Циальной структуре в указанном выше смысле (в поздних работах);;!!! Таким образом, Рэдклифф-Брауна можно по праву назвать из пионеров структурной социологии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Циальной структуре в указанном выше смысле (в поздних работах);;!!! Таким образом, Рэдклифф-Брауна можно по праву назвать из пионеров структурной социологии.



Теоретическое объяснение

социальных институтов: примеры

Характер социологических объяснений Рэдклифф-БраунщЩ лучше всего проиллюстрировать на примере социологии религии

Которая была предметом его интереса на протяжении всей начиная с исследования андаманских островитян и заканчивая!?! последними, посмертно опубликованными заметками о тотемизй§| ме. Его теория религии получила наиболее полное изложение,^;!!! очерке «Религия и общество»[308]. Она включает следующие основны

Положения. "?<ii! 1. Существование общества зависит от наличия в душах его членов определенной системы чувств, управляющих их поведеЯ|| нием во взаимоотношениях друг с другом и обеспечивающих мшй| нимально необходимую групповую солидарность. (При этом речй|| идет о солидарности не только общества в целом, но и отдельных*!! его групп, например орды, клана, возрастной группы и тд.) : ,

Каждый элемент социальной системы или природный объ:7

Ект, оказывающий влияние на благосостояние или сплочение об- щества, становится объектом этой системы чувств, те. социалъноцЩ ценностью. Включаясь в коллективные обряды, он приобретае|Ц| .ритуальную ценность. (Термин «ценность» употребляется в ней|1| тральном смысле; так, в обрядах австралийских аборигенов риту-'fff альной ценностью наделяются, помимо прочего, такие объектыЩЦ как дизентерия, засуха и т. д. Кроме того, ритуальной ценностью|| | может наделяться не только объект, оказывающий прямое влияниИ| на благосостояние общества, например дичь и продукты земли, и объект; случайно сопутствующий важным социальным событияи, например ворон у австралийских аборигенов, который всегда ;; оказывается рядом с человеком во время охоты — одного из глав-г/ных элементов в их системе жизнеобеспечения.) : , 3. В человеческом обществе указанные чувства не даны от рождения; они развиваются под влиянием общества, в процессе воспитания. (Иначе говоря, эти чувства относятся к особой соци альной реальности.) Л- k- 4. Ритуалы (позитивные и негативные) являются способами регулируемого символического выражения этих чувств в коллек тивном действии. 5. Коллективное выражение этих чувств в ритуальном дейс твии выполняет функцию поддержания этих чувств у индивидов на таком уровне интенсивности, который обеспечивает достаточ ную социальную сплоченность, а также функцию передачи их от поколения к поколению. :, ;/v; 6. Религия является важным и необходимым элементом под держания социального порядка. :;м 7. Основное чувство, поддерживаемое и выражаемое рели гией, — это чувство зависимости, существующее в двух модаль ностях: человек может зависеть от других и должен зависеть от других. (По существу «чувство зависимости», как его описывает Рздклифф-Браун, тождественно таким состояниям, как доверие неуверенность.) й№ 8. В некоторых обществах существует прямая связь между религией и социальной структурой: форма религии соответствует : форме социальной структуры. Однако в тех случаях, когда церков ная (религиозная) структура становится в обществе относительно Независимой, такая связь ослабевает или полностью теряется. Ш Последнему положению Рэдклифф-Браун уделял в своей работе особое внимание, прежде всего в связи с исследования ми; австралийского «тотемизма». Свою теорию тотемизма он не однократно формулировал и переформулировал (в частности, в работах «Андаманские островитяне», «Социальная организация австралийских племен», в ранних этнографических заметках о тотемизме, в очерке «Социологическая теория тотемизма» и в программной лекции «Сравнительный метод в социальной ант ропологии»). В очерке «Религия и общество» эта теория принимает следующие очертания. "' 1. В Австралии существует структурная система кланов; каж-|Ь1Й клан является тотемической группой, имеет свои «тотемные Центры» (священные места, находящиеся на его территории), свой миф о происхождении и свои особые обряды, выполняемые в темных центрах.Официальная цель обрядов (речь идет об интиниума, обйШ рядах размножения) состоит в поддержании дальнейшего вования того естественного вида (растения или животного) природного объекта (например, дождя), который является тотемом!!!' соответствующего клана и с которым клан себя отождествляет. ;Ц|| 2. Функция этих обрядов — поддержание тотемической солиЯр дарности клана. (Партикулярные территории, обряды, мифы держивают внутреннюю сплоченность каждого отдельного клана IIP него отграниченность от других кланов.) ;

Есть ряд тотемических церемоний и обрядов инициации;»! которые собирают несколько кланов на территории одного них. Каждая такая церемония собирает свой особый набор нов; соответственно каждый клан участвует в серии церемонийЦЦ собирающих разные комбинации кланов. Вследствие этого зуется сложная «сеть» кланов, посредством которой каждый соединен, хотя бы косвенно, через ряд опосредствующих звеньев olfl любым другим. На уровне представлений (мифологии) такая поддерживает существование всей природы в целом; на уровне циальной структуры поддерживается клановая система в целом.,§

Подобного рода объяснения выдвигались и в отношении дру11|| гих форм религиозной жизни: системы старшинства рассматривач

Лись как структурная опора культа предков, системы возрастных!!!^ ступеней — как структурная опора того же поклонения предкам ия|| сложных систем посвятительных обрядов и т п. °И| Рэдклифф-Браун вообще предпочитал работать на специальных (частных) теорий. Такие частные теории были разй|| работаны им применительно к таким явлениям, как табу, обычайЭД| шутливых отношений, левират и сорорат, некоторые брачные ряды, особое отношение между сыном сестры и братом матери*3{| классификационные терминологии родства и т. д. В целом егоЦЦ подход к изучению общества можно определить как микросоци^Щ алогический[309]. •

Влияние идей Б. Малиновского

И А. Р. Рэдклифф-Брауна на теоретическую

И эмпирическую социологию

: И Малиновский, и Рэдклифф-Браун оставили заметный след в истории социальной науки. При этом в социальной антрополо гии и социологии как обособленных друг от друга дисциплинах их влияние проявилось неодинаково.

Что касается социальной антропологии, то здесь их роль представляется фундаментальной: они превратили ее в солидную йаучную дисциплину и во многом определили тот облик, кото рый она имеет сегодня. Одновременный выход в 1922 г. моногра фий «Аргонавты западной части Тихого океана» Малиновского н; «Андаманские островитяне» Рэдклифф-Брауна стал одной из ключевых вех в развитии этой науки. С этого времени социаль ная антропология как теоретическая наука уже не могла более создаваться в тиши кабинетов; проведение интенсивных полевых исследований стало необходимым условием теоретизирования, кабинетные спекуляции дилетантов перестали приниматься все рьез. Во многом благодаря Рэдклифф-Брауну и Малиновскому социальная антропология закрепилась в академической среде как наука с далеко идущими теоретическими притязаниями. Оба в зна чительной мере были продолжателями дюркгеймовской традиции в социологии и дали ей «второе дыхание». В работах их многочис ленных учеников и последователей (Э. Эванс-Причарда, Р. Фирта, М. Глакмена, М. Фортеса, И. Шапера, О. Ричарде, М. Сриниваса, Т;- Бейтсона, Ф. Эггана и др.) эта традиция нашла серьезное про должение. Немалое влияние Рэдклифф-Браун и Малиновский ока зали и на американскую антропологию. В США У. Ллойд Уорнер, ученик обоих, провел исследование Янки-Сити, одно из самых масштабных монографических исследований современного сооб щества в истории социальной науки. На социологию Малиновский и Рэдклифф-Браун повлияли меньше, хотя то влияние, которое они на нее оказали, было важным. Оба читали лекционные кур сы в Америке и сыграли немалую роль в популяризации идей Дюркгейма среди американских социологов. Теоретические до стижения обоих стали одной из отправных точек в развитии сов ременных версий структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон). Следы влияния Рэдклифф-Брауна можно обнаружить в микросоциологических исследованиях Э. Гоффмана.

Основная литература

1. Малиновский Б. Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 2000.

2. Малиновский Б. Научная теория культуры // Культурология: Дайджест. М., |

2000. № 1. С. 33-104. •:

3. Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. М., 2001. ;

4. Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. 1УЦ

2001. ;

Дополнительная литература

1. Никишенков А.А. Структурно-функциональные методы А.Р. Рэдклифф- Брауна в истории британской социальной антропологии // Рэдклифф- Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. М., 2001. С, 258-303. -К

2. Николаев В.Г. Сравнительная социология А.Р. Рэдклифф-Брауна // Рэдклифф?, Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. М., 2001. С. 297-408. . ,

 

и Фридриха Энгельса



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.62.49 (0.007 с.)