С; Восприятие и влияние Вебера



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С; Восприятие и влияние Вебера



ааЬ Вебер не создал социологической школы, не оставил учени ков,, глубокое изучение его трудов началось лишь после его смер-: ти;;Начавшееся в 1920-е гг. в Германии обсуждение трудов Вебера было прервано национал-социализмом. Большинство немецких социологов были вынуждены покинуть Германию, и работы Вебера вплоть до конца 40-х гг. обсуждались в основном в среде эмигриро вавших в США ученых. Среди первых комментаторов социологии Вебера выделяется О. Хинтце, уделивший особое внимание рабо там Вебера по социальной истории и государству, а также А. фон Шелтинг, анализировавший наукоучение Вебера. В теоретическом плане социология Вебера нашла развитие в работах А. Шутца, К. Маннгейма, а вне Германии в 30-е гг. — Т. Парсонса. ,;••.(• Шутц разработал теорию познания понимающей социологии, опирающуюся на феноменологию Гуссерля. Социология знания

К. Маннгейма возникла не как ортодоксальное продолжение, а скорее как синтез веберовской социологии с другими подходами (наряду с неокантианством и феноменологией Гуссерля Маннгейм использовал также марксистские взгляды).

В США знание социологии Вебера долго ограничивалось поч ти исключительно текстом перевода «Хозяйства и общества», снаб женным комментарием Т. Парсонса. Парсонс, познакомившийся с социологией Вебера в 20-е гг. будучи студентом Гайдельбергского университета, по возвращении в США соединил ее с социологи ческими теориями Э. Дюркгейма и В. Парето, а также с неоклас-; сической экономической теорией А. Маршалла в синтетическую теорию социального действия под названием «волюнтаристская теория действия». ,:

В послевоенной социологии можно выделить два основных подхода к научному наследию Вебера: ориентированный на те оретические разработки в социологии и на отраслевые социаль но-научные исследования. Социологическая теория долгие годы обсуждалась в контексте дискуссий о «большой теории», разра батываемой такими социологами, как Парсонс, Луман, Хабермас и др. В области отраслевых и прикладных исследований, ярким примером которых является социология организаций, наблюдается устаревание социологических исследований Вебера, которые обна руживают все меньшую связь с проблематикой современности.

В 90-е гг. большая социология обратилась к новому кругу вопросов, который обозначается понятием «социология пост модерна». При этом наблюдается, с одной стороны, нарушение сохраняемой прежде, по меньшей мере в области теоретической социологии, ориентации на историко-научную преемственность и систематику, а'с другой — достаточно произвольное комбини рование различными блоками знания. В этой ситуации анализ ра бот классиков существенно теряет свое значение. В поле внима ния социологии попадают новые явления и проблемы, связанные, например, с осмыслением социально обусловленных процессов разрушения среды, привычных форм общежития и т.п. Введение в научный оборот таких понятий, как «общество риска», «реф-1 лексивная модернизация» и др. (У. Бек в Германии, А. Гидденс в Великобритании), связано с проблемами и явлениями, которые почти не затрагивались в социологии Вебера или не могли затраги-' ваться: бесконтрольное развитие техники, компьютеризация пов седневной жизни, распад характерной для промышленного капи тализма классовой структуры, пересмотр роли науки и экспертов в

развитии современных обществ, противостояние богатого центра бедной периферии и т.д. Вебер оказывается здесь теоретиком фазы общественного развития, называемой «первой модернизацией». В этой связи говорят о необходимости исторической релятивизации и «ситуативной привязки» социологии Вебера, о границах ее ло кальной полезности в обществах, совершающих так называемую догоняющую модернизацию, и т.д.

Подводя итог, можно сказать, что на исходе столетия завер шился очередной цикл дискуссий о научном наследии Вебера, результатом которого стала констатация непреходящей ценности социологии Вебера как объекта историко-гносеологических ис следований, а также факта большого влияния его идей на развитие самых разных течений и направлений мысли в социологии, что и обеспечивает Веберу статус классика.

Литература

Произведения Макса Вебера

I. WeberM. Soziologie, Weltgeschichtliche Analysen, Politik. Hiirg. von Johannes Winckelmann. Stuttgart, 1968.

2.

Weber M. Methodologische Schriften. Studienausgabe. Einfuhrung v. Johannes Winckelmann. Frankfurt am Main 1968.

Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft, GrundriB der verstehenden Soziologie. Hiirg. von Johannes Winckeimann. Tubingen, 1976. Weber M. Die protestantische Ethik. Bd. Mimchen; Hamburg, 1978. Weber M. Max Weber Gesamtausgabe. Hiirg. von Horst Baier, M. Rainer Lepsius, Wolfgang J. Mommsen, Wolfgang Schluchter, Johannes Winckelmann. Tubingen, 1984 ff.

Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie, Band 1—3. 1988. Weber M. Gesammelte politische Schriften. Mimchen; Tubingen, 1988. Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Wissenschaftslehre. Tubingen, 1988. Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Sozial und Wirtschaftsgeschichte. Tubingen, 1988.

Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Soziologie und Sozialpolitik. Tubingen, 1924.

Биографические и библиографические работы о Вебере

Weber Marianne. Max Weber. Ein Lebensbild.

Baumgarten Ed. Max Weber — Werk und Person. Dokumente. Tubingen, 1964.

Seyfarth C.; Schmidt G. Max Weber Bibliographic. Eine Dokumentation der

Sekundarliteratur. Stuttgart, 1982.

Fugen H. Norbert. Max Weber. Reinbek, 1985

Рецепция Вебера в Германии

Bade/' Veil Michael, и.о. Einfiihrung in die Gesellschaftstheorie. Gesellschaft, Wirtschaft und Staat bei Marx und Weber (2 Bande). Frankfurt am Main und New York, 1976.

 

 

2. BreuerS.; Treiber, Hubert. Zur Rechtssoziologie Max Webers. Interpretation, Kritik, Weiterentwicklung. Opeaden, 1984.

3. Hennis W. Max Webers Fragestellung, 1987.

4. Hennis W. Max Webers Wissenschaft vom Menschen. J.C.B.MohrЈPaul Siebeck), Tubingen, 1996.

5. Jaspers K. Max Weber. Munchen, 1988.

6. KockaJ. Max Weber, der Historiker. Gottingen. 1986.

7. Lowitli K. Max Weber und Karl Marx // Gesammelte Abhandlungen. Tubingen, 1960. • . . .

8. Mornmsen W. Max Weber. Gesellschaft, Politik und Geschichte. Frankfurt am . Main, 1974.

9. Mommsen W.; Schweniker W., Hrsg. Max Weber und seine Zeitgenossen. Gottingen, 1988.

10. Prewo R. Max Webers Wissenschaftsprogramrn. Versuch einer methodischen NeuerschlieBuug. Frankfurt am Main, 1979.

11. Rehberg K. Rationales Handeln als grossbiirgerliches Aktionsmodell // Kulner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie, 1979. 31. N 2. S. 199-236.

12. RehbinderM; TieckK.P., Hrsg. Max Weber als Rechtssoziologe. Berlin, 1987.

13. Riesebrodt M. Ideen, Interessen, Rationalisierung: Kritische Anmerkungen zu F.H. Tenbrucks Interpretation des Werkes Max Webers // Kolner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie. 1980. 32. N 1. S. 111-1295.

14. Schluchter W. Aspekte biirokratischer Herrschaft. Munchen. Paul List Verlag, 1972.

15. Schluchter W. Die Entwicklung des okzidentalen Rationalismus. Eine Analyse von Max Webers Gesellschaftsgeschichte. Tubingen, 1979.

16. Schluchter W. Rationalismus und Weltbeherrschung. Studien zu Max Weber. Frankfurt am Main. 1980.

17. Schluchter W. Religion und Lebensfuhrung. Studien zu Max Webers Kultur- und \\ferttheorie. Frankfurt am Main (2 Bande), 1988.

18.Schollgen G. Max Weber. Munchen, 1998.

19. Sprondel W.M.; Seyfarth C. Hrsg. Max Weber und die Dynamik der gesellschaftlichen Rationalisierung. Stuttgart, 1981.

20.Stauth G.; Turner B.S. Nietzsche in Weber Oder die Geburt des modeien Genius' im professionellen Menscnen // Zeitschrift fur Soziologie. 1986. 15. N 2. S. 81-94.

21.Tenbruck F.H. Die Genesis der Methodologie Max Webers // Kulner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie. 1959. U.S. 573ff.

22. Tenbruck F.H. Das Werk Max Webers // Kulner Zeitschrift fur Soziologie und ' Sozialpsychologie. 1975. 27. S. 663-702.

23.Tenbruck F.H. Das Werk Max Weber: Methodologie und Sozialwissens-chaften // Kulner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie. 1986. 38. N 1. S. 13-31.

24.Wagner G.; Zippriant H., Hrsg. Max Webers Wissenschaftslehre. Interpretation und Kritik. Frankfurt am Main (2 Bande), 1990.

25.Weiss J. Max Weber Grundlegung der Soziologie. Munchen, 1975.

26.Weiss, Johannes. Max Weber heute. Ertrage und Probleme der Forschung. Frankfurt am Main, 1989.

27.Winckelmann J. Die Herkunft von Max Webers «Entzauberungs» —Konzeption // Kulner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie. 1980. 32. N 1. S. 12-53.

Рецепция Бебера в Британии и США 1. Albrow M. Max Weber. Construction of Social Theory. Hounsmill, 1990.

Andreski S. Max Weber. Insight and Errors. London, 1984.

Bendix R. Max Weber. An Intellectual Portrait. Berkeley et al. (University of

California Presis), 1960.

Burger T. Max Weber. Theory of Concept Formation. Durham, 1987.

Collins R. Weberian Sociological Theory. Cambridge, 1986.

ErdelyiA. Max Weber in Amerika. Wirkungsgeschichte und Rezeptionsgeschichte

Webers in der anglo-amerikanischen Philosophic und Sozialwissenschaft. Wien

(Passagen—Verlag), 1992.

Huff Т.Е. Max Weber and the Methodology of Social Sciences. New Brunswick, 1984.

Parsons T. The Structure of Social Action. The Free Press, New York and London, 1937.

Whimster S.; Lash S., eels. Max Weber. Traditionality and Modernity. London, 1987.

Рецепция Бебера в других, странах

Istas M. Les morales selon Max Weber. Paris, 1986.

Massot V.G. Max Weber у su sombra. Buenos Aires (2. ed.), 1986.

Orzechowski M. Polytika wladza panownie w teorii Маха Webera. Warszawa, 1984.

Raynaud P. Max Weber et les dilemmes de la raison moderne. Paris, 1987.

Rossi P. Max Weber. Oltre lo storicismo. Milano, 1988.

Segre S. Weber, Mosca, Pareto. Milano, 1985.

Weiss J. Max Weber heute. Ertrage und Probleme der Forschung. Frankfurt am

Main (enthalt eine Dokumentation der auslandischen Weber-Rezeption). Hg.,

1989.

Теория общества Макса Вебера* представляет собой комплек сное образование, в котором можно вычленить по крайней мере два крупных блока. Во-первых, это общая социологическая кон цепция общества, призванная продемонстрировать, что такое об щество в социологическом смысле слова. И во-вторых, это теория генезиса и функционирования капиталистического общества как конкретного исторического типа социального устройства.

Теория общества Макса Вебера самым существенным образом связана с его методологическими взглядами. Они определяются об щими положениями методологии наук о культуре, в которые входит и социология. Именно в рамках методологии Вебером создается представление о природе социального и способах его познания, без экспозиции которых невозможно воспроизвести и описать веберов-скую концепцию общества. В силу этого обстоятельства эксплика цию веберовской теории общества необходимо начать с изложения тех методологических позиций Вебера, которые представляются существенными для понимания его теории общества.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.96.184 (0.011 с.)