Жизнь, творчество, эпоха, личность




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жизнь, творчество, эпоха, личность



Парето (Pareto) Федерико Вильфредо[511] — выдающийся италь янский социолог, социальный философ и экономист. :

Будущий ученый родился 15 июля 1848 г. в Париже, в семье.-: итальянского инженера Рафаэле Парето, происходившего из знат ного рода маркизов из Лигурии, давшего Италии сенаторов, депу татов, министров иностранных дел, послов и купцов. Наполеон пожаловал деду Парето титул маркиза Парижского (по некоторым сведениям, даже пэра Франции) в благодарность за помощь при ус тановлении власти республиканской Франции в Северной Италии,: т.е. в учреждении Цизальпийской республики[512]. Отец Парето как убежденный республиканец и сторонник Мадзини из-за преследо-: ваний властей Сардинского королевства был вынужден покинуть \ родную Геную и эмигрировать во Францию, где женился на фран-,-.; цуженке Марии Метенье. Поэтому у Парето было два родных язы ках. В 1858 г. Рафаэле Парето с семьей после амнистии вернулся на; родину, где стал преподавать французский язык, а потом работал в министерстве сельского хозяйства Сардинского королевства. Вильфредо унаследовал от своего отца математические способнос ти, интерес к классическим языкам-и истории, что проявилось уже в его школьные годы. Парето изучал в Политехническом институте Турина математику и физику, а потом на математическом факуль-; тете и в Школе прикладных знаний для инженеров Туринского/ университета —- инженерное дело. В 1869 г. защитил диссертацию (дипломную работу) на тему «Основные принципы теории упру-'; гости твердых тел». Парето долгое время работал инженером и уп-; равленцем на принадлежавших государству итальянских железных; дорогах, потом стал генеральным директором металлургического! акционерного общества. В связи со своими служебными обязан ностями объездил большую часть Европы и накопил большой опыт практической деятельности. Парето совмещал ее с активной пуб-дицистической деятельностью, выступая в печати со статьями, пос вященными проблемам экономики и политики, а также вопросам экономической науки и социологии. В частности, Парето доказы вал неэффективность участия государства в хозяйственной жизни на примере железных дорог. В 1874 г. стал одним из активных учас тников «Общества Адама Смита» во Флоренции, ставившего себе целью «продвижение, развитие, пропаганду и защиту доктрины экономического либерализма». В 1882 г. пытался стать депутатом итальянского парламента, но неудачно. Сам Парето в зрелые годы дал любопытную характеристику мировоззрения свой молодости. Он вспоминал: «Мое кредо в это время было приблизительно сле дующим. Политическая экономия такой, какой ее создали эко номисты, называемые классиками, была совершенной или почти совершенной наукой; оставалось только на практике применить ее принципы... В политике суверенитет народа являлся для меня ак сиомой, а свобода — универсальной панацеей, история показыва ла, с одной стороны, народ добрым и хорошим, честным и умным, с другой — угнетаемым высшим классом, существование которо го было основано на предрассудках. Милитаризм и религия были худшими бичами человечества. Цезарь в древности, Наполеон I и Наполеон III в современности были для меня злодеями. Я отри цал недостатки демократии или, по крайней мере, закрывал глаза на них. Террор был для меня огромным темным пятном на ярком полотне Французской революции»[513]. Молодой Парето был в своих взглядах отнюдь не одинок: либеральные убеждения были весьма распространены в конце XIX в. в Италии и в Европе. • . /-'••,. Пытливый ум Парето и взывающий к обобщению практи ческий опыт заставили его обратиться к интенсивному изучению экономической теории. Он оказался под влиянием концепции «чистой экономики» известного итальянского экономиста Маффео Панталеони, ставшего позднее его другом. Панталеони познако мил Парето с теорией одного из виднейших представителей шко лы математической политэкономии и главы кафедры Лозаннского университета Леона Вальраса, чьи научные позиции и воспринял вчерашний инженер и предприниматель. Встреча с Вальрасом в 1891 г. предопределила резкий поворот в карьере Парето: убедив шийся в высоком уровне познаний и глубокой приверженности Парето принципам своего учения, Вальрас пригласил его возглавить кафедру после своего ухода. Парето, предпочтя успешной карьере «капитана большого бизнеса» жизнь ученого и препода вателя, переселился в Швейцарию и преподавал в университете Лозанны политическую экономию с 1893 по 1906 г., а с 1897 по 1917 г. — социологию[514]. В 1906 г. Парето преподавал политическую экономию и социологию в университете Болоньи. Плодотворности научных занятий Парето способствовало то, что он в 1898 г. полу чил большое наследство после смерти дяди и благодаря этому стал независимым в финансовом отношении. Ученый купил виллу в городке Селиньи, на берегу Женевского озера, в 40 километрах от Лозанны[515], где и смог полностью сосредоточиться на научных занятиях. В связи с этим Парето называл себя «отшельником из Селиньи». В 1907 г. он из-за больного сердца был вынужден отка заться от преподавания политической экономии, оставив за собой только курс социологии и написание социологических трудов.

Парето поздно начал академическую карьеру — в 45 лет, но быстро завоевал известность в научном мире. Славу Парето принес «Курс политической экономии» (1896-1897, написан на французс ком языке). Но это произведение не было чисто экономическим — главы «Общие принципы социальной эволюции» и «Социальная физиология» были посвящены социологической проблематике. Критике самых разнообразных социалистических и псевдосоци алистических учений — с античности и до конца XIX в. — были посвящены «Социалистические системы» (1902—1903, написаны на французском языке). Основным экономическим трудом Парето стал «Учебник политической экономии» (1906; он, как и его после дующие произведения, был написан на итальянском языке).

Парето двойственно относился к классической политической экономии А. Смита и Д. Рикардо: с одной стороны, он видел в них образец строгой научности, а с другой — критиковал классиков за попытки решить проблему сущности или субстанции экономичес ких явлений, за сведение всех экономических явлений к труду и за игнорирование субъективной ценности товаров. Первоначально он позитивно относился к теории Л. Вальраса, однако впоследс твии существенно скорректировал это отношение. Теоретическое расхождение с теорией Вальраса у Парето возникло из-за того, что, на его взгляд, в системе Вальраса значительную роль играли метафизические построения. Позже он утверждал: «Моя научная концепция является антиподом концепции Вальраса»[516]. Парето подчеркивал даже, что для него более близка теория А. Смита, чем концепция Вальраса. Водоразделом служило отношение к ло гико-экспериментальному методу: как полагал Парето, А. Смит был более научен, чем Л. Вальрас. Теорию прибавочной стоимости К. Маркса Парето рассматривал как ухудшенный вариант теории стоимости Д. Рикардо и называл «Капитал» «непомерно разрос шимся аппендиксом» «Манифеста Коммунистической партии» (в «Социалистических системах» Парето утверждал, что «Капитал» неопределенен, темен и труден для восприятия, как и Библия).

Парето усовершенствовал систему общего экономического равновесия Вальраса, введя рассмотрение изменений состояний системы во времени. Кроме того, Парето депсихологизировал тео рию маржинализма, освободив ее от гедонистического объяснения действий людей, для чего, в частности, использовал «кривые без различия» Ф. Эджуорта. Основой анализа выступили факты выбора потребителя, фиксировался порядок предпочтений одного набора ценностей перед другим. Парето интенсивно разрабатывал мате матические методы в исследовании взаимосвязей экономических явлений, чем заложил основы современного экономико-матема тического моделирования. Как полагал Парето, все участники экономических процессов являются рациональными субъектами, преследующими свои интересы, стремящимися к максимизации прибыли. Он выдвинул критерий оптимального распределения ресурсов («оптимум Парето»), согласно которому наиболее при емлемый уровень благосостояния общества достигнут, если нельзя улучшить положение ни одного субъекта хозяйственной жизни, не ухудшая в то же время благосостояния хотя бы одного друго го. «Оптимум Парето» стал в XX в. в развитых капиталистических странах ориентиром для построения социальных рыночных эко номик.

Плодом многолетних и напряженных усилий Парето по со зданию социологической теории стал огромный — первое издание представляло собой двухтомник (около 1650 страниц, более 2600 параграфов)— «Трактат по общей социологии» (1916)[517]. Оно стало главным произведением его жизни: Парето трудился над ним два десятка лет. Позднее он подготовил уменьшенный и более удобный для восприятия вариант своей социологической теории, опубли кованный в 1920 г. как «Компендиум по общей социологии» (на считывал «всего лишь» около 500 страниц).

Примерно с 1900 г. у Парето начинает нарастать разочарова ние и скепсис по отношению к его прежним идеалам политичес кого либерализма, или «гуманитаризма», т. е. либерально-прогрес-систского мировоззрения Европы Нового времени с его культом абстрактного, рационалистичного человека. Эти настроения на растали у мыслителя вплоть до конца жизни. Пиком переоценки ценностей стал его сборник статей «Трансформации демократии» (1920), где он выразил свое резко критическое отношение к пра вящим кругам современного ему итальянского государства. Он оценил их как «демагогическую плутократию», погрязшую в кор рупции и разложении и не способную на применение силы во имя поддержания порядка. Нельзя пройти мимо отнюдь не красящего образ Парето факта нарастания у него антинародных настроений: мыслитель выступал за более активное и жесткое применение силы по отношению к социальному движению народных низов. Неудивительно, что Парето с вниманием следил за движением Муссолини, считая его силой, способной предотвратить «анархию» в Италии. Социолог, наблюдая из Селиньи за событиями в Италии, увидел 'В них, как и в целом в событиях последних лет мировой. войны и послевоенного периода, доказательство истинности своих социологических идей: «Победа фашизма блестяще подтверждает прогноз моей «Социологии» и многих моих статей»[518].

Первой женой Парето была русская подданная Александра Бакунина, второй — француженка Жанна Режи. «Трактат по общей

Согласно характеристике видного итальянского историка социологии Н. Боббио, Парето обладал «умом, аналитичным до педантичности, любопытством к фактам (чему была подспорь ем превосходная память) вплоть до слухов»[519]. Наряду с мощным, математического склада интеллектом, огромными познаниями в естественных науках, экономике и истории (особенно античной), целеустремленностью и трудолюбием, ученый отличался, как и, например, Шопенгауэр, пессимистическим мировоззрением. Ум Парето был саркастичней, ядовит, едок в духе Ювенала или Вольтера. Любимыми книгами итальянского ученого были сочи нения Аристотеля, Макиавелли, П. Бейля, мемуары Бисмарка и знаменитый «Молот ведьм». Образ жизни Парето, особенно в ста рости, не был чужд экстравагантности и чудаковатости. Мыслитель вел дневник, где в форме эпиграмм и диалогов со своими люби мыми кошками он высказывал свои суждения о текущих событи ях или формулировал теоретические положения[520]. Парето умер 19 августа 1923 г. и похоронен на своей вилле.

Национальная идентификация Парето как личности и как ученого в свете всего сказанного не может быть однозначной. Итальянец по отцу и француз по матери, родившийся и проведший детство в Париже, учившийся и работавший в Италии, преподававший и занимавшийся наукой в Швейцарии, женатый на рус ской, а потом на француженке, похороненный опять-таки в Швейцарии, но при этом патриот Италии.

> .





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.40.250 (0.007 с.)