ТОП 10:

Законы и категории социологии



I. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

1. Объект, предмет, законы категории социологии.

2. Структура и функции социологии.

 

Основные понятия

Предметная область науки, объект социологического исследования, гуманитарные знания, социально-философские воззрения, позитивная социология, социальная структура, социальная роль и поведение, социальный мир, социальная реальность, социальные потребности и интересы, социальные взаимодействия.

Цель информации

Выяснить специфику предметной области науки и метода социологии как науки о личности в социальных взаимодействиях в социальном мире людей.

 

Рекомендации

Первый вопрос.Особое внимание следует обратить на многообразие подходов к определению предметной области социологии, выяснить, почему нет однозначного ответа на данный вопрос. Важно подчеркнуть, что на определение предметной области науки влияли не только различные научные школы, но и развивающийся социальный мир, потребности социальной практики в решении социальных проблем, а также развитие самой науки.

Для сравнительного анализа можно использовать два-три определения предмета социологии предложенных различными учеными или научными школами, например О. Контом, Э. Дюркгеймом, П. Сорокиным.

Рассматривая понятийный аппарат социологии, сосредоточьте внимание на самом определении и особенно на обыденном и научно-систематизированном уровнях понятий, определите их роль и значение для социологических исследований (политических, экономических и др.).

Рассматривая междисциплинарный характер социологического знания, важно понять его истоки, объяснить, что личность есть в определенной степени отражение общественного бытия, но человек как часть природы обладает биопсихологическими предпосылками развития социального, которые детерминируют не только уровни, но и качество социального, возможности интеграции человека в мир общества, освоение этого мира и саморазвитие. Рассмотрите основания и взаимосвязь социологии с философией, этикой, культурологией, психологией и другими сферами знаний, покажите роль этой взаимосвязи в развитии отраслевых направлений социологии: социологии культуры, бизнеса, маркетинга и т. д.

 

1. Объект, предмет, категории социологии

Слово “социология” (от. лат. societas – общество и греч. logos – слово, понятие, учение) – “наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Термин введен французским социологом О. Контом в середине XIX в. и первоначально означал «обществоведение». Социология и обществознание понятия однопорядковые, хотя и не совпадающие по объему. В книге современного английского ученого Дж. Херда “Введение в социологию” она определяется как учение о человеческом обществе. Его соотечественник Э. Гидденс рассматривает общество во всех формах его проявления – социальном пространстве (среда, территория, коммуникация), социальном времени (историческое прошлое, современность и будущее). “Социология – это учение о человеческой жизни, группах и обществах”. Американский социолог Дж. Снелзер утверждает, что социология – наука об обществе. Но общество является общим объектом изучения и многих других наук, не случайно получивших название “общественные науки”: история, философия, экономическая теория, политология, правоведение, культурология, педагогика, психология, этнография, демография и другие. Поэтому простое указание на то, что социология – это наука об обществе, еще не дает ответа на вопрос о специфическом объекте и предмете этой науки, об особом социологическом способе изучения общества. В этом плане принципиальное значение имеет уяснение содержания понятия “социальное”.

Общество как продукт взаимодействия людей представляет собой многогранное и сложное в структурном отношении явление. Поэтому тот факт, что в самом широком смысле оно является общим объектом исследования для всех общественных наук, не означает, что каждая из этих наук не имеет своего специфического объекта изучения. Так, качественно своеобразной стороной (сферой, областью, формой общественной жизни является производство, распределение, обмен и потребление материальных благ). Эти экономические по своему характеру явления, отношения и процессы, в основе которых лежат прежде всего отношения собственности, служат специфическим объектом экономической науки, точнее, экономических наук. Особой, существенно отличной от экономической сферой жизни общества является политическая, связанная с организацией, функционированием и развитием политической власти. И это – специфический объект политологии, политических наук. Целый ряд наук (например, культурология, педагогика, социальная психология и другие) призваны исследовать духовную жизнь общества, т. е. производство и распределение духовных потребностей людей. Поэтому, строго говоря, объектом большинства общественных наук является не все общество, а та или иная его сторона, форма проявления и т. д.

В этом плане изучаемая социологией социальная жизнь общества – это область социальных отношений как отношений между более или менее широкими общностями людей (классами, социальными слоями и группами, нациями и народностями, коллективами и т. д.) и самими людьми, выступающими в качестве представления этих общностей. Таким образом в центре социальной жизни находятся действие и взаимодействие людей и их объединений, а социология в этой связи выступает прежде всего как наука о поведении людей в среде себе подобных.

Своеобразие социологии как самостоятельной науки среди других общественных наук находит свое выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения – сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности – социума как объекта социологии.

Своеобразие социальных отношений состоит прежде всего в том, что они носят комплексных характер и не сводимы к отношениям только экономическим, только политическим или духовным. Они по-своему проявляются по всех сферах общественной жизни и включают в себя так или иначе и социально-экономическое, и социально-политическое, и социально-духовное, социально-культурное содержание. Именно потому, что личность, класс, нация, демографическая или профессиональная группа всегда и одновременно являются носителями, субъктами всей совокупности общественных отношений. Именно такое понимание социального и социальных отношений позволяет правильно уяснить, каким образом социология, изучая общество как целое, тем не менее не подменяет и не поглощает другие общественные науки, имея свой, специфический объект и предмет исследования. Социология изучает не все и вся в обществе, а только социальную сферу его функционирования и развития.

Объект социологии – то, на что направлено социологическое внимание и исследование. Но это не просто общество, или некая совокупность общественных отношений людей. Во-первых, это прежде всего современное общество. Во-вторых, отчасти это и прошлое общество, поскольку необходимы исторические сравнения для лучшего понимания современности. В-третьих, и это особенно важно, объектом социологии выступает информация об обществе: объективная и субъективная, первичная и вторичная, собранная с помощью самых различных методов, на основании различных источников.

Основными информационными объектами социологии выступают: демографический (совокупность моделей рождаемости, смертности, миграции населения); психологический (совокупность установок и методов поведения людей); общностный (информация о классах, группах, слоях, организациях); отношенческих (сведения о взаимодействии людей, групп, обусловленном их социальными ролями и занимаемыми позициями); культорологический (связанный с поведением людей, обусловленным нормами и ценностями жизни и культуры).

Итак, социальная реальность, выраженная в совокупности информации о ней, социальные факторы образуют объекты социологии. Он не отделен непроходимой стеной от предмета. Предмет – часть объекта, он “вырастает” из него, являясь совокупностью содержательных узловых проблем. Скажем, общество как целостность – объект социологии. Изучение его как органической системы – предмет. Функционирование общества является объектом социологической науки, а исследование механизма функционирования составляет предмет. Обращение к социальным институтам (государству, собственности, семье) – объектная область социологии. Исследование же регулирующих, управляющих, властных функций этих инструментов составляет один важный элемент предмета нашей науки.

Соответственно вырисовывается понятие предмета социологии как науки о современном обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменений, науки о становлении и динамике социальных общностей, институтов и организаций, взаимодействии между личностью и общностями, науки об осмысленных социальных действиях людей, социальных процессах и массовом поведении. Соответственно, основной вопрос социологии можно сформулировать так: что есть общество как функционирующая структурная целостность? Отвечая на него, мы говорим, что это взаимодействие социальных общностей, личностей, социальных процессов, поведения людей. Мы даем самое общее определение предметной области социологии, которое, как нам кажется, является лейтмотивом различных концепций относительно природы социологического знания.

Схематически структуру предмета социологии можно представить в виде концентрических кругов. В центре “Ядро” – социальные общности, включающие в себя всю совокупность человеческих индивидов и являющиеся “социумом” точном значения этого понятия. Социальные общности – источник и движущая сила социальных действий и процессов. Их взаимодействие ведет к институционализации. Динамика социальных общностей, групп, классов, страт, социальных институтов формируют социальную структуру общества. Общество, характеризуясь стабильностью, динамичностью, открытостью, самодостаточностью, пространственно-временным бытием, выступает как целостная органическая система.

Функции социологии

1. Познавательная – как наука социология дает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, о тенденциях общественного развития.

2. Прикладная (практическая) функция в том, что социологическая наука не только познает социальные реальность, но и обладает управленческим потенциалом.

Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объекта познания этой науки – социальной деятельности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и специальным социологическим теориям, дающим глубокое системное отражение сущности и закономерности развития общества. Прикладная (практическая) функция социологии в том, что наука не только познает социальную реальность но и вырабатывает предложение для управленцев всех уровней в условиях совершенствования социальной политики, для рационального управления обществом.

3. Функция социального контроля позволяет снять социальную напряженность и кризисы в обществе, информируя властные структуры об усилении деятельности социального контроля над процессами в обществе.

4. Идеологическая функция в том, что данные социологии (знания) используются для выработки определенного менталитета, ценностных ориентаций, стереотипов поведения, имиджей. Социологическое знание может служить средством манипулирования сознанием и поведением людей, либо данные полученные социологами могут быть средством достижения общественного консенсуса.

5. Прогностическая (футурологическая) функция социологии состоит в способности вырабатывать прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем.

Итак, социология играет ключевую роль в современной интеллектуальной культуре и занимает центральное место в социальных науках.

Объект социологии – социальная реальность, современное общество, объективная и субъективная, первичная и вторичная информация о нем, собранная из разных источников и помощью специфических методов.

Социальная общность – базовая социологическая категория, которая должна стать главным предметом социологического анализа. Она соединяет макро- и микроуровень анализа: поведение людей, массовые процессы, культуру, социальные институты, отношения собственности и власти, управление, функции, роли, ожидания. Это и есть “социум” в наиболее точном значении этого понятия.

Социальное действие обладает общественным качеством. Это совокупность социально-значимых поступков, при помощи которых индивид или группа намереваются воспроизвести или изменить поведение, взгляды и мнения других лиц или слоев. Совокупность действий образует “социальный процесс”, формирующий общие тенденции социальной эволюции (генезис, функционирование, изменение, развитие).

Социология является наукой о современном обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменений, наукой о становлении и динамике социальных общностей, институтов, организаций, взаимодействий между личностью и общностями, наукой об осмысленных социальных действиях людей, процессах и массовом поведении.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какова специфика социологии как науки?

2. Какие основные понятия составляют предмет социологии?

3. Каково познавательное и практическое назначение социологии?

4. Какое место занимает социология в системе научного знания?

 

Литература

1. Арон Р. Этапы социологической мысли. М., 1993

2. Американская социология. М., 1972

3. Вебер М. Основные социологические понятия. Избр. произведения. М., 1990

4. Бурдье П. Оппозиции современной социологии. /Социс. 1996, №5

5. Кравченко А. И. Основы социологии. М., 1997

6. Краткий словарь по социологии. М., 1989

7. Методология и методы социологических исследований. М., 1996

8. Смелзер Н. Социология. М., 1994

9. Энциклопедический социологический словарь (под ред. Г. В. Осипова).

10. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.

 

Основные понятия

Просто социология, позитивизм, эволюционизм, феноменология, процесс институционализации, гносеология, научное направление, национально-буржуазная идеология, гуманистическая ориентация социальных теорий, социальные потребности, концепция, социальная философия, сознание, субъективное направление в социологии, общество, личность, детерминизм, структура социологического знания и социологической теории, эмпиризм, функционализм, символический интеракционализм, этнометодология.

 

Цель информации

Проанализировать процесс становления социологических научных школ и направлений на Западе и в России. Доказать, что российская социология, как и западная, уходит научными корнями не в 50-е годы нынешнего столетия, а в 50-е – 60-е годы прошлого века.

Рассматривая фазы эволюции западной социологии и процесс ее институционализации, следует выделить этапы появления различных идей в работах О. Конта, Г. Спенсера активно осваивавших новое научное направление, и отметить, что начальный этап ее становления связан с бесконечным пересмотром научных гипотез, концепций и результатов как родственных, так и весьма далеких от социологических наук. Выделяются три фазы эволюции социологии. Первая – сциентиская, характеризуемая господством натуралистических, позитивистских моделей общества. Ее главные теоретические принципы: эволюционизм, социологический реализм, детерминизм, сравнительно-исторический метод, редукционизм.

Вторая фаза – аналитическая, для которой характерны антипозитивистская реакция, ценностные модели общества и культуры. Главные теоретико-методологические принципы: критика эволюционизма, номинализм, индетерминизм, нормативизм, поиски специфики социального.

Третья фаза – неопозитивистская. Ее характеризуют сциентистская программа социологии как науки о поведении, умеренный эволюционизм и социальные изменения, попытки синтеза реализма и номинализма, эмпирическое обоснование теории, наблюдение, уточнение редукционизма.

Укажите, что каждая из этих фаз представляет собой теоретическую систему, содержащую в себе одновременно различные типы исследований.

Выводы.Обобщите изложенный материал, сосредоточьте

внимание на основных научно-теоретических этапах развития социологии, назовите основные научные школы и определите их подходы к пониманию предмета и структуры социологической науки.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Почему позитивизм О. Конта стал доминировать в социологии 1-ой половины 19 в.?

2. Что означает термин «понимающая социология» М. Вебера?

3. Какую парадигму социологии создали Т. Парсонс и Р. Мертон?

4. В чем своеобразие отечественной социологической школы по проблематике, методам и т. д.?

5. Почему европейские школы социологии отличает тенденция в сторону теоретического знания, а американские – в сторону прикладных исследований?

 

Литература

1. Американская социологическая мысль. М., 1994.

2. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961.

3. История буржуазной социологии первой половины ХХ века. М., 1979.

4. Ионин Л. Г. Понимающая социология. М., 1978

5. История теоретической социологии. М., 1997.

6. Кареев Н. И. Основы русской социологии. М., 1998.

7. Кукушкина Е. И. Русская социология XIX – начала ХХ века. М., 1993.

8. Российская социология. Межвузовский сборник. СП. б. 1993.

9. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

10. Сорокин П. Человек. Прогресс. Общество. М., 1992.

11. Социологическая мысль в России. Л., 1978.

12. Социология в России. М., 1998.

 

 

Основные понятия

Общество, страны, государства, социальная система, социальное взаимодействие, социальные связи, социальные отношения, социальные общности и группы, социальные институты, социальная деятельность, социальная структура, структурные элементы системы общество.

 

Цель информации

Дать основные взгляды на общество, господствующие в социальных науках и выявить специфику социологического подхода к обществу, раскрыть сущность общества как сложной социальной системы взаимосвязей, взаимодействий и отношений между людьми.

 

Рекомендации

При анализе многообразия определений общества следует опираться на понятие социальная система и представление зарубежных и отечественных социологов об обществе как социальной структуре, в которой функционально реализуются все стороны жизнедеятельности людей. Общество выступает как наиболее общая система социальной жизни, обеспечивает коммуникацию между людьми в экономике, политике, культуре, быте. Рассмотрите соотношение понятий “система“, “социальная система“, “структура и функции социального“. Для сравнения полезно рассмотреть теории систем в трудах Л. Берталанфи и Т. Парсонса. Далее необходимо выяснить, что в социологии определяется в качестве базовой структурной единицы социальной системы общественные индивиды, социальные отношения, социальная деятельность, социальная общность. Сформулируйте основные системные признаки и основания общества на основе обобщений Э. Шилса.

 

Структурные элементы?

Что такое общество? При самом общем взгляде на общество видно, что оно- совокупность, объединение людей. Это означает, во-первых, что точно так же, как человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного (в том числе и от высокоорганизованных человекообразных обезьян – антропоидов) и его поведения, так и стадо последних не может с научной, в том числе и социологической, точки зрения отождествляться с обществом, несмотря на некоторые внешние сходства. Общество – это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они живут. Биологические отношения животных являются, в сущности, их отношениями к природе, в то время как специфику человеческого общества составляют отношения людей друг к другу.

Люди не могут жить изолированно друг от друга. Ещё Шефтсбери настаивал на том, что человек по природе – существо общественное и общество неизбежно и естественно для него. Как отмечал П. А. Сорокин, “ для того, чтобы общество могло быть, нужно, по меньшей мере, двое людей и чтобы эти люди были связаны друг с другом связью взаимодействия. Такой случай будет простейшим видом общества или социального явления “.» Что такое общество, какова бы ни была его форма? “- ставил вопрос К. Маркс. И отвечал: “ Продукт взаимодействия людей “.

Общество – это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие этих людей.

В социологии понятие общество трактуется неоднозначно. В широком смысле общество рассматривается как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей, а в узком смысле – как социальную организацию нации, народности, населения страны. П. Сорокин считал, что общество – это совокупность людей, находящихся в процессе общения. Общество – это объединение людей связью взаимодействия.

По мнению Шилса общество – это продукт взаимодействия людей, объединённых общей системой ценностей, традиций, законов, правил. Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях.

По М. Веберу, общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других людей действий.

Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, которых объединяют нормы и ценности.

Из этих определений следует, что общество – это целостное единство, состоящее из людей, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Общество – это совокупность, объединение людей, но не механическое, а устойчивое, благодаря рациональной взаимосвязи и взаимодействия людей. Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальныевзаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы и общности, социальные нормы и ценности. Каждый из них находится в тесной взаимосвязи с другими, играет особую роль в обществе.

Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается совокупность людей, объединённых исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия.

Базисными элементами общества выступают: индивиды, социальные действия, связи и взаимодействия, социальные общности, институты, нормы, ценности. Первоосновой общества выступает социальное действие, вызываемое потребностями людей. Человеческое действие, как показал М. Вебер, только тогда приобретает черты социального действия, когда оно осознанно (рационально), и находится во взаимосвязи с действиями других людей, оказывает влияние на их поведение, и одновременно испытывает воздействие от поведения других лиц. Когда люди временно влияют друг на друга, на поведение и действия друг друга, тогда складывается их взаимосвязь и социальное взаимодействие, лежащие в основе всех процессов жизни общества.

Социальная связь – это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях для достижения конкретных целей. Социальная связь может выражаться в форме социального контекста, либо в форме социального взаимодействия – как системы взаимообусловленных социальных действий.

Социальное взаимодействие- это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений.

Социальные отношения – это относительно устойчивые социальные связи и взаимодействия между людьми и социальными группами.

Обществу присуще множество связей, взаимодействий и отношений (межклассовые, межнациональные, групповые), межпоколенческих.

Человеческое действие приобретает характер социального действия, когда оно ориентировано на других, когда оно предполагает прямое или опосредованное взаимодействие с другими людьми. Ориентация на других возникает как средство удовлетворения потребностей самого деятеля.

Субъекты вступают во взаимодействие т. к. зависят друг от друга. Социальная связь это зависимость, реализованная через социальное действие.

Итак, общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Но общество – это не просто сумма индивидов и их связей. На уровне общества индивидуальные действия и связи приобретают новое качество – системное, где отношения носят надиндивидуальный характер. Следовательно общество – это самостоятельная субстанция, система, которая по отношению к индивидам первична, обладает интегральными качествами.

Хотя в повседневной жизни понятие “ общество” используется достаточно широко и многозначно – от небольшой группы людей до всего человечества и от общества любителей пива до всероссийского общества, тем не менее в социологии под обществом понимается объединение людей, характеризующееся: а) общностью территории их проживания, обычно совпадающей с государственными границами и служащей тем пространством, в рамках которого складываются и развиваются взаимосвязи и взаимодействия членов данного общества; б) целостностью и устойчивостью, тем, что П. А. Сорокин называл “ коллективным единством или коллективом “, отличающим сумму невзаимодействующих людей от общества как особого единого целого; в) самовоспроизводством, самообеспеченностью (самодостаточностью), саморегулируемостью, понимаемыми, конечно, не в абсолютном, а относительном смысле и поэтому не исключающим, например, увеличение численности населения за счёт иммиграции или удовлетворение потребностей путём импорта и т. д.; г) таким уровнем развития культуры, который находит своё выражение в выработке системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей.

С учётом сказанного, можно дать следующее общее социологическое определение общества: общество – совокупность людей, объединённых исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием,, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.

В более узком смысле слова, когда, например, речь идёт о российском, американском, японском или французском обществах, под обществом понимается конкретный вид общества со всеми его историческими, социокультурными и иными особенностями. Имея в виду именно такое понимание общества, известный современный американский социолог Н. Смелзер определяет общество как “объединение” людей, имеющее определённые географические границы, общую законодательную систему и определённую национальную (социально-культурную) идентичность”.

При всей теснейшей взаимосвязи таких важнейших и широко употребимых понятий, как “общество”, “страна” и “государство”, их необходимо строго разграничивать.

“Страна” – это понятие, отражающее преимущественно географическую характеристику частей нашей планеты, определённой границами независимого государства. “ Государство ”- понятие, отражающее главное в политической системе страны и поэтому выступающее в качестве важнейшей категории прежде всего политологии. “Общество” – понятие, непосредственно характеризующее социальную организацию страны и поэтому занимающее центральное место в системе категорий социологии.

В общем и целом признавая, что общество есть продукт взаимодействия людей, социологи как в прошлом, так и сегодня нередко по-разному отвечали на вопрос о том, что конкретно служит первоосновой объединения людей в общество. Так, Э. Дюркгейм видел её в надиндивидуальной общности коллективных представлений, чувств, верований, в солидарности как “коллективном сознании”, противостоящем природному эгоизму; М. Вебер – в ориентированных на других (т. е. социальных) действиях; Т. Парсонс и Р. Мертон- в общности тех фундаментальных норм и ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности; Э Шилз – в общности центральной власти, территориальной целостности и согласии центра и периферии.

 

Проблема типизации обществ

Завершая самую общую характеристику общества и его строения, необходимо специально, хотя и кратко остановиться на проблеме типов общества, то или иное решение которой позволяет классифицировать общества на основе выделения наиболее существенных, типичных, интегральных признаков, отличающих группы обществ друг от друга и объединяющих общества одной и той же группы. Тем самым выявляется многообразие проявления единой сущности общества в реальном мире.

Разные социологи по-разному подходили к проблеме типизации обществ. Марксистская социология, например, в основу классификации обществ положила способ производства материальных благ, производственные отношения и прежде всего отношения к собственности, разделив все общества на пять основных общественно-экономических формаций – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (включая и социалистическое общество как её начальную, первую фазу). Другие социологи (американцы Г. Ленски и Дж. Ленски) подразделяют общества по основному способу добывания средств к существованию, различая: а) общества охотников и собирателей; б) садоводческие общества; в) аграрные общества; г) промышленные общества.

Немецкий социолог Ф. Теннис главное внимание сосредоточил на разграничении двух основных типов обществ – допромышленного, традиционного (Гемайншафт – сельская, крестьянская община) и современного, промышленно – городского (Гезельшафт).

Сегодня весьма широко распространено (Д. Белл, А. Турен др.) деление обществ на доиндустриальные или традиционные (в современном понимании- отсталые, в своей основе сельскохозяйственные, примитивные, консервативные, закрытые, несвободные общества), индустриальные (т. е. имеющие развитую промышленную основу, динамичные, гибкие, свободные и открытые по организации социальной жизни) и постиндустриальные (т. е. общества наиболее развитых стран, производственную основу которых составляет использование достижений научно-технической и научно-технологических революций и в которых в связи с резким возрастанием роли и значения новейшей науки и информации произошли существенные структурные социальные изменения).

Этим, конечно, не исчерпывается многообразие классификации обществ.

 

Подведём итоги

Общество – социальный организм, метасистема, включающая в себя все виды социальных общностей и их взаимосвязей и характеризующаяся целостностью, стабильностью, динамизмом, открытостью, самоорганизацией, пространственно-временным бытием.

Целостность – системообразующее качество общества. Она – в общественном производстве: создании жизненных благ, идей, производстве самого человека.

Социальная система – целостность, функционирующая в форме социальных общностей и организаций; её основные элементы: люди, их нормы и взаимодействия; её специфические черты: размытые и меняющиеся параметры управляемости, локализованная во времени и пространстве граница меры познания и контроля за функционированием системы; наличие значительного количества самих систем и многоэлементность каждой из них.

 

Вопросы для самоконтроля

Что общего в определении понятия “общество” содержится в трудах М. Вебера, П. Сорокина, Ф. Тенниса, Т. Парсонса?

Что такое общество? Каковы его признаки?

Дайте определение категории “социальная система.

В чём сущность общества как социальной системы?

Какие основные структурные элементы входят в общественную систему?

Приведите одно из современных определений общества.

Какие типологии общества существуют в социологической литературе?

 

Литература

1. Бендикс Р. Современное общество. (Американская социология). М., 1972.

2. Витаньи И. Общество. Культура. Социология. М., 1984.

3. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимодействие.

4. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. Курс лекций. М., 1996.

5. Фролов С. С. Социология. М., 1994.

6. Кравченко А. И. Социология. Задачник. М., 1997

7. Кравченко А. И. Социология. Учебник для вузов. М., 1996

8. Клименко А., Румынина В. Экзамен по обществознанию. М., 1999.

9.Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимодействие. Thesis? 1993, вып. 2.

Основные понятия

Культура, культурные ценности, социокультурные нормы, культурная реальность, верования, обычаи, традиции, функции культуры (утилитарная, эстетическая, информационная, символическая), субкультура, контркультура, культурный релятивизм, культурная гомогенность, культурная деградация, культурная ассимиляция, культурная интервенция, социокультурный процесс.

 

Цель информации

Сформировать представление о целостности и многообразии такого уникального явления, как культура. Показать её роль в жизнедеятельности общества и личности.

 

Рекомендации

Первый вопрос.Проанализируйте многообразие подходов к определению понятия культуры, раскройте специфику предметного анализа данного феномена, например, культура цивилизации, быта, эпохи, народа, и т. д., а также её основные компоненты: ценности, язык, социальные нормы, верования, технику. В процессе освоения материала используйте как можно больше примеров из практики жизнедеятельности общества и жизни студентов.

Второй вопрос.Анализируя функции культурных ценностей, выделите их роль в регулировании общественных отношений. Уделите особое внимание интериоризации (освоению) культурных ценностей субъектами в процессе социализации, покажите противоречивость этого процесса, разъясните понятия ценности жизни, ценности целей, ценности средств. Рассмотрите характер влияния основных компонентов культуры на науку, искусство, идеологию, политику.

Третий вопрос.Говоря о типах культур, сконцентрируйте внимание на таких понятиях, как субкультура, контркультура, культурный релятивизм, культурная гомогенность, дайте представление о процессах социокультурного развития и культурной деградации, охарактеризуйте источники того и другого. Этот вопрос может быть проанализирован на примере социокультурных процессов, характерных для современного российского общества.

Культурная трансмиссия

В результате в истории общества существует множество культур. Но есть и культурные универсалии. Американский этнограф-социолог Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религию, символы, орудия труда, сексуальные ограничения, спорт, нательные украшения, подарки. Эти универсалии обеспечивают биологопсихологические и социальные потребности.

Место и роль культуры в обществе велики. Она взаимодействует с экономикой, политикой, правом, этикой, моралью, определяет их с







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.137.159 (0.03 с.)