Оценка социологических идей Парето и их восприятие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка социологических идей Парето и их восприятие



Современный итальянский социолог Ф. Ферраротти охаракте ризовал Парето следующим образом: «Нет сомнения, что речь идет о сложной личности, в которой отражались с большой четкостью конфликты и напряженность, господствовавшие на европейской сцене между революцией 1848 г. с ее немного легкомысленным мессианизмом и Первой мировой войной с ее катастрофизмом»[553].

Сам Парето так охарактеризовал свой вклад в социологичес кую науку: «Мой «Трактат по социологии» был довольно несовер шенной попыткой ввести в социальную науку относительность, которая в более зрелой форме уже проникла в физические науки. Развитие постепенно происходит в направлении от метафизичес кого абсолюта к опытной реальности. Огромный шаг был сделан Галилеем, Коперником, Ньютоном. Другой шаг сделал Эйнштейн. Кто знает, может быть, через век, если хотя бы некоторые экзем пляры «Социологии» смогут избежать участи быть съеденными мышами, какой-нибудь исследователь обнаружит, что в начале XX века был некий автор, который стремился ввести в социальную науку принцип относительности...»[554]

Вильфредо Парето, безусловно, является самым круп ным социальным мыслителем Италии Нового времени после Джамбатисты Вико и одним из классиков мировой социальной мысли. Разностороннюю теоретическую деятельность Парето в качестве экономиста и социолога традиционно характеризуют как фундаментальную попытку создать альтернативу весьма по пулярному на рубеже XIX-XX вв. марксизму, в связи с чем он, как и М. Вебер, и был назван «Карлом Марксом буржуазии».

Парето называли также «Марксом средних классов», «воскресшим Макиавелли», «Ницше социологии» и т.д.

Парето был довольно быстро признан как экономист. Видный немецкий исследователь его научного творчества Г. Айзерман, имея в виду первую экономическую работу выдающегося итальянца, от мечает: «Слава пришла к нему слишком поздно, если иметь в виду протяженность его жизни, и все же довольно рано, если исходить из времени начала его научной карьеры»[555]. Итальянский иссле дователь Дж. Бузино видит Вильфредо Парето в «пантеоне отцов современной экономической теории»[556]. Экономическое наследие итальянского ученого является довольно известным и признанным (с учетом споров вокруг закона распределения доходов).

А вот путь социологической теории Парето к признанию ми ровой научной общественностью был более сложным. В 20-е гг. со держание его «Трактата» было уже хорошо известно среди ученых, владевших французским или итальянским языком. Но всплеск интереса к социологическим идеям Парето произошел во второй половине 30-х гг., когда появилось первое издание его главного труда на английском языке под названием «Mind and society»[557]. Однако во время второй мировой войны и в первые годы после нее возникли серьезные политико-идеологические препятствия для ознакомления со взглядами Парето: творчество итальянско го ученого было подвергнуто остракизму в связи подозрениями в симпатиях к фашизму. Лишь по прошествии некоторого времени после окончания войны к теоретическим взглядам Парето стали относиться более объективно, и теперь ученый заслуженно счита ется одним из классиков современной социологии.

Теория социального равновесия Парето и его теория общества оказали серьезное влияние на социологию XX в., прежде всего на методологию системного подхода к обществу и, в частности, на концепции структурно-функционального анализа. П. Сорокин и Т. Царсонс, испытавшие влияние итальянского мыслителя, ква-• лифицирбвали Парето наряду с М. Вебером и Э. Дюркгеймом как наиболее выдающегося социолога начала XX в. Итальянский ис торик социологии Дж. Ла Ферла назвал Парето «Галилеем соци альных наук, новым Макиавелли, создателем «Нового Органона» XX века, Марксом буржуазии»1. Но была и другая реакция на его

творчество. Известный итальянский философ Б. Кроче квалифи цировал «Трактат по общей социологии» как «случай научной те ратологии» (тератология —• дисциплина, изучающая случаи пато логических отклонений организмов от нормы), т.е. Кроче увидел в его теории всего лишь экспонат социологической Кунсткамеры. Французский социолог Р. Арон с подлинно французским остроу мием охарактеризовал «Трактат по общей социологии» как «бес конечную деривацию»2.

Но все же ключевые социологические идеи Вильфредо Парето остаются недостаточно известными и освоенными мировой и оте чественной социологией. Социологическую систему Парето за частую сводят к его теории элит, т. е. всего лишь к одному, хотя и довольно важному, разделу его теории. Вспомнив мысль Гегеля из «Феноменологии духа», место Вильфредо Парето в мировой соци альной науке следовало бы охарактеризовать так: известный, но непознанный классик. Существо научных воззрений Парето — тео рия осадков и дериваций, теория динамичного социального равно весия — зачастую игнорируется и недооценивается, что, конечно, отчасти обусловлено ее вышеуказанными внутренними недостат ками и несовершенством формы. Фундаментальной социальной теории XXI в. еще предстоит переосмыслить и критически усвоить идеи итальянского мыслителя Вильфредо Парето.

Основная литература

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 403—488.

2. Газенко Г.Б. Концепции власти в итальянской политологии рубежа XIX- ДХ веков. М., 1988.

3. Гофман А.Б. Социология Вильфредо Парето (Разумен ли Homo sapiens?) // История теоретической социологии. Т. 2. М., 1998. С. 22-41.

4. История социологии в Западной Европе и США. М., 2001. С. 234—264.

5. Парето В. О применении социологических теорий // Социологические ис следования. М., 1995, № 10. С. 137-144.

6. Парето В. Элиты и аристократия // Личность. Культура. Общество. 2002. Т. 14. Вып. 3-4. С. 230-240.

Дополнительная литература

1. Allots М. Pareto Vilfredo. Contributions to economics // International encyclopedia of social sciences. Vol. 12. N.Y., 1968. P. 399-411.

2. Avagliano G. V. Pareto. Lo sviluppo economico italiano. Salerno, 1975.

1 La Ferla G. Vilfredo Pareto. Filosofo volteriano. Firenze, 1954. P. 35.

2 Bobbio N. Saggi dulla scienza politica in Italia. P. 70.

 

3. Bobbio N. Saggi sulla scienza politica in Italia. Bari, 1971.

4. Bousquet G. Vilfredo Pareto, sa vie et son oeuvre. Paris, 1928.

5. Borkenau F. Pareto. N.Y., 1936.

6. Busino G. Gli studi su Vilfredo Pareto oggi. DalPagiografia alia critica (1923-1973). Roma, 1974.

7. Eisermann G. Vilfredo Pareto. Ein Юassiker der Soziologie. Tubingen, 1987.

8. Fiorot D. II realismo politico di Vilfredo Pareto. Milano, 1969.

9. La Ferla G. Vilfredo Pareto. Filosofo volteriano. Firenze, 1954.

10. Michels R. Bedeutende Manner. Charakterologische Studien. Leipzig, 1927.

11. Pareto V. Alcune lettere di Vilfredo Pareto. Pubblicate e annotate da A. Antonucci. Roma, 1938. p. 18.

12. Pareto V. Oeuvres completes. Vol. 1-22. Geneve, 1964-1970.

13. Pareto V. Compendio di sociologia generate. Torino, 1978.

14. Pareto V, Scritti sociologici. Torino, 1966.

15. Pareto V, I sistemi socialist!. Torino, 1951.

16. Pareto V. Lettre a M. Pantaleoni. Vol. I-III. Roma, 1960.

17. Pareto V. Trattato di sociologia generale. Vol. 1, 2. Milano, 1964.

18. Parsons T. Pareto Vilfredo. Contributions to sociology// International encyclopedia of social sciences. Vol. 12. N.Y., 1968. P. 411-416.

19. Perconoscere Pareto. Un'antologia a cura di Franco Ferrarotti. Milano, 1974.

20. SensiniG. Corrispondenza di Vilfredo Pareto. Padova, 1948.

21. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968.

Политическая социология Роберта Михелъса

Жизнь и труды

Роберт Михельс — выдающийся немецко-итальянский соци олог и политолог. Михельс родился 9 января 1876 г. в Кельне, в бо гатой и родовитой буржуазной семье. Его отец был миллионером, советником городского управления и членом торговой палаты, он перешел из иудаизма в католицизм. У Михельса были еврейские, немецкие, итальянские, французские и бельгийские корни. Среда, в которой вырос будущий социолог, отличалась космополитизмом с франкофильским оттенком. Окружение будущего ученого бы ло культурным и свободолюбивым, хранило воспоминания о на хождении Кельна в составе республиканской и наполеоновской Франции и было оппозиционным по отношению к авторитарным, милитаристским и бюрократическим традициям официального Берлина. После завершения гимназического курса в берлинском College France Михельс изучал историю и политическую экономию в университетах Парижа, Мюнхена, Лейпцига, Галле, Турина; сре ди его наиболее видных учителей были историки Густав Дройзен и Теодор Линднер. В 1900 г. защитил диссертацию (дипломную ра боту) по истории Франции.

" Преподавал в Марбургском университете (1900—1907), в Брюссельском (1903-1905), в Туринском (1907-1913), возглав лял кафедру в Базельском университете (1914—1927), преподавал в университетах Катаньи (1920), Мессины (1924), Рима (1926), в 1927 г. был приглашенным профессором в Политическом инсти туте в Вильямстауне и в Чикагском университете США, возглавлял кафедру в университете Перуджи и преподавал здесь же в фашист ской партийной школе (с 1928 г.),

С 1905 г. Михельс сотрудничал в «Архиве социальных наук и социальной политики» М. Вебера и В. Зомбарта, в котором писал статьи преимущественно о рабочем движении в разных европей ских странах. Вебер опекал молодого ученого и оказал на него ог ромное идейное влияние. В 1913г. мэтр предложил своему протеже стать соиздателем «Архива».

 

Но примечательное своеобразие личности Михельса заклю чалось в том, что он сочетал академическую деятельность с по литической, как бы воплощая знаменитый 11-й тезис К. Маркса о Л. Фейербахе, провозглашающий необходимость соединения познания и преобразования мира. Он активно участвовал в ев ропейском социалистическом движении: в 1901 г. стал членом Итальянской социалистической партии (ИСП), а в 1902 г. всту пил в ряды социал-демократической партии Германии (СДПГ). Михельс взял на себя роль партийного интеллектуала и публи циста, написав с 1900 по 1907 г. более двухсот статей для европей ской социалистической периодики. В центре его внимания было исследование и критика самых различных сторон буржуазного общества, он рассматривал классовую борьбу пролетариата и со циализм как самое действенное средство решения всех актуаль ных проблем современности. Михельс был делегатом трех съездов немецкой социал-демократии. Но, разочаровавшись в ней в си лу ее бюрократического и оппортунистического перерождения, умеренностью ее политики и отказом от боевых и решительных акций пролетарской классовой борьбы, отходом от принципов интернационализма, он сблизился с анархо-синдикалистским крылом европейских социалистов. Однако и здесь его ждало ра зочарование. Вскоре Михельс вышел из рядов СДПГ и ИСП и отказался от участия в политике вообще, сосредоточившись на академической деятельности.

Социолог занялся анализом своего политического опыта, сво их наблюдений над европейской социал-демократией, анархист скими течениями и профсоюзами. Значительный импульс научно му исследованию Михельса был дан его сближением с классиками теории элит — Г. Моской во время работы в Турине, а потом, в базельский период жизни, — В. Парето. Под их влиянием Михельс начинает разрабатывать собственный вариант теории элит, кото рый и был воплощен в книге «К социологии партий в современной демократии» (первое издание вышло в 1911 г. в Лейпциге и было посвящено «дорогому другу Максу Веберу») и в последующих про изведениях. Книга стала сенсацией и вызвала шквал самых разных отзывов, сделав Михельса знаменитым; в течение 15 лет после пер вого издания она была переведена на итальянский, французский, английский, японский, сербский и другие языки.

В 1913 г. Михельс отказывается от немецкого гражданства и обращается к правительству Италии с ходатайством о предостав лении ему итальянского гражданства, которое было удовлетворено

в 1920 г.[558] Разногласия по поводу начавшейся мировой войны обус ловили разрыв личных и научных связей оказавшихся по разные стороны линии фронта Михельса и Вебера: первый летом 1915 г. опубликовал две газетные статьи, в которых возложил ответствен ность за развязывание мировой войны на Германию и приветство вал вступление Италии в войну на стороне стран Антанты, тогда как Вебер решительно отстаивал позицию своей страны[559]. Это и сделало сохранение творческого и личного союза двух ученых-социологов невозможным. Но, несмотря на это, Михельс на всю жизнь сохранил восторженное отношение к Веберу[560]. Переехав в Италию, Михельс стал писать и преподавать преимущественно на языке Данте и Вико, хотя продолжал использовать и другие язы ки.

Разочарование в революционных идеалах, переход на позиции элитизма и итальянского национализма обусловили вступление Михельса, как и ряда других итальянских интеллектуалам, в стан сторонников итальянского фашизма. (Кстати, Муссолини тоже был разочаровавшимся социалистом). Социолог не только подде ржал движение Муссолини, но и вступил в партию дуче. Если отно шение Моски и Парето к итальянскому фашизму было во многом двойственным и противоречивым, то Михельс открыто защищал режим Муссолини. Современный немецкий историк социологии В. Рерих отмечает, что если Моска опасался заката парламентской демократии, а Парето полагал его неизбежным, то Михельс прямо пропагандировал его[561]. В возникновении фашизма в Италии и его приходе к власти в 1922 г. Михельс, как и Парето, увидел подтверж дение своих теоретических взглядов и, помимо того, шанс на «об-нбвление» страны. В статье «Подъем фашизма в Италии» Михельс

писал: «Италия жаждала сильной в политическом отношении руки. Как только фашисты встали у руля, широкие круги вздохнули с облегчением: наконец настоящее правительство!»[562] Михельс считал Муссолини «спасителем Италии» и называл его «вождем высокого стиля»[563]. Симпатии ученого и государства чернорубашечников были взаимными: дуче назвал Михельса среди числа наиболее повлияв ших на него мыслителей и оценил его как «большого друга Италии и итальянцев»[564]. Социолог стал одним из обласканных фашистским режимом ученых. В 20-е гг. появляются работы Михельса, посвя щенные анализу общественно-политических явлений — фашизма, социалистического движения, отдельным социальным группам, — «Подъем фашизма в Италии» (1924), «Социализм и фашизм» (1925) и др. и самый важный труд этого периода научной деятельности «Курс политической социологии» (1927) и др., несмотря на явную идеоло гическую профашистскую ангажированность, они все же обладают определенной научной ценностью: здесь наряду с малоприглядной апологетикой фашизма присутствовал и его небезынтересный соци ологический анализ. Последней большой работой Михельса стали «Новые исследования о политическом классе», посвященные цирку ляции элит в Европе после Первой мировой войны и появившиеся в печати в год смерти ученого. Обобщая большой эмпирический мате риал, социолог пришел к выводу об ускорении социальной мобиль ности в правящих классах европейских стран. Умер Роберт Михельс 2 мая 1936 г. в Риме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.121.55 (0.015 с.)