Методологические основания социологической теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические основания социологической теории



Основные черты социологии как науки

Социологическая концепция Георга Зиммеля, как было уже сказано, неотделима от философии, от изучения предпосылок со циологии как науки, от философского анализа социологии. Более того, когерентность между методологическими принципами и раз рабатываемыми на их основе социологическими теориями при обретает у Зиммеля особую выраженность в силу того, что сам он подробнее, чем кто бы то ни было, рассматривает эту проблему и досконально разрабатывает свой методологический подход, опре деляет его новизну и специфику.

Уже в работе «Социальная дифференциация» Зиммель фор мулирует свое видение социологии как науки и указывает на ее от личие от других наук. Он считает, что социология является поздней наукой, становление которой приходится на конец XIX в., и поэто му она должна формироваться осознанным образом. Это означает, что решение методологических проблем должно предшествовать решению всех других проблем, в том числе построению любых со циологических теорий.

Зиммель проводит достаточно яркую аналогию между осу ществлением политических революций и построением научных теорий. Современная (ему) политическая революция отличается, по его мнению, от революций прошлых эпох тем, что стремится осуществить уже известный и уже где-то осуществленный проект. Сходным образом разработка и сознательное усвоение теории в конце XIX в. предшествуют исследовательской практике и служат для нее ориентиром. При построении новой науки следует на ос новании анализа множества уже существующих наук и доказанных теорий"наметить контуры, формы и цели новой науки, а затем уже приступить к ее фактическому построению. Таким образом, спе цифической чертой социологии, по Зиммелю, является ее неспон танный характер. Она строится рациональным образом на основе предварительного проекта, включающего теорию метода и четкое вычленение объекта и задач исследования.

Социология, опираясь на методологическую рефлексию, должна начать с построения новой теории общества. Именно в построении новой теории общества Зиммель видит главную задачу социологии и рассматривает теорию общества как центральный

момент любой общей социологической теории. «Общество» — это не просто базисное социологическое понятие, это понятие, опре деляющее сам предмет социологии. Социология и «наука об обще стве» являются для него взаимозаменяемыми понятиями.

При этом следует подчеркнуть, что Зиммель не дает какого-то одного определения или понятия общества. Таких определений, контекстуально обусловленных, у него немало. Зиммель создает не просто сложную, а многоуровневую и многоаспектную теорию общества. Но начинает он с методологического представления об обществе как «целом социальной жизни», включающем в себя все и любые конкретные проявления исторической жизни. Такое представление об обществе в качестве исходной методологической точки позволяет зафиксировать следующие специфические черты социологического знания.

Во-первых, если социология изучает «целое общества» с уче том всего многообразия его содержаний, то очевидно, что она является своего рода синтетической наукой, поскольку исполь зует данные и других наук. Согласно Зиммелю, социология по сравнению с другими науками представляет лишь новую точку зрения для рассмотрения известных фактов. Это — «формальная» точка зрения, тогда как точка зрения других наук — «материаль ная», в том смысле, что они начинают с «материала», а социо логии предстоит исследовать «формы», т. е. «оформление этого материала». Подчеркнем, что и в других науках имеет место оп ределенное оформление объективных фактов, поскольку любые науки всегда включают толкование фактов и их распределение по категориям и нормам. Для любых конкретных наук категории и нормы являются априорными, т. е. «вносятся постигающим духом в факты, в себе и для себя изолированные»[412]. В социологической же науке имеет место лишь количественный перевес «комбина торного начала».

«Формальная точка зрения» означает, что социологию инте ресуют прежде всего формы, формы социального взаимодействия. Соответственно цель социологического исследования определя ется Зиммелем как описание «форм совместного бытия людей и нахождение правил, которые лежат в основании взаимоотношения индивидов, поскольку они являются членами группы, и групп между собш»[413].

Конечно, формы и содержание взаимодействий в своей кон кретности образуют неделимое единство. Тем не менее возможно абстрактное выделение устойчивых форм обобществления, или социализации, которые и образуют истинное содержание социо логического познания. Такие, например, формы, как образование групп или социальных иерархий, встречаются во всех случаях, ког да посредством психических процессов складываются межличност ные отношения. В силу того что форма обобществления никогда не предстает в своей абстрактной чистоте, требуемой для установле ния социологических закономерностей, процесс социологическо го познания должен осуществляться в виде выбора определенных исторических явлений и их исследования в формальном аспекте. Однако, чтобы прийти к цели — формулированию теоретических утверждений, соотнесенных с социальным и культурным контек стом, — всегда следует помнить о смысловом контексте. Поэтому социология, занимаясь исследованием «форм совместного бытия людей», является не формальной наукой, а наукой синтетичес-г кой.

Во-вторых, определение объекта социологии как «целого социальной жизни» ставит ее по своей сложности в один ряд с метафизикой, изучающей целое мира, и психологией, исследу ющей целое психической жизни. Все эти теоретические обра зования отличаются одной специфической чертой: отсутствием однозначности, свойственной утверждениям естественных наук, здесь всегда есть возможность противопоставить каждому наблю дению или предположению противоположное наблюдение или; предположение. Причина этого коренится в неоднозначности объектов анализа социологии, метафизики и психологии, пол ноте и разнообразии частных моментов, которые не поддаются разложению на части и элементарные силы. Все «формы» со-. циального взаимодействия имеют бесчисленные варианты ис торического воплощения. Результатом является невозможность установить и выявить причинную связь явлений, невозможность применить к явлениям «законы» в естественнонаучном смысле слова. «Своеобразный характер социального материала, не под дающегося никаким точным расчетам, «не позволяет» говорить о законах социального развития»[414]. Социология, также как и психо логия, и метафизика, не дает точного знания, но дает понимание. При этом саму процедуру понимания Зиммель трактует в духе

философии жизни как понимание интересов, мотивов, целей и ценностных ориентации индивида, определяемых культурой в широком смысле слова. Понимание позволяет ориентировать ся в явлениях и создает нужные для этого понятия. Постоянное уточнение, разложение и новое сочленение этих понятий на иных основаниях создают возможность все большего и большего при ближения к истине.

Таким образом, социология является поздней наукой, созда ваемой осознанным образом. Это означает, что решение методо логических проблем должно предшествовать построению самой теории. Социология является синтетической наукой в том смысле, что содержания других наук составляют для нее исходный матери ал. Она отличается от других наук «формальной» точкой зрения. И наконец, социология является наукой, в которой не применимы методы естественнонаучного исследования. Поэтому она должна опираться на принципиально иную методологию социального ис следования.

Предмет и метод социологии

Социологическое познание радикальным образом отличает ся от естественнонаучного познания. Главная задача социологи ческого исследования, по Зиммелю, — исследование социальных форм и культурных содержаний, зафиксированных в понятиях, а не установление законов и причинных связей между явления ми.,.

Логика методологического рассуждения требует рассмотреть вопрос о природе используемых в социологическом исследовании понятий. Для Зиммеля естественным образом встает вопрос об отношении между социологическими понятиями и реальностью. Любое понятие — это лишь имя собирательное, результат наше го способа рассмотрения, а настоящими реальностями являются отдельные люди. По мнению Зиммеля, затруднения, которые со держит в себе отношение между всеобщим и индивидуальным в социологическом аспекте, вполне соответствуют тем, с которыми мы сталкиваемся в чистой теории познания. С одним из затрудне ний такого рода социология сталкивается при решении вопроса об отношении человека и группы, человека и общества. В области теории познания такие затруднения получили «самое яркое вы ражение в средневековой противоположенности номинализма и реализма, все еще продолжающей существовать... только от недостаточной привычки к мышлению»[415]. Подобная противопо ложность является, согласно Зиммелю, свидетельством не только неразвитости или некультурности мышления, но и устарелости представлений, отношений и интересов.

Соответственно Зиммель подвергает резкой критике традицию рассмотрения общества как «сущности» (И. Спенсер), как «реаль ности sui generis» (Э. Дюркгейм), как второй природы (К. Маркс). Он категорическим образом отвергает понятие общества как некое «мистическое единство социальной сущности»[416], которое, по его мнению, как и «постоянно возрождаемый платонизм», старается «вкрасться» в наши рассуждения таким образом, чтобы «общество» отличалось от множественности и случайности индивидуумов и противостояло им.

Современная социология должна, по мнению Г. Зиммеля, от казаться от приоритета целого (группы, общества), представляв шегося первоначально непосредственным объектом социологи ческого мышления, и исследовать положение и судьбу отдельного человека, обусловленных его взаимодействием с другими, соеди няющих его с ними в одно социальное целое. Таким образом, суть подхода Зиммеля к исследованию общества состоит в следующем: основание социологического анализа, начало исследования, как и действительное социальное начало, составляет индивидуаль ное социальное действие отдельного человека, обусловленное его взаимодействием с другими. Ощутимо и действительно, согласно Зиммелю, лишь существование отдельных людей, а «возникшая только в результате идеального синтеза совершенно неощутимая сущность общества не может быть предметом мышления, направ ленного на исследование действительности»[417]. Общество — это на звание для суммы социальных взаимодействий, оно производив от социального взаимодействия. Зиммель пишет: «Для меня несом-ненно_, что существует только одно основание, которое придает сочленению в единство, по крайней мере, относительную объек тивность: это — взаимодействие частей»[418].

Однако и это чрезвычайно важно для понимания зиммелев-ской точки зрения на. общество, которое не есть простая сумма взаимодействий. Как подчеркивает Зиммель, понятие «общество» имеет смысл, и теоретический, и практический, но только в том

случае, если оно так или иначе противопоставляется простой сумме отдельных людей или отдельных взаимодействий. Общество есть сложное структурированное и устойчивое единство. И Зиммель не зря постоянно проводит аналогию между обществом и организмом. Оно есть единство, слагающееся из действий людей и групп, оно есть единство, состоящее из единств и образующееся под действием сил целесообразности, нужды и силы. Мы встречаем у Зиммеля сле дующее самое общее и самое развернутое определение общества как структурированного и устойчивого образования, возникшего на основе социальных взаимодействий. Он пишет: «Если возникло объединение, формы которого продолжают существовать и тогда, когда отдельные члены из него выходят, а новые в него вступают; если существует общее внешнее достояние, причем его приобрете ние и распоряжение им не являются делом отдельного лица; если имеется сумма познаний и нравственных жизненных содержаний, число которых не увеличивается и не уменьшается от участия в них отдельных людей и которые, ставши до известной степени субстанциальными, находятся к услугам каждого, кто захотел бы принять в нем участие; если выработались нормы права, нравов, общения, к которым присоединяется и должен присоединиться всякий, вступающий в известное пространственное сосуществова ние с другими, — значит, во всех этих случаях существует общество, а взаимодействие сгустилось и превратилось в тело, что и отличает это общественное взаимодействие от того, которое исчезает вместе с непосредственно участвующими субъектами и их моментальным поведением»[419]. Таким образом, предметом социологии является об щество, понимаемое совершенно определенным образом — как устойчивая совокупность социальных взаимодействий индивидов, структурированная посредством социальных форм.

Именно структурированность взаимодействий позволяет об ществу быть устойчивым образованием, быть «отвердевшим», или «сгустившимся», всеохватным социальным взаимодействием, ста бильно существующим в пространстве и времени. Зиммель, таким образом, указывает следующие условия, позволяющие вычленить любой устойчивый конгломерат социальных взаимодействий, любую социальную форму, в том числе и такую, как общество. Подобный конгломерат, подобное соединение, или форма, долж ны быть целесообразными, взаимодействие частей должно быть до статочно сильным. Кроме того, она должна быть настолько часто

воспроизводимой, чтобы ее можно было вычленить как типичную и регулярную.

Подобное понимание общества предполагает, по Зиммелю, две основные познавательные процедуры, на которые опирается социологический метод. Во-первых, это процедура понимания и интерпретации содержания форм обобществления. И во-вторых, это процедура типологизации, основывающаяся на факте устой чивости, регулярности, повторяемости социальных форм. В соот ветствии с этим Зиммель выделяет историческую и чистую, или формальную, социологию.

Разработка общего социологического метода, новых методо логических подходов к теории общества позволяет Зиммелю пе рейти к созданию развернутой социологической теории общества как главной задаче социологической науки.

Теория общества

В теории общества Зиммеля мы можем выделить три базис ные теоретические перспективы. Речь идет, во-первых, об обще стве как совокупности кругов общения; во-вторых, об обществе как совокупности социальных форм; и в-третьих, об обществе как совокупности частных процессов синтеза.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.87.17.177 (0.031 с.)