. Г.В. Осипова. Изд.3-е.

М.: Едиториал УРСС, 2003.

10. Социология: Энциклопедия.. – Мн.:Книжный Дом, 2003.

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 2404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.99 (0.048 с.)