Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интегративная тенденция в теоретической социологии (Ю. Хабермас, Н. Луман, Э. Гидденс, П. Бурдье).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Структура и действия- дихотомия, породившая макро и микросц. Стремление к интеграции иссл-их подходов, ранее считавшихся взаимоисключающими, отмечены наиболее значительные теор разраб 1980-х: теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса, теория структурации Э.Гидденса, конструктивистский структурализм Бурдье. +Луман Рассматривают все бывшие до них подходы. Хабермас (р. 1929) -франкфуртская шк «Демократия. Разум. Нравственность» (На рус: 1992), «Теор. Коммуникат. действия» (1950). Общий недостаток рассматриваемых им парадигм (макро и микросц) – они «обрывают» связь между 2мя неразделимыми аспектами общ жизни: системой и жизненным миром. Теория самого Х. нацелена на опис-е и объясн того, как жизнь людей, поддержание соц. порядка в равной степени зависят от следования формал, безлич нормам (система) и от взаимопонимния, достигаемого в личном общении. На 1ый план в его конц-ции выходит пон-е «коммуникативного действия»; если целенапр-е действие направлено на достижение цели, то задача комм-ого — достичь понимания в общении. В нем уч-ки преследуют собств. цели только при усл. того, что могут гармон-ть свои планы действий на осн определения общей ситуации. Большое внимание в своих исслед-ях уделяет проблеме рациональности и рационализации. С его т.з., реш-е многих соц проблем сост в рац-ции не разумного (как предполагалось ранее), а коммуник. действия, что ведет к освобождению от господства, к свободному и открытому общению, к устранению ограничений ком-ции. Такая рац-ция способст форм-ю нов нормативной системы общ-ых отношений. Итог соц эволюции, по Х. — соц организация, т.е. об-во со свободной ком-цией. Луман никлас. Разработал теорию общества, которое рассматривается им как условие возможности взаимодействия многочисленных социальных систем. (р. 1927) - представитель системного и функционального подходов. Основные работы: "Социальные системы: очерк общей теории" (1984), "Наблюдения современности" (1992) и др. также пытается ассимилировать идеи различ сц-их ориентаций (структурного функционализма, феноменологии, фс-ой антропологии). Предмет сц, по Л., - соц системы, определяемые не как вид объектов, а как форма различения системы и среды. Способность такого различения лежит в основе воспроизводства (=аутопойесиса) системы. Тот факт, что система не может оперировать за своими границами, и все ее операции являются внутренними, отражается понятием оперативной закрытости системы. Т.о., понятие оперативно закрытой аутопойэтической системы является первым этапом прояснения понятия общества, на котором из общ-ой системы исключаются люди и страны, а включаются операции самонаблюдения и самоописания. но люди и страны с их демографическими и географическими особенностями не теряются для теории. Они просто находятся не в об-ве, а в его окр среде. Воззрение на общество как на аутопойэтическую систему коммуникаций, операциями воспроизводства которой являются коммуникации, делает понятие коммуникации решающим для определения понятия об-ва. Т.о., построение теории общества должно осуществляться с 2 т.з.: системной и коммуникативной. общество является всеобъемлющей системой всех коммуникаций, воспроизводящих себя аутопойэтически в совокупности всех коммуникаций. Гидденс. (1938) Теория структурации в раб «Конституирование об-ва: очерк теории структурации»(1984) и «Соц теория и современная сц» (1987) представил теорию, кот д.соединить парадигмы, исходящие из примата стр-ры, и парадигмы, исх из примата действия. Процесс воспр-ва общества – структурация – хар-ся тем, что соц стр-ры явл-ся 1. рез-том(часто непреднамеренным) деят-ти инд-ов 2. условиями (рес-сами и правилами) этой деят-ти. Социальная жизнь, об-во созданы соц-ми акторами и пост воспроиз-тся ими теми же средствами, которыми они реализуют себя как акторы - это основное положение теории структурации. Производство об-ва чел-ми существами возможно лишь потому, ч. осуществляя всякого рода взаимодействия, они обычно обращаются к своим знаниям, именно исп-е этих практических рес-сов есть усл-е взаимодействия вообще. При этом Г. говорит не о простом повторении уже установленных кем-то ранее практик, а о "творческом" подходе соц акторов, каждый из кот вносит что-то свое, новое, в уже сущ-ющие образцы поведения, одновременно изменяя и самих себя. Социальные акторы, будучи сознательными существами, постоянно пытаются упорядочить и переупорядочить соц практики согласно треб-ям места и времени их сущ-ния. Поэтому целесообразно говорить не о наборе отдельных актов, а о непрерывном потоке поведения как отдельного социального актора, так и целых поколений. Г. вносит динамику в свою теорию, представляя "историю" об-ва как его изменение, а не как просто функц-ние. Бурдье (1930-2002) «Очерк теории практики»(1972), «Практическое чувство» (1979) – конструктивистский структурализм. Понятие поле, диспозиции, капитал, габитусы В своих работах «Различение» (1979), «Практическое чувство» (1979) и др. стремился преодолеть односторонность объективизма и суб-ма. Б.: инд-ды своими действиями конструируют соц стр-ры. Но это конструир-е не рассм-ся как произвольное, оно предопределено теми соц стр-рами, кот в пр-ссе накопления жизненного опыта, воспитания, образ-я формируют габитус, т.е. систему мыслительных и поведенческих установок инд-дов Габитус – набор усвоенных, но неосознаваемых схем восприятия и производства практик. Соц пространство – сов-ть позиций, фиксирующих объективные различия, и деспозиций, опрделяющих субъективные оценки. Внутри соц пр-ва – поля как арена борьбы за ресурсы и символическое признание. В полях – специф капитал. (экономич. культур, социальный) Капитал- это власть над полем. Соц реальность нужно описывать как набор полей(полит, символич, экон.). 16. Субъективный метод в социологии (Н.К. Михайловский, П. Л. Лавров). Это направление развивали: П. Лавров («Задачи позитивизма и их решения» (1868); «Исторические письма» (1868-1869); «Задачи понимания истории» (1898); «Важнейшие моменты в истории мысли» (1903)), Н. Михайловский («Что такое прогресс?» (1869); «Теория Дарвина и общественная наука» (1870); «Герои и толпа» (1882); «Научные письма» (1884); «Еще о героях» (1891)»; «Еще о толпе» (1893)), С. Южаков («Социологические этюды» 1896, «Субъективный метод в социологии» 1873, «Дневник журналиста. Как изучать социологию?» 1895). Направление возникло в 60-70-е гг. XIX в. в России. Рос. об-во нах-сь в сост-ии застоя, сущ-ла большая неопределенность по пов. направления и целей разв-я рос. об-ва. Н. было найти те соц. силы, кот. м. бы разбудить об-во. Исходный тезис направления: главный двигатель обществ. разв-я — личность. Сторонники субъективного направления противопоставили 2 вида реальности: природную и общественную. В природе действуют объективные законы, в об-ве — телеологические закономерности, в основе кот лежит деятельность чел-а. Направление ориентировалось на исп-е в соц-ом познании и соц-ых преобразованиях ценностного подхода, предполагающего свободный выбор идеала, к которому должно стремиться об-во. Сц-г не имеет права занимать отстраненную позицию. Он д рассм. все об-ные явления на основе нравственных идеалов. Об-во — та реальность, кот. м. становиться воплощением нравственного идеала на основе деят-ти широких масс, вдохновляемых на обществ. преобразования сов-тью высоконравственных личностей, которой может быть интеллигенция. Южаков: сц не должна ограничиваться только констатацией ур-ня развития тех или иных соц явлений. Оценка относительной важности явлений на основе нравственного миросозерцания (идеала) — главная основа познавательных действий социолога, на которой строится соц. теория. Такая теория должна не только объяснять, почему соц. явления им. конкретные свойства, но и определять, какими д.б. соц. явления. Эти задачи решаются с пом субъективного м-да. Субъект. м-д - дополнение к объективным общенаучным приемам, необх. усложнением приемов исследования при усложнении самого материала, подлежащего исследованию. Михайловский: соц-г не должен отказываться от исп-я объективных методов, но высший контроль над познават. пр-ссом и над рекомендациями, вытекающими из него, принадлежит субъект. м-ду. Субъект. м-д заставляет сц-га мыслить в особых категориях: желательного и нежелательного, нравственного и безнравственного, сущего и должного, полезного и вредного. Работы представителей субъективного м-да предвосхитили теоретические поиски и методологические выводы, сделанные представителями т.н. франкфуртской школы в социологии в XX в., выводы критической теории об-ва. Представители критической теории об-ва в 30-40-е гг. XX в. также потребовали от сц не ограничиваться изучением объективных свойств, присущих об-ву. С т.з. Г. Маркузе и др ученых, соц. ис-е завершается только тогда, когда соц-г показ-т, какой д.б. соц. действит-ть. Сторонники субъект. м-да гов о необх-ти сц-го объяснений соц. действит-ти не только с позиции объективности и ценностного подхода, но и с позиций различных соц. групп, каждая из кот. им. свой взгляд на соц. явления. П. Лавров: «Н-мо встать на место страждущих и наслаждающихся членов об-ва, а не на место бесстрастного постороннего наблюдателя общ-ого мех-ма». Здесь Лавров предвосхитил развитие в зап. сц различных направлений — понимающей и феноменологической сц. Суб-ое направление обогатило сц-ую методологию. Оно ввело в правила сц-ого метода новые требования: треб-я оценки соц. явлений с позиции нравственного идеала и рассмотрения соц. явления не с т.зр. стороннего наблюдателя, использующего объективные методы, а с т.зр. конкретного коллектив. суб-та обществ. ж/д-ти.
17. Неокантианская школа в социологии (П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, В.М. Хвостов). Неокантианская шк (Новг, Кистяк,Хвост) Это антипозитивизм! Рубеж 19-20 вв. – пересмотр принципов классич. позитивизма, натурализма. Критика ограниченности ест.-науч. м-дов познания соц. реальности => На Западе переход к понимающей сц; у нас - к понятиям и м-дам соц. философии (попытка отойти от жесткого детерминизма позитивной социологии). Кант: науки разные, значит и методы нужны разные. Науке об об-ве – особые методы. Неокантианство: понимание смысла явл-й, философско-гносеолог. оснований, сочетание детерминизма и телеологии (учение о целесообразности), а не просто механическая фиксация фактов. Специфика рус. неокант-ва: бол-во представителей – правоведы, их не устраивало позитивистское изучение феномена права. Кистяковский Богдан Александрович (1868-1920) «Об-во и личность» (1899, нем.); «Социальные науки и право» (1916); ст. «В защиту права». Специфика об-ва: психологич. вз/д-е индивидов => Предмет сц: явления, кот. возникают в результате этого вз/д и выражаются в феноменах коллект. сознания. Коллектив. сознан. («коллект. дух») не = сумма индивид. сознаний, а нечто качественно новое, образующееся в результате вз/д. Это фундамент общ.жизни. При псих. вз/д-ии происходит не только обогащение воли и чувств отдельного индивида, но и их ломка, уничтожение. Отсюда различные ф-мы госп-ва и подчинения в об-ве. Власть – основной пр-к соц.с-м. Критиковал позитивист. методол-ю, кот. отриц. высшие ценности чел-а (нравственный долг, идеал и др.), т.к. им нет места в области естественнонауч фактов. Т.е. позитивизм рассм. лишь категорию необходимости, упуская из вида категорию должного, кот. очень важна. Кист.: в социуме царит дуализм: одни части об-ва подчиняются з-нам причинности, др. – телеологии. Они постоянно переплетаются, усложняют об-во => соц.явления могут быть поняты только при совмещении катег-й необх-ти и долженствования (нормативности), причинности и телеологии. Только так сц. станет достоверной. В этом неокантианство. Хвостов Вениамин Михайлович (1868-1920) «Теория исторического процесса» (1914); «Социология. Исторический очерк учений об обществе» (1917); «Основы сц: элементарный очерк» (1920). От проблем права перешел к проблемам познания и этики. Познание по Х., - это искусств. расчленение и внесение в реал-ть систематизаторских кач-в чел. логики => наука - перенесение св-в чел. мозга на естеств. процессы. Дуализм: построение законченной картины мира возм. только при совмещении 2 моделей в непротиворечивое целое: 1) детерминистской (для неживого мира); 2) целесообразной, деятельной (для человека). Эта задача не м.б. решена позитивизмом, т.к. вторую модель мы не можем зафиксировать в реальности => два способа познания: интеллект и интуиция. Подлин. реал-ть – непрерывн. смена ощущений, эмоций, переживаний, желаний => Изучение общественной жизни неотделимо от изучения человека. Сц – обобщающая наука, задача - выяснение природы об-ва и вечных з-нов. Построить сц. можно только на психологич. основе, т.к. сущность об-ва состоит в духовном вз/д и общении людей. Новгородцев Павел Иванович (1866-1924) «Нравственный идеализм в философии права»; «Об общественном идеале» (1917). Критика позитивизма => нужен нормативно-ценностный подход к изучению соц.мира. Специфика соц.явлений должна рассм-ся сквозь призму априорных форм всеобщ. долженствования, выр-го в нормах. Это долженствование сост. нравственную основу стр-ры личности, являющейся основой к-ры и об-ва. Вывод. Неокантианство: 1) Анализ чел. мышления, универсал. дух. стр-р, ценностей, ид-лов, норм. 2) Стремление к созданию методол-и соц.познания, гнос-ии, отл. от установок позитивизма.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 722; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.156.91 (0.013 с.) |