Теоретические предпосылки социально-философской доктрины О. Конта



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические предпосылки социально-философской доктрины О. Конта



«Все труды в области наук и искусств как в одном поколении, так и из поколения в поколение неразрывно связаны между собой так, что открытия одного поколения подготавливают открытия другого»[17]. Так считал основоположник позитивизма Огюст Конт. Поэтому, формулируя цель философского исследования и задачи, которые должны при этом быть решены, Конт анализировал идеи своих философских предшественников. Он указывал на «великое движение, возникшее в человеческом уме два века тому назад, под совокупным воздействием учений Бэкона, умозрений Декарта и открытий Галилея как на момент, когда в мире начал проявляться дух позитивной философии»[18].

Конт особенно высоко ценил Декарта, так как последний особо превозносил разум, предпочитая его воображению. Но Конт и критиковал Декарта, когда анализировал его попытку приме нить математические законы при исследовании общественных явлений. Основатель позитивизма постоянно подчеркивал, что явления социальной жизни относятся к разряду самых сложных и поэтому их анализ с помощью одной математики является не достаточным. Кроме Декарта, Бэкона и Галилея, Конт еще ряд мыслителей называл своими «духовными отцами»: Дидро, Юма, Монтескье, Галля, Лейбница, Кондорсе и др.

Существенная роль в духовном становлении Конта принадле жала французским просветителям XVIII в., философские теории ко торых были полны веры в торжество разума. Общей для философов эпохи Просвещения являлась идея борьбы с религиозной традицией и неприятие любой системы, построенной на отвлеченных принци пах. Конт продолжил эти традиции, критикуя не только религиоз ные умозрения, но и самый дух отвлеченных рассуждений в науке. Он часто подчеркивал, что успешное движение человеческой мысли вперед возможно лишь при условии постоянной борьбы с метафи зикой, теологией и умозрительностью, свойственных современной ему науке и в особенности проявляющихся в науке об обществе.

Наибольшее влияние на творчество Конта оказали произве дения тех французских философов XVIII в., в которых при анализе исторических явлений на первый план выдвигалась идея эволю ции. Это были работы Кондорсе и Тюрго. '

Конт приветствовал эволюционный взгляд Кондорсе на исто рию, но в то же время критиковал своего соотечественника за то, что он 'не смог использовать его в конкретном анализе развития человеческого,общества.

• Причину неудачной попытки Кондорсе создать теорию обще ственного прогресса Конт видел в применении им математичес кого метода для исследования явлений социальной жизни, вмес то того чтобы с этой целью прибегнуть к историческому методу[19].

Вместе с тем Конт считал философскую теорию Кондорсе едва ли не единственной попыткой создания науки об обществе, которая заслуживает серьезного внимания. «Несмотря на ее преждевремен ность, — подчеркивал основатель позитивизма, — и неминуемый провал, философскую теорию Кондорсе можно рассматривать как направляющую на пути, который может окончательно привести к позитивной организации позитивной науки»[20].

В произведениях другого интеллектуального предшественни ка Конта, Тюрго, идея эволюции была представлена более после довательно. Эволюционный взгляд Тюрго на историю во многом совпадал с учением Конта о прогрессе. Тюрго, как впоследствии и Конт, указывал на то, что жизнедеятельность определенного по коления не есть результат случайных взаимодействий между отде льными членами общества, она в значительной степени определена деятельностью предыдущих поколений. В основе учения Тюрго о прогрессе лежали принципы последовательности, постепенности, непрерывности и преемственности, т. е. те самые, которые нашли место в теории общественного прогресса Конта.

Тюрго рассматривал развитие человечества по аналогии с раз витием человеческого разума, причем эволюция последнего оказы валась определяющей. Тюрго представлял последовательный ход развития человеческого разума как последовательную смену тео логического, метафизического и позитивного мышления[21]. Идею Тюрго о трех стадиях развития человеческого разума Конт положил в основу своей социальной доктрины и придал ей значение «вели кого философского и социологического закона».

Кондорсе и Тюрго сыграли значительную роль в интеллектуальном становлении Конта. Но если Кондорсе и Тюрго явились предшественниками Конта на поприще философии истории, то Сен-Симон стал идейным вдохновителем основателя позитивизма и в других областях человеческого знания.

Сен-Симон видел предмет своей философской деятельности в том, чтобы анализировать исторический процесс и разъяснять его смысл. При оценке любой области человеческой деятельности определяющей для него являлась история человеческого разума. Конт положил данную теоретическую установку в основание своего социологического учения.

Как Тюрго и Кондорсе, Сен-Симон строил науку об обществе на основе идеи прогресса. Данная идея и структура социологичес кой теории Сен-Симона, состоящей из социальной динамики и социальной статики, была заимствована Контом и использована им при создании теории общественного развития.

Но не во всем основоположник позитивизма был солидарен со своим идейным наставником. По некоторым вопросам соци ального анализа взгляды их не совпадали. Сен-Симон, например, рассматривая социальные отношения как физиологические, не вы делял учение об обществе в особую отрасль человеческого знания. Конт в данном случае сделал шаг вперед: он четко разделил науки об органической природе на физиологию и социологию.

Отдавая должное заслугам Кондорсе, Тюрго и Сен-Симона в деле развития общественной мысли, Конт тем не менее пришел к выводу о неудовлетворительном состоянии социальной науки XVTII в. В этой связи характерна следующая мысль Конта, которая пронизывает все его рассуждения и оценки прошлого и современ ного ему состояния общественной мысли: «...великий первона чальный кризис новейшей положительной философии оставил вне научного движения в собственном смысле слова только моральные и социальные теории, пребывающие поэтому в неразумной изо лированности под бесплодным господством теолого-метафизи-ческого духа»[22].

Конт не отрицал, что философские концепции французских просветителей являли собой систематическое изложение опреде ленного ряда явлений и строились на базе определенной осново полагающей идеи. Но в своем стремлении создать цельную систе му взглядов французские просветители XVIII в. не были, да и не могли быть, считал Конт, до конца последовательными. Причину их научной непоследовательности Конт видел в игнорировании метода, наблюдения и абсолютизации метода воображения, что, по его мнению, приводило к теоретическим противоречиям, а в ' итоге — к метафизическим поискам конечных причин.

Таким образом, в результате анализа идейного наследия сво их теоретических предшественников Конт четко противопоставил опыт и умозрение, научный и спекулятивный подходы. Это помог ло ему сформулировать задачу, стоящую перед наукой его времени: окончательно лишить метафизического содержания конкретные науки. По мнению Конта, решение этой задачи являлось необхо димым условием для приведения всех областей человеческого знания в тесную взаимосвязь и позволяло проследить взаимодействие, существующее между ними.

Основатель позитивизма не только формулировал задачи, сто явшие перед научным сообществом того времени, но и указывал также пути их решения. Он был убежден, что необходимо рассмат ривать мир как единое целое, базирующееся на-основе единого принципа или закона. Кроме того, Конт полагал, что следует иметь на вооружении метод наблюдения. Наконец, он призывал посто янно апеллировать к данным естествознания.

Конт хорошо понимал важность каждой из перечисленных задач и сложность их решения. Но это его не смущало. Конт всегда оставался познавательным оптимистом. Его сознание, его разум стремились к заветной цели: создать позитивную науку об обще стве. Он был глубоко убежден в том, что социальная наука способ на стать такой же сферой применения точных методов исследова ния, какой были науки о природе.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.130.97 (0.004 с.)