Четыре уровня организации сообщества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Четыре уровня организации сообщества



Парк не ограничился дихотомией биотического и культурно го, выделив в эволюции сообщества четыре стадии, каждая из ко торых конституирует свой особый порядок (или уровень) органи зации. Соответственно были выделены экологический (территори альный), экономический, политический и культурный порядки. Эти порядки образуют иерархию и располагаются именно в указанной последовательности: экологический порядок является первичным и базисным, а все остальные надстраиваются над ним. Появлению и развитию сложных форм эконрмической, политической и куль турной жизни предшествует закрепление сообщества на террито рии и пространственное упорядочение образующих его элементов. Одним из фундаментальных свойств человеческой природы, кото рое определяет специфику человеческих сообществ и их отличие От растительных ц животных сообществ, является, по Парку, спо собность к передвижению1; и экологический порядок представляет собой не что иное, как пространственное структурирование чело веческих перемещений. Чтобы еще точнее определить суть этого порядка, проводилось различие между мобильностью и текучестью: мобильность связывалась со сменой места жительства, переменой места работы, изменением местоположения учреждения, службы

или вида деятельности; под текучестью же понимались пространс твенные перемещения, не связанные с изменением экологичес кого местоположения (т. е. более или менее постоянного места в территориальной конфигурации сообщества). Процесс экологи ческой организации, рассматриваемый в динамическом аспекте, определяется главным образом мобильностью; текучесть (напри мер, ежедневные поездки человека из дома на работу и обратно) не конституирует непосредственно территориальную организацию, хотя оказывает на нее влияние1. Помимо уже названных понятий, для описания экологической структуры и экологических процес сов в сообществе используются понятия дистанции, концентрации, специализации, сегрегации, централизации, децентрализации, рецен-трализации, дисперсии и др.

На базе экологической организации сообщества складывает ся тот или иной тип экономической организации. Сложные формы хозяйствования могут развиться только в условиях оседлого обра за жизни. Местоположение первых оседлых сообществ определя ется факторами жизнеобеспечения: они возникают там, где есть доступ к водным источникам и где среда обеспечивает человека достаточным количеством пищи. В таких сообществах существует натуральное хозяйство. Движущей силой дальнейшего экономи ческого развития становится формирование центров торговли и обмена: первые такие центры возникают, как правило, в местах пересечения естественных маршрутов транспортировки (на пе ресечении водных артерий, троп, в устьях рек, вблизи отмелей, в морских бухтах и т.д.). Пространственное обособление специали зированных торговых сообществ от первичных (производящих) сообществ становится важной вехой в развитии разделения труда. «Экономический порядок — продукт торговли. Рынок и терри тория, в пределах которой происходит обмен, размечают центры и границы экономического сообщества»2. Торговля кладет конец замкнутости социальной жизни в пределах маленьких деревен ских сообществ и расширяет сети социальных связей, вплоть до развития мирового экономического сообщества. Все более рас ширяющиеся системы экономических связей поддерживаются на экологическом уровне развитием и совершенствованием средств транспорта и коммуникации. Кроме того, торговля закладывает основу для становления и роста городов.

 

1 McKenzie R.D. The Scope of Human Ecology. P. 169.

2 См.: Парк Р.Э. Разум бродяги: размышления о связи ментальное™ с про странственным передвижением // Социальные и гуманитарные науки. Сер. И. Социология. 1997. № 4. С. 158-162.

1 McKenzieR.D. The Scope of Human Ecology. P. 170.

2 Парк Р.Э. Физика и общество. С. 145.

Следующий уровень организации ~ политический — скла дывается как следствие высвобождения человека из плена ро довых связей, решающую роль в котором играет развитие тор говли и расширение социальных контактов за пределы родного локального сообщества. «Политической можно назвать такую взаимосвязь, которая образует общество, организованное не на семейном, а на территориальном базисе»1. Основой поли тического порядка является подчинение индивида государс тву, которое определяет его права и обязанности и обеспечивает их действенность, пользуясь для этого различными средствами принуждения (от формального законодательства до применения насилия). В конечном счете политическая власть опирается на социальную солидарность и мораль, позволяющие «большим совокупностям людей... действуя коллективно и согласованно, поддерживать корпоративное существование нации... и ее инсти тутов — институтов, которые, по обыкновению, закрепляются в привычках и в самой структуре человека»2.

Упомянутые солидарность и мораль конституируют четвер тый, высший уровень организации сообщества — культурный. Механизмом, формирующим и поддерживающим культурный порядок, всегда является коммуникация. Хотя коммуникация в значительной мере зависит от пространственной организации кон тактов между индивидами и группами, продукты коммуникации (обычаи, конвенции, символы, взаимные ожидания и т. д.) имеют свою особую природу, которая не только не вытекает из природы экологических сил, но прямо ей противоположна. «Общество, в том смысле, в каком это слово употребляется применительно к людям, характеризуется тем, что накладывает на свободную игру экономических и эгоистических сил ограничения политического и морального порядка»3. В процессе коммуникации человек приоб ретает ^реализует свою способность «принимать установки и точку зрения другого»; и эта способность позволяет людям выстраивать корпоративное действие через постоянное взаимное соотнесение своих индивидуальных линий поведения. Такое соотнесение обла дает принудительностью и поддерживается различными санкци ями, формальными и неформальными. Так принятые в обществе образцы становятся для действующего индивида постоянным объ ектом ориентации.

1 Парк Р.Э. Физика и общество. С. 146.

2 Там же. С. 148.

3 Там же. С. 149.

Иерархию этих четырех порядков как стадий эволюции сооб щества не следует понимать буквально. Их последовательное рас положение отражает не историю их поочередного становления, а их естественную историю. Каждая предшествующая стадия служит необходимым фундаментом для последующих, но все четыре вида развития (экологическое, экономическое, политическое и культур ное) происходят одновременно. Каждое усложнение, на каком бы уровне оно ни происходило, затрагивает все остальные уровни; при этом структуры и процессы нижестоящих уровней остаются опо рой для структур и процессов, относящихся к высшим уровням.

Иерархическое расположение указанных порядков имеет ряд важных дополнительных коннотаций. Переход от нижестоящих порядков к высшим связан с убыванием человеческой свободы, возрастанием социального контроля и существенной трансфор мацией такого базисного социального процесса, как конкуренция. По словам Парка, «на каждом из последовательно расположен ных уровней... индивид оказывается полнее инкорпорированным в социальный порядок, более подчиненным ему, нежели на пред шествующем уровне. Общество повсюду является организацией контроля. Его функция состоит в том, чтобы организовывать, ин тегрировать и направлять усилия составляющих его индивидов. Наверное, можно сказать и так, что функцией общества везде яв ляется сдерживание конкуренции... Конкуренция на биотическом уровне... представляется относительно неограниченной. Общество, по факту своего существования, является анархичным и свобод ным. На культурном уровне эта свобода индивида конкурировать сдерживается конвенциями, пониманием и законом. Индивид бо лее свободен на экономическом уровне, чем на политическом, и более свободен на политическом уровне, нежели на моральном. По мере развития общества контроль все более распространяется и усиливается, свободная коммерческая деятельность индивидов ограничивается...»1. Базисной (и в наименьшей степени социали зированной) свободой является свобода передвижения на эколо гическом уровне; свобода на культурном уровне («свобода само выражения») в наибольшей степени социализирована. Борьба за существование как форма конкуренции, присущая экологическому уровню, на высших уровнях уступает место ее сублимированным формам: экономической конкуренции, политическому конфликту и культурной ассимиляции.

1 Парк Р.Э. Экология человека. С. 398-399.'

 

 

 

Суть четырехуровневой модели, предложенной Чикагской школой, ярче всего раскрывается в сопоставлении с другими со циологическими теориями. Сравнивая эту модель с Марксовой концепцией базиса и надстройки, можно заметить немалое их сходство: социологи Чикагской школы включали в понятие эко логического порядка то, что Маркс (особенно ранний) включал в понятие экономического базиса, — «физический процесс жизни» людей, их «материальную деятельность и материальное общение»1. Если данную модель рассматривать как иерархию относительно автономных подсистем внутри сообщества, погруженного в среду и взаимодействующего с ней, то в этой модели можно усмотреть прототип аналитической схемы общества и его подсистем, разра ботанной позже Т. Парсонсом.

Разные уровни организации сообщества, по Парку, должны изучаться отдельными науками: соответственно экологией, эко номикой, политическими науками и культурной антропологией. Своеобразие Чикагской школы состоит в том, что ее представители сосредоточились главным образом на исследовании социальных структур и процессов под экологическим углом зрения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.007 с.)