Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные подходы к определению предмета социологии

Поиск

Основные подходы к определению предмета социологии

Объект – та реальность, на которую направлен исследовательский интерес. Помимо социологии, совместная жизнь людей выступает также объектом экономики, демографии, политологии, но у каждой науки специфический предмет. Предмет определяет содержание науки. Предмет – это те аспекты и особенные черты, которые исследователи выделяют в объекте. Эти аспекты – особый способ видения объекта. Определение предмета социологии должно строиться на раскрытии понятия социальное. Социальное в широком смысле объединяет все разновидности явлений совместной жизни – экономические, политичесике, религиозные, правовые, взаимосвязи между этими явлениями. (способ организации бизнеса в стране зависит не только от экономики, но и от политического строя и этических норм, характерных для господствующей в стране религии).

Социальное в узком смысле включает процессы совместной жизни, которые обусловлены стремлением принадлежать к общности, к солидарности. Социальная сфера здравоохранения.

Социальная обусловленность, возникающая между поступками и ситуациями, возникающими в процессе совместной деятельности людей, следование нормам, обычаям, привычкам, приадлежность к общности – этнической, профессиональной. Дело касается не толко людей, но и вещей, созданных или используемых людьми. То есть, предмет современной социологии – социальная обусловленность любых явлений,

Милецкий: О-т сц. об-во как организованная целостная система во всех его онтологич. проявлениях. В чем-то о-т сц. совпадает с о-тами др. социальных наук – эк-ки, демографии, соц. псих. и т.п. Но кажд. наука им. специф. пред-т, кот. опред. содержание науки. При этом он не м.б. стабильным, он нах-ся в постоянном движении и развитии. (Милецкий: С т.з. предмета сц. изучает сущ-ть, стр-ры, типы об-ва + объектив з-ны, закономерности и формы их проявл. 3 стороны П сц.: 1. знание о сущ-ти, стр-ре и типах об-ва 2. знание з-нах 3. знание об особенностях проявления з-нов в конкретных ист. сит-

I. Представления о предмете сц. трансформ. на протяжении всей ее итории. => Определение предмета зависит от того, какую школу / направление сц. ученый разделяет. С этой т.зр. (учебник под ред. Скворцова) выделяют два подхода к определению П: 1) сц. как наука о целостности общественного организма, о соц. орг-ях и соц. с-ме; 2) сц. как наука о массовых соц. процессах и массовом пов-ии. О. Конт. Сц. – это позитивная наука об обществе и фундаментальных з-нах его разв-я. П сц. – общество в его целостности, основу кот. обр. всеобщее согласие. Г. Спенсер. Спенсер видел перед собой сложившееся английское буржуазное об-во, кот., несмотря на дифференциацию, сохраняло свою целостность благодаря новым соц. ин-там, сумевшим сгладить противоречия. П сц. – об-во как социальный организм, в кот. дифференциация сочетается с интеграцией благодаря естественной эволюции его социальных институтов. Э. Дюркгейм: эл-тами соц. реальности являются соц. факты, совокупность кот. и есть об-во. Социальное = коллективное. Поэтому пр. сц., по его мнению, является общество как объективная совокупность институтов, определяющих тип солидарности, изучать который следует на основе социальных фактов, выявляемых с помощью объективных методов. М. Вебер: сц. – наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение — по М. Веберу — это внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Социология М. Вебера называется «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. По мнению М. Вебера, предметом социологии должно быть не столько непосредственное поведение, сколько его смысловой результат. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов. Поэтому для Вебера предмет социологии есть целостная совокупность смыслов социальных действий, значений социальных отношений и их структур для субъектов действий. Различия в определении предмета социологии ее основателями обусловлены разными социально-философскими подходами и ценностно-политической ориентацией. Сходство взглядов по этому вопросу заключается в понимании об-ва как целостной реальности, а различие — в понимании стр-ры об-ва и его динамики, особенно — его перспектив. Споры о предмете социологии ведутся и до сих пор. В настоящее время существуют десятки научных школ и направлений в понимании социологической проблематики. Петербургские социологи Л. О. Бороноев, В. Я. Ельмеев: предмет общей социологии образует изучение основ бытия всякого общества, законов его развития и функционирования. При этом, считают они, за основу не может быть принята лишь социальная сфера. Она лежит глубже — и экономике, в материальном производстве, которое и составляет общую основу развития общества, определяющую развитие других сфер Обществ. жизни. В учебном пособии Г. В. Осипова соц-я как наука об общих и специфических соц. з-нах и зак-тях развития и функц-я исторически определенных социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных общностей, классов, народов. В. А. Ядов: П сц - социальные общности (социальные группы, социальные страты, социальные классы и др.); сц-я как наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей разного уровня и об отношениях между ними, исследующую массовые социальные процессы и массовое поведение.

II. Подходы к опр-ю П-та сц. по онтологическим ориентациям: а) социологич. реализм: явл-я и процессы, как общ-во, соц. стр-ры, соц. ин-ты, образуют надиндивид. реаль-ть, кот. можно изучать, абстрагируясь от характер-к, дей-й отдель-х людей. «Люди проходят (умирают), а общ-во остается (статус. различ., нормы воспроизвод-ся в неизмен-м виде)». Но логика функционир-ния, разв-я соц. струк-р отлична от логики существ-я инд-да (за период жизни инд-да соц. стр-ры м. измен-ся в р-те реформ, револ-й). Логика действий индивидов детерминируется логикой фукционир-я, разв-я соц. структур => иссл-е соц. явл-й = иссл-е макросоц. явл-й (стр-ра обществ. мнения, соц.эволюция); Макросоциология = совокуп-ть исслед-й, основыв-ся на «реалистич.» онтологич. ориентации, сфокусир-х на надиндивид. стр-рах. б) социологич. номинализм: категории общ-во, соц. сист, пр. – «имена»для удобного обознач-я совокуп-й дей-й инд-дов; в реаль-ти струк-р,систем нет, т.к. их нельзя наблюдать. Наблюдать м. толь. инд-дов, их дей-я; дей-я многих инд-дов образуют устой., повторяющ. схемы, образцы, к-е в представл-ии людей выглядят как надиндив. стр-ры, но их существ-ние и характер полностью опред-ся знач-ем, к-е люди придают своим дей-ям. => иссле-е соц. явл-й = иссл-е межиндив-ого вз-дей-я в усл-х повседнев.жизни людей (ситуации социализации лич-ти, напр.). Микросоциол. = совок-ть исслед-й, основыв-ся на номиналистич. онотолог-й ориен-ции, сфокусир-х на вз-дей-х индив-в. В началь. период социол. оба подхода противостояли др. др., сейчас – характер специализации исслед-й работы для всестор. изуч. соц. явл-й. III. По степени общности предмета: а) общая социол.: ее пред-т – универсальные формы соц.обусловленности явлений. Существо пред-та выраж-ся такими категориями, как соц. ин-ты, роли, статусы. б) частные отрасли социол.: выделение из общего ряда соц. явлений к-л явлений, процессов в кач-ве особен. пред-та, требующ. спец. иссл-я. Пр.: экономич. социол.: пред-т = соц.обусловленность эк-х явл-й, проц-сов (через иссл-е соц. ин-тов в сфере эк-ки и т.д.); пол-я социол.: пред-т = соц. обуслов-ть пол. процессов, явл-й; социол. куль-ры и прочее.

Описание в социологии.

Описание — это процесс закрепления и передачи информации, полученной в результате как эмпирического, так и теоретического изучения объективно существующих социальных явлений; это первый этап научного изучения социального явления; в его ходе не ставится задача проникновения в сущность явлений, а производится подробная фиксация внешних сторон объекта. Описание включает: 1. Логическое расчленение эмпирических данных. 2. Отбор одних данных и отвлечение (абстрагирование) от других. 3. Сравнение отдельных эмпирических данных с соответствующими понятиями науки (отождествление). 4. Обозначение отобранных данных в научных терминах и интерпретация данных в совокупности научных суждений. В состав описания входят три основных компонента: 1) эмпирические данные исследования; 2) система обозначений, которая придаст описанию экономную и строгую форму и наглядность; 3) понятия науки, связанные с этими системами обозначений. Описание упорядочивает эмпирические данные и подготавливает их для объяснения. Результатами описания являются различные социальные факты, т. е. единичные социальные факты, сводные социальные факты, сводно-статистические факты и эмпирические связи и закономерности. Основными методами описания являются: группировка (процедуру упорядочивания данных по признаку подобия или различия), Типологизация (процедура поиска устойчивых сочетаний свойств того или иного объекта, позволяющих его идентифицировать и отличить от другого объекта), обобщение, систематизация. В результате осуществления процедур описания может быть создана эмпирическая модель изучаемого объекта, т. е. такая модель, которая даст исследователю целостное описание закономерностей, относящихся к исследуемому объекту.

Планирование социального развития: теория, методология, организация.

планирование соц. Развития: теория, методология, организация

П-механизм увязки потребностей и возможностей. Основной метод – балансовый. То есть расходы на корнец периода не долны превышать расходы. П важно для социальной политики(расходная часть бюджета).

Задача соц развития – распределить полученные средства.

Методы: программно-целевой. В первую очередь ставится пролема, определяются субъекты, программа социального развития.

Нормативный метод. Количественные показатели нормы(потребительская корзина). Метод социальных образцов и передвижек.

Типы: директивный, индирективный(нек элементы рын экономики), регулятивный(план + рынок, регулирование проблемных областей), индикативный.

Методология планирования.

Теория расширенного воспроизводства C+V+M(затраты овеществленного труда, живого труда, прибыль).

простое воспроизводство (англ. simple reproduction) — возобновляющееся в неизменном объёме;

расширенное воспроизводство (англ. expanded reproduction) — возобновляющееся в возрастающем объёме

Планирование (П) – сложный соц-эк и организационно-политический процесс >нет одного определения.

• Сыроежин И. М. (советский экономист): П – процесс принятия решений, охватывающий все элементы стр-ры общ хоз-ва.

• К. Ландауэр: П – процесс сознательной координирующей деятельности по регулированию обществом процессов функционирования индивидуальных агентов, ориентированной на принятие решений в общих целях.

Т. о., П – прагматическая деят-ть, не только инструмент познания, но и средство, метод преобразования окр мира.

П – механизм увязки потребностей и возможностей.

Недостатки П: предвидение, моделировние будущего, к-е относительно.

Конечный рез-т П на определенный момент времени – план: по форме - документ, к-ый включает: текстовая часть, плановые таблицы (показатели на базовый период и плановые паоказатели), мероприятия; по содержанию – выражение потребностей, интересов и целей и возможностей по их достижению.

Понятие «развитие» было введено в научную терминологию социологии Г. Спенсером в противовес понятию прогресса. По определению Г. Спенсера, «развитие есть переход от неопределенной бессвязной однородности, к определенной связной разнородности путем беспрерывных дифференциаций и интеграции».

Процесс развития, по Гегелю, состоит в развертывании присущих данному явлению, процессу свойств, всех его внутренних сил. Всякое развитие есть восхождение от низших форм, ступеней, к высшим.

Социальное планирование — это планирование прогрессивных преобразований, т. е. направлений свободного всестороннего развития всех членов общества на основе преодоления социально-экономического неравенства, а также условий, обеспечивающих эти прогрессивные преобразования.

Научной основой планирования является познание и реализация объективных закономерностей социального развития. Закономерности социального развития характеризуют устойчивые тенденции и выражают направленность социального развития, его темпы, отражают сущностные прочные связи явлений и процессов. Закономерность, будучи формой проявления закона, в то же время определяется как форма взаимодействия законов, как результат их взаимодействия.

Для предвидения социальных изменений особое значение имеет знание динамических и статистических закономерностей. Динамические закономерности — форма причинной связи, а также связи состояний, при которой данное состояние системы однозначно определяет ее последующие состояния. Эти закономерности наблюдаются в ходе событий во времени. Поэтому знание динамических закономерностей особенно важно для стратегического долгосрочного планирования. Статистические закономерности — форма причинной связи, при которой данное состояние определяет будущее с большой долей вероятности. Они отражают постоянно меняющиеся условия, характеризуют сложный, противоречивый процесс развития. Знание статистических закономерностей — необходимое условие научного обоснования текущего планирования.

В макропланировании следует учитывать следующие динамические закономерности:

1. Развитие (социальное) — закономерное необратимое изменение структуры, т. е. соотношение элементов, связей между ними, имеющее положительную направленность.

2. Социальное развитие — не линейный процесс, осуществляется по спирали, включая в себя нисходящую кривую— цикл. Цикличность есть результат единства и борьбы противоположностей — прогресса и регресса.

3. Цикличность социального развития определяется цикличностью общественного воспроизводства и обеспечивает динамическое равновесие, достигаемое на основе пропорционального роста благосостояния.

4. Прогресс осуществляется на основе последовательного преодоления социально-экономического неравенства между людьми.

5. Социальному прогрессу присуще ускорение (Кондорсе, Конт, Гердер, Маркс). Темпы социального прогресса зависят от пропорций социального развития и динамики процессов, характеризующих социально-экономические различия между людьми.

6. Процесс преодоления социально-экономических различий не линейный, он тоже характеризуется цикличностью. Пропорции между равенством и неравенством складываются как результат взаимодействия научно-технического и социального прогресса.

7. Прогресс зависит от того, насколько совершенно государственное устройство (Кетле). Искусство государственного управления — средство ограничения регрессивной тенденции.

8. Разум, мудрость, справедливость, нравственность, духовность — факторы, усиливающие прогресс.

Для всех профилей.

Статусно-ролевая концепция.

Социальный статус характеризует место или положение личности в системе социальных отношений (группах, организациях в соответствии с ее рангом) Социальный статус – показатель положения. Каждый человек обладает множеством социальных статусов (статусный набор), один из которых может считаться главным, определяющим образ и стиль жизни личности, другие – второстепенными. В зависимости от жизненной ситуации статусы подразделяются на приписываемые, то есть заданные внешними обстоятельствами (пол, возраст, раса, социальное происхождение) и достигаемыми, являющиеся результатом свободного выбора и собственных усилий (образование, профессия, семейное положение, вероисповедание, уровень доходов).

 

Социальная роль выражает динамическую сторону социального статуса, или нормативно одобренный способ поведения личности. Роль – это тип поведения личности, обусловленный ее статусом. Т. Парсонс: Роль есть сумма нормативных ожиданий, обращенных к индивиду, занимающем определенное положение в обществе.

 

Социальный статус реализуется как правило в системе социальных ролей - ролевом наборе. Социальные роли включают в себя, с одной стороны, нормативные требования (предписания, положения), а с другой стороны, нормативные ожидания участников взаимодействия. Ролевое поведение является результатом исполнения ролей, которому предшествуют процессы обучения и принятия ролей. В случае расхождения между реальным поведением и нормативными предписаниями и ожиданиями могут возникнуть ролевые напряженности и конфликты.

 

Причины возникновения конфликтов (по Парсонсу):

 

- когда индивид выполняет одновременно несколько социальных ролей с противоположными требованиями

- когда недостаточное ролевое обучение

- ожидания в одной и той же роли не находятся в гармонии друг с другом

 

Для предотвращения ролевых напряжений и преодоления конфликтов участники взаимодействия используют несколько процедур – рационализация, различение социальных ролей (дифференциация) и регулирование ролей.

 

Функции политической власти

Политическая власть выполняет ряд важнейших функций в обществе:

• определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтерна-

тив общественного развития;

• обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности;

• регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет

деятельность, направленную на их разрешение;

• осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных цен-

ностей и благ, т. е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе

ресурсам.

 

Обществе.

Для того чтобы ответить на этот вопрос, вначале обратимся к самому понятию «средний класс», имеющему различные трактовки в социологической науке. Все имеющиеся на сегодня теории среднего класса можно условно подразделить как минимум на четыре направления, авторы которых придерживаются более или менее схожих критериев идентификации данной социальной общности. Представители первого направления (К. Реннер, Р. Дарендорф, Дж. Голдторп и др.) рассматривают новый средний класс с позиций профессиональной принадлежности индивидов и характера выполняемых ими функций (так называемый «класс услуг»). К следующему направлению исследования относятся теории, определяющие средний класс как отдельную страту технологически ориентированных рабочих, занятых преимущественно нефизическими видами труда, которые в силу своей высокой квалификации и уровня образования занимают принципиально новое положение на производстве и имеют высокие стандарты потребления. В данном случае уровень квалификации и профессионального мастерства выступают в качестве основного критерия дифференциации среднего класса (С. Малле, П. Бельвиль, А. Горц и др.).

Один из них определяется задачами маркетинговых исследований, в частности, необходимостью определения потребительских предпочтений платежеспособной части населения. При данном подходе в качестве критерия выделения среднего класса используется уровень душевого дохода и/или наличие определенного набора дорогостоящего имущества.

Второй подход связан с попыткой применения в условиях России традиционных западных критериев среднего класса (определенные профессиональные характеристики, образование, имущественно-доходные характеристики). Этот подход является наиболее фундаментальным и адекватным для анализа среднего класса, хотя и порождает массу споров о том, какая именно профессиональная деятельность или какой уровень образования в условиях современной России могут служить критериями принадлежности к среднему классу.

Третий подход связан с тем, что исследования среднего класса в современной России имеют не только научно-академическое или маркетинговое, но и социально-политическое значение. Есть ли в современной России массовые социальные слои, в целом удовлетворенные своим положением и имеющие для этого достаточные основания? В каком именно политическом строе, и в каком типе экономического развития заинтересованы эти слои? Способны ли они выступать гарантом социальной стабильности общества? Наконец, являются ли эти слои особым классом общества, т.е. осознали ли они собственные специфические интересы и готовы ли целенаправленно действовать для их достижения, став активным социальным субъектом российского общества, или это еще не более чем «класс – в - себе», а не «класс – для - себя»?

Л.А. Беляева в своем исследовании выделяет группу, получившую условное название «российский средний класс». Численность этой группы составила 6% от выборочной совокупности, и именно эта доля близка тем оценкам среднего класса в России, которые дают другие эмпирические исследования.

 

В современном российском обществе сложилась очень интересная ситуация. Все: ученые, политики, банкиры, предприниматели говорят о среднем классе. Его объявляют «новым гегемоном» российского общества, с ним связывают надежды на стабилизацию социальной структуры и выход России из кризисов. Но в то же самое время в этом же обществе властями не предпринимается никаких социально-экономических мер, способствующих росту и консолидации этого класса.

 

 

Социальные функции денег

 

Развитие экономического обмена в обществе неизбежно ведет к возникновению и развитию денег.

Зиммель «Философия денег», Маркс «Экономическо-философские рукописи»)

 

Прежде всего, говоря о деньгах как о социальном явлении, необходимо отметить их роль интегрирующего элемента социальной, а не только экономической жизни общества. Деньги стимулируют дальнейший процесс развития разделения труда.

Деньги создают единый мотив и цель деятельности. Зиммель впервые отметил роль денег в качестве универсальной цели. Деньги, конечно, в первую очередь, являются орудием достижения любой цели, универсальным инструментом. Они способны не только удовлетворить практически все потребности их владельца, но и служат основой большинства видов деятельности в современном обществе. Хочет ли человек начать какое-либо производство, желает заниматься политикой или искусством, помогать бедным или вовсе ничего не делать, прежде всего, он должен иметь деньги, которые бы это ему позволили. Такое «инструментальное» значение денег, по мнению Зиммеля, приводит к тому, что «универсальное средство» психологически трансформируется в «универсальную цель».

Деньги – стандарт, эталон не только экономической, но и всей социальной жизни. Деньги становятся мерилом успеха, показателем уровня достижения того или иного человека. Уровень дохода, денежное богатство служат критерием для определения социального положения, статуса человека в денежном обществе.

Деньги обеспечивают социальную мобильность каналы движения из одной социальной группы в другую. Большее богатство дает человеку почет и уважение окружающих. Веблен в своей «Теории праздного класса» показал, как деньги изменяют общественные нормы и ценности. Модно, престижно иметь дорогие вещи.

Отношения обмена с развитием денег, по мнению Зиммеля, представляют человеку максимальную свободу. Свобода в выборе партнеров, свобода в деятельности,

Денежные отношения препятствуют возникновению хаоса в общественной жизни, так как организуют и направляют движение отдельных индивидов, создает механизм взаимного учета и согласования интересов.

 

Границы понятия.

 

Понятие «этническая группа» вытесняет понятие «племя».

Этничность подразумевает взаимодействие между группами, признающими существование культурных различий, то есть это форма осознания и концептуализации культурных различий. Чем сильнее культурные различия, тем сильнее выражена этничность.

К. Гирц: этничность – объективная реальность, искомое, видовое качество человека, форма естественной эволюции человека.

Питер Ван Ден Берг: Этничность – расширенное родстство, социальное родство.

Феномен этнической непрерывности: границы между группами перемешиваются в зависимости от точки отсчета, границы подвижны.

Этничность аскрептивная, то есть человек не может изменить свою этничность, принадлежит к определенной группе от рождения.

Этничность более выражена, чем больше культурных различий.

Бромлей: Этнос – реально существующая группа людей, основан на культурном единстве.

Для Барта: этническая группа – группа принадлежности или группа членства. Группа оформляется через культурные границы. Этническая граница – принцип, который определяет кого включать, кого исключать их группы.

 

Этническая общность есть общность, основанная на культурной самоидентификации с другими общностями, с которыми она находится в связи. Соотнесение внутренних и внешних представлений. Категоризация и самоидентификация.

 

I. Дескриптивный подход.

Исследование проблемы нарастающего К. плюрализма, миграций населения, миграций знаков и стиля.

 

Эдуард Тэйлор “Первобытная К.”:

 

К. – сложное целое, кот. Включает знания, верования, искусство, направленность, законы, обычаи и любые другие способности и привычки, усвоенные человеком как членом общества.

 

Основные идеи подхода:

1) К. – целое, состоящее из элементов, кот. Мб различными

 

2) от Тэйлора до Питера Бергера продолжает сохраняться такой набор

 

3) кол-во признаков:

От 75 – Йель

До 1-2 – основной: язык/диалект --- значит, м. выделить 2,5-5 тыс. культур (выделяют до 5 тыс. языков; тогда как кол-во народов 2400-2500)

 

4) отдельные элементы отличаются как в синхронии, так и в диахронии

 

Синхрония – изучение КК, существующих в 1 время

Диахрония – ист. Развитие культур. Элементов, культур. Комплексов; основ. Проблема – исследование происхождения и развития культурных элементов

 

5) разложение целого на части

 

6) осн. Методы: систематизация и классификация

 

7) К. – социальна!

Мы принадлежим к соц. Группе --- приобретаем К.

 

К. опред. Группы – наследие, опыт поколений

 

Культур. Традиция – механизмы наследования культур. Достижения; механизм аккумуляции, передачи и актуализации

 

Традиция предполагает устойчивость, длительность функционирования опред. Культур. Форм; и, тем самым, наличие фактора, стабилизир. традицию и поддержив. Ее воспроизводство – стереотипа

 

Стереотип – тип модели поведения в типич. Ситуациях; матрица соц. И культур. Поведения в типовых соц. Ситуациях

 

Стереотип – стереотипизир. Формы человеч. Поведения, кот. Связаны с повторяемостью опред. Ситуаций, реализации одних и тех же потребностей; это способ решения конфликтов, Сп. Поведения в повторяющ. Ситуациях

 

Стереотипы:

  1. поведенческие
  2. представления
  3. соц. Правила и норм
  4. вещи, исп. В опред. Ситуации опред. Образом
  5. лингвистика (пример: правила построения текста)

 

Стереотип дБ пластичен – д. изменяться при изменении соц. Среды

 

Дескриптивный подход не м. объяснить многие современные социокультурные реалии.

 

Этноцентризм.

 

Внешняя гетерогенность и внутренняя гомогенность – это 2 константы, которые связывают м/у собой все понятия К.

 

Как правило, люди противопоставляют чужую К. своей.

 

Основ. Идеи:

1) этноцентризм – описание др. К. через призму своей: своя К. понимается как некий стандарт, модель сравнения

 

этноцентризм – форма мышления и действия, кот. Исходит из более высокого положения своей К.; убежденности в бесспорной, не подлежащей сомнению правильности СП. Жизни своей группы и ее исключит. Ценности

 

2) эгоцентризм – характеризует европ. Стиль соц. Взаимодействия: нацелен на фокусирование на индивидуальности

 

3) логоцентризм – европ. Форма рациональности – единственно возможная; все остальные формы игнорируются или девальвируются

 

Понимание культуры через паттерны.

Осн. Идеи:

1) “культур. непрерывность” – взгляд на культур/этнич. Группу как на групп, облад. Общей К., признается устаревшим, т.к.

 

Невозможно выделить группы людей, у кот. Абсолютно идентич. Культур. Признаки

 

Необходимо исследовать не содержание К., а те соц. Принципы, которые формируют ее границы.

 

2) внутрикультур. Различия являются более значительным, чем межкультурные

 

пример: субкультуры врачей Петербурга и врачей Париже ближе, чем субкультура русских врачей и русских крестьян.

 

 

Роберт Бирстет:

К К. относится все то, что люди как члены общества делают, думают и чем они владеют ---- триада в К.:

 

  1. норматив. К. – совокупность характер. Д. данного общества правил поведения, норм и ценностей, в соответствии с кот. Типизируется поведение и появляются стереотипы;

 

она поддерживается с пом. Ряда К. практик, паттернов

 

  1. символич./идейная К. – характерная для данного общества совокупность убеждений, взглядов, верований, а также значений, связанных с материальными артефактами, закодир. Например, в языке

 

  1. материаль. К. – совокупность характер. Для данной общности объектов, таких как: жилище, одежда, система питания, инструменты

 

Уровни структуры К.

 

1) культур. Элемент/артефакт - явления и формы, объективирующие любые возможные результаты детельности

этнографич. Тип (термин Э. Тэйлора) – некий усредненный продукт, кот. Выводится на основе варьирования функционально-однородных элементов.

 

Признаки этнографич. Типа:

v устойчивость

v локальность – укорененность элемента К.

 

К. паттерн (Дж. Хонингам) – обозначение для 2 явлений:

v модели соц стандартизир поведения в сообществе

v матер. Продукт группов. Деятельности ---- из единиц такого рода формируются опред. Конфигурации, кот. Можно назвать

 

культур. Паттерны – относит. Устойчивые и повтор. Способы восприятия, чувствования, мышления, поведения (мб универсальны для данной К., а мб специфичны для опред. Сообщества/региона)

 

культур. Паттерн – м. использоваться по отношению как к культур. Элементу, так и к культурному комплексу

 

2) культурный комплекс – совокупность культурных элементов, однородных с тз их содержания и функционирования

пример: шаманизм, костюм, язычество

 

3) культурная конфигурация – наиб. сложный вид культур. Структуры, когда различ. В плане содержания и функционирования культур. Элементы/комплексы объединяются в единое целое

пример: К. опред. Фирмы; нац. К.

 

Основ. Объяснит. Модели, связан. С таким пониманием культуры:

  1. эволюционизм
  2. диффузионизм

Основные подходы к определению предмета социологии

Объект – та реальность, на которую направлен исследовательский интерес. Помимо социологии, совместная жизнь людей выступает также объектом экономики, демографии, политологии, но у каждой науки специфический предмет. Предмет определяет содержание науки. Предмет – это те аспекты и особенные черты, которые исследователи выделяют в объекте. Эти аспекты – особый способ видения объекта. Определение предмета социологии должно строиться на раскрытии понятия социальное. Социальное в широком смысле объединяет все разновидности явлений совместной жизни – экономические, политичесике, религиозные, правовые, взаимосвязи между этими явлениями. (способ организации бизнеса в стране зависит не только от экономики, но и от политического строя и этических норм, характерных для господствующей в стране религии).

Социальное в узком смысле включает процессы совместной жизни, которые обусловлены стремлением принадлежать к общности, к солидарности. Социальная сфера здравоохранения.

Социальная обусловленность, возникающая между поступками и ситуациями, возникающими в процессе совместной деятельности людей, следование нормам, обычаям, привычкам, приадлежность к общности – этнической, профессиональной. Дело касается не толко людей, но и вещей, созданных или используемых людьми. То есть, предмет современной социологии – социальная обусловленность любых явлений,

Милецкий: О-т сц. об-во как организованная целостная система во всех его онтологич. проявлениях. В чем-то о-т сц. совпадает с о-тами др. социальных наук – эк-ки, демографии, соц. псих. и т.п. Но кажд. наука им. специф. пред-т, кот. опред. содержание науки. При этом он не м.б. стабильным, он нах-ся в постоянном движении и развитии. (Милецкий: С т.з. предмета сц. изучает сущ-ть, стр-ры, типы об-ва + объектив з-ны, закономерности и формы их проявл. 3 стороны П сц.: 1. знание о сущ-ти, стр-ре и типах об-ва 2. знание з-нах 3. знание об особенностях проявления з-нов в конкретных ист. сит-

I. Представления о предмете сц. трансформ. на протяжении всей ее итории. => Определение предмета зависит от того, какую школу / направление сц. ученый разделяет. С этой т.зр. (учебник под ред. Скворцова) выделяют два подхода к определению П: 1) сц. как наука о целостности общественного организма, о соц. орг-ях и соц. с-ме; 2) сц. как наука о массовых соц. процессах и массовом пов-ии. О. Конт. Сц. – это позитивная наука об обществе и фундаментальных з-нах его разв-я. П сц. – общество в его целостности, основу кот. обр. всеобщее согласие. Г. Спенсер. Спенсер видел перед собой сложившееся английское буржуазное об-во, кот., несмотря на дифференциацию, сохраняло свою целостность благодаря новым соц. ин-там, сумевшим сгладить противоречия. П сц. – об-во как социальный организм, в кот. дифференциация сочетается с интеграцией благодаря естественной эволюции его социальных институтов. Э. Дюркгейм: эл-тами соц. реальности являются соц. факты, совокупность кот. и есть об-во. Социальное = коллективное. Поэтому пр. сц., по его мнению, является общество как объективная совокупность институтов, определяющих тип солидарности, изучать который следует на основе социальных фактов, выявляемых с помощью объективных методов. М. Вебер: сц. – наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение — по М. Веберу — это внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Социология М. Вебера называется «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. По мнению М. Вебера, предметом социологии должно быть не столько непосредственное поведение, сколько его смысловой результат. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов. Поэтому для Вебера предмет социологии есть целостная совокупность смыслов социальных действий, значений социальных отношений и их структур для субъектов действий. Различия в определении предмета социологии ее основателями обусловлены разными социально-философскими подходами и ценностно-политической ориентацией. Сходство взглядов по этому вопросу заключается в понимании об-ва как целостной реальности, а различие — в понимании стр-ры об-ва и его динамики, особенно — его перспектив. Споры о предмете социологии ведутся и до сих пор. В настоящее время существуют десятки научных школ и направлений в понимании социологической проблематики. Петербургские социологи Л. О. Бороноев, В. Я. Ельмеев: предмет общей социологии образует изучение основ бытия всякого общества, законов его развития и функционирования. При этом, считают они, за основу не может быть принята лишь социальная сфера. Она лежит глубже — и экономике, в материальном производстве, которое и составляет об



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1755; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.0.20 (0.015 с.)