Социальная реальность как предмет социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная реальность как предмет социологии



Предметом социологии является социальная реальность, ре альность особого рода, не сводимая ни к биологической, ни к пси хической реальности, воплощенной в индивидах. Но социальная реальность, подобно другим, включена в универсальный порядок и так же, как мир физический или психический, подчинена оп ределенным законам. Социология — наука о реальности, а не о понятиях; ее задача — установление объективно значимых законов общества. Дюркгейм соглашался, в сущности, с идеей Маркса о том, что социальная жизнь должна объясняться не представлени ями ее участников, а' более глубокими причинами, коренящимися в рпособах коллективной жизни людей. Изучаемую социологией как наукой реальность составляют социальные факты, которые, по определению Дюркгейма, представляют собой способы сделать индивида восприимчивым к внешнему принуждению (эти способы могут быть либо уже устоявшимися, либо еще формирующимися институтами), которые являются общими для того или иного соци ального пространства и существуют независимо от своих индиви дуальных проявлений. Социальная реальность надындивидуальна, ей принадлежит определяющая роль в детерминации человеческо го сознания и поведения.

Дюркгейм утверждает примат социальной реальности над ин дивидуальной: хотя исторически общество возникает как резуль тат взаимодействия индивидов, однако, возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам, доминируя над индивидами, создавая их в процессе воспитания, сущность которого — социа лизация. Общество — источник всех высших ценностей. Оно — не зависимая от индивидов реальность, вне которой индивидуальная жизнь немыслима. Само общество выступает для индивида высшей ценностью и потому — объектом всех культов, как религиозных, так и светских. Вот почему Дюркгейм определяет еще социологию как «науку об институтах, их генезисе и функционировании»[82].

Задачи, решаемые социологией, распределяются между тре мя ее основными разделами. Социальная морфология изучает «суб страт» общества, его структуру: географическую среду и ее связи с социальной организацией, народонаселение, вообще все формы коллективного бытия — основные элементы, из которых слагает ся общество, способы их сочетания и т.д. Социальная физиология исследует общество в его динамике; она представляет общества в : их жизненных проявлениях, таких, как религия, мораль, политика, экономика и др., и включает, таким образом, специальные дисцип лины — социологию религии, социологию морали, юридическую, экономическую, лингвистическую и эстетическую социологии. Наконец, общая социология осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы социальной жизни.

Методологические основы социологии

Метод социологии в наиболее общих его чертах Дюркгейм ха рактеризует как объективный и рационалистический. Социология основывается на применении объективных методов, рассматривая социальные факты как «вещи» и устанавливая устойчивые при чинно-следственные связи и закономерности, действуя в этом смысле так же, как и все другие науки, в том числе и естествен ные. Однако специфика социальной реальности обусловливает самостоятельность, несводимость социологии к другим наукам. Методологически это реализуется в правиле, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами, а не биологическими или психологическими. Этим определяется то, что можно назвать «социологичностыо мышления», противостоящего редукционизму, угрозе растворения социологии в психологии, биологии, спиритуалистской философии или утали-таристской этике. Этим определяется также понимание того, что социология должна строиться на прочном эмпирическом и раци ональном фундаменте.

С понятием «рационализм» Дюркгейм связывает свое пони мание возможностей и предназначения социологии как науки: «наше главное намерение состоит в том, чтобы распространить на человеческое поведение научный рационализм»1. В понятии «рационализм» раскрываются те базовые философские принци пы, на которых строится общая социология у Дюркгейма, прежде всего — понимание человеческой природы. Дюркгейм опирается на рационалистическую традицию, столь сильную во Франции, начиная с Декарта. Наука строится на рациональных принципах, позволяющих постичь истину, преодолевая расхожие мнения и предрассудки. Наука сочетает описание эмпирических данных с их рациональным объяснением, которое возможно потому, что принципы детерминизма и закономерности распространяют ся и на социальные явления. Эти идеи Дюркгейм почерпнул у Монтескье. Дюркгейма вдохновляла задача создания социальной науки, поставленная Сен-Симоном и Контом. «Рационализм», как его понимает Дюркгейм, признает зависимость общественной эволюции от объективных условий. Однако позиция Дюркгейма отличается от материалистической. Он исходит из того, что кол лективное сознание, «растворенное» в обществе, имеет само стоятельное существование. И все же социальные явления, не будучи материальными, представляют собой реальные «вещи», допускающие научное исследование. В то же время Дюркгеймово понимание общества решительно противостоит своим объек тивизмом тому, что он называл «спиритуализмом», в более об щем плане — «доктрине, видящей в социальных фактах продукт умственных комбинаций»2, привычке представлять социальную жизнь как логическое развитие идеальных концепций, игнорируя зависимость общественного развития от объективных условий.

Предназначение социологии

Предназначение социологии заключается в том, чтобы всем стало понятно, что общество и его институты имеют постоянный, устойчивый способ существования и свою особую природу, не зависящую от индивидуального произвола, потому что они воз никают из необходимых отношений. Социология — противоядие против революционного прожектерства, социального утопизма, против всякой иллюзии всемогущества человека по отношению к социальному миру, который в один момент может быть «разру шен до основания» и построен целиком заново в соответствии с тем или иным идеалом. «Наш метод не заключает в себе ничего революционного, В известном смысле он даже консервативен, так как признает, что природа социальных фактов, как бы гибка и по датлива она ни была, не может, однако, произвольно подвергаться изменениям. Насколько опаснее доктрина, видящая в социальных фактах продукт умственных комбинаций, который в один момент может быть разрушен до основания простым диалектическим при емом»[83].

Человеку неприятно отказываться от неограниченной власти над социальным строем, которую он себе так долго приписывал. Однако исторический опыт учит, убежден Дюркгейм, что это все могущество иллюзорно и на самом деле всегда было причиной его реальной слабости воздействовать в нужном направлении на социальное развитие. Реальная власть человека над вещами на самом деле начинается только с того момента, когда он признает, что они обладают своей собственной природой. Первый шаг к "овладению ими заключается в том, чтобы признать это и заняться познанием того, что вещи собой представляют. «То, что назвали нашим позитивизмом, есть лишь следствие этого рационализма. Пытаться выйти за пределы фактов с целью объяснить их или уп равлять ими, можно лишь в той мере, в какой их считают ирраци ональными. Но если они вполне понятны, то их достаточно как для науки, так и для практики; для науки — потому что тогда нет основания искать вне их причины их существования; для прак тики — потому что их полезность является одной из этих причин. Нам представляется, таким образом, что особенно в наше время возрождающегося мистицизма подобное предприятие может и должно быть принято спокойно и даже с симпатией всеми теми,кто, расходясь с нами в известных пунктах, разделяет нашу веру в будущее разума»[84].

Социология, в понимании Дюркгейма, лишая человека иллю зии относительно того, что в его власти произвольно" направлять социальную жизнь, следуя своим планам, вовсе не ориентирует его на социальную пассивность и внушает отнюдь не социальный конформизм, а лишенное порыва к идеалу приспособление к су ществующим обстоятельствам: «Из того, что социальные верова ния и обычаи проникают в нас извне, не следует, что мы пассивно воспринимаем их, не подвергая их изменениям»[85]. Более развер нуто эта позиция выражена Дюркгеймом в работе «Ценностные и «реальные» суждения»: «Позитивную социологию иногда упре кали в чем-то вроде эмпиристского фетишизма в отношении фак та и упорном безразличии к идеалу... Этот упрек не обоснован. Основные социальные явления: религия, мораль, право, эконо мика, эстетика — суть не что иное, как системы ценностей, сле довательно, это идеалы. Социология, таким образом, изначально расположена в области идеала; она не приходит к нему постепенно в результате своих исследований, а исходит из него. Идеал — это ее собственная сфера. Но она... не стремится его конструировать, она берет его как данность, как объект изучения, и пытается его анализировать и изучать. В способности к идеалу она видит ес тественную способность, причины и условия которой она ищет с целью по возможности помочь людям отрегулировать его функ ционирование»[86].

В конкретном плане это, означает признание Дюркгеймом то го, что социальные факты влияют на индивидуальное поведение опосредованно, через специальные механизмы их интериоризации, и что, следовательно, внешняя детерминация осуществляется через ценностные ориентации индивидов, что действенность социаль ных регуляторов определяется не только их принудительной силой, но'И их желательностью для индивидов.

 

Солидарность:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.007 с.)