Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная реальность как предмет социологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предметом социологии является социальная реальность, ре альность особого рода, не сводимая ни к биологической, ни к пси хической реальности, воплощенной в индивидах. Но социальная реальность, подобно другим, включена в универсальный порядок и так же, как мир физический или психический, подчинена оп ределенным законам. Социология — наука о реальности, а не о понятиях; ее задача — установление объективно значимых законов общества. Дюркгейм соглашался, в сущности, с идеей Маркса о том, что социальная жизнь должна объясняться не представлени ями ее участников, а' более глубокими причинами, коренящимися в рпособах коллективной жизни людей. Изучаемую социологией как наукой реальность составляют социальные факты, которые, по определению Дюркгейма, представляют собой способы сделать индивида восприимчивым к внешнему принуждению (эти способы могут быть либо уже устоявшимися, либо еще формирующимися институтами), которые являются общими для того или иного соци ального пространства и существуют независимо от своих индиви дуальных проявлений. Социальная реальность надындивидуальна, ей принадлежит определяющая роль в детерминации человеческо го сознания и поведения. Дюркгейм утверждает примат социальной реальности над ин дивидуальной: хотя исторически общество возникает как резуль тат взаимодействия индивидов, однако, возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам, доминируя над индивидами, создавая их в процессе воспитания, сущность которого — социа лизация. Общество — источник всех высших ценностей. Оно — не зависимая от индивидов реальность, вне которой индивидуальная жизнь немыслима. Само общество выступает для индивида высшей ценностью и потому — объектом всех культов, как религиозных, так и светских. Вот почему Дюркгейм определяет еще социологию как «науку об институтах, их генезисе и функционировании»[82]. Задачи, решаемые социологией, распределяются между тре мя ее основными разделами. Социальная морфология изучает «суб страт» общества, его структуру: географическую среду и ее связи с социальной организацией, народонаселение, вообще все формы коллективного бытия — основные элементы, из которых слагает ся общество, способы их сочетания и т.д. Социальная физиология исследует общество в его динамике; она представляет общества в : их жизненных проявлениях, таких, как религия, мораль, политика, экономика и др., и включает, таким образом, специальные дисцип лины — социологию религии, социологию морали, юридическую, экономическую, лингвистическую и эстетическую социологии. Наконец, общая социология осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы социальной жизни. Методологические основы социологии Метод социологии в наиболее общих его чертах Дюркгейм ха рактеризует как объективный и рационалистический. Социология основывается на применении объективных методов, рассматривая социальные факты как «вещи» и устанавливая устойчивые при чинно-следственные связи и закономерности, действуя в этом смысле так же, как и все другие науки, в том числе и естествен ные. Однако специфика социальной реальности обусловливает самостоятельность, несводимость социологии к другим наукам. Методологически это реализуется в правиле, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами, а не биологическими или психологическими. Этим определяется то, что можно назвать «социологичностыо мышления», противостоящего редукционизму, угрозе растворения социологии в психологии, биологии, спиритуалистской философии или утали-таристской этике. Этим определяется также понимание того, что социология должна строиться на прочном эмпирическом и раци ональном фундаменте. С понятием «рационализм» Дюркгейм связывает свое пони мание возможностей и предназначения социологии как науки: «наше главное намерение состоит в том, чтобы распространить на человеческое поведение научный рационализм»1. В понятии «рационализм» раскрываются те базовые философские принци пы, на которых строится общая социология у Дюркгейма, прежде всего — понимание человеческой природы. Дюркгейм опирается на рационалистическую традицию, столь сильную во Франции, начиная с Декарта. Наука строится на рациональных принципах, позволяющих постичь истину, преодолевая расхожие мнения и предрассудки. Наука сочетает описание эмпирических данных с их рациональным объяснением, которое возможно потому, что принципы детерминизма и закономерности распространяют ся и на социальные явления. Эти идеи Дюркгейм почерпнул у Монтескье. Дюркгейма вдохновляла задача создания социальной науки, поставленная Сен-Симоном и Контом. «Рационализм», как его понимает Дюркгейм, признает зависимость общественной эволюции от объективных условий. Однако позиция Дюркгейма отличается от материалистической. Он исходит из того, что кол лективное сознание, «растворенное» в обществе, имеет само стоятельное существование. И все же социальные явления, не будучи материальными, представляют собой реальные «вещи», допускающие научное исследование. В то же время Дюркгеймово понимание общества решительно противостоит своим объек тивизмом тому, что он называл «спиритуализмом», в более об щем плане — «доктрине, видящей в социальных фактах продукт умственных комбинаций»2, привычке представлять социальную жизнь как логическое развитие идеальных концепций, игнорируя зависимость общественного развития от объективных условий. Предназначение социологии Предназначение социологии заключается в том, чтобы всем стало понятно, что общество и его институты имеют постоянный, устойчивый способ существования и свою особую природу, не зависящую от индивидуального произвола, потому что они воз никают из необходимых отношений. Социология — противоядие против революционного прожектерства, социального утопизма, против всякой иллюзии всемогущества человека по отношению к социальному миру, который в один момент может быть «разру шен до основания» и построен целиком заново в соответствии с тем или иным идеалом. «Наш метод не заключает в себе ничего революционного, В известном смысле он даже консервативен, так как признает, что природа социальных фактов, как бы гибка и по датлива она ни была, не может, однако, произвольно подвергаться изменениям. Насколько опаснее доктрина, видящая в социальных фактах продукт умственных комбинаций, который в один момент может быть разрушен до основания простым диалектическим при емом»[83]. Человеку неприятно отказываться от неограниченной власти над социальным строем, которую он себе так долго приписывал. Однако исторический опыт учит, убежден Дюркгейм, что это все могущество иллюзорно и на самом деле всегда было причиной его реальной слабости воздействовать в нужном направлении на социальное развитие. Реальная власть человека над вещами на самом деле начинается только с того момента, когда он признает, что они обладают своей собственной природой. Первый шаг к "овладению ими заключается в том, чтобы признать это и заняться познанием того, что вещи собой представляют. «То, что назвали нашим позитивизмом, есть лишь следствие этого рационализма. Пытаться выйти за пределы фактов с целью объяснить их или уп равлять ими, можно лишь в той мере, в какой их считают ирраци ональными. Но если они вполне понятны, то их достаточно как для науки, так и для практики; для науки — потому что тогда нет основания искать вне их причины их существования; для прак тики — потому что их полезность является одной из этих причин. Нам представляется, таким образом, что особенно в наше время возрождающегося мистицизма подобное предприятие может и должно быть принято спокойно и даже с симпатией всеми теми,кто, расходясь с нами в известных пунктах, разделяет нашу веру в будущее разума»[84]. Социология, в понимании Дюркгейма, лишая человека иллю зии относительно того, что в его власти произвольно" направлять социальную жизнь, следуя своим планам, вовсе не ориентирует его на социальную пассивность и внушает отнюдь не социальный конформизм, а лишенное порыва к идеалу приспособление к су ществующим обстоятельствам: «Из того, что социальные верова ния и обычаи проникают в нас извне, не следует, что мы пассивно воспринимаем их, не подвергая их изменениям»[85]. Более развер нуто эта позиция выражена Дюркгеймом в работе «Ценностные и «реальные» суждения»: «Позитивную социологию иногда упре кали в чем-то вроде эмпиристского фетишизма в отношении фак та и упорном безразличии к идеалу... Этот упрек не обоснован. Основные социальные явления: религия, мораль, право, эконо мика, эстетика — суть не что иное, как системы ценностей, сле довательно, это идеалы. Социология, таким образом, изначально расположена в области идеала; она не приходит к нему постепенно в результате своих исследований, а исходит из него. Идеал — это ее собственная сфера. Но она... не стремится его конструировать, она берет его как данность, как объект изучения, и пытается его анализировать и изучать. В способности к идеалу она видит ес тественную способность, причины и условия которой она ищет с целью по возможности помочь людям отрегулировать его функ ционирование»[86]. В конкретном плане это, означает признание Дюркгеймом то го, что социальные факты влияют на индивидуальное поведение опосредованно, через специальные механизмы их интериоризации, и что, следовательно, внешняя детерминация осуществляется через ценностные ориентации индивидов, что действенность социаль ных регуляторов определяется не только их принудительной силой, но'И их желательностью для индивидов.
Солидарность:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.119.129 (0.013 с.) |