Психологическая социология Г. Лебона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая социология Г. Лебона



; Весьма значительное воздействие на формирование психо логической социологии оказали идеи и концепции французского социолога, социального психолога, историка, антрополога и ар хеолога, доктора медицины Постава Лебона (1841— 1931)."

В книгах Г. Лебона «Психологические законы эволюции на родов» (1894; русский перевод 1906), «Психология толпы» (1895; в русском переводе «Психология народов и масс», 1896, 1995), «Психология социализма» (1898; русский перевод 1908, 1995), «Французская революция и психология революций» (1912) и дру гих работах был изложен комплекс идей и концепций, составивших основания «психологии масс» — одной из первых версии со циальной психологии и психологической социологии.

Принципиально важная установка, последовательно про водившаяся Лебоном во всех сочинениях, заключается в том, что основным инструментом познания социальных процессов и истории должна быть модифицированная психология. По его мнению, эта психология должна ориентироваться не столько на познание сознательных поступков людей, сколько на постижение неосознаваемых моментов их душевной жизни, ибо «скрытые^ ускользающие от нас мотивы» поведения формируются благода ря «наследственному влиянию» в «бессознательном субстрате» психики.

Несколько предвосхищая психоаналитические идеи 3. Фрейда и его последователей, Лебон настаивал на том, что осознанная жизнь сознания индивида составляет лишь очень малую часть по сравнению с его «бессознательной жизнью», и подчеркивал посто янное и безусловное преобладание бессознательного в различных человеческих сообществах (главным образом в толпе и массе).

Опираясь на результаты собственных непосредственных и дистанцированных исследований различных европейских и ази атских цивилизаций, Лебон пришел к выводам, во-первых, об ис ключительной важности психических компонентов социальной жизни и исторического процесса и, во-вторых, о телеологическом характере истории и действии ее законов «со слепой правильнос тью механизма», столкновение с которыми приводит к неизбеж ному поражению людей. В значительной мере именно действием этих законов Лебон объяснял то обстоятельство, что каждый народ обладает душевным строем, столь же устойчивым, как и его анато мические особенности, и от него-то и происходят его чувства, его мысли, его учреждения, его верования и его искусства. При этом Лебон полагал, что «нравственные и интеллектуальные признаки, ассоциация которых образует душу народа, представляют синтез (обобщение) его прошлого, наследство его предков, мотивы, уп равляющие его поступками.

Согласно Лебону, стабильный психический склад народов и рас формируется под влиянием наследственных факторов, воспи тания, среды, подражания и общественного мнения, которые обес печивают трансляцию суммы средних понятий, обусловливающих сходство людей.

В качестве важнейшего компонента эволюции цивилизации Лебон принимал религиозные верования, которые, по его мнению,

всегда являлись самым существенным элементом в жизни народов и их истории. К числу главных факторов эволюции, обеспечиваю щих ее обновление и движение, он относил характер народа, идеи, понятия, верования (религиозные, социальные, политические и т.д.) и убеждения.

,-; Осуществляя психосоциологические исследования, Лебон уделил особое внимание проблемам «толпы» и «расы», поскольку, по его мнению, в жизни европейского общества в конце XIX — начале XX в. начался качественно новый этап развития — «эра толпы», основным признаком которой является «замена созна тельной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы»[113].

'••г..; Понимая и трактуя толпу как группу людей, обладающую специальными свойствами и охваченную общими чувствами, настроениями и стремлениями, Лебон выделил характерные ее черты: зараженность общей идеей, сознание непреодолимости собственной силы, утрата чувства ответственности, нетерпимость, раздражительность, догматизм, неспособность обдумывать, от сутствие рассуждения и критики, преувеличенная чувственность, восприимчивость к внушению, готовность к импульсивным дейс твиям и бездумному следованию за лидерами. j Рассматривая наступление «эры толпы» как начало упадка цивилизации, Лебон подчеркивал, что в толпе люди деперсона лизируются и деиндивидуализируются. Согласно Лебону, каковы бы ни были составляющие толпу индивиды, как бы сходны или несходны ни были они между собой по своему образу жизни, занятиям, характеру или интеллигентности, один лишь факт их принадлежности к толпе достаточен для появления у них своего рода коллективной души, благодаря которой они совсем иначе чувствуют, мыслят и действуют, чем чувствовал, мыслил и дейс твовал бы каждый из них в отдельности[114], г Отмечая бессознательный и избыточно эмоциональный харак тер поведения людей в толпе, Лебон утверждал, что оно обуслов ливается действием «психологического закона духовного единства толпы», согласно которому в позднейшей фазе формирования ор ганизованной толпы в ней происходят исчезновение сознательных личностей и ориентирование чувств и мыслей людей в одном и том же направлении, в силу чего на основе общих качеств характера, «управляемых бессознательным», возникает временная «коллективная душа» толпы[115]. Этим же законом детерминируется обрете ние людьми новых качеств и свойств, посредством превращения индивида в толпе в некий безвольный автомат с подавленными рациональными началами, присущими отдельной^человеческой: личности. Утрата же личностных свойств индивида и индивиду альных черт личности ведет к превращению человека в ирраци ональное, импульсивное существо, стремящееся к немедленной некритической реализации внушенных ему идей[116].;

Согласно концепции Лебона, разнообразные виды толпы в конечном счете могут быть сведены к двум основным типам: «раз нородной толпе» (уличные группы, парламентские собрания и т.д.) и «однородной толпе» (секты, касты и классы). Однако в социо логии самого Лебона эта классификация не обладала принципи альным значением, поскольку его преимущественно интересовали общие признаки и характеристики, присущие любой толпе.

Значительное внимание в социологии и антропологии Лебона уделялось проблеме человеческих рас. В общих чертах выводы Лебона в этой области свелись к утверждению наличия очень больших анатомических и столь же значительных психологичес ких различий между расами, в силу которых слияние рас даже в отдаленной исторической перспективе невозможно. Эти взгляды: повлияли на исторически недостоверную трактовку Лебоном раз ных религиозных и династических войн как войн по сути расовых[117]; Консервативность взглядов Лебона по ряду проблем проявилась и в его отношении к идеям социального равенства. Утверждая изна чальное неравенство людей, в силу действия закона «неравенства индивидов и полов у высших рас», Лебон настаивал на том, что; по мере развития цивилизации неравенство между людьми будет неизбежно возрастать[118].

• Существенную часть социологического творчества Лебона со-• ставила его, борьба против социализма, который трактовался им i как общество, состоящее из толп не приспособленных к жизни людей и дегенератов, управляемых бессовестными недоучками и доктринерами[119]. В связи с идеологией и теорией социализма Лебон всячески пропагандировал свою концепцию толпы как «последне-: го средства», имеющегося «в руках государственного человека, не

1

для того, чтобы управлять массами, так как это уже невозможно, а для того, чтобы не давать им слишком много воли над собой»[120].

..; Социология Лебона в общем отразила некоторые типичные теоретические, мировоззренческие и методологические просчеты консервативных версий социологического теоретизирования его времени[121]. И тем не менее именно Лебон сформулировал основные идеи «психологии масс», получившие значительное распростра нение в современной социологии. В целом, несмотря на опреде ленную недостоверность некоторых выводов Г. Лебона, его учение оказало некоторое влияние на самоопределение и эволюцию со циологии и социальной психологии и послужило существенным импульсом развития психологической социологии.

Некоторые итога. Психологическая социология....,_ во второй половине XIX — начале XX в.

'..;,; Формирование и развитие психологической социологии осу ществлялось в непосредственной связи с многомерными и проти воречивыми процессами создания социологии как новой науки об обществе и было одним из наиболее значительных компонентов этих процессов.

В ходе перманентной полемики между психологизмом и анти психологизмом сторонники психологизации социологии выдвига ли и разрабатывали разные идеи, концепции и программы созда ния психологической социологии. В конечном счете они решили поставленную задачу.

Первоначально формирование и становление психологичес- f кой социологии обусловливалось достижениями европейской со циологической мысли, которая являлась образцом социологичес кого теоретизирования и выступала в роли устойчивой интеллекту альной традиции психологически акцентированного исследования и объяснения социальных проблем.

Однако вскоре инициатива и лидерство в развитии психо логической социологии перешли к США, где формирование и развитие социологии осуществлялось преимущественно в соот ветствии с психологистской моделью организации социологи ческого знания и реализовалось главным образом в форме пси хологической социологии. Это обстоятельство в решающей мере

содействовало ускоренному, а несколько позднее — опережаю щему развитию и лидерству американской социологии.

Создание и становление психологической социологии сопро вождалось методологической разработкой собственных основа ний и всевозраставшим воздействием ее идеалов, норм, парадигм, методов исследования на формирование и развитие социологии, социальной психологии, культурной (социальной) антропологии, конфликтологии и других наук, дисциплин и направлений соци ального знания. Наибольшее влияние психологическая социоло гия оказала на определение объекта, предмета, проблемных полей, целей и задач самой социологии, разработку категориально-по нятийного аппарата и методов познания, создание разнообразных социологических теорий и школ.

Идеи и работы основоположников психологической социо логии и их последователей оказали огромное влияние на форми рование и развитие теоретической, прикладной и эмпирической социологии и создание нового понимания социологии и психоло гии как поведенческих наук.

Основная литература

1. Американская социология: Перспективы, проблемы, методы / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1972.

2. Антонович И.И. Социология США: проблемы и поиски решений. Минск: Изд-во БГУ, 1976.

3. Зомбарт В. Социология: Хрестоматия / Пер. с нем. М.: Мысль, 1926.

4. Ионин Л.Г. Понимающая социология: Историко-критический анализ. М.: Наука, 1979.

5. История буржуазной социологии XIX — начала XX века. М.: Наука, 1979.

6. История социологии. Минск, 1993.

7. Критика современной буржуазной теоретической соиологии. М.: Наука,

1977.:

8. Лебон Г. Психология народов и масс / Пер. с франц. СПб.: Изд-во •Ф. Павленкова, 1896.

• 9. Лебон Г. Психологические законы эволюции народов. Пер. с франц. СПб.: Популярно-научная б-ка, 1906.

10. Лебон Г. Психология социализма / Пер. с франц. 2-е изд. СПб,: Изд-во С. Будаевского, 1908.

11. Тард Г. Законы подражания / Пер. с франц. СПб.: Общественная польза, 1892.

12. Тард Г. Преступления толпы / Пер. с франц. Казань: Изд-во Н.Я. Башмакова, 1893.

13. Тард Г. Социальные законы / Пер. с франц. СПб.: Изд-во П.Н. Сойкина, 1901.

14. Тард Г. Общественное мнение и толпа / Пер. с франц. М.: Изд-во А.И. Мамонтова, 1902.

, 15. Тард Г. Личность и толпа. Очерки по социальной психологии. Пер. с франц.

Е.А. Предтеченский. СПб.: Большаков и Голов, 1903.

16. Тард Г. Преступник и преступление / Пер. с франц. М.: Изд-во И.Д. Сытина, 1906.

Дополнительная литература

1. Беккер Г., Басков А. Современная социологическая теория в ее преемствен ности и изменении / Пер. с англ. М.: Иностранная литература, 1961.

2. Вятр Е, Социология политических отношений / Пер. с польск. М.: Прогресс, 1979.

'';3. Тибш Г., ФореергМ. Введение в марксистскую социальную психологию / Пер.

с нем. М.: Прогресс, 1972..4, Мак-Доугол В. Основные проблемы социальной психологии / Пер. с

4-го англ. изд. М.Н. Смирновой / Под ред. Н.Д. Виноградова. М.: Космос, Y 1916.

5. МедушевскийА.Н. История русской социологии. М., 1993.

6. Нечипоренко Л.А. Буржуазная «социология конфликта». М.: Политиздат, 1982.

- 1. Овчаренко В.И., Грицанов А.А. Социологический психологизм: Критический анализ. Минск, 1990.

8. Осипов Г.В, Современная буржуазная социология: Критический очерк. М.: Наука, 1964.

9. Очерки по истории теоретической социологии XIX — начала XX века. М., - 1994.

10. ПоршневБ.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979.

11. Психология эмоций: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984.

12. Сорина Г.В. Логико-культурная доминанта: Очерки теории и истории пси хологизма и антипсихологизма в культуре. М., 1993.

13. Тернер Дж. Структура социологической теории / Пер. с англ. М.: Прогресс,;1985.

14. Уледов А.К. Психосоциология как интегральная отрасль научного знания: Курс лекций. М., 1995.

15. Щепанъский Я. Элементарные понятия социологии / Пер. с польск. М.: ""•'.' Прогресс, 1969.

16. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии: Теоретические проблемы раз вития психологической науки. М.: ИПЛ, 1971.

 

 

 

Индуктивная социология Джона Стюарта Милля

Джон Стюарт Милль (1806—1873) — философ, логик, теоретик политического и экономического либерализма — по праву счита ется основоположником английского позитивизма.

Краткая биография Дж. Ст. Милля

Джон Стюарт Милль родился 20 мая 1806 г. в Лондоне, в семье известного ученого Джеймса Милля.

Огромное впечатление на юного Милля произвело чтение в 1821—1822 гг. произведений Бентама. В начале 20-х гг. XIX столетия семнадцатилетний Милль основал «Общество утилитарианистов», в котором обсуждались этические и политические проблемы. В эти же годы он публикует свои первые работы. В 1823 г. ученый посту пил на службу в Ост-Индскую компанию, в которой проработал до 1858 г.

В 1837 г. Милль познакомился с первыми томами «Курса пози тивной философии» О. Конта. В 1841—1847 гг. Милль ведет ожив ленную переписку с Контом. В дальнейшем, однако, в отношениях обоих мыслителей наступает охлаждение, вызванное нападками английского либерала на теократические проекты Конта.

В 1866—1868 гг. Милль был членом палаты общин, примы кая к левому крылу партии либералов, возглавляемой Гладстоном. Потерпев поражение на новых выборах, Милль отошел от обще ственной деятельности. '.Умер Милль 8 мая 1873 г. в Авиньоне.

* * *

и главных философских вопросов, обсужденных в его творениях» (1865; русский перевод 1869), «Огюст Конт и позитивизм» (1865; русский перевод 1867), трактат «О свободе» (1869), трактат «Опыты орелигии» (1874), «Автобиография» (1886).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.026 с.)