Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная проблематика социальных исследований уровня и качества жизни.

Поиск

Распределение результатов хозяйственной деятельности, особенно если эта деятельность выражается в национальном доходе, имеет важное социальное значение. Доли заработной платы и прибавочного продукта, направленного на социальные цели, имеют первостепенную важность. Именно эти индикаторы показывают, насколько экономика социально ориентированна, и особенно важен показатель совокупной заработной платы – он свидетельствует о том, насколько общество дает возможность индивиду получать свою долю дохода и самостоятельно ее распоряжаться. Если эта доля низка, то общество распределяет продукт в пользу определенных групп или государства. Обеспечение высокого уровня жизни является не только требованием из области социальной политики, это необходимая социальная предпосылка экономического роста в современных условиях.

 

Труд как категория социологической науки

 

В определениях труда с точки зрения социальных наук используется устоявшийся перечень характеристик, позволяющих говорить о труде как о деятельности особого рода. Наиболее типичные следующие:

 

-труд есть осознанная деятельность, соответственно свойственная лишь человеческим (обладающим сознанием) индивидам;

 

-труд – это целенаправленная деятельность, имеется в виду, что в процессе труда представленная в сознании человека цель всякий раз воплощается в результате (продукте процесса труда, который «есть потребительская стоимость, вещество природы, приспособленное к человеческим потребностям посредством изменения формы»).

 

-труд представляет собой всеобщую, то есть лежащую в основе других активностей человека (и обусловливающих их) деятельность;

 

-труд является социально-организованной деятельностью, поскольку в процессе труда создаются определенные материальные и духовные ценности, имеющие общественное значение

 

-говоря о труде, следует упомянуть о его «историчности»: каждой эпохе соответствует свое специфическое содержание труда, кроме того, изменения содержания и организации труда основываются на предыдущем историческом опыте

 

-труд всегда направлен на удовлетворение общественных и индивидуальных потребностей (посредством создания материальных и духовных ценностей)

 

В определении труда прослеживается тройственная связь: труд – человек – общество при доминирующем значении последнего. Труд не создающей общественной полезности, трудом не является.

 

«Утопическая» теория Сен-Симона представляет класс тех, кто выполняет общественно полезный труд (класс работников) и тех, кто никого труда не осуществляет (класс тунеядцев). Для Канта труд предстает как высшее проявление всевозможных активностей, вырастающих как из природной, так и из общественной среды. Для классиков политической экономии, прежде всего А. Смита, труд выступает средством воспроизводством человека и источником богатства общества. Маркс: определяет полезность труда в его стоимости. Вебер: в социальном явлении труда и отношениях к нему сосредотачиваются этические нормы общественных отношений, Дюркгейм видит в разделении труда новый источник общественной (органической) солидарности.

 

 

Формирование новой экономической культуры общества.

 

Экономическая культура общества - это система цeнностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение. Экономическая культура личности представляет собой органическое единство сознания и практической деятельности. Основой экономической культуры личности является сознание, а экономические знания - eгo важным компонентом. Эти знания представляют собой совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Современное производство, экономические oтнoшения требуют от работника большого и постоянно возрастающего объема знаний.

В экономике постмодерна огромное значение приобретают этика, социокультурные ориентации потребителей. Переход от индустриального общества, общества модерна к обществу постмодерна, проявляется в ориентации производителей на культурные образцы современного общества потребления, где потребляются уже не товары, а символы, знаки, образы, то есть потребляется сама культура. И современный маркетинг, реклама ориентируются на подобные изменения (например, развитие социального и культурного маркетинга). Производство уже теряет характер массового, все больше оно приспосабливается к потребностям конкретного индивида (все на заказ, как было когда-то в сфере ремесленного производств) Массовость теряет свое значение в сфере этики и культуры. Средств массовой информации становится так много, что выбор возможен для каждого конкретного потребителя. Производительное общество требовало расширенного воспроизводства и высоких темпов развития, высокого уровня инвестиций. В обществе постмодерна темпы экономического роста становятся более умеренными, все большая часть прибыли уходит в заработную плату и в налоги, с помощью которых содержится welfare state (государство всеобщего благосостояния) – государство, где развита социальная помощь и социальная защита.

 

34. Экономическое и социальное содержание собственности.

 

Собственность выражает характер присвоения ресурсов, произведённого продукта, доходов, самого процесса производства в хозяйстве. Присвоение означает отношение к объектам экономических отношений, как к своим. Объектами собственности (что присваивают) могут быть производственные ресурсы (земля, труд, капитал, предпринимательский талант, информация), товары и услуги, богатство семей (недвижимость, предметы длительного пользования, деньги, акции, облигации).

 

Социальное:

 

Доверие как социальная категория

 

 

Доверие в социологии и психологии — открытые, положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека, с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях. Доверие может иметь финансовый или личный характер. Финансовое доверие может выражаться в одалживании средств или возложении полномочий по управлению имуществом. Признаком личного доверия служит откровенность, готовность делиться интимной, секретной информацией.

Фактически в политологических и этнометодологических рассуждениях доверие выступает в двух ролях. Во-первых, как вера в порядочность, доброжелательность другого человека или, в критических ситуациях как вера обоих агентов принадлежность к одному и тому же сообществу (нации), требующая от них той или иной степени солидарности. Во-вторых, доверие понимается как готовность следовать правилам игры (институтам), принятым в обществе, например, отдавать долги, выполнять должностные обязанности, следовать принятым обычаям.

 

 

Этничность в социологии и социальной антропологии: определение, функции,

Границы понятия.

 

Понятие «этническая группа» вытесняет понятие «племя».

Этничность подразумевает взаимодействие между группами, признающими существование культурных различий, то есть это форма осознания и концептуализации культурных различий. Чем сильнее культурные различия, тем сильнее выражена этничность.

К. Гирц: этничность – объективная реальность, искомое, видовое качество человека, форма естественной эволюции человека.

Питер Ван Ден Берг: Этничность – расширенное родстство, социальное родство.

Феномен этнической непрерывности: границы между группами перемешиваются в зависимости от точки отсчета, границы подвижны.

Этничность аскрептивная, то есть человек не может изменить свою этничность, принадлежит к определенной группе от рождения.

Этничность более выражена, чем больше культурных различий.

Бромлей: Этнос – реально существующая группа людей, основан на культурном единстве.

Для Барта: этническая группа – группа принадлежности или группа членства. Группа оформляется через культурные границы. Этническая граница – принцип, который определяет кого включать, кого исключать их группы.

 

Этническая общность есть общность, основанная на культурной самоидентификации с другими общностями, с которыми она находится в связи. Соотнесение внутренних и внешних представлений. Категоризация и самоидентификация.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.175 (0.007 с.)