Тема 1 социология – наука об обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1 социология – наука об обществе



Тема 1 СОЦИОЛОГИЯ – НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

 

Лекция

  1. Объект и предмет социологии. Место социологии в системе наук
  2. Структура и функции социологии
  3. Основные современные подходы к анализу общества

 

1.Слово социология, обозначающее область научного знания, было введено О. Контом в его работе “Курс позитивной философии” (1842 г.). Сначала он называет социологию социальной физикой. Эта наука, по его мнению, должна заимствовать у естественных наук объективность, проверяемость, доказательность.

Объект науки – определенная часть окружающего нас материального или нематериального мира, на которую направлен взгляд исследователя.

Предмет науки – какая-то сторона, часть объекта, представляет собой результат абстрагирования исследователя.

Например, здание может являться объектом изучения для многих людей, но архитектора в нем будет интересовать стиль, строителя – прочность конструкции и фундамент, жителя - удобство планировки.

Объект социологии – общество в целом или, другими словами, социальная реальность. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы, независимо от того присутствует при этом данный индивид или группа. Социальное выражает зависимость и совместимость людей, взаимообусловленность их действий.

Предмет социологии – общество как целостный организм, социальные механизмы его функционирования и развития.

Социальные механизмы – сложные взаимодействия социального целого, особенные и единичные. Это взаимодействие факторов, приводящих в движение, вызывающих развитие.

Основным фокусом социологии является социальная группа. Личность она изучает не как уникальное создание, а как представителя какой-либо социальной группы.

Социальные группы рассматриваются в социологии с позиций их места в системе социальных связей. Таким образом, рассматривается сложная система социальных связей:

1. Личность – группа.

2. Группа – группа.

3. Личность – общество.

4. Группа – общество.

5. Общество – природа.

Более четко предмет социологии будет очерчен при рассмотрении соотношения социологии с другими науками, изучающими общество.

Социология и философия:

Общее: Различия:
1. Изучение общества как целостного организма. 1. В философии – умозрительность, в социологии – конкретность. 2. В философии применяются теоретические методы, в социологии – как теоретические, так и эмпирические.

Философия рассматривает общество как специфическую часть мироздания и пользуется другими, предельно общими понятиями и категориями. Она смотрит, как в обществе действуют общефилософские законы (например, основной закон философии применительно к обществу рассматривается как вопрос о соотношении общественного бытия и общественного сознания).


Социология и история:

Общее: Различия:
1. Анализ исторического процесса как единого целого. 1. История обращает внимание на уникальность событий, явлений, для социологии главное выделить повторяющееся, типичное, закономерное в ряду социальных явлений, событий и процессов. 2. История изучает прошлое, социология – настоящее.

Социология и другие специальные науки (экономика, политология, право, религиоведение и пр.):

Специальные науки изучают отдельные сферы общества, отдельные виды отношений, социология же изучает общество как целостность, как целостный функционирующий и развивающийся социальный организм, анализирует взаимодействие основных сторон, подструктур общества, что позволяет раскрыть особенности общества как целостности. Отдельные явления и процессы интересуют социологию с точки зрения их роли и места в системе общественных отношений, в структуре единого функционирующего организма.

2. Структура социологического знания характеризуется многоуровневым характером и включает следующие элементы:

· Общая социологическая теория.

· Специальные социологические теории (теории среднего уровня).

· Конкретные социологические исследования.

Общая социологическая теория дает представление об обществе как целостном организме, системе соц. механизмов, формирует основные методологические подходы к социологическому анализу. В частности, формирует требования системного анализа, генетического анализа, комплексного конкретно-исторического подхода, анализа явлений во взаимосвязи с другими.

Специальные социологические теории уточняют положения общей социологической теории, применяют к отдельным видам социального взаимодействия.

Конкретные социологические исследования – это измерение конкретных социальных процессов на основе тех подходов, принципов, понятий, показателей, которые дают общая социология и специальные теории.

Общая социологическая теория Изучение социальных структур Изучение социального развития Изучение развития личности Определение принципов, методологических подходов к социологическому познанию
Специальные социологические теории Теории, изучающие отдельные общности: Социология семьи; Социология города; Социология слоев, классов; Этносоциология; Социология толпы Теории, изучающие жизнедеятельность общностей в отдельных сферах: Социология образования, науки; Социология политики; Социология труда; Экономическая социология Теории, изучающие отдельные элементы социального механизма Социология конфликтов; Социология коммуникации; Социология социального контроля; Социология преступности:
Конкретно-социологические исследования Измерение конкретных социальных процессов

Виды исследований:

· по масштабам – международные, общенациональные, региональные, местные.

· по целям – фундаментальные (преследуют цель развития науки), прикладные (решение конкретных проблем).

· по характеру организации и проведения - сравнительные, лонгитюдные, когортные.

Основными методами сбора информации в социологии являются:

1. Опрос (может быть двух видов: анкетирование и интервьюирование).

2. Анализ документов.

3. Наблюдение.

4. Социальный эксперимент.

5. Тестовые методики

6. Социометрия

Функции социологии:

1. Теоретико-познавательная - социология накапливает и систематизирует знания об обществе, его составляющих, соц. механизмах, об основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития.

2. Методологическая – социология дает исходные знания об обществе как целостной системе, эти положения имеют методологическое значение для других наук об обществе.

3. Информационная – социология дает представление о состоянии социальных процессов; информационная функция – это сбор, систематизация и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация – это самый оперативный вид социальной информации.

4. Прогностическая – выдача социальных прогнозов, краткосрочных и долгосрочных. Прогноз опирается на открытую тенденцию развития социальных явлений.

5. Функции социального проектирования и социальной технологии - социология определяет оптимальный путь решения практических проблем, разрабатывает методы, способы, приемы управленческих решений, т.е. разрабатывает соц. технологию.

6. Мировоззренческая – социология выступает основой формирования у человека целостной картины мира, основой его мировоззрения.

Все эти стадии относятся к первичной социализации.

Часть 2

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1 Сущность девиантного поведения, виды девиации.

2 Теории, объясняющие причины возникновения девиации.

3 Статистика преступности.

1. Ни одно общество не способно заставить всех своих индивидов все время действовать в соответствии со своими нормами, другими словами, в любом обществе существует девиантное поведение. Девиантное (отклоняющееся) поведение – поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам. Девиация приобретает разнообразные формы. Террористы-преступники, отшельники, аскеты, хиппи, грешники и святые – все это отклонения от принятых в обществе норм.

Девиация представляет собой не характеристику совершенного индивидом действия, а следствие применения к нарушителям общественных правил и санкций. Девиантное поведение – это поведение, на которое индивиды навешивают такой ярлык. В простых обществах, в которых существует единая для всех система норм, девиацию определить легко. В сложных обществах, где существует множество противоречивых норм, определение девиации усложняется. Например, возьмем район, где большинство проживающих подростков совершили преступление, и большинство взрослых неоднократно нарушали закон. Какое поведение – преступное или неприступное – является здесь девиацией?

Девиация представляет собой процесс, в ходе которого можно выделить несколько стадий: 1) формирование норм; 2) сущность норм; 3) совершение девиантного поступка; 4) признание поступка девиантным; 5) признание человека девиантом; 6) стигмация (навешивание «ярлыка» девианта); 7) следствия стигмации; 8) коллективные формы девиантного поведения.

Основные виды девиации.

1. Культурная и психологическая девиация.

Культурная девиация – это поведение, отклоняющееся от норм культуры. Это поведение изучается социологами. Психологическая девиация – отклонения в личностной организации: психотики, невротики, параноики и пр. Эти отклонения изучаются психологами. Эти два вида девиации часто пересекаются: культурная девиация может являться следствием личностных патологий. Радикальное политическое поведение часто рассматривается как выход эмоциональной воинственности. Проституция часто объясняется как результат недостатка эмоциональной близости и поддержки в детстве, когда девочка имела ограниченные возможности формирования безопасной личности. Однако личностные психопатологии являются не единственной причиной появления культурной девиации. Причинами последней могут также выступать социальные предпосылки, которые будут рассмотрены далее.

2. Индивидуальная и групповая девиация.

Подросток, выросший в интеллигентной семье, который становится наркоманом, тем самым демонстрирует индивидуальную девиацию. В сложном обществе может существовать множество девиантных субкультур, нормы которых противоречат общим моральным нормам. Дети, выросшие в семьях алкоголиков, которые впоследствии становятся частью группы бездомных, где токсикомания является обыденным явлением, демонстрируют групповую девиацию. Употребление токсических веществ в этой группе детей является не протестом против норм субкультуры, а механизмом обретения статуса внутри группы. Таким образом, существует два чистых типа девиантов: 1) индивидуальные девианты отрицают нормы, которые их окружают, 2) групповые девианты являются конформистами в рамках девиантных групп.

3. Первичная и вторичная девиация.

Первичная девиация – девиантное поведение индивида, который является конформистом во всех остальных своих проявлениях. Данный человек не рассматривается в качестве девианта ни сам, ни другими, его воспринимают как несколько эксцентричного. Вторичная девиация – девиация, которая следует после публичной идентификации человека как девианта. Часто единичного девиантного поступка (гомосексуальный половой акт, употребление наркотиков, воровство и пр.) или даже подозрения в совершении такого поступка бывает достаточно, чтобы на человека навесили «ярлык» девианта. Этот процесс навешивания ярлыка имеет крайне важное значение. Человек, совершающий первичную девиацию, в целом поддерживает систему социальных норм и поддается социальному влиянию. После «клеймения» девиантом, человек изолируется, примыкает к группе себе подобных и исключается из общества. Девиация становится центральным местом его жизненной организации.

4. Позитивная и негативная девиация.

Позитивная девиация – отклонения от норм, которые поощряются в данном обществе. Гений, герой, духовный лидер – позитивные девианты. Хотя позитивная девиация имеет место в любом обществе, наибольшее внимание социологов привлекает к себе девиация негативная. Негативная девиация – поведение, которое осуждается обществом и влечет за собой наказания. Преступники, наркоманы, алкоголики, проститутки – негативные девианты.

2. Пристальное внимание ученых вызывает вопрос о причинах возникновения девиантного поведения. Существуют три основных подхода, объясняющих причины возникновения девиаций:

1) биологический подход;

2) психологический подход;

3) социологический подход.

Остановимся на каждом из подходов.

Биологический подход ищет причины девиантного поведения в особенностях строения человеческого тела. Наиболее известные сторонники этих идей – Ч.Ломброзо и У. Шелдон. Итальянский врач Ч. Ломброзо считал, что склонность к криминальному поведению можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли.У. Шелдон считал, что определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Эндоморфу (человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. Эктоморф (отличающийся тонкостью и хрупкостью тела) склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. Опираясь на исследования поведения двухсот юношей, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками. В соответствии с другой биологической концепцией мужчины, обладающие дополнительной хромосомой типа Y, в большей мере склонны к проявлению девиации, чем другие, однако не выявлена четкая причинно-следственная связь между наличием аберрантных хромосом и девиацией.

Психологический подход причину возникновения девиации видит в психологических конфликтах, проблемах и травмах, особенно пережитых индивидом в детстве. Наиболее известна психоаналитическая теория З. Фрейда. Девиантное поведение, по З. Фрейду, возникает в результате конфликта между Ego и Id или Superego и Id. Например, преступления возникают в том случае, когда Superego – цивилизованный самоконтроль индивида – не может совладать с примитивными, деструктивными, жестокими импульсами Id. Различные импульсы могут подавляться, тем самым переходить в бессознательные пласты психики.

Социологические теории объясняют возникновение девиации через поиск социальных и культурных факторов, влияющих на людей.

Теория аномии Дюркгейма представляет собой первое социологическое объяснение девиации. Дюркгейм исследовал сущность одного из видов девиации – самоубийства. Он считал основной причиной самоубийства явление, названное «аномией» (разрегулированностью, отсутствием норм). Социальные правила играют важную роль в регуляции жизни людей. Нормы управляют поведением людей, они знают, чего ожидать от других и чего ждут от них. Во время кризисов или радикальных социальных перемен жизненный опыт людей перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. В результате люди испытывают состояние запутанности и дезориентации. Статистические данные свидетельствуют, что во время неожиданных спадов и подъемов уровень самоубийств становится выше обычного. Дюркгейм считал, что неожиданные упадок и процветание связаны с нарушением «коллективного порядка». Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентиры – все это способствует девиантному поведению.

Теория аномии Р.Мертона. Мертон считает, что девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре целями и социально одобряемыми способами их достижения. Например, общепризнанным мерилом успеха в американском обществе (а в последнее время также и в украинском) считается достижение богатства. Социально одобряемые средства достижения этой цели подразумевают такие традиционные методы, как получение хорошего образования, поступление на работу и построение карьеры. Но далеко не все люди могут получить хорошее образование, лучшие фирмы принимают на работу достаточно ограниченное количество специалистов. Когда люди сталкиваются с невозможностью достичь финансового успеха социально одобряемыми средствами, они могут прибегнуть к незаконным способам (торговле наркотиками, мошенничеству и т.д.).

В рамках своей концепции Мертон разработал типологию девиантных поступков.

Типология поступков (по Р. Мертону)

Вид поведения Социально одобряемые цели Социально одобряемые средства
Конформизм + +
Девиация   Инновация Ритуализм Ретритизм Бунт + - - -/+ - + - -/+
       

В системе Мертона конформизм предполагает согласие и с целями общества, и со средствами их достижения. Примером может быть молодой человек, который получает образование, находит престижную работу и успешно продвигается по службе. Конформизм – это поведение, полностью противоположное девиантному.

Инновация предполагает согласие с целями общества, но отрицает социально одобряемые средства их достижения. Примерами инновации являются шантаж, ограбления, растрата чужих денег и пр. Данный вид девиантного поведения возникает в том случае, когда индивид сталкивается с ограниченным доступом к ресурсам, с одной стороны, и сильным желанием выглядеть успешным в глазах общества – с другой.

Ритуализм предполагает игнорирование целей данной культуры, но согласие (порой доведенное до абсурда) использовать социально одобряемые средства. Примером может выступать бюрократ, фанатично преданный своему делу, который тщательно заполняет бланки, проверяет их соответствие всем инструкциям, регулярно подшивает их к делу и т.д., но не осознает, для чего все это делается.

Ретритизм предполагает отрицание как целей данного общества, так и средств достижения этих целей. Другими словами, человек дистанцируется от общества. К этой разновидности девиации можно отнести монахов, отшельников, с одной стороны, и наркоманов, алкоголиков и самоубийц – с другой.

Бунт также выражается в отрицании и целей общества, и средств их достижения. Но в отличие от ретритистов, бунтовщики не отходят от общества, а пытаются предложить ему новые цели и новые средства их достижения. К этому виду девиантов можно отнести реформаторов и революционеров.

Культурологические теории. Культурологические теории ставят акцент на анализе культурных ценностей. С точки зрения этих теорий, девиация имеет место тогда, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры. Идентификация с субкультурой происходит в ходе общения с носителями этой культуры. Важную роль играют не контакты с безличными организациями или институтами (законодательными органами, церковью и т.д.), а повседневное общение – в школе, дома, «на улице». На интенсивность усвоения человеком девиантных ценностей оказывают влияние частота контактов с девиантами, а также их количество и продолжительность. Важную роль играет и возраст: чем человек моложе, тем с большей готовностью он усваивает образцы поведения, навязываемые другими.

Теория стигмации (клеймения). Девиантное поведение объясняется способностью влиятельных групп ставить клеймо девиантов на поведении менее защищенных групп. С человеком могут обращаться так, как будто он нарушил правило, даже если он этого не делал, только потому, что другие утверждают, что он это сделал. Большинство людей нарушают некоторые социальные правила. Подросток может покуривать сигареты с марихуаной, администратор делать приписки к счету, клерк – присваивать канцелярские принадлежности. Пока окружающие не обращают на это внимание, человек, нарушающий правила, не считает себя девиантом. Как только окружающие узнают об этом, на человеке будет поставлено клеймо девианта. С ним будут обращаться как с девиантом, постепенно он привыкнет считать себя девиантом, вести себя в соответствии с ролью. В отличие от концепций, обращающих внимание на особенности индивидов, способствующих девиации, теория стигмации объясняет, каким образом формируется отношение к людям как к девиантам.

Конфликтологический подход. Данная теория не интересуется, почему люди нарушают законы, а занимается анализом сущности самой законодательной системы. С данной точки зрения, законы и деятельность правоохранительных органов – это орудие, которое правящие классы, владеющие средствами производства, используют против тех, кто лишен их. Более того, сторонники этой теории рассматривают девиантов не как нарушителей общепринятых правил, а скорее как бунтарей, выступающих против капиталистического общества, которое стремится «изолировать и поместить в психиатрические больницы, тюрьмы и колонии для несовершеннолетних множество своих членов, якобы нуждающихся в контроле».

3. Преступление является разновидностью девиантного поступка, запрещенного законом.

Полный уровень преступности в обществе замерить сложно, так как далеко не все преступления учитываются органами правопорядка. Однако даже данные официальной статистики демонстрируют рост уровня преступности во многих обществах. К сожалению, эта тенденция не обошла стороной и Украину

Было бы ошибкой рассматривать девиантное поведение и преступность только в негативном свете. Очень часто девиантные поступки способствуют появлению в обществе новых идей, новых течений в искусстве, культуре, политике.

Общество, которое терпимо относится к девиации, может не боятся социальных взрывов. Однако это возможно только в том случае, если индивидуальные свободы людей сосуществуют с социальной справедливостью, где население в большинстве своем довольно жизнью. Если же свобода не сбалансирована равенством, а у людей нет возможности наполнить свою жизнь смыслом, девиантное поведение может вылиться в мощное социально деструктивное течение.


Реальные группы.

 

Социальная структура общества – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, социальны институтов и отношений между ними.

Социальная структура общества состоит из следующих подструктур:

1) социально-демографическая (пол, возраст, семейное положение);

2) социально-поселенческая (сельское и городское население);

3) социально-этническая (разные этнические группы);

4) социально-профессиональная (разные профессиональные группы);

5) социально-классовая или стратификационная.

 

2. В обществе существует множество групп, но все они не равны, как и не равны люди, которые составляют эти группы. Т.е. всегда существует социальное неравенство. Однако уровни и формы социального неравенства могут быть различными.

Центральным понятием при анализе социального неравенства является понятие социальной стратификации.

Социальная стратификация (от лат. stratum – слой, пласт) - наслоение, напластование групп, имеющих различный доступ к социальным благам в силу своего положения в общественной иерархии. Страта включает в себя множество людей, сходных по какому-то признаку, чувствующих себя связанными друг с другом. В качестве признака могут выступать экономические, политические, социально-демографические, культурные характеристики, но они обязательно должны быть статусными, т.е. иметь ранговый характер.

В социологии существуют различные методологические подходы к анализу сущности, истоков и перспектив развития социальной стратификации.

Функциональный подход Конфликтный подход Эволюционный подход
1. Стратификация естественна, необходима, неизбежна, ибо связана с многообразием потребностей, функций и социальных ролей. 1. Стратификация не необходима, но и не неизбежна. Она возникает из конфликта групп. 1. Стратификация не всегда является необходимой и полезной. Она появляется не только в силу естественных потребностей, но и на основе конфликта, возникающего в результате распределения прибавочного продукта
2. Вознаграждение осуществляется в соответствии с ролью и поэтому справедливо. 2. Стратификация не справедлива. Ее определяют интересы власть имущих. 2. Вознаграждение может быть справедливым и несправедливым.
3. Стратификация обеспечивает оптимальное функционирование общества. 3. Стратификация затрудняет нормальное функционирование общества. 3. Стратификация может способствовать, а может и затруднять развитие.

М. Вебер выделил три социальных ресурса, порождающих социальную стратификацию:

1. Собственность. 2. Власть. 3. Престиж.

Другими словами, социальная группа, находящаяся на более высоком уровне социальной иерархии, обладает большими объемами власти, собственности и престижа.

Каждое общество имеет свою систему социальной стратификации. Различают две разновидности стратификации:

1. Закрытую – существуют жесткие границы между стратами, запреты на переход из одной страты в другую. Примером закрытой стратификации является деление общества на касты и сословия.

2. Открытую – нет формальных запретов на переход из одной страты в другую.

3. Существуют 4 основных исторических типа социальной стратификации.

1. Рабство – крайняя форма неравенства, когда одни индивиды являются собственностью других.

2. Каста – группа, члены которой связаны происхождением и правовым положением, принадлежность к которой является наследственной, переход из одной касты в другую невозможен. В Индии было 4 касты, отделенных нормами ритуальной чистоты. Большие касты делились на подкасты. Характерной чертой кастовой системы была эндогамия (запрет неравных браков ).

3. Сословие – группа, обладающая закрепленными обычаем или законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Сословия основывались на земельной собственности. Характерная черта сословия – наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий.

Своего совершенства сословный строй достиг в средневековой Западной Европе. Как правило, выделяется два привилегированных сословия - духовенство и дворянство - и третье, включавшее в себя все остальные слои общества.

4. Классы обладают рядом особенностей, отличающих от трех других стратификационных систем:

1) Классы не опираются на закон и религиозные традиции, принадлежность к классу не связана с наследованием привилегий, закрепленных законом или обычаем.

2) Индивид может стать членом класса благодаря своим усилиям, а не только «получить» его при рождении.

3) Классы возникают в зависимости от разницы в экономическом положении групп индивидов, неравенства во владении и контроле над экономическими ресурсами.

4) В других стратификационных системах неравенство выражается, прежде всего, через персональные взаимоотношения долга и обязанностей – между рабом и господином, помещиком и крепостным. Классовые системы, напротив, функционируют через широкомасштабные связи имперсонального характера.

Понятие класса было введено в оборот французскими историками Тьери и Гизо в 18 ст. В современной социологии существует множество классовых концепций. Рассмотрим два основных подхода к анализу классов – марксистский и градационный.

1. Марксистский подход. Наиболее активно понятие «класс» используется марксистами, однако определения этой категории в работах К.Маркса нет. Г лавным классообразующим признаком по Марксу является собственность на средства производства.

Важнейшим проявлением классовых отношений была эксплуатация одного класса другим. На каждом этапе развития обществаК.Маркс выделял основные классы, соответствующие данному способу производства (рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне, капиталисты и рабочие), и неосновные – пережитки старых или зародыши новых формаций (землевладельцы при капитализме). Деление общества на классы является результатом общественного разделения труда и формирования частнособственнических отношений.

По Марксу, класс в своем развитии проходит два этапа – от «класса в себе» до «класса для себя». «Класс в себе» представляет собой формирующийся класс, не осознавший свои классовые интересы. Второй – это уже сформировавшийся класс.

Отсутствие у Маркса определения класса породило многочисленные, порой противоречивые, попытки дать определение класса по Марксу. В отечественной социологии классическим признается ленинское определение:

«Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства (большей частью закрепленному и оформленному в законах), по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают».

В соответствии с ортодоксальным марксизмом при капитализме происходит поляризация общества на два основных класса (буржуазию и пролетариат), наблюдаются процессы пролетаризации мелкой буржуазии, обнищания масс. История опровергла эти прогнозы. В 50-е годы начали формироваться средние классы. В неомарксизме была предпринята попытка вписать средние классы в традиционную марксистскую схему.

Э. Райт предложил два классообразующих признака: наличие собственности на средства производства и наличие управленческих функций. Классовая схема приобрела следующий вид:

 

Менеджеры + Управленческие функции - собственность   Буржуазия + Управленческие функции + собственность  
Пролетариат - Управленческие функции - собственность     Мелкая буржуазия - Управленческие функции + собственность

 

2. Градационный подход учитывает не один, а несколько критериев классообразования (род занятий, источник и размер дохода, уровень образования, стиль жизни).

Среди моделей стратификации, принятых в западной социологии, наибольшее распространение получила модель Ллойда Уорнера (построенная согласно градационному подходу). Он выделил три класса и по две страты в каждом классе.

Высший высший – династии (богатые семьи знатного происхождения).

Низший высший - люди высокого достатка, недавно разбогатевшие (нувориши).

Высший средний - высококвалифицированные лица, занятые умственным трудом, имеющие высокие доходы (юристы, врачи, научная элита, менеджеры), представители среднего бизнеса.

Низший средний – учителя, мелкие собственники, неквалифицированные “белые воротнички” (канцелярские служащие, секретари, кассиры, официанты) и т.д.

Высший низший – рабочие физического труда.

Низший низший - нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие.

4. Социальной мобильностью называется постоянное горизонтальное и вертикальное перемещение индивидов и социальных групп в обществе.

Виды социальной мобильности:

1. Межпоколенная (дети получают статус более высокий по сравнению со своими родителями) и внутрипоколенная (человек меняет свой статус на протяжении жизни).

2. Вертикальная (может быть восходящей и нисходящей) – когда человек меняет свой статус на более высокий или низкий; горизонтальная - когда смены статуса не происходит (например, географическая мобильность).

3. Индивидуальная (статус меняет один человек) и групповая (статус меняет группа).

4. Структурная - мобильность, обусловленная изменениями в экономике и технологии производства; обменная (циркулирующая) – мобильность, обусловленная социальными факторами: расширением возможностей получения образования, возрастанием социальных гарантий и пр.

Основными каналами вертикальной восходящей мобильности являются следующие социальные институты: армия, церковь, семья, школа, собственность.

При переходе из группы в группу человек может оказаться в маргинальном состоянии. Маргинальность - состояние личности или общности, находящейся на грани разных культур. Маргинальной может быть не только личность, но и общество. Например, Украина в настоящее время из-за переходного периода может быть охарактеризована как маргинальное общество.


Тема 5 СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Лекция

1 Сущность социального института, процесс институционализации.

2 Образование как социальный институт.

 

1. Социальные институты (от лат. institutum – установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Другими словами, социальные институты представляют собой относительно устойчивые модели поведения людей и социальных организаций в определенной сфере деятельности.

Термин “социальный институт” употребляется в самых разнообразных значениях. Он применяется по отношению к семье, государству, праву, экономике, собственности и т.п.

С внешней стороны (формальной) социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С внутренней (содержательной) стороны – это определенный набор норм, ценностей, целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях. Так, юстиция как социальный институт внешне представляет собой совокупность лиц (судьи, прокуроры, адвокаты, нотариусы и пр.), учреждений (суды, прокуратуры, исправительные учреждения и т.д.), а также используемых ими материальных средств (здания, оборудование, финансы и пр.). С содержательной стороны социальный институт юстиции представляет собой совокупность стандартизованных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих выполнение данной социальной функции. Указанные стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката и т.д.).

Структура социального института:

1. Набор социальных позиций и ролей.

2. Социальные нормы и санкции, регулирующие функционирование данной социальной области.

3. Группа лиц, профессионально занятых в данной области.

4. Совокупность организаций и учреждений, функционирующих в данной сфере.

5. Материальные средства и ресурсы, обеспечивающие функционирование сферы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.1 с.)