Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение объекта и предмета исследования.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(Включить слайд 12) Объект социологического исследования - это носитель (источник) той или иной социальной проблемы; это сама деятельность людей занимающих определенное социальное положение, и условия, в которых эта деятельность осуществляется. Чаще всего объектом выступает социальная группа – студенты, рабочие, матери–одиночки, подростки и т.д. НАПРИМЕР: ( в нашем исслед – объектом исследования являются студенты ВГУ). Когда Вы будете давать описание объекта исследования, то должны учитывать следующие его характеристики: -профессиональная принадлежность (наличие отраслевых границ позволяет сосредоточиться на наиболее важных и определяющих чертах функционирования данной социальной системы); -пространственная ограниченность - регион, город, деревня (пространственные границы конкретизируют объект с точки зрения его производственно-территориальной общности); - функциональная направленность (производственная, политическая, бытовая и т.д.); - временные границы (они конкретизируют сроки проведения исследования, связанные с особенностями производства). Есть ситуации когда 2 объекта исследования: Например, причиной низкой активности студентов на семинарских занятиях может быть как незаинтересованное отношение самих студентов к занятиям, так и формальная методика их проведения, низкая квалификация преподавателя. В такой ситуации выделяют два объекта исследования: основной - студенты, дополнительный - преподаватели.
Четкое и правильное определение объекта способствует правильному определению предмета исследования. Он представляет собой определенную сторону или свойство объекта, которые непосредственно подлежат изучению и в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (что Вы хотите узнать об объекте). Одному и тому же социальному объекту может соответствовать несколько различных предметов исследования, каждый из которых по содержанию определяется тем, какую именно сторону объекта он отражает, с какой целью, для решения какой социальной проблемы выбран. НАПРИМЕР: предмет в нашем исследовании– отношение студентов города Воронежа к своему здоровью. В исследовании был избран именно этот предмет исследования, так как он представляет собой свойство объекта, которое непосредственно подлежит изучению и в наиболее полном виде выражает исследуемую проблему.)
Или например при исследовании проблемы текучести кадров на предприятии объектом изучения являются увольняющиеся работники или собирающиеся подать заявление на увольнение, а предметом сама текучесть в различных своих аспектах: уровень, мотивы, причины и др.
ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ (Включить слайд 13) Операционализация понятий – это специфическая, научная процедура установления связи между концептуальным аппаратом исследования и его методическим инструментарием. Она объединяет в единое целое проблемы формирования понятий, техники измерения и поиска индикаторов. Поэтому сутью этой работы является, во-первых, определение основных используемых понятий, а во-вторых, подбор качественным характеристикам социального объекта количественных индикаторов и способов измерения.
(Включить слайд 14) Выделяют три вида операционализации понятий: 1 – дескриптивная, 2 – структурная, 3 – факторная. РАССМОТРИМ НА ПРИМЕРЕ – 1 дескриптивная (это четкое ясное и однозначное описание тех понятий, которые вы будете использовать в своем исследовании.) – бессонница, болезнь, бады, диета, здоровье, лекарство, питание, семья, студент и тд… 2 структурная (упорядочение понятий и выявление взаимных связей) 1-интегральная структура здоровья, - это соматическое психическое и духовное здоровье. 2 - Особенности развития системы здравоохранения в нашем регионе. 3 Что необходимо для сохранения здоровья студентов. 4 Состояние, которое отмечалось у студента за последние 3 месяца. 3- факторная – (установление связи между исходными понятиями и переменными). В целом операц представляет собой конкретизацию, расчленение задач исследования и является основой для формулирования вопросов в опросном листе.
Выдвижение гипотез исследования
Прогнозирование способов решения исследовательской проблемы осуществляется в форме гипотез, выдвижение которых является необходимым элементом научного поиска.
(Включить слайд 15) Гипотеза - это обоснованное предположение о структуре изучаемых социальных объектов, характера составляющих их элементов, механизме функционирования и развития и т.д. Она выдвигается для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть. Иными словами, решение задачи есть процесс последовательной проверки гипотетических предположений. Они должны быть взаимосвязанными и представлять в совокупности систему доказательств выдвинутого объяснения; быть доступными в проверке данного социологического исследования; не должны противоречить известным и проверенным фактам, а также друг другу; не должны сковывать мысли исследователя и предопределять заранее итоговые результаты его работы; быть сформулированы точно, однозначно; быть простыми, развертываться от общих посылок к эмпирически интерпретируемым следствиям.
НАПРИМЕР: Мы представим в своей работе следующие гипотезы: 1. Студенты недостаточно внимательно относятся к своему здоровью, не владеют полной информацией о своем здоровье. 2. Возраст студента оказывает значительное влияние на отношение к своему здоровью. 3. Студенты заботятся о своем здоровье, но не знают, куда обратиться при возникновение болезни. 4. Студенты хотят поддерживать свое здоровье, но не обладают материальными средствами для разрешения проблем, связанных со здоровьем. 5. Студенты не доверяют качеству современного медицинского обслуживания. 6. Отношение студентов к своему здоровью зависит от типа факультета.
Гипотезы бывают разные. Их можно классифицировать по следующим основаниям: 1. По содержанию предположений относительно изучаемого социального объекта гипотезы делятся на описательные(структурные и функциональные) и объяснительные(предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте и его связях с внешней средой, требующих экспериментальной проверки). 2. По степени общности предположений гипотезы бывают гипотезами обоснования и гипотезами следствия. Гипотезы-обоснования развертываются в целую цепочку выводных гипотез-следствий. 3. С точки зрения задач социологического исследования гипотезы могут быть основными и дополнительными, как относящиеся к разным задачам. 4. По степени обоснованности и разработанности различают гипотезы первичные и вторичные. Вторичные выдвигаются взамен первичных, если те опровергаются эмпирическими данными.
Главное – при разработке программы социологического исследования необходимо соблюсти алгоритм, то есть чтобы все части программы соответствовали друг другу и каждая последующая вытекала из предыдущей, раскрывая и уточняя ее. Поэтому, разработав программу, проверьте ее логическую цепочку: тема → проблема → цель → задачи → объект → предмет → операционализация → гипотезы.
Завершив разработку теоретического раздела программы социологического исследования, необходимо перейти к раскрытию структуры и содержания процедурного раздела.
ПРОЦЕДУРНЫЙ раздел программы - это ее методическая часть, которая включает: 1) определение общего плана исследования; 2) определение обследуемой совокупности; 3) характеристику методов сбора первичной социологической информации; 4) разработку способов анализа данных. Рассмотрим подробнее содержание каждого блока этого раздела программы.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕГО ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ. В каждом конкретном случае проведения социологического исследования разрабатывается своя собственная стратегия исследовательского поиска. Она обусловлена рядом факторов: сущностью и особенностями исследуемого явления; состоянием знания об изучаемом объекте; масштабностью решаемых в ходе исследования целей и задач; глубиной и степенью сложности анализа предмета исследования; возможностями самого исследователя.
(включить слайд 16) Основными типами соц.исследований являются поисково-разведывательное, описательное, аналитическое. ВОПРОС: В каких случаях применяется то или иное исследование? (включить слайд 17) 1 - Поисковое исследование применяется тогда, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования. Разведывательное применяется для получения предварительной информации о предмете и объекте, при уточнении и корректировке гипотез и задач, для выявления трудностей, которые могут встретиться в ходе проведения исследования. Пилотажное исследование применяется с целью проверки качества инструмента для сбора первичной информации, процедур и методов организации массового полевого исследования.
(Включить слайд 18) 2- Описательное исследование применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания о проблеме позволяют выделить объект и сформулировать описательную гипотезу. Оно применяется тогда, когда объект анализа - относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Описательное исследование помогает упорядочить зачастую известные факты, установить соотношение между ними. 3 - Аналитическое исследование применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу. Целью такого исследования является выявление причинно-следственных связей в объекте, раскрытие не только структуры последнего, но и причин, обусловливающих его функционирование или развитие.
Помимо основных типов соц. исследований, социологи используют ряд специфических исследовательских стратегий: сравнительные, точные, повторные и др…
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.008 с.) |