ТОП 10:

Программа социологического исследования.



Программа социологического исследования.

Методы сбора социологической информации.

Методы анализа социологической информации.

Эмпирическое знание.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предусматривает в курсе социологии овладение методологией, методикой и техникой проведения социологического исследования. Это дает студентам возможность приобрести определенный опыт исследовательской работы и выработать новые знания.

(Включить слайд 2 )

Социологическое исследование-это один изосновных методовв социологии, представляющий собой инструмент проникновения в реально сложившуюся социальную действительность. – Т.е – социологическим называется такое исследование, где одни социальные явления объясняются при помощи других социальных явлений(например: в экономике одни экономические явления описываются через экономические явления, в культурологи – культура объясняется через культуру ) ( Оно составляет информационную базу развития общей социологической теории и обеспечивает прирост новых обоснованных знаний).

 

В социологии как и в любой другой науке, имеются следующие основные компоненты: 1- знание (социологическое знание включает в себя знание о знании и знание о предмете- т.е методологическое знание) 2- средства его получения( это отдельные методы и соц.исследование).

(включить слайд 3)

В зависимости от характера знания социологию делят на: - теоретическую или академическую, и эмпирическую или прикладную.

 

Сегодня мы поговорим с вами об эмпирической (прикладной) социологии.

(Включить слайд 4)

Эмпирическая социология – это обозначение всего комплекса эмпирических социологических исследований в рамках социологии города, личности, моды, образования, семьи, труда и т.д. (Время становления эмпирической социологии относится к 1920-30-м годам, когда социологи-эмпирики образовали новый вид профессиональной деятельности. До этого эмпирические исследования существовали параллельно теоретической социологии в качестве частного интереса отдельных ученых (например, Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Фердинанд Тённис)).

 

Эмпирическое знание выразимо в языке наблюдений, операциональных определений, протокольных утверждений, графиков, таблиц и схем. Эмпирическое знание выступает часто как система мнений, точек зрения, версий и первичных гипотез. Эмпирическое знание требует статистической обработки. Оно обращено к освоению конкретного фрагмента явления или массовых единиц. Эмпирическое знание связано с теоретическим знанием, является его базисом и основанием, оно задает непосредственную информацию для научных теорий.

 

ВОПРОС №1 ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

(это я говорю) Для проведения соц. исследования необходимо (все то, что нужно - для написания курсовой, дипломной, доклада, реферата, статей): 1) разработать программу 2) разработать инструментарий 3)собрать необходимую информацию 4)обработать эту информацию 5)описать эту информацию. Чтобы выполнить свою роль, социологическое исследование должно быть тщательно теоретически и процедурно –методологически подготовлено. Для этого необходимо разработать программу ( общую концепцию) и инструментарий ( систему методических и технических приемов осуществления исследования).

 

( включить слайд 5)

Программа социологического исследования – это «изложение основного содержания работы» - это изложение теоретико- методологических предпосылок (общей концепции) предпринимаемой работы и гипотез исследования, с указанием правил процедуры, а так же логической последовательности операций для проверки гипотез. Программа представляет собой относительно самостоятельный документ, логически организующий всю исследовательскую работу. Она должна содержать алгоритм исследования – от постановки проблемы до обработки и анализа полученной информации.

( включить слайд 6)

Каждая программа соц. исследования состоит из двух основных разделов:

I - теоретического, II - процедурного. Теоретический раздел программы включает- 1постановка проблемы2формулировка цели и основных задач 3определение объекта и предмета исследования 4 операционализация понятий 5 выдвижение основных гипотез. Процедурно методический раздел включает: 1тип исследования 2 выборка 3 методы сбора информации 4методы анализа информации.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ.

 

(Включить слайд 12)

Объект социологического исследования - это носитель (источник) той или иной социальной проблемы; это сама деятельность людей занимающих определенное социальное положение, и условия, в которых эта деятельность осуществляется. Чаще всего объектом выступает социальная группа – студенты, рабочие, матери–одиночки, подростки и т.д.

НАПРИМЕР: ( в нашем исслед – объектом исследования являются студенты ВГУ).

Когда Вы будете давать описание объекта исследования, то должны учитывать следующие его характеристики:

-профессиональная принадлежность (наличие отраслевых границ позволяет сосредоточиться на наиболее важных и определяющих чертах функционирования данной социальной системы);

-пространственная ограниченность - регион, город, деревня (пространственные границы конкретизируют объект с точки зрения его производственно-территориальной общности);

- функциональная направленность (производственная, политическая, бытовая и т.д.);

- временные границы (они конкретизируют сроки проведения исследования, связанные с особенностями производства).

Есть ситуации когда 2 объекта исследования : Например, причиной низкой активности студентов на семинарских занятиях может быть как незаинтересованное отношение самих студентов к занятиям, так и формальная методика их проведения, низкая квалификация преподавателя. В такой ситуации выделяют два объекта исследования: основной - студенты, дополнительный - преподаватели.

 

Четкое и правильное определение объекта способствует правильному

определению предмета исследования. Он представляет собой определенную сторону или свойство объекта, которые непосредственно подлежат изучению и в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (что Вы хотите узнать об объекте). Одному и тому же социальному объекту может соответствовать несколько различных предметов исследования, каждый из которых по содержанию определяется тем, какую именно сторону объекта он отражает, с какой целью, для решения какой социальной проблемы выбран.

НАПРИМЕР: предмет в нашем исследовании– отношение студентов города Воронежа к своему здоровью.

В исследовании был избран именно этот предмет исследования, так как он представляет собой свойство объекта, которое непосредственно подлежит изучению и в наиболее полном виде выражает исследуемую проблему.)

 

Или например при исследовании проблемы текучести кадров на предприятии объектом изучения являются увольняющиеся работники или собирающиеся подать заявление на увольнение, а предметом сама текучесть в различных своих аспектах: уровень, мотивы, причины и др.

 

ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ

(Включить слайд 13)

Операционализация понятий – это специфическая, научная проце­дура установления связи между концептуальным аппаратом иссле­дования и его методическим инструментарием. Она объединяет в единое целое проблемы формирования понятий, техники измерения и поиска индикаторов. Поэтому сутью этой работы является, во-первых, определение основных используемых понятий, а во-вторых, подбор качественным характеристикам социального объекта количественных индикаторов и способов измерения.

 

(Включить слайд 14)

Выделяют три вида операционализации понятий: 1 – дескриптивная, 2 – структурная, 3 – факторная.

РАССМОТРИМ НА ПРИМЕРЕ –

1 дескриптивная (это четкое ясное и однозначное описание тех понятий, которые вы будете использовать в своем исследовании.) – бессонница, болезнь, бады, диета, здоровье, лекарство, питание, семья , студент и тд…

2 структурная( упорядочение понятий и выявление взаимных связей)

1-интегральная структура здоровья, - это соматическое психическое и духовное здоровье . 2 - Особенности развития системы здравоохранения в нашем регионе. 3 Что необходимо для сохранения здоровья студентов. 4 Состояние, которое отмечалось у студента за последние 3 месяца.

3- факторная –(установление связи между исходными понятиями и переменными).

В целом операц представляет собой конкретизацию, расчленение задач исследования и является основой для формулирования вопросов в опросном листе.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕГО ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ.

В каждом конкретном случае проведения социологического исследования разрабатывается своя собственная стратегия исследовательского поиска. Она обусловлена рядом факторов: сущностью и особенностями исследуемого явления; состоянием знания об изучаемом объекте; масштабностью решаемых в ходе исследования целей и задач; глубиной и степенью сложности анализа предмета исследования; возможностями самого исследователя.

 

( включить слайд 16)

Основными типами соц.исследований являются поисково-разведывательное, описательное, аналитическое.

ВОПРОС: В каких случаях применяется то или иное исследование?

( включить слайд 17)

1 - Поисковое исследование применяется тогда, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования. Разведывательноеприменяется для получения предварительной информации о предмете и объекте, при уточнении и корректировке гипотез и задач, для выявления трудностей, которые могут встретиться в ходе проведения исследования. Пилотажное исследование применяется с целью проверки качества инструмента для сбора первичной информации, процедур и методов организации массового полевого исследования.

 

(Включить слайд 18)

2- Описательное исследование применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания о проблеме позволяют выделить объект и сформулировать описательную гипотезу. Оно применяется тогда, когда объект анализа - относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Описательное исследование помогает упорядочить зачастую известные факты, установить соотношение между ними.

3 - Аналитическое исследование применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу. Целью такого исследования является выявление причинно-следственных связей в объекте, раскрытие не только структуры последнего, но и причин, обусловливающих его функционирование или развитие.

 

Помимо основных типов соц. исследований, социологи используют ряд специфических исследовательских стратегий: сравнительные, точные, повторные и др…

 

 

Структура анкеты

Любая анкета включает в себя три основные части:

1 – вводную (обращение),

2 – содержательную (основную),

3 – заключительную (паспортичка).

 

Рассмотрим каждую их них:

Первая часть анкеты – обращение - является своего рода введением. Оно должно быть кратким, понятным и четким. Это – просьба к респонденту принять участие в проводимом исследовании. Обращение знакомит опрашиваемого с темой и целью опроса, описывает характер использования результатов, ориентирует его на конкретное задание при заполнении анкеты. Во введении указывается, кто проводит исследование, обязательно подчеркивается анонимный характер заполнения анкеты, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. (т.е это выглядит так: Уважаемый респондент!

Мы просим Вас принять участие в исследовании, посвященном изучению отношения студентов города Воронежа к своему здоровью. Пожалуйста, внимательно прочитайте предложенные вопросы и выберите наиболее подходящий Вам вариант ответа. Отвечая на вопросы, постарайтесь быть максимально честны: полученная информация будет использована исключительно в научных целях, о содержании ответов не узнают Ваши родственники, преподаватели, работодатель и т.п. В целях гарантии неразглашения данной информации мы не просим Вас указывать фамилию, имя и другие паспортные данные.

Заранее благодарим Вас за участие в опросе!).

Вторая часть анкеты – основная – содержит вопросы к опрашиваемым. Составление содержательной части анкеты имеет особое значение, ибо от этого во многом зависит успех проводимого исследования.

Третья часть анкеты – паспортичка.В этом разделе представлены демографические сведения об опрашиваемых: пол, возраст, образование, место жительства, социальное положение и происхождение, стаж работы и др. Все эти сведения выявляются с целью проверки надежности информации.

 

 

НАПРИМЕР: Ваше семейное положение?

1-состою в браке

2-вдова/вдовец

3-разведены

4-никогда не состоял (а) в браке

Вопросы о знаниях. Их цель состоит в раскрытии того, что и в какой мере знает, и что может изложить респондент. Как правило, это вопросы экзаменационного типа. Такие вопросы могут содержать задания, экспериментальные и игровые ситуации, решение которых требует от опрашиваемого использования определенных навыков, знания конкретных фактов, событий, имен.

НАПРИМЕР: знаете ли вы?..... знаете ли вы клятву Гиппократу?

Вопросы о мнениях. Эти вопросы направлены на фиксацию фактов, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого респондента. Ответом в этом случае выступают оценочные суждения относительно тех или иных событий, основанные на индивидуальных представлениях.

НАПРИМЕР: как вы думаете? Или как по вашему мнению?

Сколько часов в неделю по вашему мнению может составлять нагрузка учащихся? Что по вашему мнению является залогом успешного здоровья?- спорт, отказ от курения.. и т.д.

 

Вопросы о мотивах. Эти вопросы призваны выявить субъективное представление человека о мотивах своей деятельности, поступков или оценок. Как правило, именно такие вопросы вызывают наибольшие затруднения, так как, пытаясь прямолинейными вопросами выяснить истинные мотивы поведения опрашиваемых, социолог хочет решить задачу, которая не всегда по силам не только респонденту, но и самому исследователю. Дело в том, что мотивация поступков и оценок определяется не только сознанием, что можно более или менее точно выразить в словах, но и подсознательными импульсами, трудно поддающимися вербализации. Поэтому именно данный блок вопросов наталкивается на ситуацию, когда респондент не может или не хочет искренне отвечать на поставленный в анкете вопрос.

 

НАПРИМЕР:Что мешает вам обращаться в медицинские учреждения?

1-Недоступность объяснений врача по поводу вашего заболевания и лечения.

2-Количество времени, которое уделяет Вам врач во время приема.

3-Необходительность и невежливость персонала работающего в регистратуре.

4-Неудобство системы записи на прием к врачу.

5-Продолжительность ожидания, чтобы попасть на прием к врачу

6-Оплачивание средств за оказание медицинской помощи.

 

Вопросы об оценках имеют цель узнать оценку респондентами тех или иных явлений, процессов, событий.

НАПРИМЕР: Как бы вы оценили? – как вы оцениваете? .

. Как вы оцениваете состояние своего здоровья?

1-Отличное

2-Хорошее

3-Удовлетворительное

4-Неудовлетворительное

5-Совершенно неудовлетворительное (часто болею)

Как вы оцениваете уровень медицинского образования в нашей стране?

1-Высокий

2-Средний

3-Низкий

4-Очень низкий

 

Вопросы об отношении респондентов к каким-либо процессам, явлениям, органам власти, партиям и т.д.

НАПРИМЕР: как вы относитесь?

Как вы относитесь к расширению платных услуг в медицине?

1-Положительно

2-Скорее положительно

3-Скорее отрицательно, чем положительно

4- Отрицательно

 

2.функциональные вопросы:

решают различные задачи по управлению ходом опроса, его психологической атмосферой, логической строгостью. Основные виды функциональных вопросов как вы видите это : вопросы-фильтры, контрольные вопросы, контактные вопросы, буферные и др.

 

Вопросы-фильтры. Эти вопросы, которые задаются для отсева некомпетентных лиц при опросе по изучаемой проблеме или же с целью выделения части респондентов из всего массива по определенному признаку.

Необходимость в вопросах этого видавозникает тогда, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от некоторой ее части. Для того чтобы отделить носителей информации, то есть тех, кому следует задать отдельные специализированные вопросы, и задается вопрос-фильтр. Каждый такой специализированный блок вопросов открывается вопросом-фильтром, имеющим отсылку, указывающую на то, к заполнению какого вопроса следует переходить, чтобы выделить носителей необходимой информации.

НАПРИМЕР:Есть ли у вас наследственные заболевания?

1-да –переход к вопросу 15 - 20

2-нет переход к вопросу 21

Обратите внимание на то, что вопросы-фильтры должны быть всегда закрытыми.

 

Цель контрольных вопросов – выяснить устойчивость или непротиворечивость ответов респондента, которые он дает на предшествующие вопросы по той же проблеме, теме. Контрольные вопросы обычно располагаются в анкете на некотором расстоянии как от основного вопроса, так и друг от друга.

НАПРИМЕР: работнику мед персонала предлагается вопрос:

Отметьте на шкале то суждение, которое соответствует Вашему мнению:

работой вполне доволен;

скорее доволен, чем недоволен;

отношусь к работе безразлично;

скорее недоволен, чем доволен;

совершенно недоволен;

не могу сказать.

Для того чтобы проконтролировать ответ, следует задать такие контрольные вопросы:

« Хотели бы Вы перейти на другую работу?» (да, нет, не знаю),

или «Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете. Вернулись бы Вы на свое прежнее место работы?» (да, нет, не знаю).

 

По своей психологической функции, определяющей отношение респондента к самому факту анкетирования и к тем вопросам, на которые ему предстоит ответить, последние делятся на контактные и буферные.

Их цель – создать интерес к исследованию, побудить принять в нем участие.

Буферные вопросы. Целью этого вида вопросов является переключение внимания при переходе от одного тематического блока к другому.( НАПРИМЕР: Как вы думаете … описание проблемы)- это переключение с одной проблемы на другую.

 

( включить слайд 28)

По форме вопросы делятся на три основные группы: 1) открытые, закрытые, полузакрытые; 2) прямые и косвенные; 3) личные и безличные.

Первая группа вопросов по форме – открытые, закрытые, полузакрытые - отличается характером ответов на поставленные вопросы, степенью стандартизации ответов.

Вопрос открытого типа предусматривает свободную форму ответа: «Скажите, пожалуйста, что могло бы содействовать повышению Вашего интереса к работе?», то есть опрашиваемый сам формулирует свой ответ на поставленный социологом вопрос. Открытые вопросы дают респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, отражающий всю неповторимость индивидуального сознания, языка, стиля, запаса информации, круга ассоциаций. Однако ответы на открытые вопросы достаточно трудоемки с точки зрения техники обработки, поэтому их используют в массовых опросах редко.

 

Вопрос закрытого типа: То есть в анкете задается вопрос и на него предлагаются варианты ответов, из которых опрашиваемый может выбрать те, которые наиболее отвечают его установкам. Закрытый вопрос всегда предполагает наличие готовых вариантов ответов. Респондент выбирает варианты ответов, совпадающие с его мнениями. Такие вопросы достаточно легко обработать, отпадает необходимость последующей интерпретации полученных ответов, но при этом есть опасность навязать свои ответы респонденту в случае предоставления недостаточно полного реестра вариантов ответов.

Вопрос полузакрытого типа основан на добавлении к списку ответов фразы: «Другие (моменты, причины, мотивы и т.д.). Укажите, какие именно».

НАПРИМЕР: Какие средства вы используете, чтобы избавиться от существующих проблем и заболеваний?

1-Операции

2-Медикаменты

3-Гормональные средства

4-Диета

5Другое (укажите)____________

Вторая группа вопросов по формепрямые и косвенные - используются в зависимости от отношения искомой информации к личности респондента.

НАПРИМЕР : Прямой – это вопрос как бы «в лоб», например: «Доставляет ли Вам работа моральное удовлетворение или Вы трудитесь ради денег?». Такие вопросы применяются лишь для получения информации о наличии или отсутствии факта. косвенным, например: «Если бы случилось так, что Вам снова пришлось выбирать профессию, то избрали бы Вы свою нынешнюю профессию?».

Третья группа вопросов по формеличные и безличные. Личные вопросы задаются тогда, когда возможно получить информацию от респондента в виде высказывания от первого лица. Безличные вопросы – если респондент при ответе на вопрос опирается на собственный опыт, но сообщает о нем в безличной форме.

 

 

(включить слайд 29)

По конструктивным особенностям вопросы могут быть:

1. шкальные, когда ответ на вопрос дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель. Этот вид вопросов применяется обычно при определении интенсивности интересующего исследователя признака. НАПРИМЕР: Оцените, пожалуйста, по 5 – ти бальной шкале особенности развития системы здравоохранения в нашем регионе (1 – самый низкий, 5- самый высокий):

1._________2._________3.________4._________5.

 

(Включить слайд 30)

3. дихотомические, когда предполагается ответ по принципу «да-нет», то есть когда ответы носят взаимоисключающий характер.

НАПРИМЕР: Приходилось ли вам неофициально доплачивать врачу за оказание медицинской помощи?

1-да

2-нет

 

(Включить слайд 31)

вопросы-меню(поливариантные), когда респонденту предлагается выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов, а в полузакрытых вопросах – дописать еще и свое мнение. Исследователь должен оговорить, какое количество вариантов ответов респондент может выбрать – неограниченное, не более 3-х или др.

 

(включить слайд 32)

альтернативные, когда из предложенного перечня вариантов ответов нужно выбрать только один или предложить свой вариант, если это полузакрытый вопрос. Важно, чтобы предложенный перечень альтернатив был полностью исчерпывающим, а сами альтернативы должны быть перемешаны без смещения в какую-либо сторону, т.е. уравновешены;

 

 

(включить слайд 33)

По расположению вопросы можно разделить на линейные и табличные.

Линейное расположение вопросов означает, что и сами вопросы, и варианты ответов на них напечатаны построчно.

Например: Какие средства вы используете, чтобы избавиться от существующих проблем и заболеваний?

1-Операции

2-Медикаменты

3-Гормональные средства

4-Диета

5Другое (укажите)____________

 

(Включить слайд 34)

Табличная форма используется тогда, когда на несколько однотипных вопросов предлагаются одинаковые варианты ответов. Такой вариант используется для того, чтобы сэкономить место в анкете. Таблицы могут быть вертикальными и горизонтальными. Все зависит от расположения шкалы измерения. Таблицы бывают вертикальными и горизонтальными.

(Включить слайд 35 )

Горизонт. Таблица.

(Включить слайд 36)

Вертикальная таблица.

ПЕРЕХОДИМ К 3МУ ВОПРОСУ ЛЕКЦИИ- МЕТОДЫ АНАЛИЗА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ:

(Включить слайд 37)

Методологически грамотное исследование всегда предусматривает в программе перспективу дальнейшей обработки и анализа полученной информации. Социологическое исследование не сводится только к сбору данных. Цель его - дать научно обоснованную интерпретацию фактов. А это, в свою очередь, подразумевает необходимость обработки, описания и объяснения (интерпретации) первичной социологической информации по заранее разработанной схеме.

Суть этого этапа – в преобразовании эмпирических данных, полученных в ходе социологического исследования.

Цель – сделать эти данные обозримыми, компактными, пригодными для содержательного анализа, проверки исследовательских гипотез, интерпретации. Но прежде чем данные будут проанализированы, их необходимо обработать, то есть преобразовать.

(Включить слайд 38)

Существует две группы методов анализа и обобщения данных – количественные и качественные.

Количественные методы – это математическая обработка полученных данных, с целью формирования количественных значений массива информации. Такая обработка предполагает подсчет абсолютных и относительных значений распределения информации по вопросам и ответам, подсчет процентов, средних величин, коэффициентов корреляции, индексов и т.д. Обработка может быть первичной (табулирование, классификация) и вторичной (обобщение для получения показателей и составление графиков, таблиц, диаграмм).

Качественные методы позволяют более глубоко проникнуть в сущность изучаемых явлений, раскрыть социальные взаимосвязи, показать зависимость одних переменных от других, представить социальный мир в многомерном измерении.

Обработку делят на первичную и вторичную.

 

(Включить слайд 39)

Под первичной понимается обработка, исходной информацией для которой служат данные, полученные в ходе эмпирического исследования. Это – первичная информация: ответы респондентов, оценки экспертов, данные наблюдений и т.п.

 

(Включить слайд 40)

Вторичная обработка – или обобщение – предполагает преобразование данных первичной обработки, то есть получение показателей, рассчитываемых по частотам, сгруппированным данным, кластерам и т.п.

Следующий этап работы с данными – собственно их анализ.

Выделяется два класса процедур анализа:

I – дескриптивные (описательные, изображающие) процедуры – группировка, классификация, типологизация;

II – аналитико-экспериментальные процедуры, назначение которых в установлении связей взаимодействия.

(Включить слайд 41)

Описание – это фиксация результатов эмпирического социологического исследования с помощью выбранной системы обозначений и выражение этих результатов в понятиях науки. Существует несколько методов описания. Основными являются группировка и типологизация.

Группировка социальной информации – это классификация или упорядочение данных по признаку подобия или различия. Группировка бывает простая (классификация по одному признаку – возраст, пол, род занятий, образование, высказанные суждения и т.п.) и перекрестная (связывание предварительно упорядоченных фактов по двум признакам с целью поиска устойчивых связей, выявляющих структурные свойства изучаемого явления. Например, выявление соотношения возрастов мужей и жен).

Типологизация – то есть поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов в целостной системе переменных, относящихся к этому объекту. Различают эмпирическую и теоретическую типологизацию.

(Включить слайд 42)

Объяснение – это раскрытие на основе эмпирических данных и общей социологической теории сущности объекта наблюдения, показ его подчиненности определенному закону

Объяснение бывает генетическим, когда устанавливается закономерная связь объекта с предшествующими ему во времени другими объектами. Другим важным типом объяснения является структурное объяснение. Оно состоит либо в объяснении внутренних элементов объекта и способа их сочетания в единое целое (внутриструктурное объяснение), либо в установлении места объясняемого объекта в некоторой большой системе (внешнеструктурное объяснение).

В социологической практике даются сложные – комбинированные и смешанные – объяснения, поскольку раскрытие сущности социальных явлений в силу их многогранности может быть осуществлено лишь путем применения совокупности качественно различных типов объяснения.

(Включить слайд 43)

Следующий важный этап в работе с социологической информацией – верификация (проверка) гипотез. Разработка и проверка гипотез – испытанный метод исследования в науке. В качестве способов проверки гипотез можно использовать опыт, общественную практику, общественную деятельность людей, социальный эксперимент. Однако наибольшее распространение получили такие методы, как:

– статистические, позволяющие получить некоторые вероятностные оценки истинности предложенной гипотезы. Обычный прием обоснования истинности гипотезы состоит в подсчете средних тенденций, нахождения коэффициентов взаимозависимости и т.д.;

– введения контрольных фактора и переменных, позволяющих получить доказательства о наличии прямых и опосредованных причинных и сопутствующих связей и их напряженности;

– построение математических моделей;

– модификация гипотезы;

– подбор более чувствительных показателей для исследования и др.

 

После решения этих исследовательских задач переходят к формулированию окончательных выводов и практических рекомендаций. Непременным компонентом всякого отчета является подготовка рекомендаций. Они представляют собой перечень основных предложений, вытекающих из анализа отчетных данных. Рекомендации носят сугубо утвердительный характер и в них вносится лишь только то, что подлежит внедрению в научную или практическую деятельность.

Включить слайд 44

Итоги социологического исследования оформляются в виде отчета. Он включает пояснительную записку о решении поставленных задач и приложения к ней. В пояснительной записке излагаются последовательность выполнения программы социологического исследования, дается сводка материалов, расчетов, обоснований. В первом разделе отчета акцентируется внимание на постановке проблемы, ее концептуальной разработке и формулировке задач исследования, а также освещается состояние проблемы и существующие к ней подходы. Во втором – методологическом разделе – обосновываются выбор и инструментарий исследования, типология выборки, методы сбора социальной информации. В третьем разделе дается содержательный анализ полученных результатов исследования и делаются конкретные выводы.

Программа социологического исследования.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.75.30 (0.052 с.)