А. Оппозиция логичных и нелогичных действий как исходное отношение социальной системы. Теория действия Парето и теория действия Вебера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Оппозиция логичных и нелогичных действий как исходное отношение социальной системы. Теория действия Парето и теория действия Вебера



Опыт инженера и организатора, занятия публицистикой и экономической наукой поставили перед мыслью Вильфредо Парето проблему влияния на экономику политики, морали, религии, дру гих форм сознания и соответствующих общественных институтов. Он пришел к выводу, что общество нельзя объяснить, только исхо дя из сферы экономики. Человек как «homo economicus» действует рационально, но в целом в обществе доминируют нерациональные поступки. Экономика является только одной из сфер общества, детерминирующих жизнь человека. Изучение общества как целос тного образования является задачей социологии, которая и стала центром теоретической системы Парето.

Социологию Парето определил как науку об обществе в целом. Он писал: «Человеческое общество является объектом многочис^ ленных исследований. Некоторые из них составляют специаль ные дисциплины: как юриспруденция, история, политическая экономия, история религий и т.д.; другие пока еще не имеют оп ределенного предмета; синтезу их всех, посвященному изучению человеческого общества в целом, можно дать наименование социологии»[532]. Социология синтезирует данные, предоставленные другими социальными науками: правовой наукой, политичес кой экономией, политической историей, религиоведением и т.д. Исходным отношением в «общей социологии» Парето выступила оппозиция логичных (logichi)[533] и нелогичных (illogichi) действий. Он писал: «Мы называем «логичными действиями» такие дейс твия, которые логично соединяют средства с целью, не только по отношению к субъекту действия, но и также в отношении тех, кто располагает более широкими познаниями, т.е. субъективно и объективно»[534]. При протекании логичных действий цель и средства ее достижения соответствуют друг другу объективно и субъектив но. Нелогичными — их не следует путать с алогичными, на чем категорично настаивал Парето, — являются все иные действия. Примером логичного действия могут послужить гребля или мани пулирование парусами для осуществления мореплавания, приме ром нелогичного действия — принесение жертв древнегреческими моряками и вознесение молитв богу моря Посейдону для тех же целей. В обществе, как доказывал Парето, преобладают нелогичные действия.

Нелогичные действия подразделяются на четыре рода: 1) не логичные субъективно и объективно; 2) нелогичные объективно, но логичные субъективно; 3) логичные объективно, но нелогичные субъективно и 4) логичные объективно и субъективно. К нелогич ным действиям 1-го рода относятся традиционные действия, дейс твия в соответствии с обычаями, этикетом, если они не были раци онально обоснованны, 3-го рода — инстинктоподобные действия; 4-го рода — все действия в области экономики, многие действия в политике, юриспруденции, военном деле и т.д. Политическая экономия, следовательно, является наукой о логичных действиях,о логичном поведении. Наибольшую роль в общественной жизни играют нелогичные действия 2-го рода.

Бросается в глаза поразительная созвучность теорий действия В. Парето и М. Вебера. Немецкий мыслитель начинает строить свою социологическую систему с понятия социального действия. Понятие логичных действий первого соответствует понятию це-лерациональных и отчасти ценностно-рациональных действий второго, а понятие нелогичных действий отвечает взятым в сово купности понятиям ценностно-рациональных (отчасти), аффек тивных и традиционных действий. По Парето, логичные действия распространены в большей степени в современном, «цивилизо ванном» обществе, чем в предшествующих типах обществ, а по Веберу, целерациональные и ценностно-рациональные действия преобладают в развитом капиталистическом обществе, тогда как традиционные и аффективные — в докапиталистическую эпоху. Недаром немецко-итальянский социолог Р. Михельс, испытавший сильное влияние и Парето, и Вебера, близко знавший и высоко ценивших их обоих, обратил внимание на параллелизм мысли двух выдающихся мыслителей начала XX в. в этом и во многих других случаях: «Непостижимо: Макс Вебер знал такого человека, как Вильфредо Парето, только по имени. И столь же непостижимо: Вильфредо Парето знал Макса Вебера также только понаслышке. Так независимо друг от друга мыслили, говорили, писали, учили и совершали открытия два (после смерти Габриэля Тарда) великих Диоскура современной социологии, которые столь мало могли бы сказать что-нибудь в противдположность друг другу»[535].

Но различия между двумя социологами также были сущест венными: для Парето природа человека в значительной мере была иррациональной и неизменной, а Вебер же исходил из рациональ ности современного человека и истории.

. б.'Теория осадков

Логичные действия, как уже было сказано, преобладают в сфере экономики, в естественных (логико-экспериментальных) науках, имеют определенное распространение в военном деле, юриспруденции и политике. В общем они более характерны для цивилизованных народов, чем для нецивилизованных. Но в любом обществе в целом преобладают нелогичные действия.

Логичные действия обусловлены рациональностью, в основе нелогичных, как указывал Парето, лежат психические явления: чувства, инстинкты и подсознательное. Они непосредственно недоступны для постижения; о них можно судить только по их проявлениям в поступках человека — осадкам^ (итал. множес твенное число — i residui, единственное — il residue), которые и являются непосредственной причиной нелогичных действий. Итальянский мыслитель указывал на отличие осадков от того, что стоит за ними: «Необходимо строго обратить внимание на недопустимость смешения осадков с чувствами или инстинктами, которые им соответствуют»[536], но иногда сам отступал от этого тре бования. Осадки, подобно столбику термометра, писал Парето, они показывают температуру, но не являются тождественными состоянию среды. Осадки указывают на сущность, но сущностью не являются.

Понимание сущности осадков составляет основную трудность при изучении теории Парето. Дело в том, что он в действительнос ти объединил в этом понятии иррациональные и рациональные явления сознания.

Парето разделил осадки на шесть классов: I. Осадки инстин кта комбинаций; П. Осадки постоянства агрегатов; III. Осадки по требности проявлять чувства внешними действиями; IV. Осадки социальности; V. Осадки целостности индивидуума и его отноше ний; VI. Осадки сексуальности.

Осадки I класса включают 5 видов и 7 подвидов[537]. Они опре деляют склонность людей сочетать, соединять различные явления

(16) Комбинации сходного или противоположного;

(161)Сходство или противоположность в общем;

(162)Редкие вещи и исключительные события;

(163)Ужасные явления и события;

 

(164)Счастливое состояние сопричастности хорошему; несчастливое состояние сопричастности плохому;

(165)Вещи, которым приписывается оказание на человека воздействия, сходного с их собственной природой, иногда — противоположного;

(1в) Мистическое действие определенных вещей и определенных жестов;

(1в1) Мистические действия в целом;

(1в2) Названия, мистически связанные с вещами;

(1г) Потребность объединения резидуев;

(1д) Потребность в логическом развитии;

(1е) Вера в эффективность комбинаций.

 

окружающего социального и природного мира. Это осадки, «ко торые соответствуют инстинкту, являющемуся самым могущест венным инстинктом человеческого рода и служащему, возможно, фундаментальным основанием цивилизации»1. Осадки данного класса лежат в основе всякой новаторской деятельности человека, творчества во всех сферах жизни. Например, как указывает Парето, в силу данных осадков интеллектуалы соединяют «добро, прекрас ное, истину, человечность, альтруизм, солидарность»2.

Осадки II класса включают 8 видов и 3 подвида3. Они объ ясняют стабильность и устойчивость отношения людей к различ ным явлениям, например отношения человека с другими людьми, социальными классами, местностями, живых к мертвым, персо нификации идеальных образований и т.д. Осадки этого класса обусловливают консерватизм. Благодаря им объединенные осад ками I класса такие образования, как добро, прекрасное, исти на, человечность, альтруизм, солидарность, приобретают неза висимое существование и даже могут быть персонифицированы. Осадки II класса являются прямой противоположностью осадков I класса.

Осадки III класса включают 2 вида4. Они соответствуют «сильным чувствам, связанным с определенными действиями, которые могут не иметь никакого отношения к этим чувствам, но удовлетворяют потребность действовать»5. Действия в свою очередь усиливают исходные чувства. Осадки этого класса про являются, например, в религиозной экзальтации, в экстатических действиях.

1 Pareto V. Compendio di sooiologia generate. P. 158., 2 Ibid. P. 163.

3 (Па) Постоянство' отношений человека с другими людьми и с местностями; (Hal) Семейные отношения и отношения коллективности;

. * (Па2) Отношения к местностям;

. (ШЗ) Отношения социальных классов; (Пб) Постоянство отношений живых с мертвыми;

(Пв) Постоянство отношений мертвого и вещей, которые ему принадле жали при жизни;

(Иг) Постоянство абстракции;

(Пд) Постоянство единообразия;

(Не) Чувства, трансформированные в объективную реальность;

(Пж) Персонификации;

(Из) Потребность в новых абстракциях.

4 (Ilia) Потребность действовать, проявляющаяся в комбинациях; (Шб) Религиозная экзальтация.

5 Pareto V. Compendio di sociologia generale. P. 172.

Осадки IV класса включают б видов и 11 подвидов1. Этот класс осадков включает стремление к единообразию поступков людей и социальных отношений, отрицание нового, чувства социальной ие рархии, аскетизм и т.д. Данный класс осадков в чистом виде прояв ляется в таких феноменах социальной жизни, как мода, табу и т.д.

Осадки V класса включают 4 вида и 4 подвида2. Этот класс осадков выступает дополнением предшествующего класса. В него входят осадки, соответствующие чувствам противоречия наруше нию равновесия, равенства низшим и т.д.

Осадки VI класса. Они обусловлены сексуальными потреб ностями людей. Эти осадки в латентной форме проявляются в очень многих социальных феноменах, особенно у современных

народов.

Осадки разных классов находятся в состоянии динамическо го равновесия: осадки разных классов воздействуют друг на друга и попеременно вытесняют друг друга, циркуляция происходит и внутри различных видов и подвидов каждого из классов осадков. По

1 (IVa) Отдельные общества; (IV6) Потребность в единообразии; (IV61) Единообразие в применении к себе; (Г/62) Единообразие в применении к другим; (FV63) Боязнь нового; (1Ув) Жалость и жестокость;

(IVfll) Жалость к самому себе, вызванная наблюдением над другими; (ГУг) Аскетизм;

(ГУд2) Инстинктивное отвращение к страданию; (ГУдЗ) Обоснованное отвращение к бесполезным страданиям; (IVe) Причинение себе зла ради блага других; (Г/е 1) Риск жизнью;

(IVe2) Отказ от собственного блага ради других; (1Уж) Чувства иерархии; (ГУж!) Чувства высших; (Г/ж2) Чувства низших;

(ГУжЗ) Потребность одобрения со стороны коллектива. 2 (Va) Чувства, которые противостоят нарушениям равновесия; (V6) Чувства равенства у низших;

(Ув) Восстановление целостности при помощи действий, направленных на объекты, которые были деформированы; (Ув1) Реальные субъекты; (Ув2) Субъекты мнимые или абстрактные; (Vr) Восстановление целостности при помощи действий по отношению к

обидчику;

(Vrl) Реальный обидчик;

(Vr2) Мнимый или абстрактный обидчик.

 

Парето, во всяком индивидууме, социальной группе или обществе одновременно присутствуют осадки всех 6 классов, разные субъ екты же различаются пропорциями различных осадков. Наиболее важными из всей системы осадков являются осадки инстинкта ком бинаций и постоянства агрегатов. Их анализу Парето посвящает в «Трактате по общей социологии» наибольшее внимание.

Очевидна близость теории осадков Вильфредо Парето и кон цепции личности Зигмунда Фрейда, что уже неоднократно отме чалось исследователями. Фрейдовское «Оно» в широком смысле соответствует осадкам в целом, а в узком — VI классу осадков, осадкам сексуальности.

В. Теория дериваций

Благодаря воздействию осадков «инстинкта комбинаций» лю ди стремятся представить свои нелогичные действия как логичные, рационализировать их. Способами такой рационализации являют ся деривации (derivazioni, единственное число —- derivazione), т.е. логические и, в еще большей степени, псевдологические постро ения, маскирующие деятельность осадков (и интересов).

Парето выделил 4 класса дериваций: I. «Утверждения»; П. «Власть» («авторитет»); III. «Соответствие чувствам или прин ципам»; IV. «Словесные доказательства», т.е. разного рода псевдо-казательства, софизмы, логические диверсии.

Деривации I класса (включают 3 вида[538]) —- это простые утверж дения, представляющие собой выражение чувств, описания дейс твительных или вымышленных фактов и смесь фактов и чувств. Такие деривации высказываются, как пишет Парето, «в абсо лютной форме, аксиоматично, доктринально»[539]. Например, таков императив «делай так, потому что нужно (или должно) делать так (все делают так)», или услышанное Моисеем на Синайской горе: «Я — Господь, ваш Бог».

Деривации II класса (включают 3 вида[540]) предполагают апелля цию к авторитету и некритическое следование ему, восприятие исхо-

(Иб) Власть традиции, обычаев и привычек; (Пв) Власть божества или персонификации.

дящих от него положений как абсолютной и непререкаемой догмы. Например, по Парето, «очень немногие немецкие социалисты читали «Капитал» Маркса, редки как белые мухи те из них, кто понял его»1, но общепринятым в их среде стало восхищаться этим произведением и ссылаться на него как на высшую инстанцию знания.

Деривации III класса (включают 5 видов2) состоят в апелля ции к чувствам, индивидуальным или коллективным интересам, юридическим, метафизическим или сверхъестественным сущнос тям — «разуму», «добру», «справедливости», «истине», «прогрессу» «демократии», «гуманизму», «богу» и т.д.

Деривации Г/класса (включают 5 видов[541]) призваны проявить убеждающую силу посредством логических и риторических при емов. В эту категорию входят неопределенные термины, метафо ры, аллегории, аналогии и т.д. Например, диалоги Платона были чрезвычайно насыщены деривациями этого класса.

Результатами взаимодействия осадков и дериваций — дей ствительностью духовной жизни общества — являются дерива ты, или многообразные идеологические образования («теории»): конкретные религиозные, правовые, политические, философские, моральные и иные идейные построения. В своей конкретности молекула социальной активности выглядит так: ядром деривата является один или несколько осадков, вокруг которого (или ко торых) группируются второстепенные осадки. Так возникает мо гущественная сила, которая испытывает необходимость в своем логическом обосновании[542].

1 Pareto V. Compendio di sociologia generale. P. 213. > 2 (Ilia) Чувства;

(III6) Индивидуальный интерес; (Шв) Коллективный интерес; (П1г) Юридические сущности (entita); (Шд) Метафизические сущности; (Ше) Сверхъестественные сущности.

 

Логико-экспериментальная наука, исследуя осадки как под линные корни всех идеологических построений, должна рассмот реть деривации как способы их рационализации. Задачи логи ко-экспериментальной науки, таким образом, преимущественно негативны — обнаруживать осадки как неявную подоплеку всех идейных построений, сводить их к этой подоплеке и тем самым демонстрировать их научную несостоятельность. Мыслитель из лил много концептуализированной желчи по поводу всевозможных идеологических образований и связанных с ними общественных институтов. Поэтому справедлива оценка итальянского историка социологии Дж. Ла Ферла, сравнившего Парето с классиками са тиры Лукианом и Вольтером. В полном соответствии со своей по зицией бескомпромиссного разоблачения всех идеологий Парето сам себя характеризовал как «атеиста всех религий» (одновременно он подчеркивал, что он уважает все религии и признает их досто инства)[543].

Осадки являются относительно постоянной частью нелогич ных действий, деривации — изменчивыми. Один и тот же осадок порождает целый ансамбль дериваций; то, какая именно из дери ваций будет актуализирована, зависит от множества обстоятельств.: Среди дериваций также существует циркуляция, создающая и вос производящая их динамическое равновесие. •-•;';

Исследование осадков и дериваций является теоретическим ядром социологии мыслителя, и ее изложение занимает львиную часть «Трактата по общей социологии».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 563; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.039 с.)